Должна ли быть печать на постановлении об административном правонарушении

Обновлено: 07.07.2024

Аналогичным образом, можно ли успешно оспорить действия в виде препятствий к выезду с территории РФ или въезду на территорию РФ (рассуждаем чисто теоретически, никого не призываю) со ссылкой на то, что выезд из РФ и въезд в РФ через большинство пунктов пропуска через госграницу ограничены распоряжениями Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р и от 27.03.2020 № 763-р, хотя, безусловно, они рассчитаны на применение к неопределенному кругу лиц и неоднократно, то есть, как было указано выше, должны были быть оформлены в постановления (здесь Правительство РФ решило, что раз в законах, которые это позволяют сделать, идет речь о неких решениях и актах, то форма не важна (тем не менее, фкз имеет приоритет перед фз)).

Несмотря на очевидность ответа, начать придется издалека.

К сожалению, до настоящего времени административное право так и не определилось со своими границами и понятиями: какого-то одного закона, который бы устанавливал основы, не существует – одно и тоже может регулироваться и применяться фрагментарно по-разному различными отраслями законодательства, ведомствами и т.д. и т.п.

Также и административная ответственность установлена не только в КоАП РФ (поскольку такой вид публично-правовой ответственности сопряжен с выполнением административными органами своих административных функций), что подтверждают и судебные акты: постановление 9ААС от 18.03.2020 по делу № А40-121722/2018 (запреты, установленные законом о торговле, – это административная ответственность, но ущерб в формальных составах не устанавливается (это, кстати, неверно, необходимость выяснения последствий не нужна для квалификации состава как оконченного, между тем это нужно для индивидуализации), определение ВС РФ от 02.07.2018 по делу № А73-910/2017 (если представил отчетность в фонд с нарушением срока, ответственность будет не всегда), определение ВС РФ от 10.12.2918 по делу № А66-15906/2018 (отказ в государственной регистрации требует может являться публичным правонарушением и требовать выяснения вины). Все эти дела, конечно, не подпадают под гл. 25 АПК РФ, но хотя бы рассмотрены по правилам гл. 24, также являющейся частью административного судопроизводства. Но вот, с другой стороны, лишение лицензии в судебном порядке – то же административно-правовая санкция (если административно-правовая санкция, то и наказание должно быть соразмерным и т.д.), но рассмотрены эти дела в исковом производстве (дела №№ № А41-1494/2019 и № А70-12160/2018). Таким же образом рассматриваются иски о недобросовестной конкуренции, где речь идет о квалификации деяния по той или иной статье, содержащей ответственность (и правила которой по сути не применяются).

На той же ступени стоит судебный контроль акта в рамках специальных форм и в гражданском деле (при его неприменении). Только посмотрите:

б) дела №№ А40-196670/2017 и А40-222618/2017 – решением налогового органа доначислен налог на имущество организаций, поскольку орган решил, что налогоплательщик при расчете налога неправомерно и самовольно исключил из кадастровой стоимости, определенной надлежащим административным органом, величину включенного (но не выделенного) в нее НДС, тем самым снизив базу для расчета. Можно ли самостоятельно пересчитать, если принять во внимание, что согласно определению Верховного Суда РФ от 15.02.2018 по делу № 5-КГ17-258 включение НДС в расчет кадастровой стоимости считается неправомерным. Объяснено все тем, что проверяются результаты конкретной процедуры, процедуры установления кадастровой стоимости не являются частью той административной процедуры, по итогам которой налоговым органом принято оспариваемое решение, то есть не входят в предмет судебного разбирательства по делу;

б.1) но: в другом деле, наоборот, письмо Федеральной налоговой службы не было применено инспекцией в отношении налогоплательщика, хотя и содержало благоприятные для него разъяснения. При таких обстоятельствах, указал Верховный Суд РФ, если подобные разъяснения не влекут ухудшения положения налогоплательщиков [то есть, видимо, соответствуют закону], проверка законности оспариваемого решения налогового органа должна осуществляться, в том числе, с учетом того, не вошли ли его действия в противоречие с позицией письма. Здесь, кстати, возникает вопрос о том, должен ли суд учитывать подобные письма, если в них установлено нормативное правовое регулирование, когда это запрещено (см., в частности, абз. 2 п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009), а оспаривание подобных актов производится в иных формах административного судопроизводства (гл. 22 КАС РФ, гл. 23 АПК РФ). На наш взгляд, нет, поскольку их законность – исходя из определения Верховного Суда РФ от 14.11.2019 по делу № А41-76253/2018 – должна исследоваться при оценке законности подобных актов (действий), которые на нем основаны либо имеется спор о том, должны ли быть основаны. Однако в любом случае, их исполнение должно свидетельствовать об отсутствии вины в совершении административного правонарушения (см. по аналогии постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 № 34-П).

б.2) однако административные акты теперь, оказывается, можно менять в суде на основании соглашений о фактических обстоятельствах (ст. 70 АПК РФ), несмотря на то, что эти нормы административные правоотношения не регулируют (определение ВС РФ от 23.12.2018 по делу № А40-121722/2018).

На мой взгляд, вся эта катавасия и неразбериха как на уровне законодателя, так и правоприменения из-за того, что где-то потерялись различия между административной деятельностью и судебным контролем. Ошибки возникают даже на уровне последних разъяснений ВС РФ: судьи районных судов – это субъекты административной юрисдикции (п.п. 20, 25 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID19) № 1, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.04.2020). Но это не так, они вершат правосудие, о чем выше подробно было расписано.

Правосудие же к административной деятельности не относится.

В свою очередь, судебный контроль основан на правилах функционального подчинения, предопределяющего ограничение полномочий суда. В этом суд не вправе подменять правосудие административной деятельностью, а судебный контроль при неприменении акта (в гражданском ли или административном [судебном] деле) судебным контролем по делу о его аннулировании. В этом смысле:

суд при рассмотрении дела или его пересмотре (независимо от того, вынесено ли оно судьей или ДЛ), осуществляя судебный контроль за теми или иными действиями (за отдельными этапами вроде составления протокола, результатами административной деятельности и т.д.) вправе дать оценку оформлению полномочий должностных лиц, действий по пропуску через государственную границу, так как в обеих случаях они непосредственно определяют компетенцию должностного лица, чьи действия составляют часть единого административно-судебного процесса (составление протокола + рассмотрение судьей), административной процедуры, но не может давать оценку законности постановления Правительства РФ, подписанного Белоусовым А.Р. по мотиву незаконности указа Президента РФ, при его применении в конкретном деле, поскольку наделение полномочиями – это часть иной [административной] процедуры.

Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2021 г. № 947

МОСКВА

Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг

В соответствии с частью 3 статьи 28.6 и частью 2 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 19 июня 2021 г. № 947

ПРАВИЛАнаправления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг

1. Настоящие Правила устанавливают порядок направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - единый портал).

2. Экземпляр постановления по делу об административном правонарушении и материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица (далее - постановление), направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (далее - адресат), почтовым отправлением в форме электронного документа посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи, предусмотренной правилами оказания услуг почтовой связи.

Направление постановления указанным способом является согласием отправителя на его доставку (вручение) адресату в соответствии с настоящими Правилами.

Размещение постановления в информационной системе организации федеральной почтовой связи в соответствии с абзацем первым настоящего пункта осуществляется путем направления постановления из информационной системы отправителя в информационную систему организации федеральной почтовой связи, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, или же путем его размещения непосредственно в информационной системе организации федеральной почтовой связи.

Размещение документов в информационной системе организации федеральной почтовой связи осуществляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

3. Постановление, направленное в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, доставляется адресату в форме электронного документа путем его размещения в личном кабинете адресата на едином портале.

4. Возможность доставки постановления в личный кабинет адресата на едином портале в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил обеспечивается при условии завершения адресатом прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).

5. В целях доставки постановления в личный кабинет адресата на едином портале отправитель с постановлением направляет почтовый адрес адресата и дополнительную информацию для идентификации адресата в единой системе идентификации и аутентификации (далее - идентификационная информация).

Состав идентификационной информации определяется в рамках информационного взаимодействия, осуществляемого в целях реализации настоящих Правил, между оператором единого портала и отправителем.

6. Для определения возможности доставки постановления в личный кабинет адресата на едином портале организация федеральной почтовой связи передает оператору единого портала идентификационную информацию, предусмотренную пунктом 5 настоящих Правил.

7. На основании идентификационной информации, полученной в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, оператор единого портала определяет возможность доставки постановления в личный кабинет адресата на едином портале и направляет соответствующую информацию в информационную систему организации федеральной почтовой связи.

8. В случае подтверждения возможности доставки постановления в личный кабинет адресата на едином портале организация федеральной почтовой связи направляет оператору единого портала постановление в том виде и формате, в которых оно поступило в информационную систему организации федеральной почтовой связи в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 настоящих Правил, для его размещения в личном кабинете адресата на едином портале.

9. В день размещения постановления в личном кабинете адресата на едином портале оператор единого портала уведомляет об этом адресата посредством информационно-телекоммуникационных технологий, за исключением случая, когда адресат отказался от получения соответствующих уведомлений.

10. Постановление считается доставленным (врученным) адресату в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил на следующий день с момента его размещения в личном кабинете адресата на едином портале (при наличии согласия адресата на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале) или с момента входа адресата на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации в течение 7 дней со дня размещения постановления в личном кабинете на едином портале.

11. Оператор единого портала осуществляет фиксацию факта и времени доставки (вручения) постановлений, направленных в соответствии с настоящими Правилами, и передает соответствующую информацию в информационную систему организации федеральной почтовой связи и в личный кабинет адресата на едином портале.

12. В случае невыполнения условия, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил, или в случае, если в течение 7 дней со дня размещения постановления в личном кабинете адресата на едином портале адресат не осуществлял вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации (и при этом отсутствует или отозвано согласие адресата на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале), либо в случае отказа адресата от получения постановлений посредством единого портала в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, организация федеральной почтовой связи осуществляет преобразование постановления в почтовое отправление на бумажном носителе и осуществляет его доставку (вручение) адресату в порядке, установленном правилами оказания услуг почтовой связи.

13. Адресат вправе отказаться от получения постановлений посредством единого портала, а также отозвать согласие на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале. Указанные действия могут осуществляться с использованием функционала личного кабинета на едином портале либо путем направления оператору единого портала соответствующих заявлений в письменной форме.

14. В случае прекращения направления постановлений посредством единого портала в связи с отказом адресата от их получения (либо соответственно отзыва согласия на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале) в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил адресат вправе с использованием функционала личного кабинета на едином портале возобновить возможность получения постановлений посредством единого портала (либо соответственно вновь дать согласие на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале).

15. В случае отсутствия постановления в личном кабинете адресата на едином портале адресат вправе при наличии технической возможности у отправителя запросить такое постановление из информационной системы отправителя посредством направления запроса в адрес отправителя с использованием функционала личного кабинета на едином портале.

16. В случае получения запроса, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил, отправитель при наличии технической возможности размещает постановление в форме электронного документа в личном кабинете адресата на едином портале посредством направления такого постановления на единый портал.

17. Плата за доставку постановления в соответствии с настоящими Правилами зависит от способа доставки постановления. Размер указанной платы устанавливается в договоре между организацией федеральной почтовой связи и отправителем.

При этом размер указанной платы в части:

платы за доставку путем преобразования постановления в почтовое отправление на бумажном носителе и его доставку (вручение) адресату в порядке, установленном правилами оказания услуг почтовой связи, не должен превышать предельный уровень тарифов, установленных для универсальных услуг почтовой связи;

платы за доставку экземпляра постановления в личный кабинет адресата на едином портале не должен превышать установленного организацией федеральной почтовой связи по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предельного тарифа с учетом обеспечения безубыточности соответствующих услуг. Указанная плата не взимается в случае доставки постановления в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

18. В случае если жалоба на постановление, вынесенное отправителем по делу об административном правонарушении, подана адресатом либо законным представителем адресата в форме электронного документа с использованием функционала личного кабинета на едином портале, копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в случае наличия у отправителя технической возможности размещается отправителем в форме электронного документа в личном кабинете адресата на едином портале посредством направления копии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (далее - копия решения) из информационной системы отправителя на единый портал.

19. Копия решения, размещенная в личном кабинете на едином портале в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил, считается доставленной (врученной) адресату с момента входа адресата на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации при условии завершения прохождения адресатом процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации.

20. При осуществлении информационного взаимодействия в соответствии с пунктами 6 - 8, 11, 15, 16, 18 настоящих Правил используется единая система межведомственного электронного взаимодействия. В иных случаях информационное взаимодействие с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках настоящих Правил осуществляется при наличии технической возможности.

21. Обработка и использование персональных данных субъектов персональных данных в рамках настоящих Правил осуществляются с соблюдением требований о защите персональных данных, установленных Федеральным законом "О персональных данных".

22. Копии решений в соответствии с частью 2 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направляются в порядке, установленном настоящими Правилами для направления экземпляров постановлений (в том числе с возможностью адресата управления соответствующими согласиями), с учетом особенностей, указанных в пунктах 18 и 19 настоящих Правил.

23. Формат размещаемых документов в машиночитаемом виде в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил и формат предоставления идентификационной информации в машиночитаемом виде в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил определяются оператором единого портала.

Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить. На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.

Помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

Оглавление

Общие положения

Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.


Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина

Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:

1. имеются основания подозревать его в совершении преступления;

2. есть данные о том, что гражданин находится в розыске;

3. есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении;

4. у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е. он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).

Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:

2. перепишите в блокнот или в телефон его фамилию, имя, звание и должность, после чего внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам;

4. если вы предполагаете, что требования полицейского носят незаконный характер, позвоните по телефону вашим родным или близким, а также адвокату и сообщите о том, что к вам подошел полицейский, кратко изложите суть его претензий, продиктуйте сведения, идентифицирующие сотрудника, а также сообщите, где вы находитесь. Вы также можете сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского;

5. помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

6. кроме того, полезно спросить у сотрудника полиции, задержаны ли вы и узнать законные причины и основания для этого действия. Если ваши аргументы не помогают, не стоит усугублять положение и продолжать требовать от полицейского соблюдения закона;

Проверка документов

Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам. Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином. Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.

Как вести себя при административном задержании

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.

Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.

Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.

1. Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.

2. Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.

3. Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.

5. С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).

6. Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.

7. Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ).

Привлечение к административной ответственности

Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении. Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП). Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.

При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:

2. Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).

3. При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i] (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.

4. Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).

7. Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).

Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе.

Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника.

После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.

[i] В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).

Одним из важных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов является исполнение актов уполномоченных органов о взыскании штрафов, наложенных за административные правонарушения. Перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен главой 23 КоАП РФ.

Всего на начало 2008 года в ФССП России на исполнении находилось 8 170 000 исполнительных документов об административных правонарушениях на общую сумму 8 263 812 тысяч рублей. В первом полугодии 2008 года фактическим исполнением окончено 4 857 518 (59,5 % от общего количества производств) исполнительных производств на сумму 2 599 630 тысяч рублей. Для сравнения: за аналогичный период 2007 года – на начало года 8 332 334 производств на сумму 6 278 463 тысяч рублей, фактическим исполнением было окончено 4 355 508 (52,5 %) на сумму 1 909 564 тысячи рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о его наложении в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. В случае, если должник не оплатил штраф в установленный Законом срок, материалы направляются в ФССП России для принудительного взыскания административного штрафа.

При поступлении к судебному приставу-исполнителю на исполнение исполнительных документов о взыскании денежных средств пристав обязан возбудить исполнительное производство. Исполнительный документ должен соответствовать требованиям закона, включая установленный законом срок для его предъявления.

При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок до пяти дней для добровольного исполнения, таким образом должнику еще раз напоминают о необходимости погашения штрафа, предоставляется возможность его оплаты. При неисполнении добровольно требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель также выносит постановление о взыскании исполнительного сбора (7% от суммы долга). При этом судебный пристав-исполнитель должен убедиться в том, что должник надлежащим образом извещен о том, что в отношении него возбуждено исполнительное производство. Только после этого судебный пристав-исполнитель вправе требовать с должника не только уплаты основной суммы долга, но и исполнительского сбора.

В случае неисполнения должником постановления об административном правонарушении в добровольном порядке, уклонения должника от уплаты назначенного штрафа, должностное лицо уполномоченного органа, вынесшего постановление об административном правонарушении, вправе составить протокол по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.

Так, например, в Тульской области у гражданина К. накопилось более десятка неоплаченных квитанций, выписанных сотрудниками Госавтоинспекции за нарушение различных статей Правил дорожного движения. Заплатить за лихачество водитель не пожелал, что стало причиной визита к должнику судебного пристава. Однако долг так и не был погашен.

Тогда судебный пристав обратился к мировому судье с постановлением о привлечении должника к административной ответственности за неуплату штрафов (ст. 20.25 КоАП РФ), в результате чего должник получил пять суток ареста.

В Республике Карелия гражданин Н. долгое время уклонялся от уплаты административного штрафа в размере 100 рублей, который был ему назначен стражами порядка за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Когда приставы посетили должника и предложили ему уплатить штраф, тот сослался на отсутствие денежных средств и нежелание возвращать долг. В результате на гражданина был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП. В этот же день дело рассмотрел мировой судья, и должник отправился на сутки в камеру временного задержания.

ФССП России призывает граждан своевременно и в добровольном порядке погашать штрафы, наложенные уполномоченными органами за административные правонарушения, и не доводить дело до применения крайних мер.

Федеральная служба судебных приставов обращает внимание граждан на то, что применение в отношении должника наказания за неуплату административного штрафа в форме наложения штрафа в двукратном размере либо административного ареста, не освобождает гражданина от исполнения законных требований постановления об административном правонарушении .

Читайте также: