Если в местном референдуме приняло участие более половины граждан

Обновлено: 15.05.2024

Сход граждан – это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселениях Российской Федерации с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек; сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Содержание

Институт схода граждан

Сход граждан – это форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Статья 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентирует вопросы организации и проведения схода граждан.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Председательствует на нем глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решения схода граждан являются прямым выражением воли населения муниципального образования и наравне с решениями местного референдума имеют юридический приоритет перед решениями органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины его участников. Решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Случаи и порядок проведения схода граждан

Федеральный законодатель попытался придать институту сходов граждан терминологическую четкость и рассматривает сход в первую очередь как форму прямого осуществления муниципальной власти жителями небольших поселений. Тем не менее сход граждан может иметь и несколько иное правовое содержание. Возможно проведение сходов граждан в населенных пунктах, не имеющих статуса самостоятельного муниципального образования. Такие сходы проводятся только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Круг вопросов, рассматриваемых на них, и юридическая сила принимаемых решений определяются соответствующими нормами федерального закона.

Предусматриваются следующие случаи проведения сходов граждан:

1. Изменение границ поселений и муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, к территориям других поселений и муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, которое может быть выражено на сходах жителей соответствующих населенных пунктов (ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

2. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этом случае сходы должны проводиться раздельно на каждой из территорий, которым предполагается придать статус самостоятельного муниципального образования – поселения, т.е. на частях территории поселения, которое предлагается разделить. Порядок проведения таких сходов граждан может быть конкретизирован муниципальными правовыми актами соответствующего поселения.

3. На территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях допускается упразднение поселений, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении (ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Такой сход жителей поселения проводится в общем порядке, установленном для сходов граждан, поскольку на момент проведения схода соответствующее поселение еще не считается утратившим статус самостоятельного муниципального образования, имеет свой устав и иные муниципальные правовые акты, поэтому сход жителей поселения правомочен принимать властные решения в рамках компетенции этого поселения.

4. На межселенных территориях могут создаваться вновь образованные поселения, в том числе по инициативе населения, выдвинутой на сходе жителей населенного пункта, расположенного на межселенной территории (ст. 13.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

5. Федеральный закон № 131-ФЗ указывает и иные случаи проведения схода граждан. Эти случаи подпадают под общие правила проведения сходов всех жителей муниципального образования. Население муниципального образования принимает на таких сходах правовые решения в рамках компетенции муниципального образования.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этих случаях сходы организуются и проводятся на основании устава и иных нормативных правовых актов соответствующего поселения.

Вопросы введения самообложения граждан и использования соответствующих средств решаются жителями муниципального образования на местном референдуме или сходе граждан (ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Сходы граждан, осуществляющие или осуществлявшие полномочия представительного органа муниципального образования

По данным субъектов РФ, по состоянию на 1 июля 2008 г., полномочия представительного органа осуществлялись сходом граждан в 127 муниципальных образованиях на территории 22 субъектов РФ. При этом 46 таких муниципальных образований расположены в Республике Татарстан, 34 – в Дальневосточном федеральном округе, 25 – в Сибирском федеральном округе [1] .

Перечень муниципальных образований Российской Федерации, где сходы граждан, осуществляют или осуществляли полномочия представительного органа муниципального образования

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум, когда такие вопросы не могут быть решены представительным или муниципальным органом. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

•о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об их отсрочке;

•о персональном составе органов местного самоуправления;

•об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

•о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

•о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, не допускается.

65.Порядок проведения местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.

Организация и проведение местного референдума включает несколько стадий, которые можно объединить в следующие этапы.

Первый этап. Инициатива. С инициативой о проведении местного референдума могут выступить (ст.22 Федерального закона № 131-ФЗ):

1)граждане РФ, имеющие право на участие в местном референдуме;

3)совместно представительный орган муниципального образования и глава местной администрации.

Второй этап. Реализация инициативы проведения референдума.

Каждый гражданин или группа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает требованиям действующего законодательства, соответствующая комиссия референдума, в которую направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

Третий этап. Назначение местного референдума. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течении 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введённого на территории РФ либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трёх месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.

Законом субъекта РФ, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта РФ, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

При проведении местного референдума избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий.

Пятый этап. Агитация. При проведении референдума обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с действующим законодательством. Граждане РФ, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нём, за или против вопросов, выносимых на референдум. Федеральными законами гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Агитация при проведении референдума может осуществляться через средства массовой информации, путём проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законам формах. Инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определённым уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Статья 73. Юридическая сила решения, принятого на референдуме.

1.Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

2.Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации.

3.Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации.

4.Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.

5.Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

6.Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

7.Отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

•нарушение установленного настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

•несоответствие закона субъекта Российской Федерации, на основании которого проводился референдум субъекта Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников референдума;

•несоответствие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а на местном референдуме также закону субъекта Российской Федерации.

8.Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

9.Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

10.Если после проведения референдума субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.

Статья 13. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума.

1.Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2.Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

3.Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

4.Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Местный референдум — это утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения.

Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мнение жителей не имеет силы обязательного решения, по нему органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным референдумом.

Как элемент конституционной системы местный референдум закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ. Федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (статьи 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме (ст. 2 и др.). Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Ряд субъектов РФ регулирует порядок проведения местных референдумов в отдельных законах (Московская, Челябинская области и др.) или в законах, регулирующих наряду с референдумами иные вопросы (например, в Алтайском крае в одном кодексе определяются вопросы организации выборов, отзыва, референдумов).

Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Решения местного референдума имеют обязательный характер на территории соответствующего муниципального образования. Эти решения не нуждаются в утверждении органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления. Принятые на референдумах решения, например, уставы муниципальных образований, подлежат государственной регистрации.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решений референдумов в пределах своей компетенции. Если для реализации решения референдума требуется издание иного нормативного акта, орган местного самоуправления обязан издать такой акт и в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок его подготовки, который не может превышать один год.

Индивидуальное решение местного референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия. Нормативные акты, принятые на местном референдуме, могут быть изменены не ранее чем через пять лет со дня их принятия. Однако в них самих может быть установлен иной порядок их изменения. Решение местного референдума может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке по мотивам законности. От признания недействительным (недействующим) принятого на референдуме акта следует отличать признание комиссией референдума недействительным результата референдума. Во втором случае комиссия назначает повторное голосование.

На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  2. о персональном составе органов местного самоуправления;
  3. об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нес;
  4. о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятых по ним решений.

Право гражданина на участие в референдуме строится на тех же принципах, что и право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане участвуют в референдуме свободно, непосредственно, лично на основе всеобщего права, равенства, тайны голосования, непосредственного участия.

В основном совпадают также принципы организации выборов и референдумов. Так, при проведении референдумов используется территориальный принцип. Территория муниципального образования разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право участия в референдуме по месту своего проживания на соответствующих участках для голосования.

Обязательным для референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем официального опубликования упомянутых решений средствами массовой информации.

Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения. расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий.

Законодательно установлены обстоятельства, исключающие проведение референдума. Местные референдумы не могут назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на той территории, на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после его отмены. Законом субъекта федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, что и на предыдущем референдуме, не проводятся. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего референдума.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Инициатива проведения референдума, исходящая от граждан, избирательных, иных общественных объединений, включает несколько этапов. Во-первых, необходимо образовать инициативную группу местного референдума в количестве не менее 10 человек. Ее может образовать один гражданин или группа граждан на собрании лиц, пользующихся правом участвовать в референдуме. Если инициатива проведения референдума исходит от избирательного объединения, иного общественного объединения, то в этом случае в качестве инициативной группы выступает руководящий орган объединения, его местного отделения, местной организации независимо от его численности. На собрании инициативной группы, заседании руководящего органа объединения утверждается текст выносимого на референдум вопроса.

Во-вторых, инициативная группа обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о ее регистрации. В ходатайстве должен содержаться вопрос референдума, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от нес. Ходатайство подписывается всеми членами группы. Избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства рассматривает его. В случае соответствия ходатайства требованиям закона она передаст его в представительный орган местного самоуправления, в противном случае сообщает об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган местного самоуправления обязан в течение не более 20 дней проверить соответствие выносимого на референдум вопроса требованиям законодательства. Если названный орган признает законность формулировки вопроса, то избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня решения представительного органа регистрирует группу и выдает ей свидетельство о регистрации, о чем извещает средства массовой информации. Отри нательное решение представительного органа влечет отказ в регистрации инициативной группы со стороны избирательной комиссии муниципального образования в тот же срок. Отказ в регистрации должен быть письменным, мотивированным. Отказ по мотивам целесообразности не допускается. Он может быть обжалован в суд. После принятия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить иные вопросы.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом местного самоуправления и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

Принятие решения о проведении референдума. Представительный орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения документов о выдвижении инициативы референдума большинством голосов от общего числа депутатов назначает местный референдум. Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки либо представительный орган отказал в назначении референдума, референдум при наличии к тому законных оснований назначается судом по обращениям граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, он организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта федерации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора.

Решение о назначении местного референдума должно быть официально опубликовано.

Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местною референдума.

В организации референдума участвуют также территориальные и участковые комиссии референдума. Комиссии референдума каждая на своем участке работы решают все практические вопросы организации референдума. Порядок деятельности комиссий референдума аналогичен порядку деятельности избирательных комиссий на выборах. Надо отметить, что в последнее время процедура референдума заметно приближена к процедуре выборов. В частности, это касается вопросов агитации. Также установлена обязанность инициативной группы референдума по созданию собственного фонда для финансирования своей деятельности, в том числе направленной на получение определенного результата на референдуме. Однако законом субъекта РФ может быть установлено, что на местном референдуме при числе участников референдума пять тысяч и менее создание инициативной группой фонда не обязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

В случае вынесения на референдум проекта нормативного акта каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в комиссии муниципального образования. Если референдум проводится по инициативе инициативной группы, то обязанность изготовления и распространения указанного текста возлагается на данную группу.

Референдум признается комиссией референдума несостоявшимся, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается непринятым, если за него проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании (получивших бюллетени). Результаты референдума могут быть признаны недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части участков, списки участников референдума, на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в округе референдума;

в) по решению суда.

Законодательно регламентировано проведение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Для изменения границ муниципального образования в ряде случаев, а также для преобразования муниципального образования требуется согласие жителей, выявляемое посредством голосования. Закон от 6 октября 2003 г. (статьи 12, 13, 24) определил, что данное голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством о референдумах для проведения местного референдума, с уметом особенностей, установленных законом. Таким образом, волеизъявление граждан по названным вопросам выявляется посредством процедуры местного референдума, но с рядом особенностей.

Во-первых, не действует запрет проведения агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности.

Во-вторых, не действуют положения, определяющие обязательную силу решения референдума.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тип урока: урок – изучение нового материала

Вид урока – урок – беседа, групповая работа с документами

Элементы содержания программы: Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль рефе­ рендума в политической жизни. Голосование как форма уча стия граждан в политической жизни страны. П роцедура голосова­ ния. Активность электората. Политические предпочтения людей. Выборы в РФ.

Понятия: избирательное право, выборы, референдум, свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны , инициативная группа, избирательная комиссия, избирательный участок, бюллетень, подписной лист, наблюдатель, Центральная избирательная комиссия.

Называть политические права граждан и условия их реализации.
Анализировать факторы, способст­ вующие политической активно­сти населения. Объяснять, в чем проявляется опасность политического экстремизма

1) Мотивация : (напомнить материал, который изучался в 5 классе на уроках истории):

Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие. Под ним понимают действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.

В Древней Спарте, чтобы принять какое-либо решение, созывали Народное Собрание. Перед Собранием проходили претенденты на какую- либо должность. Каждого из них встречали криком. В соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым доверяли остальные. Им было все слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче. Другие важные решения принимались в Спарте тем же способом. (Греки. М: РОСМЕЭН. – 1994. – 96с. – С.22.)

- Как Вы думаете, в чем недостатки такого способа принятия решений?

- Назовите положительные моменты такого голосования.

- Какие иные способы принятия решений Вы могли бы предложить?

2) Информационно-аналитический блок:

А) Работа с Конституцией РФ и составление схемы. Беседа (10 минут):

Педагог представляет детям краткую информацию о том, что в современных демократических странах процедура принятия решения изменилась.

Демократия в нашем государстве выражается в том, что россияне наделены правом активно влиять на жизнь своей страны. Наиболее важным проявлением участия граждан в жизни государства является выбор людей, которые будут разрабатывать законы и принимать важные решения для всей страны. Во многих демократических странах современной Европы участие в выборах - не только политическое право, но и конституционная обязанность граждан.

Далее организуется беседа по материалам Конституции Российской Федерации и тем знаниям, которые были освоены школьниками в 6-8 классах:

- назовите органы власти в нашей стране, которые формируются путем выборов и сроки их полномочий. Назовите дату очередных выборов в РФ.

(совместное составление схемы органов государственной власти РФ, с помощью которой уточняются вопросы формирования органов власти и их полномочия)

- объясните процедуру формирования государственных выборных органов;

- кто может принимать участие в выборах?

- кто может стать депутатом?

- каким образом выборная система гарантирует реализацию интересов всех граждан страны?

- как Вы думаете, почему в некоторых странах участие граждан в выборах и референдуме является конституционной обязанностью?

Но, как и раньше, в случае обсуждения наиболее важных значимых вопросов важно узнать мнение всех граждан страны. (предлагается вспомнить, какие способы волеизъявления народа известны школьникам). Древние греки очень дорожили демократией – все граждане могли выразить свое мнение (прямая демократия). В настоящее время такой формой осуществления народовластия является референдум. Референдум, наряду со свободными выборами, является высшим непосредственным выражением власти народа. (см. Приложение 1 – дополнительная информация для учителя)

Б) Работа в группах с документами.(15 минут).

Далее педагог организует работу в группах с раздаточными материалами (приложения 2-7). Группам необходимо ознакомиться со своим раздаточным материалом, обсудить прочитанное, на основании предложенных документов сформулировать ответ на свой вопрос.

Зачем проводят выборы? референдум ? (приложение 2)

Группа 2: Кто может участвовать в референдуме? (приложение 3)

Группа 3: Каков порядок назначения референдума? (приложение 4)

Группа 4: Кто проводит референдум? (приложение 5)

Референдум в Российской Федерации

Что такое рефере ндум?

Зачем проводят референдум ?

(приложение 2)

Кто может участвовать в реф ерендуме?

(приложение 3)

Порядок назначения рефере ндума

(приложение 4)

Кто проводит рефере ндум?

(приложение 5)

III . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В конце урока возможна организация итоговой беседы с детьми.

1) Вопросы для обсуждения:

В чем значение референдума в демократическом государстве?

Почему важно участие каждого гражданина в референдуме?

Кто управляет нашим государством?

Чем занимается президент? Федеральное собрание? Суд?

Как гражданин может участвовать в жизни страны? Приведите примеры.

2) Объясните следующее суждение. Согласны ли Вы с ним? :

Объяснение домашнего задания.

Основное задание – задания в учебнике после параграфа учебника. Ответить на вопросы, выполнить задания устно.

Дополнительное задание : на основании текста учебника и сопоставления с информацией о процедуре выборов в историческом контексте, определить и выписать в тетрадь отличительные черты выборов в демократическом обществе. Сделать вывод.

1. Федеральный Конституционный Закон о референдуме Российской Федерации 28 июня 2004 года, N 5-ФКЗ) (Законы см. на сайте Федерального собрания РФ)

4. Основы государства и права. – М: ЮРИСТЪ. – 2005.

Приложение № 1 Материалы для учителя

Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного значения (Клименко С.В. , Чичерин А.Л. Основы государства и права. –М: Зерцало, ТЕИС. – 19996. – с. 116)

Бюллетень – бланк с вопросом для голосования на референдуме.

Вопрос референдума - вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум.

Инициативная группа - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены Федеральным конституционным законом, в целях проведения референдума.

Комиссия референдума - комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума.

Подписной лист - лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума.

Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

(Федеральный Конституционный Закон о референдуме Российской Федерации. 28 июня 2004 года, N 5-ФКЗ статья 4 настоящего Федерального конституционного закона )

Приложение № 2 Раздаточный материал

Что такое - референдум? Зачем проводят референдум?

Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено (Глоссарий)

Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.

Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории.

Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В нашей стране решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления или по требованию населения. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

2. Вопрос референдума - вопрос государственного значения, затрагивающий интересы народа. Вопрос референдума не должен противоречить Конституции, ограничивать общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

3. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Приложение № 3 Раздаточный материал

Кто может участвовать в референдуме?

Участники референдума - участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме.

Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, предлагать проведение референдума, участвовать в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, … а также от других обстоятельств.

3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному участию.

4. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, лишенный таких прав по решению суда.

5. Гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами ее территории, обладает правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину в реализации его права на участие в референдуме.

7. Гражданин имеет только одно право голоса.

8.Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование.

Приложение № 4 Раздаточный материал

Порядок назначения референдума

1. Участники референдума образуют инициативную группу, участники которой формулируют вопрос референдума, организуют сбор подписей (подписные листы) по проведению референдума.

2. Граждане Российской Федерации, выдвинувшие предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума… уведомляют в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания по организации референдума, а также о вопросе референдума.

3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает подписные листы и уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе референдума.

5. Центральная избирательная комиссия направляет своё решение Президенту РФ.

6. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации.

7. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации.

6. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования.

Приложение № 5 Раздаточный материал

Проведение референдума

1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссию референдума, члены которой обеспечивают:

составление списков голосующих,

проверку достоверности подписей в подписных листах,

подготовку и опубликование бюллетеней,

Комиссия начинает и заканчивает работу в заранее установленное время.

В местах для тайного голосования участники референдума заполняют бюллетени для голосования. Заполненные бюллетени опускаются участниками референдума в опечатанные урны (опломбированные ящики) для голосования.

По истечении времени голосования комиссия вскрывает урны и проводит подсчет голосов, информирует об итогах общественность.

Протоколы об итогах голосования подписывают все члены комиссии.

Ход референдума и соблюдение законности могут контролировать наблюдатели в пределах их полномочий (памятка 6)

Подведение итогов референдума

1. Решение считается принятым, если за него … проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через три недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных об итогах голосования.

Приложение № 6

Памятка для членов избирательной комиссии.

В обязанности избирательной комиссии входит:

1. Составление списков избирателей по установленной форме.

2. Подбор информационных материалов о референдуме и размещение их на информационном стенде.

3. Оформление места проведения голосования, избирательной урны, бюллетеней для голосования.

4. Выдача избирательных бюллетеней и подпись избирателей в общем списке.

5. Подсчёт голосов, определение результатов выборов, заполнение итоговых протоколов в двух экземплярах.

6. Заполнение протоколов чернилами, а не карандашом.

7. Обеспечение порядка на избирательном участке.

8. Начало и прекращение работы избирательного участка вовремя.

9. Корректное поведение членов избирательной комиссии.

Приложение № 7

Памятка для наблюдателей.

Проверьте до начала голосования:

- наличие бюллетеней и письменных принадлежностей;

- был ли пустым избирательный ящик до того, как его опечатали;

- размещение кабин должно обеспечивать тайну голосования;

- в бюллетенях для голосования должны быть 2 подписи и печать избирательной комиссии.

Проверьте в ходе голосования:

- вовремя ли началось голосование;

- требуется ли от избирателей предоставление документа, удостоверяющего личность;

- ставят ли избиратели подписи при получении избирательного бюллетеня;

- избиратели голосуют только за себя?

- спокойно ли (без инцидентов) проходит голосование;

- обеспечивается ли тайна голосования.

Проследите в ходе подсчёта голосов:

- вовремя ли прекратилось голосование;

- избирательный ящик вскрывается в присутствии избирательной комиссии и наблюдателей;

- подсчёт голосов ведётся в присутствии наблюдателей;

- принимается ли решение о признании бюллетеней недействительными;

- по итогам голосования должен быть составлен протокол с подписями всех членов избирательной комиссии.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: