Долг как нравственная и правовая ценность

Обновлено: 17.05.2024

Профессиональный долг юриста- совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юристаимеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственнымв объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста - средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Для законодательства Украины характерно единство правовых и моральных предписаний.

Напр., в требованиях юридически оформленного долга, выраженного в присяге прокурора заключена и моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой. Следовательно, в профессиональном долге правовая и нравственная стороны сливаются воедино.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридических санкций в случае ее неисполнения.

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что:

1. включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

2. профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Напр., профессиональным долгом следователя (нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а) к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Долг – это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Долг человека подразделяют на два вида: эмпирический и собственно моральный. Эмпирический долг: долг родительский, дружеский, перед родиной, профессиональный и т. п. Нравственный долг (общечеловеческий) – это бескорыстное неизбирательное благоговение ко всем живым существам. Эмпирический долг может вступать в противоречие с общечеловеческим долгом (например, между корпоративностью принципов профессиональной морали и общечеловеческой моралью).

Человек, исполняя долг:

• выполняет его требования без внешнего принуждения;

• относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;

• убеждён в правильности требований;

• выполняет долг бескорыстно.

Моральный долг человека предполагает:

• содействовать благу других людей;

• не допускать в себе порочности.

Долг означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие долг довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать у человека появляется потребность обоснованно выполнять спои обязанности. Выполнение долга неразрывно связанно с моральными качествами личности, уровнем общественного сознания. Долг может пониматься формально из-за боязни нарушить законность, опасения понести общественные или административное прорицание. Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Профессиональный долг побуждает человека к действиям, необходимым для качественного исполнения профессиональных обязанностей. Осознание профессионального долга побуждает специалиста относиться к своему делу с наибольшей ответственностью.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов — это высокая и почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность со-трудников при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и свобод его граждан; готовность и способность каждого сотрудника осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, определить свое внутреннее отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.

Определенные задачи правоохранительных органов становятся добровольной и целенаправленной деятельностью, так как они воспринимаются сотрудниками как справедливые и истинные. Внутренний побудительный мотив органически входит в самую суть нравственного долга каждого сотрудника правоохранительных органов как источник его нравственных сил.

Следует заметить, что требования общественного долга едины для всех членов общества. Однако труд сотрудников правоохранительных органов особый. Специфика требований долга обусловлена характером задач, стоящих перед сотрудниками, особенностями организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность. Эта организация требует особой ответственности, организованности и напряжения нравственных и физических сил.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах гражданской жизни, т.е. в значительной своей части носят деонтологический характер. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества, и его веления должны быть выполнены. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества — исполнительность и разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь, активное отношение к общественным обязанностям.

Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профессиональный долг, обладают нравственным и правовым авторитетом. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением юридических норм. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, лишенных правовой ответственности.

6. Профессиональная честь. Понятия: "честь" и "достоинство.

Опиши задание

Профессиональная честь в современном понимании состоит из нескольких компонентов:

  • специалист осознает содержание своего профессионального долга, необходимость выполнять его, сознательно и ответственно относится к своему долгу и обязанностям;
  • общество, коллектив признает и оценивает действительные заслуги личности, что отражается в одобрении, поощрении, авторитете, моральной регуляции;
  • у специалиста появляется постоянная готовность и волевой настрой в любых условиях и в любое время до конца выполнять профессиональный долг, сохраняя свою честь (верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным традициям общества и др.).

Если рассматривать конкретный вид профессиональной деятельности, то авторитет специалиста, включая его продвижение по карьере, поощрения и награды, можно определить его деловыми и нравственными качествами, отношением к работе, преданностью профессиональному долгу.

Плаванье через всю жизнь - долг

Долг – это нравственная обязанность каждого живого существа, которая соответствует его врожденной природе и характеру.

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действия лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела

Бхагавад-Гита. 3.8.

Долг любого человека

Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью.

Чайтанья-Чаритамрита, Ади-Лила. Глава 9. 42.

Общечеловеческий долг заключается в таком образе действий, который послужил бы благом для всех. То есть, каждый человек обязан проявлять по отношению к другим качества добродетели: сострадания, милосердия, честности, взаимовыручки, готовности помочь. А также отказаться от желания нажиться на бедах другого человека, обкрадывая другого человека тем или иным методом. Иными словами, долг каждого человек – жить честно в согласии с миром и обществом.

Но нравственный долг человек распространяется не только на человеческое общество, но и на зависящих от наших поступков других существ – животных. Человек не должен приносить им страдания, а по возможности должен и помогать им, защищать и заботиться о них, отказываясь от насилия и зла по отношению к ним.

Исполняя свой долг, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Такую жизнь при которой человек может честно и спокойно проживать её, не терзаемый мучениями совести по поводу неприглядно совершенных поступков или не стыдясь своего прошлого. Честно исполнив свой долг, человек может жить действительно счастливо, так как осознает свой вклад и ценность своих действий для данного мира, тогда как человек отказавшийся от исполнения долга, ради стремления к наслаждениям, будет вынужден в своей жизни полагаться на крайне скользкий путь, который принесет ему только разочарование.

Ощущение правильности своих действий и поступков, а также воспоминания о своих благих деяниях, даст человеку ощущение постоянной наполненности, такое ощущение даст человеку возможность жить счастливой жизнью. Тогда как отсутствие такого ощущение будет угнетать человека вынуждая его искать различные утешения в других вещах, например, в алкоголе.

Отказ от исполнения своего долга приведет к разрушению жизни человека, ведь человек чаще всего отказывается от долга в силу собственной лени или слабости. Сам факт отказа от долга лишь усиливает эти чувства в человеке и их влияние на жизнь человека будет приобретать особенно пагубный оборот.

В целом, общечеловеческий долг заключается в таких действиях, которые приносят благо другим людям и живым существам. Такой долг можно исполнять практически каждый день, как минимум – подкармливать животных и, по возможности, давать им приют. Если брать более масштабные цели – то это либо более значительная помощь животным, либо такая помощь людям, которая позволит изменить их судьбу или поддержит их жизнь.

Способствовать деградации людей – это прямое нарушение общечеловеческого долга. Например, если мы даём деньги человеку, который тратит их на алкоголь. В таком случае, наши действия будут заключатся не в том, чтобы помочь человеку материально, а в том, чтобы помочь ему встать на ноги и изменить свою жизнь.

Отказ от исполнения долга ведет к деградации человека, так как это проявление губительного эгоизма. Зацикливающийся на себе человек, в действительности не может быть счастлив, так как всегда будет поглощен ворохов собственных проблем, которые есть у каждого человека. Но тот, кто исполняет свой долг, принося благо другим, способен не концентрироваться на собственной жизни и легко решать как чужие, так и собственные проблемы.

Долг – ответственность

Долг это также ответственность человека за свои поступки и принятые решения. В таком плане, человек долга – это тот, кто готов принимать серьезные решения, осознавая их необходимость и доводить их до конца. На это неспособны слабые и инфантильные люди, которые бояться ответственности и стремятся избежать любых решений.

Чем более развит и силён человек – тем ответственнее его долг. Маленький человек берет ответственность только за свои поступки, тогда как сильный человек стремиться действовать таким образом, чтобы изменить жизни многих людей. И это достигается упорным трудом и жертвами, на которые не готовы обычные люди.

Если человек говорит, что он никому ничего не должен – это лишь свидетельствует показанием его эгоцентризма и неспособности исполнить свой долг. Такое поведение свойственно детям и подросткам, которые ещё не определились в жизни, но когда такое произносит зрелый человек – это звучит откровенно странно. Отказ от ответственности и долга – признак незрелости человека, тогда как стремление исполнить свой долг показатель мужества и высокого уровня развития личности.

Чаще всего причиной отказа от исполнения долга является страх и слабость человека. Ведь человек может либо бояться отдавать часть своей жизни на исполнение долга, будучи малодушным, либо осознавать свою слабость и тотальную неспособность что-то изменить. Такое уныние очередной показатель слабоволия человека и неспособности что-то поменять в жизни.

Часто люди ставят свои интересы выше всего. Крайней степенью проявления такого эгоизма – является преступность. Забрать всё себе, получить всё силой или обманом. Всё лучшее себе – это психология раковой клетки, которая стремительно своими преступными действиями разрушает организм, в котором сама и живёт.

Честь – брат долга

Долг – это понятие стоит наряд с понятиями чести, силы, отваги, храбрости и прочих мужских черт, которые воспевались во все времена и были почетны во всех обществах. Каждый человек хотел бы иметь своим другом человека чести, который всегда готов прийти на помощь, жертвуя своими интересами ради своего друга.

Долг, честь, благородство – эти черты начинаются с простого следования моральным принципам, на которых строиться любое цивилизованное общество. Мелочи, которые отличают разумного и цивилизованного человека, от дикаря, которому плевать на всё, кроме себя, что лишь демонстрирует недоразвитость его личности.

Способность контролировать свою речь и не грубить даже неприятному человеку, способность содержать не только свой дом, но и свою страну в чистоте, протягивать руку помощи не только близким, но и всем, кто попросит. Это несложные вещи, которые способны изменить окружающее наше общество, а возможно и чей-то мир.

Исполняя свой долг – мы становимся сильнее, ведь претерпевая трудности и идя навстречу преградам человек приобретает большой жизненный опыт и возможность преодолевать всё новые и новые преграды уже без особого труда.

Пренебрегая долгом – мы слабеем. Сам факт пренебрежения означает нашу слабость, неспособность исполнить свой долг или его нежелание, что также говорит нам о многом. Один раз пренебречь долгом, значит дать возможность зародиться пренебрежению в будущем. В Шримад-Бхагаватам говорится, что грех и недостатки человека рождаются из пренебрежения собственным долгом. Так стоит ли оно того?

Общество где каждый заботиться только о себе – это не процветающее общество, а общество зверей, каждый из которых носит маску улыбающегося человека и нож за спиной.

Исполнения долга должно носить разумный, а не фанатичный характер, по этой причине для искреннего исполнения долга лучше всего начать с малых дел и шаг за шагом совершать всё более и более важные поступки. Делать полезную для общества деятельность честно, которая приносит вам моральное и позволяет поддерживать ваше существование – это правильный образ действия.

Индивидуальное предназначение

Помимо общечеловеческого долга, который заключается в благих поступках по отношению к каждому живому существу, есть и индивидуальный долг, который зависит от природы человека и его характера. Уникальность каждого человека рождает разнообразные роли и сферы деятельности, которые должен занять каждый человек. Каждый человек обладает уникальной природой его характера, в которой заключены таланты, стремления и предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности.

Определяется этот долг в соответствии с качествами человека, которые проявляются в его деятельности. Определение индивидуального долга – это вопрос собственных стремлений к тому или иному виду деятельности. Очень часто людям навязывают определенную профессию, которая не способна принести человеку внутреннего счастья, так как не является их истинным, врожденным долгом. В таком случае, человеку стоит глубоко разобраться в себе и понять, в чем заключается его истинная природа и чем бы он хотел заниматься по-настоящему. Это именно труд, который позволит раскрыть его потенциал и ощущать чувство наполненности как в результате этого труда, так и по его итогу.

Исполняя свой долг, соответствующий природе человека, можно достичь счастья, благополучия и совершенства, просто по факту деятельности. Достижение наилучшего результата лежит в области поиска такого рода деятельности, к которому человек был бы больше всего предрасположен. Однако, до тех пор пока человек не найдет такую деятельность, ему стоит продолжать трудиться, общаться с разумными людьми и искать свой долг.

Важно понять себя, чтобы знать какие обязанности мы должны исполнять.

Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем предназначенным для других опасно.

Бхагавад Гита 3.35

Таким образом, общественный хаос, который порожден отказом от исполнения долга и непонимание своей природы, которое в свою очередь является признаком отсутствия знания в обществе, будет проявляться в бедности, голоде, смерти одних и богатстве, власти и могуществе других.

Долг приводит человека не только к способности обеспечить себя за счет подходящего дела, но и приводит к внутреннему порядку и гармонии внутри себя, давая человеку ощущение счастливой жизни. Долг ведет не к тяжелым обязанностям, а к счастью и совершенству. Человек, исполнивший долг, ощущает не только реализацию своих талантов, способностей и вклад в мир, который принёс благо всем, но и становится от этого счастливее, приобретая все больше положительных качеств, по мере исполнения своего долга.

Марат солгал своему другу Николаю, нарушив норму морали, в этом случае он заслуживает только общественного осуждения, порицания, государство в этот процесс не вмешивается. Но если Марат не выполнил условий договора купли-продажи аудиокассеты (получил деньги, но кассету не передал), то он уже нарушил требования Гражданского кодекса, общеобязательного дли всех участников гражданского оборота в стране, а это влечет применение гражданско-правовой ответственности. Правда, и в этом случае Марат достоин морального осуждения за противозаконные действия.

Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д. В демократическом государстве все правовые правила поведения имеют в своей основе моральную основу. Все, что запрещено законом, запрещено и моралью. Хулиганство, воровство, наркомания запрещены законом. И мы не одобряем людей, которые их совершают. Наша мораль тоже несовместима с такими поступками.

О праве и морали в нашем обществе мы пока говорили как о нормативных регуляторах, не показывая различий. Да, право и мораль в нашем обществе действительно построены на единых основах, выражают общечеловеческие ценности и идеалы. Но нельзя забывать, что право и мораль - это разные нормативные регуляторы. Они имеют свои особенности, свою область воздействия. В чем-то это воздействие совпадает, а в чем-то нет.

Кроме того, нормы морали по своей природе расплывчаты, Неконкретны. Даже члены одной семьи оценивают одни и те же поступки по-разному.

Право отличается четкостью, определенностью. Нормы права регулируют не чувства и настроения людей, а их поведение, действия. Чтобы уяснить себе различия между нормами права и нормами морали, внимательно изучите эту схему.

Различия между нормами права и нормами морали
Критерии
сопоставления
Правовые нормы Нормы морали
Сфера
регулирования
Наиболее важные общественные
отношения, затрагивающие существенные
интересы людей и общества
Все общественные и личные отношения типа:
человек - человек, человек - коллектив,
человек - общество, человек - государство
Форма
существования
Закреплен в законах Существуют, сложившись постепенно
в общественном сознании
Ответственность
в случае нарушения
Возможность государственного
принуждения
Моральное осуждение обществом,
коллективом или отдельными лицами
Когда становятся
обязательными
регуляторами
поведения человека
После их установления или
утверждения государством
После их внедрения в индивидуальное
сознание личности
Перепективы
развития
В будущем обществе нормы права сольются с нормами морали в единые нормы поведения людей

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: