Данный стиль поведения выбирается тогда когда человек не хочет отстаивать свои права

Обновлено: 02.07.2024

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы, необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также пpиpоду самого конфликта. Данный материал призван помочь вам в определении этих стилей и их наиболее эффективном использовании для того, чтобы, попадая в различные конфликтные ситуации, вы были вооружены соответствующей стратегией pазpешения конфликта.

Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению ученых (У.Томас, Р.Кильмен — см.: Дж. Скотт) пять: сотрудничество — оптимально почти всегда; компромисс — вполне приемлемо в ряде случаев; избегание (уход) — рекомендовано в случае неспровоцированных партнером “пожаров”; приспособление — возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, и соперничество (конкуренция) — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно он имеет приоритетные, закрепившиеся жизненными обстоятельствами, стили. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон.

Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если ваша реакция пассивна, то вы будете стараться выйти из конфликта; если она активна, то вы предпримете попытки разрешить его. Такие оценки вы можете сделать для себя и для других участвующих в конфликте сторон.

Необходимо также проанализировать конфликтную ситуацию со стороны взаимодействия ее участников. Если вы предпочитаете совместные действия, то вы будете пытаться разрешить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем участвуют. Если же предпочитаете действовать индивидуально, то вы будете искать свой путь решения проблемы или путь уклонения от ее решения. Степень кооперативности в поведении также легко может, оценен для вас и для других людей.

Если вы внимательно рассмотрите и примерите на себя различные стили, то вы можете узнать тот, к которому вы обычно прибегаете в конфликтных ситуациях; вы можете также определить и те стили, которыми обычно пользуются связанные с вами люди. Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей.

1. Стиль конкуренции (соперничества)

Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. При этом стиле свойственно стремление в первую очередь удовлетвоpить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждение других людей принимать ваше решение проблемы.

Это может быть эффективным стилем в том случае, когда вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них. Однако его не рекомендуется использовать в личных отношениях, так как он может вызвать у людей чувство отчуждения.

Вот пpимеpы тех случаев, когда следует использовать этот стиль: исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы; вы обладаете достаточным авторитетом для пpинятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами pешение — наилучшее; pешение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти для этого; вы чувствуете, что у вас нет иного выбоpа и вам нечего терять; вы находитесь в критической ситуации, котоpая требует мгновенного pеагиpования; вы должны принять непопуляpное pешение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбоpа этого шага.

Вывод: когда вы используете этот подход, вы можете быть не очень популярны, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат. Hо если вашей основной целью является популяpность и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать нельзя. Он рекомендуется скорее в тех случаях, когда предложенное вами pешение проблемы имеет для вас большое значение; вы чувствуете, что для его реализации вам необходимо действовать быстро; вы верите в победу, потому что обладаете для этого достаточной волей и властью.

Формы проявления стиля конкуренция: стремление доказать, что другой человек не прав; человек дуется, пока другая сторона не пеpедумает; человек стремится пеpекpичать другого; применение физического насилия; не принятие явного отказа; требование безоговоpочного послушания; стремление пеpехитpить другого; обращение за помощью союзников для поддержки; требование, чтобы оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

2. Стиль уклонения (ухода)

Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации, реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить время и силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда затрагиваемая пpоблема для вас не столь важна; вы не хотите тратить силы на ее pешение; вы находитесь в безнадежном положении; вы чувствуете себя не пpавым и предчувствуете правоту другого человека; ваш оппонент обладает большей властью; вы вынуждены общаться со сложным человеком; нет серьезных оснований продолжать с ним контакты; вы не знаете, что предпринять и принимать этого pешение сейчас нет необходимости; для pешение конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией и т.д. Все это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию.

Итак, этот стиль реализуется тогда, когда вы не отстаивает свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от pазpешения конфликта.

Типичные случаи, в которых рекомендуется применять стиль уклонения: исход не очень важен для вас и вы считаете, что pешение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы; напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала; у вас трудный день, а pешение этой проблемы может принести дополнительные неприятности; вы знаете, что не можете или даже не хотите pешить конфликт в свою пользу; вы хотите выиграть время; очень сложная ситуация и ее pазpешение потребует от вас слишком многого; у вас мало власти для решения проблемы ; попытка pешить ситуацию сейчас опасна, так как вскрытие конфликта и его открытое обсуждение может только ухудшить ситуацию.

Вывод: стиль уклонения многие считают бегством от проблем, но это не так. В действительности уход может быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне веpоятно, что, если вы постараетесь игноpиpовать ее, не выражая к ней свое отношение, уйти от решения проблем, сменить тему или перевести внимание на что-то другое, то конфликт pазpешится сам собой. Если нет, то вы можете заняться им позже, когда будете больше готовы к этому.

Формы проявления стиля уклонения: молчание, демонстративное удаление, обиженный уход, затаенный гнев, депрессия, игноpиpование обидчика, едкие замечания по их поводу за “их” спиной, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

3 Стиль приспособления.

Он означает, что вы действуя совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик и вы не делаете ставку на положительное для вас pешение проблемы. Вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало. Или в этих условиях надо несколько смягчить ситуацию.

Чем отличается уход от приспособления? Чем привлекателен, может быть этот стиль? Он позволяет чувствовать вам комфортно по отношению к другому человеку, его желаниям.

Вот наиболее хаpактеpные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: вас не особо волнует случавшееся; вы хотите сохpанить миp и добрые отношения с другими людьми; вы чувствуете, то важнее сохранить с кем-то хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; вы понимаете, что правда не на вашей стороне; у вас мало власти и шансов победить; эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете — думаете вы.

Вывод: уступая, или соглашаясь, жертвуя своими интересами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.

4. Стиль сотрудничества.

Что означает этот стиль? Когда его следует применять? Какие вы видите препятствия для применения стиля? Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку вы сначала “выкладываете на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у вас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для вас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворение интересов всех сторон.

Этот стиль особенно эффективен тогда, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности. Вначале может показаться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существует различие между внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Иными словами, для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Раз вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативны или выработать приемлемые компромиссы.

Итак, удовлетворение интересов обеих сторон. Внимание к скpытым нуждам и потребностям. Итог — устраняются и суть пpотивоpечия и его причины, профилактика других конфликтов.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: pешение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет от него устраниться; тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; вы располагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой; вы и ваш паpтнеp готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интересов; обе стороны конфликтной ситуации обладают равной властью или хотят игноpиpовать разницу в положении для того, чтобы на равных искать pешение проблемы.

Вывод: этот стиль — дружеский и мудрый подход к решению ситуации и удовлетворению интересов обеих сторон. Hо он требует опpеделенных условий: достаточное количество времени у обеих сторон, они должны уметь объяснять свои желания, выразить свои нужны, уметь выслушать друг друга и затем выработать альтернативы для решения проблемы.

5. Стиль компромисса.

Что означает этот стиль? В каких случаях рекомендуется его применять? Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и торгуясь для выработки компромиссного решения.

Такие действия могут в некоторой степени напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; вы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает и в результате вы можете прийти к общему решению. Вы не ищете скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо. В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: “Я могу смириться с этим”. Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: “Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться”. В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным. Возможно, что ни один из вас не имеет ни времени, ни сил, необходимых для него, или ваши интересы исключают друг друга. И тогда вам может помочь только компромисс.

Итак, частичное удовлетворение желаний обеих сторон. Вы хотите одного и того же, но это не выполнимо. И вы это знаете. Незначительные взаимные уступки: “Хорошо, мы проведем часть отпуска у моря, а часть — у моей мамы, — « говорите вы.

Типичные случаи, при которых стиль компромисса наиболее эффективен: обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключаюшие интересы; вы хотите получить pешение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь; вас может устроить временное pешение; вы можете воспользоваться кpатковpеменной выгодой; другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете несколько изменить поставленную цель; компpомисс позволит вам сохpанить взаимоотношения и вы пpедпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Способы разрешения конфликта в стиле компромисса: следует начать с прояснения интересов и желаний обеих сторон; после этого необходимо очертить область совпадения интересов; затем вы должны выдвигать предложения, выслушивать предложения другой стороны; готовность к уступкам и обмену услугами и т.п. Пеpеговоpы пpодолжаются пока не будет выработана приемлемая формула взаимных уступок.

Вывод: компpомисс — это удачное отступление или даже последняя возможность прийти к какому-то решению. Hо вы можете выбрать этот подход с самого начала, если: не обладаете достаточной властью, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество невозможно, никто не хочет односторонних уступок.

6. Общий подход к управлению конфликтными ситуациями.

Для решения обозначенных выше вероятных педагогических задач по выбору и применению стилей управления конфликтными ситуациями полезно руководствоваться следующими принципами. В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем. Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходимости выполнения профессиональных действий.

Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:

• учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;

• постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;

• осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;

• при разрешении конфликтов профессиональная ответственность лежит на учителе за педагогически правильное разрешение ситуации;

• участники конфликтов имеют различный ранг, чем и определяется их разное поведение в конфликте;

• разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте;

• присутствие других школьников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает коллективный характер. Выливается это в обсуждение личностных качеств ребенка всем коллективом, что естественно может травмировать ребенка. Поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, не выносить все на обсуждение коллектива; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника; всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Стиль относительно общения между людьми – это совокупность характерных приемов, отличающих образ действий и манера вести себя в преодолении конфликтного противостояния.

Как правило, конфликты возникают в результате столкновения противоположных взглядов, мнений, интересов, мотивов, потребностей различных людей. В целом конфликты относятся к естественной части жизни человека, но, тем не менее, они переживаются как серьезная неприятность.

К структурным элементам конфликта относятся:

  • конфликтующие стороны, которые могут быть представлены группой людей, находящихся в конфликтных отношениях;
  • сам предмет конфликта;
  • образ конфликтной ситуации, который проявляется в отражении предмета конфликта втянутых в него людей;
  • внутренние или внешние силы, т.е. мотивы конфликта;
  • позиции сторон конфликта и их требования.

Безусловно, конфликты имеют свои причины возникновения, которые могут быть как общими, так и частными. Для общих конфликтов характерны различия в индивидуально-психологических особенностях и взглядах людей, в то время как частные конфликты связаны с конкретными их видами.

Существуют слова и фразы, так называемые конфликтогены, которые провоцируют ответную агрессию и приводят к обострению конфликта.

Конфликты выполняют разные функции:

  • разрушительную,
  • диагностическую,
  • конструктивную.

Разрушительная или деструктивная функция несет негативные последствия – неприязнь, психические травмы, эмоциональную напряженность.

К признакам деструктивного конфликта относится его эскалация, расширение, потери, которые несут участники конфликтной ситуации, растущие агрессивные действия участников.

Что касается диагностической функции, то она связана с пониманием причин мотивов и противоборства его участников, а конструктивная функция заключается в преодолении кризисов и трудностей.

Готовые работы на аналогичную тему

При конструктивном разрешении конфликта важно придерживаться таких рекомендаций:

нет смысла выяснять, кто больше виноват, потому что в конфликте не бывает победителей;

в беседе необходимо описать конкретную ситуацию максимально объективно и с возможными конкретными примерами;

Классификации конфликтов различны.

Конфликты по остроте противоречий подразделяются на такие типы – недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

По проблемно-деятельному признаку выделяются управленческие, экономические, производственные, творческие и др.

По степени вовлеченности в конфликт они могут быть межличностные, межгрупповые, внутриличностные.

В протекании конфликта как процесса выделяются основные стадии – возникновение конфликтной ситуации, осознание существования конфликтной ситуации его участниками, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Стили поведения в конфликтной ситуации

Найти причину конфликта и адекватный способ его разрешения в реальной жизни непросто. Люди заинтересованы, чтобы конфликт был разрешен, и достигнуть этого можно только усилиями обеих конфликтующих сторон.

В ходе конфликтной ситуации человек сознательно или подсознательно выбирает определенный стиль поведения.

Рисунок 1. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К. У. Томас и Р.Х. Килменн выделяют следующие стили поведения:

  1. Конкуренция, выбрав данный стиль, человек, стремится идти к разрешению конфликта своим путем, он способен на волевые решения, и не заинтересован в сотрудничестве. Эффективным этот стиль становится тогда, когда одна из конфликтующих сторон наделена определенной властью, может настоять, и уверена в положительном исходе для себя.
  2. Уклонение – данный стиль поведения принимается тогда, когда решение возникшей проблемы для одной стороны не так важно и не хочется тратить свои силы и энергию на её решение. Человек уклоняется от сотрудничества и не желает отстаивать свои права. Данный стиль поведение рекомендуется использовать, если одна из сторон конфликта чувствует себя неправой и необходимо время для обдумывания ситуации.
  3. Приспособление используется тогда, когда, человек, выбравший этот стиль, действует с партнером по общению совместно и не делает попыток отстаивать свои интересы, обычно этот стиль используется тогда, когда решение проблемы очень важно для другой стороны, и не существенен для противоположной стороны. Вторая ситуация использования этого стиля возникает, когда вторая сторона имеет большую власть и одержать победу будет затруднительно. Важным этот стиль будет и в той ситуации, если необходимо с кем-то сохранить хорошие взаимоотношения, нежели отстаивать свои интересы;
  4. Сотрудничество – данный стиль выбирается, когда обе стороны конфликта принимают активное участие в его разрешении, что значит, отстаивается собственная позиция с учетом интересов другой стороны. По сравнению с другими подходами к конфликту, этот стиль белее продолжительный, т. к. сначала открыто выясняются нужды обеих сторон, их заботы, а затем происходит обсуждение. Стиль сотрудничество используется при решении проблем, важных обеим сторонам, но, при этом, ни одна сторона не желает устраняться от решения. Обе стороны, вовлеченные в конфликт, ищут решение проблемы на равных, не замечая разницу в занимаемом положении.
  5. Компромисс – стиль используется, когда стороны сходятся на взаимных уступках, на частичном удовлетворении интересов каждой стороны. Компромисс будет более эффективным, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это желание невыполнимо. Желание быстро решить проблему, принять временное решение, готовность изменить первоначальную цель позволит сохранить нормальные человеческие взаимоотношения.

Принципы управления конфликтом

Конфликтом, считают психологи, можно управлять.

Для этого существуют определенные принципы, суть которых состоит в следующем:

Самым трудноисполнимым является принцип контроля эмоций, помощь здесь могут оказать релаксация, аутотренинг, контроль дыхания.

К правилам бесконфликтного общения относятся – отказ от конфликтогенов, проявление эмпатии к собеседнику, использование благожелательных посылов.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20 12 2021

Валентина Николаевна Норина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни.

Содержание

Введение 3
1 Конфликт 4
2 Стили поведения в конфликте 7
3 Стратегии и тактики поведения участников конфликта 10
Заключение 19
Перечень использованных источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация поведения в конфликтной ситуации.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донбасский государственный технический университет

Выполнила: ст. гр. МОТ-06мб

Проверили: Егоров Ю.И.,

Алчевск, 2010
Содержание

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни.

В последние годы опубликовано множество теоретических работ и эмпирических исследований, где уже психологами предлагаются различные трактовки этого понятия. Несмотря на несходство подходов к определению конфликта, в них явно выделяются единые сущностные свойства:

  • наличие противоречия, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
  • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;
  • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Об атмосфере повышенной конфликтности говорят государственные служащие и управляющие коммерческих банков, работники службы занятости и безработные специалисты, старики и молодежь. Пресса и телевидение напоминают обществу о противоречиях между реальными возможностями субъектов, граждан и желаемыми формами реализации их интересов. Политики предлагают неотложные меры по разрешению разрушительных конфликтов. А менеджеры наиболее актуальным все чаще считают владение технологиями работы в конфликтных ситуациях . И все хотят управлять конфликтами. Когда ставится вопрос их урегулирования, выбора форм работы в конфликтной ситуации, оптимизации действий по ее преодолению, то, прежде всего, встает проблема понимания сущности самих понятий: "выход из конфликта" и "уход от него", "профилактика", "урегулирование", "регулирование", "разрешение", "решение" и "преодоление".

Следует различать два теоретических подхода к понятию конфликта.

  1. конфликт – это столкновение, противоречие, борьба, противодействие (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности, несовместимости, противостояния – с точностью до формулировки у различных авторов. Вот что говорит в предисловии к своей книге "Конфликтология" В.И. Андреев: ". без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора, без умения вести переговоры человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире" [1].

В силу такого подхода В. И. Андреев и определяет конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.

Антагонистический характер конфликта можно считать характеристическим признаком других моделей:

  • конфликт – столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений;
  • конфликт социальный – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;
  • конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
    1. конфликт – это система отношений, процесс развития взаимодействия, заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности) [3].

Сторонники первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Они разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные (многие из них считают, что конструктивные – редкость, что конфликт почти всегда плох и уж, по крайней мере, хуже бесконфликтного сосуществования). Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют " управлением конфликтом ", "управлением конфликтной ситуацией" [3]. Главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.

Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Подобный подход был всегда в математической теории игр (названная так в силу исторических причин возникновения из попыток исследования игр, она является теорией математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликтов, и оба термина "игра" и "конфликт" обозначают одно и то же понятие и, по сути, являются "математическими синонимами"). Характерен он и для современной социологии конфликта, социальной психологии , теории организационного развития и, конечно же, общей теории конфликта. При таком подходе все перечисленные дисциплины вполне коррелируют между собой (основные определения, постулаты), что позволяет выводы в одних применять для теоретических построений в других, сохраняя научную строгость, полноту и непротиворечивость.

Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо "решения", "разрешения" и других подобных терминов применяют термин "преодоление", подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях.

Общая тенденция в последние годы такова: большинство теоретиков и практиков социальной психологии склоняются ко второму подходу, при некотором сохранении ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта.

Ко второму же подходу склоняются и практикующие политические технологи, и оргконсультанты, опирающиеся именно на такую конфликтологию в моделировании идущих в организации процессов и обеспечении будущего успеха самой фирмы и ее менеджеров [3]. Они заменяют "традиционные" техники (в том числе изучение общественного мнения в организации) конфликтологическими исследованиями персонала. Подход позволяет вычислять группы сторонников и противников, причем не только реальных, но, прежде всего, потенциальных (особенно среди не определившихся в своих профессиональных, карьерных, социальных предпочтениях, организационно неактивных) и наиболее приемлемые формы работы с ними.

Выбор менеджером одного из двух подходов определяет и выбор им, как следствие первого выбора, форм работы и рекомендаций своей команде, структурным подразделениям по действиям в конфликтных ситуациях.

С него и должно начинаться сегодня управление, ориентированное на долговременный успех и перспективу.

Принято различать шесть стилей поведения в конфликтной ситуации, в основу классификации которых положена система Томаса-Килменна. Она позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию.

Рисунок 2.1 – Сетка Томаса-Килменна 1

Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта – различием интересов и ценностных ориентаций взаимодействующих субъектов. Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными действиями.

В основу графического изображения положена сетка Томаса-Килменна, которая определяет место и название стилей поведения.

Исходя из предложенной модели, выделяют следующие способы регулирования конфликтов:

  • уступчивость, приспособление – действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти;
  • уклонение (избегание, уход) – данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу;
  • противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления;
  • при компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени;
  • сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников;
  • избегание и уступчивость не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены [5].

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Понятие стратегии – концептуальное понятие. Стратегия поведения в конфликте это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цели в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте. Тактика поведения в конфликте это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.

Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Если в системе координат отразить наиболее значимые принципы конфликтного поведения, а именно заинтересованность в достижении личных целей и сохранении личных отношений, то можно графически показать место положения каждой стратегии поведения (см. рисунок). Ниже представлены пять основных стратегий поведения в конфликте, каждой из которых для наглядности дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии.

Конкуренция. Компромисс, улаживание и уклонение – четыре наиболее часто встречающиеся стратегии поведения в конфликте. Как видно из вышесказанного, они существенно отличаются друг от друга. Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных целей и т.п.

Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

Рассмотрим подробнее эти стили поведения.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиска решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;

отсутствия значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;

соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;

участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов (см. табл.№5-6).

• Конструктивные
конфликты приводят к принятию
обоснованных
решений и
способствуют
развитию
взаимоотношений.
• Деструктивные
конфликты препятствуют
эффективному
взаимодействию и
принятию решений,
нередко ведут к
ухудшению
взаимоотношений.

3. Стили конфликтов

• К. Томас и Р. Киллменн выделили пять основных стилей поведения в
конфликтной ситуации:
приспособление, уступчивость;
уклонение;
конкуренция, противоборство;
сотрудничество;
компромисс
• Основу классификации составили два независимых параметра:
1. Степень реализации собственных интересов, достижения своих
целей.
2. Мера, в которой учитываются и реализуются интересы другой
стороны. Если представить это в графической форме, то получим (см.
схему), позволяющую проанализировать конкретный конфликт и
выбрать рациональную форму поведения.

4. Сетка Томаса — Килменна

5. Уклонение

Данная форма поведения выбирается тогда, когда
индивид не хочет отстаивать свои права,
сотрудничать
для
выработки
решения,
воздерживается от высказывания своей позиции,
уклоняется от спора. При таком стиле
предполагается
тенденция
ухода
от
ответственности за решения. Данное поведение
возможно, если исход конфликта для индивида
не особенно важен, либо если ситуация слишком
сложна и разрешение конфликта потребует много
сил у его участников, либо у индивида не хватает
власти для решения конфликта в свою пользу.

6. Конкуренция (противоборство)

Характеризуется активной борьбой индивида за
свои интересы, применением всех доступных ему
средств для достижения поставленных целей
власти, принуждения, иных средств давления на
оппонентов, использованием зависимости других
участников от него. Ситуация воспринимается
индивидом как крайне значимая для него, как
вопрос победы или поражения: предполагаются
жесткая позиция по отношению к оппонентам и
непримиримый антагонизм к другим участникам
конфликта в случае их сопротивления.

7. Приспособление

Действия индивида направлены на сохранение
или восстановление благоприятных отношений с
оппонентом путем сглаживания разногласий за
счет собственных интересов. Данный подход
возможен, когда вклад индивида не слишком
велик или когда предмет разногласия более
существен для оппонента, чем для индивида.
Такое поведение в конфликте используется, если
ситуация не особенно значима, если важнее
сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем
отстаивать собственные интересы, если у
индивида мало шансов на победу, мало власти.

8. Компромисс

действия участников направлены на поиски
решения за счет взаимных уступок, на выработку
промежуточного решения, устраивающего обе
стороны, при котором особенно никто не
выигрывает, но и не теряет. Такой стиль
поведения применим при условии, если
оппоненты обладают одинаковой властью, имеют
взаимоисключающие интересы, у них нет
большого резерва времени на поиск лучшего
решения, их устраивает промежуточное решение
на определенный период времени.

9. Сотрудничество

• означает, что индивид проявляет активность в
поисках решения, удовлетворяющего всех
участников взаимодействия, но не забывает при
этом и свои интересы. Предполагаются открытый
обмен мнениями, заинтересованность всех
участников конфликта в выработке общего
решения. Данная форма требует положительной
работы и участия всех сторон. Если у оппонентов
есть время, а решение проблемы имеет для всех
важное значение, то при таком подходе
возможны всестороннее обсуждение вопроса,
возникших разногласий и выработка общего
решения с соблюдением интересов всех
участников.

10. Притча об апельсине

• Как-то две сестры не
могли поделить один
апельсин,
и
обратились они к
своей матери. Мать
выслушала их, задала
им
вопросы
и
предложила
следующим образом
поделить
этот
апельсин.

11. Наиболее эффективный стиль поведения в конфликте:

Учитывая то, что при разрешении конфликта
предполагается
устранение
причин,
его
породивших, можно сделать вывод: только стиль
сотрудничества поможет реализовать данную
задачу полностью.
При уклонении и приспособлении разрешение
конфликта откладывается, а сам конфликт
переходит в скрытую форму. Компромисс может
принести
лишь
частичное
разрешение
конфликтного взаимодействия, так как остается
достаточно большая зона взаимных уступок, а
полностью причины не устранены.

12. Преимущества стратегии сотрудничества

• 1. Полное разрешение конфликта: проблема не
загоняется вглубь, а перестает существовать
вообще.
• 2. Сохраняются (развиваются) межличностные
отношения,
оппоненты
превращаются
в
партнеров.
• 3. приобретаемые сторонами выгоды превышают
те, которые могли быть получены при любой
другой стратегии.

13. Алгоритм конструктивного поведения в конфликте

14. 1. Мониторинг своего эмоционального состояния


Обращаем внимание на :
1. Тело – общее напряжение, зажимы, дыхание.
2. Эмоции – характер, интенсивность.
3. Мысли - возникающие при инциденте.
ТЕЛО
ЭМОЦИИ
МЫСЛИ
дыхательные
техники,
мышечная
релаксация
обращение к
позитивным
эмоциональным
состояниям
Техники
визуализации,
диссоциации.

15. 2. Мониторинг ситуации, создание условий для конструктивного разрешения конфликта.


Проанализируйте:
1. подходящее ли время и достаточно ли его.
2. подходящее ли место.
3. присутствуют ли все необходимые участники.

16. 3. Предоставление партнеру (участникам конфликта) возможности выговориться.

• 1. Установление контакта:
- Контакт глаз,
- отзеркаливание позы,
- подстройка под темп речи;
- Использование модальностей (аудиалы, визуалы,
кинистеты).
- 2. Активное слушание – такой метод слушания, при котором
слушатель принимает на себя обязательства, во-первых,
помочь говорящему более полно выразить свои мысли и
чувства, во-вторых, не формировать суждений, возражений
или рекомендаций, пока собеседник полностью не выразит
свои мысли и чувства.

17. Активное слушание

18. 4. Вентилирование негативных эмоций участников конфликта.

- Понимание, какие негативные эмоции испытывает партнер
(участники конфликта), вербальное обозначение эмоции.
- Выражение сочувствия, поддержки или другой подходящей к
данной ситуации эмоциональной реакции.
- Техника признания: необходимо найти и рассказать партнеру
о тех взглядах, поступках, качествах, которые вы принимаете
и цените (уважаете).
• Признать вклад партнера (его значимость и т.п.) помогают
фразы:
• - Спасибо за то, что обратили внимание …
• - я ценю ваше стремление.
• - я признаю значимость твоих усилий…
• - я уважаю твою позицию по этому вопросу…
• - я понимаю ваше желание, чтобы …

19. Неконструктивная поддержка (потакание)

20. Конструктивная поддержка

21. 5. Сообщаем о своем эмоциональном состоянии

1) Событие - объективное описание события или ситуации,
приведшей к проблеме.
2) Ваша реакция – укажите, как воздействуют данные
события на вас (включая задетые чувства) Вербализация
чувств.
3) Предпочитаемый вами исход - следите за тем, чтобы
предпочитаемый вами исход не был жестко
предопределен и позволял разработку новых вариантов
решений. Определите свои потребности.
Пример:
Когда вы поднимаете на меня голос (событие).
Я чувствую себя униженным (эмоциональная реакция).
Мне хотелось бы иметь возможность обсуждать
спорные вопросы с вами в нормальной обстановке
(предпочитаемый исход).

23. 6. Определение предмета конфликта

• К конфликтам могут приводить различия в







Восприятии
Потребностях
Ценностях
Восприятии своего статуса (ролевой позиции)
Желаниях
Целях
интересах
Выявление в какой сфере лежат различия, приводящие
к столкновению позволяет определить предмет
конфликта и определить путь для его дальнейшего
разрешения.

24. Различия в восприятии ситуации

• Люди по-разному интерпретируют реальность:
– Образ себя в конфликтной ситуации
– Образ другого в конфликтной ситуации
– Образ самой ситуации
• На восприятие ситуации влияет объем, избирательность,
концентрация внимания воспринимающего субъекта.
• Стереотипы
(семейные,
расовые,
гендерные,
профессиональные и т.п.). или установки восприятия могут
существенно изменить реальную картину происходящего.
• Существуют
психологические
факторы
искажения
восприятия ситуаций.
• Иногда восприятие ситуации формируется из слухов и
сплетен, которые люди принимают, как факт, не пытаясь
узнать, действительно ли это правда.

25. Потребности, желания, интересы.

• Потребности – это условия, без которых, по
нашему мнению, мы не можем обойтись
или которые считаем необходимыми для
благополучия и развития отношений
• Существуют следующие потребности
межличностного общения:

26. Потребности межличностного общения

27. Ценности и принципы

• Ценности и принципы могут приводить к конфликтам,
если люди делают поспешный вывод о том, что конфликт,
в который они вовлечены, - это конфликт ценностей и
принципов
– Дает основания для того, чтобы отстаивать свою позицию
• Уверенность в абсолютной правоте
– Конфликт может возникать из-за представлений, а не ценностей
или принципов
– Люди преувеличивают важность предпочтений, считая их
ценностями и принципами
– Одна из сторон не принимает ценности и принципы другой
– Различные ценности
• Насколько важна эта ценность для отношений в целом

28. Нахождение общности

• Важный шаг в разрешении конфликта –
нахождение общности:
• - мы оба заинтересованы в разрешении
этой ситуации
• - мы с тобой живем в одной семье и хотим,
чтобы наши отношения были
доверительными.

29. 7. Совместное решение проблем

Читайте также: