Декларация прав человека и гражданина во франции и сша что общего

Обновлено: 25.06.2024

Декларация прав человека и гражданина — это наиболее важный документ периода Великой французской революции, который определял индивидуальные человеческие права.

Декларация была принята 26 августа 1789 года Национальным учредительным собранием. В основу ее идей легла концепция свободы и равноправия, принадлежащим каждому от рождения. Естественными правами объявлялись:

  • свобода личности;
  • свобода убеждений;
  • свобода слова;
  • право на сопротивление угнетению.

История принятия Декларации

В 1789 году во Франции сложилась революционная ситуация. Разорённые налогами, феодальными повинностями и неурожаем 1788 года крестьяне массами приходили в города, пополняя ряды нищих.

Учредительное собрание 1789 года (Национальное учредительное собрание) — это учредительное собрание представителей народа, которое было организовано депутатами Генеральных Штатов 17 июня 1789 года.

9 июля Жан-Жозеф Муниер, депутат Национального собрания от области Дофине, предложил, чтобы текст Конституции предваряла Декларация. Многие депутаты составили свои проекты деклараций: Жильбер де Ла Файет предложил первоначальный проект, затем над ним работали Ги-Жан-Батист Тарже, Мирабо, Мунье, Сийес и Гуж-Карту.

Решающим событием в развитии ситуации было парижское восстание 14 июля 1789 года, ставшее началом революции. Это укрепило позицию национального собрания, ставшего называться Учредительным, и фактически передавшего власть крупной буржуазии.

Учредительное собрание 4 августа 1789 года постановило, что Конституция будет предварена Декларацией.

Учредительное собрание 12 августа постановило создать комитет в составе пяти депутатов, которые отвечали за рассмотрение разных проектов декларации, объединение их в один и представление окончательного проекта 17 августа. 13 августа были назначены члены комитета: Мирабо, Ла Люзерн, Демонье, Тронше и Редон. Комитет выполнил задачу: 17 августа он представил проект декларации прав человека, состоящий из девятнадцати статей, которым предшествовала преамбула.

Готовые работы на аналогичную тему

Через два дня Учредительное собрание решило, что текст проекта Декларации будет обсуждаться постатейно на основе проекта, состоящего из двадцати четырёх статей, предложенного шестым бюро (одно из подразделений Учредительного собрания) под руководством Шампьона де Сисе. Проект сильно изменился при обсуждении. Анри Грегуаром было предложено, чтобы Декларацию прав человека и гражданина сопровождали обязанности.

20-26 августа 1789 года депутаты Учредительного собрания постатейно обсуждали и принимали текст Декларации. 20 августа 1789 года были приняты преамбула и три статьи, 21 августа – статьи 4–6; 22 августа – статьи 7–9; 23 августа – статья 10; 24 августа – статьи 11-13; 26 августа – последние четыре статьи.

26 августа 1789 года обсуждение Декларации было прервано после принятия 17-ой статьи, касающейся права собственности, чтобы депутаты обсудили статьи Конституции.

Статья первая Декларации гласит:

Принятие Декларации

Декларация была утверждена 26 августа 1789 года. В ней отразилась теория естественного права, которую пропагандировали философы-просветители, и которая стала идеологическим основанием для борьбы со Старым Режимом. В Декларации были сформулированы ряд гуманистических и демократических принципов.

Провозглашение свободы и равенства естественными неотчуждаемыми правами, а также идеи народного суверенитета было направлено против сословного строя и деспотизма.

Судьба Декларации

Декларация была полностью включена в конституцию 1791 года. В измененном виде она составляла первую главу конституции 1793 года. Здесь она состояла из 35 пунктов, из которых последний гласил:

Другой новой чертой были пункты 21 и 22, признавшие, что общество обязано помогать неимущим согражданам, доставляя работу или обеспечивая пропитание, и что общество обязано всем предоставить возможность учиться.

В конституцию 1795 года Декларация тоже была включена, но в измененном виде. Отдел прав из 22 пунктов, и непоследовательно включенный отдел обязанностей. В конституцию 1799 года Декларация не включалась.

До сих пор Декларация лежит в фундаменте конституционного права Франции. Ее положения подтверждены французской конституцией 1958 года. Конституционный совет в 1971 году признал Декларацию документом, обязательным к юридическому исполнению, нарушения которого приравниваются к неконституционности.


Декларация прав человека и гражданина ( по- французски: Декларация прав l'Homme и др дю citoyen де 1789 ), установленный во Франции Национальное учредительное собрание в 1789 году, является человеком гражданских прав документ от Французской революции . [1]

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание документа во многом основывалось на идеалах Просвещения. [5] Основные черновики были подготовлены Лафайетом, временами работая со своим близким другом Томасом Джефферсоном. [6] [7] В августе 1789 года аббат Эммануэль Жозеф Сийес и Оноре Мирабо сыграли центральную роль в концептуализации и составлении окончательной Декларации прав человека и гражданина. [8] [9]

Последняя статья Декларации прав человека и гражданина была принята 26 августа 1789 года Национальным учредительным собранием в период Французской революции как первый шаг к написанию конституции Франции. Вдохновленный эпохой Просвещения , первоначальная версия Декларации обсуждалась представителями на основе проекта из 24 статей, предложенного шестым бюро [ пояснить ] , [10] [11] во главе с Жеромом Шампьоном де Сисе . Позднее в ходе дебатов в проект были внесены изменения. Вторая и более длинная декларация, известная как Декларация прав человека и гражданина 1793 года., была написана в 1793 году, но официально так и не принята. [12]

Концепции Декларации проистекают из философских и политических обязанностей Просвещения , таких как индивидуализм , общественный договор, теоретизированный женевским философом Руссо , и разделение властей, поддержанное бароном де Монтескье . Как видно из текстов, французская декларация находилась под сильным влиянием политической философии эпохи Просвещения и принципов прав человека, как и предшествовавшая ей Декларация независимости США (4 июля 1776 г.).

В то время, когда это было написано, права, содержащиеся в декларации, были предоставлены только мужчинам. Более того, декларация была скорее видением, чем реальностью. Декларация не имела глубоких корней ни в практике Запада, ни даже во Франции того времени. Декларация возникла в конце 18 века в результате войны и революции. Он столкнулся с оппозицией, поскольку демократия и права личности часто рассматривались как синонимы анархии и подрывной деятельности . Эта декларация воплощает в себе идеалы и чаяния, за которые Франция обязалась бороться в будущем. [15]

Декларация также провозгласила принципы народного суверенитета , в отличие от божественного права королей, которое характеризовало французскую монархию, и социального равенства между гражданами: «Все граждане, будучи равными перед законом, одинаково приемлемы для всех. достоинства, места и занятия, в соответствии с их способностями и без различия, кроме их добродетелей и талантов, "устраняя особые права знати и духовенства. [17]

Статья I. Мужчины рождаются и остаются свободными и равноправными. Социальные различия могут быть основаны только на общем благе.

Статья II . Целью любого политического объединения является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья III - Принцип любого суверенитета в основном принадлежит нации. Ни одно тело, ни одно лицо не может осуществлять какую-либо власть, которая не исходит напрямую от нации.

Статья IV - Свобода состоит в том, чтобы делать все, что не причиняет вреда другим: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет только те границы, которые гарантируют другим членам общества осуществление этих же прав. Эти границы могут быть определены только законом.

Статья V - Закон имеет право запрещать только действия, наносящие вред обществу. Нельзя препятствовать всему, что не запрещено законом, и никого нельзя принуждать делать то, что он не приказывает.

Статья VI . Закон - это выражение общей воли . Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Оно должно быть одинаковым для всех, либо оно защищает, либо наказывает. Все граждане, будучи равными в его глазах, в равной степени допускаются ко всем общественным достоинствам, местам и занятиям в соответствии со своими способностями и без различия, кроме их добродетелей и талантов.

Статья VII - Никто не может быть обвинен, арестован или задержан, кроме как в случаях, определенных законом, и в соответствии с установленными им формами. Те, кто запрашивает, отправляет, выполняет или заставляет выполнять произвольные приказы, должны быть наказаны; но любой гражданин, вызванный или задержанный в соответствии с законом, должен немедленно подчиниться; он обвиняет себя в сопротивлении.

Статья VIII - Закон должен устанавливать только строгие и очевидные наказания, и никто не может быть наказан иначе, как в соответствии с законом, установленным и обнародованным до совершения правонарушения и применяемым по закону.

Статья IX. Любой человек, считающийся невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным, если его арестовать необходимо, любая строгость, которая не является необходимой для обеспечения безопасности его личности, должна подвергаться суровому выговору по закону.

Статья X. Никто не может быть обеспокоен своими взглядами, даже религиозными, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Статья XII . Гарантия прав человека и гражданина требует наличия общественной силы: таким образом, эта сила создается для всеобщего блага, а не для особой пользы тех, кому она доверяет.

Статья XIII. Для содержания государственных сил и административных расходов необходим общий взнос; он должен быть равномерно распределен между всеми гражданами в соответствии с их платежеспособностью.

Статья XIV - Каждый гражданин имеет право самостоятельно или через своих представителей установить необходимость государственного налога, свободно соглашаться с ним, знать, для каких целей он применяется, и определять пропорцию, основу, взимаемость. , и продолжительность.

Статья XV - Общество имеет право запросить отчет у любого государственного агента своей администрации.

Статья XVI. Любое общество, в котором не гарантируются права и не определено разделение властей, не имеет Конституции.

Статья XVII - Собственность, являющаяся неприкосновенным и священным правом, никто не может быть лишен права личного пользования, если этого не требует общественная необходимость, установленная законом, и при условии справедливой и предварительной компенсации.

Концепция пассивных граждан была создана, чтобы охватить те группы населения, которые были исключены из политических прав в Декларации прав человека и гражданина. Из-за требований, предъявляемых к активным гражданам, право голоса было предоставлено примерно 4,3 миллионам французов [21] из примерно 29 миллионов населения. [ необходима цитата ] В эти пропущенные группы входили женщины, рабы, дети и иностранцы. Поскольку за эти меры проголосовала Генеральная Ассамблея, они ограничили права определенных групп граждан при осуществлении демократического процесса новой Французской Республики (1792–1804 гг.) . [20] Этот закон, принятый в 1789 году, был изменен создателями Конституции III года с целью устранения ярлыка активного гражданина. [22] Однако право голоса должно было быть предоставлено исключительно владельцам значительной собственности. [22]

Декларация прав женщины и женщины-гражданина построена по образцу Декларации прав человека и гражданина, имеет ироническую формулировку и разоблачает провал Французской революции , которая была посвящена равенству . В нем говорится, что:

Эта революция вступит в силу только тогда, когда все женщины полностью осознают свое плачевное положение и права, которые они потеряли в обществе.

Ужасные условия жизни тысяч рабов в Сен-Доминго, самой прибыльной рабской колонии в мире, привели к восстаниям, которые будут известны как первое успешное восстание рабов в Новом Свете. Свободные цветные люди были частью первой волны восстания, но позже власть взяли на себя бывшие рабы. В 1794 году Конвенция, в которой доминировали якобинцы, отменила рабство, в том числе в колониях Сен-Доминго и Гваделупа. Однако Наполеон восстановил его в 1802 году и попытался восстановить контроль над Сен-Доминго, отправив тысячи солдат. Понеся потери двух третей мужчин, многие из которых из-за желтой лихорадки, французы покинули Сен-Доминго в 1803 году. Наполеон отказался от Северной Америки и согласился на покупку Луизианы.США. В 1804 году лидеры Сен-Доминго объявили его независимым государством, Республикой Гаити , второй республикой Нового Света.

Широкая личная свобода, предоставленная гражданам в этом документе, привела к декриминализации гомосексуализма в соответствии с недавно пересмотренным законом от 25 сентября - 6 октября 1791 года. Хотя гомофобия и дискриминационные законы все еще существовали, Франция и страны, принявшие французское уголовное наказание, Кодекс не криминализировал однополые отношения между взрослыми людьми по обоюдному согласию наедине.

В провозглашении независимости Демократической Республики Вьетнам 1945 года упоминается первая строка Декларации. [34]

Декларация прав человека и гражданина — это наиболее важный документ периода Великой французской революции, который определял индивидуальные человеческие права.

Декларация была принята 26 августа 1789 года Национальным учредительным собранием. В основу ее идей легла концепция свободы и равноправия, принадлежащим каждому от рождения. Естественными правами объявлялись:

  • свобода личности;
  • свобода убеждений;
  • свобода слова;
  • право на сопротивление угнетению.

История принятия Декларации

В 1789 году во Франции сложилась революционная ситуация. Разорённые налогами, феодальными повинностями и неурожаем 1788 года крестьяне массами приходили в города, пополняя ряды нищих.

Учредительное собрание 1789 года (Национальное учредительное собрание) — это учредительное собрание представителей народа, которое было организовано депутатами Генеральных Штатов 17 июня 1789 года.

9 июля Жан-Жозеф Муниер, депутат Национального собрания от области Дофине, предложил, чтобы текст Конституции предваряла Декларация. Многие депутаты составили свои проекты деклараций: Жильбер де Ла Файет предложил первоначальный проект, затем над ним работали Ги-Жан-Батист Тарже, Мирабо, Мунье, Сийес и Гуж-Карту.

Решающим событием в развитии ситуации было парижское восстание 14 июля 1789 года, ставшее началом революции. Это укрепило позицию национального собрания, ставшего называться Учредительным, и фактически передавшего власть крупной буржуазии.

Учредительное собрание 4 августа 1789 года постановило, что Конституция будет предварена Декларацией.

Учредительное собрание 12 августа постановило создать комитет в составе пяти депутатов, которые отвечали за рассмотрение разных проектов декларации, объединение их в один и представление окончательного проекта 17 августа. 13 августа были назначены члены комитета: Мирабо, Ла Люзерн, Демонье, Тронше и Редон. Комитет выполнил задачу: 17 августа он представил проект декларации прав человека, состоящий из девятнадцати статей, которым предшествовала преамбула.

Готовые работы на аналогичную тему

Через два дня Учредительное собрание решило, что текст проекта Декларации будет обсуждаться постатейно на основе проекта, состоящего из двадцати четырёх статей, предложенного шестым бюро (одно из подразделений Учредительного собрания) под руководством Шампьона де Сисе. Проект сильно изменился при обсуждении. Анри Грегуаром было предложено, чтобы Декларацию прав человека и гражданина сопровождали обязанности.

20-26 августа 1789 года депутаты Учредительного собрания постатейно обсуждали и принимали текст Декларации. 20 августа 1789 года были приняты преамбула и три статьи, 21 августа – статьи 4–6; 22 августа – статьи 7–9; 23 августа – статья 10; 24 августа – статьи 11-13; 26 августа – последние четыре статьи.

26 августа 1789 года обсуждение Декларации было прервано после принятия 17-ой статьи, касающейся права собственности, чтобы депутаты обсудили статьи Конституции.

Статья первая Декларации гласит:

Принятие Декларации

Декларация была утверждена 26 августа 1789 года. В ней отразилась теория естественного права, которую пропагандировали философы-просветители, и которая стала идеологическим основанием для борьбы со Старым Режимом. В Декларации были сформулированы ряд гуманистических и демократических принципов.

Провозглашение свободы и равенства естественными неотчуждаемыми правами, а также идеи народного суверенитета было направлено против сословного строя и деспотизма.

Судьба Декларации

Декларация была полностью включена в конституцию 1791 года. В измененном виде она составляла первую главу конституции 1793 года. Здесь она состояла из 35 пунктов, из которых последний гласил:

Другой новой чертой были пункты 21 и 22, признавшие, что общество обязано помогать неимущим согражданам, доставляя работу или обеспечивая пропитание, и что общество обязано всем предоставить возможность учиться.

В конституцию 1795 года Декларация тоже была включена, но в измененном виде. Отдел прав из 22 пунктов, и непоследовательно включенный отдел обязанностей. В конституцию 1799 года Декларация не включалась.

До сих пор Декларация лежит в фундаменте конституционного права Франции. Ее положения подтверждены французской конституцией 1958 года. Конституционный совет в 1971 году признал Декларацию документом, обязательным к юридическому исполнению, нарушения которого приравниваются к неконституционности.

Видя всеобщее недовольство, король Франции в 1789 году был вынужден впервые за 175 лет созвать Генеральные штаты.

Декларация прав человека и гражданина

Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.

Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, [28]в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.

5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.

7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.

10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.

11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.

12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.

13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.

14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.

15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.

16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.

17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

Читайте также: