Что относится к социальным выплатам рб

Обновлено: 28.06.2024

В структуре территориальных центров социального обслуживания населения области действуют 23 отделения социальной помощи на дому.

Право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют малообеспеченные одинокие нетрудоспособные граждане, т.е. среднедушевой доход которых ниже 100 % бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения, действующего на дату подачи заявления об оказании социальных услуг (с 01.08.2021 БПМ утвержден в размере 283,46 рублей).

На условиях частичной оплаты социальные услуги получают одинокие нетрудоспособные граждане, среднедушевой доход которых не превышает 200% БПМ (566,92 рублей). Размер частичной оплаты составляет: для нетрудоспособного гражданина – 60% тарифа на социальные услуги; для нетрудоспособной семьи – 50% тарифа для каждого члена семьи.

На условиях полной оплаты услуги на дому предоставляются иным нетрудоспособным гражданам. Размер полной оплаты для нетрудоспособных граждан составляет 100 % тарифа на социальное обслуживание или социальную услугу; для нетрудоспособной семьи — 80 % тарифа на социальное обслуживание или социальную услугу для каждого члена семьи.

Оказание социальных услуг, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218, свыше установленных норм и нормативов обеспеченности граждан этими услугами, а также услуг, не предусмотренных Перечнем, осуществляется на возмездной основе (на условиях полной оплаты).

Перечень документов, предоставляемых нетрудоспособным гражданином в ТЦСОН, для оказания услуг в форме социального обслуживания на дому:

  • письменное заявление (установленной формы);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую информацию о наличии медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для оказания услуг в форме социального обслуживания на дому.

Работники центра в течение 3 рабочих дней со дня обращения проводят обследование материально-бытового положения гражданина с составлением акта обследования материально-бытового положения и запрашивают у государственных органов и иных организаций:

  • сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения – для одиноких нетрудоспособных граждан;
  • справку о месте жительства и составе семьи;
  • сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Решение о заключении договора оказания социальных услуг принимается руководителем центра в течение 5 рабочих дней после получения последнего необходимого для оказания социальных услуг документа (сведений).

Отделение дневного пребывания для инвалидов (далее – ОДПИ) предназначены для оказания (на безвозмездной основе, в форме полустационарного социального обслуживания) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, завершившим освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (что подтверждено свидетельством о специальном образовании); инвалидам I или II группы консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-педагогических, социально-посреднических, социально-психологических, социально-реабилитационных услуг.

Основные направления деятельности:

  • развитие способностей, интересов и трудовых навыков у инвалидов;
  • вовлечение инвалидов с учетом имеющихся возможностей в различные формы общественной жизни, в творческую деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • организация работы кружков, клубов по интересам;
  • разработка планов работы и социальной реабилитации инвалидов в соответствии с требованиями индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее – ИПР);
  • проведение занятий с инвалидами с учетом их индивидуальных особенностей, уровня психофизического развития и подготовки, интересов, а также допустимой нагрузки;
  • формирование у инвалидов коммуникативных навыков, практических умений и навыков, обеспечивающих автономность в быту;
  • содействие инвалидам в восстановлении навыков к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни;
  • организация и проведение по назначению врача индивидуальных и групповых занятий по лечебной физкультуре;
  • проведение занятий с инвалидами, имеющими тяжелые или множественные нарушения, с учетом их индивидуальных особенностей, в том числе на дому, в соответствии с графиком посещения и требованиями ИПР.

ОДПИ на дому кружковая работа по интересам предоставляется бесплатно до 2 раз в неделю следующим категориям граждан:

— детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, завершившим освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

— инвалидам 1 и 2 гр., имеющим ограничение жизнедеятельности – резко выраженное нарушение способности осуществлять самообслуживание и резко выраженное нарушение способности к самостоятельному передвижению (ФК 4).

Для зачисления в ОДПИ гражданин предоставляет следующие документы:

заявление установленной формы;

документ, удостоверяющий личность;

документ, установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами;

медицинская правка о состоянии здоровья;

сопроводительные документы из центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для выпускников центров.

Отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста предназначены для оказания гражданам пожилого возраста, сохранившим (полностью или частично) способность к самообслуживанию и передвижению, консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-педагогических и социально-посреднических услуг.

Основные направления деятельности:

  • обеспечение дневного присмотра за нуждающимися пожилыми гражданами;
  • организация досуга и создание условий, способствующих общению и поддержанию активного образа жизни пожилых граждан путем проведения культурно – массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, организации кружков и клубов по интересам, в том числе по месту жительства граждан и на возмездных условиях, а также за счет привлечения внебюджетных или спонсорских средств и использования труда волонтеров.

Услуги сопровождаемого проживания

— услуги помощника по сопровождению (для инвалидов I группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и (или) по зрению — не более 40 часов в месяц;

— услуги ассистента (для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и 2 группы с умственными нарушениями) — не более 60 часов в месяц;

— услуги переводчика жестового языка (для инвалидов по слуху) — не более 90 часов в год.

Услуги сиделки

оказываются ТЦСОН нетрудоспособным гражданам, имеющим медицинские показания: травмы и (или) заболевания и (или) их последствия, приведшие к резко выраженному (ФК 4) ограничению способности к самообслуживанию и к резко выраженному (ФК 4) ограничению способности к самостоятельному передвижению (п. 9 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 января 2013 г. №3/4 ), в соответствии с перечнем бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218 .

Услуги сиделки оказываются ТЦСОН в дневное время по рабочим дням от 10 до 40 часов в неделю (стоимость услуги за 1 час составляет 1,00 рублей).

Услуги сиделки оказываются ТЦСОН :

  • малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам, утратившим способность к самообслуживанию и передвижению, на условиях частичной оплаты:
  1. для нетрудоспособных граждан – 60% тарифа на социальные услуги;
  2. для нетрудоспособной семьи – 50% тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи.
  • на условиях полной оплаты:
  1. для нетрудоспособных граждан, утративших способность к самообслуживанию и передвижению, кроме одиноких (100% тарифа на социальные услуги);
  2. для нетрудоспособной семьи – 80% тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи.

Услуга дневного присмотра предоставляется нетрудоспособным гражданам, утративших способность осуществлять контроль поведения, в том числе для граждан с деменцией при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний.

Услуги дневного присмотра предоставляются на условиях полной либо частичной оплаты.

На условиях частичной оплаты (60% установленного тарифа) услуги дневного присмотра могут получать малообеспеченные одинокие нетрудоспособные граждане.

Отдельным нетрудоспособным гражданам, которым социальные услуги должны оказываться на возмездной основе, в порядке исключения по решению местных исполнительных и распорядительных органов социальные услуги в пределах установленных норм и нормативов могут оказываться на безвозмездной основе или на условиях частичной оплаты.

Для оказания социальных услуг гражданин (законный представитель) обращается в территориальный центр социального обслуживания населения по месту фактического проживания (регистрации), и предоставляет:

Работники центра проводят обследование материально-бытового положения гражданина и запрашивают у государственных органов и иных организаций:

  • сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения (для одиноких нетрудоспособных граждан (семей);
  • справку о месте жительства и составе семьи;
  • сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Социальные услуги оказываются на основании договора оказания социальных услуг, заключенного гражданином (законным представителем) с учреждением социального обслуживания либо учреждением социального обслуживания и третьим лицом, взявшим на себя обязательства по оплате социальных услуг.

В 2021 году в территориальных центрах социального обслуживания населения введена новая социальная услуга по обучению членов семей, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, навыкам ухода. Получателем данной услуги являются граждане, осуществляющие уход за нетрудоспособным гражданином, которые рассматриваются как находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Перечень документов, предоставляемых в территориальный центр социального обслуживания населения для заключения договора на оказание данной услуги:

Договор на оказание социальной услуги заключается с получателем услуги на основании его письменного заявления.

Факт осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином устанавливается путем составления акта обследования материально-бытовых условий по месту жительства (месту пребывания) лица, за которым осуществляется уход.

Данная услуга предоставляется на безвозмездной основе.

Право на оказание социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением предоставлено пожилым гражданам, в собственности которых находится жилое помещение, достигшим 70-летнего возраста и не имеющим физических лиц, обязанных по закону их содержать.

В рамках договора одинокие нетрудоспособные граждане получают комплекс социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания на дому либо в условиях стационара и выплату ренты взамен на переданное в собственность местного исполнительного и распорядительного органа жилое помещение.

Плательщиком ренты выступают местные исполнительные и распорядительные органы в лице территориальных центров социального обслуживания населения и домов-интернатов.

Социальные услуги на основании договоров пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов предоставляются при проживании:

  • на дому(в переданном под выплату ренты жилье)
  • в доме-интернате

Оказание социальных услуг при условии проживания в переданном под выплату ренты жилье (на дому)

В случае оказания социальных услуг на дому (при проживании в переданном под выплату ренты жилье) гражданин, желающий заключить договор, обращается в территориальный центр социального обслуживания населения по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, и представляет следующие документы:

Другие необходимые документы запрашиваются работниками центра.

Оказание социальных услуг при условии проживания в доме-интернате

В случае оказания социальных услуг при проживании в доме-интернате гражданин, желающий заключить договор, обращается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, и представляет:

Орган по труду, занятости и социальной защите запрашивает (оформляет):

  • сведения о месте жительства и составе семьи;
  • справку о размере получаемой пенсии;
  • копию заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии об инвалидности и другие необходимые документы.

Гражданин, проживающий в доме-интернате, обращается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, и представляет следующие документы:

Орган по труду, занятости и социальной защите запрашивает сведения у стационарного учреждения, содержащие информацию о времени нахождения в нем гражданина, документы из личного дела гражданина, и другие необходимые документы у соответствующих государственных органов (организаций).

Решение о целесообразности заключения договора принимается местным исполнительным и распорядительным органом на основании заключения специально созданной комиссии.

Услуги няни

Центрами услуги няни предоставляются бесплатно в форме социального обслуживания на дому:

— семьям, воспитывающим двоих в возрасте до 3 лет, родившихся одновременно (не более 20 часов в неделю),

— семьям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 3 лет, родившихся одновременно (не более 40 часов в неделю);

— семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (детей-инвалидов) в возрасте до 18 лет (не более 20 часов в неделю);

— семьям, воспитывающим детей в возрасте до 6 лет, в которых оба родителя – мать (мачеха), отец (отчим) – либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы (не более 20 часов в неделю)

— кратковременное освобождение родителей от ухода за ребенком (детьми) для семей, воспитывающих двоих и более детей, родившихся одновременно, детей-инвалидов (не более 10 часов в неделю в пределах норм времени, установленных на оказание услуги няни).

Пункты проката средств социальной реабилитации предназначены для хранения и выдачи нуждающимся гражданам технических средств социальной реабилитации.

Отделение социальной адаптации и реабилитации предназначено для оказания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в восстановлении способности к жизнедеятельности в социальной среде.

Консультации психологов проводится бесплатно и анонимно.

С 1 февраля 2021 года социальные пособия увеличились

С 01.02.2021 в календарь социальных выплат внесли изменения, проиндексировав базовые соцпособия для граждан России. Коэффициент индексации утвержден постановлением правительства № 73 от 28.01.2021.

Коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций в 2021 году составляет 1,049.

Речь идет о выплатах и пособиях, предусмотренных:

Индексация ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) льготникам проводится ежегодно на размер инфляции. Иногда правительство устанавливает прибавку выше этого уровня.

В КонсультантПлюс всегда найдете свежую информацию о пособиях. Эксперты разбирают, кому сколько положено и как получить выплату. Используйте бесплатный доступ, чтобы найти и использовать нужные инструкции.

Цели социальной поддержки

Одно из направлений деятельности государства — это социально-демографическая политика. Целью ведения соцполитики является материальная поддержка населения с целью повышения демографических показателей и улучшения уровня жизни в стране.

Не все граждане в состоянии самостоятельно обеспечить свою жизнь на должном уровне. В категории риска попадают малообеспеченные семьи, граждане с детьми, пенсионеры, инвалиды и многие другие группы россиян. Несмотря на множество видов государственной поддержки, цель одна — помочь россиянам, улучшить их качество жизни, стимулировать рождаемость новых граждан России.

Обобщенная таблица экономических мер социальной поддержки населения в 2021 году:

Материальная поддержка от государства отвечает следующим характеристикам:

  • финансирование выплат осуществляется за счет государственного бюджета;
  • перечень получателей закреплен на законодательном уровне;
  • имеет целевой характер;
  • назначается по степени нуждаемости;
  • требует соблюдения определенных условий и требований, установленных нормативными актами.

Материальная помощь населению предусмотрена не только на федеральном уровне. Региональные и местные власти в пределах своих финансовых возможностей устанавливают аналогичные меры поддержки граждан.

Виды пособий от государства

Классификация по видам и критериям собрана в таблице социальных выплат в 2021 году:

Виды социальных выплат в России 2021

По уровню нормативного регулирования

  • федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные.

По категориям получателей

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • малообеспеченные семьи;
  • семьи с детьми;
  • безработные;
  • иные представители льготных категорий.

По периодичности выплат

По уровню бюджета, за счет которого финансируется выплата

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъекта РФ;
  • бюджет муниципального образования РФ.

По основанию для получения

  • состояние здоровья;
  • рождение ребенка;
  • смерть;
  • низкий уровень дохода;
  • потеря основного источника дохода;
  • потребность в жилплощади;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • иные основания.

Получатели государственных выплат

Перечень льготников регионального и местного уровней индивидуален. Федеральные привилегии едины для всей страны. Вот сравнительная характеристика социальных выплат по порядку расчетов и размеру для разных категорий граждан:

По состоянию здоровья

  • работники, получившие заболевание, травму;
  • граждане, достигшие пенсионного возраста;
  • лица, приобретшие инвалидность.

По утрате дохода

  • несовершеннолетние граждане, потерявшие кормильца;
  • безработные;
  • лица с низким уровнем дохода, малообеспеченные семьи;
  • работники предприятий, попавшие под сокращение;
  • родственники умершего.
  • беременные женщины и роженицы;
  • родители или усыновители детей;
  • опекуны и попечители;
  • многодетные семьи;
  • граждане в декретном отпуске;
  • родители детей-инвалидов;
  • дети-сироты и оставшиеся без попечения.

По социальному статусу

  • лица, имеющие знаки отличия;
  • медицинские работники, проживающие в сельской местности;
  • педагогические работники, проживающие в сельской местности;
  • военнослужащие;
  • госслужащие;
  • молодые специалисты.

По месту проживания

  • проживающие в районах Крайнего Севера;
  • проживающие на территориях, где установлены территориальные (районные) повышающие коэффициенты.

Претендовать на социальную помощь от государства вправе абсолютно любой гражданин, даже тот, у которого нет явных оснований для подачи заявления на выплаты. Заявку рассмотрят в установленном порядке и примут решение по каждому индивидуальному случаю.

Правила оформления: где и как получить

Все виды государственной помощи носят заявительный характер. Пока гражданин не подаст заявление в ответственный за это орган, денежные выплаты ему не начислят. Инструкция, как получить социальные выплаты:

  1. Подготовить пакет документов, которые подтвердят права на льготу.
  2. Написать заявление.
  3. Отнести все бумаги по месту обращения: работодателю, в ОСЗН, ФСС или Пенсионный фонд.

Место обращения определяют по социальному статусу получателя соцпособий. Сводная таблица выплат от соцзащиты, центра занятости, работодателя, ПФР и других инстанций:

Примеры пособий и выплат

Если заявитель трудоустроен

По месту основного трудоустройства и по месту работы по совместительству

  • больничные;
  • при получении производственной травмы;
  • при смерти работника;
  • при рождении ребенка;
  • декретный отпуск;
  • ранний срок учета при беременности;
  • налоговые льготы и вычеты.

Трудоспособный, но безработный заявитель

Центр занятости населения

Госпособие по безработице, помощь в трудоустройстве, переквалификация кадров, гранты на открытие бизнеса (ИП).

Центр социальной защиты населения

Компенсация коммунальных услуг малообеспеченным гражданам.

Выплаты по сокращению штата или при ликвидации организации.

Безработный нетрудоспособный заявитель

  • пенсия и социальные доплаты к пенсии;
  • пенсия по инвалидности и по потере кормильца;
  • материнский капитал.

Центр социальной защиты населения

Льготы и компенсации пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным категориям населения.

Все виды господдержки оформляют через многофункциональный центр.

Перед подачей заявки обратитесь за консультацией в МФЦ. С собой возьмите паспорт и документы, подтверждающие основания для назначения пособия. Работники многофункционального центра бесплатно проконсультируют по любому вопросу, связанному с назначением соцвыплат.

Перечень документов на выплаты

Одного заявления на выплату соцпособий недостаточно. Гражданам необходимо подтвердить права на получение государственных денег. Для каждой ситуации потребуется особый пакет документов. Обозначим ключевой перечень:

  • заявление установленного образца. Бланк выдадут по месту обращения за соцпособием;
  • паспорт или иной формуляр, подтверждающий личность заявителя;
  • ИНН и СНИЛС;
  • реквизиты расчетного счета, куда следует зачислять госпособия.

Дополнительные бумаги и справки на детские пособия:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка о рождении;
  • справка с места работы супруга о том, что аналогичные выплаты не назначались;
  • справка о постановке на учет на ранних сроках беременности;
  • больничный лист по беременности и родам;
  • свидетельство о заключении брака;
  • справка о составе семьи;
  • справка о том, что ребенок проживает с родителями;
  • постановление об опекунстве, попечительстве или усыновлении.

Малообеспеченным и безработным:

  • справка с последнего места работы;
  • справка о заработной плате;
  • справка о заработной плате супруга и всех трудоспособных членов семьи для установления среднего дохода на каждого члена семьи;
  • справка о составе семьи;
  • платежки по коммунальным услугам;
  • договоры с компаниями, поставляющими энергоресурсы;
  • справки с места учебы несовершеннолетних детей.
  • справка о смерти и свидетельство о смерти — для назначения выплат на погребение;
  • справка об инвалидности — для пенсии по инвалидности, в том числе на ребенка-инвалида;
  • удостоверения пенсионера, ветерана, героя и т. д. — для социальных выплат по категориям.

Перечень документов в каждом случае индивидуален. Уточните по месту обращения, все ли необходимые бумаги предоставлены. Если чего-то не хватает, незамедлительно подайте справки, иначе в назначении госвыплат откажут. Отметим, что региональные власти вправе установить дополнительные требования к подтверждающей документации. Их придется соблюсти.

Сколько платят в 2021 году

Выплаты ежегодно индексируют. Новый размер социальных пособий в 2021 году утвердили в феврале, увеличив их на 4,9%. Государственные, в том числе и социальные пенсии, повысили с 01.04.2021 на 3,4% (ПП РФ № 443 от 23.03.2021).

Социальные выплаты в 2021 году

Социальные выплаты пенсионерам

Пенсионеры, помимо пенсии по старости, получают ряд доплат и компенсаций. Размер выплат устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Например, если пенсия по старости ниже минимального уровня пенсионного обеспечения, то гражданину назначается доплата. Обратите внимание, что в расчет включают не только пенсию, но и все государственные надбавки и компенсации.

Отдельный вид льгот предусмотрен для пенсионеров, имеющих особый статус. Это ветераны труда, герои СССР и РФ и другие лица, отмеченные государственными и региональными наградами и знаками отличия. Льготникам положены:

  • компенсация коммунальных услуг в размере 50% от фактических трат;
  • компенсация проезда в общественном транспорте (фиксированная сумма около 300 руб.);
  • бесплатное зубопротезирование.

Размер и порядок получения льгот ветеранам утверждаются и на федеральном, и на региональном уровнях.

Пособия по инвалидности на 2021 год

С 01.04.2021 установлены такие размеры социальных пенсий по инвалидности:

  • для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов — 13 912,10 руб.;
  • для инвалидов I группы, инвалидов с детства II группы — 11 593,52 руб.;
  • для инвалидов II группы (кроме инвалидов с детства) — 5796,76 руб.;
  • для инвалидов III группы — 4927,25 руб.

Учтите: суммы указаны без учета районных коэффициентов, установленных в регионе проживания получателя.

Помимо пенсии, инвалидам полагается ежемесячная доплата. Средства направлены на компенсацию расходов:

  • на покупку медикаментов и лекарственных препаратов;
  • приобретение санаторно-курортных путевок;
  • проезд к месту лечения и обратно.

Чтобы получать доплату, необходимо подать заявление в ПФР об отказе от предусмотренных льгот на медикаменты, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно.

Детские пособия

Материальная поддержка граждан с детьми — это отдельное направление государственной политики. Детские госпособия — самая большая доля социальных выплат гражданам.

На детей выплачивают следующие пособия:

  • единовременные выплаты при рождении, материнский капитал, при усыновлении, при постановке беременной на учет;
  • ежемесячные: по уходу до 1,5 года, президентские выплаты на 1 ребенка до 3 лет;
  • региональные: устанавливаются в каждом регионе по месту проживания заявителей.

Обновленная таблица детских пособий в 2021 году:

Наименование пособия

Размер выплаты, руб.

С 01.01.2021

С 01.02.2021

Единовременное пособие при рождении ребенка

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года (на первого ребенка) (МРОТ × 40%)

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (на второго и последующих детей)

Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Пособие на ребенка, переданного на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство)

Пособие на ребенка-инвалида или ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями или сестрами, переданного (переданных) на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство)

Минимальное пособие по беременности и родам (140 дней)

Максимальное пособие по беременности и родам (140 дней)

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

Пособие беременной женщине — жене военнослужащего по призыву

Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца

Ежемесячная выплата на ребенка, проживающего в чернобыльской зоне, от рождения до 1,5 лет

Больше не действует поддержка в период эпидемии коронавируса

Из-за распространения коронавирусной инфекции в стране сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Наиболее уязвимыми оказались российские семьи с детьми. Чтобы поддержать население, президент России вводил новые социальные выплаты на детей. В 2020 году выдавались следующие виды материальной помощи семьям:

  1. Единовременная соцвыплата детям в возрасте от 3 до 16 лет. Размер разовой поддержки составил 10 000 руб. Выдавали матпомощь с 01.06.2020.
  2. Минимальный размер пособия по уходу за ребенком увеличили вдвое. Социальная поддержка положена только неработающим россиянам. Сумма составила 6752 руб.
  3. Ввели ежемесячную социальную доплату на детей до 3 лет. Размер пособия составил 5000 руб. в месяц. Период назначения детского пособия — апрель-июнь 2020. Деньги получали только те граждане РФ, которые имели право на получение материнского капитала, а также граждане, у которых первый ребенок родился или усыновлен в период с 01.04.2017 по 01.01.2020.

Срок обращения за социальными доплатами в связи с коронавирусом был ограничен. Подать заявление следовало не позднее 01.10.2020. После этого срока заявления не принимались, и выплаты не назначались.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений. Кроме того, работникам учреждений осуществляются различные выплаты социального характера. Нужно ли их облагать страховыми взносами? Давайте разбираться.

Какие выплаты относятся к социальным?

компенсация, выплачиваемая работникам за проезд к месту работы и обратно;

разовые премии работникам за участие в конкурсах профессионального мастерства, премии в связи с праздничными и юбилейными датами;

дотации работникам на питание;

компенсация работникам стоимости путевок;

возмещение работникам стоимости лечения и медикаментов, платы за детей в дошкольных учреждениях и т. д.

Основные признаки социальных выплат сформулировал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:

выплаты социального характера осуществляются на основании коллективного договора;

не являются стимулирующими;

не зависят от квалификации работников;

не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы;

не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Соответственно, все виды выплат, которые обладают пеерчисленными признаками, относятся к социальным.

Минфин об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщикам страховых взносов важно знать, облагаются ли страховыми взносами социальные выплаты работникам или нет?

Представители финансового ведомства давно и последовательно придерживаются мнения о том, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке. Чиновники основываются на следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Статьей 422 НК РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

И если в данной норме прямо не указаны те виды социальных выплат, которые осуществляет работодатель, то они облагаются страховыми взносами (см. таблицу).

Реквизиты письма Минфина

Виды социальных выплат, которые, по мнению Минфина, облагаются страховыми взносами

От 21.03.2017 № 03-15-06/16239

Оплата дополнительного дородового отпуска.

Компенсация работникам стоимости путевок.

Компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.

Оплата выходных дней за участие в добровольной народной дружине.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников

От 23.04.2019 № 03-15-06/29511

Компенсация стоимости путевок.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение стоимости лечения и медикаментов

От 14.12.2020 № 03-15-06/109203

Единовременная премия при выходе на пенсию.

Единовременное поощрение в связи с праздничными и юбилейными датами.

Возмещение платы за детей в дошкольных учреждениях.

Единовременное вознаграждение при поступлении на работу работникам в возрасте до 35 лет.

Частичная компенсация работникам стоимости путевок.

Оплата питания донорам в дни сдачи крови.

Доплата работнику, осуществляемая за время декретного отпуска его супруги.

Ежемесячное дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет

От 15.02.2021 № 03-15-06/10032

Дотации на питание работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также работникам, занятым в многосменном режиме работы, в дни фактической занятости на работе.

Компенсация работникам за проезд к месту работы и обратно.

Разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства.

Премии в связи с праздничными и юбилейными датами

Из приведенных разъяснений Минфина следует, что не облагаются только те выплаты, которые прямо указаны в ст. 422 НК РФ. Все остальные выплаты, и социальные в том числе, облагаются страховыми взносами. Никакому расширительному толкованию перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подлежит.

Данный подход представители финансового ведомства демонстрируют с 2017 года, когда порядок уплаты страховых взносов стал регулироваться нормами НК РФ. До этого их коллеги из Минтруда придерживались аналогичных взглядов относительно обложения страховыми взносами социальных выплат. Еще в Письме Минтруда РФ от 08.10.2014 № 17-3/В-473 было сказано, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ[1], является исчерпывающим. В данной статье не поименованы выплаты в виде:

ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

компенсации стоимости санаторно-курортных путевок;

компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (работника) к месту оздоровления или лечения и обратно;

компенсации проезда работнику в ближайший территориальный центр профпатологии для установления диагноза профзаболевания.

Следовательно, перечисленные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке как выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.

Судьи об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщики страховых взносов, не соглашаясь с позицией контролирующих органов в лице Минфина и ФНС, оспаривают доначисления страховых взносов, штрафов и пеней по налоговым проверкам и обращаются в суды. Интересно, что арбитры, основываясь все на тех же нормах НК РФ, приходят к прямо противоположному мнению. Рассмотрим конкретные решения.

Постановление АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020 по делу № А12-47264/2019

Организация в расчете по страховым взносам за I квартал 2019 годы указала выплаты в пользу физических лиц, не подлежащие обложению страховыми взносами, в числе которых была частичная компенсация расходов за содержание в дошкольном учреждении детей работников в сумме около 74 000 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция пришла к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов в I квартале 2019 года на указанную сумму и доначислила страховые взносы и пени.

Организация не согласилась с налоговиками и обратилась в суд. Все три судебные инстанции поддержали плательщика страховых взносов.

Судьи, проанализировав положения ст. 15, 16, 129 ТК РФ, признали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. В проверяемом периоде в соответствии с коллективным договором организация компенсировала работникам расходы за содержание детей в дошкольном учреждении. При этом в материалы дела не было представлено доказательств того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от их трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, трудового стажа.

Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), поэтому не выступают объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, учитывая данные факты, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, связанные с компенсацией за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера, не считаются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с данным работодателем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поэтому основания для включения компенсации расходов за содержание в дошкольном учреждении детей в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.

К аналогичному выводу пришел суд и в Постановлении АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020, в котором в качестве социальных выплат признал в том числе компенсацию стоимости путевки на оздоровительный отдых семьи работника, также не подлежащую обложению страховыми взносами.

Постановление АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020 по делу № А19-6508/2020

Как и в предыдущем случае, по результатам камеральной налоговой проверки представленного организацией расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года налоговый орган обнаружил факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества, в размере 1,7 млн руб. Организации были доначислены страховые взносы. Не согласившись с таким решением, она обратилась в суд, при этом досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

По мнению налогового органа, оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, субъектом РФ, решением представительных органов местного самоуправления. Пределы норм спорных выплат законодательно не регулируются. Поскольку спорные выплаты осуществлялись обществом на основании локальных нормативных актов, они подлежали обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019).

Суды применили положения ст. 8, 18.1, 420, 422 НК РФ, ст. 5, 15, 56, 129, 164, 165 169 ТК РФ а также правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, и пришли к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ.

Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Исходя из данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судьи решили: организация производила спорные выплаты и дотации на питание работников за счет собственных средств на основании коллективного договора.

Установив, что указанные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, арбитры пришли к обоснованным выводам, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Отметим также, что, по мнению суда, ссылки налогового органа на письма Минфина не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные письма нормативными правовыми актами не являются.

Аналогичное решение было вынесено и в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019: выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Постановление АС СЗО от 15.03.2021 № Ф07-521/2021 по делу № А56-68702/2020

Основанием для принятия спорного решения налоговым органом в этом деле послужили выводы о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха работникам государственных учреждений. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, повлекло занижение суммы страховых взносов.

В соответствии с п. 6 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений предусмотрена следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление учреждения, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга и являются мерой социальной поддержки. Это свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должны начисляться страховые взносы по правилам гл. 34 НК РФ.

Судьи также обратили внимание на то, что учреждение, перечисляющее работнику спорные выплаты, выступает в данных отношениях не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а администратором в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Поскольку в спорных выплатах учреждения отсутствовал элемент трудовых отношений, арбитры пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам ст. 420 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.

Вывод о том, что суммы предоставленных работникам и их детям в возрасте до 15 лет льготных путевок санаторно-курортного лечения являются социальными выплатами и не облагаются страховыми взносами, был сделан также в постановлениях АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020, от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.

В настоящее время под социальными выплатами понимаются выплаты работникам учреждения, которые производятся на основании коллективного договора, при этом не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, а также от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников.

Представители Минфина и ФНС считаются, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Однако судьи думают иначе и выносят решения по спорным выплатам социального характера в пользу плательщиков страховых взносов. Отметим, что суды придерживались такого же мнения и в отношении страховых взносов, когда их уплата регулировалась Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2017).

В судебных решениях указывается, что правовые позиции судей относительно социальных выплат, сформированные исходя из толкования действовавшего прежде Федерального закона № 212-ФЗ, актуальны и сегодня, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.

В структуре территориальных центров социального обслуживания населения области действуют 23 отделения социальной помощи на дому.

Право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют малообеспеченные одинокие нетрудоспособные граждане, т.е. среднедушевой доход которых ниже 100 % бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения, действующего на дату подачи заявления об оказании социальных услуг (с 01.08.2021 БПМ утвержден в размере 283,46 рублей).

На условиях частичной оплаты социальные услуги получают одинокие нетрудоспособные граждане, среднедушевой доход которых не превышает 200% БПМ (566,92 рублей). Размер частичной оплаты составляет: для нетрудоспособного гражданина – 60% тарифа на социальные услуги; для нетрудоспособной семьи – 50% тарифа для каждого члена семьи.

На условиях полной оплаты услуги на дому предоставляются иным нетрудоспособным гражданам. Размер полной оплаты для нетрудоспособных граждан составляет 100 % тарифа на социальное обслуживание или социальную услугу; для нетрудоспособной семьи — 80 % тарифа на социальное обслуживание или социальную услугу для каждого члена семьи.

Оказание социальных услуг, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218, свыше установленных норм и нормативов обеспеченности граждан этими услугами, а также услуг, не предусмотренных Перечнем, осуществляется на возмездной основе (на условиях полной оплаты).

Перечень документов, предоставляемых нетрудоспособным гражданином в ТЦСОН, для оказания услуг в форме социального обслуживания на дому:

  • письменное заявление (установленной формы);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую информацию о наличии медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для оказания услуг в форме социального обслуживания на дому.

Работники центра в течение 3 рабочих дней со дня обращения проводят обследование материально-бытового положения гражданина с составлением акта обследования материально-бытового положения и запрашивают у государственных органов и иных организаций:

  • сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения – для одиноких нетрудоспособных граждан;
  • справку о месте жительства и составе семьи;
  • сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Решение о заключении договора оказания социальных услуг принимается руководителем центра в течение 5 рабочих дней после получения последнего необходимого для оказания социальных услуг документа (сведений).

Отделение дневного пребывания для инвалидов (далее – ОДПИ) предназначены для оказания (на безвозмездной основе, в форме полустационарного социального обслуживания) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, завершившим освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (что подтверждено свидетельством о специальном образовании); инвалидам I или II группы консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-педагогических, социально-посреднических, социально-психологических, социально-реабилитационных услуг.

Основные направления деятельности:

  • развитие способностей, интересов и трудовых навыков у инвалидов;
  • вовлечение инвалидов с учетом имеющихся возможностей в различные формы общественной жизни, в творческую деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • организация работы кружков, клубов по интересам;
  • разработка планов работы и социальной реабилитации инвалидов в соответствии с требованиями индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее – ИПР);
  • проведение занятий с инвалидами с учетом их индивидуальных особенностей, уровня психофизического развития и подготовки, интересов, а также допустимой нагрузки;
  • формирование у инвалидов коммуникативных навыков, практических умений и навыков, обеспечивающих автономность в быту;
  • содействие инвалидам в восстановлении навыков к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни;
  • организация и проведение по назначению врача индивидуальных и групповых занятий по лечебной физкультуре;
  • проведение занятий с инвалидами, имеющими тяжелые или множественные нарушения, с учетом их индивидуальных особенностей, в том числе на дому, в соответствии с графиком посещения и требованиями ИПР.

ОДПИ на дому кружковая работа по интересам предоставляется бесплатно до 2 раз в неделю следующим категориям граждан:

— детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, завершившим освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

— инвалидам 1 и 2 гр., имеющим ограничение жизнедеятельности – резко выраженное нарушение способности осуществлять самообслуживание и резко выраженное нарушение способности к самостоятельному передвижению (ФК 4).

Для зачисления в ОДПИ гражданин предоставляет следующие документы:

заявление установленной формы;

документ, удостоверяющий личность;

документ, установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами;

медицинская правка о состоянии здоровья;

сопроводительные документы из центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для выпускников центров.

Отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста предназначены для оказания гражданам пожилого возраста, сохранившим (полностью или частично) способность к самообслуживанию и передвижению, консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-педагогических и социально-посреднических услуг.

Основные направления деятельности:

  • обеспечение дневного присмотра за нуждающимися пожилыми гражданами;
  • организация досуга и создание условий, способствующих общению и поддержанию активного образа жизни пожилых граждан путем проведения культурно – массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, организации кружков и клубов по интересам, в том числе по месту жительства граждан и на возмездных условиях, а также за счет привлечения внебюджетных или спонсорских средств и использования труда волонтеров.

Услуги сопровождаемого проживания

— услуги помощника по сопровождению (для инвалидов I группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и (или) по зрению — не более 40 часов в месяц;

— услуги ассистента (для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и 2 группы с умственными нарушениями) — не более 60 часов в месяц;

— услуги переводчика жестового языка (для инвалидов по слуху) — не более 90 часов в год.

Услуги сиделки

оказываются ТЦСОН нетрудоспособным гражданам, имеющим медицинские показания: травмы и (или) заболевания и (или) их последствия, приведшие к резко выраженному (ФК 4) ограничению способности к самообслуживанию и к резко выраженному (ФК 4) ограничению способности к самостоятельному передвижению (п. 9 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 января 2013 г. №3/4 ), в соответствии с перечнем бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218 .

Услуги сиделки оказываются ТЦСОН в дневное время по рабочим дням от 10 до 40 часов в неделю (стоимость услуги за 1 час составляет 1,00 рублей).

Услуги сиделки оказываются ТЦСОН :

  • малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам, утратившим способность к самообслуживанию и передвижению, на условиях частичной оплаты:
  1. для нетрудоспособных граждан – 60% тарифа на социальные услуги;
  2. для нетрудоспособной семьи – 50% тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи.
  • на условиях полной оплаты:
  1. для нетрудоспособных граждан, утративших способность к самообслуживанию и передвижению, кроме одиноких (100% тарифа на социальные услуги);
  2. для нетрудоспособной семьи – 80% тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи.

Услуга дневного присмотра предоставляется нетрудоспособным гражданам, утративших способность осуществлять контроль поведения, в том числе для граждан с деменцией при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний.

Услуги дневного присмотра предоставляются на условиях полной либо частичной оплаты.

На условиях частичной оплаты (60% установленного тарифа) услуги дневного присмотра могут получать малообеспеченные одинокие нетрудоспособные граждане.

Отдельным нетрудоспособным гражданам, которым социальные услуги должны оказываться на возмездной основе, в порядке исключения по решению местных исполнительных и распорядительных органов социальные услуги в пределах установленных норм и нормативов могут оказываться на безвозмездной основе или на условиях частичной оплаты.

Для оказания социальных услуг гражданин (законный представитель) обращается в территориальный центр социального обслуживания населения по месту фактического проживания (регистрации), и предоставляет:

Работники центра проводят обследование материально-бытового положения гражданина и запрашивают у государственных органов и иных организаций:

  • сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения (для одиноких нетрудоспособных граждан (семей);
  • справку о месте жительства и составе семьи;
  • сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Социальные услуги оказываются на основании договора оказания социальных услуг, заключенного гражданином (законным представителем) с учреждением социального обслуживания либо учреждением социального обслуживания и третьим лицом, взявшим на себя обязательства по оплате социальных услуг.

В 2021 году в территориальных центрах социального обслуживания населения введена новая социальная услуга по обучению членов семей, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, навыкам ухода. Получателем данной услуги являются граждане, осуществляющие уход за нетрудоспособным гражданином, которые рассматриваются как находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Перечень документов, предоставляемых в территориальный центр социального обслуживания населения для заключения договора на оказание данной услуги:

Договор на оказание социальной услуги заключается с получателем услуги на основании его письменного заявления.

Факт осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином устанавливается путем составления акта обследования материально-бытовых условий по месту жительства (месту пребывания) лица, за которым осуществляется уход.

Данная услуга предоставляется на безвозмездной основе.

Право на оказание социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением предоставлено пожилым гражданам, в собственности которых находится жилое помещение, достигшим 70-летнего возраста и не имеющим физических лиц, обязанных по закону их содержать.

В рамках договора одинокие нетрудоспособные граждане получают комплекс социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания на дому либо в условиях стационара и выплату ренты взамен на переданное в собственность местного исполнительного и распорядительного органа жилое помещение.

Плательщиком ренты выступают местные исполнительные и распорядительные органы в лице территориальных центров социального обслуживания населения и домов-интернатов.

Социальные услуги на основании договоров пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов предоставляются при проживании:

  • на дому(в переданном под выплату ренты жилье)
  • в доме-интернате

Оказание социальных услуг при условии проживания в переданном под выплату ренты жилье (на дому)

В случае оказания социальных услуг на дому (при проживании в переданном под выплату ренты жилье) гражданин, желающий заключить договор, обращается в территориальный центр социального обслуживания населения по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, и представляет следующие документы:

Другие необходимые документы запрашиваются работниками центра.

Оказание социальных услуг при условии проживания в доме-интернате

В случае оказания социальных услуг при проживании в доме-интернате гражданин, желающий заключить договор, обращается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, и представляет:

Орган по труду, занятости и социальной защите запрашивает (оформляет):

  • сведения о месте жительства и составе семьи;
  • справку о размере получаемой пенсии;
  • копию заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии об инвалидности и другие необходимые документы.

Гражданин, проживающий в доме-интернате, обращается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, и представляет следующие документы:

Орган по труду, занятости и социальной защите запрашивает сведения у стационарного учреждения, содержащие информацию о времени нахождения в нем гражданина, документы из личного дела гражданина, и другие необходимые документы у соответствующих государственных органов (организаций).

Решение о целесообразности заключения договора принимается местным исполнительным и распорядительным органом на основании заключения специально созданной комиссии.

Услуги няни

Центрами услуги няни предоставляются бесплатно в форме социального обслуживания на дому:

— семьям, воспитывающим двоих в возрасте до 3 лет, родившихся одновременно (не более 20 часов в неделю),

— семьям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 3 лет, родившихся одновременно (не более 40 часов в неделю);

— семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (детей-инвалидов) в возрасте до 18 лет (не более 20 часов в неделю);

— семьям, воспитывающим детей в возрасте до 6 лет, в которых оба родителя – мать (мачеха), отец (отчим) – либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы (не более 20 часов в неделю)

— кратковременное освобождение родителей от ухода за ребенком (детьми) для семей, воспитывающих двоих и более детей, родившихся одновременно, детей-инвалидов (не более 10 часов в неделю в пределах норм времени, установленных на оказание услуги няни).

Пункты проката средств социальной реабилитации предназначены для хранения и выдачи нуждающимся гражданам технических средств социальной реабилитации.

Отделение социальной адаптации и реабилитации предназначено для оказания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в восстановлении способности к жизнедеятельности в социальной среде.

Консультации психологов проводится бесплатно и анонимно.

Читайте также: