День декларации прав ребенка когда

Обновлено: 04.07.2024

Права каждого несовершеннолетнего записаны как в законодательствах разных стран, так и в официальных международных документах. Основными документами являются Конвенция и Декларация по правам ребенка. Также эти законы в странах не должны идти вразрез с международными.

История принятия Декларации и ее определение

Международная Декларация по правам детей - это официальный документ, принятый международным сообществом, в котором прописаны обязанности взрослого перед ребенком.

Первый вариант Декларации приняли в 1924 году. Она состояла из пяти основных пунктов и предусматривала обеспечение защиты детей от проституции, торговли и рабства. Для ООН это было серьезное продвижение в преобразовании международных законов. Но все же несовершеннолетние нуждались в большей защите. Позднее в Декларацию были внесены некоторые доработки и изменения.

Отредактированная Декларация стала действовать с 1959 года. В новой версии основных пунктов, которые защищали права детей, стало больше, они затрагивали уже многие другие направления. Также была прописана и мера ответственности за нарушения.

Декларация и Конвенция по правам ребенка: отличия

Конвенция - это юридически-образующий документ, а Декларация таковым не является.

Декларация предусматривает одинаковые для всех несовершеннолетних права при воспитании, образовании, обеспечении, физическом и духовном развитии, при этом неважно, какая раса у ребенка, на каком языке он говорит, какую религию исповедует и т. д.

Все, что записано в данной декларации, несет призыв к родителям, правительствам, общественным организациям, чтобы те соблюдали и признавали права детей, а так же оказывали содействие в их реализации.

Конвенция определяет волю несовершеннолетних на получение образования, на проведение отдыха и досуга, на пользование другими услугами государств, входящих в ООН и подписавших этот документ. Данная Конвенция - это первый и основной международно-правовой документ, определяющий права несовершеннолетних. Конвенцию подписали все страны, входящие в ООН, кроме США и Сомали.

Основные принципы

Декларация по правам несовершеннолетних содержит в себе десять основных принципов:

опека и попечительство

  1. У всех несовершеннолетних должно быть равноправие независимо от любых обстоятельств, например: пол, раса, вероисповедание и др. Такое равенство должно быть поддержано и защищено законодательствами всех стран.
  2. Все дети имеют право на моральное и физическое саморазвитие. Никто не вправе стеснять их достоинство.
  3. Дети вправе получать гражданство той страны, в которой они родились, и имя, данное родителями. Родители или опекуны должны принять меры к оформлению и получению документов на родившегося ребенка.
  4. Все дети начиная с самого рождения имеют право на медицинские и социальные услуги. В медицинские услуги также входит и контроль за психическим состоянием ребенка.
  5. Неполноценному в физическом или психическом плане ребенку, неважно, рожден он таким или стал при жизни, должна оказываться как психологическая, так и материальная помощь.
  6. Ребенок должен быть окружен любовью и заботой родителей независимо от своего гражданства. А также забота должна проявляться и со стороны государства, в котором проживает несовершеннолетний.
  7. У детей есть право развиваться и обучаться. По этой причине любое правительство должно обеспечить их вероятностью приобрести безвозмездное получение образования. Со стороны родителей требуется организация обучения.
  8. Ребенок на первом месте. Оказание помощи несовершеннолетнему при любой ситуации в приоритете.
  9. Право несовершеннолетних на неприкосновенность со стороны старших. Дети должны быть защищены от жестокости в различных ее проявлениях. Воспитательный процесс должен проходить методами убеждений и пояснений.
  10. У каждого ребенка должно быть право на мирную жизнь. Детям не должно прививаться чувство неприязни к другим расам или людям другой социальной группы. Все должно основываться на гуманности и взаимопонимании к окружающим людям.

Нарушение основных принципов прав ребенка

Чаще всего нарушения происходят внутри семьи. Многие родители при воспитании ругают детей, применяют физические меры, причем не только скрытно, но и на виду у людей.

нарушение прав

Это может быть для кого-то нормой в воспитательном процессе, но на самом деле такие действия - это нарушение закона и прав ребенка. Такие наказания, которые выглядят не только как физическая мера воздействия, но и как моральное подавление, могут применяться воспитателями в детских дошкольных учреждениях и учителями в школах в целях воспитания.

От таких методов ребенок страдает и должен получать защиту со стороны закона.

Как применяются принципы Декларации в России

Права детей прописаны в российском законодательстве и защищаются. Независимо от национальности ребенка, его вероисповедания, социального статуса и т. д., он имеет право на следующее:

  • жизнь;
  • гражданство РФ;
  • фамилию, имя и отчество;
  • семью и родственные узы;
  • воспитание;
  • защиту своих прав;
  • защиту неприкосновенности;
  • образование;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • отдых и развлечения;
  • разного рода имущество;
  • выражение личного мнения;
  • вероисповедание;
  • неприкосновенность собственности, тайну переписки и телефонных разговоров;
  • поддержку от государства, если несовершеннолетний осиротел или его родителей лишили родительских прав;
  • достойные условия жизни.

За нарушение прав несовершеннолетних в России предусмотрены наказания от административного до уголовного в зависимости от тяжести нарушения.

Права ребенка применимы не только в семейных отношениях, но и в обществе. Создаются телефоны доверия, куда можно обратиться в случае нарушения прав детей.

Права каждого несовершеннолетнего записаны как в законодательствах разных стран, так и в официальных международных документах. Основными документами являются Конвенция и Декларация по правам ребенка. Также эти законы в странах не должны идти вразрез с международными.

История принятия Декларации и ее определение

Международная Декларация по правам детей - это официальный документ, принятый международным сообществом, в котором прописаны обязанности взрослого перед ребенком.

Первый вариант Декларации приняли в 1924 году. Она состояла из пяти основных пунктов и предусматривала обеспечение защиты детей от проституции, торговли и рабства. Для ООН это было серьезное продвижение в преобразовании международных законов. Но все же несовершеннолетние нуждались в большей защите. Позднее в Декларацию были внесены некоторые доработки и изменения.

Отредактированная Декларация стала действовать с 1959 года. В новой версии основных пунктов, которые защищали права детей, стало больше, они затрагивали уже многие другие направления. Также была прописана и мера ответственности за нарушения.

Декларация и Конвенция по правам ребенка: отличия

Конвенция - это юридически-образующий документ, а Декларация таковым не является.

Декларация предусматривает одинаковые для всех несовершеннолетних права при воспитании, образовании, обеспечении, физическом и духовном развитии, при этом неважно, какая раса у ребенка, на каком языке он говорит, какую религию исповедует и т. д.

Все, что записано в данной декларации, несет призыв к родителям, правительствам, общественным организациям, чтобы те соблюдали и признавали права детей, а так же оказывали содействие в их реализации.

Конвенция определяет волю несовершеннолетних на получение образования, на проведение отдыха и досуга, на пользование другими услугами государств, входящих в ООН и подписавших этот документ. Данная Конвенция - это первый и основной международно-правовой документ, определяющий права несовершеннолетних. Конвенцию подписали все страны, входящие в ООН, кроме США и Сомали.

Основные принципы

Декларация по правам несовершеннолетних содержит в себе десять основных принципов:

опека и попечительство

  1. У всех несовершеннолетних должно быть равноправие независимо от любых обстоятельств, например: пол, раса, вероисповедание и др. Такое равенство должно быть поддержано и защищено законодательствами всех стран.
  2. Все дети имеют право на моральное и физическое саморазвитие. Никто не вправе стеснять их достоинство.
  3. Дети вправе получать гражданство той страны, в которой они родились, и имя, данное родителями. Родители или опекуны должны принять меры к оформлению и получению документов на родившегося ребенка.
  4. Все дети начиная с самого рождения имеют право на медицинские и социальные услуги. В медицинские услуги также входит и контроль за психическим состоянием ребенка.
  5. Неполноценному в физическом или психическом плане ребенку, неважно, рожден он таким или стал при жизни, должна оказываться как психологическая, так и материальная помощь.
  6. Ребенок должен быть окружен любовью и заботой родителей независимо от своего гражданства. А также забота должна проявляться и со стороны государства, в котором проживает несовершеннолетний.
  7. У детей есть право развиваться и обучаться. По этой причине любое правительство должно обеспечить их вероятностью приобрести безвозмездное получение образования. Со стороны родителей требуется организация обучения.
  8. Ребенок на первом месте. Оказание помощи несовершеннолетнему при любой ситуации в приоритете.
  9. Право несовершеннолетних на неприкосновенность со стороны старших. Дети должны быть защищены от жестокости в различных ее проявлениях. Воспитательный процесс должен проходить методами убеждений и пояснений.
  10. У каждого ребенка должно быть право на мирную жизнь. Детям не должно прививаться чувство неприязни к другим расам или людям другой социальной группы. Все должно основываться на гуманности и взаимопонимании к окружающим людям.

Нарушение основных принципов прав ребенка

Чаще всего нарушения происходят внутри семьи. Многие родители при воспитании ругают детей, применяют физические меры, причем не только скрытно, но и на виду у людей.

нарушение прав

Это может быть для кого-то нормой в воспитательном процессе, но на самом деле такие действия - это нарушение закона и прав ребенка. Такие наказания, которые выглядят не только как физическая мера воздействия, но и как моральное подавление, могут применяться воспитателями в детских дошкольных учреждениях и учителями в школах в целях воспитания.

От таких методов ребенок страдает и должен получать защиту со стороны закона.

Как применяются принципы Декларации в России

Права детей прописаны в российском законодательстве и защищаются. Независимо от национальности ребенка, его вероисповедания, социального статуса и т. д., он имеет право на следующее:

  • жизнь;
  • гражданство РФ;
  • фамилию, имя и отчество;
  • семью и родственные узы;
  • воспитание;
  • защиту своих прав;
  • защиту неприкосновенности;
  • образование;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • отдых и развлечения;
  • разного рода имущество;
  • выражение личного мнения;
  • вероисповедание;
  • неприкосновенность собственности, тайну переписки и телефонных разговоров;
  • поддержку от государства, если несовершеннолетний осиротел или его родителей лишили родительских прав;
  • достойные условия жизни.

За нарушение прав несовершеннолетних в России предусмотрены наказания от административного до уголовного в зависимости от тяжести нарушения.

Права ребенка применимы не только в семейных отношениях, но и в обществе. Создаются телефоны доверия, куда можно обратиться в случае нарушения прав детей.

Права ребенка — это права взрослого человека, которые применяются по отношению к лицам, не достигшим совершеннолетия. По российскому законодательству, все свободы и права человека гарантируются государством с момента появления на свет. Родители не могут запрещать своим чадам ходить в детский сад, а также поступать в колледжи, университеты, институты.

При желании малыши от восьми лет могут самостоятельно создавать общественные объединения. Речь идет о любых организациях кроме политических и религиозных. По закону ребенок имеет право на охрану здоровья, обучение, занятость, отдых. В этой статье подробно рассмотрена декларация прав ребенка. Что это, и для чего она нужна?

Женевская декларация

Фото 2

Этот документ был разработан английским социальным реформатором Эглантин Джебб. Произошло это знаменательное событие в далеком 1924 году. Пятая Ассамблея Лиги Наций в Женеве 26 ноября приняла данный документ.

Он состоял из пяти главных принципов. Они касались защиты прав несовершеннолетних. Организация, которая приняла эту декларацию, выступала против детского труда и рабства. Согласно документу, категорически запрещались любые попытки торговли людьми, а также проституция несовершеннолетних.

Документ помогал защищать права малышей. Ассамблея в то время призывала всех членов данной организации руководствоваться основными положениями документа. Это давало уникальную возможность защитить людей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет. Таким образом была создана возможность улучшения благосостояния несовершеннолетних.

С момента создания и по сей день оригинал Женевской декларации хранится в городском архиве Женевы. На этом документе имеются подписи делегатов Ассамблеи. Речь идет о создательнице столь важной бумаги Эглантин Джебб, а также других известных личностях — Януше Корчаке, Гюставе Адора.

Основной ее целью было создание мощного международного альянса по защите малышей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет. Планировалось, чтобы он имел свои представительства даже в наиболее отдаленных уголках земного шара.

Экземпляр 1924 года

Нужно обратить внимание, что международный документ имеет пять основных принципов, они следующие:

Фото 3

  • несовершеннолетний, который не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, может рассчитывать на помощь других людей. Если он испытывает сильный голод, то он обязательно должен быть накормлен. Больному своевременно оказывается медицинская помощь. Ребенок, который ошибся, должен быть поправлен. А вот осиротевший или бездомный малыш обязательно должен получить приют и поддержку в непростой период своей жизни. Он должен получать помощь в тяжелое время. Имеет право расти в атмосфере тепла, любви и взаимопонимания. Его следует защитить от различных форм эксплуатации. Он должен воспитываться в сознании, что его наилучшие качества помогут другим людям;
  • каждый ребенок может рассчитывать на предоставление средств, необходимых ему для нормального развития. В данном случае речь идет о том, что помогает развиваться не только физически, но и духовно.

Экземпляр 1959 года, одобренный ООН

Фото 4

В Организации Объединенных Наций с самого начала ее существования и основания в 1945 году дети, их главные права и благополучие всегда были в центре внимания. Первым актом Генеральной Ассамблеи было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Он по сей день считается одним из наиболее важных составляющих механизмов помощи детям со всего мира. Через три года после основания организации в принятой Всеобщей Декларации прав человека было отмечено, что малыши должны быть объектом особой помощи.

В 1959 году существующий документ был дополнен и доработан. Впоследствии приняли его новый вариант. В нем были зафиксированы все права ребенка в полном объеме. Особое внимание необходимо уделить основному положению Декларации. В нем идет речь о том, что человечество обязано дать детям все самое лучшее, что оно имеет. Эта бумага провозглашает десять социальных и правовых принципов.

Они касаются защиты и благополучия несовершеннолетних на международном уровне. В этом документе впервые было отмечено, что забота о детях и их защите считается основной обязанностью каждой молодой семьи. Иногда это может быть задачей отдельного государства. Все человечество должно прилагать все усилия для того, чтобы заботиться о защите прав несовершеннолетних.

Люди, которые трудились над разработкой документа, определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить и воспитывать несовершеннолетних, но по каким-либо причинам не делают этого.

Последние изменения в 1989 году

Фото 5

К двадцатилетию принятия Декларации ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В связи с этим был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых имелось предложение о рассмотрении в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка.

Работа над данным текстом продолжалась на протяжении десяти лет. Была окончена в 1989 году через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Этот документ содержит пятьдесят четыре статьи. Они учитывают все основные моменты, связанные с жизнью и положением несовершеннолетних в обществе. Данная конвенция не только помогает развиваться, но и конкретизирует положения Декларации.

Краткое содержание 10 принципов Женевской декларации

В Декларации были изложены десять основных принципов, отражающих главные обязанности взрослых перед несовершеннолетними детьми:

Фото 6

  1. каждый ребенок имеет права, которые абсолютно идентичны с правами сверстников. Они ни в коем случае не могут быть ущемлены, занижены или вовсе отменены;
  2. дети, которым еще не исполнилось восемнадцать лет, имеют право на собственное достоинство и возможность развиваться не только нравственно, но и духовно, физически;
  3. государство обязано заботиться о гражданах, проживающих на его территории. В данном случае речь идет о детях, которые еще не стали совершеннолетними. В обязанности родителей входит следующее: они должны дать всем своим детям имена;
  4. малыши могут рассчитывать на государственную медицинскую поддержку и социальный уход. Это должно быть предоставлено матери детей. Особенно, когда она беременна или нуждается в государственной поддержке после родов. Каждый несовершеннолетний ребенок может рассчитывать на жилье и питание. Очень подробно данный документ рассматривает школьный возраст. Помимо этого, разъясняется необходимость постоянного контроля состояния детей, особенно из неблагоприятных, проблемных семей;
  5. неполноценные (психически или физически) дети обязательно должны быть окружены заботой и вниманием;
  6. несовершеннолетние граждане могут претендовать на любовь со стороны родителей и государства, так как это является их правом;
  7. каждый ребенок может рассчитывать на совершенно бесплатное обучение. Дети имеют право играть и развиваться. Мать и отец обязательно должны учить их ответственности и полезности своему обществу;
  8. права каждого малыша определяются как первостепенные в возможности получить необходимую помощь;
  9. декларация защищает всех детей от жестокого обращения и эксплуатации. Несовершеннолетний ребенок ни в коем случае не должен привлекаться к выполнению работ, которые могут навредить его развитию и эмоциональной стабильности. Еще стоит обратить внимание, что к детям категорически запрещено применять физическую силу;
  10. каждый малыш имеет право на мирную жизнь. В ней взрослые люди, в особенности, родители, должны учить его заботе и взаимопониманию.

Это быстро и бесплатно!


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Нарушение и ответственность

На территории Российской Федерации действует порядок защиты прав детей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет. Это позволяет предотвратить нарушение действующего законодательства. Существуют отделы полиции по делам несовершеннолетних.

Еще в нашей стране есть территориальные комиссии. Данные организации взаимодействуют друг с другом. Они предпринимают определенные меры профилактики в отношении малолетних. В большинстве случаев нарушителями выступает не только семья, но и дошкольное учреждение, школа.

Они могут унижать, оскорблять, избивать детей, а также часто заставляют их делать всю грязную работу.

[expert_bq предусмотрена защита прав детей от деспотизма, произвола взрослых. Речь идет не только о проблемных родителях, но и о воспитателях, учителях, преподавателях.[/expert_bq]

Не каждый знает о том, что существует ответственность за нарушение прав детей. Она бывает административной и даже уголовной.

Если ребенок пожалуется представителям органов опеки или полиции, то на тревожный сигнал обязательно отреагируют государственные органы, которые призваны защищать несовершеннолетних граждан нашей страны. Если будут выявлены факты, подтверждающие неправомерные действия, то на нарушителя будет заведено уголовное дело.

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают защиту и помощь.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Читайте также: