Дознание как психический процесс зависит от

Обновлено: 25.06.2024

Предварительное расследование уголовного дела – самостоятельная часть уголовного судопроизводства, осуществление которой возможно двумя способами, одним из которых является дознание (УПК РФ, часть 1, ст.150).

Дознание есть одна из разновидностей уголовно-процессуальной деятельности (форма предварительного расследования), направленная на установление обстоятельств, значимых для поиска истины в расследуемом уголовном деле, и применяемая уполномоченными лицами в случаях, когда производство предварительного следствия по рассматриваемому уголовному делу не является необходимостью.

Дознание в уголовном процессе можно назвать дополнительным инструментом предварительного расследования, который используется для расследования преступных деяний небольшой и средней тяжести. УПК подобные преступления определяет как те, мера пресечения по которым не превышает пяти лет.

Полномочием осуществлять дознание наделены:

  • следователи Следственного комитета РФ в установленных законом случаях;
  • ОВД РФ;
  • пограничные органы ФСБ;
  • органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ;
  • таможенные органы;
  • органы Государственного пожарного надзора;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • капитаны морских и речных судов в рамках расследования дел на подотчетной им территории;
  • лица, возглавляющие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

На стадии разработки проекта Уголовно-Процессуального Кодекса дознание вводилось в уголовно-процессуальный процесс как упрощенная версия предварительного следствия. Вводимые далее в УПК изменения постепенно нивелировали значимую разницу между предварительным следствием и дознанием, что стало основой появления некой разновидности дознания – дознания в сокращенной форме.

Виды дознания

На сегодняшний день юридическая практика подразумевает возможность применения одного из следующих видов дознания:

  • дознание в полной форме общего порядка;
  • дознание в сокращенной форме.

Полная форма дознания общего порядка

Общий порядок дознания аналогичен порядку, установленному УПК РФ для предварительного следствия, но, в то же время, подразумевает некоторые исключения.

Стандартный регламент отводит на производство дознания с момента возбуждения уголовного дела 30 суток. В этот срок не входит время ознакомления с актом обвинения и материалами по рассматриваемому делу обвиняемым, потерпевшим, защитником обвиняемого, представителем потерпевшего. Закон предусматривает возможность продления указанного срока:

  • на усмотрение прокурора – на 30 суток;
  • на усмотрение прокурора, военного прокурора и их заместителей – на срок до 6 месяцев (в ситуациях необходимости произвести судебную экспертизу);
  • на усмотрение районного судьи, военного судьи на основании ходатайства дознавателя и согласия прокурора или военного прокурора – на срок до 6 месяцев в ситуации невозможности завершить дознание в стандартный срок, при отсутствии причин изменить/отменить меру пресечения (заключение под стражу, домашний арест);

Заключение суда, исключающее возможность отменить или изменить меру пресечения, не должно быть голословным: необходимо подкрепить его соответствующей информацией от дознавателя. Эти сведения должны указывать на те обстоятельства рассматриваемого преступного деяния (включая личные характеристики обвиняемого), которые явно будут указывать на нецелесообразность изменения меры пресечения (например, обвиняемый, выпущенный на свободу, может скрыться от следственных органов, будет чинить препятствия в расследовании дела и пр.).

  • на усмотрение прокурора субъекта РФ или военного прокурора – на срок до 12 месяцев (в исключительных ситуациях, когда необходимо дополнительное время на исполнение запроса о правовой помощи);
  • продление указанного срока (и возобновление дознания в случае его приостановки) также может производиться на усмотрение руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, когда в его производстве находится рассматриваемое дело.

Лицо, осуществляющее дознание, составляет уведомление о подозрении в совершении преступления в ситуации, когда дело об уголовном преступлении возбуждается по факту его совершения, а процедура дознания стала источником достаточных и достоверных сведений, на основании которых возможно подозревать некое лицо в совершении рассматриваемого преступления.

Такое уведомление должно содержать: личные данные лица, подозреваемого в совершении рассматриваемого преступного деяния (полное имя, дата и место рождения); описание обстоятельств самого преступного деяния (место, время, способ и прочие характеристики); описание ущерба, нанесенного преступным деянием (характер и объем); положения Уголовного Кодекса, закрепляющие меру ответственности за рассматриваемое преступление (часть, статья, пункт).

В случае подозрения некого лица в совершении нескольких преступных деяний уведомление должно содержать отсылку на все положения Уголовного Кодекса (часть, статья, пункт), соответствующие каждому из этих преступлений.

Также закон устанавливает срок, в который дознаватель обязан осуществить допрос подозреваемого/подозреваемых по существу дела – 3 суток с момента, когда подозреваемому/подозреваемым передано уведомление о подозрении в совершении преступного деяния.

Общее правило гласит, что до составления обвинительного акта в завершение расследования лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния, остается в этом статусе, не становясь обвиняемым. Таким образом, на протяжении всего периода, отведенного на процедуру дознания, фигура обвиняемого отсутствует.

Если подозреваемое лицо было заключено под стражу, с этого момента у должностного лица, согласно исключительному порядку УПК, есть 10 дней, чтобы:

  • завершить производство дознания составлением акта обвинения, или
  • вынести заключение об отмене примененной меры пресечения и прекращении уголовного судопроизводства в отношении подозреваемого, или
  • вынести постановление о привлечении ранее подозреваемого лица в качестве обвиняемого (порядок предъявления обвинения определен УПК, ст.171-172).

Результатом процедуры дознания является обвинительный акт, представляющий собой симбиоз постановления о привлечении ранее подозреваемого в качестве обвиняемого и заключения, содержащего окончательную формулировку обвинения, с которой рассматриваемое дело будет отправлено в следующие по регламенту инстанции.

Для случаев, когда расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом данных, нормы УПК предусмотрели возможность осуществления дознания группой дознавателей.

Полномочием назначать проведение дознания указанным выше способом наделен начальник органа дознания. Пометка о применении такой формы дознания проставляется в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в принципе составляется отдельное самостоятельное постановление. И в том и в другом случае должен быть приведен перечень всех лиц (полные имена), уполномоченных на производство дознания по рассматриваемому делу, и указано, кому из группы поручается руководство группой. В состав группы дознавателей могут входить также представители органов, функцией которых является оперативно-розыскная деятельность.

Регламент функционирования группы дознавателей закреплен в УПК (ст. 223.2). В частности, лицо, руководящее работой группы дознавателей, должно выполнять следующие функции: общая организация работы группы, руководство деятельности членов группы, формирование акта обвинения.

Обвинительный акт

Обвинительный акт представляет собой процессуальный документ, являющийся итогом произведенной процедуры дознания и содержащий обвинение, основанное на фактах, выявленных в ходе расследования.

Акт обвинения составляется дознавателем на основании его заключения о том, что все необходимые следственные действия по рассматриваемому делу произведены, а установленных фактов достаточно, чтобы сформулировать обвинение. Обвинительный акт является основанием для прокурора передать рассматриваемое уголовное дело в суд.

Помимо основной функции (изложение формулировки обвинения) акт обвинения призван решить следующие задачи:

  • подвести итог процедуры дознания;
  • собрать в единую систему, упорядочить все собранные факты и доказательства, что существенно облегчает дальнейшее судопроизводство в плане ознакомления с материалами по делу, оперирования ими;
  • привести логическое обоснование вывода о виновности подозреваемого, основанное на собранных доказательствах;
  • квалифицировать с юридической точки зрения действия подозреваемого;
  • сформулировать юридические выводы по рассматриваемому делу;
  • установить границы обвинения, в пределах которых суд может определить приговор.

В ситуации, когда подозреваемый находится под стражей, дознаватель должен сформировать акт обвинения в течение 10 суток с момента взятия подозреваемого под стражу. Если указанный срок не соблюден, дознаватель предъявляет обвинение, процедура дознания продолжается или мера пресечения относительно подозреваемого изменяется/отменяется.

Когда дознание не удается завершить в пределах 30 суток с момента задержания подозреваемого, при этом причины для изменения/отмены его меры пресечения отсутствуют, указанный срок может быть увеличен на срок до 6 месяцев на усмотрение судьи на основании ходатайства дознавателя и соответствующего согласования с прокурором.

Обвинительный акт содержит следующие данные:

  • сведения о факте его составления: место, дата;
  • сведения о лице, сформировавшем акт: фамилия, инициалы, должность;
  • сведения о подозреваемом;
  • описание обстоятельств преступного деяния: место, время, способ, цели и прочие характеристики, могущие иметь значение в рассмотрении конкретного дела;
  • собственно обвинительная формулировка с отсылкой к соответствующим положениям УК;
  • краткое, но емкое описание собранных в ходе дознания фактов и доказательств, являющихся основанием обвинения;
  • изложение доказательств, на которые опирается сторона защиты;
  • перечень обстоятельств как отягчающих наказание, так и тех, что его могут смягчить;
  • сведения о лице, которому был нанесен вред, а также о характере этого вреда и его объеме;
  • перечень лиц, которых необходимо вызвать для участия в судебном заседании.

Обязательным приложением к обвинительному акту является справка по делу, содержащая информацию о собственно процедуре произведенного дознания с отсылками к листам уголовного дела:

  • сроки процедуры;
  • принятые меры пресечения (заключение под стражу, домашний арест) с указанием соответствующих временных периодов;
  • характеристики вещественных доказательств;
  • сведения о гражданском иске и реализованных мерах по его обеспечению;
  • данные касательно конфискации имущества, если таковое имело место;
  • сведения о процессуальных издержках;
  • данные о принятых мерах относительно обеспечения прав иждивенцев, если таковые имеются у подозреваемого или потерпевшего.

Особенностью обвинительного акта, отличающей его от обвинительного заключения, является то, что после составления с актом обвинения согласно процессуальным нормам необходимо ознакомить всех лиц, имеющих заинтересованность в рассматриваемом деле.

Ознакомление с обвинительным актом обязательно для обвиняемого и его защитника, а потерпевший или лицо, представляющее его интересы, могут ознакомиться с актом обвинения и материалами по делу только на основании ходатайства. Также на основании ходатайства могут ознакомиться с материалами дела гражданский истец, гражданский ответчик и их представители (статьи 44,45,54,55 УПК).

Составленный обвинительный акт заверяется подписью начальника органа дознания, после чего совокупно с материалами уголовного дела акт передается прокурору. Прокурор, в свою очередь, изучая поступившие документы, осуществляет проверку:

  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта материалам дела;
  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта уголовно-процессуальным требованиям;
  • в полной ли мере произведено расследование;
  • соблюдены ли права субъектов уголовного процесса;
  • приняты ли при необходимости меры по нивелированию обстоятельств, повлекших за собой преступное деяние.

Время рассмотрения прокурором уголовного дела и поступивших по нему документов – 2 суток, после чего им должно быть принято одно из возможных решений:

  • утвердить поступивший обвинительный акт и передать рассматриваемое дело в судебную инстанцию;
  • вернуть уголовное дело с целью осуществления дополнительных мер дознания (на срок до 10 суток) или внесению в обвинительный акт корректив (если он не отвечает соответствующим требованиям ст. 225 УПК, на срок до 3 суток);
  • прекратить уголовное судопроизводство;
  • передать уголовное дело для осуществления предварительного следствия.

В процессе рассмотрения поступившего уголовного дела прокурор уполномочен на свое усмотрение изъять из обвинительного акта некоторые пункты обвинения или изменить квалификацию преступного деяния.

Также прокурор несет ответственность за ознакомление с обвинительным актом и материалами дела заинтересованных лиц. Как уже было сказано выше, ознакомление с документами по делу обвиняемого и его защитника является обязательным. Если обвиняемый отказался принять копию акта обвинения, не явился по вызову прокурора, прокурор передает рассматриваемое дело в судебную инстанцию с соответствующей пометкой о причинах, по которым не произошла передача обвиняемому копии обвинительного акта.

§ 7. Использование знаний о закономерностях памяти в следственной практике

Свидетельские показания в большинстве случаев формируются в результате непроизвольного (непреднамеренного) запоминания.

Это значительно снижает объем и точность запоминания и воспроизведения. Однажды на лекции профессора Листа по уголовному праву произошел следующий инцидент. Один из студентов, оскорбленный замечанием другого студента, набросился на него с угрозами. В ответ на это другой выхватил из кармана револьвер и прицелился в нападающего. Инцидент был прекращен в результате вмешательства присутствующих. Дело разбиралось в университетском суде. По нему прошло много свидетелей. Процент непреднамеренно ложных показаний у каждого свидетеля колебался от 20 до 80, а свидетелями были студенты, специализирующиеся по уголовному праву. Причем по основной и наиболее напряженной части события (когда возникла угроза выстрела) процент ошибочных показаний еще более резко возрос.

По этой части не только давались ложные, но и прибавлялись вымышленные показания. Этот инцидент специально был инсценирован профессором Листом для изучения формирования свидетельских показаний. Такие эксперименты были неоднократно повторены, в них были получены аналогичные результаты.

В опытах Штерна было исследовано изменение показаний свидетелей в зависимости от промежутка времени между запоминанием и воспроизведением. Штерн показывал испытуемым три картинки и предлагал запомнить их содержание (преднамеренное запоминание).

Испытуемые знали о последующем опросе по этим картинкам, т. е. у них была установка на запоминание. Первый опрос был произведен тотчас после экспозиции, а второй — через пять дней.

Было установлено, что отсрочка воспроизведения на пять дней увеличивает количество ошибок на 10%. В опытах также было установлено, что из всех показаний безошибочным был только 1%. При этом надо учитывать, что восприятие обстоятельств было целенаправленным, с установкой на запоминание, а преднамеренные ложные показания были полностью исключены.

Иногда необычное свойство предмета заменялось другим, более привычным.

Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией ранее воспринятого. Вспоминая те или иные события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям. При испуге преувеличивается степень угрожающих обстоятельств, чувство ненависти содействует воспроизведению прежде всего негативных качеств другого человека и т. п.

Запоминание различных событий и обстоятельств свидетелями обычно бывает непланомерным, специально неорганизуемым. Наиболее характерными ошибками воспроизведения при таком запоминании являются:

1) смешиваются предметы (вместо одного предмета указываются сходный с ним другой);

2) изменяется количество предметов (увеличивается или уменьшается в зависимости от отношения к событию, эмоционального состояния и т. д.);

3) при воспроизведении событий и обстоятельств осуществляется их реконструкция в зависимости от индивидуально-типологических свойств личности и психических состояний.

При допросе необходимо установить прежде всего те обстоятельства, которые были объектом сенсорной (чувственной) деятельности свидетеля, а не результатом его суждений и умозаключений.

При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, следователю необходимо учитывать особенности процесса узнавания. Этот процесс основан на взаимодействии восприятия и памяти (выше уже говорилось об узнавании в его связи с восприятием).

В стрессовых ситуациях, в обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов в результате торможения ранее образованных связей.

В заключение отметим, что при допросе несовершеннолетних лиц необходимо учитывать, что особенностью детской памяти является ее образный характер. Дети и подростки лучше запоминают предметы и наглядные ситуации. Из словесного материала они лучше запоминают эмоционально действующие части рассказа и значительно хуже — отвлеченные понятия.

В процессе воспроизведения материала подростками не всегда осуществляется систематизация материала, его группировка, выделение существенного; иногда второстепенные, но наглядно яркие стороны предмета выступают на передний план.

Дети и подростки более подвержены внушению. При формулировке вопросов на допросе следователю необходимо особенно тщательно избегать того, что может оказать внушающее воздействие.

О высокой степени внушаемости подростков свидетельствует следующий факт. У учащихся 5 класса спросили, какого цвета борода у их учителя физики — черная или рыжая. Многие учащиеся дали определенный ответ в отношении цвета бороды их учителя (некоторые сказали, что борода черная, а другие — рыжая), в то время как у этого учителя вообще не было бороды.

Дети и подростки более склонны к ложному узнаванию, так как видовые признаки они принимают за индивидуальные. (Так, одна девочка ложно опознала человека, якобы изнасиловавшего ее, показав на сходство цвета туфель, кепки, роста, цвета брюк и волос.) Недостаточность знаний подростка также может быть причиной ложного узнавания. (Один подросток ложно опознал оружие по короткому дулу предъявлявшегося оружия, но предъявлялся карабин, а в преступном действии использовался обрез ружья.)

В следственной практике иногда возникает необходимость опроса лиц с различными формами ослабления памяти — амнезией. Особенно часто встречается старческая амнезия, вызванная склерозом мозга. Для нее характерно прежде всего забывание собственных имен, их смешивание. Наибольшему забыванию подвергаются факты недавнего прошлого, тогда как факты далекого прошлого сохраняются в памяти достаточно прочно.

Люди, перенесшие физические травмы (например, сотрясение мозга), могут страдать ретроградной амнезией. В этих случаях они прежде всего забывают факты, которые непосредственно предшествовали травме, а затем все более и более отдаленные факты. При выздоровлении начинается обратный процесс.

В результате крайнего переутомления может затрудняться процесс узнавания (это временное нарушение памяти называется парамнезией).

Итак, мы завершили рассмотрение познавательных процессов. Все эти процессы интегрируются в едином потоке психической деятельности, обеспечивая адекватное отражение действительности, создавая ориентировочную основу поведения. На этом базисе совершается эмоционально-волевая регуляция поведения.

Рассмотрим в заключение сводную таблицу 5.

Познавательные процессы

Познавательный Классификация явлений (в пределах каждого познавательного процесса) Закономерности Индивидуально
процесс типологические
особенности
1 2 3 4
I, Ощущение — психический процесс отражения элементарных физико-химических свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств По расположению рецепторов: I. Пороги чувствительности: 1) Сензитивность — природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов
1) экстерорецептивные, 1) нижний порог абсолютной чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения) 2) сенсибилизированность — повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности
2) проприорецептивные, 2) верхний порог абсолютной чувствительности (максимальная величина доболевой интенсивности воздействия) 3) сенсорная организация — комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона
3) интерорецептивные По взаимодействию рецепторов с раздражителем: 3) разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения)
1) дистантные II. Закономерности изменения чувствительности:
2) контактные 1)адаптация
По органам чувств: зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статистические, вибрационные 2) сенсибилизация, десенсибилизация
3) контраст
4) синестезия
II. Восприятие — психический процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличительных признаков По форме психической активности: преднамеренное и непреднамеренное 1) Осмысленность (категориальная идентификация объекта) 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией,установками и интересами индивида;
По анализаторам: зрительные, слуховые, осязательные 2) целостность 2) Обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности — синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия
По специфичности отражаемой формы существования материи: восприятие пространства и времени 3) предметность
По структуре: симультанное, сукцессивное 4) структурность
5) избирательность
6) апперцептивиость
7) константность
III. Мышление - По операционным компонентам: 1) Проблематичная направленность, 1) Особенности динамики сигнальных систем (мыслительный, художественный или смешанный тип высшей нервной деятельности);
психический процесс опосредованного и обобщенного отражения закономерных связей, существенных для решения проблемных задач сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация, конкретизация 2) анализ через синтез, 2) сочетание и уровень развития различных видов мышления. Развитость отдельных мыслительных операций.
По формам мышления: 3) обоснованность, Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса;
суждение, умозаключение, понятие 4) селективность, 3) креативные возможности личности — способность видеть проблемы;
По видам: 5) антиципированность, 4) целенаправленная организованность — способность подчинять поисковые действия цели;
практически-действенное, наглядно-образное, теоретическо-абстрактное 6) рефлексивность, 5) антиципационные и селективные возможности — способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно актуализировать необходимые знания;
По содержанию: 7) взаимосвязь осознанного и неосознанного, 6) импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений;
практическое, научное, художественное 8)структурность 7) глубина мышления — способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений;
По стандартности-нестандартности и операциональным процедурам: 8) широта мышления — способность интегрирования сведений из различных областей знаний;
алгоритмическое, эвристическое, дискурсивное (рассудочное), интуитивное 9) гибкость или ригидность ума — способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения;
В зависимости от глубины обобщенности: 10) критичность — адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий
эмпирическое, теоретическое
6) импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений;
7) глубина мышления — способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений;
8) широта мышления — способность интегрирования сведений из различных областей знаний;
9) гибкость или ригидность ума — способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения;
10) критичность — адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий
IV. Воображение — психический процесс конструирования новых образов при включении опыта в новые ситуации По способам активности: 1) Активизация в ситуации неопределенности, эвристичность, 1) Образность воссоздающего воображения (взаимосвязь сигнальных систем);
активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное 2) реконструкция элементов опыта, 2) рефлексивные возможности;
По результатам: 3) синтезирование новых отношений, 3) способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям;
воссоздающее и творческое 4) схематизация, 4)способность предвидения событий и их эмоционального переживания;
По глубине синтетичности: 5) типизация, 5) подчинение настоящего перспективным целям;
агглютинация, аналогия, гиперболизация, заострение, схематизация,типизация 6) антиципация посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии 6) творческие возможности индивида
V. Память — психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, образующее информационно-регуляционный фонд поведения индивида По форме психической активности: произвольная и непроизвольная I. Закономерности (условия) непроизвольного запоминания: 1) Ведущий вид памяти — зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, образная, эмоциональная;
По процессам: запечатление, сохранение, воспроизведение, забывание 1) зависимость от силы раздражителя; повышенная ориентация на его начало и конец; 2)быстрота запоминания;
По видам: 2)зависимость от индивидуальной значимости раздражителя; 3)прочность сохранения;
а) по анализаторам: зрительная, слуховая, двигательная, органческая и др.; 3) зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя; 4) объем и точность запоминания;
б) по сигнальным системам и роли подкорковых образований: образная, логическая, эмоциональная; 4) зависимость от включенности объекта в структуру деятельности 5) мобилизационная готовность к правильному воспроизведению;
в) по способам запоминания: прямая и опосредованная II. Закономерности (условия) произвольного запоминания: 6) суггестивность-асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения;
По системам: сенсорная, кратковременная, оперативная, долговременная 1) осознание значимости, цели запоминания; 7) профессиональная направленность
2) осознание смысла воспринимаемого;
3) установление структурно-логических взаимосвязей в материале запоминания;
4) логическая реконструкция материала — обобщение, систематизация, схематизация, установление смысловых ассоциаций

Читайте еще:

Возвращаемся к забыванию сновидений. Мы не сделали еще из него одного важного вывода. Если бодрствующее состояние обнаруживает несомненное намерение забыть сновидение, образованное во время сна, либо целиком по пробуждении, либо же частями в течение дня, и если главным виновником этого забывания.

Деятельность следователя по раскрытию и расследованию преступления — восстановление криминальных событий по их прямым и косвенным признакам.

Раскрытие преступления по его признакам, следам — глубоко психологизированный процесс знакового, опосредованного отражения действительности. Люди издревле научились видеть в одних явлениях следы других, предшествовавших событий. На протяжении многих веков формировалась способность людей к тонким наблюдениям, опосредованным актам мышления.

Материальные следы (например, следы орудий взлома) позволяют в ряде случаев судить о профессии преступника, его возрасте, росте, физической силе и др. Каждое событие преступления отображается в материальной среде и психике людей.

Процесс расследования преступлений подразделяется на четыре этапа: 1) подготовительный, 2) первоначальный, 3) основной и 4) заключительный. На каждом этапе расследования решаются свои задачи, осуществляются свои познавательно-поисковые циклы.

На подготовительном этапе совершаются проверочные действия, возбуждается уголовное дело.

В стадии возбуждения уголовного дела основная задача следователя — установить достоверность соответствующей уголовно-релевантной информации, получить достаточную информацию о наличии либо отсутствии события, на которое указывают первичные данные. В случае подтверждения этих данных выясняется, содержит ли проверяемое событие признаки преступления и, если содержит, под признаки какого состава преступления оно подпадает.

На первоначальном этапе расследования факты, выявленные в ходе проверочных действий, получают процессуальное закрепление, выявляется исходная информация, требуемая для дальнейшего развернутого доказательственного процесса, ориентировочно устанавливается тип возникшей следственной ситуации, осуществляется вероятностное моделирование расследуемого события — выдвигается обоснованная версия.

Основным направлением познавательно-поисковой деятельности следователя здесь является поиск носителей уголовно-релевантной информации, выявление информационного значения отдельных признаков события, превращение обнаруженных объектов в источники следственной информации. Одни признаки исследуемого события позволяют отнести его к криминальному событию, другие — определить их значение в системе уголовно-правовой классификации. Профессионализм следователя проявляется в том, чтобы распознать, что скрывается за внешними проявлениями объектов.

Создавая мысленную модель расследуемого события, следователь использует импликативные суждения (если->то), и каждое проявление события он исследует в свете общих взаимосвязей.

Признаки преступления не существуют сами по себе. Признак — это результат познания, итог оценки познаваемого явления. Для выявления признаков преступления необходимы профессиональные знания о закономерных взаимосвязях, характерных для определенных видов преступлений, и типичных их проявлениях.

Следственные ситуации могут быть простыми, требующими известных алгоритмических решений (например, расследование растраты денежных средств бухгалтером). Проблемными, неочевидными следственные ситуации становятся при неизвестности личности виновного и механизма совершения преступления. Такого рода ситуации требуют использования эвристической стратегии, применения системы тактических приемов. Проблемность исходной следственной ситуации связана с первоначальной невозможностью ответить на вопросы, входящие в предмет доказывания.

Успешность начального этапа расследования зависит от адекватного отражения следственной ситуации в сознании следователя, от его способности правильно определить тип ситуации, возможность выдвижения типовой версии.

На основном этапе расследования создается вся необходимая для полного, объективного и всестороннего расследования доказательственная база. С этой целью проверяются все следствия из выдвинутой версии, изыскиваются и реализуются возможности получения новой информации как из ранее известных, так и из новых источников информации. При этом широко используются современные возможности криминалистической техники и экспертизы.

Развитие следствия — развитие информационной сети, способной охватить все юридически релевантные (существенные) стороны расследуемого события. Следственное познание переходит от фактов-последствий к фактам-первопричинам.

Основной этап расследования завершается получением системы доказательств, полностью подтверждающих следственную версию, установлением всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Наличие каких-либо противоречий или неясностей свидетельствует о незавершенности данного этапа.


Рис. 36. Этапы расследования и структура познавательной деятельности следователя

На заключительном этапе осуществляются необходимые процессуальные действия по завершению производства по делу, которое передается на утверждение прокурору, а затем в суд (рис. 36).

Процессуальное завершение предварительного следствия предполагает:

• полное подтверждение одной из ранее выдвинутых версий и неподтверждение всех остальных;

• исследование всех релевантных для дела источников информации;

• полученные доказательства систематизированы и согласованы между собой, имеют непротиворечивую оценку и не вызывают сомнений в их достоверности;

• установлены все обстоятельства, входящие по закону в предмет доказывания;

• сделаны обоснованные выводы о виновности (невиновности) обвиняемого.

В заключение отметим, что следственная деятельность не сводится только к определенной совокупности процессуально предусмотренных следственных действий. Как и любая деятельность, деятельность следователя в целом системно организуется — имеет организационную структуру: осуществляется планирование расследования, его техническое обеспечение, организуется взаимосвязь с различными участниками расследования, весь процесс расследования имеет системную организацию — общую цель, цели и задачи отдельных этапов расследования, систему процессуальных и иных действий на каждом его этапе комплексы тактических операций), материально-техническое обеспечение расследования, определение участников расследования, организацию их деятельности.

Расследование преступлений — открытая система: она постоянно корректируется в зависимости от текущих результатов. Так, возникновение новых версий неизбежно перестраивает всю организацию следствия. Ход расследования в значительной мере зависит и от особенностей противодействующей тактики преступника. Но несмотря на это вся система расследования постоянно охраняется в целенаправленно организованном состоянии.

Стратегия расследования — система следственных действий, определяемая конкретным видом расследуемого преступления см. § 8 гл. 15).

6.4. Структура профессиограммы следователя и дознавателя

6.4. Структура профессиограммы следователя и дознавателя Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи

Иллюзионизм следователя

Иллюзионизм следователя Существует множество способов как создать впечатление у допрашиваемого о том, что следователь располагает большим объемом доказательств, чем их имеется на самом деле. Приведем лишь некоторые из них:1. В словесной форме называются вымышленные

1. Организационная психология

Исходная организационная конфигурация

Исходная организационная конфигурация Как мы представляем себе истоки стабильных психологических стилей? Имеем ли мы право сказать, что некий элементарный стиль существует даже у новорожденного ребенка? А если так, что определяет путь

4.1. Организационная подготовка докладчика

4.1. Организационная подготовка докладчика Слайды готовы, устная часть подготовлена, докладчик или докладчица морально готовы. Самое время провести репетицию в реальных условиях. Вначале сделайте презентацию дома (хоть для домочадцев) или просто перед зеркалом.Однако

4.2. Организационная работа

4.2. Организационная работа Важная часть подготовки презентации заключается в проведении ряда организационных мероприятий, которые Вы должны подготовить самостоятельно, если сами организовываете и проводите презентацию, или организаторы и распорядитель этого

§ 1. Психологические особенности личности следователя

§ 1. Психологические особенности личности следователя Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется подготовительная работа — предварительное

Глава 13 Психология коммуникативной деятельности следователя

Глава 13 Психология коммуникативной деятельности следователя § 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для предъявления обвинения.

§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого

§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для предъявления обвинения. Следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том,

§ 2. Взаимодействие следователя с потерпевшим. Психология потерпевшего

§ 2. Взаимодействие следователя с потерпевшим. Психология потерпевшего Психическое состояние потерпевшего в значительной мере может определяться его обвинительной доминантой, отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко

§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями. Психология свидетелей

§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями. Психология свидетелей Особенностью поведения свидетелей в предварительном следствии (и на суде) является их процессуально регламентированная обязанность дать показания, имеющие значение для ракрытия и расследования

Учебник ЦРУ для начинающего следователя

Учебник ЦРУ для начинающего следователя Душные камеры, кишащие крысами и тараканами, голод и бессонница, угрозы и замысловатые спецэффекты, призванные создавать у жертвы иллюзию наркотического опьянения, — все эти изощренные приемы допроса рекомендуют начинающему

Читайте также: