Что из перечисленного не входит в обязанности руководителей организаций

Обновлено: 04.07.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Делегирование – это передача определенных задач от сотрудника сотруднику. Это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Метод делегирования используется в любом коллективе, даже если сам этот термин не используется. Однако эффективность передачи полномочий зависит от правильности проведения этого мероприятия.

Вопрос: Когда возникает право подписи документов ООО у управляющего — индивидуального предпринимателя, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа: после принятия решения общим собранием участников о передаче ему полномочий или после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ

Понятие делегирования

Делегирование – это мероприятие по передачи функций от управляющего лица другим работникам. Руководитель ставит перед сотрудником определенные задачи, наделяет его полномочиями для их решения. Самый распространенный пример делегирования – работа по должностной инструкции. Принцип передачи полномочий позволяет руководителю избавиться от самой рутинной работы и заняться только решением приоритетных задач. Если в малой компании управленец еще может справляться со всеми своими функциями самостоятельно, то на большом предприятии это – невыполнимая задача.

Цели делегирования

Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:

  • Снижение нагрузки на руководящий состав.
  • Увеличение эффективности работы каждого звена.
  • Повышение заинтересованности сотрудников в труде.

Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?

Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия. Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам. Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.

Принципы эффективного делегирования

Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:

  1. Единоначалие. Делегировать задачи может только непосредственный руководитель сотрудника. Над каждым работником может стоить только один менеджер. Руководитель высшего звена не может делегировать задачи менеджерам низшего звена. Задачи в данном случае передаются руководителям среднего звена.
  2. Ограничение. При использовании инструмента принципиальна правильная организация вертикали управления. За каждым управленцем закрепляется фиксированное число подчиненных. Руководитель не может передавать свои функции не своим подчиненным.
  3. Соблюдение прав и обязанностей. Сотрудникам запрещается передавать функции, которые не соответствуют их должностной инструкции.
  4. Закрепление ответственности. Если руководитель передает определенную задачу своему подчиненному, это не снимает с него ответственности за ее невыполнение.
  5. Передача ответственности. Если управленец передает сотруднику определенную задачу, он должен быть уверен, что она будет выполнена.
  6. Отчетность. Все нюансы выполнения задач, в том числе нарушение графика и прочее, должны фиксироваться в отчетах.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.

Разновидности полномочий

При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:

  • Линейные. В этом случае действует вертикальная система власти. То есть полномочия передаются от руководителей высшего звена руководителям среднего звена, от управленцев среднего звена управленцам низшего звена.
  • Штабные. Полномочия передаются вне вертикальной системы.

Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.

Базовые правила передачи полномочий

Делегирование осуществляется в соответствии с правилами, которые были сформированы опытным путем:

  1. Делегирование и жесткая централизация противоречат друг другу. Имеет смысл передавать важные полномочия руководителям среднего и низшего звена.
  2. Основная цель делегирования – обеспечение развития предприятия.
  3. При передаче полномочий нужно принимать во внимание занятость сотрудника. Если работник сильно занят, не стоит поручать ему дополнительные обязанности.
  4. При делегировании нужно всегда предусматривать риск того, что сотрудник не справится с задачей. Учет риска позволит его предотвратить. К примеру, можно задавать предварительные сроки, чтобы оставалось время до основного срока.
  5. Руководитель должен брать на себя ответственность за ошибки, допущенные сотрудником, которому передана задача.

Что не стоит доверять своим подчиненным?

При делегировании наблюдается две ошибки: страх передачи полномочий сотрудникам или неограниченное делегирование. Не все задачи можно и нужно передавать. Неправильное исполнение ключевых задач может привести к снижению эффективности предприятия. Ошибки в части работы могут быть действительно фатальными. Рассмотрим задачи, которые нежелательно делегировать:

  • Разработка целей деятельности предприятия.
  • Принятие решений, которые меняют политику компании.
  • Контроль над результатами деятельности.
  • Задачи высокой важности, которые сопряжены с большим риском.
  • Срочные задачи, для контроля над результатами которых нет времени.
  • Передача полномочий.

Сотрудникам передаются задачи с поставленными сроками и инструкциями к выполнению. Работникам передается только то, что возможно проконтролировать. Это поможет снизить риски, сопряженные с делегированием. В обратном случае могут возникнуть проблемы.

К примеру, руководитель доверил подчиненному задачу со сжатыми сроками выполнения. Сотрудник плохо справился с заданием, а времени для проверки и для исправления работы не осталось. Работник, которому передаются полномочия, должен обладать соответствующими знаниями. Сотрудник должен понимать, как решать поставленную задачу.

Не рекомендуется передавать те задания, которые должен выполнять непосредственно сам руководитель. Существует работа, которая предполагает высочайший уровень знаний и опыта. К примеру, это следующие задачи:

  • Передача полномочий руководителя.
  • Создание правильной рабочей атмосферы.
  • Контроль деятельности сотрудников.
  • Анализ поступающей информации.
  • Решения, касающиеся развития предприятия.

Если руководитель будет брать на себя полную ответственность за делегированные задачи, никаких проблем не возникнет. Сотрудникам поручается задание с поставленными сроками. Предлагаются рекомендации по выполнению. Сотруднику устанавливается промежуточный срок выполнения. После руководитель проверяет результаты работы, исправляет ошибки работника.

Герасименко Н. С.

Каждый месяц в Контур.Школе проходят вебинары для специалистов по охране труда. Эксперты рассказывают о требованиях закона, позициях контролирующих органов, делятся примерами из личной практики по вопросам охраны труда и смежных отраслей.

В статье разберем 5 популярных вопросов, которые поступают от участников вебинаров по пожарной безопасности. Вы узнаете:

  • как оформить декларацию по пожарной безопасности, если арендуете офис или здание;
  • проводить ли тренировки персонала по эвакуации людей при пожаре, если у вас микропредприятие;
  • кого назначить ответственным по пожарной безопасности, если нет выделенного специалиста;
  • как и где обучить работников по пожарной безопасности, чтобы не попасть на штрафы;
  • какие разработать документы по пожарной безопасности, чтобы не нарушить требования закона.

1. Кто и на какие объекты обязан разработать декларацию пожарной безопасности, если помещение в аренде

Декларация пожарной безопасности составляется:

  • по объектам защиты (здания, сооружения, в том числе производственные объекты), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4);
  • по зданиям (их частям) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (ст. 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утв. Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ конкретный объект недвижимости требует проведения экспертизы проектной документации, то он попадает и под декларирование.

Декларацию разрабатывает и представляет собственник объекта защиты или лицо, владеющее им:

  • на праве хозяйственного ведения;
  • на праве оперативного управления;
  • на другом законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, например, на праве аренды.

Если объект находится в аренде, разрабатывать и подавать декларацию должен тот, на кого — собственника здания или арендатора — возложена эта обязанность.

2. Проводить ли тренировки персонала по эвакуации людей при пожаре на микропредприятии

  • Организовывать и проводить тренировки персонала по эвакуации людей при пожаре обязана каждая организация, у которой есть объекты, где находится больше 50 человек.

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, то проводить тренировки по эвакуации людей при пожаре не нужно.

3. Кого назначить ответственным за пожарную безопасность

Назначить ответственным за пожарную безопасность можно любого сотрудника, который прошел обучение ПТМ с отрывом от производства (п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390). Каких-либо специальных требований к уровню образования ответственного лица в законодательстве по пожарной безопасности не установлено.

4. Какое обучение проводить для сотрудников по пожарной безопасности

Комментирует Марина Шобохонова, лектор курсов по пожарной безопасности:

Шобохонова

1. Обязательны для всех работников организации вводный инструктаж при приеме на работу, а затем первичный и повторный противопожарные инструктажи с периодичностью, которая зависит от специфики деятельности организации.

3. Руководители, специалисты и работники организаций, которые не связаны с взрывопожароопасным производством, проходят обучение по программам пожарно-технического минимума для руководителей и специалистов в течение месяца после приема на работу, далее — не реже одного раза в три года.

Обучение пожарно-техническому минимуму проводят как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства: с отрывом от производства означает обучение в учебном центре как очно, так и дистанционно.

Обучение в учебном центре в обязательном порядке проходят:

  • руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;
  • работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;
  • руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;
  • руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;
  • работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;
  • водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;
  • иные категории работников по решению руководителя.

5. Какие документы по пожарной безопасности разработать в организации

Кристина Евглевская

«Конкретный перечень документов по организации пожарной безопасности, который должен быть у каждого работодателя, зависит от отраслевой направленности деятельности организации. Специфика деятельности предприятия при разработке обязательных документов проявляется в подготовке отдельных положений и актов.

При составлении перечня документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации и разработки документов учитывайте содержание проверочных листов МЧС России. Каждый проверочный лист МЧС России включает контроль наличия на объектах защиты пакета локальных нормативных актов. Требования к их ведению указаны в правилах противопожарного режима и в правилах по пожарной безопасности.

От того, как задокументирован любой факт работы по противопожарной профилактике, зависит не только результат проверки МЧС России, но и пожарная безопасность в организации в целом.

При проверках со стороны МЧС России инспектор будет контролировать, как выполняются в том числе мероприятия:

6. Как и когда проводится проверка пожарной безопасности

Скачайте примерный перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации в шпаргалке к статье.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации_Контур.Школа 793.5 КБ

Читайте также: