Какая из перечисленных функций не является функцией социального обеспечения

Обновлено: 03.07.2024

2. Какому периоду соответствует следующая характеристика развития социального обеспечения: вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет:
а) 1991 г. — 2002 г.
б) 1917 г. — 1936 г. +
в) 1946 г. — 1976 г.

3. Из перечисленного, действующим законодательством не предусмотрены следующие виды пособий:
а) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
б) пособие по беременности и родам
в) единовременное пособие женщинам, пострадавшим от насилия +

4. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти на следующие виды социального обеспечения:
а) медицинское обслуживание и лечение +
б) пособия и компенсационные выплаты
в) пенсии по старости

5. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях назначается при наличии страхового стажа не менее:
а) десяти лет
б) шести лет
в) пяти лет +

6. Выдача листка нетрудоспособности производится по общему правилу с … недель беременности:
а) 20
б) 30 +
в) 15

7. Из перечисленного, в общий трудовой стаж не включаются следующие виды деятельности:
а) работа в качестве рабочего, служащего
б) работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда и поручения
в) работа граждан в индивидуальных частных хозяйствах +

8. Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами:
а) ежегодно +
б) ежеквартально
в) ежемесячно

9. К социально значимым факторам дифференциации видов, условий и уровня обеспечения можно отнести:
а) уровень образования
б) уровень профпригодности
в) вредные, тяжелые условия труда +

10. В общую часть системы права социального обеспечения как науки входит:
а) льготы по социальному обеспечению
б) предмет права социального обеспечения +
в) международно-правовое регулирование права социального обеспечения

11. В общую часть системы права социального обеспечения как науки входит:
а) понятие права социального обеспечения +
б) льготы по социальному обеспечению
в) международно-правовое регулирование права социального обеспечения

12. Особенности метода права социального обеспечения проявляются в совокупности определенных признаков, к которым относят:
а) содержание правоотношений
б) наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей +
в) характер санкций, обеспечивающих положение обязанностей субъектов

13. Особенности метода права социального обеспечения проявляются в совокупности определенных признаков, к которым относят:
а) порядок установления прав и обязанностей субъектов +
б) характер санкций, обеспечивающих положение обязанностей субъектов
в) содержание правоотношений

14. Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в РФ” закрепил право инвалидов на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями:
а) на бесплатной основе +
б) с 50-процентной скидкой
в) с 70-процентной скидкой

15. Назначение системы социального обеспечения проявляется в его:
а) функциях +
б) способностях
в) возможностях

16. Правила подтверждения страхового стажа на основании свидетельских показаний устанавливаются в порядке, определяемом:
а) Пенсионным Фондом РФ
б) Правительством РФ +
в) Президентом РФ

17. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются:
а) работниками
б) оба верны
в) работодателями +

18. Все пособия, компенсации, льготы по социальному обеспечению в РФ имеют … назначение:
а) основное
б) целевое +
в) двойное

19. Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен обладать:
а) правообъектностью
б) стажем
в) правосубъектностью +

20. Совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений, – это … права социального обеспечения:
а) отрасль
б) метод +
в) понятие

21. Размер страховой пенсии по старости состоит из:
а) трех частей +
б) пяти частей
в) двух частей

22. Представителем теории социальных рисков являлся:
а) Андреев
б) Вигдорчик +
в) Петров

23. Представителем теории социальных рисков являлся:
а) Иванов
б) Андреев
в) Семашко +

24. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа ему назначается следующий вид пенсии:
а) право на пенсию отсутствует
б) социальная пенсия +
в) трудовая пенсия по инвалидности

25. Получателем единовременного пособия при рождении ребенка является:
а) мать ребенка, отец, бабушка или дедушка
б) мать ребенка
в) один из родителей либо лицо, их заменяющее +

26. Оплата общественных работ не может быть меньше:
а) минимальной заработной платы
б) минимального размера пособия по безработице +
в) прожиточного уровня

27. Со специальным трудовым стажем (выслугой лет) связано право на пенсию за выслугу лет:
а) военнослужащим +
б) педагогам
в) медикам

28. Со специальным трудовым стажем (выслугой лет) связано право на пенсию за выслугу лет:
а) медикам
б) педагогам
в) прокурорским работникам +

29. Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает:
а) Министерство здравоохранения и социального развития РФ +
б) Государственная Дума РФ
в) Министерство здравоохранения РФ

30. Лица, признанные безработными, обязаны в установленные органами по вопросам занятости сроки проходить перерегистрацию, но не реже:
а) 1 раза в год
б) двух раз в месяц +
в) одного раза в месяц

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Социальные риски

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

  1. источники финансирования : за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению : общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения : только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения : ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система социального обеспечения

Государственная система социального обеспечения

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Читайте также: