Что такое правосудие божие

Обновлено: 15.06.2024

Справедливость Бога и "юридический" аспект Жертвы Христовой

Одна из болезней современного богословия – это отрицание непременной и абсолютной справедливости Бога, проекция новозаветных отношений Бога к человеку (которые и являются плодом именно Жертвы Христовой, т. е. уплаченной за нас справедливости) на характер Бога вообще. И, соответственно, отрицание "юридического" аспекта Жертвы Христовой, как непонятного в контексте учения о Боге как "только любви".

Постараюсь пояснить смысл и необходимость для Православного учения "юридического" аспекта Жертвы Христовой.

Во-первых, следует сказать о правосудии Божием. Так вот, мы, живя в контексте Нового Завета, привыкли и мыслить в контексте Нового Завета, т. е. полагаться не на справедливость Бога, а на Его милость.

Но, следует понять простую вещь. В том и дело, что это работает только в контексте Нового Завета, в контексте Жертвы Христовой. Это именно в силу Жертвы Христовой справедливость может быть отложена Богом в пользу милости. А если говорить вообще о характере Бога, о Его принципах, т. е. вне контекста Жертвы Христовой, то никакого уклонения от справедливости не может быть в принципе. С какой стати поборники "только любви" отрицают такое свойство Бога как справедливость?! Бог абсолютно справедлив. Это Его характер, Его непременный принцип. Справедливость должна быть непременно и полностью соблюдена.

И она непременно бывает соблюдена. Даже с учётом Жертвы Христовой.

Именно для того, чтобы поступить с людьми по милости, не нарушая справедливости Бога, и нужна была Жертва Христова.

Ведь, если просто пренебречь справедливостью ради милости, тогда и Жертва Христова не нужна. Бог мог просто "замять" дело, закрыть глаза на грех людей, как будто ничего не произошло.

Но, в том и дело, что Бог – принципиален, абсолютно справедлив. И в силу Своего характера, в силу Своей абсолютной справедливости, Бог не мог (т. е. не захотел) просто "замять" дело, как будто ничего не произошло. Справедливость должна быть соблюдена, должно быть возмездие за грех. Произошёл грех – значит, должна пролиться кровь, должна произойти смерть.
Кроме того, и в отношении диавола должна быть соблюдена формальная справедливость.

Именно поэтому и необходима была Жертва Христова,- чтобы Бог поступил с людьми по милости, не поступаясь Собственной справедливостью.

Так что, надо понимать, что милость Бога, которая является плодом Жертвы Христовой, действует не вопреки справедливости, а в контексте непременной и абсолютной справедливости Бога.

Так, что же произошло в результате Жертвы Христовой? Здесь можно выделить три аспекта.

Во-первых, в отношении Бога.

Люди согрешили перед Творцом. Имея от Адама природу, повреждённую грехом, которой легче творить зло, чем добро, т. е. враждебную Богу, и вину за личные грехи перед Творцом, люди по справедливости подлежат гневу Бога и вечной погибели.

Так вот, Бог, Сын Божий, Сам взял на себя наказание за нашу вину. Сам не подлежа смерти (которая есть наказание за грех), т. к. не совершил никакого личного греха и не имел первородного греха (для чего и нужно было Непорочное Зачатие), тем не менее принял смерть, пролил Свою Кровь. Т. о. за грех была принята смерть и пролита Кровь, т. е. соблюдена правда Бога.

Т. о. Бог ценой Своей смерти и Своей Крови соблюл Свою Собственную справедливость. Или, говоря юридическим языком, удовлетворил Своей Собственной правде. Т. е., искупил нас перед лицом Своей Собственной правды, т. е. перед Самим Собой.

В качестве иллюстрации можно привести историю с одним кавказским князем, который издал закон против воровства о наказании кнутом. И вот, на воровстве попалась его собственная мать. Т. о., князь оказался перед дилеммой,- либо наказать собственную мать, либо нарушить собственный закон. Так вот, князь приказал привести закон в исполнение. Но, в момент исполнения приговора заслонил мать собственным телом, и т. о. принял все удары на себя. Т. о., оказал почтение матери, не нарушив собственный закон.

Вот так и Бог, соблюдая Собственную справедливость, т. е. наказывая за грех смертью, заслонил нас Собой, Сам принял смерть за наши грехи. Т. о., не поступаясь Собственной правдой, помиловал нас.

Во-вторых, что значит Жертва Христова в отношении диавола?

Диавол владел людьми по формальной справедливости, т. к. люди сами по своей воле подчинились ему. Т. о., Бог не мог, не нарушая Собственной справедливости, просто силой отнять людей из-под власти диавола (хотя технически, конечно, мог, в силу Своего всемогущества). На это диавол и рассчитывал,- на соблюдение со стороны Бога формальной справедливости.

И справедливо, - формальная справедливость в отношении диавола со стороны Бога была соблюдена. Но, диавол обманулся, т. к. недооценил Премудрость Бога. Он и помыслить не мог, что Бог вмешается таким образом, что Сам придёт в тварный мир как Человек.

Итак, что произошло в отношении диавола? Кощунственно думать, будто Жертва Христова уплачена (или отчасти уплачена) диаволу. Диавол ни в коей мере не является тем, кому уплачена Жертва Христова (она принесена только и исключительно Богу, - Отцу и Сыну и Святому Духу). В отношении же диавола произошло то, что Бог диавола сделал Своим должником.

Понять это поможет притча. Представьте, что есть некий справедливый и милосердный царь. И ему подчинён некий жестокий князь, который жестоко обращается со своими рабами, не нарушая, однако, при этом формально закона. Т. к. рабы сами продались ему. Царю жалко рабов подчинённого ему князя. И он мог бы силой их освободить, не считаясь с формальным правом князя. Но тогда будут нарушены его собственные царские законы.
Тогда царь предпринял вот что. Он оделся в одежду раба и, войдя в имение князя, смешался с толпой рабов. И когда князь стал мучить и избивать своих рабов, ожидаемый удар достался и царю, переодетому рабом. Тогда царь скидывает одежду раба. И оказалось, что князь оказался повинен смерти, т. к. поднял руку, во-первых, на царя, во-вторых, на неподчинённого ему. Т. е. оказался перед царским законом должником, не способным выплатить долг. Т. о., всё имущество князя (рабы) уже по закону подлежит конфискации в пользу царя.

Вот так и произошло с диаволом. Он поднял руку на Христа, т. е. интриговал против Него, довёл Его через людей до смерти, думая, что это, пусть и Святой, но такой же потомок Адама, как и все, т. е. под первородным грехом, подлежащий смерти, под его, диавола, властью. И т. о. диавол обманулся, попался на собственную злобу. Когда Душа Христа сошла в ад, к ужасу диавола оказалось, что, во-первых, это Сам Бог; во-вторых, что и как Человек Христос не подлежал смерти и не был под властью диавола, т. к. не совершил никакого личного греха и, в силу Непорочного Зачатия, не был под первородным грехом. Т. е., оказалось, что диавол поднял руку на Христа не по праву, на непринадлежащего ему. Т. о., диавол сам, по той самой формальной справедливости, на которую и рассчитывал, оказался виновен перед Богом, бесконечным должником Бога. Соответственно, говоря юридическим языком, всё имущество диавола (люди) уже по справедливости подлежит конфискации в пользу Бога.

Вот это и произошло с диаволом. Не ему принесена Жертва Христова, а путём Жертвы Христовой Бог диавола сделал Своим должником. И т. о., не нарушая Своей справедливости, освободил людей из-под власти диавола.

И, наконец, третий аспект Жертвы Христовой,– тот, который не отрицают и противники "юридического" аспекта, – в отношении людей.

Это исцеление людей от греха через приобщение Христу, снизшедшему на уровень нашей природы. И как цель - обожение. Для чего Христос и основал Церковь и Таинства.

Вот вкратце смысл Жертвы Христовой. Непременным аспектом которой является "юридический" аспект, т. е. удовлетворение правде Бога, или, иначе сказать, соблюдение справедливости Бога.

Если отрицать "юридический" аспект Жертвы Христовой, то это:

- Означает отрицание такого свойства Бога как справедливость. Коль если Бог мог простить в смысле "замять" дело, закрыть глаза на грех, как будто ничего не произошло. Но это недостойно характера Бога.

- Соответственно, тогда теряет смысл сама Жертва Христова. Если дело не в правде, а только в исцелении, зачем тогда Самому Богу умирать на Кресте? Ведь, для исцеления достаточно всемогущества Бога.

- Наконец, тогда теряет смысл наше Крещение. Ведь, практически мы и после Крещения допускаем грехи и страсти. И если дело не в Искуплении, а только в исцелении, тогда получается, что состояние после Крещения практически не отличается от состояния до Крещения.

Но, в том и дело, что отличается кардинально. После Крещения мы, даже если снова допускаем грехи и страсти, тем не менее уже искуплены перед правосудием Бога и примирены с Богом Бесконечной Жертвой, уже избавлены из-под власти диавола (который стал бесконечным должником Бога, в принципе не способным никогда выплатить долг). Именно в силу уже совершённого над нами Искупления (приобщения ему в Крещении) мы имеем возможность примириться с Богом через Покаяние, когда после Крещения допускаем грехи и страсти.

А если бы дело было только в исцелении, тогда грехи, совершённые после Крещения, делали бы напрасным Крещение. А из этого следуют два возможных вывода:
- Либо отрицание необходимости самого Крещения. Коль Таинство Покаяния (в грехах после Крещения) производит ровно то же действие, что Крещение. Что противоречит словам Евангелия: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).
- Либо отрицание неповторимости Крещения. Что противоречит Символу веры.
Но в том и дело, что Крещение необходимо и неповторимо, а значит, неизгладимо. А значит, в Крещении совершается нечто большее, чем в Таинстве Покаяния после Крещения (т. е. чем исцеление от греха).

Итак, непременная и абсолютная справедливость Бога и "юридический" (как бы кому ни ненравилось это слово) аспект Жертвы Христовой – непременные истины Православного учения.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Старец много говорит в своих трудах о справедливости, он не забывает и разделить справедливость мирскую и Божественную, очень интересен, думаю, будет читателю и этот раздел. Предлагаю Вашему вниманию труды Паисия Святогорца:

Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему.

Дай человеку хорошее, себе оставь гнилое

Человеческая справедливость нужна для людей не духовных, чтобы служить тормозом для людей мира сего.

Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении с Божественной справедливостью, человеческая равна нулю.

Правосудие Божие – это долготерпение

Оно имеет в себе так же смирение и любовь, Бог весьма справедлив и весьма сострадателен, его сострадание побеждает его справедливость.

Человеческая справедливость — был поступок должно быть наказание

Божественная справедливость: ты совершил поступок, раскаиваешься искренне? — Прощаю.

Мы находимся в руках Божиих, Бог наблюдает за нами и видит подлинно все, ему открыто сердце каждого человека.

Тот, кто стремится к справедливому отношению людей, – человек никчемный и совершенно недоразвитый.

Человек имеет право — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше прав он имеет.

Стараясь облегчить участь ближнего, доставить ему покой, при этом всецело предавая себя в руки Божии, ты не выбиваешься из сил. Но вот если выбившись из сил, ты скажешь другим, то все твои труды идут насмарку. И ты думаешь, что Христос тебя награди за то, что ты жалуешься на свою горькую участь ?

Насколько это возможно, старайтесь совершать ту работу, о которой я говорю. Это и есть духовное делание. Для того, кто не совершает это делание, не будет даже пользы от аскетических подвигов, а коли так, то и все остальное идет насмарку: и посты, и поклоны и так далее.

Я не говорю, что это делать не нужно, но не следует думать, что если мы все это выполняем, то у нас все в порядке.

С мирской точки зрения справедлив тот человек, суждение которого основано на человеческой справедливости.

Однако совершен человек, который справедлив не по законам человеческой справедливости, но по Божественной правде. В этом случае его благословляет сам Бог. Никогда не примешивая к своим действиям своего Я и собственной выгоды, я, можно сказать, вынуждаю Бога ниспослать мне Божественную благодать.

Любая даже самая совершенная человеческая правда всегда имеет в себе человеческие начала.

И пока в человеке духовном жива правда человеческая, дух старается исторгнуть из него эту правду — как чужеродное тело. А человек бьется, то побеждая, то побеждаясь, и душевно выбивается из сил. Однако, стяжав Божественную правду, человек очищается и приемлет Божественное просвещение.

Я был знаком с человеком, который регулярно ходил в Храм, постился, выполнял другие положенные христианину действия и думал о себе, что он живет духовно. При том, что он был очень богат. Не подавал милостыни, не оказывал помощь другим. Но когда я узнал, что он еще и своей сестре сдает квартиру, был просто омрачен. Такие люди находят способ успокаивать свой помысел, однако они не имеют настоящего успокоения. Руководствуясь человеческой логикой, мирской справедливостью, эти люди остаются равнодушными — в то время как на их глазах творится что-то серьезное, требующее их участия.

Это даже не правда человеческая, у таких людей и человеческой правды-то кот наплакал.

С одной стороны, жертвуют кому-то 100 рублей, а с другой из-за 10 рублей торгуются с таксистом. Как это объяснить?!

Сегодня среди людей есть некий порочный дух

Даже духовные люди стремятся к юридической справедливости и при этом еще утверждают, что веруют в Бога.

Обращение в суды и кляузы

Христиане не должны друг на друга обращаться в суд, даже если правда была на их стороне.

Вот поэтому некоторые теряют веру — по вине таких христиан. Люди видят, что кто-то ни в Церковь не ходит, ни бдений не совершает, а тем не менее не доходит до такого, как какой-нибудь христианин, который посещает Храм, бывает на всенощных бдениях, совершает все, что положено, и при этом тащит в суд какого-нибудь бедняка за, что что тот должен ему немного денег. И делает это только для того, чтобы отстоять свои права.

Конечно, играет роль воспитание, которое люди получают в околоцерковных кругах.

И вот еще один пример. Знал нескольких девушек, которые не собирались замуж, хотели послужить Богу и помогали в больнице. И вот потребовалась помощь больному, у которого было подозрение на заразную болезнь. Однако ни одна из сестер к этому больному не пришла. Мол, мы боимся – и такая жертва не для нас. Мы живем для духовных занятий. И в этом нет оправдания, потому как нет смягчающих обстоятельств. Они не собирались замуж, у них не было детей, они собирались прожить в одиночестве.

— Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему. К примеру, если тебе нужно разделить что-то между собой и ближним, то дай ему не половину того, что имеешь, а столько, сколько он хочет. Спроси его: "Сколько ты хочешь взять себе? Две с половиной, три части? На, возьми их". Отдавай другому хорошее, а себе оставляй гнилое. Отдавай другому большую часть, а себе оставляй меньшую. Вот представь, что сестра приносит нам сейчас десять слив. Съев от чревоугодия восемь слив и оставив тебе две, я поступлю с тобой несправедливо. Сказав: "Поскольку нас двое, то я съем пять, а пять останутся тебе", я поступлю по человеческой справедливости. А если, увидев, что сливы пришлись тебе по вкусу, я съем только одну и скажу тебе: "Окажи любовь, доешь остальные, а то мне они не очень нравятся, да так тому же у меня от них болит живот", это будет справедливостью Божественной.

— То есть в чем заключается человеческая справедливость?

— Человеческая справедливость заключается в том что, когда тебе нужно, к примеру, с кем-нибудь поделиться, ты одну половину даешь ему, а другую оставляешь себе.

— Геронда, а какое место человеческая справедливость занимает в духовной жизни?

— Человеческая справедливость предназначена не для людей духовных, но для того, чтобы служить тормозом для людей мира сего. Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении со справедливостью Божественной человеческая равна нулю. Но даже и человек мирской, добившись чего-то в этой жизни, применяя человеческую справедливость, не будет иметь подлинной радости и душевного покоя.

Допустим, два брата владеют участком земли площадью десять стремм[54]. По человеческой справедливости каждый из них должен взять себе по пять стремм, но по справедливости Божественной каждый должен взять столько, сколько ему необходимо. То есть, если у одного брата семь душ детей, а у другого только двое или если один получает высокую зарплату, а другой низкую, то большую часть земли следует взять тому, кто испытывает большую нужду. Если в этом случае второй брат возьмет себе столько же, сколько и первый, — это будет несправедливо. Однако человек мирской не принимает во внимание того, что его брат едва сводит концы с концами. Не мысля духовно, такой человек не понимает, что разделить имение так, как собирается сделать он, будет несправедливостью. "Тебе следует объяснить своим домочадцам, что твой брат нуждается, чтобы они согласились с тем, что большую часть ты отдашь ему", — говоришь такому человеку. А в ответ слышишь: "Почему? Ведь [разделив имение пополам] я вовсе не поступаю по отношению к нему несправедливо"'

Однако если бы говорящий так был духовным человеком, то даже несмотря на сопротивление жены и детей, ему следовало бы убедить их принять то, что согласится дать им испытывающий нужду брат. Если бы нуждающийся брат сказал: "Ты возьмешь себе одну стремму", то другому следовало бы взять себе одну и не сказать ни слова, чтобы брат, взявший себе большую долю, чувствовал себя свободно. Как ни взгляни, но самый справедливый раздел совершается по Евангелию.

Меня поражает великодушие Авраама. Когда пастухи Лота и Авраама стали ссориться из-за пастбищ, Авраам пошел к Лоту и сказал: "Негоже нам с тобой ссориться, ведь мы родственники. Какая сторона тебе больше по сердцу? Хочешь пойти направо или налево?". Лот хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и Гоморру, потому что там были зеленые луга, хорошие пастбища для скота[55]. И какого же лиха ему потом довелось там хлебнуть! А Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту. То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость.

Правосудие Божие

— Геронда, что такое правосудие Божие?

— Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он и весьма сострадателен[56], и Его сострадание побеждает Его справедливость. Чтобы тебе было понятно, приведу такой пример: если человеку никогда не представлялось благоприятной возможности услышать о Боге, то Бог будет судить его не в соответствии с тем состоянием, в котором он находится, но в соответствии с тем состоянием, в котором он находился бы, если бы Его познал. Ведь в противном случае Бог не был бы справедлив. У Божественной справедливости свои математические законы: иногда один плюс один равняется двум, а иногда — двум миллионам.

— Геронда, а каким образом Божественная справедливость исполняется над человеком, совершающим какую-то погрешность?

— Человеческая справедливость говорит: "Ты совершил погрешность и должен быть наказан", а справедливость Божественная: "Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение". Погляди, ведь если человек, совершивший преступление, искренне кается и сам сознается в содеянном — хотя на него еще не пало и малейшее подозрение, — то даже человеческий закон относится к нему снисходительно. И если такой человек снисходительно удится даже людьми, то насколько больше снисхождения оказывает ему Бог — праведный и сострадательный Судия.

Все мы находимся в руках Божиих. Бог наблюдает за нами и видит доподлинно все, Ему открыто сердце каждого человека. Он не будет к нам несправедлив. Поскольку есть Божественная справедливость, Божественное воздаяние и — что важнее всего — поскольку Бог нас любит, то все доброе, что делает человек, не пропадает зря. Поэтому тот, кто стремится к справедливому отношению людей, — человек никчемный, совершенно недоразвитый.

Я заметил, что если человек, с которым поступили несправедливо, относится к происшедшему так, как этого требует Божественная правда, то Бог оправдывает его еще в этой жизни. Помню, как после войны к нам в часть приехал генерал вручать ордена. Меня в тот день не было. Когда генерал выкрикнул мою фамилию, из строя вышел один мой сослуживец, родом из Фессалии, и получил награду, которая предназначалась мне. Другие солдаты промолчали, потому что в те времена за такой обман в армии сажали в тюрьму. А когда генерал уехал, тот солдат спрятался в страхе, что остальные изобьют его до полусмерти. И ко мне, когда я вернулся в часть, он боялся подойти. Ходил, ходил кругами и наконец сказал: "Прости меня, я сделал то-то и то-то". — "Ну и правильно сделал, что взял этот орден! — ответил ему я. — Что бы я с ним делал?" Потом он надевал этот орден на парады. А сорок лет спустя сюда в монастырь приехал командующий Первой Армией из Фессалии и привез мне награду — орден Александра Македонского. Увидев его, я не мог сдержать улыбки. Сорок лет спустя! И меня поразило то, что маршал приехал из Фессалии — с родины того солдата, который получил тогда мою награду. Видите, как бывает! Если же мы стремимся к тому, чтобы с нами поступили по справедливости, то, в конечном итоге, теряем и то, к чему стремимся здесь, и то, что Христос готовит нам в жизни вечной за то, что мы претерпели несправедливость. То есть из-за никчемных вещей мы теряем самое главное, вечное. Ведь так или иначе все земное никчемно. Зачем же оно нам нужно?

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

— Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему. К примеру, если тебе нужно разделить что-то между собой и ближним, то дай ему не половину того, что имеешь, а столько, сколько он хочет. Спроси его: "Сколько ты хочешь взять себе? Две с половиной, три части? На, возьми их". Отдавай другому хорошее, а себе оставляй гнилое. Отдавай другому большую часть, а себе оставляй меньшую. Вот представь, что сестра приносит нам сейчас десять слив. Съев от чревоугодия восемь слив и оставив тебе две, я поступлю с тобой несправедливо. Сказав: "Поскольку нас двое, то я съем пять, а пять останутся тебе", я поступлю по человеческой справедливости. А если, увидев, что сливы пришлись тебе по вкусу, я съем только одну и скажу тебе: "Окажи любовь, доешь остальные, а то мне они не очень нравятся, да так тому же у меня от них болит живот", это будет справедливостью Божественной.

— То есть в чем заключается человеческая справедливость?

— Человеческая справедливость заключается в том что, когда тебе нужно, к примеру, с кем-нибудь поделиться, ты одну половину даешь ему, а другую оставляешь себе.

— Геронда, а какое место человеческая справедливость занимает в духовной жизни?

— Человеческая справедливость предназначена не для людей духовных, но для того, чтобы служить тормозом для людей мира сего. Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении со справедливостью Божественной человеческая равна нулю. Но даже и человек мирской, добившись чего-то в этой жизни, применяя человеческую справедливость, не будет иметь подлинной радости и душевного покоя.

Допустим, два брата владеют участком земли площадью десять стремм[54]. По человеческой справедливости каждый из них должен взять себе по пять стремм, но по справедливости Божественной каждый должен взять столько, сколько ему необходимо. То есть, если у одного брата семь душ детей, а у другого только двое или если один получает высокую зарплату, а другой низкую, то большую часть земли следует взять тому, кто испытывает большую нужду. Если в этом случае второй брат возьмет себе столько же, сколько и первый, — это будет несправедливо. Однако человек мирской не принимает во внимание того, что его брат едва сводит концы с концами. Не мысля духовно, такой человек не понимает, что разделить имение так, как собирается сделать он, будет несправедливостью. "Тебе следует объяснить своим домочадцам, что твой брат нуждается, чтобы они согласились с тем, что большую часть ты отдашь ему", — говоришь такому человеку. А в ответ слышишь: "Почему? Ведь [разделив имение пополам] я вовсе не поступаю по отношению к нему несправедливо"'

Однако если бы говорящий так был духовным человеком, то даже несмотря на сопротивление жены и детей, ему следовало бы убедить их принять то, что согласится дать им испытывающий нужду брат. Если бы нуждающийся брат сказал: "Ты возьмешь себе одну стремму", то другому следовало бы взять себе одну и не сказать ни слова, чтобы брат, взявший себе большую долю, чувствовал себя свободно. Как ни взгляни, но самый справедливый раздел совершается по Евангелию.

Меня поражает великодушие Авраама. Когда пастухи Лота и Авраама стали ссориться из-за пастбищ, Авраам пошел к Лоту и сказал: "Негоже нам с тобой ссориться, ведь мы родственники. Какая сторона тебе больше по сердцу? Хочешь пойти направо или налево?". Лот хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и Гоморру, потому что там были зеленые луга, хорошие пастбища для скота[55]. И какого же лиха ему потом довелось там хлебнуть! А Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту. То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость.

Правосудие Божие

— Геронда, что такое правосудие Божие?

— Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он и весьма сострадателен[56], и Его сострадание побеждает Его справедливость. Чтобы тебе было понятно, приведу такой пример: если человеку никогда не представлялось благоприятной возможности услышать о Боге, то Бог будет судить его не в соответствии с тем состоянием, в котором он находится, но в соответствии с тем состоянием, в котором он находился бы, если бы Его познал. Ведь в противном случае Бог не был бы справедлив. У Божественной справедливости свои математические законы: иногда один плюс один равняется двум, а иногда — двум миллионам.

— Геронда, а каким образом Божественная справедливость исполняется над человеком, совершающим какую-то погрешность?

— Человеческая справедливость говорит: "Ты совершил погрешность и должен быть наказан", а справедливость Божественная: "Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение". Погляди, ведь если человек, совершивший преступление, искренне кается и сам сознается в содеянном — хотя на него еще не пало и малейшее подозрение, — то даже человеческий закон относится к нему снисходительно. И если такой человек снисходительно удится даже людьми, то насколько больше снисхождения оказывает ему Бог — праведный и сострадательный Судия.

Все мы находимся в руках Божиих. Бог наблюдает за нами и видит доподлинно все, Ему открыто сердце каждого человека. Он не будет к нам несправедлив. Поскольку есть Божественная справедливость, Божественное воздаяние и — что важнее всего — поскольку Бог нас любит, то все доброе, что делает человек, не пропадает зря. Поэтому тот, кто стремится к справедливому отношению людей, — человек никчемный, совершенно недоразвитый.

Я заметил, что если человек, с которым поступили несправедливо, относится к происшедшему так, как этого требует Божественная правда, то Бог оправдывает его еще в этой жизни. Помню, как после войны к нам в часть приехал генерал вручать ордена. Меня в тот день не было. Когда генерал выкрикнул мою фамилию, из строя вышел один мой сослуживец, родом из Фессалии, и получил награду, которая предназначалась мне. Другие солдаты промолчали, потому что в те времена за такой обман в армии сажали в тюрьму. А когда генерал уехал, тот солдат спрятался в страхе, что остальные изобьют его до полусмерти. И ко мне, когда я вернулся в часть, он боялся подойти. Ходил, ходил кругами и наконец сказал: "Прости меня, я сделал то-то и то-то". — "Ну и правильно сделал, что взял этот орден! — ответил ему я. — Что бы я с ним делал?" Потом он надевал этот орден на парады. А сорок лет спустя сюда в монастырь приехал командующий Первой Армией из Фессалии и привез мне награду — орден Александра Македонского. Увидев его, я не мог сдержать улыбки. Сорок лет спустя! И меня поразило то, что маршал приехал из Фессалии — с родины того солдата, который получил тогда мою награду. Видите, как бывает! Если же мы стремимся к тому, чтобы с нами поступили по справедливости, то, в конечном итоге, теряем и то, к чему стремимся здесь, и то, что Христос готовит нам в жизни вечной за то, что мы претерпели несправедливость. То есть из-за никчемных вещей мы теряем самое главное, вечное. Ведь так или иначе все земное никчемно. Зачем же оно нам нужно?

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Читайте также: