Для чего нужно перспективное планирование чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса

Обновлено: 30.06.2024

Принципы спортивной тренировки представляют собой наи­более важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные дан­ные и передовой практический опыт тренерской работы.

Направленность на максимально возможные достижения, углублен­ная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, непредельная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот максимум индивидуально различен, зако­номерным является стремление каждого возможно дальше прой­ти по пути спортивного совершенствования.

Установка на высшие показатели реализуется соответствую­щим построением спортивной тренировки, использованием наи­более действенных средств и методов, углубленной специализа­цией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает так или иначе все отличительные черты спортив­ной тренировки — повышенный уровень нагрузок, особую сис­тему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную циклич­ность и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировоч­ный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специ­ализации — установка на высшие достижения носит характер даль­ней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничи­вающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требова­ние обеспечить максимально возможную степень совершенство­вания в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации.

Спортивная специализация характеризуется таким распреде­лением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избран­ном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвы­чайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специали­зация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонно­стями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортив­ные интересы.

Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности.

Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализа­ция не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возмо­жен лишь на основе разностороннего развития физических и духов­ных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. В этом убеж­дает весь опыт спортив­ной практики, а также многочисленные дан­ные научных исследо­ваний.

Зависимость спор­тивных достижений от разностороннего разви­тия, в том числе и ин­теллектуального, объяс­няется двумя основны­ми причинами: во-пер­вых, единством орга­низма — органической взаимосвязью его органов, систем и функ­ций в процессе деятельности и развития; во-вторых, взаимодей­ствиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем бла­гоприятнее предпосылки для образования новых форм двигатель­ной деятельности и совершенствования освоенных ранее.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена озна­чает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характе­ризуется следующими основными положениями:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и много­летний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эф­фект в направлении спортивной специализации;

3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в преде­лах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повы­шения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведе­ние занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Гетерохронность (неодновременность) восстановления различ­ных функциональных возможностей организма после тренировоч­ных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позво­ляют в принципе тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки.

Эффект воздействий отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов непостоянен и зависит от продолжитель­ности нагрузки и ее направленности, а также величины.

В связи с этим различают ближний (срочный) тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумуля­тивный тренировочный эффект (КТЭ).

БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организ­ме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изме­нениями функционального состояния, которые возникают в кон­це упражнения или занятия. СТЭ является последствием выполне­ния упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие — с другой.

По окончании упражнения или занятия в период последующе­го отдыха начинается следовой процесс, представляющий собой фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала по­вторной нагрузки организм может находиться в состоянии недо­восстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состоянии суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособ­ности, чем исходная.

При регулярной тренировке следовые эффекты каждого трени­ровочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумуля­тивный тренировочный эффект, который не сводится к эффек­там отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако такие положительные изменения в состоянии подготов­ленности возможны при правильном построении спортивной тре­нировки и через достаточно продолжительное время. Таким обра­зом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерыв­ность процесса спортивной тренировки.

Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложне­нием требований, предъявляемых к подготовке спортсмена. Все это выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые позволяют ему овладеть все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками.

Постепенность в тренировке должна соответствовать возмож­ностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юно­го, обеспечивая неуклонный поступательный рост его спортив­ных достижений.

Волнообразность динамики нагрузок. Прогрессирующее повыше­ние тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организ­ме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом вре­менно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биоло­гические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динами­ка тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии — она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изме­нения нагрузки характерны как для относительно небольших от­резков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и пе­риодов годичного цикла тренировки.

Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не со­впадают.

Продолжительность и степень изменения отдельных парамет­ров нагрузки в различных фазах ее волнообразных колебаний за­висит от:

— абсолютной величины нагрузок;

— уровня и темпов развития тренированности спортсмена;

— особенностей вида спорта;

— этапов и периодов тренировки.

Из логики соотношений параметров объема и интенсивности нагрузок можно вывести следующие правила, касающиеся их ди­намики в тренировке:

— чем меньше частота и интенсивность тренировочных заня­тий, тем продолжительнее может быть фаза (этап) неуклонного нарастания нагрузок, но степень их прироста каждый раз незна­чительна;

— на этапах особенно значительного увеличения суммарного объема нагрузок (что бывает необходимо для обеспечения долго­временных адаптации морфофункционального характера) доля нагрузок высокой интенсивности и степень ее увеличения лими­тированы тем больше, чем значительнее возрастает суммарный объем нагрузок, и наоборот;

— на этапах особенно значительного увеличения суммарной интенсивности нагрузок (что необходимо для ускорения темпов развития специальной тренированности) их общий объем лими­тирован тем больше, чем значительнее возрастают относительная и абсолютная интенсивность.

Цикличность тренировочного процесса. Характеризуется частич­ной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых пери­одов в рамках определенных циклов.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тре­нировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновлен­ным содержанием, частичным изменением состава средств и ме­тодов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, на­сколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зави­сит ее эффективность.

В форме циклов строится весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которых стро­ится тренировочный процесс, различают микро-, мезо-, макро­циклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Руководствоваться данным принципом — это значит:

1) строя тренировку, исходить из необходимости системати­ческого повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания в соот­ветствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов трениро­вочного процесса;

2) решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, находить им соответствующее место в струк­туре тренировочных циклов (ибо любые тренировочные упражне­ния, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к ме­сту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки);

3) нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и перио­дов тренировки;

4) рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура средних циклов обусловле­на, с одной стороны, особенностями составляющих их микро­циклов, а с другой — местом в структуре макроцикла и т.д.;

5) при построении различных циклов тренировки следует учи­тывать как естественные биологические ритмы организма, так и ритмы, связанные с природными явлениями.

Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности. Сущность этого принципа состоит в том, чтобы в процессе мно­голетней тренировки учитывалась динамика возрастного развития спортсмена, позволяющая эффективно воздействовать на возрас­тную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направ­лении, ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека.

В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирова­ние и созревание организма, эффект тренировки существенно зависит от учета особо чувствительных (сенситивных) периодов, которые характеризуются более высокими, чем в иные периоды, темпами развития способностей.

В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физичес­кая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего ком­плекса физических способностей (силы, быстроты, выносливо­сти и др.).

Многолетний тренировочный процесс следует строить, ори­ентируясь на оптимальные возрастные периоды, в границах кото­рых спортсмены добиваются высших спортивных достижений.

Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризу­ется тремя основными положениями:

1) спортивная тренировка должна строиться как круглогодичный и
многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны и подчинены задаче достижения максимальных результатов;

2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия, мик-­
роцикла, этапа, периода должно как бы наслаиваться на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;

3) интервалы между тренировочными занятиями должны регламенти­-
роваться таким образом, чтобы они обеспечивали развитие необходимых
качеств, способностей, навыков и в целом неуклонное повышение спортивных результатов.

В тренировке спортсменов должны встречаться 3 варианта интер­валов между занятиями:

1) когда очередное занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то есть на период повышенной работоспособности спортсмена;

2) когда очередное занятие приходится на фазу полного восстановле­ния работоспособности;

3) когда очередное занятие проводится на фоне недовосстановления работоспособности и отдельных функциональных показателей организма, т.е. при различных степенях утомления спортсмена.

Эти положения находят различное отражение в практике подготовки спортсменов разного возраста и квалификации. Например, в процессе тренировки юных спортсменов непрерывность может быть обеспечена ежед­невными одноразовыми занятиями при относительно редком применении занятий с большими нагрузками (1—2 раза в течение недели). При подго­товке спортсменов высокого класса подобный режим в лучшем случае при­ведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности: для них необ­ходимо проведение ежедневно 2—4 занятий и еженедельно 4—7 занятий с большими нагрузками. В тренировке квалифицированных спортсменов практически исключены дни пассивного отдыха, а продолжительный ак­тивный отдых после напряженных тренировок используется как средство подготовки к нагрузкам очередного этапа подготовки.

Первый вариант используется при двух-трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены, данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздорови-тельный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а так же меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсаторных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку фортран, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть связаны воедино по следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки - срочный (кумулятивный) тренировочный эффект - величина и качество отдыха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.

Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень связи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.

Условием проведения непрерывных занятий является своевременное и достаточное восстановление функций организма. Долгосрочная непрерывная и напряженная тренировка невозможна без восстановительных мероприя­тий и отдыха. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности, являющееся показателем соответствия, приспособленнос­ти организма к определенным нагрузкам. В этом смысле тренировку можно представить как процесс функционального приспособления организма к на­грузкам, адаптацию. Гимнасты, стремящиеся к высоким результатам, трени­руются практически ежедневно и даже два или три раза в день. Число заня­тий в год в этих случаях превышает число дней в году. Непрерывные заня­тия являются основой, на которой можно строить планы овладения новыми упражнениями и планировать динамику нагрузок.

Принцип непрерывности тренировочного процесса находит свое конк­ретное выражение в планирующей документации — в долгосрочных перс­пективных планах подготовки и в краткосрочных планах на этапы и микро­циклы тренировки.

Для достижения максимальной эффективности игровой деятельности команды нужно четко планировать тренировочный процесс, учитывая специфику команды. В наше время еще очень важно учитывать возможности клуба и максимально их использовать.

Планирование тренировочного процесса является основой тренерской работы профессиональной команды. Это самая сложная часть работы тренера. Планирования требует глубоких знаний, умений правильно выбирать средства и методы тренировки, рассчитывать необходимое время и является главной частью управленческой деятельности тренера и ее главным содержанием. Ваши план подготовки определяет формы контроля за его выполнением и методы анализа результатов.

Планирование спортивной тренировки осуществляется как для команды, так и для каждого игрока отдельно. Состоят командные и индивидуальные планы.

При разработке плана учитываются масштабы соревнований, в которых будет участвовать команда, квалификация команд соперников, с которыми будет встречаться команда, используется система контрольных заданий и упражнений, с помощью которых оценивается уровень физической, технической, тактической и игровой подготовленности отдельных игроков и команды в целом .

Для баскетбола характерной является командная борьба с соперником, который требует совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. С учетом этих особенностей направленность учебно-тренировочного процесса распределяется на физическую, техническую, тактическую и игровую подготовку. Возрастает значимость технической, тактической и игровой подготовке за счет некоторого сокращения времени на физическую подготовку. Поэтому тренеру очень важно правильно спланировать тренировочный сбор, ибо именно там игроки получают базовую физическую подготовку, которой должно хватить на весь сезон.

Подготовка команды в пределах одного макроцикла выглядит следующим образом : физическая подготовка — 10-15% времени, на техническую — 25-30%, на тактическую и игровую — 60-65%. Но эти показатели зависят от возраста и квалификации игроков.

В текущем планировании тренировочного процесса команд мастеров макроцикла является один год. Начало макроцикла приходится на начало первых тренировочных сборов, а конец на последний день отдыха в конце текущего сезона.

Планирование тренировочного процесса на следующий сезон следует начинать в конце текущего макроцикла.

Прежде всего, перед планированием нового макроцикла очень важно определиться с составом команды на будущий сезон. Надо проанализировать недостатки каждой игровой позиции и подобрать новых игроков необходимого амплуа, учитывая то, что некоторые из новых игроков могут не подойти команде. Поэтому кандидатов на каждое игровое амплуа всегда должно быть больше, чем нужно команде. В конце подготовительного периода надо окончательно определиться с составом команды на будущий сезон.

Неотъемлемой частью планомерного тренировочного процесса является учебно-тренировочные сборы.

Назначение сбора, как и других форм учебно-тренировочной работы, состоит в повышении спортивного мастерства игроков. Но при сборе эта задача выполняется более интенсивно. Этому способствуют специально созданы условия для команды, частичный или полный пансион.

Зачастую сборы планируют с выездом в более пригодные для подготовки места. Организации, проводящие учебно-тренировочные сборы, ориентируются на лучшее обеспечение проживания, сосредоточивая внимание спортсменов, главным образом, на тренировочной работе, акклиматизации и тому подобное. Например, подготовка сборной команды Украины по баскетболу и клубных команд происходит на базах курортов Украины и за рубежом. Зачастую сборы бывают кратковременными. Но в зависимости от задач, эта работа иногда продолжается более месяца .

В подготовительный период необходимо создавать все основные предпосылки, которые позволят команде начать соревнования на достигнутом в предыдущем макроцикле уровне и создать условия для дальнейшего прогресса. Он не должен завершиться раньше, чем эти задачи будут выполнены и пока спортсмены не достигнут показателей контрольных нормативов и уровня соревновательных показателей, приближенные к наилучшим результатам предыдущего макроцикла.

При планировании содержания учебно-тренировочных сборов особое внимание уделяется физической подготовке. Тренировочная работа должна быть спланирована так, чтобы физической подготовки хватило до конца игрового сезона. Также можно использовать форсированную подготовку, которая занимает значительно меньше времени, но ее хватает только на первую половину сезона. Это создает необходимость проведение вторых сборах в период зимнего межсезонья.

В командах высокого уровня является необходимость проведения двух — трех учебно-тренировочных сборов. Первый сбор проводится на общих подготовительном этапе подготовительного периода. Главная задача — формирование предпосылок для развития спортивной формы. Основное внимание на этом сборе отводится общей и специальной физической подготовке. Общая физическая подготовка направлена на расширение двигательных возможностей, дальнейшее повышение общей и специальной тренированности, способности организма к быстрому восстановлению.

Важной задачей специальной подготовки на первом этапе подготовительного периода является повышение способности спортсмена выдерживать значительные нагрузки.

Объем работы над физической подготовкой составляет 75 — 80%. Второй сбор проводится на специально-подготовительном этапе. На этом сборе в основном проводится работа над технической подготовкой. Третий сбор проводится на конторльно-подготовительном этапе. Этот сбор целиком посвящен работе над тактической подготовкой. В ходе этого сбора команда отрабатывает все тактические взаимодействия со своего арсенала, проводятся контрольные игры с другими командами, или, как чаще, устраиваются предсезонные турниры. Тренер окончательно определяется с составом команды на будущий сезон. Этим этапом заканчивается подготовительный период.

В подготовительный период необходимо создавать все основные предпосылки, которые позволят команде начать соревнования на достигнутом в предыдущем макроцикле уровне и создать условия для дальнейшего прогресса. Он не должен завершиться раньше, чем эти задачи будут выполнены и пока спортсмены не достигнут показателей контрольных нормативов и уровня соревновательных показателей, приближенные к наилучшим результатам предыдущего макроцикла.

Планируя учебно-тренировочные сборы нужно прежде всего определиться с местом проведения и с составом участников сбора.Также нужно подобрать правильные средства педагогического и врачебного контроля.

Врачебный контроль очень важная часть тренировочного сбора. Врач команды должен следить за состоянием игроков в течении всего сбора. Для этого нужно правильно подобрать средства медицинского контроля. Врач подбирает средства восстановления после нагрузок, для продолжения интенсивной тренировки. Во время тренировочных нагрузок игроки иногда получают различные по характеру травмы, снижающих интенсивность тренировки игроков, заставляют их выполнять некоторые приемы игры не в полную силу, а следовательно, и неэффективно. Бывают случаи, когда травма выводит игрока из строя. Это очень серьезное обстоятельство, поэтому тренер и врач не только фиксируют полученные игроками травмы, а делают все возможное для того, чтобы ликвидировать их последствия (лечение, изменение методики индивидуального тренировки, снижение нагрузки на поврежденную часть тела и т.п.).

Правильно организованный и достаточно углубленный врачебный контроль дает необходимые данные для индивидуализации тренировки согласно учетом типа нервной деятельности и состояния здоровья баскетболистов. Опыт совместной работы тренеров и врачей показал, что для спортсменов, которые во время учебно-тренировочных сборов уже получили доброй или отличной тренированности, целесообразно периодически чередовать тренировки с максимальными и минимальными нагрузками.

Главная цель учебно-тренировочного процесса в соревновательный период — сохранение спортивной формы и реализация ее в игровой деятельности. Продолжительность соревновательного периода определяется календарем главных соревнований.

Многие команды принимают участие в нескольких соревнованиях за один макроцикл, которые проходят одни за одним, или параллельно . В этом случае руководство клуба определяется, какие соревнования для конкретной команды являются важнейшими. Они становятся основными, и, согласно этому, планируется соревновательный период. Например, если команда успешно принимает участие в соревнованиях международного уровня, то они могут быть для команды основными, а, например, Чемпионат Украины, может планироваться как средство подготовки к основным соревнованиям.

В соревновательный период годичного цикла тренировки баскетболистов используют, главным образом, состязательные микроциклы, структура которых должна включать восстановительные средства и специальные тренировочные занятия, которые обеспечивают оптимальные условия для успешной игровой деятельности баскетболистов.

Микроциклы соревновательного периода планируются на основе системы проведения и календаря основных соревнований. Например, система с чередованием игр дома и на выезде, где команды играют каждую неделю по две игры на выходных, микроцикл будет длиться неделю. Он будет начинаться в начале недели, а заканчивать после последней игры. В таком случае даже при отсутствии игры в выходные дни целесообразно планировать игровые тренировки с большой нагрузкой чтобы обеспечить ритмичность тренировок и соревнований, учитывая календарь соревнований.

Для достижения максимальной эффективности игровой деятельности команды нужно четко планировать тренировочный процесс, учитывая специфику команды. В наше время еще очень важно учитывать возможности клуба и максимально их использовать.

Планирование тренировочного процесса является основой тренерской работы профессиональной команды. Это самая сложная часть работы тренера. Планирования требует глубоких знаний, умений правильно выбирать средства и методы тренировки, рассчитывать необходимое время и является главной частью управленческой деятельности тренера и ее главным содержанием. Ваши план подготовки определяет формы контроля за его выполнением и методы анализа результатов.

Планирование спортивной тренировки осуществляется как для команды, так и для каждого игрока отдельно. Состоят командные и индивидуальные планы.

При разработке плана учитываются масштабы соревнований, в которых будет участвовать команда, квалификация команд соперников, с которыми будет встречаться команда, используется система контрольных заданий и упражнений, с помощью которых оценивается уровень физической, технической, тактической и игровой подготовленности отдельных игроков и команды в целом .

Для баскетбола характерной является командная борьба с соперником, который требует совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. С учетом этих особенностей направленность учебно-тренировочного процесса распределяется на физическую, техническую, тактическую и игровую подготовку. Возрастает значимость технической, тактической и игровой подготовке за счет некоторого сокращения времени на физическую подготовку. Поэтому тренеру очень важно правильно спланировать тренировочный сбор, ибо именно там игроки получают базовую физическую подготовку, которой должно хватить на весь сезон.

Подготовка команды в пределах одного макроцикла выглядит следующим образом : физическая подготовка — 10-15% времени, на техническую — 25-30%, на тактическую и игровую — 60-65%. Но эти показатели зависят от возраста и квалификации игроков.

В текущем планировании тренировочного процесса команд мастеров макроцикла является один год. Начало макроцикла приходится на начало первых тренировочных сборов, а конец на последний день отдыха в конце текущего сезона.

Планирование тренировочного процесса на следующий сезон следует начинать в конце текущего макроцикла.

Прежде всего, перед планированием нового макроцикла очень важно определиться с составом команды на будущий сезон. Надо проанализировать недостатки каждой игровой позиции и подобрать новых игроков необходимого амплуа, учитывая то, что некоторые из новых игроков могут не подойти команде. Поэтому кандидатов на каждое игровое амплуа всегда должно быть больше, чем нужно команде. В конце подготовительного периода надо окончательно определиться с составом команды на будущий сезон.

Неотъемлемой частью планомерного тренировочного процесса является учебно-тренировочные сборы.

Назначение сбора, как и других форм учебно-тренировочной работы, состоит в повышении спортивного мастерства игроков. Но при сборе эта задача выполняется более интенсивно. Этому способствуют специально созданы условия для команды, частичный или полный пансион.

Зачастую сборы планируют с выездом в более пригодные для подготовки места. Организации, проводящие учебно-тренировочные сборы, ориентируются на лучшее обеспечение проживания, сосредоточивая внимание спортсменов, главным образом, на тренировочной работе, акклиматизации и тому подобное. Например, подготовка сборной команды Украины по баскетболу и клубных команд происходит на базах курортов Украины и за рубежом. Зачастую сборы бывают кратковременными. Но в зависимости от задач, эта работа иногда продолжается более месяца .

В подготовительный период необходимо создавать все основные предпосылки, которые позволят команде начать соревнования на достигнутом в предыдущем макроцикле уровне и создать условия для дальнейшего прогресса. Он не должен завершиться раньше, чем эти задачи будут выполнены и пока спортсмены не достигнут показателей контрольных нормативов и уровня соревновательных показателей, приближенные к наилучшим результатам предыдущего макроцикла.

При планировании содержания учебно-тренировочных сборов особое внимание уделяется физической подготовке. Тренировочная работа должна быть спланирована так, чтобы физической подготовки хватило до конца игрового сезона. Также можно использовать форсированную подготовку, которая занимает значительно меньше времени, но ее хватает только на первую половину сезона. Это создает необходимость проведение вторых сборах в период зимнего межсезонья.

В командах высокого уровня является необходимость проведения двух — трех учебно-тренировочных сборов. Первый сбор проводится на общих подготовительном этапе подготовительного периода. Главная задача — формирование предпосылок для развития спортивной формы. Основное внимание на этом сборе отводится общей и специальной физической подготовке. Общая физическая подготовка направлена на расширение двигательных возможностей, дальнейшее повышение общей и специальной тренированности, способности организма к быстрому восстановлению.

Важной задачей специальной подготовки на первом этапе подготовительного периода является повышение способности спортсмена выдерживать значительные нагрузки.

Объем работы над физической подготовкой составляет 75 — 80%. Второй сбор проводится на специально-подготовительном этапе. На этом сборе в основном проводится работа над технической подготовкой. Третий сбор проводится на конторльно-подготовительном этапе. Этот сбор целиком посвящен работе над тактической подготовкой. В ходе этого сбора команда отрабатывает все тактические взаимодействия со своего арсенала, проводятся контрольные игры с другими командами, или, как чаще, устраиваются предсезонные турниры. Тренер окончательно определяется с составом команды на будущий сезон. Этим этапом заканчивается подготовительный период.

В подготовительный период необходимо создавать все основные предпосылки, которые позволят команде начать соревнования на достигнутом в предыдущем макроцикле уровне и создать условия для дальнейшего прогресса. Он не должен завершиться раньше, чем эти задачи будут выполнены и пока спортсмены не достигнут показателей контрольных нормативов и уровня соревновательных показателей, приближенные к наилучшим результатам предыдущего макроцикла.

Планируя учебно-тренировочные сборы нужно прежде всего определиться с местом проведения и с составом участников сбора.Также нужно подобрать правильные средства педагогического и врачебного контроля.

Врачебный контроль очень важная часть тренировочного сбора. Врач команды должен следить за состоянием игроков в течении всего сбора. Для этого нужно правильно подобрать средства медицинского контроля. Врач подбирает средства восстановления после нагрузок, для продолжения интенсивной тренировки. Во время тренировочных нагрузок игроки иногда получают различные по характеру травмы, снижающих интенсивность тренировки игроков, заставляют их выполнять некоторые приемы игры не в полную силу, а следовательно, и неэффективно. Бывают случаи, когда травма выводит игрока из строя. Это очень серьезное обстоятельство, поэтому тренер и врач не только фиксируют полученные игроками травмы, а делают все возможное для того, чтобы ликвидировать их последствия (лечение, изменение методики индивидуального тренировки, снижение нагрузки на поврежденную часть тела и т.п.).

Правильно организованный и достаточно углубленный врачебный контроль дает необходимые данные для индивидуализации тренировки согласно учетом типа нервной деятельности и состояния здоровья баскетболистов. Опыт совместной работы тренеров и врачей показал, что для спортсменов, которые во время учебно-тренировочных сборов уже получили доброй или отличной тренированности, целесообразно периодически чередовать тренировки с максимальными и минимальными нагрузками.

Главная цель учебно-тренировочного процесса в соревновательный период — сохранение спортивной формы и реализация ее в игровой деятельности. Продолжительность соревновательного периода определяется календарем главных соревнований.

Многие команды принимают участие в нескольких соревнованиях за один макроцикл, которые проходят одни за одним, или параллельно . В этом случае руководство клуба определяется, какие соревнования для конкретной команды являются важнейшими. Они становятся основными, и, согласно этому, планируется соревновательный период. Например, если команда успешно принимает участие в соревнованиях международного уровня, то они могут быть для команды основными, а, например, Чемпионат Украины, может планироваться как средство подготовки к основным соревнованиям.

В соревновательный период годичного цикла тренировки баскетболистов используют, главным образом, состязательные микроциклы, структура которых должна включать восстановительные средства и специальные тренировочные занятия, которые обеспечивают оптимальные условия для успешной игровой деятельности баскетболистов.

Микроциклы соревновательного периода планируются на основе системы проведения и календаря основных соревнований. Например, система с чередованием игр дома и на выезде, где команды играют каждую неделю по две игры на выходных, микроцикл будет длиться неделю. Он будет начинаться в начале недели, а заканчивать после последней игры. В таком случае даже при отсутствии игры в выходные дни целесообразно планировать игровые тренировки с большой нагрузкой чтобы обеспечить ритмичность тренировок и соревнований, учитывая календарь соревнований.

Читайте также: