Должна ли быть у ип должностная инструкция

Обновлено: 18.05.2024

Шобохонова М. В.

Индивидуальный предприниматель (ИП) — это гражданин, который зарегистрировал себя в налоговой инспекции в качестве владельца собственного бизнеса, не образуя при этом юридическое лицо. Индивидуальным предпринимателем может стать любой человек, признанный правоспособным. Таковы положения ст. 23 Гражданского кодекса РФ.

К охране труда ИП предъявляются отдельные требования, есть и ряд преференций. Многое зависит от наличия наемных работников.

Охрана труда для ИП без работников

Сам по себе индивидуальный предприниматель не должен проходить обучение по охране труда и проверять свои знания. Но если ИП самолично изготавливает пищевую продукцию или открыл стоматологический кабинет, он обязан организовать для себя медосмотры — этого требует новый Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н.

Если несчастный случай (НС) произошел, когда предприниматель сам выполнял работу, он не будет признан страховым, и больничный лист выдаваться также не будет. ИП без работников не уплачивает взносы на страхование от НС и профзаболеваний. Деятельность ИП организована на свой страх и риск, и это один из ключевых принципов предпринимательской деятельности.

Охрана труда для ИП по договорам подряда

Пока у индивидуального предпринимателя не будет заключен первый трудовой договор с наемным работником, он не обязан выполнять мероприятия, указанные в ст. 212 Трудового кодекса РФ. В отношении других физических лиц, в том числе таких же предпринимателей или работников других предприятий, привлекаемых к работе по гражданским договорам, у ИП возникают обязанности, предусмотренные отдельными нормативными правовыми актами.

  • Вывод: статус самого ИП регулируется гражданским законодательством, но возникновение трудовых отношений возможно при применении наемной силы.

Необходимо помнить, что даже если ИП не заключает трудовые договоры, а привлекает к разовым работам людей по договорам гражданско-правового характера, то он должен проводить вводный инструктаж по охране труда. Таково требование действующего порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Пример. Татьяна открыла салон цветов, и иногда ей нужны услуги дезинсектора для борьбы с завозимыми в растениях насекомыми. Она заключила договор со специализированной фирмой, сотрудники которой один раз в квартал приходят опрыскивать цветы. У Татьяны нет своих наемных сотрудников, но с работниками организации — исполнителя услуг нужно проводить вводный инструктаж по охране труда.

Если с работником подрядной организации произойдет несчастный случай на территории, принадлежащей ИП на праве собственности или ином законном основании, то расследование должен организовать работодатель пострадавшего, а вот ИП придется участвовать в нем в качестве члена комиссии по расследованию.

Охрана труда для ИП с работниками

Индивидуальный предприниматель ежеквартально уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды и налоги за себя. При этом он может быть наемным работником по трудовому договору у другого ИП или юридического лица. Но пока он сам не заключил трудовой договор с физическим лицом, он не станет работодателем. Даже проводя вводный инструктаж работнику другой организации, он обязан пройти обучение по охране труда в специализированной организации.

Трудовые отношения между предпринимателем и работниками возникают на основании трудового договора. Он составляется в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч. I ст. 67 и ч. III ст. 303 ТК РФ). Еще до момента заключения трудового договора при необходимости проводится обязательное психиатрическое освидетельствование, а затем предварительный медосмотр для отдельных категорий работников.

Пример. Евгений работает риелтором и зарегистрировал себя в качестве ИП. Со временем бизнес пошел в гору, и Евгений нанял водителя-экспедитора. Он заключил трудовой договор, а значит, стал работодателем. Его обязанности перечислены в ст. 212 ТК РФ, а работника — в ст. 214.

При приеме и дальнейшей работе водителя, как в нашем примере, у ИП возникают следующие обязанности:

  • организовать обязательное психиатрическое освидетельствование;
  • предварительный медосмотр;
  • при положительном решении — заключить трудовой договор;
  • организовать предрейсовый медосмотр, технический осмотр транспортных средств;
  • провести специальную оценку условий труда, оценку профессиональных рисков, организовать инструктажи и обучение по охране труда. Проинформировать об условиях труда и гарантиях;
  • выдать и затем ухаживать за специальной одеждой и обувью, выдавать водителю очищающие средства;
  • обеспечить водителя санитарно-бытовыми условиями и провести другие мероприятия, перечисленные в ст. 212 ТК РФ;
  • расследовать НС или профзаболевания.

Если с рабочими произойдет несчастный случай, ИП должен создать комиссию и проверить соблюдение требований охраны труда и все обстоятельства случившегося. В состав комиссии входят индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, которого можно привлечь и на договорной основе.

Перечень документов по охране труда для ИП

Предприниматель должен не только организовать охрану труда, но и проверить документационное обеспечение. Исчерпывающий пакет документов по охране труда зависит от того, в каких условиях трудятся люди и применяются ли средства индивидуальной или коллективной защиты. Поэтому универсального списка не существует. Но есть замечательная возможность самому предпринимателю провести для себя аудит и составить все документы так, чтобы не делать лишние и не упустить нужные. Заодно вы будете знать, что именно проверяют инспекторы при внеплановых проверках, если, например, произойдет несчастный случай с работником ИП.

Список претензий, которые проверяющие чаще всего предъявляют к ИП:

  • с работниками заключены гражданско-правовые договоры с признаками трудовых отношений или ИП вовсе уклоняется от заключения трудового договора;
  • выплачиваемая зарплата не соответствует условиям трудового договора;
  • сотрудники допускаются к работе без проверки знаний требований охраны труда и без обязательных медосмотров и освидетельствований;
  • работодатель не ведет учет рабочего времени и оплаты при привлечении сотрудника к работе в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время;
  • не соблюдается режим труда водителей, включая самого предпринимателя, если он выполняет эти функции;
  • предприниматель не выдает спецодежду, спецобувь, смывающие и обезвреживающие средства, если это положено;
  • не проводятся спецоценка и оценка рисков.

Вы можете скачать полный перечень документов и использовать его для самопроверки.


На каком основании действует ИП, ведя свою деятельность и заключая договоры с контрагентами, нужно знать, чтобы правильно оформлять такие договоры. Из этой статьи вы узнаете о том, на основании чего действует ИП и реквизиты каких документов указываются в тексте заключаемого ИП соглашения.

На основании чего действует ИП в договоре

Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, не образуя при этом юридическое лицо (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

В том случае, если сделка заключается от имени предпринимателя его представителем, в договоре указывается, что последний действует на основании доверенности, а также приводятся ее реквизиты. Если представитель официально трудоустроен в качестве работника предпринимателя (например, в должности директора), потребуется указать реквизиты заключенного с ним трудового договора.

Пример формулировки преамбулы договора ИП с юрлицом на оказание услуг вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях организация, выплатившая доход ИП, является налоговым агентом и обязана перечислить НДФЛ, читайте здесь.

На основании какого документа действует ИП после регистрации

Представитель юридического лица, заключающий договор, приводит в нем ссылку на документ, предоставляющий ему полномочия на осуществление юридически значимых действий от имени компании. У ИП, действующего самостоятельно, таких документов нет. Именно поэтому у начинающих предпринимателей возникает вопрос: на основании чего действующий ИП в договоре может ставить свою подпись.

  • реквизиты паспорта предпринимателя;
  • адрес постоянной регистрации;
  • выбранные коды ОКВЭД.

Реквизиты выписки из ЕГРИП используются в качестве средства индивидуализации ИП при заключении договоров.

Кроме того, в документе стоит указать ОГРНИП и ИНН предпринимателя, паспортные данные, адрес проживания, реквизиты банковского счета. Как правило, эти данные указываются в конце документа и заверяются подписью и печатью (при наличии) предпринимателя.

Учредительные документы для ИП для заключения договора (уставные документы)

На практике же под уставными документами для ИП для заключения договора понимают пакет документов, подтверждающих факт госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя и предоставляющих ему право вести собственный бизнес. Наличие таких документов позволяет контрагенту снизить риск возникновения негативных последствий от заключения договора, например риск отказа предпринимателя исполнять обязательства. В перечень документов, представляемых ИП при заключении договора, входят:

  • копия свидетельства ОГРН или выписка из ЕГРИП;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копия паспорта (при заключении договора стоит запросить и оригинал для сверки копии);
  • если интересы ИП представляет третье лицо — доверенность, предоставляющая ему право осуществлять юридически значимые действия от имени предпринимателя.

Как оформить доверенность от имени индивидуального предпринимателя, какие обязательные требования (включая нотариальное удостоверение) установлены для такой доверенности? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Итоги

Итак, при заключении договоров индивидуальный предприниматель в отличие от представителя юридического лица действует от собственного имени, поэтому оформлять документы, позволяющие ему представлять интересы собственного бизнеса, не требуется. Доверенность придется подготовить лишь в том случае, если от имени ИП действует третье лицо, представляющее его интересы. Уставных документов ИП не имеет, поэтому их наличие не нужно для успешного заключения договора с контрагентом. Документы, представляемые будущему партнеру, не обладают статусом уставных, но при этом подтверждают право бизнесмена заключать договоры в качестве ИП.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ольга Воропаева

Итак, вы приняли решение и нанимаете первого сотрудника. Последовательность действий будет такой:

  1. Заключить договор: трудовой или гражданско-правовой.
  2. Оформить кадровые документы о приёме сотрудника, если заключён трудовой договор. Подробнее о них читайте в статье Какие документы оформить при найме сотрудника.
  3. Зарегистрироваться как работодатель в фонде социального страхования, если наняли сотрудника по трудовому договору. Это нужно сделать один раз — при найме первого сотрудника.

Если нанимаете иностранного сотрудника, нужно учитывать ещё несколько нюансов. Читайте о них в статье.

Курс молодого работодателя

Начните работать с сотрудниками за 11 уроков

Какой договор заключить

Вы можете заключить трудовой или гражданско-правовой договор в зависимости от того, какие задачи собираетесь поручить работнику. Определиться с выбором поможет таблица.

  • Взносы в налоговую на пенсионное страхование 22%.
  • Взносы в налоговую на медицинское страхование 5,1%.
  • Взносы в налоговую на нетрудоспособность 2,9%.
  • Взносы в ФСС на травматизм по тарифу, установленному для вас в ФСС.
  • Взносы в налоговую на пенсионное страхование 22%.
  • Взносы в налоговую на медицинское страхование 5,1%.
  • Взносы в ФСС на травматизм, если это прописано в договоре.
  • Регулярная выплата заработной платы.
  • Месячная зарплата не ниже МРОТ.
  • Предоставление оплачиваемых отпусков.
  • Выплата больничных и пособий.
  • Компенсации при увольнении.

Не нужно оформлять гражданско-правовой договор только для того, чтобы сэкономить и сократить обязательства перед работником. Если по всем признакам ваши отношения с работником похожи на трудовые — заключайте трудовой договор.

Замена одного договора на другой может привести к неприятым последствиям. Например, контролирующие органы или сам работник обратятся в суд, где признают гражданско-правовой договор трудовым. Это приведёт к доначислению взносов, уплате штрафов, выполнению требований трудового законодательства (зарплата, отпуска и т.д.). Поэтому при выборе договора отталкивайтесь от роли работника в вашем бизнесе: какие у него обязанности, надо ли ему регулярно присутствовать в офисе и соблюдать график, можете ли вы назвать конечный результат его работы. Определившись с этим, вы правильно выберете тип договора.

Оформите кадровые документы при найме по трудовому договору

Подробно об оформлении кадровых документов мы написали в отдельной статье.

Шаг 1. Получите от сотрудника документы:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
  • Трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности (СТД-Р — выписку из электронной трудовой книжки, её можно получить у бывшего работодателя или на портале государственных услуг).
  • Свидетельство государственного пенсионного страхования — СНИЛС или форму АДИ-РЕГ, которую выдают вместо СНИЛС с 1 апреля 2019 года .
  • Документы воинского учёта — военный билет у военнообязанных и удостоверение у призывников.
  • Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний — если работа требует специальных знаний или подготовки. Например, у водителя должны быть права, а у врача — диплом о медицинском образовании.

Если сотрудник устраивается на работу впервые, оформите для него страховое свидетельство. Для этого подайте анкету в местное отделение ПФР.

Шаг 2. Попросите заявление о приёме на работу. Э то не обязательно, но на практике используется почти всегда.

Шаг 4. Ознакомьте работника с локальными актами, если они есть. Это должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положения об охране труда, коммерческой тайне и другие акты. Можете отказаться от оформления актов и включить всё в трудовой договор по типовой форме.

Шаг 5. Оформите приказ о приёме на работу. Дата приказа не может быть раньше даты заключения трудового договора. С приказом ознакомьте работника под роспись.

Шаг 7. Оформите личную карточку работника. Удобнее распечатать её на тонком картоне или плотной бумаге.

Отчитывайтесь за сотрудников в Эльбе

Эльба рассчитает зарплату, НДФЛ и взносы. Получите 30 дней в подарок при регистрации.

Сообщите в ФСС о найме первого сотрудника

С 2017 года ИП сообщает о найме первого сотрудника только в ФСС. Это нужно сделать в двух случаях:

  • Работник нанят по трудовому договору.
  • Работник нанят по гражданско-правовому договору, в котором предусмотрены взносы на травматизм.

Зарегистрироваться в ФСС нужно в течение 30 календарных дней после оформления договора. Если не успеть, грозит штраф: 5 000 рублей до 90 дней просрочки, дольше — 10 000 рублей. Порядок регистрации в ФСС утверждён регламентом. Для регистрации понадобятся:

Вы можете зарегистрироваться в ФСС удалённо, заполнив электронную форму на портале Госуслуг.

Как было раньше?

Почему не нужно сообщать налоговой о найме работника?

Об этом сказала сама налоговая в письме. Она узнает о том, что у ИП появились сотрудники, из квартальной отчётности по взносам.

Регистрационный номер в ПФР

  • Если вы зарегистрировались как работодатель до 2017 года, у вас есть два рег.номера в ПФР: для ИП и для работодателя. Первый вы указываете в платёжках по страховым взносам за ИП, а второй — в платёжках и отчётности по взносам за сотрудников.
  • Если вы зарегистрировались после 1 января 2017 года, у вас только один номер в ПФР, который дают сразу при регистрации ИП. Указывайте его и в отчётности за ИП, и в отчётности за сотрудников.

Не забывайте платить налоги и взносы с зарплаты и сдавать отчёты

Вы оформили сотрудника к себе на работу. Теперь вам нужно вести учёт отработанных дней, платить зарплату, рассчитывать налоги и взносы и помнить о сроках сдачи отчётов.

Например, отчёт СЗВ-ТД нужно сдавать не позже, чем на следующий рабочий день после приёма и увольнения сотрудника. Эльба поможет вам легко вести всех сотрудников, рассчитывать налоги и взносы, напоминать о сроках сдачи отчётов.

Статья актуальна на 08.02.2021

может ли ип нанимать работников

Кадры – один из главных ресурсов любого бизнеса. Часто индивидуальные предприниматели начинают деятельность самостоятельно, без привлечения работников. Но если говорить о настоящем предпринимательском успехе, то добиться его в одиночку очень сложно. Может ли ИП нанимать работников? Есть ли здесь какие-то ограничения?

Кто может быть работодателем

Работодателями в трудовых отношениях могут быть как юридические, так и физические лица. Причём, Трудовой кодекс различает обычное физическое лицо и индивидуального предпринимателя, наделяя их разными правами и обязанностями.

В 2021 году ответ на этот вопрос, конечно, положительный. Принимая сотрудника на работу в ИП, предприниматель несёт те же самые обязанности работодателя, что и организация, за небольшим исключением. Например, выплачивать компенсацию по сокращению штата обязаны только работодатели-юридические лица.


Обязанности работодателя

Знать про обязанности работодателя желательно еще до того, как ИП принять на работу сотрудника. Трудовое законодательство РФ достаточно жёсткое и больше направлено на защиту работников, чем на интересы бизнеса.

ИП с наёмными работниками должен:

  • заключить письменный трудовой договор;
  • довести до работника информацию о его должностных обязанностях и ознакомить с локальными трудовыми актами;
  • создать безопасное рабочее место и обеспечить работника всем необходимым для выполнения трудовой функции;
  • выплачивать заработную плату не реже двух раз в месяц;
  • за свой счёт перечислять страховые взносы за работника и предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • своевременно удерживать НДФЛ с зарплаты и других выплат персоналу и перечислять налог в бюджет;
  • сдавать отчётность по работникам в ИФНС и фонды;
  • вести кадровую документацию.

Чтобы снизить административную и финансовую нагрузку, некоторые ИП с работниками стремятся вместо трудового договора заключать договор ГПХ. По такому договору отношения сторон переходят из трудовых в гражданско-правовую плоскость.

Заказчик в этом случае платит за исполнителя меньше страховых взносов, не оформляет выплаты по временной нетрудоспособности и материнству, не оплачивает отпуск, не обязан создавать условия труда и т.д. Иногда это действительно оправдано. Например, вам в бизнесе требуется какая-то разовая услуга или определённый объём работ. Найм работника в штат в этом случае необязателен.

Но учитывайте, что госорганы (ИФНС, фонды, трудовая инспекция) будут тщательно проверять, были ли у вас основания заключить договор ГПХ. В статье 5.27 КоАП РФ есть даже специальная санкция за заключение гражданско-правового договора при наличии фактических трудовых отношений. Для ИП это штраф на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Сколько работников может быть у предпринимателя

Сколько человек разрешено нанимать ИП с работниками в 2021 году? На этот вопрос можно получить очень разные ответы, чаще всего называют 100 человек. На самом деле ограничения по количеству работников связаны не с организационно-правовой формой работодателя (ИП или ООО), а с выбранным налоговым режимом.

Если предприниматель работает на УСН, то нанимать он может не больше 100 человек. На ПСН ограничения ещё жестче - не более 15 работников по среднесписочной численности. Рыболовецкие производства на ЕСХН могут принять до 300 человек. А для тех, кто выбрал общую систему налогообложения, ограничений по персоналу нет, поэтому теоретически среднесписочная численность у ИП с работниками может быть любой.

Кроме того, если предприниматель претендует на государственную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, то количество работников тоже имеет значение. Микропредприятие может иметь не более 15 сотрудников, малое предприятие - не более 100 человек, а численность среднего предприятия не должна превышать 250 работников.

Сдача отчётности онлайн

Надо ли оформлять на работу родственников ИП

Должен ли предприниматель оформлять договор, если у него работают родственники? Здесь всё зависит от характера отношений. Понятия семейного бизнеса для ИП нет, даже если речь идет о супругах, имеющих общий бюджет.

Если это действительно нерегулярная помощь, за которую предприниматель не платит, то здесь можно применять статью 37 Конституции РФ. Согласно этой норме каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, в том числе, оказывать кому-то услуги или выполнять работы безвозмездно.

Но чаще всего под якобы безвозмездной помощью родственников скрываются всё-таки трудовые отношения, имеющие регулярный характер, предполагающие выполнение конкретных обязанностей и получение определённого вознаграждения.

Даже если вы заключите письменный договор безвозмездного оказания услуг, решать, есть ли здесь признаки трудовых отношений, будет суд. ФНС и Роструд при обнаружении неоформленного работника, конечно, настаивают на том, что это нарушение трудового законодательства и прав самого сотрудника. Положительная судебная практика по вопросу привлечения к ответственности работодателя-ИП имеется, но разбирательство в суде будет очень тщательным.

В качестве примера можно привести постановление Нижегородского областного суда от 05.03.2013 по делу N 7-133/2013. Предпринимателя попытались оштрафовать за привлечение к труду родственника-иностранного гражданина уже только по факту его нахождения в помещении, арендованном ИП. Причём, добиться отмены штрафа удалось лишь во второй судебной инстанции.

Таким образом, деятельность ИП с работниками, которые являются его родственниками, тоже подпадает под нормы трудового законодательства. Кроме того, не забывайте, что неоформленный вами родственник не будет иметь трудового стажа и пенсионных накоплений. Будете ли вы за свой счет содержать его в пожилом возрасте? Не лучше ли заключить трудовой договор и обеспечить ему получение пенсии?

Как оформить работника ИП

А теперь краткая инструкция о том, как ИП принять на работу сотрудника. Оформление работника в 2021 году происходит по нормам Трудового кодекса.

Читайте также: