Вуз как субъект административного права

Обновлено: 25.06.2024

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус" может устанавливаться специальное регулирование осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности, в федеральной территории "Сириус". Требования нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус" по вопросам осуществления образовательной деятельности не могут быть ниже соответствующих требований, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории "Сириус", направленный на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

К высшим учебным заведениям относятся все имеющие статус юридического лица образовательные учреждения, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования и другие структурные подразделения, создание которых (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения. Филиалы же создаются учредителем по согласованию с федеральным государственным органом управления образованием. Структурными подразделениями университетов и академий могут быть также институты и колледжи, реализующие неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования.

Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня. Воспитательные задачи реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и преподавателей. А осуществляемые в обязательном порядке научные исследования являются непременной составной частью подготовки специалистов.

В учебной и научной деятельности высшего учебного заведения могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. Направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов определяются свидетельством о государственной аккредитации, что отражается в уставе вуза.

Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ. С этой целью высшее учебное заведение разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей.

В высших учебных заведениях устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа, практика, курсовое проектирование (курсовые работы), дипломное проектирование (дипломные работы). Возможны и другие виды учебных работ.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с его уставом, который утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников, представителей других категорий работников и обучающихся и согласовывается с учредителем, а также действующим законодательством.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган — ученый совет высшего учебного заведения, в состав которого входит ректор, являющийся его председателем, и проректоры. Все другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Срок полномочий ученого совета не может превышать пяти лет. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, общественных и других организаций.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор. Он несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения и осуществляет функции представителя государства в учебном заведении. Разграничение полномочий между ученым советом и ректором определяется уставом высшего учебного заведения. В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в высшем учебном заведении. Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам высшего учебного заведения.

В зависимости от структуры высшего учебного заведения в отдельных подразделениях (факультет, институт и др.) могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы, полномочия и порядок избрания которых определяется уставом высшего учебного заведения.

Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом высшего учебного заведения (факультета) из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый по конкурсу ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет. Положение о кафедре и других структурных подразделениях разрабатывает и утверждает высшее учебное заведение в порядке, предусмотренном его уставом.

Субъектами учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении являются студенты, слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, научно-педагогические работники.

Слушателями высших учебных заведений являются лица, обучающиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно второе профессиональное образование и являющиеся студентами другого вуза. Правовое положение слушателей в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.

Не столь многочисленными, как студенты и слушатели, но очень важными и специфическими субъектами учебной и научной деятельности в вузе выступают обучающиеся там докторанты, аспиранты (адъюнкты) и экстерн-соискатели ученых степеней. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки докторской диссертации. Аспирантом (адъюнктом) является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре (адъюнктуре) и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. А экстерн-соискатели — это лица, прикрепленные к высшему учебному заведению для подготовки кандидатских или докторских диссертаций под руководством назначаемого приказом ректора научного руководителя или консультанта (при подготовке докторской диссертации). Как и студенты, докторанты и аспиранты дневной формы обучения получают стипендии и другие виды материальной поддержки.

Среди работников высших учебных заведений действующее законодательство выделяет несколько категорий: предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Должностям профессора и доцента соответствуют одноименные ученые звания профессора и доцента. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением выборных должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет, но заключению этого трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор.

В широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях Высшей аттестационной комиссией Минобразования и науки России создаются диссертационные советы ВАК Минобразования и науки России по защите докторских и кандидатских диссертаций. Они являются основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1.3. Правовой статус личности

§ 1.3. Правовой статус личности Термин "правовой статус" широко применяется в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он употребляется как по отношению к физическим, так и к юридическим лицам, органам государственной власти, субъектам Федерации и т.д.Под правовым

49. Правовой статус прокурора

49. Правовой статус прокурора Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые

3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт

3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо

4. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

4. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации Основу организационно-правового статуса внутренних войск МВД РФ составляет Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования 1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной

1. Понятие, правовой статус

1. Понятие, правовой статус Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных

§ 6. Правовой статус личности

§ 6. Правовой статус личности Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые

25. Основания выбора организационно-правовой формы коммерческой организации, участвующей в торговом обороте

25. Основания выбора организационно-правовой формы коммерческой организации, участвующей в торговом обороте Выбор организационно-правовой формы торгово-предпринимательской организации имеет важное значение для успешной коммерческой деятельности. Необходимо четко

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Журналист имеет право:• искать, запрашивать, получать и распространять информацию;• посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;• быть принятым

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО Уполномоченный имеет право:• беспрепятственно получать доступ к массивам персональных данных;• запрашивать и получать от держателя (обладателя) массива персональных данных любые необходимые сведения, документы и

6.2. Правовой статус безработного

6.2. Правовой статус безработного Правовой статус безработного, как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

3.5. Организационно-правовой статус государственных органов особой компетенции

3.5. Организационно-правовой статус государственных органов особой компетенции Многообразие органов государственной власти привело к появлению специализированных органов, реализующих особые функции, но не входящих ни в одну из ветвей власти.Такими органами являются

5.1. Организационно-правовой статус органов местного самоуправления

5.1. Организационно-правовой статус органов местного самоуправления Конституция Российской Федерации в качестве одного из способов осуществления власти народом наряду с органами государственной власти закрепляет органы местного самоуправления[43], что позволяет

Функционирование любой организации, в том числе высшего учебного заведения, обеспечивается его правовым статусом. Справочные издания опре­деляют правовой статус (лат. Status - состояние, положение) как совокупность прав и обязанностей различных субъектов права, их правовое положение [1] .

Особенности правового статуса для каждого субъекта раскрываются при­менительно к отрасли права, определяющей сферу правоотношений, участни­ком которых тот или иной субъект становится, реализуя, при этом, ту или иную группу субъективных прав и обязанностей. Субъекты административного права - это различные органы и организации, физические лица (граждане) функцио­нирующие или соприкасающиеся со сферой исполнительной власти. Админи­стративно-правовой статус определяет административную правосубъектность как проявление общей правоспособности через основные характеристики субъ­екта права в сфере государственно-управленческих отношений, которые имеют властно содержательную природу [2] . Неотъемлемым элементом таких правоот­ношений, как правило, является обязательная их сторона - властный субъект — орган публичной власти.

Статус субъекта в административной (публичной) области общественных отношений имеет принципиальное значение. Реализация прав и обязанностей

Правосубъектность (правовой статус), с обозначенных позиций, субъек­том права реализуется через его участие в конкретных правоотношениях, одно­временно характеризующих их отраслевую правовую природу. В связи с этим, исследуя вопрос о понятии и структуре административно-правового статуса высшего учебного заведения, мы будем опираться на то, что административно­правовой статус вуза образует правовое положение юридического лица в адми­нистративных правоотношениях.

Представление об административно-правовом статусе вуза можно полу­чить благодаря рассмотрению его связующих частей, компонентов, характери­зующих структуру статуса. Для ответа на вопрос об элементах административ­но-правового статуса вуза, рассмотрим компоненты статуса коллективного субъекта’, которые в науке и литературе определены различным образом.

В свою очередь, П.И. Кононов предлагает в структуру административно­правового статуса юридических лиц следует включать общие и специальные права, общие и специальные обязанности, ограничения общих и специальных прав юридических лиц в административно-публичной сфере, а также меры юридической ответственности, применяемые к юридическим лицам за совер­шаемые ими в административно-публичной сфере правонарушения [7] .

В то же время, по мнению некоторых авторов, правоспособность, дееспо­собность и деликтоспособность выступает в качестве предпосылок определения правового статуса, и поэтому не учитываются при построении его структурных элементов [8] .

Как считает Д.Н. Бахрах, содержание административно-правового статуса коллективного субъекта в основном зависит от следующих факторов:

1) является он частью государственного механизма или нет;

2) каким видом деятельности он занимается (хозяйственной, культурно- воспитательной и т.д.);

3) является ли он самостоятельной организационной единицей или вклю­чен в более сложную организационную структуру [10] .

В юридических исследованиях существует различные, хотя в целом схо­жие точки зрения относительно определения компонентов административно­правового статуса вузов, определяющего содержание их правового регулирова­ния, где за основу берется административно-правовая характеристика статуса организации.

Например, H.A. Барабашова выделяла такие компоненты статуса вуза как:

- программный - цели и задачи;

- правовые основания организации вуза;

- функции, права и обязанности и его ответственность;

- правовой режим управления вузом, структура и функции его админист­рации [11] .

В свою очередь, Рекрут O.A. считает, что правовой статус негосударст­венного вуза, исходя из административно-правовой характеристики, включает в себя следующие элементы:

- права, обязанности и гарантии их реализации;

- наличие государственной аккредитации;

- вид высшего учебного заведения [12] .

Между тем, объем такой структуры может быть дополнен за счет вклю­чения иных элементов в зависимости от характеристики конкретного высшего учебного заведения, роли и места вузов во взаимодействии с иными субъектами административного права, особенностях их участия в административных пра­воотношениях.

Учитывая характер, многообразие вузов, выполняющих реализацию об­щезначимых публичных функций в социальном аспекте, в структуру их адми­нистративно-правового статуса, на наш взгляд, необходимо включать следую­щие элементы:

- место вуза в системе публичного управления: подведомственность (подчиненность) конкретному публичному органу либо иной вид юридической связи с публичными органами.

- общие и специальные цели создания и деятельности вуза.

- публичные задачи, решение которых возлагается на вуз.

- публичные функции, выполняемые вузом.

- внешние и внутренние административные права (полномочия) вуза.

- внешние и внутренние административные обязанности вуза.

- публичную юридическую ответственность вуза за совершенные им в рамках административных правоотношений правонарушения.

Таковы наиболее важные структурные компоненты в организации и дея­тельности высшего учебного заведения, позволяющие наиболее оптимально определить правовой статус вуза как субъекта административных правоотно­шений. Рассмотрим их более подробно.

Место вуза в системе публичного управления'

Административное законодательство позволяет в зависимости от харак­тера связей с органами публичной власти все высшие учебные заведения разде­лить на два вида:

1. Вузы, включенные в систему (находящиеся в ведении) какого-либо го­сударственного органа или органа местного самоуправления. Это, например, высшие учебные заведения, подведомственные Федеральному агентству по об­разованию, система вузов Министерства сельского хозяйства РФ, Министерст­во здравоохранения и социального развития и др.

Общие и специальные цели создания и деятельности вуза

[1] См., например, Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, B.E. Крутскнх, - М.: ИНФА- М., 1999. VI. С. 655; Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б.Н. Топорин,- М.; Юрист, 2001. С. 1042.

[2] См.: Минашкип A.D. Основы административно-правового статуса государственных учреждений // Право и экономика. 2003. № I.; Алехин, А.П., Кармолицкий, A.A., Козлов, ЮМ. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.

[4] Винницкий, Д.В. Субъекты налогового права / Д.В. Винницкий. - М., 2000. С. 11.

Бахрах, Д.Н. Структура аппарата управления. Свердловск. 1983. С. 5.

[7] См. Административное право России. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. П.И. Кононова. М., 2006. С. 88.

[8] См.: Буиеева, Ю.А. Теоретические проблемы административной правосубъектности гражданина: Автореф. дис. канд. юрид. наук. 12.00.01. Нижний Новгород, 2000. С. 20.

[9] См.: Матузов, Н.И., Малько, A.B. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2002. С. 185.

[10] См.: Бахрах, Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1993. С. 24-25., Старч- ловЮ.Н. Административное право. Воронеж, 2001.С. 22-23.

[11] Выше мы указали на особенности положения вузов относительно публичных управленческих структур. По­этому, лишь обозначим их для целен раскрытия элементов и понятия административно-правового статуса вуза.

[13] См.: Бахрах, ДН. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1993. С. 25.

[14] Ренов, Э.Н. Государственное учреждение - субъект административного права (на примере учреждений куль­туры)// Межвузовский сборник научных трудов. СЮИ. Свердловск. 1985. С.110.

Цель освоения дисциплины

овладение студентами знаниями об основных понятиях и закономерностях, организационно-правовых основах государственного управления во всех сферах общественной жизни, навыков владения юридической терминологией, работы с правовыми актами, разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права, а также анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, правоприменительной и правоохранительной практики.

Содержание учебной дисциплины

Административное право – отрасль российского права, наука и учебный курс. Понятие административного права. Предмет административного права. Методы административного права. Суть императивного метода в административном праве. Соотношение методов административного права с методами иных отраслей права. Система отрасли административного права. Общая и особенная части административного права. Роль и место административного права в правовой системе России.

Понятие административно-правовой нормы. Структура административно-правовой нормы. Особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Способы осуществления реализации (формы реализации) административно-правовых норм. Источники административного права и их виды. Действие административно-правовых норм во времени.

Понятие административно-правового отношения. Структура административно-правового отношения. Субъекты административно-правового отношения. Объекты административно-правового отношения. Содержание административно-правового отношения. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений. Особенности административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений.

Понятие субъектов административного права. Административно-правовой статус человека и гражданина. Административная правосубъектность личности. Административная правоспособность личности. Административная дееспособность личности. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Специальные административно-правовые статусы физических лиц.

Административно-правовой статус Президента РФ. Органы исполнительной власти как субъекты административного права.

Президент в системе государственной власти, его полномочия. Правовой статус и структура Администрации Президента РФ. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти. Понятие органа исполнительной власти. Административно-правовой статус органа исполнительной власти и его содержание. Компетенция органа исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Административно-правовой статус Правительства РФ. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ. Полномочия Президента РФ по руководству органами исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.

Система публичной службы. Государственная служба: понятие, принципы, правовые основы. Федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации. Правовой статус государственного гражданского служащего. Поступление на государственную и муниципальную службу. Прохождение государственной гражданской службы. Государственные гарантии на государственной гражданской службе. Поощрения и награждения, служебная дисциплина на государственной гражданской службе. Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения государственных и муниципальных служащих. Прекращение служебных отношений: основания и порядок. Особенности прохождения военной службы. Государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами. Муниципальная служба как вид публичной службы: основы системы правового регулирования.

Юридические лица и иные организации, включая общественные объединения, как субъекты административного права

Понятие и виды юридических лиц как субъектов административного права. Их административно-правовой статус. Специальные административно-правовые статусы юридических лиц публичного права. Особенности административно-правового статуса иных организаций. Административно-правовой статус общественных объединений.

Понятие и виды административно-правовых форм реализации исполнительной власти. Понятие и признаки правовых актов исполнительной власти. Нормативные правовые акты исполнительной власти. Индивидуальные (ненормативные) правовые акты исполнительной власти. Виды нормативных актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти. Административные соглашения (договоры) как правовая форма реализации исполнительной власти.

Административный (внесудебный) порядок обжалования действий и решений, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан. Оспаривание нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Понятие и признаки административно-правовых методов реализации исполнительной власти. Виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти. Содержание административно-правовых методов реализации исполнительной власти. Административно-правовое убеждение: понятие, виды, правовые основы, значение и виды. Содержание методов административного принуждения. Виды административно-правового принуждения. Сущность и виды административно-предупредительных мер. Сущность и виды мер административного пресечения. Меры административной ответственности.

Понятия и содержание разрешительной системы в Российской Федерации. Правовое регулирование разрешительной системы. Элементы разрешительной системы. Лицензирование отдельных видов деятельности. Разрешительная деятельность уполномоченных органов исполнительной власти.

Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти. Осуществление государственного контроля и надзора

Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Механизмы предотвращения коррупции. Контроль как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Виды государственного контроля. Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Понятие, содержание и особенности административного надзора. Виды административного надзора. Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора за обеспечением режима законности в деятельности органов исполнительной власти. Правовые формы прокурорского реагирования на нарушения законности.

Административно-деликтное право. Понятие административной ответственности. Административные правонарушения и их субъекты

Понятие и основные черты административной ответственности. Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения. Признаки состава административного правонарушения. Субъект административного правонарушения. Субъективная сторона состава административного правонарушения. Вина как характеристика субъективный стороны и обязательный признак состава административного правонарушения. Формы вины субъекта административного правонарушения. Критерии совершения умышленного административного правонарушения. Прямой и косвенный умысел. Критерии совершения неосторожного административного правонарушения. Самонадеянность и небрежность. Факультативные признаки субъективной стороны состава административного правонарушения. Объект как элемент состава административного правонарушения. Объективная сторона состава административного правонарушения. Материальные и формальные составы административных правонарушений. Обязательные признаки объективной стороны материальных и формальных составов административных правонарушений. Факультативные признаки объективной стороны составов административных правонарушений. Особенности административной ответственности юридических лиц. Актуальные проблемы соотношения административной и уголовной ответственности.

Понятие административного наказания. Цели административного наказания. Система административных наказаний. Предупреждение. Административный штраф. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Дисквалификация. Административное приостановление деятельности. Обязательные работы. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Общие правила и сроки назначения административного наказания. Система субъектов административной юрисдикции. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. Доказательства по делам об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Постановления и определения по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административное обжалование (административная юрисдикция) и судебное обжалование (административная юстиция) актов управления в Российской Федерации

Генезис административной юстиции в дореволюционной России. Советский период административной квазиюстиции. Постсоветский период развития административной юстиции. Административное судопроизводство. Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Административное дело: понятие и виды административных споров согласно КАС РФ. Рассмотрение административных дел в административном порядке (внесудебном и досудебном): цели, задачи, порядок рассмотрения.

Дьякова Екатерина

  • субъективный (п.4 ст. 110 НК РФ);
  • объективный (ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ);
  • безвиновная ответственность организаций или объективное вменение (примечание к ст. 1.5, ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ).

КС: Привлечение организации к ответственности без установления указанной в КоАП формы вины – возможно

Суд постановил, что при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о наличии вины юрлица, и невозможности установления умысла со стороны его работников наступает ответственность за неосторожное административное правонарушение

Теоретики классического (субъективного) подхода не признают юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности, поскольку вина, по их мнению, тесно связана с психическим состоянием лица по отношению к совершенному противоправному деянию и последствиям, которые оно повлекло.

Юридическое лицо, не обладающее психикой, волей, не может, соответственно, иметь какого-либо психического отношения к действиям, которые оно совершает.

То есть вина юрлица – это некая абстракция, в основе которой лежит реальная вина представляющих его физических лиц. Следовательно, для констатации вины юрлица необходимо выяснить форму вины сотрудников. Установленная форма вины коллектива или отдельных ответственных лиц и будет считаться виной юрлица. Именно такой подход применен в НК РФ, о чем также упомянуто в Постановлении № 17-П.

Однако в основу определения вины юрлица, предусмотренного в КоАП РФ, поставлена иная позиция большинства теоретиков права, построенная на объективном подходе. Вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов, обусловленных дезорганизацией его деятельности, непринятием необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, отсутствием усилий по предупреждению правонарушений и устранению их причин.

Таким образом, юрлицо признается виновным исходя из его фактических действий – принятия или непринятия всех мер, необходимых для исполнения возложенных на него законом обязанностей.

На мой взгляд, КС допускает тем самым применение комплексного подхода при установлении вины юридического лица, возлагая на суд обязанность учесть все значимые для дела обстоятельства и обосновать их в постановлении по делу, квалифицировав деяние как совершенное умышленно или по неосторожности.

В связи с этим наиболее предпочтительным представляется комплексный подход, вобравший в себя достоинства как субъективного, так и объективного подходов. Однако применение комплексного подхода в административном праве требует системного единства правового регулирования. Полагаю, именно поэтому КС в обсуждаемом постановлении не исключил возможность дальнейшего совершенствования законодателем правового регулирования административной ответственности юрлиц. Он указал, что вина в конституционном смысле – как универсальная категория для всех видов юридической ответственности и для всех субъектов права, включая физических и юридических лиц, – представляет собой основанные на характеристиках субъекта права пределы, в которых он может нести ответственность сообразно конституционным принципам равенства, справедливости и соразмерности.

По сути, КС напомнил, что любая человеческая деятельность предполагает необходимость ее согласования с требованиями общества и его ценностями. Совершая определенные действия, лицо должно осознавать их результаты, а следовательно –социальную значимость. Исходя из этого, при осуществлении деятельности каждый субъект права обязан действовать ответственно, поскольку результаты его деятельности оцениваются.

В то же время лицо ответственно лишь в той степени, в какой правонарушение выражает отрицательное отношение к общественным ценностям и насколько оно при умысле осознавало или должно (и могло) сознавать при неосторожности, что им осуществляется посягательство на общественные отношения, охраняемые обществом и государством. Отсутствие осознания или возможности осознания такого посягательства исключает вину – следовательно, и ответственность за правонарушение.

Читайте также: