Возникновение прокуратуры в россии как государственно правового института

Обновлено: 28.06.2024

Статья знакомит с самой историей и созданием прокуратуры в различных временных периодах. Так же автор отмечает исторические личности, кто принял непосредственное участие в ее истории и создании. Особое внимание акцентируется на становление прокуратуры, основных организационных моментах, главных законодательных актов о ней, а так же возложение обязанностей на сотрудников данного органа начиная с 1302 года и заканчивая настоящим временем.

Похожие материалы

Необходимый атрибут государственного аппарата любой страны — прокуратура, выполняющая надзорные функции, служащая своеобразным гарантом законности в стране. Прокурорский надзор является неотъемлемой гарантией прав, свобод и законных интересов граждан, на нем во многом строится обеспечение законности и правопорядка на территории Российской Федерации.

Впервые в мире прокуратура была образована во Франции в ХIV веке в период существования инквизиционного процесса. Король Филипп IV своим Ордонансом от 25 марта 1302 года учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха.

Указом от 11 мая 1722 г. на прокуратуру было возложено осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских делах, тюрьмах.

Органы прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях в течение ряда лет. Прокуроры состояли и при коллегиях сената, провинций (губерний) и при надворных судах.

На протяжении времени функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная с 1802 года генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Должность генерал-прокурора, установленную Петром I в 1722 году, за все время ее существования, вплоть до октябрьских событий 1917 года, — почти два столетия — занимали 33 человека. Первым в их ряду стоял сподвижник Петра I генерал-аншеф, обер-шталмейстер, кабинет-министр и дипломат, кавалер всех высших орденов Российской империи, граф Павел Иванович Ягужинский.

В должности генерал-прокурора состояли различные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Среди них были и выдающиеся государственные деятели — П.И. Ягужинский, Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость в сражениях офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и тонкий дипломат Д.В. Дашков, и выдающиеся русские поэты, гордость российской литературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев.

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постанговлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
  • поддержание обвинения в суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А. Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать исполнение решений и проговоров коллегий Верховного суда СССР.

После учреждения Прокуратуры Верховного суда СССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная Прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

Учреждение в 1933 году прокуратуры СССР серьезно укрепило надзор органов прокуратуры за предварительным следствием. Основной целью создания общесоюзной прокуратуры явилось упрочение законности. Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 год Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.

28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

Сегодня прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку по Конституции РФ не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти.

У отечественной прокуратуры сейчас остаются две основные функции: осуществление надзорной деятельности и участие в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам заключается в поддержании государственного обвинения и обжаловании незаконных судебных решений. В суде подводится итог всей предварительной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, при этом законность и обоснованность судебных решений, которые принимаются судом по окончании судебного разбирательства, в значительной степени зависят от активной позиции и профессионализма прокурора.

В рамках настоящего исследования необходимо подробно изучить и проанализировать деятельность и полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение прокуратуры было объективно необходимым, поскольку государству нужен орган, выполняющий надзорные функции.

Следует особо отметить, что законодатель не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). 50-58.

Список литературы

Читайте также: