Депортация а шептицкого в каком году

Обновлено: 30.06.2024

На перспективного кандидата из высших кругов польской аристократии давно обратил свой взор Ватикан. После долгих лет переговоров, которые проводили с графом Мечислав Ледоховский, иезуит Энрико Яцковский и другие духовные лица, молодой Роман Шептицкий прибыл в Рим.

Сначала он по заданию папы едет в Россию, чтобы ознакомиться с обстановкой на Востоке. Перед молодым импозантным графом, сыном известного магната, широко открылись двери салонов Петербурга и Киева, чем он не преминул воспользоваться, завязывая влиятельные связи. В Киеве граф Роман познакомился с историком и этнографом, связанным с австро-венгерской разведкой, — Владимиром Антоновичем. Биограф Шептицкого Лонгин Цегельский утверждает, что именно под воздействием настроений киевской интеллигенции решение 22-летнего Романа перейти из католичества в униатство стало непоколебимым.

В Добромильском монастыре Андрей Шептицкий долго не задержался. Уже в 1890 году его назначают игуменом василианского монастыря во Львове, где для энергичного молодого деятеля было гораздо больше возможностей проявить себя.

В 1888 году — монах, магистр ордена василиан, в 1890-м — игумен василианского монастыря, в 1899 году епископ, в 1900 году — митрополит. И все это и 35 годам! Неслыханный в истории церкви взлет…

После возвращения с Востока Шептицкий зарабатывает себе политический капитал с помощью проверенного способа — филантропической и меценатской деятельности. За средства митрополии он разворачивает строительство музея, больницы, выделяет пособия бедным семинаристам, художникам, артистам. При этом умело пропагандирует униатство.

В 1903 году умирает папа Лев XIII. Его преемником становится Пий X, также ориентирующийся на австро-немецкие круги. Нового папу беспокоили революционные события в России, тревожила волна массовых забастовок и демонстраций, прокатившаяся по Галиции после событий 1905–1907 годов. Пий Х вызвал униатского митрополита, чтобы тот детально ознакомил его и с настроениями в Галиции, и с ситуацией в России.

Митрополит Шептицкий доложил папе, что основной фундамент российского самодержавия, православие, теряет моральную силу под воздействием революционных сил. Это дает шанс выступить униатам. Тем более, что в условиях расширения религиозной свободы, после выхода 17 апреля 1905 года манифеста о веротерпимости, в Российской империи появились новые возможности для католической пропаганды. Папа был удовлетворен и докладом митрополита, и нелегальной работой его агентуры в России. Владыке Андрею был выдан тайный документ, предоставлявший полномочия действовать в пользу унии в масштабах России.

Вот фрагмент одного из писем:

Среди агентов Шептицкого видим представителей самых элитарных слоев: племянницу Петра Столыпина княгиню Наталию Ушакову, княжну Елену Долгорукую, графа Бобринского, графа Оболенского, который наследовал Победоносцеву на посту обер-прокурора Синода, наконец, Хомякова, брата председателя Думы. Наиболее активным эмиссаром Шептицкого был Леонид Федоров. Его еще студентом православной духовной академии во время путешествия в Рим завербовал Ватикан, а затем передал в распоряжение митрополита.

Завидная информированность для недавнего студента духовной академии! За сравнительно короткий срок Федоров сумел создать довольно широкую сеть шпионской агентуры для митрополита Шептицкого. Особо важные сведения добывались в Петербурге, где он сумел завербовать женщин из аристократических семей, приближенных к императорскому двору. Кроме уже указанной племянницы Столыпина, наиболее серьезную информацию о личной жизни семьи Николая II (влияние Распутина на императрицу, интриги в придворных кругах), о тайном распределении министерских портфелей и т. п. предоставляла Юлия Данзас, пользуясь своей близостью к императрице Александре Федоровне.

Униатские агентурные базы были созданы также в Украине и в Белоруссии. В Белоруссии Шептицкий действовал сам или через неких Ивана Луцкевича и его сына Антона. Вместе с ними он организовал Земельный банк, который мог служить легальной финансовой базой униатской агентуры в Украине и в Белоруссии.

Наступил июнь 1914-го. В Сараеве был убит австрийский престолонаследник (большой друг Шептицкого), возглавлявший в Австро-Венгрии партию войны и полностью разделявший взгляды Ватикана в отношении России и Балкан.

«Как только победоносная австрийская армия пересечет границу Украины, перед нами встанет тройная задача: военной, социальной и церковной организации страны. Решение этих задач должно… содействовать предполагаемому восстанию на Украине, но также и тому, чтобы отделить эти области от России при удобном случае как можно решительнее, чтобы придать им близкий народу характер независимой от России и чуждой царской державе национальной территории. Для этой цели должны быть использованы все украинские традиции, подавленные Россией. Надо возродить их в памяти и ввести в сознание народных масс так метко и точно, чтобы никакая политическая комбинация не была в состоянии ликвидировать последствия нашей победы.

I

Он мог бы в ранге походного командира или фельдмаршала получить определенную автономию в рамках нашей военной администрации… Национальный характер должен проявиться в названиях воинских должностей (атаманы, есаулы, полковники, сотники), далее — в обмундировании, воинских группах и т. п…

II

В продолжение войны должна быть принята во внимание также правовая и социальная организация, чтобы доказать населению, сколь многие направления русского законодательства были несправедливы и угнетали его. Наряду с провозглашением свободы, терпимости и т. д. (основные законы) должна быть также опубликована австрийская Конституция (в украинском переводе) и всевозможные другие австрийские своды законов…

III

Я как митрополит мог бы это сделать, поскольку в соответствии с каноническими правилами Восточной Церкви и традициями моих предшественников имею право, подтвержденное Римом, пользоваться данной властью во всех сферах. Если начерченный мной план будет принят — а так оно, наверное, и будет, — на Украине будет установлен единый центр духовной власти и Церкви как организма, представляющего собой невидимое целое. И он будет целиком отделен от Российской Церкви. Определенное число епископов, а именно те, которые родом из Великороссии, и те, которые откажутся присоединиться к унии, должны быть устранены и заменены другими — теми, кто признает украинские и австрийские убеждения…

Стоит отметить, что Шептицкий остался глух к ходатайствам различных церковных и государственных деятелей в защиту истреблявшихся в 1914—15 годах галичан-русофилов. За арестованных и избиваемых православных заступились даже епископы-католики. Испанский король Альфонс просил помиловать осужденных на Венском процессе. Но униаты во главе с Шептицким наотрез отказались заступаться за русских священников и мирян, гибнувших в Талергофском концлагере. Таковы были их представления о христианском милосердии.

Остается добавить, что русское правительство выделяло на содержание главы униатской церкви, уличенного как шпиона австрийской армии, четыре тысячи рублей в год, то есть столько же, сколько получал в России православный епископ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Откровения монаха Авеля

Откровения монаха Авеля Он является одной из самых загадочных и парадоксальных личностей российской истории. Как ему удавалось делать свои предсказания, и сегодня во многом остается тайной…Энциклопедия Брокгауза и Ефрона о нем повествует так: «Авель –

Распорядок дня клюнийского монаха

Распорядок дня клюнийского монаха Устав Клюни хорошо известен. Это бенедиктинский устав, составленный в VI веке святым Бенедиктом Нурсийским и дополненный при Карле Великом святым Бенедиктом Анианским. Но о том, что касается монахов Клюни, мы знаем гораздо больше.

Пророчество монаха Авеля

Книга монаха Неофита[818]

Книга монаха Неофита[818] Благословен будь Отец, Сын и Дух Святый, Единый Бог наш, который хочет каждому человеку спастися и достичь познания истины. Так как Господь наш Иисус Христос сжалился над моим недостоинством и извел меня из мрака к свету Солнца, то в

Чудовище в обличье монаха

Заговор монаха Докё. Как это было?

Заговор монаха Докё. Как это было? Кульминация усилий государства по внедрению буддизма приходится на правление императора Сёму, отца императрицы Кокэн. Первая постоянная столица Японии – Нара, куда переехал императорский двор, была спланирована по образцу столицы

Загадочные письмена монаха Чинваня

Загадочные письмена монаха Чинваня Небольшая буддийская святыня Фаюаньсы, храм Источника Дхармы, находится в самом центре современного Пекина. Только немногие посвященные знают, что в нем хранится бесценное сокровище, которое не измерить никаким золотом, – бумажные

ГИПОТЕЗА ИСПАНСКОГО МОНАХА

ГИПОТЕЗА ИСПАНСКОГО МОНАХА Еще одну гипотезу об открытии Америки выдвинул профессор Гарвардского университета, новозеландец по происхождению Барракло Фелл. Он отдал первенство баскам и "иберам". ("Иберам" именно в кавычках, так как речь идет о жителях Кадикса, который в

ПРОСЬБА МОНАХА

ПРОСЬБА МОНАХА Наверное, я не стала бы писать о посещении острова Мальты, если бы там не произошла следующая история. Тот, кому довелось плыть по Средиземному морю к Мальте, никогда не забудет этот необычайно редкой красоты уголок земли.Итак, наше комфортабельное судно

Честь рыцаря и достоинство аристократа

Честь рыцаря и достоинство аристократа Рыцарских поединков и тем более дуэлей древний Китай не знал, во всяком случае, в текстах об этом ничего не сказано. Тем не менее знатные люди порой мерялись силой и убивали один другого. Речь не о схватке в пылу сражения (такие

Глазами аристократа. Фрагмент воспоминаний графа В. П. Зубова

Глазами аристократа. Фрагмент воспоминаний графа В. П. Зубова [28]Приближался конец октября. Все знали, что на 25-ое число большевики назначили захват власти. Только временное правительство, казалось, этого не подозревало. В Зимнем дворце раз в неделю собирался

Воспитание аристократа

Воспитание аристократа Несмотря на молодость моего отца и на то, что он вел рассеянную жизнь при дворе и в большом свете, он постарался дать нам такое хорошее воспитание, какое было возможно в то время. Мой дядя прислал для нас из Берлина гувернантку, которая составила


Андрей Шептицкий - коллаборант или борец с нацизмом? Фото: СПЖ

В Италии, по просьбе главы УГКЦ, признали Андрея Шептицкого праведником и героем, который боролся с нацизмом и спасал евреев. Но так ли это на самом деле?

http://tv.ugcc.org.ua/media/gallery/full/i/m/img-8744_.jpg

Представитель УГКЦ с документом, в котором Шептицкий назван "праведником"

Случается, что какое-нибудь закрытое маргинальное сообщество считает кого-то из своей группы носителем исключительных моральных и духовных качеств независимо от того, обладал ли он ими на самом деле. Имеют ли члены такого сообщества на это право? Безусловно. Но только, если они не навязывают свое мнение людям вне своей группы.

Давайте по порядку.

О спасении евреев

Сотрудничество с нацистами как средство в окатоличевании украинцев


Андрей Шептицкий (справа)

С началом Великой отечественной войны в июне 1941 г. для А. Шептицкого и Ватикана в целом открывались (как они полагали) широкие возможности для продвижения унии на Восток. И в этом продвижении Шептицкий возлагал огромные надежды на нацистов.

Несложно заметить, что во всех этих обращениях прослеживался один лейтмотив – послушание власти и призыв к сотрудничеству с ней, а любое сопротивление немцам расценивался как грех против Церкви.

С первых же дней немецкой оккупации у фашистских властей установились дружеские отношения с руководством греко-католиков и с митрополитом Андреем Шептицким лично. Выступая на Нюрнбергском процессе, бывший сотрудник абвера Альфонс Паулюс свидетельствовал об этом так: «Кроме групп Бандеры и Мельника, пункт абвера… в учебных лагерях генерал-губернаторства проходили подготовку и священники украинской униатской церкви, которые принимали участие в выполнении наших заданий наряду с другими украинцами…

Через три дня после взятия немецко-фашистскими войсками Киева 19 сентября 1941 г., Андрей Шептицкий направил Гитлеру поздравительное письмо, в котором говорилось:

«Ваше Превосходительство! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю вашему превосходительству мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом. Видим в вас непобедимого полководца несравненной и славной германской армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое вы себе как фюрер великого германского рейха взяли за цель в этом походе, обеспечивает вашему превосходительству благодарность всего христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения германского народа под вашим руководством. Я буду молить Бога о благословении победы, которая явится залогом длительного мира для вашего превосходительства, германской армии и германской нации.


Письмо Шептицкого Адольфу Гитлеру

Здесь следует обратить внимание на два момента: во-первых, как цинично используется трагедия немецкой оккупации, во время которой пострадали десятки миллионов людей для продвижения идеи униатства. А во-вторых, несложно заметить, что сегодня со стороны униатов предлагается то же самое.

Как Шептицкий посылал украинцев на рабство в Германию

В начале 1944 г., когда у сторонников фашистской Германии еще оставалась надежда избежать поражения в войне, митрополит Андрей Шептицкий предписал своим клирикам передавать немецким властям церковные колокола с целью их последующей переплавки для нужд фронта. Но это не помогло, 27 июля 1944 г. Львов был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. А митрополит Андрей Шептицкий пишет письмо уже Сталину:

«Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон.

После победоносного похода от Волги до Сана и дальше, вы снова присоединили западные украинские земли к великой Украине. За осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединёнными в одном государстве, приносит вам украинский народ искреннюю благодарность. Эти светлые события и терпимость, с которой вы относитесь к нашей церкви, вызвали и в нашей церкви надежду, что она, как и весь народ, найдёт в СССР под вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье. За всё это следует вам, верховный вождь, глубокая благодарность от всех нас.

Зачем униатам мифологизированный Шептицкий?

В каких своих высказываниях Андрей Шептицкий были искренен, а в каких – нет? Был ли он действительно спасителем евреев или наоборот, сотрудничеством с фашистами содействовал их уничтожению? Допустимо ли с моральной точки зрения приветствовать занятие Львова как фашистами, так и советской армией? По этим вопросам каждый может сделать вывод для себя сам.

sheptitskiy-stalinu 1000

В связи с недавней годовщиной Львовского собора, предлагаем читателям перевод статьи профессора КДА, Алексея Добоша, которая во многом проливает свет на корень гражданского и религиозного конфликта в Украине (прим. редактора).

Говорить о лояльности украинские униаты были вынуждены, но зачеркивать 44 года всесторонней активной политической деятельности заявлением о какой-то мгновенной аполитичности было нонсенсом. Тем более посланцы были тепло приняты в Московской Патриархии, в Совете по делам религий, где их заверили, что не будет трудностей с регистрацией общин ГКЦ. Но вскоре делегаты были вызваны в Генеральный штаб, где им сообщили, что признание ГКЦ советской властью целиком зависит от ее отношения к ОУН-УПА. С советской стороны это была логично необходимое и довольно-таки обдуманное требование к ГКЦ. Ведь, кроме больших потерь на фронтах солдаты гибли в тылу на Западной Украине от рук бандеровцев. И советское правительство, еще не инкриминируя украинским униатам всего широкого спектра их политических деяний, потребовало от них помочь процессу мирного разоружения боевиков УПА-ОУН, деятельность которых от самой идеи их создания до конкретных боевых акций, освящалась, одобрялась i всячески поощрялась греко-католическим духовенством.

  • в измене края во время войны;
  • в сотрудничестве с оккупантами;
  • в сотрудничестве с УПА;
  • в антисоветских действиях.

Через три дня — 11 апреля 1945 г. — были арестованы все епископы ГКЦ: митрополит Иосиф (Слепой), Никита (Будка), Николай (Чарнецкий), Григорий (Хомишин) и его викарий Иван (Лятишевский), Иосафат (Коциловский) и его викарий Григорий (Лакота), потом пошли аресты духовенства. 28 мая 1945 года образовалась инициативная группа по воссоединению Греко-Католической Церкви с Православной Церковью. В ее состав вошли представители трех униатских епархий Галичины:

  • протоиерей Гавриил Костельник, настоятель Преображенского храма Львова — руководитель группы;
  • протоиерей Михаил Мельник — викарий Перемышльской епархии;
  • протоиерей Антоний Пельвецкий — от Станиславивской епархии.

1-го июля 1945 года около 300 униатских священников обратились с письмом к министру иностранных дел СССР В. Молотову. В этом письме был изложен протест против деятельности инициативной группы и декларация лояльности к новой власти. Ответы на письма не поступило.

Тем временем Инициативная группа развернула всеобъемлющую деятельность. По благочиниях проводились конференции духовенства, которые проходили, как правило, по одному нехитрому сценарию: зачитывалось обращение инициативной группы, доклад по истории унии, после чего униатского священникам предлагалось написать прошение о присоединении к РПЦ. Этими конференциями выбирались и делегаты на будущий собор. К концу февраля 1946 года 986 униатских священников подписали заявления о присоединении к РПЦ, 281 — отказались (21). Сегодня объективность этого процесса оценивается по-разному, в зависимости от полярности убеждений, но очевидно, здесь следует принять во внимание прежде всего исторические факторы:

  • во-первых, многие из этих конвертитов были полностью искренни в своем выборе, о чем свидетельствует наличие в Галичине мощных течений русофильства, антилатинизма, а также многочисленных случаев перехода в Православие еще ​​до войны;
  • во-вторых, в условиях нарастающего террора подписывались с страха перед репрессиями;
  • в-третьих, к тому времени около 1000 униатских священников уже были арестованы (22).

lvovskij sobor 00001

  • направленные на российское Православие миссийные идеи Рима;
  • одна из версий польской восточной политики;
  • прокатолические симпатии некоторых православных иерархов.

Методы образования унии — от длительного обмана народа ренегатами иерархи к политическому покровительству и прямому насилию со стороны поляков. 17 февраля 1595 г. сам Сигизмунд III назначил комиссию в составе латинских епископов Яна (Солiковського) и Бернарда (Мациевського) для выработки условий унии. 1 июля 1595 г. епископ Ипатий (Потий) и Кирилл (Терлецкий) представили документы Сигизмунду III и обсудили их с королевской комиссией. 28 июля 1595 г. король издает приказ не впускать с Турции в Польшу никаких послов от греческих патриархов. 30 июля 1595 г. — распоряжение о правах, привилегиях будущих униатов и защиту силой короля. Брестский собор проходил под защитой польских войск (30). Акт унии 15 декабря 1596 г. был утвержден все тем же Сигизмундом III. Далее — многовековой геноцид над душами и телами православных украинцев.

Методы православных инициаторов создания унии: по признанию митрополита Шептицкого, сами епископы-ренегаты сначала порвали с Православием, потом сами приняли унию, а уже тогда тянули к ней православный народ (31).

Период 1944 — 1950 гг. (В том числе Львовский собор) коренным образом отличался от времен Брестского собора 1596 г. именно соотношением действенных сил и целей. Если тогда Рим, и лично глава Католической Церкви папа Климент VIII создавал унию с целью полного окатоличивания славян, используя для этого силу польского государства, то теперь коммунистический режим уничтожал унию как религиозную организацию, в значительной степени обоснованно предъявляя ему обвинения в антисоветской деятельности и прикрываясь уничтоженной им же ранее Православной Церковью. Каноническая правомочность группы Гавриила Костельника ничуть не менее аналогичных параметров инициаторов создания унии — епископов Кирилла Терлецкого и Ипатия Потия. Методы ликвидации унии, пожалуй, все-таки были мягче способов ее введения.

Результат? Результаты львовского собора можно оценивать, как минимум, двояко.

С одной сторонни, деятельность Львовского собора 8 - 10 марта 1946 г., будучи поставленной грубой политикой власти на одну платформу с насилием атеистического государства, в процессе своей реализации оказалась удивительно искаженной. Православие стало отождествляться с беззаконием власти и русификацией в то время, как уния, получив имидж национальной религии, шла к своему в очередной раз парадоксальному возрождению.

Но с другой стороны, когда с 1990 года, сначала при потакании, а затем при прямой поддержке власти, УГКЦ процесс своего возрождения превратила в насильственный разгром православной Львовско-Тернопольской епархии, реалии оказались весьма далекими от ожиданий униатов. Во второй половине XIX века на территории Львовщины было не более 3 православных приходов, в период 1923 - 1939 гг. — не более 10.

На 2011 год УГКЦ во Львовской области было 1506 приходов, что составляет лишь 52,6% от общего числа приходов Львовской области (2862), в то время как почти 900 приходов (УПЦ МП - 65, УПЦ КП - 454, УАПЦ - 380), что составляет 31,44% от общего числа, являются православными.

То, что в условиях насильственного рецидива унии в начале 1990-х треть населения Львовщины стала на позицию исповедания Православия (пусть и в разных конфессиях), является несомненным результатом торжества воплощенных в полувековую историю деяний Львовского Церковного собора 1946 года (37).

Пришелся по душе материал? Поддержите сайт Олеся Бузины!


↓ ↓

День в истории. 1 ноября: умер глава украинской церкви, приветствовавший Николая II, Гитлера и Сталина

© Русские депутаты австрийского парламента в кругу своих знакомых. Д.А.Марков стоит в центре. 1907 г. Киевская мысль. Приложение. 1907. № 43. С. 328. из личного архива автора

Хотя неоднозначность его биографии, несомненно, станет препятствием для возможного прославления в лике католических святых этого человека.

В 1883 году на несколько месяцев поступил в Австро-Венгерскую армию, но по причине слабого здоровья вскоре оставил службу. Видимо, где-то в этот же период заинтересовался католичеством, в 1888 году был принят в Италии Папой Львом XIII и в том же году был пострижен в монахи.

В 1899 году становится епископом Станиславовским (ныне Ивано-Франковск), а уже в 1900 году — митрополитом Галицким, параллельно при этом являясь депутатом Галицийского Сейма и Рейхсрата (Австрийской палаты господ). В те же годы Шептицкий проводит несколько встреч с украинскими националистическими кругами в Москве, Киеве, США и Канаде, ряде стран Европы.

День в истории. 12 апреля: за фальсификации на выборах убит губернатор Галичины

Однако говорить о преданности Шептицкого Польше, Австро-Венгрии или вообще кому бы то ни было, кроме своих собственных амбиций, не приходится.

5 сентября 1914 года. Начало работы русской администрации во Львове

Что касается межвоенного периода, то здесь мнения о деятельности Шептицкого расходятся до прямо противоположных.

День в истории. 27 августа: состоялся Великий сбор украинских националистов, который привёл их к расколу

7 сентября 1984 г. Скончался самопровозглашенный униатский патриарх Иосиф Слипый

Но вернемся от относительно недавних событий к биографии Шептицкого. Вполне логично, что при его воззрениях нацистскую оккупацию он встретил во вполне определенном ключе.

В июле 1941 года, практически сразу после начала оккупации Львова, митрополит в своей проповеди заявляет:

День в истории. 26 февраля: родился крестный отец Майдана

Через некоторое время следует и письмо Адольфу Гитлеру, в котором митрополит поёт фюреру панегирик:

Эпистолярным жанром и проповедями Шептицкий не ограничивался.

В письме, как нетрудно уже догадаться, содержатся дифирамбы и заверения в преданности:

«Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной Армии И.В.Сталину привет и поклон. После победоносного похода от Волги до Сана и дальше, Вы снова присоединили западноукраинские земли к Великой Украине. За осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединенными в одном государстве, приносит Вам украинский народ искреннюю благодарность.

День в истории. 8 марта: ликвидирована Украинская греко-католическая церковь

Неизвестно, как бы продолжилась жизнь Шептицкого уже в советской Украине, но 1 ноября 1944 года он умер. Похороны были торжественными, и, по некоторым данным, на них присутствовал и первый секретарь ЦК КПУ Никита Хрущев, который привез траурный венок от Сталина.

Закончить здесь, наверное, можно словами все того же греко-католического епископа Григория Хомишина, который дал такую характеристику митрополиту Андрею Шептицкому:

Впрочем, как показывает история Украины, здесь было очень много персонажей именно с такой мотивацией, да и сейчас их не меньше. И это многое говорит нам и про историю этой земли, и про её настоящее.


АНДРЕЙ (РОМАН) ШЕПТИЦКИЙ

(1865-1944 гг.)

Митрополит Шептицкий всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям: современники почитали его как мудрого главу греко-католической церкви, выдающегося общественного деятеля и просветителя, щедрого мецената украинского искусства.

Родился он 29 июля 1865 г. в родовом имении графа Ивана Шептицкого в селе Прилбычн на Львовщине и при крещении получил имя Роман-Мария-Александр.

С детства мальчик отличался большой впечатлительностью и особой набожностью. Успешно закончив в 1883 г. обучение в краковской гимназии Св. Анны, он объявил, что хочет вступить в монашеский орден василиан. Семья была католической, и потому желание Романа перейти в греко-католическую веру показалось неожиданным и неприемлемым. Лишь мать старалась понять его, и со временем именно она поддержала вначале Романа, а позже другого сына — Казимира — в их желании сменить вероисповедание. Однако это было значительно позже, а в 1883 г. граф Иван Шептицкий, надеясь, что со временем сын все же откажется от своих планов, поставил перед ним условие: сначала отбыть военную службу и получить высшее образование.

В привилегированном кавалерийском полку юноша прослужил недолго — серьезное заболевание стало помехой его военной карьере. Выполняя второе условие отца, Роман поступил на юридический факультет Ягеллонского университета в Кракове, затем продолжил обучение во Вроцлавском университете, где заинтересовался также теологией и философией.

Перед доктором юриспруденции (диссертацию он защитил в 1888 г.) открывались широкие жизненные перспективы, однако он вновь заявил, что намеревается стать греко-католическим священником, и в том же 1888 г. принял монашеский постриг под именем Андрей. 11 сентября 1892 г. Андрей Шептицкий отправил свою первую службу в родных Прилбычах.

Началась блестящая и молниеносная карьера молодого пастыря. В 1892-1896 гг. он — магистр новиков (молодых монахов) в Добромиле, в 1896 г. становится игуменом монастыря Св. Онуфрия во Львове, в 1899 г. — Станиславским епископом, а в 1900 г., после смерти митрополита Юлиана Куиловского, папа римский назначает Шептицкого митрополитом галицким и львовским.

Митрополит галицкий ежегодно выезжал с визитами во все уголки епархии, не забывая и об эмигрантах-украинцах: он создал апостольский викариат для греко-католической церкви и добился строительства двух греко-католических церквей в Боснии и Герцеговине; в 1907 г., благодаря его стараниям, был назначен епископ для верующих Соединенных Штатов Америки, а в 1912 г. — и для украинцев в Канаде.

В Станиславе Шептицкий открыл греко-католическую семинарию, создав при ней библиотеку, которой передал 4 тысячи собственных книг. При содействии митрополита были основаны Академический дом во Львове и Народная лечебница (с 1938 г. Украинский госпиталь им. А. Шептицкого); ходатайством к чешскому правительству он спас от уничтожения Укра-инскую хозяйственную академию в Подебрадах (ЧСР). По инициативе и при поддержке Шептицкого открывались учебные и благотворительные заведения, спортивные и оздоровительные общества и т. п.

Он был щедрым меценатом и оказывал содействие развитию украинского национального искусства. В 1905 г. основал Церковный музей во Львове (в 1913 г. стал Национальным музеем им. митрополита А. Шептицкого), где, благодаря его поддержке, была собрана одна из крупнейших в Европе коллекций иконописи.

Однако главной мечтой жизни митрополита было объединение всех украинцев в одном государстве. С началом Первой мировой войны он усматривал путь к осуществлению своих надежд в победе австро-венгерской армии, на стороне которой воевало немало галичан. Шептицкий провозглашал горячие проповеди с призывами против насильного насаждения православия в оккупированной царскими войсками Галичине, выступал против отделения школы от церкви, за освобождение от подчинения российскому Синоду и чтения молитв за царя.

После взятия Львова митрополита за антироссийскую пропаганду и поддержку цесаря арестовали и в ночь на 18 сентября 1914 г., по приказу генерала Брусилова, вывезли в Киев. Затем сослали в Курск, а оттуда, через Владимир-над-Клязьмой, перевезли в суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь — тюрьму для подозреваемых в измене синодальной русской церкви. Освободили Шептицкого после февральской революции 1917 г.

Вернувшись во Львов, митрополит стал свидетелем революционных событий 1918 г. и искренне приветствовал создание ЗУНР, хотя его общей социальной позицией и было убеждение в том, что священники не должны ввязываться в политику. Тем не менее, когда после Первой мировой войны земли Галичини и Волыни попали под власть Польши, митрополит Андрей совершил поездку в Рим, где провел переговоры с представителями Антанты, протестуя против присоединения западноукраинских земель к Польше.

Если в 1914 г. Шептицкий выступил против насильного внедрения православия во всех украинских церквях, то в 1930-х годах он, единственный среди церковников, смело выступил в печати против сожжения и уничтожения православных церквей на Холмщине, в Подляшье, на Волыни и в Полесье, защищая все то же православие.

По возвращении из ссылки в 1917 г. он финансировал издание целого ряда журналов и книг христианской тематики для разных слоев населения. Средствами Комиссии но охране природы при Научном обществе им. Т. Шевченко Андрей Шептицкий распорядился образовать на землях Львовской митрополии заповедник кедровых лесов и заповедник степной растительности, которые стали одними из первых природных заповедников в Западной Украине.

Внимательно следил митрополит и за событиями в Советской Украине. В 1933 г. он издал послание, в котором осудил искусственный голод, устроенный большевиками, и организовал сбор средств в помощь голодающим.

В исключительно трудных условиях проходила деятельность Андрея Шептицкого в годы Второй мировой войны. Это был период сомнений и ошибок, надежд и утраченных иллюзий.

В 1942-1943 гг., когда началась кровавая бойня между бойцами УПА и польской Армии Крайовой (которую часто подогревали немцы и провоцировали советские партизаны), глава церкви неоднократно призывал к прекращению украинско-польской вражды, предостерегал УПА от диверсионных действий, ратовал за примирение двух оуновских фракций — бандеровцев и мельниковцев. Подвергая смертельной опасности свою жизнь, Андрей Шептицкий перепрятывал в монастырях сотни евреев, открыто осуждал в проповедях уничтожение их нацистами. За это он удостоен памятника в Государстве Израиль.

Однако большевики, начавшие быстрое и бескомпромиссное насаждение своей власти, возобновили репрессии против греко-католической церкви. Митрополита Шептицкого посадили под домашний арест, а спустя несколько месяцев, 1 ноября 1944 г., его не стало.

Анализируя личность Андрея Шептицкого и его роль в истории Украины, нельзя прийти к однозначной оценке. Никто не может избежать ошибочных решений и поступков. При этом бесспорными являются патриотизм и сила воли митрополита галицкого, широта взглядов и искренняя любовь к ближнему, снискавшие ему всеобщее уважение и сделавшие его одной из наиболее величественных и влиятельных личностей западноукраинского общества первой половины XX в.

Читайте также: