Декларировал ли иисус христос свое божественное происхождение

Обновлено: 08.07.2024

Его несходство с другими религиозными вождями видно невооружённым глазом. Как отмечал Томас Шульц:

Можно, конечно, рассудить и так, что Иисус представлен в Библии Богом потому, что Евангелия были написаны Его учениками, которые хотели создать Ему вечный памятник. Но сбросить со счетов Библию мало — в таком случае надо закрыть глаза и на все исторические свидетельства, о которых шла речь выше.

Мы видим, что Иисуса распяли именно за то, что Он называл Себя Сыном Божьим. Это подтверждается анализом Его показаний на суде. Согласно Его словам:

1. Он был Сыном Благословенного.

1 Он был Тем, Кто будет сидеть по правую сторону силы. 3. Он был Сыном Человеческим, Который вознесётся на облака небесные.

ДРУГИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ХРИСТА

Равенство с Отцом

Иоан. 10:30-ЗЗ. Провозглашал ли Себя Иисус Богом в другие минуты Своей жизни? Евреи отвечали на этот вопрос утвердительно, как мы можем увидеть из следующего отрывка:

«Я и Отец — одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего;

По реакции окружавших Христа евреев мы видим, что они поняли Его слова как притязание на абсолютную Божественность. Такое понимание заставило их, в исполнение Моисеева закона о наказании за богохульство, едва не побить Христа камнями (Лев. 24:13-16).

Иисус требует такого же почитания, как Бог

Иоан. 5:23-24. «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына. тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам:

Мы видим также, что Иисус заявляет о Своём праве получать такие же почести, как Бог. А из этого следует, как мы уже сказали, что бесчестить Христа — это то же самое, что бесчестить Бога.

Поклонение, предназначенное только для Бога

Иисус получал Божественные почести и принимал их

Слепорождённый, исцелившись, поклоняется Иисусу (Иоан. 9:35-39).

Отличие Иисуса от других

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЕГО СЛОВ ДРУГИМИ

Стефан просил Христа в точности о том же, о чём Сам Иисус просил Бога, находясь на кресте. Это значит, что Христос для Стефана был Богом.

Уильям Бидервулф сделал весьма подходящее в данном случае заключение из разобранных нами свидетельств. Он пишет следующее:

КОСВЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ХРИСТА О СВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОСТИ

Во многих случаях Иисус косвенно указал на Свою Божественную сущность. Ниже приведены соответствующие ссылки на Писания. Эта таблица включает и несколько прямых утверждений Иисуса о Своей Божественности.

ИИСУС — БОГ Иегова Общий титул или действие Иисус
Ис. 40:28 Творец Иоан. 1:3
Ис. 45:22,43:11 Спаситель Иоан. 4:42
1 Цар. 2:6 Воскресающ. мёртвых Иоан. 5:21
Иоиль 3:12 Судия Иоан. 5:27, Матф. 25:31
Ис. 60:19-20 Свет Иоан. 8:12
Исх. 3:14 Я есмь Иоан. 8:58, 18:5-6
Пс. 22:1 Пастух Иоан. 10:11
Ис. 42:8, 48:11 Слава Божья Иоан. 17:1,5
Ис. 41:4, 44:6 Первый и Последний Отк. 1:17:2:8
Осия 13:14 Искупитель Отк. 5:9
Ис. 62:5, Ос. 2:16 Жених Отк. 21:2; Матф. 25:1
Пс. 17:3 Твердыня, камень 1 Кор. 10:4
Иер. 31:34 Прощающий грехи Map. 2:7, 10
Пс. 148:2 Его хвалят ангелы Евр. 1:6
Во всём Ветх. Зав. Ему молятся Деян. 7:59
Пс. 148:5 Творец ангелов Кол. 1:16
Ис. 45:23 Исповедание как Господа Фил. 2:11

Некоторые из этих утверждений, по нашему мнению, нуждаются в дополнительных пояснениях, которым и посвящён настоящий раздел.

Он утверждал, что обладает властью прощать грехи

(Mapк 2:5, Лук. 7:48)

В Евангелии от Матфея (9:5-6) Иисус исцеляет паралитика, отпустив ему грехи. И вновь на Него нападают религиозные вожди.

В Нём заключается жизнь

Иисус облечён властью

Провозглашая, что Он будет судить мир, Иисус говорил, что Сам воскресит мёртвых, соберёт перед Собой народы и будет вершить суд над миром, восседая на троне славы. Одни после этого суда наследуют небеса, другие — ад.

Иегова. Имя, священное для евреев

Более точная передача имени Иегова — Яхве.

Иисус говорит о Себе как о Иегове

Уже в I веке ученики Христа из числа иудео-христиан поклонялись Ему как Богу — в этом уверена не только Церковь, но и большинство ученых-новозаветников. Таков научный консенсус, это твердо установленный факт. Проблема в другом: как община учеников, провозглашающая себя строго монотеистической по вере, могла считать человека Иисуса Божественным существом? Какие исторические и культурные факторы сделали такое поклонение возможным и приемлемым?

Как Иисус стал Богом: мнение современной науки

Парадигма изменилась

Близкие аналогии

Удивительно близкую аналогию новозаветным взглядам на мессию являет апокалиптическая Первая книга Еноха (40 год до Р. Х. — нач. I века по Р. Х.), содержащая уникальную для иудаизма дохристианской эпохи концепцию Мессии как предсуществующего и предвечного Сына Человеческого (развитие образа из книги Даниила). Мессия наделяется трансцендентными чертами: он выступает как прославленное небесное ангелоподобное существо. И таковым становится вознесенный на небеса патриарх Енох, не вкусивший на земле смерти. Превознесенный и преображенный Енох, отождествляемый с Сыном Человеческим, восседает на небесном престоле славы, вершит суд над миром и принимает поклонение от людей на земле в день суда (1 Ен. 48, 5; 61, 8; 62, 6–9).

Ангел Великого Совета — Иисус Христос. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 год

Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос восседает на престол одесную Бога (Мк. 14, 62; Деян. 2, 34–36; Рим. 8, 34; Кол. 3, 1; Евр. 1, 3; 8, 1; 10, 12; 12, 2; Откр. 3, 21; 5, 6; 7, 17; 22, 3), получая всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мф. 28, 18; 11, 27; Еф. 1, 10. 22; Кол. 1, 20; Флп. 2, 10; Евр. 1, 2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15, 24–28; Еф. 1, 20. 21; 1 Пет. 3, 22). Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5, 21–23; Евр. 1, 6; Флп. 2, 10. 11; Откр. 5, 8–14). Примечательно, что во всей межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения других ангелов перед ангельским созданием.

Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102, 19–22; Ис. 6, 1; 1 Ен. 14, 18). Все ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7, 10; 1 Ен. 14, 22; 2 Вар. 21, 6; 3 Езд. 8, 21; Тов. 12, 15). Таким образом, новозаветные тексты на языке иудаизма Второго Храма говорят, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

Ангел заставляет апостола Иоанн съесть книгу; Енох и Илия перед антихристом. Рукописный Апокалипсис. Германия. 1420–1430-е годы

Ангел заставляет апостола Иоанн съесть книгу; Енох и Илия перед антихристом. Рукописный Апокалипсис. Германия. 1420–1430-е годы

Христос как ангел

Заимствование образов ангельских существ в новозаветных текстах было необходимо для описания посланнической функции Христа, Который передает небесное откровение от Отца, а не для отождествления с ангелами. Использование по отношению ко Христу ангеломорфных образов и функций совсем не обязательно предполагает, что Логос онтологически относится к разряду ангелов. Здесь аналогией может служить антропоморфное описание Бога в Танахе (иудейском Ветхом Завете), которое совершенное не предполагает, что Яхве это человек.

Хотя большинство ученых не считают, что дохристианское почитание ангелов среди иудеев могло сыграть ключевую роль в формировании ранней христологии, запрет поклоняться и взывать к ангелам в иудейской раввинистической литературе воспринимается некоторыми авторами как доказательство бытования подобной практики среди иудеев.

Наиболее серьезным аргументом против идеи выведения практики поклонения Христу из иудейской традиции призывания ангелов служит Апокалипсис Иоанна, где подчеркнуто проводится принципиальное различие между статусом ангелов и Агнцем (Иисусом Христом). Апокалипсис содержит прямой запрет на поклонение ангелам (Откр. 19, 10; 22, 8–9). Данный мотив типичен для апокалиптической древнеиудейской традиции. И напротив, поклонение Агнцу описывается как совершенно нормативная и правоверная практика (Откр. 1, 17; 5, 8. 12). Более того, мотив поклонения в Апокалипсисе отнюдь не вторичен и имеет явное теологическое значение. Композиционно культ поклонения образу зверя противопоставляется на страницах Апокалипсиса поклонению истинному Богу и Агнцу. В ближайшей исторической перспективе под поклонением образу зверя подразумевался идолопоклоннический культ поклонения римскому императору.

Выводы

В последующие века раннего христианства, уже в ином, эллинистическом смысловом пространстве, будут предприняты многочисленные интеллектуальные и экзегетические попытки осмысления природы Христа как человека и Божественного Логоса и его места в Божественной идентичности библейского монотеизма. Эти поиски породят множество противоборствующих христологичесикх моделей и уже триадологических концепций.

В библии очень много написано про Иисуса и многие говорят о нем будто это общеизвестный факт и его существование неопровержимо, но так ли это? был ли он? а если и был, то каким? может ли быть что под маской целителя и чудотворца просто скрывался очень харизматичный обманщик и лидер и со временем его история обросла легендами и мифами?

Всё-таки в научной среде нет единого мнения о существовании и личности Иисуса. И версий и гипотез много, но самая близкая к реальности, с точки зрения учёных, это версия озвученная Д. Брауном.

Иисус - это человек, живший в указанный в Евангелии период, на территории Галилеи. Во многих документах того времени, есть упоминания о некоем Иисусе Христе. Но у учёных нет оснований, что эти документы говорят об одном и том же человеке.

В общем, если не выдаваться в подробности, то наука придерживается мнения, что библейский Иисус Христос - это либо собирательный образ, либо очень секвестированное жизнеописание одного человека в мифологическом ключе.

Историки, изучающие быт и нравы того времени, считают, что описанный в библии человек/бог Иисус просто не мог бы проповедовать. В описании нарушены все нравственные основы традиционного израильского общества. Библейского Иисуса просто забили бы камнями. А вот того Иисуса, записи о котором считаются апокрифическим, общество действительно могло принять и идти за ним.

Библия-это собрание многих книг написанных более чем за 1,5 тысячи лет. И всё эти книги подводят к тому что к людям должен был прийти миссия, а когда миссия пришёл люди не поверили ему и распяли. Люди ожидали что мессия должен был прийти с огнём и мечом, а пришёл сын Бога и человека. Пришёл с проповедью добра и любви к людям, и люди за ним пошли. Но первосвященники Иудейские выпросили казнь его у Понтия Пилата. Это всё описано в Евангелии. Историческая наука это не опровергает. Осталось много свидетельств о Иисусе Христе, много приданий и артефактов о его существовании. И образ его был написан ещё при его земной жизни. И история Спаса нерукотворного всё это доказывает что это было. А доказательство его Божественного происхождения это то что уже столько веков а церковь и Храмы им воздвигнутые остаются и чудеса, повторяются. До него и после него приходили люди могущественные которые владели всем миром, и проповедали свои учения и владели всем что только может человек, но что от человека то бренно и не вечно и людей этих помнят только историки. Стали, Ленин, Хрущёв уничтожали церкви и преследовали и убивали священников а церковь жива, а где все эти сталины, ленины и еже с ними. Нас с вами не будет а вера и церковь останется это наверное и есть доказательство.

Я просил научного подтверждения, а не вашего мнения об этом, я не пытаюсь оскорбить какую либо религию, мне просто интересно научное мнение(которое можно проверить научным методом) — 4 года назад

Если вы хотите научного подтверждения то вам надо изучать эту тему всю жизнь, что и делают люди которые хотят найти научное подтверждение. Об этом говорят и изучают уже не одно тысячелетие. А на этом сайте вы спрашиваете мнение людей. И сами высказываете своё мнение. — 4 года назад

Думаю для неверующего скептика любой аргумент не аргумент, по принципу: все верующие недалёкие нищеброды. Тем не менее, как нищеброд сошлюсь на научные данные которые в любом случае подтверждают существование Иисуса Христа, Его деятельность, Его учение и Его смерть. Далее идёт воскресение и вознесение на чём собственно наука и спотыкается. Плащаница неплохой вариант стричь деньги с паломников, но думаю к гробнице и к телу Иисуса вообще не имеет никакого отношения (это во общем то вроде доказали, но предпочли замять чтобы не ранить чувств верующих). Кроме того образ жизни Иисуса и его слова указывают на то что Он меньше всего хотел чтобы люди очумело носились с реликвиями не имеющими для Бога никакой ценности. Если Вы не верите документальным источникам, то наверное Вам не стоит верить и в существование Римской Империи, о ней мы тоже знаем только по памятникам и литературе, никто не дожил до наших дней, а жаль, вот бы он посрамил скептиков.

Если Вы уже признали его как целителя, то как он воскрешал мёртвых и исцелял слепых и прокажённых? В первом случае мазь не поможет, а во втором и вправду был случай когда Он сделал брение (что-то вроде мази), но зачем Он так сделал я не думал, может символ какой, обычно Он исцелял простым прикосновением или словом.

Теперь о обмане. Но ведь Он вообще ничего не просил, обманщики обычно урвать, украсть, забрать хотят, а Ему ни домов, ни богатств не надо было. Он был Лидером, но не звал за собой, а лишь призвал 12, а затем 70 апостолов (посланников) и велел им ничего не брать с собой и послал говорить о Благой вести, о том что дан шанс спастись. Народ же сам шёл к Нему потому что устал от невежества, жадности и лицемерия своих лидеров и потому что видел что Он делает и народ признал - не может плохой человек делать подобного. И наконец, он умирает по непонятным для его учеников мотивам (они ещё не понимали зачем и почему).

Далее. Впервые в истории религиозных течений было сказано и предложено спасение не через дела, не через ритуалы, а лишь посредством Единственной, но важной жертвы которой и выступил Иисус. Было впервые сказано о любви Бога к нашему миру и предложен простой способ обрести покой и радость. Должен сказать я этим воспользовался и могу засвидетельствовать - это правда! Скептикам назло.

И наконец. Зачем же так откровенно игнорировать Евангелие (Благая весть), всё таки четыре человека, свидетеля, написали четыре книги и по законам расследования они не расходятся в словах. Врут? Это уже не по научному.

Так что для меня Иисус не миф, а радость и поддержка и когда нибудь мы все будет точно знать кто был прав.

Не одного подтверждения я так и не прочел, вы пишите что есть доказательства и какие то документы, но не ссылаетесь на них, библия сама по себе не несет исторической ценности пока другие источники не подтвердят это, а Римская империя была и об этом свидетельствует мало того архитектура, письменна(не только римские) летописи, и археологические находки, а об Иисусе - нечего, говорят мол есть его останки где то, но не кто не может подтвердить что это его, я уже не говорю о его деяниях о которых известно только в библии. — 4 года назад

volga­me, позвольте Вам возразить по поводу "спасения не через дела", а как же Судный день, когда на чаше весов все увидят кто ты есть, и разве не по делам Господь разведет людские души по правую и левую руку свою? Перечитайте Евангелие от Матфея 24-25 главы, 2-е Послание Фессалоникийцам 1-2 главы, книга Откровение 15-22 главы — 4 года назад

Aglaj не втягивайте меня в полемику, думаю Апостол Павел лучше ответит ". узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. (Послание Галатам 2) — 4 года назад

Дела лишь естественное следствие веры, а не наоборот, но верующие всё равно будут спасены, даже если оступятся их поднимут и поведут. В том и смысл благодати, а не в том чтобы упорствовать в гордыне что человек чего то может добиться делами для спасения. — 4 года назад

Откуда вообще взялась эта версия?

Гипотеза появилась и обрела популярность в 1950-е-70-е годы с легкой руки журналистов, которые следили за одной из главных сенсаций библейской археологии XX века – кумранскими свитками.

Что за свитки?

Это самые древние из сохранившихся до наших дней фрагментов Библии – вернее, тех книг, которые впоследствии были объединены в свод Священного Писания Ветхого Завета.

А при чем здесь упомянутые ессеи?

Сохранились также свитки с фрагментами трактатов и комментариев на библейские книги, принадлежащие авторству ессеев, иудейского религиозного движения, одна из общин которых обитала как раз на северо-западном побережье Мертвого моря. Долгое время считалось, что именно Кумран был местом поселения ессеев. Лишь в начале 2000-х годов благодаря раскопкам, проведенным израильскими археологами Йицхаком Магеном и Ювалем Пелегом, выяснилось, что никакого религиозного поселения в Кумране не было: на рубеже двух эпох – дохристианской и христианской – там находилась фабрика по производству керамики. А ессейская община, очевидно, располагалась в несколько ином месте – в районе Эйн-Геди.

Кто такие ессеи и во что они верили?

А еще какие-то аргументы имелись у сторонников этой гипотезы?

Были исследователи, находившие сходство между ессеями с их строгими взглядами, жизнью в пустыне и практикой ритуальных омовений – и Иоанном Предтечей, который жил в пустыне, проповедовал покаяние и погружал кающихся в воды Иордана.

Словом, по мнению сторонников гипотезы, христианство если и не целиком, то в значительной мере обязано своими идеями иудейским сектантам, обитавшим на берегах Мертвого моря. Именно такие заголовки и полетели по страницам популярных газет и журналов.

Что на это можно ответить?

Серьезным ученым-библеистам понадобилось не так много времени, чтобы опровергнуть эти домыслы.

Возможно, именно отсутствие такой вдохновляющей веры в конечное торжество правды помешало ессеям сохранить свою общину после карательного похода римлян на Иудею в 70 году по Р. Х. Во время этой операции поселения ессеев были полностью уничтожены и никогда больше не восстановились. А вот христиане с их верой в Воскресение Христово и ожиданием Его Второго Пришествия распространились по всей земле, несмотря на два с лишним века страшных гонений.

Во-вторых, всякий внимательно читающий Евангелие заметит, что Господь Иисус Христос никогда не настаивал на тех аскетических подвигах, которыми как раз увлекались ессеи. Ни Спаситель, ни Его ученики не призывали к обязательному безбрачию (а ессеи, как правило, воздерживались от брака), не настаивали на необходимости сверхстрогого поста (а у ессеев были строгие правила относительно еды – например, они не могли есть пищу, приготовленную за пределами их общины) и т.д.

Милости хочу, а не жертвы… ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:13), – вот, пожалуй, ключевой принцип, о котором вновь и вновь говорил Христос. А в писаниях ессеев порой сквозит нечто противоположное: суровый подвиг как личная жертва Богу – нечто очень важное, а вот милость к грешнику может быть даже предосудительной — серьезно оступившихся ессеи изгоняли из общины.

В-третьих, то крещение, которое совершал в реке Иордан Иоанн Предтеча, если и имело какое-то сходство с ритуальными омовениями ессеев, то скорее внешнее.

Но ритуалы, связанные с водой, не были особенностью одних только ессеев. Все иудеи того времени часто, по несколько раз в день, омывались в специальных ритуальных бассейнах – миквах. Археологи нашли таких бассейнов в непосредственной близости от храмовой горы в Иерусалиме. А в Сепфорисе – исторической столице Галилеи, недалеко от Назарета – обнаружили целый квартал с миквами! Поэтому утверждать, будто Иоанн Предтеча заимствовал обряд погружения в воду у ессеев, очень странно. Это был широко распространенный иудейский обряд.

Хорошо, Новый Завет с ессеями не связан. Но ведь важнейшие рукописи Ветхого Завета обнаружили на территории ессеев — как быть с этим подозрительным фактом?

Получается, что большинство рукописей лишь хранилось в Кумране, а созданы они были за многие десятки или даже сотни километров от места их обитания. Возможно – в самом Иерусалиме, столице Иудеи и единственном месте на земле, где был построен храм в честь Единого Бога, некогда открывшегося Аврааму, Моисею и древним израильским пророкам.

Открытие ученых повышает наше доверие к библейскому тексту в том виде, как он сохранился в кумранских рукописях: мы знаем, что этот текст – не сектантский взгляд на Священное Писание, а достаточно широко принятый в те времена.

Хотя для серьезных археологов и библеистов и без упомянутого открытия уже давно не новость, что Кумран не был местом написания книг Ветхого Завета.

В продолжение темы читайте:

Так что же в итоге?

Не существует ровным счетом никаких серьезных оснований говорить о зависимости христианских идей, а тем более образа Самого Христа Спасителя, от ессейского предания. Содержание христианского благовестия несравненно шире и глубже тех аскетических упражнений и морализаторства, которые были свойственны этой иудейской секте.

Несомненно, что такая позиция неверующего есть типичный пример такой ошибки как asylum ignorantiae (убежище незнания)[3], поскольку сейчас при желании и не очень большой трате времени можно убедиться в ложности таких возражений против христианской веры.

Цель этой небольшой статьи – показать древность веры христиан первых веков в Иисуса Христа как Бога пришедшего во плоти. При этом здесь будут приведены свидетельства не самих христиан, как заинтересованной стороны (прибегая к языку юриспруденции), а свидетельство их противников и жестоких гонителей – иудейских и языческих авторов I-IV веков.

Для беспристрастности сюда же добавлены некоторые данные археологии, который также дают подтверждение в пользу почитания Иисуса из Назарета как Господа и Бога. Как говорится, contra factum non datur argumentum (лат. — против фактов нет аргументов).

Известно ли было древним авторам о Христе и его последователях?

Античные нехристианские письменные источники знают о Христе и о христианах. Этих свидетельств достаточно много, однако не все они говорят о самой вере христиан. Тем не менее свидетельства о почитании Иисуса Христа как истинного и высочайшего Бога можно встретить у древних авторов, которых никак нельзя обвинить в симпатиях к христианам и тем более предположить влияние христиан на информацию содержащуюся у них.

Все эти свидетельства подтверждают древность христианской веры, распространённость в античном мире христианской Церкви уже к середине II века н.э., что серьезно подрывает давно устаревшие атеистические мифы о неисторичности христианства и искусственном его возникновении.

Свидетельства нехристианских письменных источников о Божестве Иисуса Христа

Кумская сивилла

Кумская сивилла

В VIII песни с 217 по 250 стихи содержится акростих: ΙΧΘΥΣΣ, что составляет на др.-греческом языке акроним (или монограмму) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ Σταυρός (Иисус Христос Божий Сын Спаситель Крест).[15]

«Сам Господь наш небесный записан тут акростихами ―

[О совечности Отцу Вседержителю Сына (Он же Слово) см.: VIII, 264, 285].

«Муж на землю с небес сойдет, Кому равных не будет,

Руки раскинет Свои на древе, обильном плодами.

Свидетельства древних археологических источников о Божественности Иисуса

1. Храм в Мегиддо. (Палестина, сер. III- нач.IV в). Развалины церкви были найдены в 2005 г. во время плановых археологических работ на территории одной из самых строгих тюрем Израиля – тюрьмы Мегиддо. Древние надписи повествуют, среди прочего, о римском армейском офицере, выделившем деньги на строительство церкви, и о женщине по имени Экептос, передавшей церкви стол, который выполнял функции алтаря. Отмечается, что женщина передала стол «Богу Иисусу Христу [в] память (воспоминание)«. (Руины древнейшей церкви найдены в Израиле).

Археологи предполагают, что дом святого апостола Петра использовался как место собраний христианской общины уже со второй трети I в. — керамика того времени представлена в основном многочисленными фрагментами светильников, втоптанными в обмазки пола; столовая и кухонная керамика отсутствует, что необычно для жилого дома.

4. Античная карикатура II-III в. (Рим, Палатинский дворец).

Нехристианские свидетельства о Божестве Иисуса Христа

Граффити Алексамена (II-III в.) Палатинский дворец. Рим.

О том, что это изображение относится именно к христианам не вызывает сомнения у исследователей.[23]

См. дополнительные материалы:

Бонус для мусульман:

Поскольку среди некоторых мусульман распространено особое пристрастие к поиску чудесных числовых совпадений в тексте Корана на основании которых они склонны доказывать его божественное происхождение, автор статьи предлагает для них поискать эту чудесность в представленном выше тексте. Следуя логике мусульман, если мы найдем какую-то удивительную числовую закономерность в каком-либо тексте, то это будет подтверждением его истинности предлагаем ознакомится со следующим:

Примечания:

[3] Это логическое понятие, признаваемое недостаточным, но которым довольствуются, чтобы избежать дальнейших размышлений.

[5] См.: Иисус Христос в документах истории / сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. С.167, 155.

[6] Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С.87. Иисус в нехристианских источниках // Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С.260-261.

[7] Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С.43. См.: Эванс Крейг. Сфабрикованный Иисус: Как современные исследователи искажают Евангелия. М., 2009. С.188.

[10] Античная литература / под. ред. проф. А.А. Тахо-Годи. М: Просвещение, 1973. С.233.

[12] См. текст и коммент.: Иисус Христос в документах истории / сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. – СПб., 2001. С.166.

[13] Книги Сивилл. М.: Энигма, 1996. С.158.

[15] Там же. См. прим. С. 241.

[16] О том, что речь об Иисусе Христе – см. Там же. Прим. на С. 224.

[18] Вторая часть языческой аргументации напоминает аргументы некоторых современных мусульман.

* организация признанная экстремистской на территории Российской Федерации

Читайте также: