Кто осуществляет надзор за выловом рыбы

Обновлено: 19.05.2024

Изъятие водных биологических ресурсов из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства является незаконной добычей (выловом) и влечет уголовную ответственность по статье 256 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, добыча (вылов) водных биологических ресурсов признается незаконной, когда она произведена без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией), а также не тем лицом, которому оно выдано, водных биоресурсов, запрещённых к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре, в запрещенных районах, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова.

При этом уголовная ответственность наступает, если причинен крупный ущерб, либо если незаконная добыча совершена лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Крупным ущербом признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным - двести пятьдесят тысяч рублей.

Под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания

Местом нереста следует признавать, например, море, реку, водоем или часть водоема, где рыба мечет икру, а под миграционным путем к нему - проходы, по которым рыба идет к месту нереста. Если водный объект имеет небольшие размеры (например, озеро, пруд, запруда) и нерест происходит по всему водоему, он с учетом установленных фактических обстоятельств может быть признан местом нереста

Уголовная ответственность за совершение таких преступлений наступает с 16 лет, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Прокуратура
Чукотского автономного округа

Прокуратура Чукотского автономного округа

28 июля 2021, 19:03

Прокурор разъясняет. Уголовная ответственность за незаконный вылов водных биологических ресурсов

Изъятие водных биологических ресурсов из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства является незаконной добычей (выловом) и влечет уголовную ответственность по статье 256 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, добыча (вылов) водных биологических ресурсов признается незаконной, когда она произведена без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией), а также не тем лицом, которому оно выдано, водных биоресурсов, запрещённых к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре, в запрещенных районах, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова.

При этом уголовная ответственность наступает, если причинен крупный ущерб, либо если незаконная добыча совершена лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Крупным ущербом признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным - двести пятьдесят тысяч рублей.

Под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания

Местом нереста следует признавать, например, море, реку, водоем или часть водоема, где рыба мечет икру, а под миграционным путем к нему - проходы, по которым рыба идет к месту нереста. Если водный объект имеет небольшие размеры (например, озеро, пруд, запруда) и нерест происходит по всему водоему, он с учетом установленных фактических обстоятельств может быть признан местом нереста

Уголовная ответственность за совершение таких преступлений наступает с 16 лет, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


Зона ответственности Томского отдела : Томский район, Асиновский район, Бакчарский район, Кожевниковский район, Кривошеинский район, Молчановский район, Первомайский район, Зырянский район, Шегарский район, Тегульдетский район, Чаинский район.
Запретные для добычи (вылова) виды водных биоресурсов : нельма, муксун, осетр сибирский, ленок, таймень, сибирский подкаменщик, пестроногий подкаменщик - повсеместно. По Томской области рыбак-любитель может выловить в сутки 10 килограммов щуки, судака, окуня, налима, язя (суммарно), 5 килограммов хариуса, 2 килограмма раков, 0,2 килограмма гаммаруса, 0,1 килограмма хирономид. На остальные виды рыб нормы не установлены. Если рыбак поймал один экземпляр щуки или судака или налима весом больше 10 килограммов, то вылов необходимо прекратить.
23.2. Запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов сроки (периоды):
23.2.1. Запрещается добыча (вылов) всех видов водных биоресурсов:
а) от начала распаления льда (с начала ледохода) по 25 мая - в реке Обь со всеми притоками, протоками, рукавами, сорами и полойными озерами на участке южнее границы Каргасокского района, за исключением применения атарм для вылова мелкочастиковых видов рыб на малых реках;
от начала распаления льда (с начала ледохода) до 31 мая - в реке Обь со всеми притоками, протоками, рукавами, сорами и полойными озерами в Каргасокском районе и районах, расположенных севернее, за исключением применения атарм для вылова мелкочастиковых видов рыб на малых реках
35. Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов:
35.1. Запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов любыми орудиями добычи (вылова), за исключением:
35.1.1. на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования, а также за пределами рыбопромысловых участков, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства:
летними и зимними удочками всех модификаций с общим количеством крючков (одинарных, двойни-ков или тройников - далее крючков), в том числе крючков на блеснах не более 10 штук на орудиях добычи (вылова) у одного гражданина;
спиннингами, фидером, "корабликами", "змеями", нахлыстовыми удочками с использованием блесен, воблеров, мушек и других приманок;
жерлицами и кружками общим количеством не более 10 штук у одного гражданина;
закидными удочками ("закидушками"), в том числе с использованием резиновых амортизаторов, и переметами с общим количеством крючков не более 10 штук на орудиях добычи (вылова) у одного гражданина;
на дорожку (троллингом);
специальными пневматическими ружьями и пистолетами для подводной охоты без использования аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;
мелкоячеистыми бреднями (для добычи (вылова) живца) длиной не более 3 м, с размером (шагом) ячеи не более 15 мм;
раколовками в количестве не более 5 штук у одного гражданина, с диаметром каждой раколовки не более 80 см;
35.1.2. на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства:
35.1.2.1. орудиями добычи (вылова), указанными в пункте 35.1.1 Правил рыболовства;
35.1.2.2. в водных объектах рыбохозяйственного значения или их частях:
расположенных на территории Томской области:
ставными одностенными сетями общей длиной не более 50 м на гражданина, с размером (шагом) ячеи не менее 22 мм;
одной верховой плавной сетью длиной не более 50 м, высотой стены до 2,5 м с размером (шагом) ячеи 22 - 26 мм;
фитилями или "мордами" в количестве не более 2 штук на гражданина, с размером (шагом) ячеи, указанным в пункте 23.5 Правил рыболовства;
бреднем длиной не более 25 м;
35.2. При любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение сетных орудий добычи (вылова) из лески (мононити).
36.8.2. Запретные сроки (периоды) добычи (вылова) водных биоресурсов:
36.8.2.1. Запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов в сроки и в водных объектах рыбохозяйственного значения и их частях, указанных в пункте 23.2 Правил рыболовства, за исключением добычи (вы-лова) водных биоресурсов одной донной или поплавочной удочкой и спиннингом с берега с общим количеством крючков не более 2 штук на орудиях добычи (вылова) у одного гражданина, а также жерлицами общим количеством не более 5 штук у одного гражданина

Ст. 8.37 ч.2 КоАП РФ Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Ст. 8.33 КоАП РФ Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, -
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов -
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

(введена Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

УК РФ Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 330-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:
(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах -
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, -
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным - двести пятьдесят тысяч рублей.

УК РФ Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 150-ФЗ)
1. Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) -
(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
1.1. Незаконные приобретение или продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", -
наказываются принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 157-ФЗ)
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет"), -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 412-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Деяния, предусмотренные частью первой.1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 157-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
3.1. Деяния, предусмотренные частями первой.1 или второй.1 настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от шести до девяти лет со штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 157-ФЗ)


Врио Начальника Томский отдел
государственного контроля,
надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Е.А. Малыщенко

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П рассмотрев жалобу Бобрышева А П на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2015 г. № 058114, решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 13 октября 2015 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 8 декабря 2015 г. и постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда от 18 марта 2016 г., вынесенные в отношении Бобрышева А П по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением заместителя начальника Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2015 г. № 058114, оставленным без изменения решением судьи Алейского городского суда Алтайского края от 13 октября 2015 г., решением судьи Алтайского краевого суда от 8 декабря 2015 г. и постановлением заместителя председателя Алтайского краевого суда от 18 марта 2016 г., Бобрышев А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2016 г. жалоба Бобрышева А.П. на указанные судебные акты оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Бобрышев А.П. просит об отмене актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 названного Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2008 г. № 250-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой (в редакции Федерального закона от 7 мая2013г.№91-ФЗ).

Частями 1, 2, 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ установлено, что правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 октября 2014 г. № 402 (далее - Правила рыболовства).

Западно-Сибирский рыбохозяйственный бассейн подразделяется на Обь Иртышский и Енисейский рыбохозяйственные районы, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности (пункт 2 Правил рыболовства).

В соответствии с пунктом 35.1 Правил рыболовства запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов любыми орудиями добычи (вылова), за исключением следующих случаев:

в водных объектах рыбохозяйственного значения или их частях расположенных на территории Алтайского края: ставными одностенными сетями общей длиной не более 50 м, с размером (шагом) ячеи, указанным в пункте 26.5 Правил рыболовства; фитилями, с размером (шагом) ячеи - не менее 30 мм.

При любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение сетных орудий добычи (вылова) из лески (мононити) (пункт 35.2 Правил рыболовства).

Пунктом 26.2 Правил рыболовства установлены запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов сроки (периоды), в том числе с 20 апреля по 20 мая - в реке Обь с притоками и пойменными водными объектами.

исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 515, составляет 6 077 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

В ходе производства по делу установлено, что р. Горевка Алейского района Алтайского края используется для добычи (вылова) водных биоресурсов, указанный водный объект имеет рыбохозяйственное значение рыболовная деятельность на данном водном объекте должна осуществляться в соответствии с названными выше Правилами рыболовства.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Бобрышева А.П. к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждаются собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении, протоколом изъятия, актом об уничтожении безвозмездно изъятых водных биоресурсов, актом о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биоресурсов и иными материалами дела которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Бобрышев А.П. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Действия Бобрышева А.П. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Срок давности и порядок привлечении Бобрышева А.П. к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей и документов относится к числу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемых уполномоченным лицом в пределах своей компетенции в целях пресечения административного правонарушения установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Изъятие вещей и документов осуществляется и оформляется в порядке предусмотренном статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По настоящему делу об административном правонарушении данная мера обеспечения производства по делу была применена.

30 апреля 2015 г. после непосредственного обнаружения должностным лицом административного органа достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, на месте данного события были изъяты орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов сети из мононити 4 штуки, длиной 50 м, ячея 40 мм, высотой 1,5 м; раколовка длиной 15 м.

Согласно протоколу изъятия вещей и водных биоресурсов от 30 апреля 2015 г. личность лица, у которого фактически изъяты орудия добычи (вылова водных биологических ресурсов, не установлена.

В ходе производства по делу Бобрышев А.П. заявлял, что указанные предметы принадлежат ему.

Материалами дела данное утверждение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не опровергается.

Из показаний С допрошенного в рамках судебного разбирательства в качестве свидетеля, следует, что рыболовные снасти которые изымались государственным инспектором Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, принадлежат Бобрышеву А.П.

При этом в решении судьи Алейского городского суда Алтайского края от 13 октября 2015 г., а также в письме заместителя начальника Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17 июня 2016 г. № 505 фактически констатирован факт принадлежности Бобрышеву А.П. указанных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Санкцией части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 91-ФЗ) для граждан предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Установленное санкцией данной нормы дополнительное наказание в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения является альтернативным. Бобрышеву А.П. такое дополнительное наказание назначено не было.

При этом вопрос об изъятых орудиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом не решен.

Судья Алейского городского суда Алтайского края по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица пришел к выводу о том, что ввиду отсутствия оснований для отмены постановления должностного лица нет оснований и для возврата Бобрышеву А.П. изъятых у него орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Вышестоящими судебными инстанциями каких-либо суждений относительно вопроса об изъятых орудиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов в принятых ими судебных актах не приведено.

Вместе с тем то обстоятельство, что данный вопрос оставлен без разрешения должностным лицом и проигнорирован судебными инстанциями противоречит требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведенный выше вывод судьи городского суда не основан на нормах названного Кодекса.

Исходя из положений статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, до рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с положениями части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведений, которые позволяли бы отнести изъятые орудия добычи (вылова водных биологических ресурсов к вещам, изъятым из оборота, не имеется.

Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких данных с учетом требований приведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 13 октября 2015 г., вынесенное в отношении Бобрышева А.П. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит изменению путем исключения из его мотивировочной части указания на отсутствие оснований для возврата Бобрышеву А.П. изъятых у него орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Изъятые орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов: сети из мононити 4 штуки, длиной 50 м, ячея 40 мм, высотой 1,5 м; раколовка, длиной 15 м, решение в отношении которых должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не принято, в соответствии с положениями части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат возвращению их законному владельцу, а при неустановлении такового - передаче в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу Бобрышева А.П. удовлетворить частично.

Решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 13 октября 2015 г., вынесенное в отношении Бобрышева А.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: исключить из его мотивировочной части указание на отсутствие оснований для возврата Бобрышеву А.П. изъятых у него орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Изъятые орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов: сети из мононити 4 штуки, длиной 50 м, ячея 40 мм, высотой 1,5 м; раколовку, длиной 15 м, перечисленные в протоколе изъятия вещей и водных биоресурсов от 30 апреля 2015 г., возвратить их законному владельцу, а при неустановлении такового передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В остальной части постановление заместителя начальника Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2015 г. № 058114, решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 13 октября 2015 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 8 декабря 2015 г. и постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда от 18 марта 2016 г вынесенные в отношении Бобрышева А.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П.Меркулов

Представим ситуацию: сбылась ваша заветная мечта – выбраться из города на природу, отдохнуть с друзьями, порыбачить, насладиться красивыми пейзажами и подышать свежим воздухом. Вы удобно разместились на берегу водоема с удочками в руках и уже наловили достаточно рыбы, чтобы сварить уху на костерке… Как вдруг к вам подходит группа людей и представляется инспекторами рыбоохраны.

Попробуем разобраться, как правильно и корректно вести себя при проверке органами, осуществляющими контроль и надзор в области рыболовства? Какие полномочия имеются у рыбинспекторов? Вправе ли они проверять паспорта у лиц, находящихся на водоеме?

Органы контроля


Прежде всего определим, кто вправе осуществлять контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды обитания. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ надзор за выполнением правил рыболовства в рыбохозяйственных водоемах нашей страны должны осуществлять государственные органы рыбоохраны.

Представители общественных организаций, в частности, общественные инспекторы рыбоохраны, штатные работники обществ охотников и рыболовов – егеря, охотоведы – права осуществлять такой контроль лишены.

Однако на водоемах, переданных обществам охотников и рыболовов для организации любительского рыболовства или культурных рыбных хозяйств, надзор за исполнением правил рыболовства вправе осуществлять егеря и штатные работники таких обществ, если такие полномочия им предоставлены органами рыбоохраны. Иными словами, данными полномочиями эти лица наделяются в том случае, если являются одновременно сотрудниками государственных органов рыбоохраны и имеют соответствующие документы.

Что касается общественных инспекторов рыбоохраны и охраны природы, а также штатных работников обществ охотников и рыболовов, сотрудников других государственных служб охотнадзора и т.п., ранее наделенных такими правами, данными полномочиями они сейчас не обладают. Так что любые несанкционированные действия с их стороны, согласно закону, могут быть обжалованы в суде.

Проверка документов


Чтобы удостовериться, что перед вами действительно инспектор рыбнадзора, посмотрите его документы. Если рыбинспектор бегло покажет документы и поспешит убрать свое удостоверение, вы вправе спокойно попросить его показать его снова, так как не успели рассмотреть. Все госинспекторы рыбнадзора имеют стандартные удостоверения (красного или бордового цвета) и нагрудный знак с номером, как у инспектора ГАИ. В удостоверении должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, должность, в документ должна быть вклеена фотография и стоять гербовая печать. По возможности постарайтесь запомнить эти данные, обратите внимание на срок действия удостоверения. Все это может пригодиться вам в дальнейшем.

После предъявления вам соответствующего удостоверения рыбинспектор должен представить членов рейдовой группы. После такой самопрезентации госинспектор рыбнадзора вправе попросить и ваши документы. Не стоит забывать, что пребывание на рыбалке без соответствующих документов – нарушение законодательства, предусмотренное правилами рыболовства. Во избежание неприятностей желательно иметь при себе паспорт или военный билет – для военнослужащих; членский билет – если вы состоите в обществе охотников и рыболовов.

Если вы используете для рыбалки какое-то плавстредство, подлежащее регистрации в Госинспекции по маломерным судам, желательно иметь при себе регистрационные документы на него и документы на право управления им. При отсутствии данных документов ваша лодка может быть задержана.

Проверка соблюдения правил


Проверив ваши документы и плавсредство, рыбинспектор вправе перейти непосредственно к проверке соблюдения вами правил рыбной ловли. Нет смысла пререкаться с рыбинспектором по этому поводу. Во избежание неприятностей лучше самостоятельно предъявить инспектору рыбнадзора орудия лова и прочие рыболовные снасти, выловленную рыбу и прочее.

Рыбинспектор имеет право досматривать и транспортные средства, если они каким-то образом связаны с нарушением, если, например, в багажнике автомобиля есть рыболовные сети.

Составление протокола

А вот запрещенные в данный период снасти и плавсредства рыбинспектор изъять у вас вправе, что предусмотрено Правилами спортивного и любительского рыболовства. Как правило, такое изъятие может повлечь отсутствие у рыбака нарушителя необходимых документов или в случае нанесения существенного ущерба рыбным запасам.

В случае изъятия снастей и лодки следует правильно заполнить акт об изъятии (описи-оценки). В нем следует подробно описать, что у вас было изъято, в каком состоянии и количестве. Не стоит и отказываться от составления протокола – такой отказ может сыграть с вами злую шутку: он будет истолкован как пассивное неповиновение действиям инспектора рыбнадзора.

И еще одно главное и беспроигрышное правило при общении с рыбинспектором – корректность. Если даже инспектор рыбнадзора в чем-то не прав, постарайтесь твердо, но вежливо отстаивать свои права.


Рыбалка – это не только спорт, но и отличный способ отдохнуть и развеяться от повседневных забот. Находясь в единении с природой, крайне неприятной кажется встреча с природоохранными ведомствами, поскольку она, как правило, немного портит настроение. Но основательно убить любое желание рыбачить может нарушение правил ловли и, как следствие, штраф. Чтобы этого не произошло, нужно знать, как общаться с инспекторами Рыбнадзора.

Что такое Рыбнадзор, какие функции выполняет данное ведомство?

При появлении представителя Рыбнадзора не следует паниковать или расстраиваться. Помните, что вы оба заинтересованы в правильном выполнении задач данного ведомства, то есть в тщательном контроле над соблюдением правил вылова рыбы и сохранении рыбных ресурсов в водоеме (конечно, это касается простых рыбаков, а не браконьеров). В прямые задачи Рыбнадзора входит также раскрытие и пресечение нарушений правил рыбной ловли.

Какое отношение имеет Рыбнадзор к спортивному рыболовству и простым рыбакам?

На данный момент Рыбнадзор осуществляет контролирующие мероприятия согласно типовым правилам рыболовства, которые, собственно, и являются основой всех документов. В соответствии с этими документами должно организовываться как спортивное и любительское рыболовство, так и отдельные случаи рыбного промысла. Эти же правила являются и основными документами, которые регламентируют взаимоотношения рыболова с инспекторами.

Из всего вышесказанного следует вывод, что рыбак обязательно должен знать правила рыбной ловли, так как их нарушение по незнанию не освобождает от ответственности. И при общении с инспектором надзора можно чувствовать себя гораздо спокойней и уверенней.

Что имеет право потребовать от рыбака представитель Рыбнадзора?

Если вы еще никогда не встречались с инспектором Рыбнадзора и не знаете, что и как должно происходить, то давайте разложим все по полочкам. Итак, с чего начинать и какие документы предъявлять?

Главное – это хорошо знать правила рыбной ловли и, естественно, соблюдать их. При встрече с надзором первым представиться должен инспектор, показав свое удостоверение. Членов рейдовой группы проверять не нужно, будет вполне достаточно фразы инспектора, объясняющей, кто эти люди. Далее представиться придется уже вам.

Запомните, что рыбачить без удостоверяющих вас документов нельзя, поскольку это может привести к поездке в ближайшее отделение полиции для установления личности. Понятно, что такое путешествие окончательно испортит рыбалку.

Чтобы не затягивать инспекцию, лучше самому достать из воды все снасти, а улов предъявить проверяющему. Кроме этого, инспектор может сделать досмотр личного имущества, так что упираться не стоит – так вы только добавите в обстановку лишнего напряжения.

Если все в порядке, то нечего и переживать, но при нарушении вами правил рыбной ловли инспектор может сделать замечание или выписать протокол.

Что ни в коем случае нельзя делать при общении с инспектором!

Не стоит убегать, грубить и предлагать взятки инспектору, так как это только усугубит ваше положение и может стать причиной для открытия уже уголовного дела. Общайтесь с инспектором по возможности вежливо и идите навстречу его требованиям. Помните, что работа у этих людей достаточно сложная, и мало кто встречает их доброжелательно. Но если попирают ваши права, их стоит отстаивать.

На что имеет право рыболов в отношении инспектора?

ce15a362f21b копия

Рассмотрим ситуацию, когда вы тихо и мирно ловите рыбу, а к вам подходит группа людей, которые представляются инспекторами Рыбнадзора или Рыбоохраны. Первое, что должен сделать уполномоченный представитель – предъявить удостоверение. Никто другой, например, сотрудники обществ рыболовов и охотников, они же егеря или охотоведы, не имеют прав на осуществление контроля соблюдения правил рыбной ловли. И даже если водоем передан вышеперечисленному обществу, для осуществления надзора тот же охотовед или егерь, помимо своего удостоверения, обязан иметь и удостоверение, выданное Рыбнадзором.

Какие документы оформляются при выписке штрафа? Когда инспектор имеет право изъять снасти, можно ли их вернуть?

Если же нарушение все-таки есть, то вина устанавливается в административном порядке, то есть в суде. Никто не заполняет никакие квитанции прямо на льду, инспектор может заполнить только протокол, который является лишь констатацией факта нарушения. То, что в нем записано, может быть использовано как в вашу пользу, так и против вас в суде, так что внимательно смотрите и читайте его, а лучше активно участвуйте в составлении. Свои объяснения по поводу случившегося следует вписать в графу, при недостатке места попросите еще один лист бумаги, отметив это в протоколе. Это тоже ваше право. Подпись под протоколом означает ваше согласие с изложенной в нем информацией.

Если у вас изымаются снасти, должны быть заполнены документы об их изъятии, в которых будет указан перечень имущества с оценкой степени износа. Снасти возможно вернуть только тогда, когда ваша невиновность будет доказана в суде.

После остается в указанный срок прийти на рассмотрение дела, так как без вашего присутствия вероятность составляет 99%, что дело будет рассмотрено не в вашу пользу.

Читайте также: