Демидов а и политический радикализм как источник правового нигилизма государство и право 1992 4

Обновлено: 02.07.2024

В научном плане проблема правового нигилизма в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов, которым необходимо иметь по возможности полное представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях устранения. Эта тема представляет для меня большой интерес, так как именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России. Объектом исследования является правосознание российских граждан. Предметом исследования выступают закономерности существования правового нигилизма в РФ. Методологической основой исследования является диалектический материализм в сочетании с частными приемами и способами познания явлений объективной реальности, с использованием системного, логического, исторического методов познания. В процессе анализа исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно. Правовой нигилизм — комплексное социально-правовое явление, которое поглотило большинство сфер общественной и политической жизни общества и государства, поэтому актуальность этого явления выходит на первый план в процессе формирования действительно правовых государств на постсоветском пространстве. Правовой нигилизм — фактор, который оказывает значительное явление на формирование правосознания широких масс населения. Именно в реалиях нашей жизни отражена острая актуальность данной проблемы, т.к. правовой нигилизм — это опасное социальное явление, которое во многих случаях становится серьезным препятствием на пути реформ и преобразований в процессе развития экономики и юриспруденции. Целью данной работы является исследование правового нигилизма как комплексного явления, исследование возникновения и истории развития данного явления, исследование распространения его на население Российской империи, актуальности данной проблемы на сегодняшний день, влияние правового нигилизма на правосознание людей, а самое важное — анализ пути разрешения данной проблемы. В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов: - рассмотреть понятие правового нигилизма; - проследить эволюцию правового нигилизма; - раскрыть теоретическую форму правового нигилизма; - охарактеризовать практическую форму правового нигилизма; - проанализировать истоки правового нигилизма в России; - выявить пути преодоления правового нигилизма. Глава 1. Правовой нигилизм как явление правовой культуры § 1. Понятие правового нигилизма Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин— в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы— элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни. Речь идет о невостребованности права обществом. Для начала следует разобраться, что же такое нигилизм вообще. Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) - в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни. Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Введение 3 Глава 1. Правовой нигилизм как явление правовой культуры 5 § 1. Понятие правового нигилизма 5 § 2. Эволюция правового нигилизма 19 Глава 2. Разновидности правового нигилизма 24 § 1. Теоретическая (идеологическая ) форма правового нигилизма 24 § 2. Практическая форма правового нигилизма 33 Глава 3. Проявление правового нигилизма в России 35 § 1. Истоки правового нигилизма в России 35 § 2. Пути преодоления правового нигилизма 44 Заключение 46 Список источников и литературы 49

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1995. 64 с. 2. Авакьян С. Закон и Указ: что главнее? // Независимая газета. 1994. 20 янв. 3. Валицкий.А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX – начала XX вв. //Вопросы философии, 1991. №8, с.25. 4. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Правда, 1991. 206 с. 5. Выстрел в правосудие // Московский комсомолец, 1999, № 43 (28 октября - 4 ноября). 6. Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4. 7. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Правда, 1991. 402 с. 8. Искусственные рогатки правового нигилизма //Московская перспектива 18 января 2000 №2. 9. Квинтэссенция: Философский альманах / Сост.: В.И. Мудрагей, в.И. Усанов. – М.: Политиздат, 1990. – 447 с. 10. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" // Правоведение. 1994. № 2. с. 3 – 12. 11. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10. с. 20 – 27. 12. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. с. 52 – 58. 13. Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Советское государство и право. 1991. № 1. с. 121 – 127. 14. Юшенков С. Целесообразность выше закона? // Советская Россия. 1991. 25 окт.

овых норм — одно из важных направлений работы любого государства.Нормативно-правовой акт является ведущим источником права в Российской Федерации, что объясняется рядом преимуществ, которыми он облада

перед собой правительство. Так же существует необходимость у каждого, понимать, кто и как может стать на руководящий пост, действительно ли мы живем в демократическом обществе.Степень разработанности

ысли и юриспруденции пронизаны борьбой двух противоположных типов правопонимания. Эти два типа понимания права и трактовки понятия права условно можно обозначить как юридический и легистский типы прав

что находило отражение и в советской юридической науке. Вплоть до последнего времени в энциклопедической литературе в качестве наиболее яркого примера исключительного режима было принято ссылаться на

и основанные на обобщении опыта правового развития зарубежных стран и современной России.Известно, что общество представляет собой устойчивое взаимодействие людей, социальных групп, организаций, пресл

Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право, 1992, №4.

Российская ментальность // Вопросы философии, 1994, №1.

Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право, 1989, №10.

Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право, 1993, №8.

Вопросы для подготовки к экзамену по теории государства

1. Предмет теории государства и права.

2. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Методология теории государства и права.

4. Функции теории государства и права.

5. Теория государства и права как учебная дисциплина.

6. Развитие теоретической науки о государстве и праве.

7. Соотношение понятий теория государства и права, философия права, энциклопедия права, общая теория государства и права.

8. Общество, его понятие и структура.

9. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок.

10. Общество и власть.

11. Первобытное общество эпохи присваивающего хозяйства: организация власти и управления.

12. Неолитическая революция и ее значение в происхождении государства и права.

13. Первобытное общество эпохи производящего хозяйства: организация власти и управления. Предгосударственное состояние.

14. Восточный путь возникновения государства.

15. Западный путь возникновения государства.

17. Нормативная система первобытного общества эпохи присваивающего хозяйства.

18. Нормативная система первобытного общества эпохи производящего хозяйства.

20. Теории происхождения государства.

21. Теории происхождения права.

22. Плюрализм в понимании и определении государства.

23. Власть: понятие и разновидности. Особенности государственной власти.

24. Признаки государства.

26. Классовый подход к пониманию сущности государства.

27. Общесоциальный подход к пониманию сущности государства.

28. Проблема соотношения государства и общества.

29. Понятие гражданского общества, стадии его формирования, правовой характер взаимоотношений с государством.

30. Проблемы формирования гражданского общества в России.

31. Понятия типа государства и типологии государств.

32. Формационный подход к типологии государств: достоинства и недостатки.

33. Цивилизационный подход к типологии государств: достоинства и недостатки.

34. Характеристика основных типов государства.

35. Закономерности и формы перехода от одного типа государства к другому. Переходный тип государства.

36. Понятие, структурные элементы и виды формы государства.

37. Монархия: понятие и признаки.

38. Виды монархий.

39. Республика: понятие и признаки.

40. Виды республик.

41. Форма правления в России.

42. Унитарное государство.

43. Автономия: понятие и виды.

44. Федеративное государство.

46. Иные государственные и межгосударственные образования.

47. Демократический режим и его разновидности.

48. Авторитарный режим и его разновидности.

49. Тоталитарный режим и его разновидности.

50. Понятие и содержание функций государства.

51. Факторы, влияющие на эволюцию функций и структуры государства.

52. Классификация функций государства.

53. Внутренние функции государства.

54. Внешние функции государства.

55. Формы и методы осуществления функций государства.

56. Механизм государства.

57. Государственный аппарат.

58. Понятие и признаки органа государства.

59. Классификация органов государства.

60. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

61. Современное понимание теории разделения власти.

62. Реализация принципа разделения власти в Российской Федерации.

63. Легитимность государственной власти. Формы легитимности: традиционная, харизматическая, рациональная (по М. Веберу).

64. Понятие и сущность бюрократии. Теории бюрократии.

65. Политическая система общества.

66. Место государства в политической системе.

67. Государство и политические партии.




68. Государство и общественные объединения.

69. Государство и церковь.

70. Государство и средства массовой информации.

71. Государственное управление и самоуправление.

72. государство и трудовые коллективы.

73. Понятие и признаки правового государства.

74. Теория и практика формирования правового государства в современной России.

75. Гражданское общество и правовое государство.

76. Социальное государство: понятие и основные функции.

77. Теории эффективного государства: история и современность.

78. Соотношение понятий: человек, гражданин, личность.

79. Правовой статус личности. Виды статусов.

80. Понятие прав и свобод человека. Их система.

81. Юридические обязанности личности.

82. Гарантии прав и свобод: понятие и виды.

83. Общие гарантии прав и свобод личности.

84. Специальные гарантии прав и свобод личности.

85. Правовой статус и конституционный статус личности: проблема соотношения.

86. Соотношение правового статуса и правового положения личности.

87. Международная защита прав человека.

88. Форма государственного устройства в России.

89. Особенности политического режима в России.

90. Взаимная ответственность государства и личности.

91. Теократическое государство.

92. Светское государство.

93. Клерикальное государство.

94. Атеистическое государство.

95. Государственный суверенитет: понятие, структура, современное содержание.

96. Происхождение государства у восточных славян: установление закономерностей.

Понятие и формы правового нигилизма, причины его распространения. Исторические и литературные аспекты отрицания права как социального института. Источники и пути решения правового нигилизма: правовое воспитание и основные факторы его преодоления.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.01.2015
Размер файла 92,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

4.2 Факторы преодоления правового нигилизма

Как уже было показано, современный юридический нигилизм - серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного недуга - сложная задача и длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную организационную и идеологическую работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических мер. Интересы укрепления законности и правопорядка в стране требуют неустанного совершенствования правового воспитания, в том числе и других не менее важных факторов преодоления данного недуга. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.

Существуют ли пути преодоления правового нигилизма?

Важнейшая политическая предпосылка преодоления правового нигилизма - формирование новой структуры политических ценностей, в частности предпочтение ценностей порядка, способных установить целесообразное функционирование и развитие социальной системы. Такая целесообразность предполагает, в свою очередь, последовательную реализацию основных задач социальной системы, согласованность действий элементов управления делами общества, эффективные гарантии и средства поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе.

1) Определяющий фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма -- юридическая политика правового государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовой настрой (тонус). Существует необходимость комплексного подхода к решению исследуемой проблемы, где основное место должна занимать единая, последовательная, достаточно радикальная политика государства, направленная, прежде всего на личность, ее права и законные интересы; предлагаются и исследуются в качестве возможных средств профилактики и преодоления правового нигилизма средства массовой информации (СМИ) и правовое образование [40].

Однако от осознания идеи до ее воплощения -- огромные расстояния. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствами искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными преступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и острополитических проблем неправовыми средствами. Значит, юридическая политика должна быть последовательной и достаточно радикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.

2) В плане рассматриваемой проблемы важно подчеркнуть, что стратегия правового развития должна быть сориентирована на личность, ее права и законные интересы должны занять центральное место в правовой системе. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально ценностного института гражданского общества, а, значит, будет преодолена и правовая отчужденность граждан, преодолен или значительно ослаблен правовой нигилизм.

В связи с этим актуальное значение приобретает переход от декларирования к повсеместному воплощению в правотворческую практику общедозволительного принципа правового регулирования поведения граждан и их законных объединений.

Изучение проблемы показывает, что доверия у граждан к закону можно добиться при условии, если закон:

· соответствует представлениям о справедливости, принят на основе достигнутого консенсуса и, таким образом, учитывает интересы больших групп людей (значит, осуществление такого закона будет выгодным для адресатов, позволит с помощью предусмотренных в нем правовых средств решать те задачи, для обеспечения которых он принят);

· не имеет расхождений с передовыми моральными воззрениями и принципами, прогрессивными национальными и историческими традициями, соответствует достигнутому в обществе уровню культуры (значит закон доступен для восприятия и использования в практической деятельности граждан);

· имеет надлежащее организационное и материальное обеспечение, отвечает международно-правовым стандартам (значит, соизмерение такого закона с международными пактами не вызывает у адресатов чувства неудовлетворенности национальным правом и потому отпадают мотивы, по которым закон может быть отвергнут массовым сознанием);

· действует стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшает фактического и юридического положения добросовестных участников правоотношений.

Соответствие принимаемых законов отмеченным требованиям укрепит у людей веру в то, что не человек существует для закона, а закон для него.

Политика правового государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в обществе, в сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности, без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.

Немецкий правовед Рудольф фон Иеринг писал: "Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона - словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества" [42].

Необходима комплексная правовая база по преодолению правового нигилизма в обществе. Одним из направлений на пути преодоления элементов правового нигилизма в обществе, а, следовательно, и формирования высокого уровня общественного правосознания, видится в объединении совместных усилий государства и общественных организаций.

Для государства было бы экономически более выгодным уделить достойное внимание делу формирования правосознания по сравнению с теми издержками (моральными, нравственными, правовыми), которые наступают из-за низкого уровня правосознания.

При реализации этих действий в комплексе, наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием “правовой нигилизм”.

И стоит указать наиболее интересующие нас явления правовой действительности, связанные с малоразвитостью правового сознания - это правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовой нигилизм - это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов. Правовой идеализм - это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу.

Правовой нигилизм - отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм является антиподом правовой культуры. В России правовой нигилизм имеет глубокие корни. Правовой нигилизм глубоко укоренился в правосознании русского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело - сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержанием.

Проблема правового нигилизма - одна из самых сложных и остро стоящих в нашем обществе. Правовой нигилизм приобрел качественно новые свойства, которым он не обладал ранее. Изменились его природа, причины, каналы влияния. Он заполнил все поры общества, принял повальный, неистовый характер.

Изучив правовой нигилизм, рассмотрев истоки и формы его выражения, я убедилась в том, что это явление среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом, что его проявления можно увидеть практически везде и всюду. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры.

Совершенно очевидно, что бурному росту преступности необходимо противопоставлять не только организационно-правовые изменения в деятельности государственных структур (особенно в деятельности правоохранительных органов), но и меры по улучшению правового воспитания, повышения уровня правовой культуры по преодолению искажений правового сознания.

Основные пути преодоления правового нигилизма -- это всемерное стремление к повышению общей и правовой, в частности, культуры российских граждан, повышение их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и другие. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать мгновенно. Это трудный и длительный процесс.

Можно, лишь попытаться ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.

2. В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности - без перегибов ни в одну, ни в другую сторону.

4. Надо все более усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь прежде всего на правовые процедуры.

5. Используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).

6. И, наконец, необходима постоянная работа по профилактике правонарушений, массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодежи.

В конечном счете, все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса -- социального, экономического, политического, духовного, нравственного.

Очевидно, что изменение отношения общества и индивидов к праву -- это трудоемкая задача, растянутая во времени. Вполне возможно, что для этого потребуется не одно десятилетие, напряженные усилия нескольких поколений. Существующие в социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели в политике государства, стремящегося к статусу правового.

Список литературы

19. Собрание сочинений Герцен А.И.; М. 1956г. том 7.

23. Полное собрание сочинений Толстой Л.. том 38 .

41.Мapкс К. , Энгeльс Ф. Соч., т. 1.

Подобные документы

Понятие и сущность правового нигилизма как общесоциального явления, причины его распространения и исторические источники. Формы, признаки и уровни распространения правового нигилизма, степень, интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания.

курсовая работа [58,0 K], добавлен 18.05.2010

Понятие, признаки, формы, виды и этапы развития правового нигилизма. Причины появления правового нигилизма. Основные направления в области снижения уровня правового нигилизма. Расхождение между декларативными положениями законов и действительностью.

курсовая работа [35,7 K], добавлен 11.09.2014

Понятие, сущность и формы проявления правового нигилизма. Формирование правосознания широких масс населения. Деятельность правоохранительных органов. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти. Пути преодоления правового нигилизма.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 04.06.2011

Понятие правового нигилизма. Исторический и литературный аспект правового нигилизма. Источники правового нигилизма. Формы проявления правового нигилизма. Правовой идеализм. Пути борьбы с правовым нигилизмом.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 03.11.2002

Теоретические основы правового нигилизма и исследование данного недуга как комплексного явления. Основные понятия, раскрывающие феномен правового нигилизма. Формы проявления, анализ истоков правового нигилизма и выявление путей его преодоления.

Настоящей проблемой настоящего является то, что даже умные и необходимые законы не работают, что непосредственно связано с отсутствием механизмов их реализации. Непродуманные законы и программы, оставаясь лишь на бумаге порождают недоверие как к властным структурам, так и к законам, которые ими принимаются.

Декларативность и отсутствие в действующих законах норм прямой действия дает подпочва для их детализации в инструкциях и других подзаконных нормативно-правовых актах, которые выдают министерства и ведомства. Довольно часто ими закрепляются положение, которые противоречат законодательным установкам и выражают их ведомственные интересы. Расхождение общегосударственных с ведомственными интересами есть еще одним источником правового нигилизма.

Подобную практику следует решительно одолевать, и прежде всего, через четкое применение одного из определяющих принципов основ конституционного порядка Украины, согласно которому Конституция Украины имеет высочайшую юридическую силу, законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны отвечать ей, нормы Конституции являются нормами прямого действия. В правовой системе необходимо обеспечить верховенство закона, а не ведомственной инструкции.

Порождает отрицательное отношение к праву и низкий уровень реализации права. Так, нарушение учреждениями, использующими право, процессуальных сроков принятия решений, непризнание действия общегосударственных актов на местах приводит к формированию у граждан стереотипа невыполнения законов и других нормативно-правовых актов.

К источникам правового нигилизма в современной Украине можно отнести и правовой вакуум, т.е. такое состояние, когда целые сферы жизнедеятельности общества не урегулированы правом, хотя нуждаются в нормативно-правовой регламентации. Право, как социальный феномен, не может существовать в отрыве от общества. Регулируя общественное отношение, оно изменяется под влиянием изменений, которые происходят в обществе, тем не менее не всегда с ними совпадает. Оно может или же отставать от запросов общества, или же, наоборот, их опережать, оба случая являются нежелательными, поскольку в идеале все потребности общества должны отображаться и регулироваться правом своевременно.

Характерной особенностью нынешних политических изменений есть ориентация большинства активных участников политического процесса на политический радикализм, с его установками на крайние формы политического влияния, на поиск быстрых и простых решений самых сложных проблем, стремлением к упрощению социальных, управленческих задач и способов их решения. Эти упрощения приводят к тому, что самое сложное задача постепенного реформирования страны, ее социально-политической системы сводится до нескольких решительных акций (рынок, приватизация, децентрализация), а дальше. все устроится именно собой.

Для политического радикализма характерное старание запрограммировать изменения, которое, как показывает история, приводит к результатам, которые прямо противоположные поставленным целям. Радикальная политика создает благоприятные условия для правового нигилизма, ведь ее приверженцами право воспринимается не иначе как внешние ограничения благородных политических мотивов, ухищрение политического противника или как инструмент поддержки осуществления определенной политической линии. Правовой нигилизм является признаком глубокого социально-политического кризиса в обществе, которая вызвана прежде всего продолжительным господством в его политической жизни радикальных политических установок.

В правовом нигилизме в определенной степени можно признать виновной и самую юридическую науку, которая на протяжении прошлых десятилетий была связана с командно- административной системой, которое не могло не повлиять на ряд научных концепций и установок, которые обслуживали прежде всего интересы правящей партийно-политической элиты. Право трактовалось не как социальная ценность, а как средство государственного управления, утверждалась идея второстепенности этого института относительно экономики, политики, идеологии и т.п.

Причин правового нигилизма чрезвычайно много и их количество с годами, как показывает практика, к сожалению, не уменьшается, а, наоборот, неустанно возрастает. Осознание этого факта вызывает тревогу за правовое будущее, ведь сведение к минимуму правового нигилизма в украинском обществе возможное лишь при условиях устранения указанных выше источников этого явления, а на это нужна будет продолжительность жизни не одного поколения.

3.2. Формы проявления правового нигилизма в Украине

Если рассмотреть правовой нигилизм более детально, то мы можем увидеть, что существует множество разнообразных форм, его проявления, и сфер распространения. Укажу лишь на некоторые из них, которые есть наиболее яркие и очевидные.

  • Прежде всего это прямые умышленные нарушения действующих законов и других нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, массив криминальных действий, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Преступность - могущественный катализатор правового нигилизма, пасмурная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Кроме теневой экономики, возникшая теневая политика, невидимые кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели". Действуют целиком легально или полулегально.
  • Общее несоблюдение или невыполнения юридических норм, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) просто не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать за "своими правилами". Невыполнение же законов является признаком бессилия власти.
  • Такое общее непослушание - результат весьма низкого и деформированного правосознания, отсутствия надлежащей правовой культуры, а также следствие общей распущенности и безответственности.
  • Издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые нейтрализуют друг друга, растрачивая напрасно свою силу. Нередко подзаконный акты становятся "надзаконными". Юридические нормы, которые принимаются в большом количестве не взаимодействуют и плохо синхронизированные. В результате возникают острейшие коллизии права.
  • С другой стороны, есть значительные пласты общественного отношения, которые не регулируются правом, хотя объективно нуждаются в этом. Дает о себе знать и перенасыщенная регламентация отдельных сторон жизни общества. Все это создает правовой беспорядок, путаницу среди законов и власти.
  • Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Это своего рода "номенклатурный", или "элитарный", нигилизм, связанный с параличом власти, а любые споры среди органов власти означают несовершенство права, закона. Здесь объединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует нормы управления, которые сложились в обществе.
  • Нарушение таких прав человека, как право на жизнь, честь, достоинство, жилье, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и покой в обществе, защитить людей от преступного посягательства. Также существуют случаи нарушения законности и среди работников правоохранительных органов.
  • Можно выделить теоретическую форму правового нигилизма, который возникает из некоторых старых и новых постулатов. Они связаны как с догматизацией известных положений марксизма о государстве и праве, так и с рядом неверных или сугубо идеологизированных, а потому обезображенных представлений о государственно-правовой действительности и ее развитии.

Если подытожить все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные особенности современного правового нигилизма. Это:

  • во-первых, подчеркнуто его демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер и неконтролированность, которая обусловлено квалифицируется общественной мысленным взором, как безалаберщина.
  • во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
  • в-третьих, многообразие форм проявления от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократичных, от "элитарных" к бытовым;
  • в-четвертых, особая мера разорительности, оппозиционная направленность, регионально-национальная окраска;
  • в-пятых, слияние с государственным, политическим, этическим, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, создающим вместе единый разрушительный процесс;
  • в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, которое захлестнуло в последние годы Украинское общество в ходе создания новой системы, изменения образа жизни. [29]

Итак, исследовав историю развития правового нигилизма, его понятие, формы проявления, характерные особенности и причины попадания в Украину я попробую предложить свой “рецепт” излечения от правового нигилизма. Конечно окончательно избавится от него в ближайшее время не представляется возможным, но, однако, можно попытаться хотя бы ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.

  • повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания. Следует проводить комплекс воспитательных, учебных, профилактических, идеологических мероприятий предупреждения правового нигилизма. Необходимо ввести квалифицированное правовое образование в учебных заведениях;
  • усовершенствование законодательства. Из времен независимости Украины к этим порам не было принято законодательство, которое отвечало бы всем требованиям правового государства. Через несовершенное законодательство существует разнообразие пробелов в правые, что дает возможность действовать определенному кругу лиц антизаконным путём;
  • профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений. Это одно из основных задач, которое полагается на органы внутренних дел. Необходимо проводить профилактическую работу среди лиц, предрасположенных к совершению преступлений (лиц, которые подлежали разного рода ответственности, несовершеннолетних из неблагополучных семей, и т.п.);
  • укрепление законности и правопорядка, государственной дисциплины. Следует улучшить систему социальной защиты государственным служащим, поднять им заработную плату к уровню, который обеспечивает достойное существование с тем, во избежание коррупции, установить контроль за их деятельностью с целью избежания правонарушений в данной сфере.
  • уважение и всяческая защита прав личности - это один из основных принципов демократии. Важным есть то, что все люди должны быть равные в своих правах. К сожалению, пока в нашем государстве равенство всех людей перед законом не будет выполняться, мы не сможем назвать Украину на самом деле демократическим государством;
  • массовое образование и правовое воспитание населения. На сегодняшний день необходимо повысить уровень образования в сельской местности, довести ее к уровню городской;
  • ввести переход ближайшими годами к трёхступенчатой системе юридических учреждений для создания в кратчайшие сроки модели подготовки юристов и этим самим снять острый дефицит в специалистах правоведах.
  • быстрейшее проведение правовой реформы. В Украине к этим поры не приняты ряд нормативно-правовых актов, которые бы были адаптированы к рыночным условиям, и вдобавок ряд законов и подзаконных актов противоречат одно одному.

В конце концов, все формы борьбы с нигилизмом связанные с выходом общества из глубокого системного кризиса социальной, экономической, политической, духовной, этической жизни общества. Однако много что зависит и от активной позиции самого лица и его противодействия силам зла.

Читайте также: