Что делает намаз недействительным

Обновлено: 02.05.2024

о намаз / Столпы намаза (рукны) и обязанности (ваджибы).

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

о намаз / Столпы намаза (рукны) и обязанности (ваджибы).

Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух

Прежде чем ответить на вопрос, следует сказать, что намаз состоит из рукнов (столпов), ваджибов (обязательных элементов) и мустахабов (желательных элементов). Но мы поговорим только о рукнах и ваджибах, потому что не совершение мустахабов не влияет на действительность намаза. если человек оставит мустахаб, даже намеренно, то намаз все равно будет действительным.

Рукн (столп) это действие, которое не может быть пропущено ни в коем случае, даже если в конце намаза будет сделано "садждат ас-сахв" (земной поклон невнимательности). Нет никакой разницы был ли пропущен рукн специально, или по невнимательности, его непременно нужно совершить.

Что касается ваджибов (обязательных действий), то если человек в ходе намаза пропустил их нечаянно, по невнимательности, то они могут быть исправлены, если в конце намаза выполнить "садждат ас-сахв" (суджуд невнимательности). Если же ваджиб не был выполнен намеренно, то намаз становится недействительным.

Перечислим рукны, их всего 14:

1- Стояние при выполнении обязательных намазов.

4- Поясной поклон (руку‘).

5- Поднятие с поясного поклона.

6- Полное выпрямление при вставании с поясного поклона.

7- Земной поклон (суджуд). (2 раза)

9- Сидение между двумя земными поклонами.

10- Спокойствие при исполнении всех внешних столпов.

11- Чтение последней мольбы ат-ташаххуд (состоит из тахията и салавата)

12- Сидение при чтении последнего ат-ташаххуда и при двух приветствиях (таслим).

14- Порядок следования столпов так, как было упомянуто; если человек, к примеру, совершил намеренно земной поклон до поясного, то молитва считается недействительной.

Это рукны намаза, если человек не сделает что-либо из этого, то должен повторить тот ракаат, в котором данное действие было нарушено, а в конце намаза все равно надо совершить "садждат ас-сахв". Если человек во время совершения одного из ракаатов намаза вспомнил, что в этом ракаате пропустил какой-то рукн, то не надо доделывать этот ракаат до конца, нужно начать ракаат заново, или с того рукна, который был пропущен. потому что ракаат лишённый какого-то рукна, равнозначен полному отсутствию этого ракаата.

Если же человек пропустил рукн, который не связан с каким то отдельным ракаатом, например как "такбират-уль-ихрам", или последний ташаххуд, или таслим, то весь намаз надо повторить заново.

Что касается ваджибов (обязательных элементов), то их восемь:

7- Чтение первой мольбы ат-ташаххуд. (первый ташаххуд, это тот, который читается между 2-ым и 3-им ракаатами, он является ваджибом) (а последний ташахуд, как мы сказали выше является рукном. Последний ташахуд это тот, что в самом конце каждого намаза, даже если это 2-ух ракаатный намаз, как фаджр-утренний).

Если человек намеренно оставит ваджиб, то намаз его становится не действительным, и садждат ас-сахв, этого не исправит, и намаз нужно повторить.

Если он пропустит ваджиб нечаянно, по невнимательности, то в конце после всего ташаххуда, но перед таслимом (перед тем как сказать " Ассаляму алейкум") нужно сделать два суджуда (два земных поклона).

Если же пропущен рукн, то ракаат становится недействительным, вне зависимости сделано это специально или по невнимательности, и одного только совершения саджат ас-сахв будет не достаточно. нужно сразу же восстановить этот ракаат, и в конце ещё сделать саджат ас-сахв.

Если же человек вспомнил про то, что пропустил рукн после намаза, то повторить нужно весь намаз.

Все остальные дела относятся к разряду мустахаб (желательные дейстивия), и их можно было бы не перечислять, и принять по умолчанию, что всё чего нет в списках рукнов и ваджибов, является мустахаббом:

Ноя их перечислю для того, чтобы было ещё яснее, что эти действия не являются ни ваджибом ни рукном, и их несовершение не нарушает намаза.

Мустахаббы, или как их также называют "сунны", делятся на 2 категории, "словесные сунны" и "сунны в делах"

Словесные сунны , вот некоторые из них:

Произнесение дуа - истифтах, которое произносится сразу после такбират-уль-ихрам (начального такбира). Они имеют несколько вариаций. Например как слова "Субхана-ка-Ллахумма, ва табарака-смука, ва тааля джаддука, ва ля иляха гайрука"

Произнесение слов "Аузу би-Лляхи мина-шшайтани-рраджим".

Произнесение слов "би-сми-Лляхи Ррахмани Ррахим".

Амин, после Фатихи.

Чтение дополнительной суры после Фатихи.

Чтение вслух (это касается имама).

Все восхваления Аллаха, что произносятся более одного раза в земном поклоне.

Салават. Приветствие Пророку и его семье, благословение им, мольба после этого во время последнего ат-ташаххуда.


Сунны в делах, вот некоторые из них:

Поднятие рук при такбиратуль-ихрам;

Поднятие рук перед поясным поклоном.

Поднятие рук при выпрямлении после поясного поклона.

Опускание их после этого.

Класть правую руку на левую.

Смотреть на место земного поклона.

Оставление промежутка между стопами при стоянии.

Охватывание раскрытыми ладонями колени при поясном поклоне (рукуг), выпрямление спины при этом, и держание головы на одном уровне по отношению к спине.

Оставление промежутков между частями тела при земном поклоне: между животом и бёдрами, между бёдрами и голенями; оставление промежутка между коленями, и вертикальное расположение стоп; расположение внутренних поверхности пальцев ног на земле раздельно, а рук - напротив плеч, вытянув при этом пальцы и прижав их друг к другу.

и многие другие действия

В отношении некоторых пунктов ученые расходятся во мнении, у некоторых действие может быть обязательным, а у других – желательным. Подробно эти вопросы разбираются в книгах по Фикху (мусульманскому законоведению).

В этом разделе вы найдете первостепенную информацию о намазе: каковы его виды, что намаз нарушает, что мы должны сделать перед намазом. Намаз - это одна из наших основных религиозных обязанностей, и именно про него нас спросят в Судный день в первую очередь.

Намаз – это персидское слово обозначает один из самых важных видов поклонения Всевышнему Аллаху: определенные слова и движения, которые вместе составляют исламский молитвенный обряд.

Каждый совершеннолетний (по Шариату) и находящийся в здравом уме мусульманин обязан сначала обучиться способу совершения намаза, а затем ежедневно – в определенные промежутки времени – выполнять его.

Намаз – это прежде всего наша связь с Аллахом, а также выражение благодарности Ему за все бесчисленные блага, которыми Он нас одарил.

Обязанность совершать намаз установлена Всевышним Аллахом в Священном Коране. Хадисы нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, подтверждают повеление Господа, а также подробно объясняют нам способ совершения намаза и другие связанные с ним аспекты.

В одном из достоверных хадисов передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил своих сподвижников:

– Как вы думаете, если перед вашим домом будет протекать река, в которой вы станете купаться пятикратно каждый день, останется ли на вас хоть частица грязи?

(Привели Бухари (528) и Муслим (667)).

Родителям следует приучать детей к совершению намаза с семилетнего возраста. По достижении ими десяти лет их необходимо заставлять совершать намаз, а за несовершение – наказывать.

Фард-намазы – это такие намазы, совершение которых обязательно, причем эта обязательность уставлена однозначным, не подлежащим сомнению доводом. Это прежде всего пять ежедневных молитв:

Фаджр – утренний намаз. Состоит из двух ракаатов. Время его совершения начинается с наступлением рассвета (при первых признаках белизны, появившейся вдоль горизонта) и заканчивается за несколько мгновений до восхода солнца.

Наилучшее время совершения утреннего намаза: ближе к концу его времени, когда становятся видны контуры предметов. Смысл выбора такого времени в том, чтобы собрать как можно больше людей для совершения коллективного намаза в мечети. Однако не следует чрезмерно его откладывать, чтобы не выйти за пределы установленного временного промежутка. У мусульманина должно быть достаточно времени для того, чтобы подготовиться к намазу (совершить омовение, одеться и т. п.), а также чтобы была возможность неторопливо прочитать в обоих ракаатах утреннего намаза от сорока до шестидесяти аятов Корана, прежде чем солнце выйдет из-за горизонта. Женщине же, совершающей фаджр-намаз в одиночку, предпочтительно выполнить его в самом начале времени.

Зухр – обеденный намаз. Состоит из четырех ракаатов. Время его выполнения начинается при отклонении солнца от зенита и заканчивается тогда, когда тень какого-либо предмета становится в два раза больше его длины (помимо длины тени, который предмет отбрасывает во время зенита).

Оптимальное время совершения намаза зухр зависит от времени года. Зимой (а также весной и осенью) лучше всего совершать его ближе к началу его времени. Летом же желательно отложить его совершение на более позднее время: в самом начале его времени обычно дневная жара достигает своего пика. Мусульманам будет легче собраться в мечети для совершения намаза зухр коллективно, когда жара начнет немного спадать.

Аср – послеобеденный намаз. Состоит также из четырех ракаатов. Время его совершения начинается сразу после окончания времени намаза зухр и продолжается до захода солнца за горизонт.

Лучше всего этот намаз выполнять не сразу, а чуть попозже, но и не следует откладывать до того момента, пока солнце станет красноватого или рыжего цвета и глаза смогут безболезненно смотреть на него. Совершение намаза аср после этого момента (обычно солнце становится таким за 20-30 минут до заката) будет грехом, однако намаз совершить нужно все равно.

Магриб – вечерний намаз. Состоит из трех ракаатов. Время его совершения начинается сразу после заката и заканчивается после исчезновения вечерней зари (красного зарева на горизонте).

Оптимальное время выполнения вечернего намаза – сразу, как только возникнет уверенность в наступлении его периода (то есть как только не останется сомнений, что солнце зашло за горизонт). Желательно читать вечерний намаз сразу после азана, не совершая между азаном и икаматом никаких дополнительных намазов. Совершать магриб ближе к концу его периода – нежелательно (макрух танзихан).

Иша – ночной намаз. Состоит из четырех ракаатов. Время его совершения начинается по окончании периода намаза магриб и продолжается до времени наступления утреннего намаза (фаджр).

Последняя треть ночи: от 2-30 до 6-30. Откладывать ночной намаз до этого времени и совершать его в последнюю треть ночи является грехом (макрух тахриман). При этом последняя треть ночи – это оптимальное время для выполнения ваджиб-намаза витр.

Само по себе чтение дуа-кунут является ваджибом, однако чтение его в определенной форме является сунной.

Намаз витр совершается после иша (ночного намаза), и время его совершения заканчивается с наступлением времени намаза фаджр. Оптимальное же время для выполнения намаза витр – последняя треть ночи. Если мусульманин уверен, что сможет проснуться в конце ночи для исполнения витра, то его лучше отложить. В противном же случае следует совершить намаз витр сразу после намаза иша (и после двух ракаатов желательного намаза (сунна муаккада) после него).

Витр-намаз совершается мусульманами в одиночку, кроме месяца Рамадан: в это время витр читается мусульманами коллективно после намаза таравих. И имам, и джамаат читают дуа-кунут про себя.

Ид-намаз (праздничный намаз). Два праздничных намаза в году: на Ид аль-фитр (ураза-байрам) и на Ид аль-адха (курбан-байрам) – являются ваджибом для тех, кто обязан посещать пятничный намаз (джума): для здорового мужчины-мусульманина, не находящегося в этот момент в пути.

Женщины, больные, слепые и путники не обязаны совершать праздничный намаз. Однако, если они все же совершат его, их намаз будет действителен.

Время совершения праздничного намаза наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, то есть примерно спустя 30-40 минут после восхода и завершается в тот момент, когда солнце достигает зенита (за некоторое время до начала намаза зухр).

Нежелательные времена, обстоятельства и места для совершения намазов

В Шариате существуют времена, места и обстоятельства, в которых нежелательно совершать намазы, и в разные времена нежелательно совершать различные намазы, и из-за этого людям трудно все это запомнить. В рамках этой статьи мы постараемся подробно рассказать обо всех нежелательных временах для совершения намазов и об основных местах и обстоятельствах, разбив их на разные группы в зависимости от шариатских решений (хукм), но со сквозной нумерацией.

В самом начале надо указать три времени, в которых нельзя совершить никакой намаз: ни фард, ни суннат, ни нафиль, ни джаназа, ни саджда тиляват, и эта нежелательность связана с самим временем[1].

Основа для запрета намазов в это время — хадис, который передается от Укбы ибн Амира аль-Джухани (да будет доволен им Аллах), который сказал:

ثَلَاثُ سَاعَاتٍ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَنْهَانَا أَنْ نُصَلِّيَ فِيهِنَّ، أَوْ أَنْ نَقْبُرَ فِيهِنَّ مَوْتَانَا : حِينَ تَطْلُعُ الشَّمْسُ بَازِغَةً حَتَّى تَرْتَفِعَ، وَحِينَ يَقُومُ قَائِمُ الظَّهِيرَةِ حَتَّى تَمِيلَ الشَّمْسُ، وَحِينَ تَضَيَّفُ الشَّمْسُ لِلْغُرُوبِ حَتَّى تَغْرُبَ.

“Было три времени, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запрещал нам совершать намазы и хоронить наших покойников: при восходе солнца, пока оно не поднимется, во время зенита, пока солнце не начнет отклоняться, и когда солнце приближается к закату до заката[2].

Что касается слов “хоронить наших покойников”, то ханафиты говорят, что в этом хадисе речь идет о запрете совершать похоронный намаз в это время, а само захоронение в это время не считается нежелательным[3].

Что касается мудрости такого запрета, то это времена, в которые некоторые язычники поклонялись солнцу, и, чтобы не уподобляться им, в них не разрешается совершать намаз[4].

Первое из таких времен — это время, которое начинается сразу с окончанием времени фаджра до полного восхода солнца, когда на небе пропадет алый цвет восхода, и эта нежелательность длится 15-20 минут в зависимости от сезона года и местности.

Например, если человек проснулся сразу после окончания фаджра, то он не может восполнить пропущенный им фаджр до окончания нежелательного времени.

Или если человек совершил намаз фаджр вовремя, но хочет восполнить какие-то пропущенные им намазы, то в этот период времени нельзя восполнять другие намазы.

Если человек в этот период зайдет в мечеть, чтобы там почитать Коран или совершать зикр, то он должен сразу сесть, не читая намаз приветствия.

Если человек в этот промежуток времени прочитает аят саджда в Коране, то он не может совершать этот саджда в этот период времени — нужно дождаться когда период этого времени закончится.

Если человек по забывчивости, например, начнет совершать нафиль-намаз в это время, а потом вспомнит, что в это время нельзя совершать намаз, то он обязан прервать этот намаз, а затем обязательно его восполнить вне нежелательного времени, но если он все равно его совершит до конца, то обязанности его восполнять не будет[5], но на такого человека ложится грех, потому что он совершил макрух тахрими.

Второе время, в которое нельзя совершать намазы, — это время зенита, то есть полдень, и до времени начала отклонения солнца от зенита, то есть начало времени намаза зухр.

Соответственно, это тоже где-то 20 минут до начала времени зухра, и нежелательность заканчивается с наступлением времени зухр.

В этот период времени тоже нельзя восполнять фард-намазы или ваджибы и нельзя совершать нафиль-намаз, джаназа и саджда тиляват.

От имама Абу Юсуфа[6] (да помилует его Аллах), передается мнение, что эта нежелательность не касается времени джума, поэтому, по его мнению, человек в пятницу в это время может совершать нафиль-намаз.

Как пишет Ибн Абидин[7], Ибн аль-Хумам в “Фатх аль-Кадир” склоняется к этому мнению Абу Юсуфа[8], и за ним последовал его ученик Ибн Амир аль-Хадж, а также аль-Халяби, Но имам аль-Маргинани[9] указывает на слабость мнения Абу Юсуфа, и то же — в основных матнах мазхаба. И комментаторы “Аль-Хидая” считают это мнение слабым. И поэтому — согласно сильному мнению в мазхабе — даже в пятницу в это время нежелательно совершать нафиль-намаз.

Третье нежелательное время — это время перед закатом, когда на небе начинают появляться признаки приближения заката, и это случается примерно за 30 минут до начала времени магриб, но отличие этого времени от остальных двух — в том, что если человек совершит аср этого дня в это нежелательное время, то аср будет действителен, но на нем будет грех за то, что он отложил аср до этого нежелательного времени[10].

Ханафитские факихи отделяют в этих трех временах начало совершения в них нафиль-намаза, вступление в который будет действительно, как мы писали в примере выше (хотя за это полагается грех, и поэтому если человек прервет такой намаз, то он обязан будет его перечитать, потому что он нарушил желательное поклонение после вступления в него), и вступление в фард- и ваджиб-намазы: за это не только ложится грех в эти времена, но и сами намазы не будут действительны, поэтому если человек в эти три нежелательных времени будет восполнять какой-то фард-намаз или витр, то это восполнение не будет действительным, потому что само вступление в намаз не действительно[11].

В эти три нежелательных времени для намаза: после окончания фаджра, перед началом времени зухра и магриба желательно читать зикр и салават.

И это первая группа нежелательных времен, когда нельзя совершать ни фард, ни када (восполнение), ни ваджиб, ни нафиль, ни джаназа, ни саджда тиляват, кроме асра этого дня.

Вторая группа времен — это времена, когда нежелательно совершать нафиль-намаз, но можно совершать фард, ваджиб, джаназа и саджда тиляват, а также восполнять намазы.

Четвертое — это любой нафиль-намаз после начала времени фаджра, кроме двух ракаатов сунны фаджра[12].

Иными словами, как только наступает время намаза фаджр, желательно совершить два ракаата сунны фаджра, а любой нафиль-намаз до фаджра нежелателен, но это не касается восполнения фард-намаза, витра или какого-то другого намаза[13].

Считается что все это время выделено на два намаза: два ракаата сунны и фард фаджра, — и поэтому, какой бы нафиль-намаз ни был совершен до фаджра, он будет автоматически считаться как два ракаата сунны до фаджра. Например, если человек совершит два ракаата приветствия мечети, то автоматически будет считаться, что он сделал два ракаата перед фаджром, поэтому если человек совершил дома с началом наступления времени фаджр два ракаата сунны, а потом пришел в мечеть и джамаат еще не начался, то он не совершает намаз приветствия и сразу садится ждать джамаат.

То же касается ситуации, когда человек совершал тахаджуд, думая, что время фаджра еще не наступило: его тахаджуд будет считаться как сунной фаджра, и заново совершать сунну фаджра будет нежелательно (макрух)[15].

Если же человек совершал тахаджуд, а затем после окончания усомнился, наступило время фаджра уже или нет, то этот тахаджуд не заменит сунну фаджра и эти два ракаата следует совершить[16].

Если человек по каким-то причинам не совершит два ракаата сунны перед фаджром, то после совершения фаджра он не может совершить эти два рааката, потому что в это время уже нежелателен любой нафиль-намаз[17].

Шестое время — после намаза аср. Существует два этапа нежелательного времени после асра: первый этап — сразу после намаза аср, если он был совершен вовремя, только для нафиль-намаза, а далее с приближением заката до самого заката для всех намазов.

Если человек совершит аср вовремя и захочет начать восполнять намазы до наступления времени макрух, то это будет дозволенно.

Седьмое время — до намаза магриб нежелательно совершать нафиль-намаз или какой-то другой намаз, кроме магриба[18], потому что это ведет к откладыванию фарда магриба[19]. Но эта нежелательность — макрух танзихи[20].

Восьмое время — нежелательно откладывать намаз иша до второй половины ночи[21], а остальных намазов это не касается.

Девятое время — нежелательно совершать нафиль-намаз и восполнять фард тому, у кого более пяти долговых намазов (то есть тому, кто не считается сохиб ат-тартиб), когда имам выходит читать хутбу на минбар для пятничного намаза до окончания намаза, потому что слушать хутбу обязательно, а совершение нафиль-намаза будет отвлекать человека от этого[22].

Если человек начал читать намаз до того, как имам взошел на минбар для чтения хутбы, и во время чтения намаза это произошло, то намаз не прерывают, а дочитывают. Если это были два ракаата приветствия мечети или какой-то другой нафиль, то он дочитает эти два ракаата. Если же это были четыре ракаата сунны перед джума, то он дочитает эти четыре ракаата[23].

Десятое время — нежелательно (макрух) совершать намаз, когда уже прочитан икамат на пятничный намаз[25].

Одиннадцатое время — нежелательно (макрух) совершать намаз, когда имам уже приступил к совершению намаза, кроме сунны фаджра[26]. Если человек начнет совершать нафиль-намаз до этого, даже если начали читать икамат, то это не будет макрухом при условии, что он уверен, что застанет имама в первом ракаате, и он не стоит в общем ряду с молящимися, а совершает нафиль-намаз где-то далеко от рядов[27].

Если человек пришел в мечеть на утренний намаз и не совершал два ракаата сунны перед фаджром, а имам уже начал читать джамаат-намаз, то ему следует совершить сначала два ракаата сунны, а затем присоединиться к намазу при условии, что он уверен, что сможет застать какую-то часть намаза имама[28].

Разница между десятым и одиннадцатым — в том, что во время джума очень много людей, и поэтому человеку нежелательно начинать какой-либо намаз с началом икамата.

Двенадцатое время — нежелательно (макрух) совершать нафиль-намаз до праздничного намаза, будь этот намаз совершен дома или в мечети[29].

Причина нежелательности — в том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не совершал в праздничные дни нафиль-намаз перед праздничным. А он всегда стремился совершать желательное поклонение, значит, если он не совершил его в это время, это было сделано намеренно и совершать его нежелательно (макрух)[30].

Тринадцатое время — нежелательно (макрух) совершать нафиль-намаз после праздничного намаза в месте его совершения, но если совершить его дома после возвращения, то в этом не будет нежелательности[31].

Четырнадцатое время — нежелательно (макрух) совершать любой намаз, кроме своевременного фарда, если начинает заканчиваться желательное время этого фард-намаза[32].

Например, человек откладывал намаз аср, и наступило время, близкое к нежелательному, и до его наступления есть только время, нужное на фард: ему будет макрух совершать сначала четыре ракаата сунны перед асром, а потом аср; он должен сразу начать совершать аср.

То же касается восполнения фард-намазов, даже если человек — сохиб ат-тартиб, потому что с приближением окончания желательного (мустахаб) времени для намаза обязательность восполнения намазов до начала своевременного намаза для сохиб ат-тартиб спадает[33].

Если человек уже начал совершать нафиль-намаз, думая, что у него есть еще время, а потом уже в намазе понял, что времени не хватает, то, как и в случае с хутбой в пятницу, намаз не следует прерывать[34].

Еще есть нежелательность, которая связана не со временем, а с обстоятельствами, в которых совершается намаз.

Если человек начал совершать так намаз, то ему следует прервать намаз, а затем совершить его полноценно, даже если он совершает намаз коллективно и даже если он думает, что не сможет совершить его потом коллективно, кроме случая, когда человек боится, что время намаза может закончиться[36].

И не имеет значения, человек начал намаз в таком состоянии или это состояние наступило после вступления в намаз[38].

Шестнадцатое — нежелательно совершать намаз на дороге, по которой ходят люди, потому что это может мешать пешеходам, а общественное благо в приоритете[39].

Есть разные точки зрения насчет того, почему это нежелательно: некоторые сказали, что там кости умерших могли смешаться с почвой, другие сказали, что исток поклонения идолам — создание из могил праведников мест для поклонения, третьи сказали, что это уподобление людям Писания.

Если на кладбище будет помещение для намаза, которое не построено на могилах и где кибла не направлена к могилам, то нежелательности не будет[41]. Если могила находится в стороне киблы, но между молящимся и могилой будет стена, то нежелательности не будет в таком намазе[42].

Восемнадцатое — нежелательно совершать намаз в общественной бане и ванной[43], кроме случаев, когда желательное время заканчивается.

Первая — потому что это места, где обычно есть нечистоты (наджаса), и если какое-то место в ванной помыть и быть уверенным, что там чисто, то нежелательности там совершать намаз не будет.

Вторая точка зрения — это нежелательно, потому что это места обитания джиннов, поэтому, даже если место будет чистым, нежелательность все равно останется.

Девятнадцатое — нежелательно совершать намаз в помещении, в котором над молящимся, или перед ним, или на его одежде есть изображение живого существа. И нежелательно совершать земной поклон на такое изображение[44].

И если изображение будет без головы или настолько маленьким, что его не видно стоящему[46], то нежелательности не будет.

Учитывая разногласия современных ученых насчет фотографий следует проявлять предосторожность и в этом.

Двадцатое — нежелательно совершать намаз в загонах для животных, потому что там обычно всегда нечистоты (наджаса)[48].

Важное правило касательно нежелательного (макрух) в намазе: если это был макрух тахрими, то такой намаз необходимо восполнить единогласно, если время этого намаза не завершилось; а если оно завершилось, то некоторые говорят, что обязательность перечитать все равно остается, а некоторые говорят, что это становится желательным; если же макрух был танзихи, то перечитать намаз желательно[51].

Нежелательные времена, обстоятельства и места для совершения намазов

В Шариате существуют времена, места и обстоятельства, в которых нежелательно совершать намазы, и в разные времена нежелательно совершать различные намазы, и из-за этого людям трудно все это запомнить. В рамках этой статьи мы постараемся подробно рассказать обо всех нежелательных временах для совершения намазов и об основных местах и обстоятельствах, разбив их на разные группы в зависимости от шариатских решений (хукм), но со сквозной нумерацией.

В самом начале надо указать три времени, в которых нельзя совершить никакой намаз: ни фард, ни суннат, ни нафиль, ни джаназа, ни саджда тиляват, и эта нежелательность связана с самим временем[1].

Основа для запрета намазов в это время — хадис, который передается от Укбы ибн Амира аль-Джухани (да будет доволен им Аллах), который сказал:

ثَلَاثُ سَاعَاتٍ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَنْهَانَا أَنْ نُصَلِّيَ فِيهِنَّ، أَوْ أَنْ نَقْبُرَ فِيهِنَّ مَوْتَانَا : حِينَ تَطْلُعُ الشَّمْسُ بَازِغَةً حَتَّى تَرْتَفِعَ، وَحِينَ يَقُومُ قَائِمُ الظَّهِيرَةِ حَتَّى تَمِيلَ الشَّمْسُ، وَحِينَ تَضَيَّفُ الشَّمْسُ لِلْغُرُوبِ حَتَّى تَغْرُبَ.

“Было три времени, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запрещал нам совершать намазы и хоронить наших покойников: при восходе солнца, пока оно не поднимется, во время зенита, пока солнце не начнет отклоняться, и когда солнце приближается к закату до заката[2].

Что касается слов “хоронить наших покойников”, то ханафиты говорят, что в этом хадисе речь идет о запрете совершать похоронный намаз в это время, а само захоронение в это время не считается нежелательным[3].

Что касается мудрости такого запрета, то это времена, в которые некоторые язычники поклонялись солнцу, и, чтобы не уподобляться им, в них не разрешается совершать намаз[4].

Первое из таких времен — это время, которое начинается сразу с окончанием времени фаджра до полного восхода солнца, когда на небе пропадет алый цвет восхода, и эта нежелательность длится 15-20 минут в зависимости от сезона года и местности.

Например, если человек проснулся сразу после окончания фаджра, то он не может восполнить пропущенный им фаджр до окончания нежелательного времени.

Или если человек совершил намаз фаджр вовремя, но хочет восполнить какие-то пропущенные им намазы, то в этот период времени нельзя восполнять другие намазы.

Если человек в этот период зайдет в мечеть, чтобы там почитать Коран или совершать зикр, то он должен сразу сесть, не читая намаз приветствия.

Если человек в этот промежуток времени прочитает аят саджда в Коране, то он не может совершать этот саджда в этот период времени — нужно дождаться когда период этого времени закончится.

Если человек по забывчивости, например, начнет совершать нафиль-намаз в это время, а потом вспомнит, что в это время нельзя совершать намаз, то он обязан прервать этот намаз, а затем обязательно его восполнить вне нежелательного времени, но если он все равно его совершит до конца, то обязанности его восполнять не будет[5], но на такого человека ложится грех, потому что он совершил макрух тахрими.

Второе время, в которое нельзя совершать намазы, — это время зенита, то есть полдень, и до времени начала отклонения солнца от зенита, то есть начало времени намаза зухр.

Соответственно, это тоже где-то 20 минут до начала времени зухра, и нежелательность заканчивается с наступлением времени зухр.

В этот период времени тоже нельзя восполнять фард-намазы или ваджибы и нельзя совершать нафиль-намаз, джаназа и саджда тиляват.

От имама Абу Юсуфа[6] (да помилует его Аллах), передается мнение, что эта нежелательность не касается времени джума, поэтому, по его мнению, человек в пятницу в это время может совершать нафиль-намаз.

Как пишет Ибн Абидин[7], Ибн аль-Хумам в “Фатх аль-Кадир” склоняется к этому мнению Абу Юсуфа[8], и за ним последовал его ученик Ибн Амир аль-Хадж, а также аль-Халяби, Но имам аль-Маргинани[9] указывает на слабость мнения Абу Юсуфа, и то же — в основных матнах мазхаба. И комментаторы “Аль-Хидая” считают это мнение слабым. И поэтому — согласно сильному мнению в мазхабе — даже в пятницу в это время нежелательно совершать нафиль-намаз.

Третье нежелательное время — это время перед закатом, когда на небе начинают появляться признаки приближения заката, и это случается примерно за 30 минут до начала времени магриб, но отличие этого времени от остальных двух — в том, что если человек совершит аср этого дня в это нежелательное время, то аср будет действителен, но на нем будет грех за то, что он отложил аср до этого нежелательного времени[10].

Ханафитские факихи отделяют в этих трех временах начало совершения в них нафиль-намаза, вступление в который будет действительно, как мы писали в примере выше (хотя за это полагается грех, и поэтому если человек прервет такой намаз, то он обязан будет его перечитать, потому что он нарушил желательное поклонение после вступления в него), и вступление в фард- и ваджиб-намазы: за это не только ложится грех в эти времена, но и сами намазы не будут действительны, поэтому если человек в эти три нежелательных времени будет восполнять какой-то фард-намаз или витр, то это восполнение не будет действительным, потому что само вступление в намаз не действительно[11].

В эти три нежелательных времени для намаза: после окончания фаджра, перед началом времени зухра и магриба желательно читать зикр и салават.

И это первая группа нежелательных времен, когда нельзя совершать ни фард, ни када (восполнение), ни ваджиб, ни нафиль, ни джаназа, ни саджда тиляват, кроме асра этого дня.

Вторая группа времен — это времена, когда нежелательно совершать нафиль-намаз, но можно совершать фард, ваджиб, джаназа и саджда тиляват, а также восполнять намазы.

Четвертое — это любой нафиль-намаз после начала времени фаджра, кроме двух ракаатов сунны фаджра[12].

Иными словами, как только наступает время намаза фаджр, желательно совершить два ракаата сунны фаджра, а любой нафиль-намаз до фаджра нежелателен, но это не касается восполнения фард-намаза, витра или какого-то другого намаза[13].

Считается что все это время выделено на два намаза: два ракаата сунны и фард фаджра, — и поэтому, какой бы нафиль-намаз ни был совершен до фаджра, он будет автоматически считаться как два ракаата сунны до фаджра. Например, если человек совершит два ракаата приветствия мечети, то автоматически будет считаться, что он сделал два ракаата перед фаджром, поэтому если человек совершил дома с началом наступления времени фаджр два ракаата сунны, а потом пришел в мечеть и джамаат еще не начался, то он не совершает намаз приветствия и сразу садится ждать джамаат.

То же касается ситуации, когда человек совершал тахаджуд, думая, что время фаджра еще не наступило: его тахаджуд будет считаться как сунной фаджра, и заново совершать сунну фаджра будет нежелательно (макрух)[15].

Если же человек совершал тахаджуд, а затем после окончания усомнился, наступило время фаджра уже или нет, то этот тахаджуд не заменит сунну фаджра и эти два ракаата следует совершить[16].

Если человек по каким-то причинам не совершит два ракаата сунны перед фаджром, то после совершения фаджра он не может совершить эти два рааката, потому что в это время уже нежелателен любой нафиль-намаз[17].

Шестое время — после намаза аср. Существует два этапа нежелательного времени после асра: первый этап — сразу после намаза аср, если он был совершен вовремя, только для нафиль-намаза, а далее с приближением заката до самого заката для всех намазов.

Если человек совершит аср вовремя и захочет начать восполнять намазы до наступления времени макрух, то это будет дозволенно.

Седьмое время — до намаза магриб нежелательно совершать нафиль-намаз или какой-то другой намаз, кроме магриба[18], потому что это ведет к откладыванию фарда магриба[19]. Но эта нежелательность — макрух танзихи[20].

Восьмое время — нежелательно откладывать намаз иша до второй половины ночи[21], а остальных намазов это не касается.

Девятое время — нежелательно совершать нафиль-намаз и восполнять фард тому, у кого более пяти долговых намазов (то есть тому, кто не считается сохиб ат-тартиб), когда имам выходит читать хутбу на минбар для пятничного намаза до окончания намаза, потому что слушать хутбу обязательно, а совершение нафиль-намаза будет отвлекать человека от этого[22].

Если человек начал читать намаз до того, как имам взошел на минбар для чтения хутбы, и во время чтения намаза это произошло, то намаз не прерывают, а дочитывают. Если это были два ракаата приветствия мечети или какой-то другой нафиль, то он дочитает эти два ракаата. Если же это были четыре ракаата сунны перед джума, то он дочитает эти четыре ракаата[23].

Десятое время — нежелательно (макрух) совершать намаз, когда уже прочитан икамат на пятничный намаз[25].

Одиннадцатое время — нежелательно (макрух) совершать намаз, когда имам уже приступил к совершению намаза, кроме сунны фаджра[26]. Если человек начнет совершать нафиль-намаз до этого, даже если начали читать икамат, то это не будет макрухом при условии, что он уверен, что застанет имама в первом ракаате, и он не стоит в общем ряду с молящимися, а совершает нафиль-намаз где-то далеко от рядов[27].

Если человек пришел в мечеть на утренний намаз и не совершал два ракаата сунны перед фаджром, а имам уже начал читать джамаат-намаз, то ему следует совершить сначала два ракаата сунны, а затем присоединиться к намазу при условии, что он уверен, что сможет застать какую-то часть намаза имама[28].

Разница между десятым и одиннадцатым — в том, что во время джума очень много людей, и поэтому человеку нежелательно начинать какой-либо намаз с началом икамата.

Двенадцатое время — нежелательно (макрух) совершать нафиль-намаз до праздничного намаза, будь этот намаз совершен дома или в мечети[29].

Причина нежелательности — в том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не совершал в праздничные дни нафиль-намаз перед праздничным. А он всегда стремился совершать желательное поклонение, значит, если он не совершил его в это время, это было сделано намеренно и совершать его нежелательно (макрух)[30].

Тринадцатое время — нежелательно (макрух) совершать нафиль-намаз после праздничного намаза в месте его совершения, но если совершить его дома после возвращения, то в этом не будет нежелательности[31].

Четырнадцатое время — нежелательно (макрух) совершать любой намаз, кроме своевременного фарда, если начинает заканчиваться желательное время этого фард-намаза[32].

Например, человек откладывал намаз аср, и наступило время, близкое к нежелательному, и до его наступления есть только время, нужное на фард: ему будет макрух совершать сначала четыре ракаата сунны перед асром, а потом аср; он должен сразу начать совершать аср.

То же касается восполнения фард-намазов, даже если человек — сохиб ат-тартиб, потому что с приближением окончания желательного (мустахаб) времени для намаза обязательность восполнения намазов до начала своевременного намаза для сохиб ат-тартиб спадает[33].

Если человек уже начал совершать нафиль-намаз, думая, что у него есть еще время, а потом уже в намазе понял, что времени не хватает, то, как и в случае с хутбой в пятницу, намаз не следует прерывать[34].

Еще есть нежелательность, которая связана не со временем, а с обстоятельствами, в которых совершается намаз.

Если человек начал совершать так намаз, то ему следует прервать намаз, а затем совершить его полноценно, даже если он совершает намаз коллективно и даже если он думает, что не сможет совершить его потом коллективно, кроме случая, когда человек боится, что время намаза может закончиться[36].

И не имеет значения, человек начал намаз в таком состоянии или это состояние наступило после вступления в намаз[38].

Шестнадцатое — нежелательно совершать намаз на дороге, по которой ходят люди, потому что это может мешать пешеходам, а общественное благо в приоритете[39].

Есть разные точки зрения насчет того, почему это нежелательно: некоторые сказали, что там кости умерших могли смешаться с почвой, другие сказали, что исток поклонения идолам — создание из могил праведников мест для поклонения, третьи сказали, что это уподобление людям Писания.

Если на кладбище будет помещение для намаза, которое не построено на могилах и где кибла не направлена к могилам, то нежелательности не будет[41]. Если могила находится в стороне киблы, но между молящимся и могилой будет стена, то нежелательности не будет в таком намазе[42].

Восемнадцатое — нежелательно совершать намаз в общественной бане и ванной[43], кроме случаев, когда желательное время заканчивается.

Первая — потому что это места, где обычно есть нечистоты (наджаса), и если какое-то место в ванной помыть и быть уверенным, что там чисто, то нежелательности там совершать намаз не будет.

Вторая точка зрения — это нежелательно, потому что это места обитания джиннов, поэтому, даже если место будет чистым, нежелательность все равно останется.

Девятнадцатое — нежелательно совершать намаз в помещении, в котором над молящимся, или перед ним, или на его одежде есть изображение живого существа. И нежелательно совершать земной поклон на такое изображение[44].

И если изображение будет без головы или настолько маленьким, что его не видно стоящему[46], то нежелательности не будет.

Учитывая разногласия современных ученых насчет фотографий следует проявлять предосторожность и в этом.

Двадцатое — нежелательно совершать намаз в загонах для животных, потому что там обычно всегда нечистоты (наджаса)[48].

Важное правило касательно нежелательного (макрух) в намазе: если это был макрух тахрими, то такой намаз необходимо восполнить единогласно, если время этого намаза не завершилось; а если оно завершилось, то некоторые говорят, что обязательность перечитать все равно остается, а некоторые говорят, что это становится желательным; если же макрух был танзихи, то перечитать намаз желательно[51].

Читайте также: