В какой пункт внутришкольного пакета включается паспорт безопасности образовательной организации

Обновлено: 25.06.2024

Паспорт антитеррористической защищенности объекта в 2021 году — это документ, в котором детально отражено, насколько параметры зданий соответствуют необходимым требованиями и какие меры предусмотрены для защиты населения в чрезвычайных обстоятельствах. Оперативные службы используют эти сведения для предотвращения всевозможных угроз.

Что такое антитеррористический паспорт и зачем он нужен

Это информационный справочник, в котором перечислены важные характеристики и требования к сооружениям и территориям, нацеленные на предотвращение терактов и других опасных явлений в местах массового пребывания посетителей. Его основная задача — проанализировать состояние объектов, смоделировать возможные угрозы и прописать комплекс мер, позволяющих улучшить безопасность этих сооружений. Их выполняют под строгим контролем силовых ведомств, которые проводят согласование документа.

Сегодня в условиях многочисленных угроз для гражданских объектов важность паспорта безопасности, заполненного по новым требованиям в 2021 г., трудно переоценить. Потребность в его заполнении вызвана необходимостью провести следующие действия:

  • оценить, чем грозят конкретному объекту возможные нештатные ситуации;
  • обнаружить определенные риски для сотрудников предприятия, посетителей и жителей близлежащих домов;
  • разработать разные варианты по возможному развитию кризисных событий;
  • определить, насколько организация подготовлена к чрезвычайным ситуациям и к устранению их последствий;
  • выработать совокупность мер, чтобы усовершенствовать уровень подготовки и защиты от угроз.

Кто должен его оформлять

Антитеррористический справочник понадобится не любому объекту, а тем, которые относятся к местам массового пребывания граждан. По закону, это объекты, в которых одновременно находятся не менее 50 человек. Для них потенциальная опасность терактов и других ЧС выше.

Требования к антитеррористической защищенности утверждены в разных нормативных актах, в зависимости от назначения сооружений. В сфере образования их два: паспорт безопасности образовательного учреждения в 2021 году для школ и детсадов оформляют в соответствии с ПП № 1006 от 02.08.2019. В сфере науки и высшего образования — № 1421 от 07.11.2019. В остальных областях действуют другие постановления правительства:

  • административные здания, бизнес-центры — № 272 от 25.03.2015;
  • в сфере общепита (кафе, рестораны) — № 272 от 25.03.2015;
  • в здравоохранении (поликлиники, больницы, лаборатории) — № 8 от 13.01.2017;
  • в области гостиничного бизнеса (в том числе отели, детские лагеря, дома отдыха и другие помещения для проживания людей) — № 447 от 14.04.2017;
  • в сфере торговли (в том числе магазины, торговые комплексы, ярмарки и рынки) — № 1273 от 19.10.2017;
  • в области культуры (театры, музеи, дома культуры, библиотеки и др.) — № 176 от 11.02.2017;
  • в области спорта (стадионы, спортзалы, бассейны и др.) — № 202 от 06.03.2015;
  • в социальной сфере — № 410 от 13.05.2016 и др.

Список сооружений, для которых такой документ обязателен, определяют государственные ведомства по специальным критериям (п. 2, 3 постановления правительства № 272 от 25.03.2015).

Каждый объект проверяет специальная комиссия и указывает конкретную категорию опасности по количеству посетителей (п. 10 постановления № 272 от 25.03.2015). Всего их три:

  • 1 категория — более 1000 человек;
  • 2 категория — от 200 до 1000 человек;
  • 3 категория — от 50 до 200 человек.

Разработка, согласование и внесение поправок возложены на владельца или директора компании, арендующей здание. Но обычно комиссию для проверки госорган созывает самостоятельно, приглашая туда представителя этого помещения. По-другому обстоят дела в сфере культуры, где руководство предприятий вправе самостоятельно инициировать обследование помещений (постановление № 176 от 11.02.2017).

Как оформить паспорт безопасности

Закон не предусматривает единого способа заполнения справочника для всех типов территорий. Многое зависит от назначения и регулирующего органа. Но если в нормативных актах для конкретных отраслей установлены типовые формы, они обязательны для применения.

Чтобы правильно провести все мероприятия, ориентируйтесь на следующую пошаговую инструкцию:

Образец

Так выглядит титульный лист новой формы паспорта безопасности в образовании 2021 г., утвержденной постановлением правительства РФ от 24.09.2019 № 1243:

паспорта безопасности объектов (территорий)

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

и подведомственных ей организаций

Срок действия паспорта

(руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

(руководитель подведомственной Рособрнадзору организации)

или уполномоченное им должностное лицо)

(руководитель территориального органа безопасности

или уполномоченное им должностное лицо)

(руководитель территориального органа Росгвардии или

подразделения вневедомственной охраны

войск национальной гвардии Российской Федерации либо

уполномоченное им должностное лицо)

(наименование объекта (территории)

(наименование населенного пункта)

А это пример паспорта безопасности школы в 2021 году, составленного по всем правилам:

Для других видов зданий антитеррористический справочник оформляется в соответствии с требованиями соответствующего нормативного акта.

Как согласовать и актуализировать документ

После утверждения необходимо провести согласование со всеми структурами. Для этого отправляют в каждое ведомство по экземпляру справочника, сопроводив специальным письмом. Представители госструктур отмечают согласие на заглавном листе.

Обычно количество экземпляров варьирует от 2 до 6, с учетом всех участников процесса: каждому госоргану — по одному, и еще один остается у собственника (п. 18 ПП № 272 от 25.03.2015).

Обновлять (или актуализировать) его необходимо не менее одного раза в 3 года (например, для промышленности и развлекательной индустрии). Для некоторых объектов — раз в 5 лет (в области здравоохранения, образования, социальных объектов, гостиниц и др.). Это зависит от назначения и сферы деятельности. Конкретные сроки для каждой из них указаны в профильном постановлении.

Чаще этого срока придется вносить изменения в следующих ситуациях (п. 19 ПП № 272, п. 45 ПП № 176):

  • поменялись значимость и профиль сооружения;
  • провели реконструкцию или капитальный ремонт, что повлияло на изменение площади;
  • произошла смена владельца;
  • рядом построили новые здания.

Алгоритм шагов несложный. Если расширилась площадь, например, то сначала откорректируйте документ, внесите новые данные. Затем директор подпишет его, а после этого отправьте в госструктуры на утверждение. Обычно на это отводится 5 рабочих дней. Предыдущую копию выбрасывать нельзя, ее требуется сохранять 5 лет.

Сколько стоит оформление и внесение изменений

Самостоятельно разработать паспорт способен не любой сотрудник компании. Обычно за дело берутся сторонние специалисты. Цены за оформление варьируют от 20 000 до 35 000 рублей. Все зависит от сложности объекта. Для потенциально опасных объектов — от 45 000. За разработку акта категорирования — от 15 000, сопровождение обследования зданий — от 20 000, внесение корректировок — от 10 000 рублей.

Ответственность за отсутствие паспорта

За отсутствие паспорта отвечает владелец здания. Штрафы предусмотрены в части 1 статьи 20.35 КоАП РФ:

(26 вопросов, с ответами пока сложно)

1. В каком году была принята Декларация прав ребенка?

  • A. 1949 г.;
  • B. 1959 г.;
  • C. 1979 г.;
  • D. 1989 г.

2. Каким федеральным законом закреплено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию?

  • A. 37 и 41;
  • B. 35 и 41;
  • C. 37 и 43;
  • D. Нет верного ответа.

5. К какому направлению деятельности руководителя относится анализ состояния антитеррористической защищенности (АТЗ) учреждения?

  • A. Организаторская;
  • B. Воспитательная;
  • C. Профилактическая;
  • D. Методическая.

6. Что из нижеперечисленного не относится к профилактической работе руководителя?

  • A. Организация охраны учреждения квалифицированными сотрудниками;
  • B. Непрерывный контроль выполнения мероприятий АТЗ и охранных функций сотрудниками службы безопасности, дежурного персонала;
  • C. Осмотры территории, ограждения, входных ворот; проверка состояния наружного освещения; проверка функционирования охранных систем;
  • D. Периодические осмотры помещений учреждения и систем жизнеобеспечения.
  • A. 44;
  • B. 46;
  • C. 51;
  • D. Нет верного ответа.

8. Главной целью обеспечения антитеррористической защищенности объектов является:

  • A. Сохранение жизни и здоровья граждан;
  • B. Сохранение имущества физических и юридических лиц;
  • C. Сохранение государственного и муниципального имущества;
  • D. Все ответы верны.

9. С каким природным явлением довольно часто приходится сталкиваться руководителям образовательных учреждений России?

  • A. Цунами;
  • B. Тропический шторм;
  • C. Холод;
  • D. Землетрясение.

10. Какой документ определяет степень угроз и меры защиты безопасности детей?

11. Что необходимо делать для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков?

  • A. Своевременно выявлять больных и носителей инфекции;
  • B. Изолировать больных детей от здоровых;
  • C. Строго соблюдать санитарно-гигиенический и санитарнопротивоэпидемический режимы;
  • D. Все варианты верны.

12. Где должен находиться учитель во время эвакуации?

  • A. Вместе со всем персоналом;
  • B. Вместе с другими учителями;
  • C. Вместе с детьми;
  • D. Вместе с руководством.

13. Куда лучше всего эвакуировать детей в случае наводнения?

  • A. На нижние этажи;
  • B. Остаться на месте;
  • C. Из здания;
  • D. На крышу.

14. Укажите первое действие в случае пожара в образовательной организации:

15. Как называется кризисная ситуация, возникшая в пределах 2 и более муниципальных образований, расположенных в одном субъекте Российской Федерации?

  • A. Муниципальная;
  • B. Межмуниципальная;
  • C. Региональная;
  • D. Межрегиональная.

16. Что должен включать в себя методический блок антикризисного плана?

  • A. Планирование действий;
  • B. Алгоритм действий;
  • C. Критерии для оценки эффективности работы;
  • D. Кадровые вопросы.

17. Какой блок антикризисного плана включает в себя материальнотехнические и кадровые вопросы?

  • A. Ресурсный;
  • B. Организационный;
  • C. Методический;
  • D. Нет верного ответа.

18. Что не может быть принципом взаимодействия антикризисной команды?

19. Что должна сделать антикризисная группа школы при возникновении кризисной ситуации?

20. Согласно опыту, какое количество человек должно отвечать за каждую функцию антикризисной команды?

  • A. 1 человек;
  • B. 1-2 человека;
  • C. 3 человека;
  • D. 3-4 человека.

21. Кто может исполнять функцию антикризисной команды - обеспечение первой помощи?

  • A. Медицинский работник;
  • B. Директор;
  • C. Руководитель школьного методического объединения;
  • D. Заместитель директора.
  • A. Организация инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта;
  • B. Обеспечение контрольно-пропускного режима;
  • C. Плановая работа по антитеррористической защищенности ОУ;
  • D. Выполнение норм охраны труда и электробезопасности.

23. Что входит в административный комплекс мер противодействия терроризму?

  • A. Доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных законов и постановлений;
  • B. Издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил;
  • C. Беседы;
  • D. Лекции.

24. В соответствии с каким документом были созданы Национальный антикризисный комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации?

  • A. Комментарий;
  • B. Реферат;
  • C. Плакат;
  • D. Аннотация.

26. Что из нижеперечисленного входит в группу инструктирующих методических материалов?

Все объекты просвещения, которые находятся в ведении или в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, после завершения обследования и категорирования должны разрабатывать Паспорт безопасности объекта просвещения.

Разработка Паспорта безопасности объекта просвещения

В соответствии с требованиями постановления №1006 от 02.08.2019 года, под объектом просвещения понимается комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателем которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере просвещения, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере просвещения, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере просвещения, являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Из данного определения следует, что выполнять требования к антитеррористической защищенности и разрабатывать паспорт безопасности должны все учреждения просвещения – школы, детские сады, детские музыкальные школы, колледжи, лицеи и т.д. независимо от формы собственности.

Паспорт безопасности школы согласно постановлению 1006 Правительства РФ от 02.08.2019 объект просвещения

Кто отвечает за разработку и наличие паспорта безопасности на объекте просвещения?

Ответственным за составление паспорта безопасности объекта просвещения является должностное лицо образовательной организации, которое осуществляет непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории). Форма и структура паспорта безопасности объекта (территории) просвещения утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года №1006, данный документ состоит из нескольких разделов:

  • Общие сведения об объекте
  • Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте
  • Сведения о потенциально опасных участках и критических элементах объекта
  • Прогноз последствий совершения террористического акта
  • Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта
  • Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности
  • Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности
  • Выводы и рекомендации
  • Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории)
  • Также в структуру паспорта входит 4 приложения

Количество экземпляров

Данный документ разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится на объекте, второй экземпляр хранится у правообладателя объекта (территории). Электронная копия паспорта безопасности объекта просвещения направляется в территориальной подразделение ФСБ.

Срок действия

Срок действия паспорта безопасности объекта просвещения (школы, лицея, колледжа, детского сада, детского образовательного учреждения и т. д.) составляет пять лет.

Актуализация

Стоит отметить, что паспорт подлежит актуализации в следующих случаях:

  • при изменении общей площади и периметра
  • при изменении количества потенциально опасных и критических элементов
  • при изменении сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности
  • при изменении мер по инженерно-технической защите
  • других фактических данных, содержащихся в паспорте безопасности

Актуализация - это фактически переработка паспорта безопасности с его последующим согласованием в компетентных органах (в соответствии требованиями постановления Правительства РФ 1006). Если у Вас возникли сложности с организацией процесса разработки антитеррористического паспорта безопасности для образовательного учреждения, обратитесь к специалистам компании РосБезопасность.

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Но как в ситуации недостаточного финансирования содержания образовательных учреждений и постоянных проверок обеспечить достойные условия труда педагогов и образования детей?


Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
• внешнюю документацию;
• документацию управления организацией;
• документацию подразделения;
• документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
• на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
• как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
• что делать, если пришла проверка?
• какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория.

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности — инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Мы затронули лишь небольшую часть проблемных вопросов темы. Еще больше материалов с необходимой документацией как для школ, так и для дошкольных учреждений вы можете найти в нашей системе Директория.

Читайте также: