Директор недоверчиво пожал плечами и сказал что если виновные сознаются

Обновлено: 18.05.2024

Уче­ник вось­мого класса Шары­гин дал поще­чину сво­ему това­рищу Авра­мову и чув­ство­вал себя пра­вым и оттого радост­ным и гор­дым. Авра­мов полу­чил поще­чину и был в отча­я­нии, смяг­чав­шемся лишь созна­нием, что он, как и мно­гие дру­гие в жизни, постра­дал за правду.

Дело было так. На класс­ной стене с начала учеб­ного года висело в чер­ной рамке рас­пи­са­ние уро­ков. Его не заме­чали до тех пор, пока Селедка, как звали над­зи­ра­теля, подойдя одна­жды к стене, не обра­тил вни­ма­ния класса на то, что лист с рас­пи­са­нием исчез и рамка пуста. Оче­видно, это была ребя­че­ская шалость, на кото­рую солид­ная часть класса, обла­дав­шая рас­ти­тель­но­стью на лицах и убеж­де­ни­ями, отве­чала доб­ро­душно-снис­хо­ди­тель­ной улыб­кой, – той улыб­кой, кото­рая появ­ля­лась у них, когда Окунь­ков ни с того ни с сего ста­но­вился на руки, под­ни­мал ноги и в таком виде обхо­дил ком­нату. Хотя все счи­тали себя взрос­лыми, но никто не был уве­рен, что в сле­ду­ю­щую минуту и ему не взду­ма­ется про­гу­ляться на руках. Селедка, кипя­тив­шийся из-за таких пустя­ков, как исчез­нув­шее рас­пи­са­ние, вызы­вал к себе юмо­ри­сти­че­ское отно­ше­ние. Был встав­лен новый лист, – но на дру­гой день рамка была опять пуста. Это ста­но­ви­лось уже глу­пым, и потому, когда Селедка в без­молв­ном гневе рас­то­пы­рил длин­ные руки перед стен­кой, к нему обра­ти­лись с серьез­ным пред­по­ло­же­нием, что рас­пи­са­ние ста­щили, веро­ятно, пер­во­класс­ники. На тре­тий день в раме вме­сто рас­пи­са­ния был встав­лен лист, на кото­ром выде­лялся тща­тельно отту­ше­ван­ный кукиш. На пред­ло­же­ние сознаться, класс, не менее началь­ства удив­лен­ный появ­ле­нием рисунка, отве­тил недо­уме­ва­ю­щим мол­ча­нием. Было про­из­ве­дено след­ствие, но оно не при­вело ни к чему: хотя в классе худож­ни­ков было мало, но кукиш умели рисо­вать все. Послед­ним созер­цал рису­нок сто­рож Семен, выни­мав­ший его из рамки; и тому пока­за­лось что-то оскор­би­тель­ное в кукише, отно­сив­шемся как будто прямо к нему, к Семену. Будучи по при­роде толст, добр и глуп, Семен впер­вые стал на сто­рону началь­ства и посо­ве­то­вал классу сознаться, но был послан к черту. Насту­пил чет­вер­тый день – и еще более изящ­ный, круп­ный и насмеш­ли­вый кукиш снова пят­нал стену.

Речь инспек­тора у класса успеха не имела. Горя­чий и вспыль­чи­вый чех, гово­рить он начи­нал спо­койно, но после двух фраз нали­вался кро­вью и, как ошпа­рен­ный, при­ни­мался выкри­ки­вать фаль­це­том бран­ные слова:

Дирек­тор про­из­нес сухо­ва­тую, но убе­ди­тель­ную речь. Он разъ­яс­нил при­тих­шим уче­ни­кам бес­цель­ность подоб­ной дет­ской шало­сти, кото­рая, однако, пере­шла уже гра­ницы. Шары­гин, в кри­ти­че­ские минуты гово­рив­ший от имени класса с началь­ством, встал и отве­тил директору:

– Мы все вполне согласны с вами, Михаил Ива­но­вич, и уже тол­ко­вали об этом. Но только никто среди нас этого не делал, и все удивлены.

– Но если же никто не хочет сознаться!

Михаил Ива­но­вич заме­тил, что в этом слу­чае класс дол­жен найти винов­ного. Это не будет нару­ше­нием това­ри­ще­ских отно­ше­ний, так как, не желая сознаться из упор­ства или лож­ного само­лю­бия, винов­ный под­во­дит дру­гих под очень стро­гое нака­за­ние и ео ipso сам истор­гает себя из това­ри­ще­ской среды.

Дирек­тор ушел, и класс занялся бур­ным обсуж­де­нием вопроса, в кото­ром началь­ством была открыта новая сто­рона. Из-за того, что какой-то осел, устро­ив­ший всю эту дурац­кую шутку, не хочет ска­зать двух слов, несколько бед­ня­ков должны выле­теть из гим­на­зии! На боль­шой пере­мене дирек­тор был вызван из каби­нета Шары­ги­ным и двумя дру­гими вос­пи­тан­ни­ками. Дирек­тор вышел в кори­дор с папи­ро­сой в зубах; у него был важ­ный посе­ти­тель, и он торо­пился. Шары­гин от имени класса заявил, что винов­ных они точно ука­зать не могут, но подо­зре­вают троих: Авра­мова, Валича и Основ­ского. Класс пола­гает, что этим заяв­ле­нием он сни­мает нака­за­ние с остальных.

Быстро, но вни­ма­тельно взгля­нув на Шары­гина, Михаил Ива­но­вич похва­лил его и ска­зал, что о заяв­ле­нии класса он поду­мает. Похвала дирек­тора была при­ятна Шары­гину, хотя раньше он гор­дился тем, что началь­ство счи­тает его вред­ным для класса элементом.

Когда Шары­гин под­хо­дил к классу, навстречу ему выбе­жал Рож­де­ствен­ский. Во время деба­тов он суе­тился и кри­чал больше всех и всем надоедал.

– А Авра­мов тебя под­ле­цом назвал! – с поспеш­но­стью сооб­щил он, раду­ясь про­дол­же­нию сума­тохи и беспорядков.

Авра­мов стоял, при­сло­нив­шись к печке, блед­ный, как сама печь, и пре­зри­тельно, поверх голов, смот­рел в сторону.

– Авра­мов! Ты назвал меня подлецом?

– Прошу тебя извиниться.

Авра­мов мол­чал. Класс с напря­жен­ным вни­ма­нием сле­дил за происходящим.

Тут вошел батюшка (был его урок), и все неохотно разо­шлись по местам. Минуты тяну­лись страшно мед­ленно. Как будто время не хотело дви­гаться с места, пред­видя то нехо­ро­шее, что должно сей­час про­изойти. Шары­гин, сидев­ший на послед­ней парте, рас­крыл перед собою какой-то роман и делал вид, что читает, но изредка смот­рел впе­ред, с новым для него чув­ством любо­пыт­ства рас­смат­ри­вая согну­тую спину и опу­щен­ную над кни­гой голову Авра­мова. Волосы у Авра­мова были чер­ные, пря­мые, и пальцы руки, на кото­рую он опи­рался, резко белели. Думает ли он сей­час, что через несколько минут на его щеку обру­шится удар, от кото­рого щеке будет больно и она покрас­неет? Какая это боль: рез­кая, жгу­чая или тупая? Сердце у Шары­гина начи­нает тяжело и мед­ленно коло­титься, и ему смер­тельно хочется, чтобы ничего этого не было: ни класса, ни Авра­мова, ни необ­хо­ди­мо­сти уда­рить его. Но он дол­жен уда­рить. Он чув­ствует себя пра­вым. Това­рищи пере­ста­нут ува­жать его, если он оста­вит неза­слу­жен­ное оскорб­ле­ние без­на­ка­зан­ным. Шары­гин пере­би­рает все речи, свои и чужие, кото­рые сего­дня гово­ри­лись в классе, и ему все яснее ста­но­вится, как неза­слу­женно, неспра­вед­ливо Авра­мов оскор­бил его. Чув­ство злобы к этой чер­ной голове и белым паль­цам под­ни­ма­ется и рас­тет. Шары­гину немного страшно, потому что Авра­мов – силь­ный и, конечно, отве­тит уда­ром, но он дол­жен уда­рить, и уда­рит. Рез­кий, про­дол­жи­тель­ный зво­нок по кори­до­рам. Батюшка мед­ленно идет к двери. За ним, раз­ми­ная уста­лые члены, идут уче­ники, когда нерв­ный, до стран­но­сти гром­кий голос Шары­гина оста­нав­ли­вает их:

– Гос­пода! Одну минуту!

Неко­то­рые из гос­под, забыв­шие, что было на пере­мене, обо­ра­чи­ва­ются и с удив­ле­нием смот­рят на Шары­гина. Что это у него такая дикая физио­но­мия? Шары­гин под­хо­дит к Аврамову.

– Так ты не хочешь извиниться?

– Нет, – отве­чает Авра­мов. – Ты…

Шары­гин пре­зри­тельно пере­дер­ги­вает пле­чами и отхо­дит, засу­нув руки в карманы.

Солнце осле­пи­тельно сияло, когда Шары­гин воз­вра­щался домой. На плохо очи­щен­ных тро­туа­рах про­вин­ци­аль­ного городка сто­яли лужи рас­топ­лен­ного снега, отра­жая в себе фонар­ные столбы и под ними голу­бую без­дну без­об­лач­ного неба. Весна быстро при­бли­жа­лась, и ост­рый, све­жий воз­дух, пах­ну­щий талым сне­гом и дале­ким полем, очи­щал лег­кие от класс­ной пыли. Каким тем­ным и душ­ным казался этот класс! Душ­ным и тяже­лым сном каза­лось и то, что час тому назад про­изо­шло в классе и что не могло бы и про­изойти здесь, где так радостно сияет солнце и задорно-весело чири­кают воро­бьи, опо­ло­умев­шие от весен­него воз­духа. Но мысль невольно воз­вра­ща­лась назад, и чув­ство брезг­ли­вой жало­сти к Авра­мову омра­чало свет­лое настро­е­ние Шары­гина. Можно ли быть таким тру­сом, как этот несчаст­ный Авра­мов! Не он один, а и весь класс увле­кался гран­ди­озно вели­ча­вым уче­нием о непро­тив­ле­нии злу, но при­ме­нять это уче­ние в жизни может лишь дряб­лая натура, неспо­соб­ная к про­те­сту. Всеми силами отста­и­вай каж­дую свою мысль, свое пра­вое дело. Зубами, ног­тями борись за него. Быть же битым и мол­чать сумеет и мерзавец.

Шары­гин чув­ствует, что у него, как у нового Ильи Муромца, сила пере­ли­ва­ется по всему телу. Так и бро­сился бы вру­ко­паш­ную с этим, пока еще смутно созна­ва­е­мым злом, и бился бы с ним, стис­нув зубы и сжав кулаки, бился бы до послед­него изды­ха­ния. Ах, поско­рее бы кон­чить эту гим­на­зию! А пока… пока только осо­бенно твер­дая поступь да более обык­но­вен­ного выдви­ну­тая впе­ред грудь пока­зы­вали, что это идет чело­век, побе­до­носно отсто­яв­ший свое право на зва­ние чест­ного человека.

Солнце, так много видев­шее на своем веку, с любов­ной лас­кой согре­вало моло­дую голову, над кото­рой, неве­домо для нее, уже висело пер­вое серьез­ное горе.

Оно нача­лось в тот же вечер.

– Напрасно ты гор­дишься, – отве­тила Алек­сандра Нико­ла­евна. – Ты посту­пил подло.

– Пустяки. Дирек­тор про­сто врал, как иезуит, а вы ему пове­рили, как дураки. И шутка вовсе не так глупа. Этот кукиш мне очень нра­вится, – решила без­апел­ля­ци­онно Шурочка, не подо­зре­вая, какой она делает ска­чок в сто­рону с строго логи­че­ского пути, по кото­рому шество­вал Шарыгин.

Выра­зив нетер­пе­ние и едва за кон­чик хво­ста успев схва­тить усколь­зав­шую мысль, он начал раз­ви­вать даль­ней­шие поло­же­ния. Весь класс решил сообщить…

– То есть доне­сти, – попра­вила Шурочка.

…Сооб­щить, что подо­зре­вает таких-то. Пони­мает ли Шурочка, что решил именно класс, а он был упол­но­мо­чен­ным, пере­да­вав­шим реше­ние класса?

Ока­за­лось, что Шурочка этого не пони­мает. Шурочка пола­гает, что упол­но­мо­чен­ный дол­жен пере­да­вать только хоро­шие реше­ния, а не дурные.

Это уже был такой ска­чок в сто­рону, что Шары­гин не успел схва­тить ускольз­нув­шую мысль и казался вовле­чен­ным в дебри ненуж­ного спора о пра­вах и обя­зан­но­стях упол­но­мо­чен­ных. Спор был бы бес­ко­неч­ным, если бы Шары­гин не вос­поль­зо­вался при­е­мом почтен­ного про­тив­ника и, мах­нув рукой, не пере­ско­чил на ту мысль, кото­рая была нужна ему. Раз он был про­стым выпол­ни­те­лем воли класса, почему именно он под­лец, а не Пота­нин и не весь класс?

– Да и все под­лецы, – решила, не заду­мы­ва­ясь, Алек­сандра Николаевна.

Шары­гин сер­дито рассмеялся.

– Ну, а почему же он именно меня назвал подлецом?

– Веро­ятно, ты больше всех наста­и­вал, чтобы идти к дирек­тору. Во вся­ком слу­чае, это фис­каль­ство, гадость!

Логика поле­тела к черту. Шары­гин поте­рял под собою почву и бес­по­ря­дочно начал выдви­гать те и дру­гие ору­дия, повто­ря­ясь, пута­ясь, злясь на себя, на Шурочку, на мир, созда­ю­щий Шуро­чек. И он объ­яс­нял и дока­зы­вал до тех пор, пока сам не пере­стал пони­мать, кто он, что он и чего ему нужно.

– Да это не спор, а какой-то танец диких! – с отча­я­нием вос­клик­нул он.

Шурочка рас­сме­я­лась и спросила:

– А каков он собой – этот Аврамов?

– Это глупо – сер­диться из-за пустяков.

– Пустяки! Назвать чело­века под­ле­цом и говорить:

Шары­гин сер­дито отдер­нул свою руку и с нена­ви­стью взгля­нул на рас­крас­нев­ше­еся на морозе хоро­шень­кое личико. Как при­ли­че­ствует гим­на­зи­сту и гим­на­зистке, они виде­лись на улице тайно от роди­те­лей, хотя никто не мешал им видеться явно.

– Ну, будет, будет! Вашу руку, мар­киз Поза! – Шурочка взяла руку Шары­гина, согнула ее крен­де­лем и, вло­жив свою ручку, тро­ну­лась в путь. Шары­гин подер­гал руку, но ее дер­жали крепко. При­шлось под­чи­ниться. Так вот все­гда бывает с этими женщинами!

Вер­нув­шись домой, Шары­гин пошел к отцу в каби­нет и, заку­рив папи­роску, рас­ска­зал ему, подробно оста­нав­ли­ва­ясь на моти­вах, всю исто­рию. К его удив­ле­нию, и отец заме­тил, что здесь при­па­хи­вает фис­каль­ством. Стра­дая от непо­ни­ма­ния, Петр повто­рил свои доводы, ста­ра­ясь обос­но­вать их тео­ре­ти­че­ски. Он гово­рил, что когда один пре­дает всех, это дурно, но когда все пре­дают одного, это озна­чает тор­же­ство прин­ципа большинства.

– Так-то оно так, а все-таки как-то… Да ты не вол­нуйся. Все это пустяки, а вы зав­тра же поми­ри­тесь с этим, как его…

И этот гово­рит: пустяки!

– За что, мер­завцы? – со зло­стью спра­ши­вал Шары­гин, чув­ствуя, что даже Пре­об­ра­жен­ский, кото­рый больше всего суе­тился и кри­чал в пользу доноса, теперь пре­зи­рает его, Шары­гин вызы­ва­юще смот­рел на това­ри­щей, гово­рил рез­ко­сти, тол­кал запо­до­зрен­ных, не вызы­вая отпора и лишь воз­буж­дая недо­уме­ние, так как боль­шин­ство и сами не заме­чали, как они пере­ме­ни­лись к нему. Одна­жды он громко заго­во­рил о том, что странно, почему дирек­тор до сих пор не при­ни­мает ника­ких мер, но все разо­шлись, при­тво­ря­ясь, что не слы­шат, а Пре­об­ра­жен­ский, кото­рого он при­жал к стенке, согла­сился с ним, но имел такой жал­кий вид, что Шары­гин отпу­стил его.

– Экие все дряни! – крик­нул он, но ответа не полу­чил. Шары­гину хоте­лось, чтобы кто-нибудь пого­во­рил с ним, убе­дил его, что он неправ, даже побил его, но только не молчал.

Учи­теля, каза­лось Шары­гину, тоже коси­лись на него. Боч­кин, пре­по­да­ва­тель исто­рии, рез­кий и неза­ви­си­мый гос­по­дин, поте­шав­ший класс сво­ими шуточ­ками, а дирек­тора в совете дово­див­ший до чер­ти­ков, сказал:

– Доно­си­ками зани­маться взду­мали? О буду­щие граж­дане российские!

– До сажени много еще оста­лось? – спро­сил Шары­гин, но Боч­кин не ответил.

В поне­дель­ник на вто­рой пере­мене Шары­гин после звонка попро­сил всех остаться в классе и взо­шел на кафедру.

– Гос­пода! – начал он дрог­нув­шим голо­сом и смотря на Авра­мова. – Това­рищи, черт вас возьми, а не гос­пода. Слу­шайте. Авра­мов оскор­бил меня назва­нием подлеца…

Авра­мов, покрас­нев, смот­рел вниз.

Глаза Шары­гина попали в вос­тор­женно рас­кры­тый рот фило­софа Мартова.

– …И ско­тами. Один за всех, все за одного! Вот как нужно жить, братцы. А что я… я… уда­рил Авра­мова, то я такой… такой…

Крас­но­ре­чи­вый ора­тор всхлип­нул и, сбе­жав с кафедры, устре­мился к две­рям, но чьи-то руки, бес­чис­лен­ное мно­же­ство рук, схва­тили его и закружили.

– Заду­шили! Пустите, черти! Опять к дирек­тору пойду.

– Сотри, сотри! – раз­да­лись голоса, но Шары­гин не под­пус­кал никого к доске. Да и поздно было. Селедка уже видела рису­нок. Нико­гда она так быстро не бегала, даже когда при­ез­жал попе­чи­тель и она метала икру. Вошел дирек­тор, а за ним на цыпоч­ках Иван Иванович.

– Кто? – лако­ни­че­ски спро­сил дирек­тор, оце­нив худо­же­ствен­ность испол­не­ния и широту замысла артиста.

– Я, – отве­чал Шарыгин.

– Ты? Хорошо. Ты будешь исключен.

Дру­зья разо­шлись поздно ночью. Наи­боль­шее удо­воль­ствие от импро­ви­зи­ро­ван­ного бан­кета полу­чил сто­рож Семен. Он любил выпить, – боль­шая часть пол­бу­тылки при­шлась на его долю. Он не прочь был посме­яться, если кто-нибудь с поло­жи­тель­ным юмо­ри­сти­че­ским талан­том изоб­ра­жал Ивана Ива­но­вича, кото­рый неод­но­кратно гро­зился его выгнать за потачки гим­на­зи­стам, – Мар­тов же за изоб­ра­же­ние инспек­тора давно стя­жал заслу­жен­ные лавры. Нако­нец рас­про­стра­нен­ное мне­ние о том, будто бы Семен глуп, было по мень­шей мере опро­мет­чиво. Десять лет при­слу­жи­вая при опы­тах в физи­че­ском каби­нете, Семен обо­га­тил свой ум изряд­ным коли­че­ством непо­нят­ных слов, давав­ших ему воз­мож­ность с честью под­дер­жи­вать вся­кий умствен­ный раз­го­вор. И так как в горя­чем раз­го­воре гим­на­зи­стов посто­янно попа­да­лись непо­нят­ные слова, напо­ми­нав­шие Семену доро­гую физику, как-то: про­гресс, чело­веч­ность, иде­алы, он всей душой устрем­лялся за сво­ими при­я­те­лями туда, где, по их уве­ре­нию, эти слова посто­янно раз­да­ются с высоты кафедры, живут и дышат – в дале­кий, желан­ный и зага­доч­ный университет.

Про­во­див посе­ти­те­лей, Семен воз­вра­щался по тем­ному кори­дору. Колеб­лю­щийся огонь свечи тре­пет­ным све­том оза­рял крас­ное, уса­тое лицо, выри­со­вы­вая на стенке чудо­вищ­ную дви­жу­щу­юся тень. Смут­ная грусть и сожа­ле­ние напол­няли глу­пую голову Семена.

– Ах, кабы и сто­ро­жам можно было окан­чи­вать гим­на­зию и пере­хо­дить в университет!

Читайте также: