Допускает ли закон об образовании несколько учредителей

Обновлено: 02.07.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

  1. Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
  2. Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки. . Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
  3. Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.

Ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются, что противоречит законам

В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.

Какие сборы незаконны

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбора Характеристика
Дополнительные учебники и тетради Все материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техника Ремонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежности Моющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

  • дополнительное обучение, такое как внеклассная деятельность, кружки, секции;
  • репетиторство, если преподаватель занимается такой деятельностью;
  • специальные курсы, которых нет в школьной программе;
  • дополнительные занятия с углубленным изучением какого-либо предмета;
  • другие услуги, которые не определены в ФГОС.

Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.

Специальные курсы, которых нет в школьной программе, могут оплачиваться отдельно, как раз за счет сборов

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:

  • администрацию города;
  • муниципальный или региональный комитет образования;
  • полицейский участок;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • министерство образования;
  • прокуратуру.

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Родители вправе на законном основании отказаться платить деньги

Какое наказание за незаконные поборы

Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

  1. Лишение свободы на срок до 4 лет.
  2. Принудительные работы в течение 4 лет.
  3. Арест до полугода.
  4. Штрафы в размере до 80 тыс. рублей.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Штрафы в размере до 80 тыс. рублей - один из вариантов наказания за незаконные поборы

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

  1. Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
  2. Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
  3. Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
  4. Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.

Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

В силу п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ с 19 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г. включительно обеспечивается для обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, реализация основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.

Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

  1. обучающихся в образовательных организациях, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, и лиц
  2. обучающихся в иных образовательных организациях.

Речь идет о п. 13.4 названного указа, в силу которого федеральным органам власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей образовательных организаций, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, а также частным образовательным организациям, предоставляющим начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечить принятие в установленном порядке решений, аналогичных решениям, указанным в пунктах 13.1 - 13.3 настоящего указа.

Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

D. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об образовании в Российской Федерации обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. В свою очередь электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации) не могут квалифицироваться как очная форма обучения. Так, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2017 № 36-П, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.

E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Между тем то истолкование п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, в силу которого родители одних детей могут выбирать форму получения образования (не относящиеся к образовательным организациям, учредителем которых выступает город Москва), а других - нет, вступает в прямое противоречие с принципом равенства всех перед законом, равно как и с равным правом всех на образование, а потому не может иметь место.

В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать: - для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.; - для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.; - для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.; - для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.

1. Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
а) только в форме учреждения +
б) только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации
в) в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством

2. Образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием:
а) государственное
б) муниципальное +
в) негосударственное

3. На уровне субъектов РФ типовые положения об образовательных учреждениях, учитывающие региональную специфику:
а) могут издаваться, но только об учреждениях общего образования
б) могут издаваться, но только путем принятия закона субъекта РФ
в) не могут издаваться +

4. Образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации:
а) государственное +
б) муниципальное
в) негосударственное

5. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:
а) любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением
б) рекомендованные методической службой
в) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ +

6. Образовательное учреждение, созданное в соответствии с Федеральным законом “Об образовании”, собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
а) государственное
б) муниципальное
в) негосударственное +

7. При отчислении обучающегося из общеобразовательного учреждения за неоднократное грубое нарушение Устава учреждения необходимо согласие:
а) органа управления образованием
б) органов школьного самоуправления
в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав +

8. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

10. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) оздоровительные
б) дошкольные +
в) медицинские

11. При приеме в школу администрация образовательного учреждения обязана познакомить ребенка и его родителей с:
а) Уставом образовательного учреждения +
б) правилами внутреннего трудового распорядка
в) коллективным трудовым договором

12. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) среднеобразовательные
б) общеобразовательные +
в) учреждения, работающие только в заочной форме обучения

13. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:
а) коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения +
б) постановлением Правительства РФ
в) исполнительным органом государственной власти субъекта РФ

14. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) учреждения закрытого типа
б) учреждения, работающие только в очной форме обучения
в) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования +

16. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) учреждения закрытого типа
б) учреждения дополнительного образования взрослых +
в) учреждения открытого типа

18. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с неограниченными возможностями здоровья
б) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья +
в) учреждения, работающие только в очной форме обучения

20. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) учреждения открытого типа
б) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) +
в) учреждения, работающие только в заочной форме обучения

21. Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения могут быть:
а) только муниципальные районы и городские округа +
б) любые муниципальные образования
в) орган управления имуществом муниципального образования

22. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) учреждения, работающие только в очной форме обучения
б) учреждения дополнительного образования детей +
в) учреждения закрытого типа

23. Наличие у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации свидетельствует:
а) о соответствии деятельности образовательного учреждения требованиям утвержденного Устава
б) о соответствии основных образовательных программ требованиям базисного учебного плана и (или) утвержденным государством примерным образовательным программам
в) о соответствии содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов, о государственном статусе этого образовательного учреждения, о соответствии уровня реализуемых образовательных программ государственным требованиям +

24. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
а) другие учреждения, не осуществляющие образовательный процесс
б) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс +
в) учреждения, работающие только в заочной форме обучения

25. Ликвидация сельского муниципального общеобразовательного учреждения осуществляется:
а) в порядке, установленном органом местного самоуправления, на территории которого находится учреждение
б) на основании решения муниципального органа управления образованием
в) в порядке, установленном органом местного самоуправления, на территории которого находится образовательное учреждение, но только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением +

26. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

27. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется:
а) Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения +
б) расписанием учебных занятий
в) решением Совета образовательного учреждения

28. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

29. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:
а) локальными актами учреждения +
б) решением общественных органов управления образовательным учреждением
в) решением педагогического совета образовательного учреждения

30. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти


Муниципальное образовательное учреждение – это организация, которая осуществляет процесс образования благодаря муниципальным субсидиям и находится на содержании местного самоуправления. Возможно, именно сейчас есть смысл более подробно рассмотреть вопрос о том, учредителями каких организаций могут быть муниципальные организации (МО).

Кто может быть учредителем муниципального образовательного учреждения (МОУ)

  • государство РФ, субъекты Российской Федерации, МО;
  • коммерческие организации, объединения российских и иностранных юрлиц, всех форм собственности;
  • общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации российских и иностранных юрлиц;
  • физические лица.

Негосударственные образовательные учреждения могут быть основаны совместным учредительством.

Для спецучреждений, в которых производится воспитательно-образовательный процесс сложных детей и подростков, закрытого типа учредителями выступает только государство РФ или его субъекты.

Образовательные центры, в которых проводят военную подготовку и осуществляют военные профессиональные программы, создаются только государством. И контролируются им на всех этапах своей деятельности.

Права учредителя, в случае реорганизации власти РФ, переходят к правопреемникам, которые будут определенным действующим законодательством.

Учредителем МОУ выступают органы местного самоуправления

Их компетенция в образовательной сфере регулируется законом, нормативно-правовыми актами. Именно учредитель принимает решение о существовании, реорганизации или о ликвидации образовательного заведения. А также МО имеет право участвовать в управлении учебным учреждением и назначать или увольнять его руководителя.

К образовательным учреждениям относятся:

  • детсады;
  • школы;
  • колледжи;
  • начальные, средние и высшие профессиональные учреждения;
  • ВУЗы;
  • спецучреждения, детские дома, интернаты и прочие.


В обязанности МОУ входит предоставление общедоступного образования, создание условий для ухода за детьми в МОО. А также содержание зданий МОО и облагораживание прилегающих к ним территорий. Муниципальные образования назначают стипендии учащимся, студентам и другим из средств местного бюджета. Еще МО осуществляют обеспечение учебных заведений необходимым имуществом, вещами и прочим. Производят контроль обеспечения питанием учащихся, которые обучаются за счет бюджетных ассигнований.

Может ли муниципальное образование быть учредителем ООО

Муниципальное образование имеет право создавать ООО, а также быть единственным его учредителем. Уставный капитал (УК) формируется только средствами МО. УК должен быть исключительно в виде денег. Вклад осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, из средств местного бюджета (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Основанное общество может принимать участие в тендерах, пользоваться муниципальным имуществом. В таких обществах чаще всего управление осуществляется советом директоров. Доли распределяются поровну, а большинство вопросов решается единогласно.

Муниципальные образования могут выступать наравне с юридическими и физическими лицами в гражданско-правовых отношениях по закону РФ.

Сейчас в России МО могут выступать соучредителями в ООО и основателями, и участниками открытых акционерных обществ. А вот участником коммерческих организаций МО уже быть не имеют права.

Государство обеспечивает муниципальные образования специальными субсидиями, а также их казна пополняется за счет доходов местного бюджета. Других видов дохода для них не предусмотрено. В основном управление в муниципальных образованиях производят органы местного самоуправления.

Общеобразовательная школа: пример

Муниципальное образование, допустим, выступает ее единственным учредителем. Это значит, что школа находится под патронажем местного самоуправления и финансируется за счет местного бюджета. Для каких-либо улучшений в ОШ, МОУ может участвовать в тендерах, благотворительных акциях, конкурсах, чтобы обеспечить внедрение инноваций, например, закупки новой техники для школы, компьютеров, электронных досок, указок и прочего. Предоставляет учебные материалы в виде учебников и учебных пособий. Определяет участие учащихся в олимпиадах, спортивных мероприятиях и научных конференциях. Учащиеся этой школы могут получать госстипендии или иметь какие-то льготы от государства. Здание школы, все сооружения и вся прилегающая к ней территория находятся на содержании МО.

Какие рычаги влияния имеет учредитель на ОШ

Это госзадание, финансовое обеспечение и взимание с родителей платы за содержание детей. А также МО распоряжается имуществом ОШ на основании закона.

Краткие итоги

Учредителями муниципального образования являются местные органы самоуправления. МО может выступать как учредителем, так и соучредителем обществ с ограниченной ответственностью. УК создается на 100% или вносится доля МО из фонда средств местного бюджета. Также МО могут выступать учредителями ОАО, создавать МП и учреждения, создавать хозобщества, если в этом есть необходимость для решения вопросов, которые имеют местное значение.

По закону РФ учредителем муниципального образовательного учреждения может быть орган местного самоуправления и непосредственно государство. В чем заключается принадлежность образовательного заведения к МУ? В том, что его финансирование ведется за счет средств местного бюджета и субсидируется государством. МО имеет как ответственность за учрежденные им образовательные учреждения, так и обязательства перед ними.

1. Учредителем образовательного учреждения (далее – учредитель) могут быть:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

2. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Когда единственный учредитель – монополист

Когда единственный учредитель – монополист В практике коммерческих отношений нередки случаи, когда единственный учредитель юридического лица (его единственный акционер) напрямую выражает свой интерес, обходя установленную для подобных случаев юридическую процедуру.

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих как минимум среднее

СТАТЬЯ 120. Учреждения

СТАТЬЯ 120. Учреждения 1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а

СТАТЬЯ 1014. Учредитель управления

СТАТЬЯ 1014. Учредитель управления Учредителем доверительного управления является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных статьей 1026 настоящего Кодекса, другое

Статья 1014. Учредитель управления

Статья 1014. Учредитель управления Учредителем доверительного управления является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных статьей 1026 настоящего Кодекса, другое

СТАТЬЯ 1014. Учредитель управления

СТАТЬЯ 1014. Учредитель управления Учредителем доверительного управления является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных статьей 1026 настоящего Кодекса, другое

Статья 1014. Учредитель управления

Статья 1014. Учредитель управления Учредителем доверительного управления является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных статьей 1026 настоящего Кодекса, другое

СТАТЬЯ 13. Устав образовательного учреждения

СТАТЬЯ 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;2) учредитель;3) организационно-правовая форма

СТАТЬЯ 15. Общие требования к организации образовательного процесса

СТАТЬЯ 15. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.12.2007

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных

СТАТЬЯ 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

СТАТЬЯ 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 03.11.2006

СТАТЬЯ 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами

СТАТЬЯ 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.(п. 1 в ред.

СТАТЬЯ 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения

СТАТЬЯ 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения 1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных

СТАТЬЯ 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения

СТАТЬЯ 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его

6. ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ, ДРУГИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

6. ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ, ДРУГИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания

Читайте также: