Досудебный отдел мфо что это

Обновлено: 30.06.2024

Основания для жалобы на МФО

Для начала проясним: если вы брали микрокредит в МКК, и не вернули его, организация имеет законное право действовать – звонить вам и напоминать про долг, начислять пеню, подавать в суд. Все законно – заемные деньги нужно возвращать. Основания для жалобы появляются тогда, когда микрокредитная компания выходит за рамки закона либо при истребовании долга, либо при заключении договора. Весомые причины для жалобы:

  • у МКК нет лицензии на выдачу микрокредитов;
  • организация размещает на своем сайте или в офисе неверные или вводящие в заблуждение данные о своих предложениях (или вообще ничего не размещает);
  • МФО препятствует возвращению долга, чтобы накрутить штраф;
  • компания использует запрещенные способы возврата денег – раскрывает ваши личные данные, передает без вашего согласия права на кредит коллекторам;
  • годовая процентная ставка по кредиту сроком до года превышает 365%;
  • вам оформили микрозайм с обеспечением в виде залога недвижимости;
  • сумма штрафа + просрочки превысила двукратный размер тела минизайма;
  • с вас взяли дополнительные деньги без вашего ведома – за реструктуризацию, например;
  • микрофинансовая организация без вашего согласия изменила условия договора после того, как он был заключен;
  • сотрудники МКК или коллекторы звонят слишком часто или делают это в запрещенное время;
  • МФО игнорирует вашего адвоката и продолжает вам звонить;
  • коллекторы оказывают психологическое давление, угрожают или делают что-либо, что наносит вам вред.

Как правильно составить жалобу?

Простой совет: если собрались подать жалобу в какую-то государственную организацию, свяжитесь с ней по телефону/через интернет/лично и попросите форму для жалобы. Это повысит шансы на быстрое рассмотрение.

В целом в жалобе должна быть следующая информация: куда и кому вы ее направляете (чтобы узнать, кому направлять, свяжитесь с госорганизацией), кто вы и где вы проживаете, когда и у какой микрофинансовой организации вы брали микрокредит, на какую сумму и под какой процент, когда нужно было вернуть, сколько насчитали задолженности, что МФО делала для возврата долга, в чем состоит суть жалобы. Желательно еще указать номер договора с МКК. Заодно оставьте свои контактные данные, чтобы вам сообщили результат рассмотрения обращения.

Образец

Образец жалобы в ЦБ на МФО выглядит так:



Кстати, обратите внимание на самый нижний абзац – жалоба в Центробанк на микрофинансовую организацию имеет очень мало шансов на рассмотрение, если к ней не приложены договоры и платежные документы.

Жалоба в Роспотребнадзор:



Как оформить – разобрались. Теперь разберемся, в какую государственную организацию нужно обращаться при различных нарушениях.

Центробанк

Жалоба в ЦБ на МФО имеет смысл тогда, когда:

  • у микрофинансовой организации нет разрешения на выдачу микрозаймов;
  • проценты по кредиту – слишком большие для рынка;
  • данные о вашем выплаченном микрокредите не занесли в БКИ;
  • МФО нарушила правила возврата долга – раскрыла кому-то вашу личную информацию, к примеру;
  • ставка превышает 1% в день, при этом кредит выдается на срок до года;
  • штраф и просрочка превысили максимально допустимую по закону сумму;
  • вас не уведомили о полной стоимости кредита – всплыли скрытые комиссии;
  • условия договора внезапно изменились без вашего ведома.

Роспотребнадзор

Микрозайм – потребительский, поэтому некоторые нарушения от микрофинансовых организаций попадают под юрисдикцию Роспотребнадзора. Какие именно:

  • в договоре нет пункта о том, что вы не разрешаете передавать свою задолженность сторонним организациям (коллекторам);
  • компания взимает комиссию за бесплатные вещи – отказ от страховки и пролонгацию;
  • вам не предоставили полную информацию о способах погашения минизайма.

В прокуратуру

Финансовый омбудсмен

Финансовый омбудсмен – это практика, недавно появившаяся и активно развивающаяся в России. Суть: омбудсмен – это юрист, решающий денежные вопросы в досудебном порядке. Причины для обращения – те же, что и для Центробанка. Отличие омбудсмена от суда и ЦБ заключается в следующем:

  1. Он решает финансовые споры быстрее, чем суд – в течение 15-30 дней, в то время как судебная тяжба может длиться месяцами.
  2. Вам не нужно быть юридически подкованным – можно объяснить проблему своими словами, юридическую составляющую возьмет на себя омбудсмен.

Таким образом, финансовый омбудсмен решает и проблему клиента с наймом адвоката, и проблему судов с высокой загруженностью. Чтобы подать жалобу, найдите омбудсмена и напишите к нему обращение в вольной форме.

Федеральная служба судебных приставов следит за тем, чтобы взыскание долга проходило по закону. В ФССП можно обратиться, если есть следующие нарушения:

  • микрокредитная организация звонит или пишет по поводу долга вашим родным, хотя вы не давали на это согласия;
  • МКК нарушает правила количества или времени звонков: звонит больше раза в сутки/2 раз в неделю/8 раз в месяц, звонит ночью;
  • вам названивает МФО или коллекторы, хотя вы наняли адвоката, через которого должна происходить связь;
  • коллекторы угрожают физической расправой или огромными штрафами.

Когда не стоит подавать жалобу?

Можно выделить 2 основных случая, когда не стоит обращаться с жалобой в серьезные структуры:

  1. Микрофинансовая организация ничего не нарушила.
  2. Вы хотите попытаться мирно урегулировать спор.

В первом случае вы зря потратите свое время – ответ от государственной организации может прийти через месяц, и он вам ничего не даст (а пеня за это время увеличится). Во втором случае лучше написать письмо непосредственно в МФО, а не в ЦБ или прокуратуру – если госструктура придет в микрокредитную организацию с проверкой по вашей наводке, о мирном урегулировании конфликта можно будет забыть.

Рефинансирование кредитов, микрозаймов. Банкротство физических лиц. Списание кредитного долга через банкротство.

218 ФЗ о кредитных историях с изменениями на 2021 год

Объединение долгов по кредитам в один в 2021

Наличие сразу нескольких кредитов, да еще в разных банках, осложняет жизнь заемщика. Это связано не

Как узнать свою кредитную историю бесплатно через интернет?

Как следует из названия, кредитная история содержит информацию о текущих, просроченных и погашенных кредитах, займах,

Что такое МФО, что они делают?

МФО — это микрофинансовая организация, выдающая гражданам небольшие по сумме краткосрочные кредиты (микрозаймы) под большой,

Стоимость отмены судебного приказа

Стоимость отмены судебного приказа — Бесплатно. Срок для отмены судебного приказа — 10 дней с

При получении первого звонка от коллекторов попросите его перезвонить через пол часа, сославшись на то, что Вам неудобно сейчас разговаривать. После этого сразу же установите на телефон приложение для записи разговоров и все разговоры записывайте!

Правильно общаться с коллекторами

Ниже представлен перечень наиболее распространенных вопросов от коллекторов и правильные по смыслу ответы. К – коллектор, З – заемщик.

К: Вы намерены в добровольном порядке решать вопрос?
З: Конечно намерен. Но только на законных основаниях. С незнакомым мне голосом из трубки я в праве не обсуждать мои финансовые обязательства. Меня никто не уведомил должным образом, что именно Вы имеете право взаимодействовать со мной.

К: Мы Вас не должны уведомлять.
З: Я не про Вас говорю, а про кредитора. В соответствии с 9-й статьёй 230-го ФЗ, Кредитор в течение тридцати рабочих дней с даты привлечения иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, обязан уведомить об этом должника путем направления соответствующего уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения уведомления под расписку либо иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником.

К: А вас и не должны были уведомлять. Это только при продаже договора по цессии, Вас должны были уведомить.
З: Делая такое заявление, Вы признаёте свою юридическую безграмотность, либо преднамеренное введение меня в заблуждение, так как в 9-й статье 230-го ФЗ говорится о привлечении иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности. Вы сейчас третье лицо и осуществляете со мной взаимодействие. В законе ни слова не сказано про цессию.

К: Тогда обращайтесь к кредитору, чтобы узнать, почему он Вас не уведомил.
З: Но сейчас именно Вы являетесь инициатором взаимодействия со мной, а не кредитор. К тому же Вы, как Вы голословно заявляете, являетесь представителем кредитора. Но как я могу верить голосу из трубки, если я еще не получил никаких документов от кредитора, что именно Ваша организация привлечена для взаимодействия со мной?

К: Вас уведомляли (выставляли требования) по телефону (по электронной почте, по смс).
З: Тогда деньги я Вам отправлю по телефону или по электронной почте. Если Вы хотите получить оригиналы Билетов Банка России, то, будьте добры и мне присылать оригиналы уведомления (требования). К тому же в 9-й статье 230-го ФЗ указаны лишь два способа направления уведомления: путем направления соответствующего уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения уведомления под расписку. А это значит, что в любом случае при получении уведомления, должен остаться документ о вручении с моей подписью, который возвращается отправителю, как документальное подтверждение того, что я получил это уведомление.

К: В соответствии с 9 статьёй 230 ФЗ, кредитор имеет право уведомить Вас иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и ДОЛЖНИКОМ.
З: Ключевым словом в данной цитате является ДОЛЖНИКОМ. На момент подписания соглашений с кредитором, я не являлся ДОЛЖНИКОМ. Я являлся ЗАЁМЩИКОМ. И лишь после возникновения просроченной задолженности, я стал ДОЛЖНИКОМ. А после того, как я стал ДОЛЖНИКОМ, я никаких соглашений с кредитором не подписывал. Так что у кредитора есть всего лишь 2 способа уведомить меня о привлечении третьего лица для взаимодействия со мной. Это отправкой письма почтой России с уведомлением о вручении, в котором я обязан расписаться при получении, либо вручением лично под расписку.

К: А Вы юрист, чтобы рассказывать мне о законах?
З: Законы РФ созданы для всех граждан РФ без исключения и пользоваться законами может любой гражданин РФ. А вот Вам должно быть стыдно от того, что Вы не знаете законодательство в достаточной мере, потому что кроме звонков от Вас никаких действий до сих пор не было.

К: Вы нарушили 307-ю статью ГК РФ.
З: Прочитайте внимательно 307-ю статью, а не только её заголовок. В первой части этой статьи написано: В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо ВОЗДЕРЖАТЬСЯ от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Эта статья даёт мне право ВОЗДЕРЖАТЬСЯ от исполнения обязательств, и я пользуюсь этим правом.

К: Вы нарушили 807-ю статью ГК РФ.
З: Прочитайте внимательно 807-ю статью, а не только её заголовок. В первой части этой статьи написано: По договору займа одна сторона (займодавец) передаёт в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу ТАКУЮ ЖЕ сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Так что, в соответствии с этой статьёй, я обязан вернуть только ту сумму, которую взял, а Вы пытаетесь требовать от меня сумму больше, чем я брал. Вы вымогатели или мошенники? Вы сами озвучили мне эту статью и сами противоречите ей. На основании этого, я делаю вывод о вашей юридической безграмотности и бесполезности нашего дальнейшего взаимодействия.

К: Вы нарушили 310-ю статью ГК РФ.
З: Прочитайте внимательно 310-ю статью, а не только её заголовок. Во второй части данной статьи написано: В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, НЕ осуществляющей предпринимательской деятельности. Я не осуществляю предпринимательскую деятельность, поэтому данная статья даёт мне право отказаться от исполнения обязательств. Вы вымогатели или мошенники? Вы сами озвучили мне эту статью и сами противоречите ей. На основании этого, я делаю вывод о вашей юридической безграмотности и бесполезности нашего дальнейшего взаимодействия.

Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные, в том числе с: введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.

Ни одна из перечисленных Вами статей уголовного кодекса ко мне не относится.

Разъяснение по статьям:

159.1 – Мошенничество в сфере кредитования, то есть хищение денежных средств заёмщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений;

159 – Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Эта статья возможно ТОЛЬКО ТОГДА, когда Вы предоставили кредитору НЕВЕРНЫЕ или ПОДДЕЛЬНЫЕ ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ или официальные документы СНИЛС, справка 2НДФЛ, ИНН и т.п.;

165 – Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в КРУПНОМ РАЗМЕРЕ.

Ключевые слова КРУПНЫЙ РАЗМЕР. В данном случае крупным размером считается сумма, превышающая 250 000 рублей. Если сумма меньше, то эта статья к Вам не относится. Если сумма больше 250 000 рублей, то отсутствует факт обмана или злоупотребления доверием, так как Вы предоставляли верные и действительные данные при оформлении кредита.

177 – Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг ПОСЛЕ вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Ключевыми словами являются ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СУДЕБНОГО АКТА. То есть, для того, чтобы эта статья могла быть применена к Вам, у Вас уже должен был состояться суд и должно быть вынесено судебное решение, по которому Вы обязаны оплачивать, но Вы не оплачиваете. И к тому же сумма должна быть не менее 2 250 000 рублей. Если сумма, после решения суда меньше, то эта статья к Вам отношение не имеет.

Если по данному кредиту не было решения суда, то к Вам эта статья отношения не имеет.

К: Вы начитались статей в интернете и теперь таким образом пытаетесь избежать выполнение своих обязательств?
З: Нет. Это только Ваши домыслы. Я хочу решать вопрос только законным способом. Наше законодательство не является государственной тайной и находится в свободном доступе для всех граждан РФ. Ничто мне не запрещает пользоваться законами, вне зависимости от источника их опубликования.

К: Вы брали деньги с целью невозврата?
З: Нет, это не так. Это Ваши домыслы. Я также могу озвучить Вам свои домыслы о том, что Вы звоните мне сейчас с целью вымогательства (163 статья Уголовного кодекса).

К: Вы хоть знаете, что такое вымогательство?
З: Да. В 163-й статье УК есть чёткое определение этому: Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. Сейчас от Вас поступают требования имущественного характера под угрозой распространения сведений, которые могут причинить вред моим правам.

К: Вы юридически ПОДКОВАНЫ.
З: Подкованы лошади, а я юридически ГРАМОТНЫЙ.

К: Если Вы такой юридически грамотный, то почему допустили просрочку?
З: Возникли проблемы с поступлением денег. Но любой мой ответ Вам не интересен и вы всё равно скажете, что это не является уважительной причиной для отказа от выполнения обязательств.

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия т уголовного преследования.)

К: Кредитор вправе продать Ваш долг другому коллекторскому агентству. А за деятельность других коллекторских агентств, кредитор ответственности не несёт. Коллекторы будут действовать на своё усмотрение.
З: Я не в коем случае не оспариваю право кредитора переуступить право требования третьему лицу. Пусть продают мой долг. Я не против.

К: Ваши родители знают о Ваших долгах?
З: Этим вопросом Вы нарушаете 23-ю статью Конституции РФ (Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени). Так как я являюсь физическим лицом, я имею право не отвечать Вам на этот вопрос. А вы сейчас являетесь должностным лицом. Поэтому я могу задавать Вам вопросы. Вы готовы ответить на вопрос: Вас Ваши родители заставили работать на такой работе или Вас заставляют отрабатывать СВОИ долги путём взыскания задолженности с других людей? Как Ваши родственники и соседи относятся к тому, что Вы работаете на самой неуважаемой работе?

К: Сейчас речь идет не обо мне, а о Вас и Вашей задолженности.
З: Вы мне задаёте вопросы, которые касаются неприкосновенности моей частной жизни и моих родственников. Почему я не имею права задавать Вам вопросы, касающиеся Ваших родственников? Вы пытаетесь превознести себя выше меня?

К: Вы ДОЛЖНИК и Вы ДОЛЖНЫ исполнять свои обязательства, а не читать законы.
З: Значит Вы сейчас пытаетесь ущемить моё конституционное право, данное мне 46-й статьей Конституции? Или Вы сейчас пытаетесь применять психологическое воздействие, нарушая 2-ю статью Конституции РФ?

К: У Вас нет прав. Есть только обязанности.
З: У Вас тоже есть обязанности работать по закону, но Вы сейчас тоже не исполняете свои обязанности в соответствии с законодательством. Вы не исполнили требование закона, которое обязывает Вас НЕ оказывать психологическое давление в соответствии с 230 ФЗ, статьей 6, частью 2, пунктом 4. (Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные, в том числе с оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и других лиц).

К: Если Вы такой умный, то почему Вы такой бедный? Вы не можете заработать денег, чтобы выполнить свои обязательства?
З: Это Ваши домыслы. Моё финансовое положение для Вас не имеет значения. Ваша задача, поставленная Вашим работодателем, взыскать деньги любой ценой. Поэтому, моё финансовое положение останется для Вас ТАЙНОЙ.

К: Если у Вас сейчас нет денег, то обратитесь в банк, возьмите новый кредит, попросите у родственников, знакомых.
З: В данный момент Вы принуждаете меня к совершению сделки, нарушая тем самым 179-ю статью Уголовного Кодекса. (Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения). Вы готовы нести уголовную ответственность за Ваши слова?

К: Я вас не принуждаю. Я вам советую.
З: Я в Ваших советах не нуждаюсь. Я тоже могу Вам посоветовать поменять работу и не заниматься вымогательством денег у людей.

К: Вы же понимаете, что все Ваши просроченные задолженности отражаются в Бюро Кредитных Историй, и потом на протяжении 15 лет не ВЫ, не ваши родственники не смогут взять кредит ни в одной кредитной организации?
З: Я буду только рад тому, что я не смогу взять кредит на протяжении 15 лет после возникновения просрочки. Но по поводу родственников – Вы меня обманываете. Мой брат/сестра/племянник/любой родственник/ только вчера получил кредит наличными в одном из банков нашего города.

Микрофинансовые структуры активно кредитуют граждан, серьезно конкурируя с банками. Принципы работы МФО существенно лояльнее, чем в банках, поэтому в сфере микрокредитования гораздо чаще встречаются просрочки и неблагонадежные клиенты.

Должники МФО в случае нарушения графика оплаты подвергаются штрафным санкциям. Кроме того, кредитор всегда может обратиться в суд.

Если вы не можете вернуть заем вовремя

Микрофинансовые организации осознают, что работают с более рискованной категорией заемщиков, которые могут сталкиваться с финансовыми трудностями. Именно поэтому многие компании ввели в линейку услуг пролонгацию.

Пролонгация — это возможность сдвинуть срок возвращения займа на определенный срок (неделя, несколько недель, месяц). При этом заемщик избегает штрафов, его кредитная история не портится. Условия предоставления переноса срока оплаты — отсутствие просрочки и выплата начисленных процентов (отсрочке подлежит только основной долг).

Если вы совершили просрочку: рост долга

Банки и МФО подчиняются Центральному Банку и Закону о потребительском кредитовании. В Законе четко указывается максимально возможный процент пеней, который могут применять кредитные организации в случае просрочки.

На следующий день после просроченного платежа МФО начинает начисление пеней в размере 20% годовых. К пеням суммируется и процентная ставка по договору. По сути, пени совсем небольшие, учитывая скромные лимиты займов. Долги перед МФО в большей степени растут за счет продолжения начисления процентной ставки.

По закону максимальная ставка по стандартному краткосрочному займу от МФО — 1% в день. Например, если вы взяли в долг 10000 руб. , то ежедневно на эту сумму набегает 100 рублей . И в случае просрочки эти 1% так и будут начисляться на сумму долга. Кроме того, к ним суммируются пени в виде 20% годовых. Долг будет серьезно расти с каждым днем.

Какие действия предпримет МФО

В первую очередь должнику, просрочившему платеж, следует ожидать звонка представителя кредитной организации. Его задача на первых этапах взыскания — выявить причину просрочки и узнать, когда должник планирует вернуть деньги.

Многие микрофинансовые организации имеют в своем штате специалистов по взысканию долгов, которые занимаются обзвоном проблемных клиентов. Более того, есть и такие компании, которые формируют дочерние коллекторские агентства или создают собственные отделы взыскания.

К сожалению, методы взыскания долгов по займам от МФО существенно отличаются от методов, которые применяются к должникам по банковским кредитам. Банки заботятся о своей репутации и сотрудничают только с теми коллекторам, которые работают в рамках закона. МФО же часто привлекают взыскателей, которые могут применять незаконные методы взыскания и давления на должников.

Что могут делать коллекторы, привлеченные МФО:

  • бесконечно звонить самому должнику, его родственникам, друзьям, на работу;
  • беспокоить соседей;
  • распространять порочащие должника листовки;
  • делать надписи в подъезде должника, у его квартиры, на дверях;
  • портить имущество (двери, припаркованное авто);
  • угрожать, порой встречаются и случаи физического воздействия;
  • давить психологически;
  • приходить домой, на работу заемщика и пр.

Все вышеперечисленные меры незаконные. Если МФО проводит взыскание долгов таким образом, должнику обязательно нужно обращаться в полицию и писать жалобы в разные структуры.

Что делать, если коллекторы не соблюдают закон

Если в отношении вас применяются противоправные методы, такие как порча имущества, угрозы, физическое воздействие, необходимо незамедлительно обращаться в полицию. Если полиция отказывается возбуждать дело, обращайтесь в прокуратуру. Но помните, что факт нарушения коллектором закона еще нужно будет доказать.

Надзорным органом за коллекторами назначена ФССП (служба приставов). Теперь все жалобы можно напрямую направлять туда. Например, в следующих случаях:

  • слишком большое количество звонков: больше раза в день и трех раз в неделю;
  • должника беспокоят в ночное время;
  • визиты коллекторов чаще раза в неделю;
  • агентство, которое представляет коллектор, не включено в реестр коллекторских фирм, который ведет ФССП;
  • распространение информации о должнике, хождение по соседям, звонки родственникам и на работу;
  • другие нарушения.

ФССП оперативно реагируют на жалобы населения, при необходимости перенаправляет их в другие инстанции. При выявлении фактов нарушения к коллекторам применяются меры.

Подают ли МФО в суд на должников

Если должник не выполняет своих обязательств и даже коллекторы не могут на него повлиять, кредитная организация обратится в суд. Это ее полное право. Какие МФО подают в суд на должников? Это делают все компании, работающие легально. Суд встает на сторону МФО и выносит соответствующее решение. Но при этом судья может списать часть задолженности, если она слишком раздута относительно изначально полученной заемщиком суммы.

Далее с должником уже будут работать приставы, которые могут организовать арест половины заработной платы или счетов, а также заняться изъятием имущества. При необходимости с приставами можно договориться о постепенном закрытии долга.

Автор: Ирина Русанова

Бесплатная помощь юриста

Комнада юристов

Бесплатная юридическая консультация от квалифицированных и компетентных специалистов в течение 10 минут!

Если вы не видите форму отправки вопроса юристам, перейдите по этой ССЫЛКЕ >>>

Алексей Жумаев

Финансовая деятельность и работа МФО с физическими лицами строго регулируются законами. Граждане защищены от произвола, и в случае нарушений можно обжаловать действия МФО. Но куда подать жалобу на МФО, когда это стоит делать, и на какой закон ссылаться? В статье ответим на эти вопросы.

Как написать жалобу на МФО?

Строгих бланков для жалобы нет, она пишется в свободной форме.

На сайтах госорганов есть готовые бланки для жалобы на МФО, а в разделе Образцы жалоб мы представили примеры для самых популярных проблем с МФО.

Что обязательно указывать, чтобы жалобу рассмотрели без задержек:

  • Обращение — к кому конкретно мы обращаемся. Например, Старшему судебному приставу Ивановского отдела УФССП по Московской области Петрову П.А.
  • Сведения о себе: ФИО, дату рождения, паспорт, контактные данные.

Опишите проблему с указанием реквизитов договора займа, даты получения денег, дат звонков, претензий, иных подробностей.

Сошлитесь на законодательство в обоснование своей позиции. Варианты есть в наших образцах жалоб, вы также можете бесплатно спросить у юриста , какой закон указать по вашей проблеме.

Заявление в правоохранительные органы — в полицию, в ОБЭП составляется с ваших слов и вами заверяется. Не нужно заранее писать обращение, участковый заполнит его при вас. Возьмите с собой документы, если вам угрожали — заручитесь телефонами свидетелей. Чем больше будет доказательств, тем быстрее оперативники проверят и возбудят дело.

Подаете ли вы документы онлайн или через канцелярию, к жалобе на МФО нужно приложить документы, которые подтверждают изложенные сведения. Например, стоит приложить:

Если документов нет, напишите об этом и попросите их запросить. Гос. орган откажет в рассмотрении или просто будет менее внимателен, если заявление ничем не подтверждается.

Проверить по фамилии заемщика, подала ли МФО в суд

Образцы заявлений и жалоб на МФО

Скачайте формы обращении на нарушения микрофинансовых организаций.

Как сформулировать требования? Поговорите
с юристом бесплатно!

Куда жаловаться на МФО?

Деятельность микрофинансовых организаций контролируют государственные органы, основной надзор осуществляет Центробанк.

ЦБ контролирует деятельность банков, МФО, ломбардов в части оказания финансовых услуг. Другие ведомства отвечают за свои узкие сферы. Писать жалобу на МФО можно в следующие инстанции.

В Центробанк

Жалоба в ЦБ РФ направляется, если:

  • МФО завысила процентную ставку — в 2021 году ставка составляет не больше 1% в сутки;
  • компания разглашает ваши личные данные;
  • договор менялся в одностороннем порядке;
  • испортили кредитный рейтинг необоснованно — сотрудники МФО отправили неверные сведения о просрочках в БКИ;
  • начисляют повышенные штрафы и пени;
  • договор содержит сомнительные и неоднозначные условия, которые трактуются не в вашу пользу.

Поверить, состоит ли МФО в реестре, можно на сайте ЦБ по ссылке.

Центробанк является основным регулятором для микрофинансовых организаций, поэтому жаловаться можно на любые действия МФО, кроме откровенно криминальных. Черные кредиторы, которые называют себя микрокредитными организациями, на самом деле обычные мошенники, и с ними должна разбираться полиция.

Юрист бесплатно проверит МФО по реестру

В службу приставов

В ФССП жалобу направляют, если:

  • МФО привлекла коллекторов, которые нарушают ваши права, не соблюдают нормы № 230-ФЗ;
  • коллекторы МФО не числятся в реестре ФССП.

В СРО, в котором состоит микрофинансовая организация

В России функционирует 3 саморегулируемых организации, в которых должны состоять микрофинансовые и микрокредитные компании:

С 2015 года членство в некоммерческих партнерствах обязательно для МФО . СРО — это профессиональные объединения, которые уполномочены контролировать работу своих членов. Микрофинансовые организации разделены на МФК и МКК: и те, и другие состоят в саморегулируемых организациях. СРО МФО принимают жалобы и участвуют в досудебных спорах, помогают решить проблемы в досудебном порядке.

В СРО пишут жалобу, если:

  • организация разглашает личные данные заемщика;
  • МФО не принимает платежи, чтобы накрутить пени за просрочку;
  • организация обманывает клиентов, ее договоры не соответствуют устным обещаниям или информации на сайте;
  • вы столкнулись с завышенными комиссиями;
  • МФО пытается изменить договор в одностороннем порядке.

При возникновении разногласий или претензий можно писать жалобу в некоммерческое партнерство. Узнать, где состоит ваша МФО, можно на ее сайте или в реестре членов на сайте СРО. Можно позвонить в СРО и уточнить, состоит ли у них такая микрокредитная компания.

Если кредитор не состоит ни в одном из 3 СРО, обращайтесь в Прокуратуру. Если вы взяли заем у организации, которой нет в реестре ЦБ РФ или в реестрах СРО, если после отправки документов деньги вам не поступили, рекомендуем запросить кредитную историю и сообщить о нелегалах в правоохранительные органы.

Ваши персональные данные, банковские реквизиты могут быть использованы мошенниками, поэтому будьте бдительны!

Проверить МФО
в черном списке

Финансовому омбудсмену

Здесь строгий порядок: сначала вы должны написать претензию в адрес МФО, и только потом обращаться к омбудсмену. Форма жалобы финансовому омбудсмену на МФО стандартная, ее можно скачать по ссылке.

Финансовому уполномоченному жалуются, когда претензия была направлена в компанию, но договориться не получилось. Или МФО проигнорировала ваше обращение. Омбудсмену стоит жаловаться по материальным претензиям: с вас пытаются взыскать завышенные суммы, вы хотите признать договор недействительным и так далее.

У такой жалобы два плюса:

  • Быстрее, чем ЦБ — омбудсмен рассматривает обращения граждан в течение 15 суток.
  • Обязательно, как в суде — решение финансового уполномоченного имеет для МФО силу судебного решения, то есть организация будет обязана его исполнить: пересчитать долг, вернуть незаконно взысканные деньги, внести изменения в договор.

В целом, это довольно эффективный, а главное — бесплатный способ поставить МФО на место.

Куда лучше подать жалобу в вашем случае?

В Роспотребнадзор

В Роспотребнадзор жалоба на МФО направляется, если нарушены ваши права как потребителя:

  • при заключении договора займа вас не проинформировали и ввели в заблуждение;
  • МФО скрывает способы оплаты, чтобы накрутить пени за просрочку;
  • вам перевели на карту недостаточную сумму;
  • начисляют незаконные комиссии, даже если прописали их в договоре — например, за перевод денег, за онлайн-регистрацию;
  • вам пытаются навязать страховку.

Также любые отказы в предоставлении информации о долге, об остатке, подробно расчета, справки об отсутствии задолженности или просто банальная грубость в отделении, отсутствие жалобной книги, невыдача квитанции могут стать поводом для жалобы в Роспотребнадзор.

В Федеральную антимонопольную службу

В ФАС есть страница для обращений. Антимонопольная служба регулирует рекламную деятельность, поэтому на МФО можно жаловаться на недостоверную или непонятную, а также на оскорбительную рекламу.

На что обычно жалуются в ФАС заемщики по микрозаймам?

  • рекламное предложение не соответствует условиям договора;
  • неполное указание реквизитов МФО;
  • отсутствие лицензии на данный вид финансовой деятельности, или МФО вообще нет в Реестре ЦБ РФ.

Самая частая жалоба на МФО — о том, что реклама не соответствует действительности. Когда в предложении указано хоть одно условие, влияющее на стоимость продукта, то должны быть указаны и все остальные условия займа, чтобы потребитель мог оценить предложение МФО и соотнести его со своими возможностями.

В правоохранительные органы

Быстро обратиться с онлайн-жалобой можно:

Также можно обратиться в полицию лично в участковое отделение или даже звонить 112 в случае угрозы жизни, здоровье или имуществу.

Жалобы на МФО в прокуратуру и в правоохранительные органы стоит писать, если:

  • вам угрожают;
  • вас шантажируют, запугивают;
  • коллекторы или МФО портят ваше имущество, вашу репутацию и разглашают ваши сведения о просроченном займе третьим лицам.

В правоохранительные органы обращаются люди с жалобами на коллекторов МФО, работающих без лицензии и разрешения — так называемых черных коллекторов.

МФО вправе привлекать коллекторские агентства на основании агентского договора либо договора цессии.

По цессии МФО продает коллекторам просроченный микрозайм по договору цессии, тогда микрозайм и все проценты по нему человек должен уже не микрофинансовой компании, а коллекторам, которые выкупили права на долг.

Конфликты с коллекторами МФО возникают, когда они нарушают закон: открыто угрожают, запугивают должника, шантажируют, обманывают или наносят вред его имуществу. В таком случае нужно обращаться в полицию — наличие долга не лишает гражданина права на безопасность и уважение.

Стоит ли обращаться
в МВД в вашем случае?

Когда жаловаться на МФО?

Составление жалобы потребуется, если микрофинансовая организация нарушает законодательство, ущемляет ваши права, по своему усмотрению меняет условия договора. Если взыскивают законные проценты — 1% в день, как это предусмотрено договором, жаловаться бессмысленно, платить придется.

В 2021 общая сумма переплаты по микрозайму не должна превышать 150% к сумме полученных денег.

Законы об МФО 2021 года

На сайтах госведомств представлены подробные инструкции по подаче апелляционных жалоб на МФО. Вам остается только им следовать.

Поскольку каждое ведомство занято своей юрисдикцией, то необходимо понять, кому жаловаться. Нет смысла, к примеру, отправлять жалобу об угрозах из МФО финансовому омбудсмену. Силовые и криминальные действия относятся к компетенции правоохранительных органов. Суть в том, что полиция среагирует быстро, и вас защитят, а омбудсмен просто перешлет такую жалобу в ФССП и прокуратуру.

В целом, можно подать заявление на незаконные комиссии в Прокуратуру, которая передаст дело в надлежащее ведомство — ЦБ. Но так вы потеряете время, пока документы будут рассматриваться и пересылаться по ведомствам.

Как снизить проценты
по микрозайму законно?

Какие нормативные акты регулируют деятельность МФО?

В случае конфликта с МФО потребуется составить жалобу. На что сослаться, какие законы указывать?

В 2021 деятельность микрофинансовых организаций регламентируется правовыми актами:


Образец претензии в МФО

Официальная претензия составляется в письменной форме, ее нужно подписать, приложить документы, которые подтверждают изложенные сведения.

Отправлять документы следует заказным письмом с уведомлением и описью вложения на юридический адрес МФО.

Обязательно сохраните квитанцию и опись — эти документы подтвердят, что вы пытались урегулировать спор в досудебном порядке.

Как писать жалобу в Центробанк на МФО?

Рассмотрим порядок отправки жалобы на примере Центробанка.

Тип проблемы. Центробанк предлагает разобраться со следующими ситуациями:

  • неправомерные действия взыскателей;
  • завышенные проценты;
  • проблемы с погашением. В том числе — отказы предоставить рефинансирование или реструктуризацию;
  • навязывание сторонних продуктов;
  • разглашение персональных сведений и прочее.

Мы выбрали неправомерные действия взыскателей.

Также ЦБ указал, что при коллекторском взыскании необходимо обращаться в ФССП, поскольку коллекторы подчиняются судебным приставам. Когда мы ознакомились со справочной информацией, система нам предлагает перейти к оформлению жалобы. Соглашаемся, жмем на кнопку и переходим. Далее:

  • Указываем полное наименование организации, с которой связана наша жалоба.
  • Введите текст жалобы.
  • Указываем регион, в котором мы проживаем.
  • Указываем дату заключения договора с микрофинансовой организацией.
  • Выбираем, каким образом заключался договор: онлайн или нет.
  • Прикладываем документы, жмём капчу и отправляем жалобу на рассмотрение.

Жалоба будет рассматриваться в течение 3 дней, после чего ЦБ предоставит ответ.

Вам нужна консультация опытных юристов? Напишите нам или закажите обратный звонок. Мы поможем разобраться с подведомственностью спора и определим, куда и как нужно жаловаться. Если вам нужна поддержка и сопровождение, вы попали по адресу!

Читайте также: