Цвин что это для несовершеннолетних

Обновлено: 01.07.2024


2. Орлов П.П., Фардзинова З.А. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями как фактор улучшения криминогенной ситуации на территории Владивостокского городского округа/ П. П. Орлов., З.А. Фардзинова // Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (30-31 мая 2014 г., г. Уфа). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. – 182 с.

3. Иванов Е.В. Психолого-педагогическая модель работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях закрытого учреждения / Образование и наука. – 2008. – № 4. – С. 73-81., С. 73–74.

4. Паатова М.Э. Методологические основания реабилитационно-воспитательной деятельности в учреждениях закрытого типа с позиций личностного подхода / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 3. – С. 76–82. С. 80.

5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному : Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с., С. 82–88.

Психолого-педагогическая работа с несовершеннолетними в условиях закрытых учреждений является одним из наиболее эффективных способов коррекции девиантного поведения подростков, совершивших правонарушения и общественно опасные деяния. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП УМВД РФ по ПК в городе Владивостоке) – краевое учреждение закрытого типа, занимающееся работой с несовершеннолетними правонарушителями (подростками и молодыми людьми до 18 лет), как стоящими, так не состоящими ранее на учете в ПДН, но совершившими общественно опасное деяние. В Центр подростки помещаются по решению суда. По статистике большинство подростков, попадающих в Центр, не достигли 15 лет (60 %), при этом большая часть из них – мальчики. Девочек из общего числа поступающих в год (200-250 детей) составляет не более 20 человек. Большинство подростков – выходцы из социально-неблагополучных семей. Половина из них являются воспитанниками детских домов, остальные воспитываются в неполных семьях[1].

Причины, приведшие подростков к правонарушениям, коренятся в недостатках семейного и школьного воспитания, особенностях протекания пубертатного периода и в специфике влияния внешкольной среды на формирование целей, ценностей и образа поведения подростков. Несмотря на схожесть причин, приводящих подростков к правонарушениям, у каждого из них свои особенности и привычки, приводящие к девиантному поведению, которое является основным признаком неблагополучия, семейного и социального. Подростки, помещенные в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, нуждаются в коррекции поведения и усвоении социально приемлемых образцов поведения.

Работники Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей создают условия для коррекции поведения подростка путем включения его в строго нормированный и регламентированный учебно-воспитательный процесс. В Центре соблюдается строгий режим дня, немного различающийся в будние и выходные дни. С утра – подъем, зарядка, гигиенические процедуры, завтрак и занятия по общеобразовательной программе, днем – групповые занятия и прогулки, а также индивидуальнее занятия с воспитанниками, вечером – время для игр и чтения. На протяжении дня за воспитанниками ведется наблюдение. Ни один воспитанник Центра не передвигается свободно по помещению и территории учреждения.

В выходные дни распорядок дня дополнен воспитательными программами, индивидуальными и групповыми занятиями. Во время групповых занятий центр посещают представители общественности, которые общаются с воспитанниками. Двадцать четыре часа в сутки в течение тридцати дней подростки находятся под наблюдением в изолированном от внешнего мира пространстве Центра, размещенного в здании бывшего типового детского сада.

За время пребывания в Центре подростки должны усвоить навыки поведения связанные с соблюдением режима дня и режима питания, правила личной гигиены и режим труда и отдыха. Усвоение данных навыков является физиологической основой самодисциплины, поскольку большая часть подростков, помещенных в Центр, какое-то время оставались без надзора родителей или родственников, организующих и регламентирующих их повседневную их жизнь. Благодаря режиму, у подростков нормализуется пищеварение и сон, появляются силы для учебы и коллективных занятий. По словам сотрудников Центра, в процессе медосмотра выясняется, что в 70 % случаев из воспитанников имеют вес ниже нормы. Отдельной проблемой являются вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, токсикомания).

Индивидуальная траектория коррекции девиантного поведения несовершеннолетнего правонарушителя представляет собой целенаправленную образовательно-воспитательную программу, включающую в себя элементы диагностики, группового и индивидуального обучения, мер воспитательного воздействия и формирования мотивации на устойчивое изменение поведения и успешную социализацию. Со стороны работников Центра, педагогов школы и представителей общественных организаций осуществляется психолого-педагогическая диагностика, поддержка и сопровождение.

Девиантное поведение ребенка и подростка является сплавом отношений, отражающих взаимосвязь уровней семейного, школьного воспитания и отношения ребенка к себе и условиям жизнедеятельности в целом. Отсюда у работников Центра, занимающихся воспитанием, возникает потребность в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних правонарушителей, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательная и социализирующая работа.

Целью психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних, помещенных в Центр временного содержания, является выявление причин приведших к правонарушениям. Состояние, отношение, уровень воспитанности несовершеннолетнего оцениваются с точки зрения соответствия норме и степени отклонения от неё, а также возможных психолого-педагогических механизмов коррекции девиантности.

Психологическая диагностика осуществляется в следующих направлениях: выявление особенностей характера и психо-эмоционального состояния, детско-родительские отношения и отношения со сверстниками. При помощи стандартных методик специалист-психолог устанавливает уровень социализации подростка, уровень усвоения им системы ценностей, норм, знаний, культуры поведения. Диагностика уровня социализации предусматривает выявление отклонений и в интеллектуально-личностном развитии, эмоционально-волевой сфере, сформированности социально-ролевого поведения, стиля общения и статуса подростка в группе сверстников.

Педагогическая диагностика осуществляется в следующих направлениях: определение уровня знаний и умений, соответствующих возрасту подростка и программе за соответствующий класс общеобразовательной школы, определение познавательной потребности и общей направленности на приобретение знаний, например, отношение к учению, к выполнению домашних заданий, к учебным предметам.

Воспитанник сможет продвигаться по индивидуальной траектории только в том случае, если будет нормализировано его психо-эмоциональное состояние, если с ним начнут заниматься по школьным предметам, учитывая реальный уровень его знаний и степень отставания от программы, если ему будут даны соответствующие его возрасту и правовому статусу установки поведения и деятельности, показаны и закреплены образцы адекватного поведения.

Также широко применяется методика личностно-ориентированного обучения Хуторского А.В. В соответствии с данной методикой [5], учителя предоставляют подросткам возможность освоить эмоционально-образные и логические виды умственной деятельности. В условиях малой группы учителя учитывают индивидуальные особенности подростков, их интересы, предлагают различные способы работы с учебным материалом, выявляют особенности усвоения учебного материала, учитывая степень отставания от школьной программы. Подростку при таком подходе к обучению и воспитанию необходимо научиться оценивать свои способности и возможности, научиться прикладывать усилия для получения положительной оценки, заново или с нуля формировать поле конструктивно направленных интересов, и четко представлять свои дальнейшие перспективы, напрямую зависящие от его поведения, успеваемости прилежности.

В результате применения сочетания групповых и индивидуальных методик у воспитанника формируется отсутствующий пласт установок поведения, общественных, нравственных и правовых.

Индивидуальную траекторию коррекции воспитания условно можно разделить на несколько этапов:

I этап: процесс адаптации воспитанника к новым условиям, распорядку дня, воспитанникам центра, круглосуточному надзору, к ограничению действий;

II этап: адаптация, привыкание к процессам диагностики, опросам, применяемым к каждому воспитаннику;

III этап: подключение воспитаннике к групповым занятиям, где происходит принятие им новых установок, форм поведения, которые становятся присущи только ему.

На третьем этапе воспитанник уже полностью включен в групповую работу. Важным на этом этапе становится принятие нравственных установок, которые в дальнейшем будут определять его поведение в обществе.

Приведем примеры работы с воспитанниками Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП УМВД РФ по ПК в городе Владивостоке).

В процессе групповых занятий, ролевых игр, взаимодействий с другими воспитанниками в центре степень агрессии уменьшилась, стал сговорчив и с охотой шел на контакт со взрослыми. Процесс адаптации к условиям прошел удовлетворительно, но сохранился страх перед выполнением просьб и поручений. На занятиях в группе проявляет интерес к рисованию и моделированию самолетов из бумаги, задает вопросы, участвует в дискуссиях со старшими. В ролевых играх немного пассивен, редко занимает активную позицию, чаще отстранен. Также к нему были применены индивидуальные формы перевоспитания, адаптации: индивидуальные занятия с преподавателем, беседы с психологом и с сотрудником правоохранительных органов.

Другой подросток – девочка 10 лет, проживающая с отцом. Мать не принимает участие в воспитании дочери. Попала в учреждение за хищение денежных средств из торгового павильона. На диагностических тестах с психологом была контактна, свободна в общении, сразу раскаялась в содеянном. Согласно педагогической диагностике, девочка проявляет интерес к учебе, но неусидчива и нетерпелива. В процессе нахождения в центре смогла выработать терпение и внимание. В групповых играх и занятиях активно проявляет себя, общается с другими воспитанниками, идет на контакт первая. Процесс адаптации прошел положительно. Также были применены и индивидуальные и групповые техники коррекции поведения: профилактические беседы, индивидуальные встречи.

Индивидуальный подход к каждому воспитаннику в описанных случаях, согласно которой проходил их процесс адаптации, ресоциализации и профилактики девиантного поведения помог подростку пройти процесс реабилитации, принять правильные установки, с помощью специалистов пересмотреть свое поведение, научиться работать в группе, наработать навыки поведения в обществе.

Согласно опросу воспитателей и психолога учреждения было выяснено, что индивидуальный подход необходим еще и, потому что в Центр помещены подростки разных возрастных групп, разной степени адаптации, педагогической запущенности и с различными социальными проблемами. По словам работников Центра, некоторых подростков просто необходимо исключить из привычной для них социальной среды, чтобы уменьшить ее деструктивное влияние на них. Как правило, попадая в жестко организованную среду Центра, более комфортную или наоборот некомфортную для них, подростки ведут себя совершенно иначе, чем вели себя дома, в школе и на улице. Работники центра отмечают, что несовершеннолетние правонарушители достаточно восприимчивы к работе с ними, сохраняют способность быть коммуникабельными и адаптивными к изменению условий проживания, общения и воздействиям на них.

Статистика, ведущаяся в Центре, показывает, что количество рецидивов совершения общественно-опасных деяний и возвращений в центр временного содержания сокращаются. Согласно статистическим данным, за 2016 год количество уменьшилось с 23 до 19, по сравнению с предыдущим годом. Данные показатели, свидетельствуют об эффективности мер коррекционного воздействия на воспитанников. Путем применения аналитического, статистического методов и метода опроса фокус-группы, удалось выяснить, что построение индивидуальных траекторий коррекции поведения необходимо для каждого из воспитанников. Причем формирование индивидуальной траектории коррекции поведения воспитанника формируется в процессе его встраивания в коллективные ритмы (следование распорядку дня, обязательная образовательная программа, тренинговые занятия в группе). Индивидуальная траектория коррекции поведения каждого из воспитанников помогает сотрудникам, воспитателям понять реакцию несовершеннолетнего на разницу между групповыми ритмами и тем, как он себя ощущает в них, и индивидуальным встраиванием. Задача специалиста, сотрудника и воспитателя состоит в том, чтобы факторы внешнего надзора за воспитанником, воспитательные процессы, нравственные установки центра перешли установки самодисциплины и внутреннего контроля самого подростка за своим поведением и эмоциями, что в дальнейшем, что позволит уменьшить количество повторных приводов несовершеннолетних в закрытые учреждения.

По окончании срока пребывания несовершеннолетнего составляется индивидуальная педагогическая характеристика, заключение и рекомендации психолога о возможных путях и методах коррекции поведения. Также составляется заключение о выявленных причинах, способствующих совершению правонарушений, а также рекомендации по применению дальнейших методов воспитания и образования с целью преодоления социальной дезадаптации, профилактики и предупреждения совершения повторных правонарушений [6].

После того, как подросток покинет стены Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей надзор и профилактическая работа с ним и с семьей, в которой он находится, не прекращается. Инспектор ПДН, совместно с педагогами школы, в которой он учится, участковым, представителем органов опеки, иногда, с представителем лечебного учреждения осуществляют контроль за его дальнейшей социализацией и реабилитацией.

Читайте также: