Деятельность психолога как объект правового регулирования

Обновлено: 30.06.2024

Цель освоения дисциплины

1. Формирование навыков поиска информации в каталогах печатных ресурсов; 2. формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; 3. усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; 4. формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; 5. формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

Планируемые результаты обучения

знать и ориентироваться в базовой юридической терминологии; знать систему права и основы нормотворчества и правоприменения; знать значение и роль толкования права и основы юридической техники.

Знать и ориентироваться в основных категориях информационного права и правового регулирования сети Интернет.

Уметь оценивать правовые ограничения профессиональной деятельности в информационной сфере, в том числе в сети Интернет.

Владеть навыками анализа информационной сферы с позиции правового регулирования и оперировать основной терминологией информационного права.

Студент может самостоятельно найти необходимую литературу в каталоге печатных ресурсов, необходимый журнал в электронной подписке.

Студент может самостоятельно найти статью по заданной теме в базах данных JSTOR, ScienceDirect, PsycArticles

Студент может самостоятельно найти самые цитируемые статьи по заданной тематике, а также определить импакт-фактор журнала

Студент может самостоятельно выделить уровни своего профессионального решения: нормативно-правовой, этический, нравственный.

Студент знает уровни и основные типы нормативной документации в работе психолога в различных сферах труда.

Студент знает основные конституционные нормы регулирующие деятельность психолога в различных сферах труда.

Студент знает основные положения Трудового кодекса РФ. Может анализировать соответствующую судебную практику.

Студент знает роль и место этического кодекса в системе нормативного регулирования деятельности психолога.

Студент знает основные этические принципы работы психолога сформулированные в этических кодексах различных психологических ассоциаций.

Студент способен выделить в конкретной проблемной профессиональной ситуации этические составляющие и спланировать свои профессиональные действия.

Содержание учебной дисциплины

Понятия права и государства. Значение и роль правопонимания и понимания государства, а также нормотворчество и правоприменение. Гражданское общество и государство: их различение и соотношение. Система права и законодательство. Толкование норм права: способы, виды и значение. Понятие, объект и предмет правоотношения. Юридическая техника.

Информация и данные: взаимосвязь и разграничение понятий. Структура информационного права, теоретически рамки и ограничения. Интернет и информационно-коммуникационные технологии. Социальные сети как объект правового регулирования. Правовые ограничения профессиональной деятельности в сети Интернет.

Электронный каталог библиотеки, заказ книг. Оформление удалённого доступа к электронным ресурсам, правила использования электронной подписки, разрешения и запреты в лицензиях. Обзор электронной подписки НИУ ВШЭ: книги, журналы, диссертации. Сервис поиска полного текста статьи по всей электронной подписке Full Text Finder.

Ресурсы по психологическим наукам: базы данных JSTOR и ScienceDirect. Ведущая психологическая ассоциация и ее издания: поиск по ресурсу APA PsycARTICLES.

Принцип работы баз данных научного цитирования. Библиометрические индикаторы: где публиковать научные статьи?

Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный.

Нормативно-правовой уровень регуляции деятельности психолога; Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога; Нравственный уровень регуляции деятельности психолога; Проблема общечеловеческих ценностей в работе психолога; Проблема внутреннего компромисса в профессиональной деятельности психолога; проблема рационального и эмоционального компонента в построении практической деятельности психолога.

Конституция РФ как основной нормативный документ в работе практического психолога. Права и свободы человека и гражданина: достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица, свобода совести, свобода мысли и слова, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, осуществление в полном объеме своих прав и обязанностей.

Трудовые отношения. Социальное партнерство в сфере труда. Трудовой договор. Защита персональных данных работника. Представители работников и работодателей. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Оплата и нормирование труда. Заработная плата. Материальная ответственность работников и работодателей.

Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Перечень должностных инструкций. Разработка и обсуждение с руководителем должностных обязанностей. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации.

Принцип конфиденциальности. Принцип компетентности. Принцип ответственности. Принцип этической и юридической правомочности. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. Принцип благополучия клиента. Принцип профессиональной кооперации. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Применение этического кодекса в реальной практике. Модель решения этических дилемм. Этика поведения психолога в индивидуальном и групповом консультировании. Этика и публичность в социальных сетях. Поддержка профессионального сообщества.

Этика планирования и проведения исследований в психологии. Взаимодействие с испытуемыми. Конфиденциальность данных участников исследования. Контроль эффектов испытуемого и этика проведения исследований. Информированное согласие.

Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Права и обязанности психодиагноста. Типы ситуаций тестирования. Права тестируемого. Этические кодексы APA и BPS. Российский стандарт центра оценки. Авторское право в психодиагностике.

Заключение этического комитета и публикация. Добросовестные и недобросовестные издания. Список Джеффри Билла. Плагиат и самоплагиат. Цитирование. Авторство и соавторство. Порядок авторов. Этика рецензирования. Этика представления результатов исследования. Представление сырых данных. Open Science.

Читайте также: