Заочник ком теория государства и права

Обновлено: 30.06.2024

2) В какой части правовой нормы определяется вид и мера наказания:

3) Право определяется как:

1. + система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;

2. совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;

3. система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.

4) Правонарушение – это…

1. виновное или противоправное нарушение договорных норм;

2. + виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;

3. виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.

5) Законодательство РФ включает в себя…

1. + все законы и подзаконные акты;

2. только законодательные акты;

3. все законы и подзаконные акты, судебную практику.

6) Согласно теории теологического происхождения государства и права, последнее возникло как результат:

1. деятельности монарха и его приближенных;

2. + божественного воздействия;

3. усилий и опыта нескольких поколений людей.

7) Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?

1. при условии – отсюда – за исключением;

2. + если – то — иначе;

3. если – иначе – затем.

8) Бывший супруг признается отцом ребенка, родившегося после расторжения брака в течении:

9) Предусмотренная нормами права способность лица иметь индивидуальные права и обязанности – это …
1. субъективное право
2. + правоспособность
3. дееспособность

10. В России правовая доктрина …
1.является источником права
2. + не является источником права
3. является источником только для некоторых субъектов права

11) К обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относится …
1. отсутствие умысла
2.необходимая оборона
3. + примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда

12) К виду каких наук относится криминалистика:
1.теоретико-исторических
2.отраслевых
3.+ прикладных

13) К специально-юридическим функциям права не относится …
1.+экономическая
2. регулятивная
3. охранительная

14) Республик каких форм не существует:
1.парламентских
2.+монархических
3.смешанных.

15) Для какой нормы права характерно указание на другие конкретные статьи данного НПА:

1.бланкетной
2.+отсылочной
3.прямой

16) Требование общества, которое состоит в точной реализации норм всеми субъектами:

1.правовое регулирование
2. + законность
3.правопорядок

17) К какому элементу правонарушения относят время и способ:

1.+объективной стороны правонарушения
2. субъективной стороны правонарушения
3.объекта правонарушения

18) Для какой нормы права характерно указание на другие НПА:

1.+бланкетной
2.отсылочной
3.прямой

19) Официально брак признается только в случае, если он заключен в :

2. + органах ЗАГС

20) Полностью дееспособным признается лицо, достигшее возраста:

1.+ 18 лет
2. 16 лет
3. 14 лет

21) Элементом нормы права не является …
1. гипотеза
2.+ преюдиция
3. диспозиция

22) В чем выражается внутренняя сторона суверенитета:

1.наличии публичной власти и её аппарата
2. территориальной организации населения и политической власти
3.+верховенстве государственной власти по отношению к другим властям

23) Элементы нормы права, упорядоченные определенным способом и образующие ее внутреннее строение:

1.+структура
2. форма
3.дефиниция

24) Правосознание по субъекту бывает:
1.материальное и процессуальное
2. правосознание физических лиц и юридических лиц
3. + индивидуальное, групповое и массовое

25) Пенсия назначается по достижение возраста:

1.+ 55 жен и 60 муж.

2. 60 жен и 65 муж

3. 65 жен и 55 муж

26) Безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств бюджета это:

2. +Социальное пособие

3. Социальные услуги

27) Какие меры обычно влечет за собой нарушение правопорядка:
1. +меры государственного принуждения
2. меры общественного воздействия
3. профилактические меры

1. + Состояние информации об учреждении.

2. Укомплектованность учреждения специалистами

3. Условия размещения учреждения

29) При проверке внешней системы контроля изучают:

1. организацию и проведение работ учреждения по повышению квалификации специалистов.

2. + документально оформленные результаты проводимых проверок, характер отмечаемых недостатков и степень реализации мероприятий по их устранению.

3. своевременность проверки состояния и пересмотра документов, их обновления и изъятия из обращения устаревших документов.

30) Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в течении:


Теория государства и права относится к числу базовых юридических дисциплин: закладывает основы юридического мировоззрения, дает представления об основных юридических понятиях, способствует формированию юридического мышления и правовой культуры.

Формат

Курс состоит из видеолекций, разбитых на короткие фрагменты от 8 до 15 минут длиной. Каждая лекция сопровождается оцениваемым тестом из 15-20 вопросов. В конце курса слушателей, претендующих на получение сертификата, ждет итоговый экзамен по всем материалам курса.

Информационные ресурсы

Электронные учебники по теории государства и права.

Требования

Для успешного прохождения курса слушателям необходимо:

  • знать понятийно-терминологический аппарат в рамках школьных курсов истории и обществознания;
  • уметь распознавать признаки и характерные черты социального объекта или явления; сравнивать социальные объекты и явления между собой; оценивать различные суждения с точки зрения общественных наук; оперировать терминами и понятиями, соответствующими предлагаемому контексту;
  • иметь навык анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в виде схем, таблиц, диаграмм; соотносить существенные черты и признаки социальных явлений с обществоведческими терминами и понятиями; осуществлять выбор нужных элементов из списка.

Программа курса

  1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.
  2. Происхождение государства и права.
  3. Основные понятия о государстве и политической системе.
  4. Типология и форма государства.
  5. Понятие, сущность и содержание права.
  6. Источники и система права.
  7. Правообразование и правотворчество. Юридическая техника.
  8. Правовые отношения и юридические факты.
  9. Реализация и толкование права.
  10. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Результаты обучения

В результате освоения дисциплины слушатели узнают:

  • признаки и сущность государства и права;
  • основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства;
  • систему права и средства реализации права;
  • основные особенности государства и права России;
  • сущность и содержание ключевых юридических понятий, категорий, институтов;
  • правовые статусы субъектов правоотношений.

Помимо этого, слушатели научатся:

  • оперировать юридическими понятиями и категориями;
  • анализировать и толковать правовые нормы;
  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
  • юридической терминологией;
  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
  • навыками анализа правоприменительной практики.

Направления подготовки

В видеолекциях, кроме традиционных форм подачи правовой информации и современных интерактивных технологий, будут использованы рисунки, представляющие собой ассоциативные ряды для запоминания информации по каждой теме. Метод ассоциаций задействует воображение слушателей и позволит переводить абстрактную словесную информацию в зрительную. Рисунки-ассоциации выполнены под впечатлением от творчества известного русского художника и юриста-преподавателя Василия Васильевича Кандинского (1866-1944). Прежде чем стать художником, он долгое время преподавал юридические дисциплины, и его теория живописи построена на многих правовых идеалах и конструкциях, с которыми слушатели смогут ознакомиться в рамках предлагаемого курса.

Для отработки навыков запоминания информации по темам слушатели могут пользоваться интерактивными тренажерами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проанализируйте норму и выполните задания:

1) определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию);

2) классифицируйте структурные элементы правовой нормы:

Гипотеза (абстрактная или казуистическая, простая, сложная или альтернативная; положительная или отрицательная);

Диспозиция (прямая, отсылочная или бланкетная; простая или описательная; простая, сложная или альтернативная);

Санкция (штрафная или правовосстановительная; абсолютно-определенная, относительно-определенная, альтернативная).

3) классифицируйте правовую норму: регулятивная или охранительная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая:

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Образец решения:

Гипотеза (условие) и санкция (неблагоприятные последствия) в указанной части статьи не сформулированы.

2) Указанная диспозиция является бланкетной поскольку содержит общую отсылку к российскому законодательству и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В связи с тем, что норма лишь называет правило (право производить досмотр, право изымать …), но не раскрывает технических особенностей их реализации норма является простой

Поскольку диспозиция содержит два правила поведения, она является сложной.

3) Указанная норма является охранительной, поскольку выполняет превентивно-охранительную роль по отношению к безопасности исправительного учреждения.

Норма является императивной, поскольку основывается на юридическом неравенстве сторон регулируемого отношения.

Норма является управомочивающей, поскольку предоставляет администрации исправительного учреждения юридическую возможность осуществить досмотр либо изъятие запрещенных предметов.

Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:

1) гражданин приобрел автомобиль;

2) суд вынес решение об аресте имущества;

3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;

4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;

5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;

6) супруги подписали брачный договор;

7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;

8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;

9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;

10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру

Образец решения:

1) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

2) форма реализации – правоприменение, поскольку реализация связана с деятельностью властного субъекта – суда;

3) форма реализации – соблюдение, поскольку реализуется запреты;

4) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица;

5) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

6) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

7) форма реализации – правоприменение, поскольку деятельность директора по изданию приказа носит властный характер;

8) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица (водитель обязан снизить скорость при въезде в населенный пункт);

9) форма реализации – использование, поскольку полномочия судьи не носят государственно-властный характер, таким образом судья реализует свое субъективное право;

10) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право.

Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

Ситуация : в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.

Вопросы по ситуации:

Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).

Определите вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).

Образец решения:

Субъектами правоотношения являются жители и губернатор. Объектом указанного правоотношения является оказание материальной помощи. Содержание правоотношения: жители имеют право обратиться к губернаторы, губернатор обязан ответить на обращение у установленные законодательством сроки.

По предмету правового регулирования правоотношения относится к сфере административного права; по специфике правового регулирования – материальное; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Юридический факт в указном случае носит сложный характер, поскольку включает в себя два обстоятельства: во-первых, событие – наводнение; а, во-вторых, правомерное действие – письменное обращение к губернатору. Таким образом, имеет место фактический состав.

Докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. К какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Образец решения:

1) Просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением, поскольку Трудовой кодекс РФ содержит норму, допускающую предоставление дополнительных отпусков работников. Следовательно, указанное отношение регламентировано нормами права и при наступлении соответствующих юридических фактов (обращение работника) возникает правоотношение.

2) Указанное правоотношение относится: по предмету правого регулирования – к трудовому праву; по специфике правового регулирования является материальным; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

А) Ст. 48 Конституции РФ:

Образец решения:

Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии:

Образец решения:

Объективная сторона выражается в противоправном деянии, наступивших общественно-опасных последствиях и причинно-следственной связи между ними.

Противоправное деяние выражается в бездействии руководства строительного объекта. Общественно-опасными последствиями являются загрязнение воздуха и угроза возникновения пожара. Причинно-следственная связь заключается в том, что бездействие руководства строительного объекта повлекло за собой ошибочные действия строителей, которые невиновно повредили газопровод.

В действиях руководства строительного объекта присутствует неосторожная вина в форме небрежности, то есть общественно-опасные последствия возникли в результате невнимательности и халатного отношения к должностным обязанностям.

Образец решения:

Причинение вреда при дорожно-транспортном происшествии регламентируется двумя нормативными правовыми актами: КоАП РФ и УК РФ. В связи с тем, что пешеход получил многочисленные переломы рук и ног имеет место тяжкий вред здоровью, а следовательно совершенное правонарушения является преступлением, за которое следует уголовная ответственность.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Объективная сторона выражается в противоправном действии – наезде на пешехода, общественно-опасные последствия - многочисленные переломы рук и ног, которые причинно обусловлены наездом автотранспорта. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо. Субъективная сторона выражается в неосторожной вине выраженной в форме легкомыслия, то есть лицо самонадеянно рассчитывало на предотвращение общественно-опасных последствий, прекрасно понимая, что нарушает правила дорожного движения управляя транспортным средством в состоянии опьянения.

Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:

1) юридические поступки; 2) юридические акты.

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Образец решения:

1) юридические поступки:

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет.

2) юридические акты:

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Осуществите толкование предложенной правовой нормы и дайте ответ на вопросы:

А) Имеет ли право мать ребенка на оспаривание отцовства?

Б) Какие способы толкования Вы использовали? Поясните свой ответ.

Образец решения:

А) Матерью ребенка является женщина, записанная в качестве матери в книге записей рождений либо фактическая мать ребенка. Указанная норма закрепляет юридическое право обоих субъектов права на оспаривание отцовства, которое юридически закрепляется в книге записей рождений.

Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы, исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные акты и акты толкования права), если таковые есть, обоснуйте свой ответ.

4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г.

Образец решения:

Из представленного перечня следует исключить следующие правовые акты:

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г. – указанный правовой акт не является нормативным правовым.

Оставшиеся нормативные правовые акты следует выстроить исходя из следующего принципа. Высшей силой обладают законы, среди которых на первом месте должны стоять федеральные конституционные законы, потом федеральные законы. При этом кодифицированные законы обладают приоритетом и большей силой, чем некодифицированные законы. Далее следует располагать подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. На последнем месте следует располагать региональные нормативные правовые акты.

Проанализируйте содержание ст. 120 УИК РФ и определите наличие факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции (коррупциогенные факторы). Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры иных коррупциогенных факторов.

«Статья 120. Исправительные колонии общего режима

1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

2. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия.

3. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

4. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания.

5. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

6. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, предусмотренном частями второй и пятой настоящей статьи.

Образец решения:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Изображение преподавателя Тимошина Елена Владимировна

Тимошина Елена Владимировна и еще 1 преподаватель

Доступна финансовая помощь

Теория права и государства

Об этом курсе

Теория права и государства – фундаментальная юридическая наука, выступающая в качестве основы для изучения отраслевых дисциплин и, в итоге, успешного овладения профессией юриста. Одна из основных ценностей теории права и государства как учебной дисциплины заключается в том, что в ней представлены теоретические обобщения высокого уровня, выражающиеся в понятиях и принципах, которые впоследствии конкретизируются в различных отраслевых дисциплинах. В то же время, значение теории государства и права шире – в определенном смысле, она отражает многовековую историю развития представлений о праве и государстве в срезе, актуальном для современной политико-правовой среды. Настоящий курс основан на многолетнем опыте преподавания теории права и государства, а также иных теоретико-правовых дисциплин в Санкт-Петербургском государственном университете и отражает не только профессиональное мнение авторов, но и длительную традицию Санкт-Петербургской школы теории и философии права.

Преподаватели

Placeholder

Тимошина Елена Владимировна

Placeholder

Архипов Владислав Владимирович/Vladislav Arkhipov

доктор юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУ/Doctor of Juridical Sciences, Head of the Department of Theory and History of Law and State at Saint Petersburg State University

советник практики по интеллектуальной собственности, информационным технологиям и телекоммуникациям международной юридической фирмы Dentons/ of Counsel at International Law Firm "Dentons"; Expert of the Cluster "Videogame Industry and eSports" of the Russian Association for Electronic Communications (RAEC)

от партнера

Placeholder

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) — старейший вуз России, основанный в 1724 году. Университет сегодня — научный, образовательный и культурный центр мирового значения, неизменно входящий во все международные рейтинги вузов. В номинации взаимодействие с работодателями QS Graduate Employability 2018 СПбГУ занимает 20 место среди 400 ведущих вузов мира и является лучшим в России.

В настоящее время СПбГУ реализует 418 образовательных программ, включающих самые современные направления подготовки и специальности. Сертификат об успешном окончании представленных онлайн-курсов дает 5 дополнительных баллов при поступлении на программы магистратуры и аспирантуры СПбГУ. St Petersburg University is the oldest university in Russia, founded in 1724. The University today is a world-class research, educational and cultural centre which is always included in all international rankings of world universities. St Petersburg University was ranked 20th in QS Graduate Employability Ranking 2018 among 400 leading universities in the world and is the best in Russia. At present, St Petersburg University offers 418 academic programmes, including the most advanced areas and fields of study. The certificate of successful completion of offered online courses gives five additional points when applying for master’s and doctoral programmes at St Petersburg University.

Читайте также: