Домострой как источник семейного права

Обновлено: 17.05.2024

Автор Сарычева Римма Геннадьевна, Свердловская область, Тугулымский район, п.Юшала

Цель:

  • Развитие интереса к истории становления семейных отношений;
  • Формирование семейных ценностей;
  • Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

Оборудование:

Приглашённые: родители, служители церкви, социальный педагог

1. Вступление.

Вопрос детям:

2 слайд . И совсем не случайно в проведённом опросе о факторах, влияющих на наше становление, вы назвали родителей на первом месте.

Д) Чтение художественной литературы

Обоснование темы классного часа

- Актуальность темы семьи связана с тем, что жизнь каждого человека от момента рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей. Семья обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные общественные ценности, нормы поведения.

2. Основная часть

Статистика

- Однако, не всё так просто в наших семьях. В современном российском обществе проблемы семьи очевидны. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость всё более вторгаются в пространство семьи, разлагают её изнутри, поражая общественными недугами. Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню разводов; доля детей, родившихся вне брака, составляет около 30%; первое место в мире по количеству брошенных детей.

Статистика нашего класса:

- неполные семьи – 30%

- семьи, имеющие одного ребёнка – 8%

- семьи, имеющие двух детей – 42%

- многодетные семьи – 40%. В мегаполисах, несомненно, ситуация обстоит иначе, а для условий сельской местности, казалось бы, не шокирующие цифры. Однако, есть ещё и другие статистические данные:

- дети нашего класса, воспитывающиеся мамами, – 42%, бабушками - 33%, обоими родителями – лишь 25%. (это при том факте, что в классе 70% полных семей!)

- малообеспеченные семьи нашего класса– 70%.

Следует признать, что государство сегодня предпринимает попытки помочь материальному положению малообеспеченной семьи, но сегодня мы говорим о другом. Мы говорим о семейных ценностях, о том, что влияет на наше становление как личности, о том, как нужно относиться друг к другу, чтобы семьи не распадались, а уважительные, добрые отношения стали нормой.

слайд №3 –общество, государство и ранее заботилось о семейном благополучии своего народа, потому что и в былые времена в обществе существовали семейные проблемы. Давайте проведём исторический экскурс, и вы убедитесь, что новое – это хорошо забытое старое и наши предки не менее заботились о семейном благополучии.

*Русь православная (Библейские заповеди)

*Россия средних веков (Домострой)

*Современная Россия (государственная семейная политика )

1. На что клад, коли в семье лад.

2. В семье и каша гуще.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

4. Яблоко от яблони недалеко падает.

5. Согласную семью и горе не берет.

6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

7. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

8. Дружная семья и землю превращает в золото.

- Какие общечеловеческие ценности отражены в пословицах?

Терпение, дружба, взаимопомощь, согласие, любовь.

Православие - слайд №5 . - С принятием христианства на Руси появилась главная книга христиан - Библия. Слово служителям церкви:

- 10 христианских заповедей из Ветхого Завета и Заповеди Блаженства из Нового Завета (Евангелия) являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле. (Чтение и обсуждение заповедей, выведенных на экран):

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов

2. Не делай себе идолов и не служи им

3. Не говори имя Господа Бога если не нужно

4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу

5. Почитай отца и мать твоих

7. Не прелюбодействуй

9. Не говори неправду про других

10. Не желай ничего чужого; не завидуй.

- Какие общечеловеческие ценности проповедует Библия?

Вера в Бога, трудолюбие, уважение родителей, гуманность, верность, честность, правдивость

(формулирование ключевых морально-этических понятий)

Слайд №7 - Домостро́й — это анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру.

  • О строении духовном (Как веровати)
  • О строении мирском (Как царя чтити)
  • Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
  • Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
  • Кулинарная группа
  • Послание и наказание ото отца к сыну

Нам почему-то часто кажется, что раньше люди были невежественней нас. А они, оказывается, знали и умели многое такое, что нам сегодня уже и понять-то трудно. В книге расписана вся жизнь: от взаимоотношений членов семьи до подробностей домашнего уклада. "Домострой" учит многим добродетелям. Призывая помогать больным и несчастным, Сильвестр обращает внимание на то, чтобы помощь эта не была формальной. "Вглядись в беду и страдания, во все их нужды, напои, накорми, согрей, с любовью и чистой совестью приветь". Так наставляет читателей составитель "Домостроя" Сильвестр в самом начале книги, посвящённой, в сущности, ведению домашнего хозяйства. Однако бытовые советы здесь наполнены моралью, будничные хлопоты человека соотнесены с благочестием и совестью.

Анализ глав. (Чтение и обсуждение)

(Работа с раздаточным материалом: ключевые тезисы выведены на экран)

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им в Боге, станут они во всем утешением родителей, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое; утешающий мать свою волю Божью творит и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас.

А пошлет Бог кому детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству - отец сыновей; кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем и в добром наставлении и научены всякому разуму, и вежливости, и промыслу, и рукоделию, - такие дети с родителями своими будут Богом помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми восхвалены, а вырастут - добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или по Божьей милости своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. (Высказывания детей и родителей)

- Всё ли понятно в статьях Домостроя?

- Со всем ли согласны?

- Что вызвало удивление или возмущение?

- Так что же строил "Домострой"? (высказывания учащихся)

Думаю, духовный мир, нравственность человека, который по своему добродетельному разумению может построить свой дом, семью, свою жизнь. И нам в этом плане здесь есть чему поучиться.

Вера в Бога, уважение к старшим, любовь к родителям, послушание.

Современная Россия - слайд №12. - Государственная политика

Время идёт, жизнь развивается. Общечеловеческую ценность семьи подтверждает и тот факт, что в 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН 15 мая учреждён как Международный день семьи.

2008 г по инициативе Президента РФ Д.А.Медведева был объявлен Годом семьи

В том же 2008 году в России появился новый праздник – День семьи, который отмечается 8 июля.

слайд №13 - Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.

- По преданию, Петр, младший сын муромского князя, расправился со змеем-демоном, приходившего в человеческом обличье к снохе Петра блудить. Зарубив оборотня, сам Петр получил тяжелое кожное заболевание.

Феврония, дочь бортника, была девушкой мудрой, она общалась с животными и лечила травами. Когда Петр узнал о способностях девушки, то пообещал в случае исцеления на ней жениться. Однако слово своё не сдержал. Только со второго раза, после того как был вылечен вернувшийся недуг, князь женился на простолюдинке.

Много испытаний выпала на долю Петра и Февронии. Сила любви помогала им одолеть зависть, ненависть и коварство. Они жили долго и счастливо, и княжили в Муроме на радость своим подданным.

В старости супруги приняли монашеский постриг и молили Бога, чтобы им умереть в один день. Завещав положить их тела в одном гробу, они, и правда, скончались в один день и час 25 июня 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе для монахов не по канонам, их тела положили раздельно. На следующий день они оказались вместе. А в 16 веке супругов причислили к лику православных святых.

День Петра и Февронии - это русский праздник влюблённых. Петр и Феврония обладали любовью, наполненной необыкновенным духовным содержанием. На такой любви держится мир. Именно этим святым молились наши предки, прося благословения на вступление в брак.

Семейный кодекс - слайд №14. - Основные нормы, регулирующие сегодня отношения в семье между ее членами, содержатся в федеральном законе – Семейном кодексе Российской Федерации. Слово социальному педагогу.

- Одним из важнейших социальных институтов является семья. Государство признает ценность семьи, ее роль в общественном развитии и формировании личности и всеми доступными средствами способствует ее укреплению. Основой регулирования семейных отношений являются нормы морали. Но наряду с нормами морали для укрепления семьи используется и закон. Закон дает возможность принудить к исполнению семейного долга тех, кто забывает о нем, пренебрегает своими обязанностями, утратил чувство ответственности за своих близких. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного законодательства.

Основные нормы, регулирующие отношения в семье между ее членами, содержатся в федеральном законе – Семейном кодексе Российской Федерации (СК РФ), который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введен в действие с 1 марта 1996 года. В нормах СК РФ получили свое отражение и развитие положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Россией, и прежде всего конвенцией ООН о правах ребенка (1989)

Основными целями семейного законодательства являются укрепление семьи и построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Важнейшая из них – это обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита.

Провозглашенное Конституцией РФ равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Его нормы устанавливают, что родители (отец и мать) имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Каждый их них (до достижения детьми совершеннолетия) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Они вправе, с учетом мнения детей, выбирать, где и в какой форме дети будут получать образование: в государственной или частной школе, в форме семейного образования, самообразования, экстерната и т.п.

На родителей возлагается также защита прав и интересов детей. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе и в суде, без специальных полномочий.

Родители свободны в выборе средств и методов воспитания, однако пределы осуществления их родительских прав ограничены целью воспитания. Закон особо подчеркивает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Семейное законодательство под интересами детей понимает обеспечение надлежащих условий их воспитания. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Статья 38 Конституции РФ устанавливает, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях и оказывать им помощь.

Семья — это не только родители и дети. Другие члены семьи также обязаны помогать нуждающимся в этом членам своей семьи. Если у детей нет родителей или у родителей нет достаточных средств, то обязанность по содержанию детей возлагается на деда, бабушку, братьев и сестер. Эти лица обязаны также содержать совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся внуков, братьев и сестер, если те не могут получать содержание от своих родителей или супругов. В свою очередь внуки обязаны содержать деда и бабушку.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

- Таким образом, выстраивание цивилизованных отношений в семье строго регламентируется государством и направлено на укрепление этих отношений.

3. Заключение.

Викторина.

1. Какое выражение стало символом большой семьи?

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

3. Цветок-символ семьи

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?

(В доме, семейный климат)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?

(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)

Мама. . ( папа, бабушка с дедушкой).

Дружная. . . ( большая, заботливая).

Помогать. . . ( заботиться, любить).

Все должны друг друга любить и . (уважать).

слайд №15 - Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей (раздатки –памятки):

Свято храни честь своей семьи;

Люби свою семью и делай её лучше;

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

Подари родителям радость;

Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

Жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

- Ребята, а наш класс можно назвать семьёй.

В какой-то степени можно. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

Я благодарю всех за активное участие, надеюсь, что сегодня нам чуть лучше удалось узнать друг друга. От всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.

А на прощание хочется прочитать трогательные откровенные слова открытого письма нашей Даши своей бабушке, разумеется, с её позволения. Я думаю, они как нельзя лучше станут заключительными словами нашей встречи.

Благодарю, уважаю и люблю!

"Домострой" сложился в эпоху Иоанна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, подытоживания национального опыта, объединения и консолидации. Знаменитый Стоглав (1551) стал энциклопедией церковных правил и порядков, "Великие Минеи Четьи" (1541-1552) - двенадцатитомной энциклопедией "всех книг, на Руси читаемых", десять томов Лицевого Летописного свода - иллюстрированной энциклопедией русской и всемирной истории. Наконец, явился и "Домострой" - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования.

Автором книги (точнее, видимо, составителем и редактором) был известный церковный и государственный деятель того времени священник Сильвестр. По происхождению новгородец, он приехал в Москву в 1542 году, чтобы продолжать работу в скриптории (книгописной мастерской) митрополита Макария, когда тот, прежде владыка Новгородский, стал главой Русской Церкви.

В патриархальной семье действовал принцип общности, каждый член семьи знал свои обязанности и должен был выполнять их, домашнее хозяйство велось сообща, и человек чувствовал свою значимость в ходе этого процесса, благодаря чему на той стадии развития семьи не было столь выраженного отчуждения между членами семьи, которое появляется в более поздний период.

В своем личном доме хозяин, как носитель духовного чина, т.е. порядка, просто обязан обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно. Изначально экономическая, репродуктивная функция и функция социализации носили преимущественное значение и подкреплялись творческой функцией, реализуемой посредством трудовой совместной деятельности членов семьи.

2.1 Предпосылки реформирования семейного права

Отношение Советского государства к браку и семье более, чем за 70 лет претерпело значительные изменения. Однако наиболее существенные изменения в правовом регулировании этих вопросов произошли в годы Великой Отечественной войны. Именно в рассматриваемый период законодатель стал официально придерживаться совсем иной доктрины, нежели ранее. Как будет показано далее, уже в конце 30-х годов высказывались, в том числе и в законодательных комиссиях, идеи, которые легли в основу Указа от 8 июля 1944 года и других нормативных актов. Осознать глубину произошедших перемен невозможно без анализа, хотя бы и краткого, брачно-семейного законодательства в предшествующий период, а именно, в 20-30-е годы.

Главное завоевание социализма по отношению к браку- возможность для женщины участвовать в общественном производстве. Таким образом отпадет необходимость в браках по расчету и на их место придут браки, основанные на любви. Жена не будет привязана на всю жизнь к одному единственному мужчине. Ничто не помешает ей, почувствовав влечение, уйти к другому. А чтобы женщина не стеснялась отдаться чувствам, государство принимает на себя все их последствия: дети воспитываются в детских садах, еда готовится в общественных столовых, белье стирается в общественных прачечных и т.д. Таким образом, женщина не прикована к домашнему хозяйству так же, как и к мужу, поэтому у нее есть время участвовать не только в производстве, но и в общественной жиз-ни.

2.2 История развития советского семейного права

социальное обеспечение матерей, поощрение рождаемости

изменения собственно в законах о браке и семье.
В дальнейшем кодификационная работа, прерванная войной, возобновилась. Однако ряд причин, связанных со смертью И.В. Сталина, изменением политического курса его преемниками, замедлил принятие общесоюзного нормативного акта. Лишь в 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье СССР и союзных республик.

2.3 Отношения Церкви и государства в советское время.

Отношения Церкви и государства изменялись и модифицировались с течением времени. В одни исторические периоды Церковь и государство были индифферентны друг к другу ( при римских императорах Октавиане и Тиберии), были правовыми и публичными партнерами (царская Россия), бывало, что они находились в жестоком антагонизме (большевистская Россия). Отношения Церкви и государства в советский период были непростыми и весьма драматическими. Их можно разделить на несколько периодов.

С 1917 по 1921 – период кавалерийской атаки на религию. Особой политики в отношении Русской Православной церкви не было. Однако идеологические принципы большевиков были показаны наиболее ярко именно в это время. Прежде всего, речь идет о воинствующем атеизме. Нужно заметить, что в тот период еще никто не знал, как будут развиваться отношения Церкви и государства, так как представления о том, что церковная структура должна была погибнуть после падения самодержавия, были характерны для большевистской верхушки того времени. Но этого не произошло, напротив, стало совершенно ясно, что Церковь, несмотря на то, что в прошлом она была иногда до неприличия тесно связана с самодержавием, выжила и стала пытаться наладить. По-возможности контакты с новой властью. Разумеется, что во время гражданской войны не могло идти речи о создании нормальных отношений на будущее, поскольку было не понятно, кто окажется победителем в этом столкновении. Послания патриарха Тихона 1918 – 1919 гг. ясно свидетельствовали о том, что Русская Православная Церковь не только не одобряла, а даже осуждала действия большевиков. При этом патриарх стремился показать, что в новых условиях Церковь будет аполитичной: она не хочет связывать себя ни с какой определенной политической программой (ни белой, ни красной).

Этот период доказал, что государство не хочет налаживать нормальных отношений с Церковью. Большевикам нужно было скомпрометировать Церковь и по-возможности раздавить ее финансово и организационно.

Эти цели стали окончательно понятны с 1921 – 1922 гг., когда, воспользовавшись голодом в Поволжье, власть решила не только обобрать Церковь, но и поставить ее в совершенно невозможные условия существования, как в определенной степени политической силы.

Победа в гражданской войне позволила власти, увидевшей, что Русской Православной Церкви нельзя будет быстро уничтожить, приступить к созданию определенной стратегии церковно-государственных отношений. Власть стремилась организационно разрушить Церковь и получить контроль над ее кадровой политикой. В этот период мы уже можем говорить об осознанных репрессиях власти по отношению к представителям Церкви. Если до этого момента гонения еще не были систематизированы, то с 1921-1922 гг. они начинают подчиняться определенному порядку. Цель одна – добиться полного контроля над кадрами Церкви. Какое-то время этому мешает патриарх Тихон, потом он, под влиянием фактора обновленчества, пишет покаянное послание, в котором говорит, что он не враг советской власти, и выходит на свободу из-под ареста. При этом в советских газетах он именуется как "бывший патриарх Тихон", так власть дает понять, что она принимает решения обновленческих псевдособоров и считает их голосом церкви.

30-е годы – время дальнейшего ужесточения отношений к религии и церкви. Сталинский лозунг об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма должен был иллюстрироваться и борьбой с церковниками, которых пресса того времени очень часто называла религиозными мракобесами. К 1937 году этот процесс стал фактически неуправляемым. К тому моменту практически все монастыри Русской Православной Церкви были закрыты, и на повестке дня стоял вопрос об окончательном уничтожении церковных структур. Но власти прекрасно понимали, что, уничтожив церковную форму, нельзя уничтожить религиозность, что и продемонстрировали результаты переписи.

Еще один важный момент – внешнеполитическая ситуация. Подготовка к войне заставляла Сталина более внимательно относиться к религиозному фактору, а после того, как к СССР были присоединены новые области с незакрытыми храмами и монастырями, этот вопрос из теоретического превратился в сугубо практический.

2.4 Кодекс законов о браке, семье и опеке

Основными принципами советского семейного права, заложенными ещё в первых законодательных актах Советской Республики, являются:

-укрепление семьи, основанной на принципах коммунистической морали;

-построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, на свободных от материальных расчётов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи;

-воспитание детей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду;

-всемерная охрана интересов и прав матери и детей, обеспечение счастливого детства каждому ребёнку

-полное равенство мужчины и женщины в вопросах брака и семьи;

-государственную помощь семье;

-осуществление родительских прав исключительно в интересах детей.

Данные отношения регулировались преимущественно: церковными нормами; традициями. Это выражалось в том, что: признавался только церковный брак, заключенный в соответствии с церковными обрядами; акты гражданского состояния (рождение, заключение брака, смерть) регистрировались не государственными органами, а Церковью (записи в церковной книге, которые приравнивались к юридическому документу); большое значение имели традиции, своды правил (например, книга "Домострой"); правовое регулирование имело место, но оно не было систематическим (Русская правда, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 г.)

В Российском государстве до 17 века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

С 1 января 1927 г. постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г. вступил в действие Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Отличительными чертами данного кодекса были: установление единого брачного возраста для всех — с 18 лет; более подробное регулирование прав и обязанностей супругов, детей, родителей; подробная регламентация вопросов опеки и попечительства. В целом, Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (в отличие от Уголовного и других советских кодексов) был передовым для своего времени.

Отношение Советского государства к браку и семье с момента принятия в 1926 г. советского семейного Кодекса законов о браке семье и опекунстве претерпело существенные изменения.

2. Свердлов Г.М. Брак и семья в советском государстве. М., 1991.

3. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ 1998г.

4. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М.: Юристъ 1999г.

5. Павлов А.С. Курс церковного права. – СПб.: Лань, 2002.

6. Чистяков И.О. История отечественного государства и права. М.: 1996
7. Ключевский В. О. Русская история. М.: 1993
8. Советское семейное право: Учебник /Под ред. Рясенцева А. В. М.:
1992.

9. Рясенцев А.В.. Семейное право. М. 1987

10. Каткова Е.Л. Семейное право как самостоятельная отрасль. Иркутск. 1998

✅Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Как жили семьи на Руси

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать. А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит.

Автор Маргарита Ковынева

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:


Жене нужно спрашивать разрешения, чтобы встретиться с подругами

Кто в доме хозяин

В современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. А что сказано в Домострое по поводу взаимоотношений мужчины и женщины в семье?


Жена занимается воспитанием дочерей, а муж — сыновей

  • Как правильно отвечать на детские вопросы о смерти, сексе, курении и наркотиках

Бояться — значит уважать

Исполняй заповеди!

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ДОМОСТРОЮ

В Домострое нашли отражение многие реалии жизни средневековой Руси — идеологические, социальные, политические, бытовые, но при всей сво­ей многогранности этот источник может быть использован с известной долей осторожности.

При всем своем стремлении дать христианскую нор­му семейной жизни, Домострой не является норматив­ным документом в буквальном смысле этого слова: он ус­танавливает норму не юридическую, а нравственную (часто обосновывая ее соображениями практическими, доказывая, что жить правильно — и богоугодно, и вы­годно).

Семейная иерархия

Внутрисемейные отношения в Домострое выража­ются прежде всего через организацию семейного домашнего обихода с разграничением функций между членами семьи.

Женоненавистнические мотивы имели достаточно широкое хождение на Руси. Но существовало и отноше­ние, подобное тому, которое выразил митрополит Дани­ил. Его отношение к женщине нельзя назвать женонена­вистническим, и в этом, вероятно, он отражает взгляды определенной части современного ему общества: он не ненавидит женщину, он просто не рассматривает ее как нечто самостоятельное; женщина у него всегда присутствует в соотнесении с мужчиной — мужем, отцом, свя­щенником и т. д.

Если жена в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома (например, она вместе с мужем принимает гостей), то хозяйские дети по своему положе­нию ближе к слугам; они, в частности, могут использо­ваться в роли посыльных наравне со слугами.

Психология отношений

Искушение определить возможный тип психологи­ческих отношений, который демонстрирует Домострой явно и скрыто, ненамеренно, одолевало многих исследо­вателей этого памятника от Забелина до Колесова. Усто­ять перед этим искушением тем труднее, что источников, позволяющих глубоко проанализировать психологию от­ношений в средневековой Руси, очень немного.

В настоящее время можно считать доказанным, что как определенные черты личности, так и стили мышления (или познания) и стереотипы (паттерны) реагирования и поведения передаются от поколения к поколению, и ре­шающее значение здесь имеют первые годы жизни ребенка, когда воздействие на личность не осознается; в дальнейшем оно трансформируется в автоматизм восприя­тия и реагирования. И поскольку возможность созна­тельной оценки значимости и адекватности реакций крайне ограничена (ведь речь идет о том возрасте, о ко­тором человек практически ничего не помнит), то они воспринимаются как само собой разумеющиеся, т. е. ес­тественные и единственно правильные. Говоря иными словами, стереотипы реагирования и поведения составля­ют важную часть ментальности.

В процессе становления личности (в данном случае употребление данного термина представляется оправдан­ным, если под личностью понимать индивидуальность, т. е. врожденные качества человека, проявляющиеся и трансформирующиеся в процессе взаимодействия с соци­альной средой) огромную роль играют механизмы обще­ния с близкими, членами семьи. Именно в процессе об­щения с ними у человека вырабатывается самооценка и способы реагирования на мир. Уровень самооценки же является одним из основных условий активной и гармо­ничной деятельности человека в мире.

Как высокая, так и низкая самооценка препятствуют нормальному развитию личности и адекватному восприя­тию действительности. Основным способом воспитания устойчивой высокой самооценки считается проявление любви к ребенку.

На жизненный успех сына ориентированы и советы, каким путем добиваться успешности. Главное здесь, по мнению Сильвестра, состоит в том, чтобы выбирать та­кие способы, которые позволили бы и сохранить само­уважение, и добиться желаемых результатов.

Он советует быть гостеприимным (не скрывая при этом, что гостеприимство выгодно) — но не пресмы­каться, щедрым — но не тратить деньги зря, уважать интересы других людей — но не в ущерб своим собст­венным. Не скрывает он и того факта, что личное бла­гополучие и самоуважение — цель его деятельности до благотворительности включительно. Подобные уста­новки Сильвестра во многом перекликаются с современ­ными психологическими представлениями и психотера­певтическими техниками.

Жесткость установок основного текста создается так­же непосредственно перечислением телесных и иных на­казаний жены, детей, слуг. Как авторитарный восприни­мается и совет не смеяться (не выражать радость и удовольствие), играя с детьми. В любом случае здесь чет­ко продемонстрировано стремление сохранить господст­вующее положение главы семьи с помощью строгости.

Береги честь смолоду

Терпи, казак…

Каковы же полномочия хозяина? Прежде всего — опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы — это и домашняя прислуга. О ней Домострой также неоднократно упоминает. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор… Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и самым популярным тогда средством — поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.

В 64-й главе Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту, призывает сына вспомнить, как было в их доме: сколько сирот брали они к себе в услужение, и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж, и всем собрала приданое… Их слуги, послужив добросовестно на хозяйском дворе, вышли в люди.

Виртуальная идиллия и практичная реальность

Насколько Домострой отражает реальность — это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. По сути, это мечта, пример того, что могло бы быть. Домострой для своего времени — то же, что и советские фильмы о счастливой жизни в 30-е годы. В реальности все было совершенно иначе, но такое кино смотрели с восторгом, потому что в нем рассказывали о том, что каждый хотел бы видеть и в своей жизни. Кино утешало и тешило надеждами. Домострой — такая же виртуальная идиллия, к которой нужно стремиться каждой семье. У кого-то получается лучше, ближе к идеалу, у кого-то хуже. Бесспорно одно — что Домострой читали, к нему прислушивались, он был своего рода бытовой совестью.

Интересно, что ко всем — дворянину, купцу, горожанину, крестьянину — Домострой обращается на равных. Значит, в те времена не существовало сильной разницы между элитой общества и низами. Все говорили на одном и том же языке, имели одни и те же идеалы, ходили в одежде одного покроя, сшитой по одной моде — может быть, у кого-то ткань побогаче, у кого-то попроще. Менталитет же был единым, и Домострой, конечно, влиял на умы.

Фото Вячеслава Лагуткина








Копи приданое

Читайте также: