Дебюрократизация государственного аппарата как перспективное направление противодействия коррупции

Обновлено: 30.06.2024

В широком смысле бюрократизм есть не что иное, как форма социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров государственной власти от интересов большинства членов этой организации; в доминировании формы над содержанием работы.

Государственная организация может иметь бюрократию, но должна исключить бюрократизм. Бюрократизм – это формализм, бездушие, крючкотворство, произвол, стяжательство. Ничего общего он не имеет с организацией и управлением. Именно поэтому так оперативно и последовательно решается в нашем государстве вопрос о дебюрократизации государственного аппарата.

Одним из главных направлений борьбы с причинами бюрократизации следует считать непрерывное совершенствование вертикали власти и государственного управления, повышение ее эффективности через разработку соответствующего комплекса правовых и организационных мер, исключающих промежуточные инстанции, дублирование функций, расплывчатость прав и обязанностей.

Необходимо отметить и идеологический аспект дебюрократизации государственного управления. Это последовательный курс на демократизацию отношений между представителями государственной власти и гражданами, между государством и гражданским обществом. Под дебюрократизацией следует понимать такие формы и методы, которые позволяют ускорить принятие решений и максимально учесть законные интересы граждан. Необходимо вырабатывать уважительное отношение к человеку.

Одна из важных составляющих в построении государства для народа – повышение эффективности работы с обращениями граждан. Вроде бы у нас создана система работы с обращениями граждан, способная обеспечить своевременное и качественное решение волнующих население вопросов. Вместе с тем имеют место многочисленные факты формального отношения к обращениям людей, нарушения сроков рассмотрения вопросов граждан, да и просто бездушных отписок, когда человек получает по форме нечто правильное, а по сути – издевательство.

В Беларуси, в отличие от западных стран, пока не сформированы мощные политические партии. Партии есть, но все они находятся в эмбриональном состоянии и не способны ни бороться за власть, ни, тем более, управлять обществом. И не потому, что кто-то препятствует формированию партий. Просто пока еще не назрела историческая потребность в политических партиях. Всему свое время. На наш взгляд, отсутствие мощных политических партий обусловлено еще и тем, что большинство граждан республики доверяют президенту и именно с ним и институтом президентства связывают свои надежды на улучшение условий жизни. Надо сказать и о том, что в условиях радикальных общественных трансформаций (а именно этот исторический этап проходит Беларусь) необходимо сохранять управляемость государства. Достигается эта задача с помощью сильной и компетентной власти.




Почему надо не ослаблять, а, наоборот, усиливать регулирующую роль государства? Тут ряд серьезных причин. Если исходить из внешних факторов, то нельзя не учитывать того обстоятельства, что современное мировое сообщество выстраивает новую конфигурацию. Понятно, что со слабыми, разбалансированными государствами никто в таких условиях считаться не будет. Чтобы с нами в мире считались, Беларусь должна быть монолитным и самодостаточным государством.

Не менее весомы и внутренние причины, побуждающие укреплять государство, в том числе все ветви власти. Мы отвели нашу страну от опасной черты, не дали осуществиться катастрофе. Но это не означает, что все проблемы решены. Наоборот, они вновь и вновь появляются. Как, например, проблемы, связанные с мировым финансово-экономическим кризисом. И только сильное государство в состоянии их успешно разрешать.

Построение государства для народа – закономерный этап развития нашей страны в современных условиях. Успех на этом пути зависит от сознательных усилий каждого управленца, каждого конкретного органа государственной власти, всех граждан Республики Беларусь.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государство?

2. Назовите основные элементы государства.

3. Каковы основные концепции происхождения государства?

4. Что понимается под суверенитетом?

5. Что такое монополия на законное насилие?

6. В чем сущность республиканской формы правления?

7. Каковы основные черты монархической формы правления?

8. Раскройте содержание президентской республики, парламентской республики и смешанной республики.

9. В чем суть абсолютной монархии, парламентской монархии и дуалистической монархии?


Статья посвящена исследованию системы совершенствования государственной политики в сфере противодействия коррупции. Автором на основании анализа компетентных источников выделены перспективные направления реализации антикоррупционной политики в современных условиях развития социально-экономических процессов. Выделена и обоснована роль эффективной и открытой системы принятия решений относительно мер предупреждения и борьбы с коррупцией в России.

Ключевые слова: коррупция, государственная политика, противодействие, антикоррупционная политика, общество, система.

Демократические преобразования, которые сейчас происходят в Российской Федерации (РФ), сопровождаются сложными процессами реформирования политических, экологических и правовых отношений. Одной из важнейших составных частей этого процесса является предотвращение и противодействие коррупции. На сегодня в России зафиксировано относительно высокий уровень коррупции, признанный не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но и отечественными представителями высших органов законодательной и исполнительной власти. Таким образом, одним из самых актуальных вопросов современного развития РФ остается настоятельная необходимость совершенствования государственной антикоррупционной политики как неотъемлемой составляющей общей и всеобъемлющей внутренней политики страны. В этом контексте первоочередной задачей является разработка и научное обоснование механизмов противодействия коррупции.

Целью статьи является исследование современного состояния государственной политики России в сфере противодействия коррупции с установлением проблемных вопросов в процессе преодоления этого негативного явления и описанием перспективных направлений ее совершенствования.

Результаты анализа научных работ и публикаций по вопросам предотвращения и противодействия коррупции зарубежных и отечественных специалистов позволили прийти к выводу, что в России, как и во всем мире, коррупция отнесена к главным политическим, экономическим и социальным проблемам. Она признана одним из самых угрожающих явлений современности, способным мотивировать незаконную деятельность, тормозить экономическое развитие, нести угрозу многим элементам конституционного и общественного строя, а также национальной безопасности государства. Коррупция подрывает основы демократического устройства, доверие к власти, нарушает принципы права, справедливости и равенства перед законом, ответственности за совершенное деяние, честной конкуренции, приводит к росту теневой экономики и падению авторитета государства в международном сообществе [2].

С начала 1990-х годов правительство России принимало меры по разработке стратегии преодоления коррупции в государстве, разрабатывало соответствующие документы в форме государственных программ, планов, концепций и пр. При отсутствии системного противодействия коррупции со стороны государства и общества, это явление, независимо от его вида, способно к широкому распространению, поэтому эффективность предотвращения и противодействия коррупции в процессе социальной стабилизации и институционального становления российского государства приобретает особое значение. Концентрация власти в руках ограниченного круга лиц и их подотчетность способны привести к оказанию гипертрофированных полномочий административному аппарату, что приводит к ухудшению не только экономического, но и политического положения в государстве. В связи с этим особую опасность приобретает политическая коррупция, распространение которой приводит к торможению реформ, способствует деятельности коррумпированных кланов, организованной преступности, усложняет отношения с другими государствами и в целом дискредитирует отношение к стране и ее руководству как на внутреннем, так и на внешнем уровнях [4].

Опыт борьбы с коррупцией — как отечественный, так и мировой — показывает, что уничтожить ее полностью как социальное явление невозможно. Реальной целью антикоррупционной политики могут быть уменьшение уровня и локализация коррупции в обществе, изменение ее характера, ограничения ее влияния на социально-политические и экономические процессы [5]. Анализируя антикоррупционную политику России, следует назвать факторы влияния на уровень коррупции:

– непрозрачность деятельности и не подотчетность органов государственной власти;

– отсутствие (или очень малый процент) политического влияния на предотвращение и противодействие коррупции, неэффективное участие в этой работе правоохранительных структур и органов национальной безопасности государства;

– разветвленность разрешительно-регуляторной системы;

– чрезмерное влияние определенных олигархических групп на принятие государственных решений и процедуру кадровых назначений.

Сегодня принятие антикоррупционного законодательства, создание соответствующих субъектов противодействия коррупции проходит под давлением гражданского общества на органы государственной власти. Поэтому не случайно, что имплементация антикоррупционного законодательства происходит при отсутствии политической воли относительно эффективности противодействия коррупции. Об этом свидетельствует и факт сложного формирования состава созданных институтов борьбы с коррупцией, промедление с началом их практической работы и трудностями, возникающими на пути их деятельности. Как результат, ожидаемые от антикоррупционной реформы изменения по уменьшению коррупционных проявлений, утверждение стандартов добропорядочного поведения в деятельности представителей властных структур и бизнеса, минимизация в их деятельности коррупционных рисков, повышение прозрачности и подотчетности как органов власти в целом, так и отдельных должностных лиц перед обществом не находит своего реального воплощения [3].

Несмотря на множество государственных и общественных институтов, многие исследователи отмечают несовершенство антикоррупционной политики, которое заключается в бессистемности и недостаточной продуманности некоторых законодательных положений. Общий анализ системы предотвращения коррупции в России позволяет сделать вывод, что пока власти не демонстрируют решимости к построению устойчивой и эффективной системы предотвращения коррупции, потому как носители политической воли оказываются незаинтересованными и не готовы реализовывать антикоррупционные реформы на практике. Учитывая вышесказанное, мероприятия по совершенствованию государственной антикоррупционной политики в РФ следует направлять на улучшение отечественных антикоррупционных законов и институциональной системы, а также учитывать необходимость популяризации антикоррупционных практик в частном секторе.

Специальные меры по борьбе с коррупцией должны разрабатываться индивидуально для различных подразделений, сфер деятельности, которые считаются наиболее уязвимыми. То есть специальные меры должны приниматься не по отдельности, а в сочетании с общими мерами или как дополнение к ним. Таким образом, одни рекомендации пригодны для нескольких целевых отраслей, а другие (особенно специализированные) могут быть применены лишь в ограниченных областях. В России созданы достаточные законодательные предпосылки для развития эффективного государственного механизма предотвращения и противодействия коррупции, но при создании новой отечественной антикоррупционной модели следует использовать универсальный подход к сочетанию деятельности множества общественных институтов в пределах одного учреждения превентивной и регрессивной функции.

Следующее направление совершенствования государственной антикоррупционной политики — привлечение новых кадров. Отсутствие компетентных исполнителей в сфере государственного управления часто становится критической недостатком, препятствующим эффективному функционированию антикоррупционной модели. К реализации антикоррупционных мер должны привлекаться эксперты, компетентные специалисты сфер права и менеджмента, зарубежные консультанты.

Современные процессы информатизации общественных процессов и цифровизации экономики предполагает использование в системе государственной политики противодействия коррупции технологических достижений, что, во-первых, должно привести к уменьшению количества личных контактов граждан с государственными чиновниками, а во-вторых, будет способствовать повышению стандартов прозрачности и упрощению решения задач по обеспечению эффективного мониторинга качества предоставления административных услуг. Целесообразно отметить, что использование новейших технологий для целей государственной антикоррупционной политики будет способствовать повышению общей эффективности государственного управления. Кроме того, следует учитывать, что технологическое развитие также требует привлечения компетентных исполнителей.

Поскольку общество выступает основным заказчиком преодоления коррупции, его представители и активные деятели не должны оставаться за пределами модели государственной антикоррупционной политики. Для этого в рамках ее совершенствования необходимо обеспечить стратегическую коммуникацию [1]. В рамках антикоррупционной политики следует предусматривать возможность учета общественного мнения и преобладающих настроений в обществе для корректировки самой политики. Кроме того, возможности для принятия должностными лицами в одностороннем порядке решений ограничиваются в условиях прозрачности, открытости деятельности должностных лиц, существование единых, четких и понятных критериев оценки процесса принятия решений, наличия разработанных альтернативных вариантов решения, которые открыто обсуждаются и разрабатываются. Оптимальное решение должно приниматься взвешенно, экономически обоснованно, а результаты выполнения принятых решений должны быть измеряемыми с помощью соответствующих показателей. Основой государственной антикоррупционной политики должны стать показатели восприятия общественностью коррупционных проявлений и оценка их общественной опасности. Важным мероприятием по совершенствованию государственной антикоррупционной политики в рамках развития государственно-частного партнерства является разработка и внедрение типовой антикоррупционной программы юридических лиц, которая должна обязательно включать такие принципы и требования, как: системность целеполагания, абсолютная прозрачность бюджетных поступлений и расходов, избрание частного партнера на конкурентной основе, конструктивность.

Выводы . Итак, из вышеизложенного материала можно подытожить, что целями антикоррупционной политики в России должно стать снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач: предупреждение коррупционных правонарушений; создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус; обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; формирование антикоррупционного общественного сознания; содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации; создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная антикоррупционная политика, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, Россия, государственная политика, коррупция, сфера противодействия коррупции, антикоррупционное законодательство, государственная власть, государственное управление.

Читайте также: