Допускается ли без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение

Обновлено: 16.06.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Для того чтобы проинформировать читателя и других пользователей об авторских правах,
обладатель исключительных авторских прав может проставлять _______ авторского права, который(ое) помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы С в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения
знак охраны
клеймо
силуэт
рисунок

2. Допускается ли без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное
исполнение музыкальных произведений
только во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний
нет
да
только в целях ознакомления с произведением

3. Изготовление звукозаписей и организация эфирного и кабельного вещания носит в большей степени
технический характер
организационный характер
творческий характер
исполнительский характер

4. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым
имеет изобретательский уровень, промышленно применимо
оригинальным
эстетичным
промышленно применимым

5. Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора и _____ лет после его смерти
25
75
100
50

6. Исполнения и постановки можно в большинстве случаев признать результатами
творческой деятельности
управленческой деятельности
организационной деятельности
технической деятельности

7. Исчисление сроков охраны авторских прав начинается с 1 _____ года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока
января
июня
марта
декабря

8. К объектам ________ права относятся изображения, полезные модели и промышленные образцы.
патентного
смежного
авторского
частного

9. К признакам ______ изобретения относятся: наличие трудовой связи между организацией и
автором изобретения, либо трудовые отношения хотя бы с одним из соавторов, коллективно создавших изобретение; создание изобретения в порядке выполнения задания, данного администрацией организации
служебного
коллективного
рабочего
юридического

10. Лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе, называют производителями
фонограммы
постановки
сценария
кассет

11. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программ для ЭВМ, вправе _________: осуществлять адаптацию программы для ЭВМ; изготовлять копии программ для ЭВМ; декомпилировать программу для ЭВМ
без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения
с согласия правообладателя и с выплатой ему дополнительного вознаграждения
без согласия правообладателя, но с выплатой ему дополнительного вознаграждения
без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения

12. Нарушение авторских и смежных прав состоит в незаконном изготовлении и распространении ______ экземпляров произведений
контрафактных
единичных
бумажных
рукописных

13. Не переходят по наследству авторские права
право авторства
право на защиту репутации автора произведения
право на имя

14. Объектами авторских прав являются произведения
науки, литературы и искусства
телекоммуникаций
техники и технологий
экономики и финансов

15. Объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для
функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, называют
программой для ЭВМ
алгоритмом для ЭВМ
листингом
распечаткой

В соответствии с п. 5 ст. 1229 ГК указанные ограничения устанавливаются при условии, что они не наносят неоправданного ущерба обычному использованию произведения и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателя.

Эти случаи не могут быть установлены иными нормативными актами. Перечень этих случаев в ГК является исчерпывающим.

БЕЗ СОГЛАСИЯ И БЕЗ ВЫПЛАТЫ

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением: 1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; 2) воспроизведения баз данных или их существенных частей; 3) воспроизведения программ для ЭВМ; 4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов; 5) видеозаписи АВП при его публичном исполнении; 6) воспроизведения АВП с помощью профессионального оборудования.

Ст. 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

2) использование правомерно обнародованных произведений учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом.

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого произведения.

Ст. 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования

Но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

1) библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения;

2) отдельных статей и малообъемных произведений- библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях.

Под репродуцированием понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания.

Ст. 1276. Свободное использование пр-я, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

Ст. 1277. Свободное публичное исполнение музыкального произведения

Во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии.

Ст. 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

Ст. 1280. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ

Относится к лицу правомерно владеющему экземпляром программы для ЭВМ. (исследовать, испытывать, вносит изменения и т.д.).

БЕЗ СОГЛАСИЯ, С ВЫПЛАТОЙ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

1) публичное исполнение произведений;

5) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (УПРАВИС);

6) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и АВП на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (РСП);

Важным вопросом является выяснение об обладателе данного права. Некоторые специалисты полагали, что речь идет только о композиторах, являющихся авторами АВП, т.е. специально написавшие произведение, другие – что речь идет о всех композиторах, чьи произведения вошли в АВП. Пленум ВС № 15 от 19.06.2006. – занял позицию, что право на вознаграждение принадлежи всем композиторам, и тем которые являются авторами АВП и тем, чьи произведения существовали ранее и вошли составной частью в АВП. На практике вознаграждение выплачивается и авторам текста. Право неотчуждаемо, т.к. обладателем права может быть только композитор, а не иной правообладатель. Поскольку неотчуждаемо – не переходи по наследству.

(6) Право автора произведения, записанного на фонограмму, и авторов аудиовизуального произведения на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и АВП исключительно в личных целях.

Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. По российскому законодательству сбор денежных средств происходит как с оборудования, предназначенного для аудиозаписи или видеозаписи, так и с чистых аудио-носителей. Перечень оборудования, размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ. Право реализуется посредством института коллективного управления.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Для того чтобы проинформировать читателя и других пользователей об авторских правах,
обладатель исключительных авторских прав может проставлять _______ авторского права, который(ое) помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы С в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения
знак охраны
клеймо
силуэт
рисунок

2. Допускается ли без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное
исполнение музыкальных произведений
только во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний
нет
да
только в целях ознакомления с произведением

3. Изготовление звукозаписей и организация эфирного и кабельного вещания носит в большей степени
технический характер
организационный характер
творческий характер
исполнительский характер

4. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым
имеет изобретательский уровень, промышленно применимо
оригинальным
эстетичным
промышленно применимым

5. Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора и _____ лет после его смерти
25
75
100
50

6. Исполнения и постановки можно в большинстве случаев признать результатами
творческой деятельности
управленческой деятельности
организационной деятельности
технической деятельности

7. Исчисление сроков охраны авторских прав начинается с 1 _____ года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока
января
июня
марта
декабря

8. К объектам ________ права относятся изображения, полезные модели и промышленные образцы.
патентного
смежного
авторского
частного

9. К признакам ______ изобретения относятся: наличие трудовой связи между организацией и
автором изобретения, либо трудовые отношения хотя бы с одним из соавторов, коллективно создавших изобретение; создание изобретения в порядке выполнения задания, данного администрацией организации
служебного
коллективного
рабочего
юридического

10. Лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе, называют производителями
фонограммы
постановки
сценария
кассет

11. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программ для ЭВМ, вправе _________: осуществлять адаптацию программы для ЭВМ; изготовлять копии программ для ЭВМ; декомпилировать программу для ЭВМ
без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения
с согласия правообладателя и с выплатой ему дополнительного вознаграждения
без согласия правообладателя, но с выплатой ему дополнительного вознаграждения
без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения

12. Нарушение авторских и смежных прав состоит в незаконном изготовлении и распространении ______ экземпляров произведений
контрафактных
единичных
бумажных
рукописных

13. Не переходят по наследству авторские права
право авторства
право на защиту репутации автора произведения
право на имя

14. Объектами авторских прав являются произведения
науки, литературы и искусства
телекоммуникаций
техники и технологий
экономики и финансов

15. Объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для
функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, называют
программой для ЭВМ
алгоритмом для ЭВМ
листингом
распечаткой

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Комментарии к ст. 1274 ГК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"

Авторы: Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю.

1. Во всех случаях, приведенных в ст. 1274, обязательно указание имени автора и источника заимствования (т.е. должна быть указана работа, из которой взята цитата). Это не обязательно должно быть исходное произведение; не запрещается цитировать по иным работам, поскольку часто это просто неизбежно (например, если исходное произведение погибло или труднодоступно). Несоблюдение данного условия будет означать как нарушение личных неимущественных прав автора, так и одновременно - исключительного права на произведение.

Способ указания источника заимствования должен позволять однозначно установить его.

2. Указанные в комментируемой статье условия, касающиеся целей и объема разрешенного использования, характера произведения и т.д., применяются, пока действует исключительное право на произведение. После перехода произведения в общественное достояние их можно не соблюдать. Однако и в этом случае действует охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

3. Во всех случаях, указанных в ст. 1274, разрешается не только воспроизведение, прямо указанное в соответствующем пункте, но и последующее распространение изготовленных экземпляров произведения.

Цитирование - разрешенный случай воспроизведения, допускаемый при выполнении указанных в законе условий. Если эти условия не выполнены, то налицо воспроизведение, осуществленное с нарушением исключительного права на произведение.

Цитирование является разрешенным только при его осуществлении в указанных в комментируемой статье целях. С 01.10.2014 список этих целей вырос: сюда были добавлены учебные цели и цели раскрытия художественного замысла автора.

Цитировать произведение до его обнародования нельзя. Интересно заметить, что в отношении авторефератов диссертаций цитирование на практике признается допустимым, несмотря на слова "на правах рукописи", помещаемые на автореферат. Это связано с тем, что подобное указание является скорее данью традиции, в действительности же рассылка автореферата по вузам и библиотекам позволяет рассматривать его как обнародованное произведение. При этом обнародование должно быть произведено правомерно, т.е. с согласия автора.

Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Критический разбор стихотворения может предполагать его полное повторение, в научной работе для точной передачи мысли оппонента может потребоваться большая цитата и т.д. Учитываться должны и размер цитируемого произведения, и то произведение, в котором используется цитата.

Цитирование может относиться ко всем видам произведений. Хотя наиболее распространены цитаты письменных произведений, иногда встречается и цитирование произведений живописи, музыкальных произведений.

При указании в рассматриваемой статье обзоров печати имеется в виду не случай изложения существа произведения, а включение в обзор фрагментов соответствующих статей. Обзор печати нередко состоит преимущественно из фрагментов чужих произведений. Чтобы предупредить возможные споры, и введено данное уточнение.

4. Учебная цель второй формы использования произведения, указанной в ст. 1274, предопределяет и условия использования:

основная работа также должна носить учебный характер. При этом ее форма никак не ограничивается - это может быть и книга, и учебный фильм, и радио- или телепередача и т.д., посвященная любой области человеческой деятельности;

используемое произведение должно применяться в качестве иллюстрации, т.е. материала, поясняющего какие-то положения, раскрытые в учебной работе, или являющегося примером и т.д.;

объем использования произведения ограничивается именно его вовлеченностью в учебный процесс.

5. Использование статей в информационных целях должно осуществляться с соблюдением следующих условий:

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющие постоянное наименование (название), текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона о СМИ).

перечень произведений ограничен статьями, поэтому сюда не будут относиться, например, повесть, публикуемая в журнале, фоторепортаж. Иллюстрации, графики, схемы могут использоваться в случае, если они являются составной частью статьи, а не добавлены в качестве "иллюстрации на тему";

тематика используемых статей ограничена - только статьи по экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;

основной темой статьи должны быть текущие вопросы, т.е. связанные с происходящими событиями, процессами и т.д. Поэтому публикация архивного материала, пусть даже и по той же теме, в рамках данного ограничения исключительного права является неправомерной;

такое использование не должно быть запрещено правообладателем. Запрещение может быть выражено как непосредственно в статье, так и в отношении номера журнала или даже средства массовой информации, ресурса в Интернете и т.д. Исходя из сложившейся практики в последнем случае в запрете должно быть ясно выражено, что он касается не только совокупности статей, опубликованных в данном номере журнала в целом, но и каждой статьи отдельно.

Подобное использование предполагает использование статьи полностью. Использование фрагментов статьи возможно в рамках правил цитирования произведения.

6. Близок к рассмотренному и случай свободного использования публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений. Обязательно соблюдение требования публичности произнесения речи: если речь произнесена в частном кругу, на закрытом мероприятии и т.д., ее воспроизведение допустимо только с согласия правообладателя.

Любые речи, обращения, интервью и т.п., не имеющие политического характера, не будут подпадать под данный случай свободного использования произведений.

Подпункт 4 п. 1 не допускает свободного использования произведения полностью для всех случаев - объем использования определяется информационными целями.

7. Подпункт 5 п. 1 ст. 1274 разрешает включать в состав репортажа, посвященного определенному событию, целиком или частично произведения, которые можно увидеть или услышать в ходе этого события. Например, в репортаже с фестиваля зрители услышат фрагменты исполнявшихся музыкальных произведений и т.д., в репортаже об открытии выставки - увидят какие-то из картин, представленных на ней.

Репортаж должен быть посвящен событию, происходящему в настоящее время. Рассказ о событиях прошлого (пусть и недавнего) не может рассматриваться как обзор текущих событий.

В отличие от ст. 1276 ГК, здесь нет запрета делать соответствующее произведение основным объектом использования. В репортаже о выставке можно уделить определенное внимание представленным там экспонатам, а не показывать лишь общий план выставки, однако при этом основной темой репортажа все же остается выставка, а не экспонаты. Показ таких экспонатов должен быть в каждом случае оправдан информационными целями.

8. В подпункте 6 п. 1 ст. 1274 предусматривается специальное исключение для сотрудников и лиц, обслуживаемых или содержащихся в определенных организациях, выполняющих общественно значимые функции.

К таким организациям относятся:

- образовательные организации (независимо от типа и принадлежности);

- медицинские организации (в том числе частные);

- учреждения социального обслуживания;

- учреждения уголовно-исполнительной системы.

Данное ограничение касается только одной формы использования - исполнения произведений, причем ни воспроизведение, ни распространение здесь не указаны, следовательно, запись произведенного исполнения произведения не является разрешенной (если она не подпадает под другие прямо разрешенные случаи).

Исполнение разрешается, только если оно осуществляется самими сотрудниками и обслуживаемыми лицами/содержащимися лицами, поэтому привлечение внешних исполнителей в рамках данного исключения невозможно.

10. Особые правила предусмотрены для произведений, предназначенных для слепых и слабовидящих лиц. Создание экземпляров произведений для слепых и его последующее воспроизведение разрешается, если речь идет именно о специальных способах (например, об использовании рельефно-точечного шрифта) или специальных форматах (ограничивающих возможности использования экземпляра); сюда не должно включаться воспроизведение аудиокниг. Распространение экземпляров произведений будет подпадать под это исключение, только если экземпляр произведения отвечает указанным требованиям.

При этом необходимо соблюдать три условия: эти действия должны осуществляться без извлечения прибыли (цена, по которой будут распространяться изготовленные экземпляры, может лишь покрывать расходы на их изготовление и распространение или быть ниже); не должны также свободно использоваться произведения, специально созданные для воспроизведения специальными способами для слепых; должны быть указаны имя автора и источник заимствования.

Кроме того, если произведение было создано в целях использования в специальных форматах (например, специальный учебник для слабовидящих), то данное исключение в отношении него не применяется. В связи с этим, до того как воспользоваться данным исключением, нужно проверить, в каких целях произведение изначально создавалось.

Если фонограмма в основном состоит из музыкальных произведений, то на него рассматриваемое ограничение не распространяется. В таком случае утрачивается специальное предназначение экземпляра произведения, поскольку для восприятия музыкального произведения не слепыми и слабовидящими лицами не требуется применение специальных способов или форматов.

11. Дополнительные средства облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями - это тифлокомментирование и сурдоперевод.

Тифлокомментирование - это краткое описание объекта, действия, пространства, призванное дать лицу представление о происходящем. Сурдоперевод - перевод на жестовый язык выражений на каком-либо национальном языке или наоборот.

В данном случае речь идет не о специальном случае разрешения использования произведения, а лишь об особенностях использования, предполагающего внесение в произведение несогласованных с автором изменений. При этом следует иметь в виду, что тифлокомментарий может сопровождать не только, например, аудиовизуальное произведение, но и статичное изображение (картину, фотографию и т.д.). В то же время данное исключение само по себе не разрешает использование произведения - оно должно осуществляться на общих основаниях.

Сопровождение произведения тифлокомментарием и сурдопереводом должно всегда иметь определенную цель - облегчение восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями. Поэтому осуществление указанных действий в иных целях (например, в качестве художественной акции) не будет охватываться данным исключением. В то же время указание этой цели означает, что сурдоперевод должен осуществляться на общепринятый жестовый язык, а не на иную систему жестов, предложенную данным лицом, в противном случае данная цель будет невыполнима.

12. Гражданский кодекс разрешает создавать и использовать пародии и карикатуры на другие произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Имеется в виду случай переработки произведения, когда создается особый его вариант, показывающий произведение в комичном виде. Наличие в п. 4 ст. 1274 одновременно слов "создание" и "использование" позволяет ограничить как исключительное право на произведение, так и право на неприкосновенность. Автор оригинального произведения не может запрещать создание пародии на том основании, что меняется текст произведения и, возможно, наносится определенный ущерб репутации этого лица.

Создание и использование пародии или карикатуры на чужое произведение требует соблюдения только одного условия: оригинальное произведение должно быть обнародовано с согласия автора. Ни объем использования, ни вид пародии законом не ограничиваются. В то же время пародия не должна носить характер оскорбления.

Задайте вопрос юристу:


Свободным использованием произведений называют использование тех произведений (в том числе их издание) которые находятся под действием смежных или авторских прав, которые изданы без выплаты вознаграждения автору, и без его разрешения. Однако обязательно должны быть соблюдены права авторства, а также права на защиту репутации автора и на имя. Так же можно добавить, что оно не только не ограничивает личные неимущественные права, а как правило в случаях, когда они свободно использованы по закону требуется указать имя автора произведения, а также источник заимствования.

Использование авторского произведения без его разрешения, а также без выплаты ему вознаграждения, не допускается. Однако, иногда в публичных интересах разрешается свободное использованиепроизведений науки, литературы и искусства: в личных, научных, информационных, культурных, учебных целях, если не имеется намерения извлечь выгоду, но только при условии, что указанное произведение было опубликовано правомерно, т. е. введено в гражданский оборот с разрешения автора.

Случаи, в которых возможно свободное использование произведений исчерпывающе перечислены в ст. 1274 ГК, которая допускает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

Согласно ГК свободное использование произведений допускается без согласия автора или иного правообладателя, а также выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования в случаях:

− цитирования в оригинале или в переводе, для использования в информационных, учебных, научных целях, или для раскрытия творческого замысла автора;

− использование обнародованных произведений или отрывков из них для использования в качестве иллюстраций для издания, в телепередачах, на радио, или для записей, носящих учебный характер;

− в публичном исполнении произведений, обнародованных правомерно путем их представления в живом исполнении, которое осуществляется не имея цели извлечения прибыли, а используется в медицинских, образовательных учреждениях, учреждения уголовно-исполнительной системы и т. п.

− доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций, запись на электронном носителе;

− а также ряд иных случаев свободного использования произведения.

Также внимание стоит уделить правовому регулированию публичного, свободного исполнения музыкальных произведений. Согласно ч.4 ст.1277 Гражданского кодекса РФ свободное публичное исполнение музыкального произведения без согласия автора и без выплаты ему соответствующего вознаграждения правомерно лишь в исчерпывающем списке случаев.

− во время официальной церемонии;

− во время религиозной церемонии;

− во время похорон.

Но при этом объём исполнения ограничен. Ограничен, или их объём должен быть оправдан характером вышеупомянутых церемоний.

Получается, что без согласия автора или иного правообладателя, а также без выплаты вознаграждения авторам библиотеки могут создавать в электронной форме копии произведений, однако, имеющих исключительно научное и образовательное значение. А в соответствие с пунктом 1 вышеуказанной статьи копии, созданные таким образом и выраженные в электронной форме, могут передаваться во временное безвозмездное пользование.

Безусловно, издатели не согласны с позицией библиотекарей, они утверждают, что принятые поправки будут ущемлять авторские права, лишат писателей смысла создавать новые произведения и опубликовывать их, а также могут подорвать издательский бизнес и привести к отмиранию издательства в целом.

Усложняет положение то, что объекты авторского права существуют в двух видах: материальном и информационном, так как многие граждане не считают преступным воровство, совершаемое в интернете и файлообменных сетях.

Таким образом, прихожу к выводу что, учитывая все аспекты сложившейся ситуации, для решения сложившихся проблем необходимо проводить такие мероприятия, как выделение средств для библиотек, что бы те могли приобретать на них электронные книги, запретить пользование электронными книгами за пределами специальных учреждения (библиотек), создание органов, или подразделений органов исполнительной власти, к компетенции которых отнести контроль над использованием объектов интеллектуальной собственности.

Основные термины (генерируются автоматически): согласие автора, источник заимствования, выплата вознаграждения, обязательное указание имени автора, свободное использование произведений, III, Гражданский кодекс, Гражданский кодекс РФ, гражданский оборот, электронная форма.

Читайте также: