Цитаты и афоризмы по направлению кому на руси жить хорошо вопрос гражданина

Обновлено: 29.04.2024

Человек, являясь гражданином в рамках гражданского общества, имеет гражданский долг, который заключен в том, чтобы замечать пороки общества, предпринимать попытки искоренить их, чтобы совершенствовать государство и общество в целом. Гражданская позиция человека отражается в его мировоззрение относительно общества и в конкретных поступках по его совершенствованию.

Общественно-политические проблемы находят отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

С 1731 по 1826 годы городом Глуповым управляло целых 21 градоначальника. Несмотря на то что у каждого градоначальника были индивидуальные черты, автор подчеркивает существующую между ними схожесть. Все градоначальники стремились к обретению неограниченной власти и полному контролю над гражданами. Ничего не делая для блага глуповцев, градоначальники были уверены в том, что в их основные обязанности входили сбор недоимок и ограничение свобод граждан, чтобы те не могли высказывать свои недовольства и бунтовать. С помощью сатирических приемов М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что все градоначальники своей целью считали подчинение народа. Для этого они пользовались одинаковыми методами воздействия на население. Градоначальники стремились достигать собственные цели, не задумываясь при этом о том, как живут глуповцы и какие проблемы существуют в городе. Для осуществления личных целей градоначальники притесняют права представителей народа, пользуются их физическим трудом, обкрадывают их, пользуясь своим служебным положением. М.Е. Салтыков-Щедрин, раскрывая образы градоначальников, обращает читательское внимание на проблему государственной несправедливости и беззакония, проблему стремления к подчинению народа и проблему произвола абсолютной власти.

Сатире подвергаются не только образы градоначальников, но и образы глуповцев, основными качествами которых являются смирение, рабская покорность и долготерпение. Примечательно, что головотяпы самостоятельно отказываются от свободы, когда отправляются на поиск князя, который бы ими руководил. Автор показывает, что глуповцы не способны на борьбу против социальной несправедливости, каким бы тяжелым ни было их существование. М.Е. Салтыков-Щедрин высмеивает народ, который мирится с теми несправедливостями, которые совершаются градоначальниками, которые должны не управлять народом, а выражать его интересы, прислушиваясь к его мнению.

В романе выражена мысль о том, что общественная несправедливость существует как из-за произвола градоначальников, которые чувствуют вседозволенность и безнаказанность, так и из-за рабской покорности глуповцев, которые самостоятельно лишают себя свободы и мирятся со всеми совершаемыми несправедливостями.

Основой сюжета является то, что в результате ссоры Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского первый отобрал у второго его имение. Автор показывает, что Троекурову удалось выиграть судебное дело благодаря своему знатному положению в обществе и богатству. Спицын свидетельствует против Дубровского-старшего, давая неверные показания. А.С. Пушкин поднимает проблему несправедливости судебной системы. Троекурову без особого труда удалось стать владельцем чужого имущества лишь по той причине, что он был более влиятельным и богатым помещиком, чем Дубровский-старший. В романе показано, что в обществе ценилось не столько происхождение и социальный статус, сколько материальное благополучие. Андрей Гаврилович страдает, лишаясь имения, будучи помещиком, по отношению к которым так же, как и к крестьянам, совершались несправедливости. Влиятельные и знатные помещики обращались как с рабами не только с крестьянами, но и с людьми такого же происхождения и социального статуса, как и они. Автор, поднимая проблему неравенства перед законом, демонстрирует, что дворяне побогаче могли отбирать имения у тех помещиков, которые были беднее их. Неограниченная власть подобных Троекурову поддерживалась раболепием представителей власти, которые не хотели идти против знатных и влиятельных людей, или их стремлением получить собственную выгоду, получив от богатых людей взятки.

Однако, несмотря на предпочтения автора в сторону крестьян, он не отрицает того, что и они обладают пороками. Когда глупый помещик начал притеснять крестьян, они ничего не сделали для того, чтобы защитить свои права. М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему покорности крестьянства, привыкшего мириться с общественными несправедливостями.

Левша, создавая мельчайшие гвоздики к подковам, является самым искусным из тульских мастеров. Его патриотизм проявляется в том, что, посетив Англию, он принимает решение вернуться в Россию, отказавшись от работы в Англии, так как не представляет без Родины своей жизни. Даже перед смертью Левша думает не о себе, а об Отчизне. Последними словами Левши является совет, как правильно чистить ружье, который он просит передать государю.

Несмотря на то что Левша принимал участие в создании подков, защищая тем самым честь страны, когда ему стало плохо, в России его отправили в больницу для бедных, в то время как иностранца, с которым Левша пил на спор, увезли в другую больницу, откуда он вышел целым и невредимым. В сказе показано, что из-за отсутствия мест в палатах Левшу оставляют прямо в коридоре на полу. Кроме того, Левшу обокрали, взяв все, что ему оставили в награду иностранцы. Но главная несправедливость, с которой столкнулся Левша, заключалась в том, что ему никак не помогли, что его оставили умирать в стенах больницы, даже не попытавшись вылечить.

Н.С. Лесков утверждает, что в гибели Левши виновна общественная система, при которой власть уважительно относится к иностранцам, но проявляет равнодушие по отношению к своим гражданам. Александр I высмеивается за любовь ко всему заграничному, за восхваление иностранных мастеров, за неуважительное отношение к собственному народу. Николай I верит в талант русского народа, однако его просьба подковать блоху связана с желанием показать собственное превосходство. По сравнению с данными образами, Левша является истинным патриотом.

Трагическая судьба Левши становится отражением современной автору России, где не ценятся даже великие мастера, что уж говорить о простых крестьянах. В сказе показано, что способности русского народа, воплощенного в образе Левши, огромны, однако они ограничиваются внешними обстоятельствами. Автор с сожалением высказывает мысль о том, что талантливые люди не были признанными, что они становились забытыми властью, умирая в бедности и нищете.

Несмотря на разницу в социальном статусе и индивидуальные черты, все персонажи объединены общественными пороками. Н.В. Гоголь с помощью сатирических приемов поднимает проблемы беззакония, вседозволенности, безнаказанности, чинопочитания, подхалимства, лицемерия, корыстолюбия, мошенничества, казнокрадства, взятничества, обмана, предательства, эгоизма, пошлости и необразованности.

Мужик срубает дерево в дождливую погоду не из зла, зависти или мести леснику, а из нужды. Герой пошел на воровство из-за того, что у него не было средств к существованию. Именно тяжелая крестьянская доля толкает мужика на преступление. Ему ничего не остается делать, кроме попытки найти средства для обеспечения своей семьи через срубку дерева. Мужик прекрасно знает о ловкости Бирюка, о его способности разыскивать воров в любое время суток, однако он все равно предпринимает попытку срубить дерево, поскольку у него нет другого выбора. Несмотря на воровство мужика, автор проявляет сочувствие к нему, поскольку его поступок – это реакция на общественную несправедливость, единственная возможность выжить и прокормить семью.

Крепостное право, как показывает И.С. Тургенев, мешает жить не только мужику, но и леснику Фоме, получившему прозвище Бирюк. Главного героя бросила жена, и ему приходилось в одиночку воспитывать двух детей, один из которых был совсем маленьким, и зарабатывать семье на жизнь.

Мужика и Бирюка объединяет бедность, в повествовании указывается, что из еды у семьи лесника был лишь хлеб. Главный герой отпускает мужика-вора по той причине, что сам понимает, что такое голод. Бирюк, который ответственно относился к своей работе, понимает, что за кражу могут взыскать с него, однако он осознает и причины поступка мужика, поэтому между вариантом наказания или прощения он выбирает второй путь, отпуская мужика вместе с лошадью.

Показывая, что у двух разных персонажей, которые живут в соответствии с собственными нравственными принципами (мужик из нужды срубает дерево, на такой поступок не способен Бирюк, который привык зарабатывать на жизнь семьи честным трудом), одинаковые проблемы, И.С. Тургенев подчеркивает важность необходимости разрешения проблемы тяжелой крестьянской судьбы.

Особенностью рассказа является то, что конфликт между Бирюком и мужиком оказывается разрешенным, в то время как главная проблема крепостного права все еще оставалось неразрешенной.

Тарас Бульба уверен, что жизнь казака заключена в том, чтобы бороться и демонстрировать свои героические качества. В повествование помещены его рассуждения о том, что настоящие казаки не должны сидеть на месте, что они должны защищать Родину. Для Тараса Бульбы судьба Отчизны намного важнее собственного существования. То, что Тарас Бульба убивает собственного сына Андрия, не понимая, как тот мог перейти на вражескую сторону из любви к панночке, говорит о том, что в те времена для казачества судьба Родины была важнее любовных и семейных отношений.

Так как образ Тараса Бульбы имеет собирательный характер, центральным персонажем всей повести можно назвать весь народ. С помощью образов главных, второстепенных и эпизодических персонажей Н.В. Гоголь подчеркивает смелость и храбрость казачества, представители которого готовы пожертвовать собственной жизнью ради Отечества. Автор показывает, что большинство казаков борются за Родину до самого конца, многие из них жертвуют своими жизнями, ни капли об этом не жалея. В сцене гибели Тараса Бульбы показано, что он встречает смерть с высоко поднятой головой, никого не обвиняя.

Главной целью Н.В. Гоголя было не достоверное и точное отображение исторических событий, а демонстрация героизма боровшегося за независимость и свободу народа.

В драме показано, что Лариса Огудалова стремится найти свое счастье. Она даже соглашается на брак с Карандышевым, лишь бы уехать в деревню, где она бы смогла вести тихий и спокойный образ жизни. Однако главной героине, которая пожертвовала всем, что у нее есть, ради любви к Паратову, так и не удается найти счастье. Лариса Огудалова обладает внутренней силой, которая не позволяет ей быть просто женой, что считалось обязанностью женщины в те времена. Теряя смысл жизни, Лариса Огудалова мечтает о смерти, которую в итоге и получает. Ее убийцей становится не столько Карандышев, который совершил выстрел, сколько все порочное общество, которое не давало Ларисе шанса на демонстрацию своих искренних чувств.

Изображая порочное общество, в котором наблюдается разделение на богатых и бедных, в котором женщина воспринимается как кукла, предмет купли-продажи, А.Н. Островский выражает мысль о необходимости общественных изменений.

С помощью технического прогресса власть добивается способности наблюдать за жизнью людей. В повествовании показано, что власть стремится к абсолютному контролю личной жизни всех людей. Необходимо это для того, чтобы сохранить власть в своих руках и укрепить ее. Чтобы люди не могли получить знания о свободном прошлом, чтобы в их умах не могли зародиться вольнолюбивые мысли благодаря философским размышлениям авторов, власть решает уничтожать те книги, которые определяются запрещенными. Сжигание книг, с которыми связаны события прошлого, размышления предков, становится не только преступлением против современного поколения, но и против прошлого. Чтобы легче управлять людьми, государство скрывает факты прошлого и даже переписывает историю.

Центральный персонаж Гай Монтэг из пожарного, беспрекословно уничтожающего книги, даже не задумываясь об их значении, постепенно превращается в совершенно другого человека: он становится частью группы, члены которой запоминают содержания книг, чтобы сохранять информацию из книг и чтобы возродить книгопечатание. На примере Гая Монтэга, который был объявлен государством особо опасным преступником и которому была объявлена война, Р. Брэдбери показывает отношение тоталитарного государства к мыслящим людям, которые имеют собственную позицию, отличающуюся от государственной.

Таким образом, общественные пороки, которые нужно искоренять, гражданская позиция и гражданский долг, ответственность человека перед обществом, совершенствование общества и государства – это основные гражданские проблемы, актуальные по сей день.

Недотерпеть — пропасть! Перетерпеть — пропасть…

Савелий

На фото

Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо.

На фото

В деревне Басове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет.

На фото

Лука – мужик присадистый, С широкой бородищею. Упрям, речист и глуп. Лука похож на мельницу: Одним не птица мельница, Что, как ни машет крыльями, Небось не полетит.

На фото

Хорошо не одевайся, добела не умывайся, у соседок очи зорки, востры языки! Ходи улицей потише, носи голову пониже, коли весело — не смейся, не поплачь с тоски.

На фото

Весь гнев с души красавец мой Согнал улыбкой ангельской, как солнышко весеннее сгоняет снег с полей…

На фото

Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…

На фото

В чужой семье — недолог сон.

Матрена Тимофеевна

На фото

Тут трезвому, что голому, неловко.

На фото

На фото

Тут плачут дети малые. Тоскуют жены, матери: легко ли из питейного дозваться мужиков?

На фото

На фото

. Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не медом полита.

Матрена Тимофеевна

На фото

. В глазах у них нет совести, на шее — нет креста.

Матрена Тимофеевна

На фото

На фото

Нет на Руси, вы знаете, помалчивать да кланяться запрета никому!

На фото

Не плюй на раскаленное железо – зашипит!

На фото

На фото

Хвали траву в стогу, а барина — в гробу!

На фото

И рад бы в рай, да дверь-то где?

На фото

Мужик что бык: втемяшится — в башку какая блажь — колом ее оттудова, Не выбьешь…

На фото

Домой идти тошнее, чем на каторгу.

На фото

Кого хочу — помилую, кого хочу — казню.

На фото

Чисто серебро — чистота твоя, красно золото — красота твоя, бел-крупен жемчуг —из очей твоих слезы катятся…

На фото

А с крыш солома скормлена скоту. Стоят, как остовы, убогие дома.

На фото

Откудова богачество поповское идет.

На фото

О матушка! о родина! Не о себе печалимся, — тебя, родная, жаль.

На фото

Мы же немного просим у бога: честное дело, делать умело, силы нам дай!

На фото

Все в мире переменчиво, прейдет и самый мир…

На фото

Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана.

На фото

Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, с толчком да с зуботычиной, то непригодно нам!

На фото

На фото

Как молод был, ждал лучшего, да вечно так случалося, что лучшее кончалось ничем или бедой.

На фото

Хорошо не одевайся, добела не умывайся, у соседок очи зорки, востры языки!

На фото

Ну женщины! с такими-то змеями подколодными и мертвый плеть возьмет!

На фото

Порвалась цепь великая, порвалась — расскочилася: одним концом по барину, Другим по мужику.

На фото

Коли всем миром велено: Бей! — стало есть за что!

На фото

Люди холопского звания — сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа.

На фото

В мире я чту только женщину, золото, честь и вино.

Некрасов

На фото

Живет, а без тела, кричит, а без языка.

На фото

Замок – собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом!

На фото

Тошен свет, правды нет, жизнь тошна, боль сильна.

На фото

Мне счастье в девках выпало: у нас была хорошая, непьющая семья.

На фото

На фото

Довольно барствовать! Проснись, помещик заспанный! Вставай! — учись! трудись.

На фото

Кому живётся весело, вольготно на Руси?

На фото

Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею.

На фото

На фото

Мужчинам три дороженьки: кабак, острог да каторга. А бабам на Руси три петли: шелку белого, вторая — шелку красного, а третья — шелку черного. Любую выбирай.

Читайте также: