Дайте определение бюджета как экономической и правовой категории

Обновлено: 30.06.2024

Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”.

В Бюджетном кодексе РФ бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления” (статья 6).

Понимание бюджета как системы отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда также имеет ряд преимуществ. Оно подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения. В рамках данного подхода предлагается также уточнить содержание понятий “бюджет”, “бюджетный план” и “бюджетный фонд”, определив их соотношение друг с другом.

Документ, законодательно устанавливающий роспись доходов и расходов государства на центральном, региональном или местном уровне на определенный период времени, называется бюджетным планом.

Исполнение бюджетного плана заключается в формировании и расходовании централизованного фонда финансовых ресурсов, который именуется бюджетным фондом.

Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В России бюджетный период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря), а в США длится с 1 октября по 30 сентября.

С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие:

· отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов;

· по поводу его использования в форме бюджетных расходов.

Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых платежей (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов.

Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, учитываются на перспективу.

Фактором роста бюджета является бюрократическая организация государственного управления. Бюрократия ориентирована на рост бюджета, поскольку его величина определяет ее положение в обществе и доходы. Поэтому вполне естественно стремление бюрократии увеличить бюджет в каждом подконтрольном ей звене государственного управления. Для ограничения подобных тенденций, приводящих к неэффективному расходованию бюджетных средств, вводятся специальные механизмы контроля.

С материальной точки зрения бюджет – это централизованный денфонд гос или адм-терр образования для осуществления задач и функций соответствующих органов гос власти и МСУ.

С экономической точки зрения Б – совок-ть экономических денотн-й, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих гос и мун задач и выполнения функций соответствующих органов власти и управления.

Сущность Б как эк категории реализуется в сл функциях: распределительная. Контрольная (отображает все происходящие в гос-ве соц-эк процессы); стимулирующая.

Ст. 6 БК: Б – форма образования и расходования ден ср-в, предназначенных для фин обеспечения задач и функций гос-ва и МСУ.

Бюджет – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда публично-правового образования, утверждаемый соответствующими представительными органами гос власти МО в ф-ме з-на для осуществления расходных обязательств РФ, суб-в РФ и МО.

• Исходя из структуры бюджсис-мы: 1) Фед; 2) Субъектов; 3) МО.

• В зависимости от соотн-я дох и расх частей: дефицитный, профицитный, сбалансированный;

• Консолидированный (см. ниже);

• Государственный и местный;

• Бюджет Союзного гос-ва (1999г. РФ и Белоруссия);

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов гос внебюдж фондов) без учета межбюдж трансфертов м/у этими бюджетами.

Консолидированный Б РФ составляет фед бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюдж трансфертов м/у этими бюджетами). КБ не является правовым актом, его данные используются для расчета и анализа.

Виды консолидированного бюджета: 1) консолидированный бюджет РФ; 2) консолидированный бюджет субъекта РФ.

Вопрос 15. Бюджетное право. Предмет и метод правового регулирования

Бюджетное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования фед/рег/местного бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Статья 2 БК РФ. Отношения, регулируемые БК РФ:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В предмете бюджетного права можно выделить следующие группы общественных отношений, которые закрепляют и регулируют:

1. бюджетное устройство РФ: виды бюджетов, входящих в бюджетную систему, принципы ее построения

2. состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, а также порядок их распределения между бюджетами

Бюджетные полномочия компетентных органов

Бюджетный процесс

5. ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Для бюджетного права характерен императивный метод правового регулирования: то есть нормы обязывают субъектов к совершению или не совершению определенных юридически значимых действий. Кроме того, несмотря на императивный метод правового регулирования, нормы бюджетного права дают субъектам определенный выбор поведения, допустим в рамках согласительных процедур, когда проект бюджета не принят законодательным органом.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”.

В Бюджетном кодексе РФ бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления” (статья 6).

Понимание бюджета как системы отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда также имеет ряд преимуществ. Оно подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения. В рамках данного подхода предлагается также уточнить содержание понятий “бюджет”, “бюджетный план” и “бюджетный фонд”, определив их соотношение друг с другом.

Документ, законодательно устанавливающий роспись доходов и расходов государства на центральном, региональном или местном уровне на определенный период времени, называется бюджетным планом.

Исполнение бюджетного плана заключается в формировании и расходовании централизованного фонда финансовых ресурсов, который именуется бюджетным фондом.

Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В России бюджетный период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря), а в США длится с 1 октября по 30 сентября.

С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие:

· отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов;

· по поводу его использования в форме бюджетных расходов.

Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых платежей (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов.

Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, учитываются на перспективу.

Фактором роста бюджета является бюрократическая организация государственного управления. Бюрократия ориентирована на рост бюджета, поскольку его величина определяет ее положение в обществе и доходы. Поэтому вполне естественно стремление бюрократии увеличить бюджет в каждом подконтрольном ей звене государственного управления. Для ограничения подобных тенденций, приводящих к неэффективному расходованию бюджетных средств, вводятся специальные механизмы контроля.

С материальной точки зрения бюджет – это централизованный денфонд гос или адм-терр образования для осуществления задач и функций соответствующих органов гос власти и МСУ.

С экономической точки зрения Б – совок-ть экономических денотн-й, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих гос и мун задач и выполнения функций соответствующих органов власти и управления.

Сущность Б как эк категории реализуется в сл функциях: распределительная. Контрольная (отображает все происходящие в гос-ве соц-эк процессы); стимулирующая.

Ст. 6 БК: Б – форма образования и расходования ден ср-в, предназначенных для фин обеспечения задач и функций гос-ва и МСУ.

Бюджет – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда публично-правового образования, утверждаемый соответствующими представительными органами гос власти МО в ф-ме з-на для осуществления расходных обязательств РФ, суб-в РФ и МО.

• Исходя из структуры бюджсис-мы: 1) Фед; 2) Субъектов; 3) МО.

• В зависимости от соотн-я дох и расх частей: дефицитный, профицитный, сбалансированный;

• Консолидированный (см. ниже);

• Государственный и местный;

• Бюджет Союзного гос-ва (1999г. РФ и Белоруссия);

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов гос внебюдж фондов) без учета межбюдж трансфертов м/у этими бюджетами.

Консолидированный Б РФ составляет фед бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюдж трансфертов м/у этими бюджетами). КБ не является правовым актом, его данные используются для расчета и анализа.

Виды консолидированного бюджета: 1) консолидированный бюджет РФ; 2) консолидированный бюджет субъекта РФ.

Вопрос 15. Бюджетное право. Предмет и метод правового регулирования

Бюджетное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования фед/рег/местного бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Статья 2 БК РФ. Отношения, регулируемые БК РФ:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В предмете бюджетного права можно выделить следующие группы общественных отношений, которые закрепляют и регулируют:

1. бюджетное устройство РФ: виды бюджетов, входящих в бюджетную систему, принципы ее построения

2. состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, а также порядок их распределения между бюджетами

Бюджетные полномочия компетентных органов

Бюджетный процесс

5. ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Для бюджетного права характерен императивный метод правового регулирования: то есть нормы обязывают субъектов к совершению или не совершению определенных юридически значимых действий. Кроме того, несмотря на императивный метод правового регулирования, нормы бюджетного права дают субъектам определенный выбор поведения, допустим в рамках согласительных процедур, когда проект бюджета не принят законодательным органом.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: