Почему лжедмитрий 1 дав широкие привилегии разным слоям населения недолго продержался на престоле

Обновлено: 21.05.2024

Испекли Самозванца в польской печке, а вот заквасили его в России.

Ключевский

История Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше. 1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича, и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков. Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию.

Примерно в это же время о самозванце стало известно и в России. Борис Годунов прямо обвинил бояр в том что самозванец это их рук дело и результат их интриги. Было названо и конкретное имя предателя - Григорий Отрепьев. Это имя было связано Годуновым с Романовыми. Показательно, что бороьбу с самозванцем Годунов доверил тем боярам, которые ненавидели Романовых: Шуйские, Галицыны и Мстиславские.

Правление Лжедмитрия 1

Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?

Царь Лжедмитрий 1

Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.

История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком. У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи. Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием.

Нужно сказать что Романовы очень здорово подчистили историю России за столетия своего правления. Многие документы того времени историки называют откровенными подделками. Поэтому вероятность, что Самозванец был Отрепьевым есть, но она крайне невелика. Но каким было на самом деле правление Лжедмитрия 1 и кем он был - достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем.

Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек

Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:

  1. После воцарения выдать 1 миллион злотых на погашение долгов Мнишека.
  2. Отдать Марине в полное владение Новгород и Псков
  3. Способствовать переходу своих будущих подданных в католичество.

Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.

Начало похода на Россию

13 октября 1604 года войско Лжедмитрия отправилось в поход в Россию. Войско состояло из поляков 2000 донских запорожских казаков , которые и форсировали Днепр. Какие меры предпринял Борис? Он отправил к Марии Нагой человека и Мария (то есть мать Дмитрия) сделала заявление о том, что Дмитрий действительно погиб в Угличе, а на Россию идет самозванец. В Литву отправили дядю Отрепьева, чтобы он разоблачил племянника, но его не допустили к Лжедмитрию.

Карта движения Лжедмитрия

Движение войск Лжедмитрия

Тем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: "Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!". И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.

Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши

В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву. 1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов. Но Бельский спас мальчика.

Этому же присягнул и Василий Шуйский, сказав, что узнает царевича Дмитрия. Самое главное - своего сына узнала Мария Нагая, которая до этого дважды клялась в том, что ее сын умер и похоронен. Федора Годунова и его жену арестовали и поместили в дом к малюте Скуратову, где вскоре их задушили.

Въезд самозванца в Москву

20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича). Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским. Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.

8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками. Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды. Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.

Конец правления Лжедмитрия 1

Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни.

Но по просьбе в Марии Нагой и других влиятельных бояр Лжедмитрий не только помиловал Василия Шуйского, но и полностью его простил. В результате Шуйский остался там где он и был, и тут же начал плести второй заговор. 16 мая 1606 года Шуйские пустили слух об опасности царю от поляков, а сами под шумок вошли в кремль 17 мая. Басманова и самозванца убили (нужно понимать, что это был тандем). Изуродованный труп Лжедмитрия оставили на лобном месте, привели Нагую, у которой в очередной раз спросили - ее это сын или нет. Она мастерски вывернулась, сказав: "Теперь, какой есть, - конечно не мой". Тело Лжедмитрия сожгли, прах забили в пушку и выстрелили в сторону Польши. Марина Мнишек бежала из Москвы.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Историк Александр Лаврентьев о загадках биографии Лжедмитрия I, системе власти в Польско-Литовском государстве и неудавшемся походе на Крым

Какие вопросы о фигуре Лжедмитрия I остаются у историков? Почему Лжедмитрий получил поддержку только Мнишеков и некоторых польских аристократов? Как была организована государственная система Речи Посполитой? На эти и другие вопросы отвечает кандидат исторических наук Александр Лаврентьев.

В истории всякого рода есть такие персонажи, которые всегда вызывают кучу вопросов: и таинственные, и непонятные, и в основном известные не под собственным именем, а под прозвищем — типа Железной Маски во французской истории. Лжедмитрия I с Железной Маской сопоставлять, конечно, не надо, но, как бы то ни было, это персонаж, много лет волнующий историков, личные данные которого до конца совершенно неясны и, похоже, в значительной части останутся такими же неясными. Дело не в том, что историки плохо работают, а дело в плохой сохранности документов. Почему они плохо сохранились — это отдельный большой сюжет, но, так или иначе, их не так много, как нам хотелось бы. Речь все-таки идет о человеке, стоявшем в центре событий, которые получили название Смутное время, событий кардинального значения для русской истории.

Теперь по порядку, что это такое Лжедмитрий I, откуда он взялся. Иван Грозный был женат семь раз, детей он имел только от первого и последнего брака. Сын от первого брака, царь Федор Иоаннович, скончался в 1598 году бездетным. Но вообще, когда в 1584 году Федор Иоаннович сел на московском столе последним московским Рюриковичем, у него был еще и брат, сын его отца от последнего брака на Марии Нагой, звали его царевичем Дмитрием. Царевича Дмитрия с семьей, иногда говорят, отправили в ссылку, что, конечно, несправедливо: это была не ссылка. Тем не менее мальчик, которому было в момент кончины отца всего три года, уехал из Москвы с матерью, собственным двором, слугами и, кстати, парой приставов, приставленных к нему из Москвы, в город Углич. Под прозвищем царевич Дмитрий Углицкий он и был известен довольно долго.

Тем не менее, несмотря на гибель царевича, слухи о том, что он не погиб, а жив, довольно быстро стали распространяться по всей России. И современники-иностранцы, которые бывали на Руси в конце XVI — начале XVII века, довольно регулярно фиксировали, что в народе существует уверенность, что царевич уцелел. При этом в 1598 году скончался старший брат царевича Федор Иоаннович, на престол был избран Борис Годунов. И, соответственно, нетрудно догадаться, что все противники царя Бориса — а таких было немало — так или иначе объединились под именем царевича Дмитрия. Теперь дело было за малым: должен был найтись кто-то, кто бы этого царевича олицетворил. И этот человек нашелся.

В 1603 году в Речи Посполитой, Польско-Литовском государстве, появился некий молодой человек. Он оказался в замке Самбор — это было гнездо польских магнатов Мнишеков, территория современной Львовщины. Дальше проследовала душещипательная история, когда юноша на смертном одре, якобы сильно заболев, признался, что он не кто-нибудь, не какой-то первый попавшийся юноша, а ни больше ни меньше как сын царя Ивана Васильевича, царевич Дмитрий, тот самый, слухи о жизни которого ходили. Воевода Юрий Мнишек, хозяин замка, оценил находку. Молодой человек был представлен в Кракове королю Сигизмунду III. Но красивая история, которую он рассказал, не получила никакой поддержки в польском обществе. Король был готов поддержать юношу в его претензиях на русский престол.

Сейм же дружно от него отвернулся, лидер польской шляхты канцлер Ян Замойский сказал, что это вообще комедия в духе Плавта и Теренция и верить тут нечему.

Это к вопросу о том, что едва ли не поляки принесли Лжедмитрия I на русский престол, все было совершенно не так.

Надо сказать, что торжество Лжедмитрия продолжалось меньше десяти месяцев, потому что ровно через десять месяцев те же люди, которые приветствовали его появление на престоле, подняли восстание против него же, и он был скинут с престола и убит. Что за эти десять месяцев изменилось? Отдельный большой вопрос, но современники приписывали это в основном безобразному поведению свиты самозванца, состоявшей из поляков, пришедших с ним. Судя по всему, безобразия были связаны с тем, что речь шла о двух ментально разных народах. Например, Лжедмитрия обвиняли в вещах, которые в Речи Посполитой, как в стране католической, были совершенно нормальными, но в православном обществе все это выглядело совершенно иначе. Но это внешняя сторона события.

Конечно, были гораздо более серьезные вещи. В частности, Лжедмитрий задумал не что-нибудь, а поход на Крым. Надо сказать, что поход на Крым готовился по всем серьезным обстоятельствам: была собрана армия, артиллерия — все на свете. Но все дело в том, что русское дворянство, основа русской армии, дворянские корпорации с мест не были тогда единым классом. И дворяне южных губерний и южных уездов, как тогда говорили, того, что расположено за Окой, были заинтересованы в походе на Крым по ряду обстоятельств. Дворяне центральной России и северной части страны, похоже, не были в этом заинтересованы совершенно. То есть Лжедмитрий не нашел общего языка с тем классом, который был опорой любого монарха в России, мелким дворянством, и восстание, которое внешне выглядело как восстание против поляков, на самом деле было восстанием тех, кто не был готов ходить на Крым. И в итоге крымская авантюра самозванца так и не состоялась.

А сам Лжедмитрий I остался большой загадкой. Надо сказать, что историки последние 150 лет не раз и не два пытались узнать что-то об этом человеке. Контурная его биография более-менее ясна: мелкий дворянин из-под Костромы из рода Отрепьевых, который оказался в Москве, по не очень ясным обстоятельствам был пострижен, но не куда-нибудь, а в кремлевский Чудов монастырь, в который просто так никого не постригают, и, собственно, из Чудова монастыря Лжедмитрий бежал в Польшу, где себя выдал за сына Ивана Грозного. Так замкнулась биография этого человека, ставшего знаменем целого периода истории. А потом был еще Лжедмитрий II и, кстати, не последний, поскольку Смута в 1605 году еще не завершилась.

Когда Лжедмитрий I — назовем его царевич Дмитрий Иоаннович — объявился в Польше, был официально представлен королю, то есть состоялся как официальный претендент на русский престол, пусть и поддержанный только Мнишеками и некоторыми польскими аристократами, но совсем не всем польским обществом, об этом довольно быстро узнали в Москве, потому что посольские связи между Россией и Речью Посполитой были очень интенсивными, дипломатия действовала постоянно, и, конечно, об этом довольно быстро узнали в московском посольском приказе, тогдашнем министерстве иностранных дел. Было проведено собственное внутреннее расследование, кто это такой. Тут-то и всплыла история о беглом монахе из Чудова монастыря, который вообще-то был мелким дворянином из Костромы, а потом стал монахом.

Дальше российские власти попытались убедить польское общество, что это совсем не царь Дмитрий Иоаннович. Из костромской глубинки привезли его дядю, дворянина Смирного-Отрепьева, и отправили с польским посольством агитировать. Но, надо сказать, никакого эффекта это не произвело, и не потому, что, повторяю, самозванец пользовался общей поддержкой.

Польское общество, Речь Посполитая была государством, устроенным совершенно особым образом. Там колоссальное влияние на общегосударственные дела имела крупнейшая феодальная верхушка, магнатерия, как тогда назывались польские магнаты. Они были очень самостоятельны, существовал, кроме всего прочего, сейм — довольно регулярно собиравшийся съезд представителей сословий. Достаточно сказать, что сейм, например, контролировал финансы, он мог утвердить финансирование военных действий, мог не утвердить. С этой точки зрения возможности короля, который явно хотел поддержать самозванца и, возможно, получить какие-то дивиденды, были весьма ограничены. Так что расследование не произвело никакого впечатления на польские власти, но само по себе дало некоторую нить для понимания того, откуда этот человек взялся.

Но вопросов все равно оставалось довольно много, вопросов самого разнообразного свойства. Например, всякий дворянин должен был служить, вообще дворянин — это военнослужащий. Дворяне в провинции были объединены в корпорации, назывались такие корпорации города, и, соответственно, Отрепьевы служили в так называемой костромской корпорации, костромском городе, как тогда выражались. И вот каким образом он, во-первых, ухитрился уехать из родных мест в Москву, так и не войдя в обязательную службу у себя на родине? А главное, каким образом он постригся в монахи Чудова монастыря, одного из первенствующих монастырей России? Это в общем совершенно неслучайная штука. Мы до сих пор толком до конца не знаем. Но это был человек, безусловно, колоссальных талантов, хорошо образованный, судя по всему, из окошка Чудового монастыря регулярно наблюдавший разного рода процессии и церемонии, которые проходили на царском дворе — Чудов монастырь стоял в Кремле впритык, собственно говоря, к кремлевским покоям. Судя по всему, весь этот опыт не пропал для него даром.

Лжедмитрий I

Лжедмитрий I – самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия, а также русский царь (11.05.1605 – 27.05.1606), именовавший себя царём Дмитрием Ивановичем, в сношениях с иностранными государствами — Императором Димитрием (он — первый российский самодержец, попытавшийся примерить императорский титул).


Коронационная медаль Лжедмитрия I

Историки и писатели часто отзываются о нём неблагожелательно. А зря!


Печать Лжедмитрия I

Случай с Лжедмитрием I – уникален. В мировой истории самозванцам больше никогда не удавалось добиться верховной власти. (Ниже см. дворец Лжедмитрия I , он был деревянным и построен по его приказу на территории Кремля; до наших дней не сохранился).

Лжедмитрий I

Дворец-замок Лжедмитрия I

Уникален данный случай также тем, что в государстве со строгой сословной иерархией царём стал человек, не принадлежавший к русской аристократии; можно сказать, выходец из народа (по преобладающей в историографии версии, Лжедмитрий I – это беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, то есть человек, не имевший личных материальных благ или, попросту говоря, голодранец).

Один из главных упрёков в адрес Лжедмитрия I, который приходится часто слышать: выдав себя за царского сына, он поступил жутко аморально.

Но являлись ли в бытность Гришки Отрепьева светочами высокой морали другие русские правители? Когда Иван Грозный из политических соображений массово убивал своих явных и мнимых политических противников (среди которых были даже его родственники) – это было моральным? Было ли моральным убийство по приказу Бориса Годунова (а что это было именно так, сейчас мало кто сомневается) царевича Дмитрия — последнего наследника Ивана Грозного? Ответ, по-моему, очевиден…

Так что царь Лжедмитрий I как политик в моральном отношении был ничуть не хуже предшествовавших ему царей.

Если говорить о чисто юридической стороне вопроса, то, тут не поспоришь, к власти Лжедмитрий I пришёл незаконным путём. Но других возможностей у незнатного человека, не относившегося к сливкам аристократической знати, стать во главе русского государства в ту пору не имелось. Тогда простой народ к власти не допускался, считалось, что для власти он, как говорится, рылом не вышел. (Вы, кстати, не находите, что это было неправильным и аморальным?). Однако следует отметить, что до Москвы Лжедмитрий I дошёл и, войдя в неё, венчался на царство при полной поддержке народа, который ненавидел законного царя Бориса Годунова (и было за что). Русские города один за другим открывали Лжедмитрию I свои ворота и добровольно переходили на его сторону (в конце концов эта сделала и Москва — он вошёл в неё под торжественный колокольный звон). То есть сказать, что Лжедмитрий I овладел высшей государственной властью как поработитель России — никак нельзя.

Лжедмитрий I -такким ли уж плохим царём он был?

Лжедмитрий I вступает в Москву

Ещё Лжедмитрия I часто корят в том, что он пробился к власти благодаря поддержке польского короля, римского папы и готов был в их пользу поступиться интересами России (отдать часть русских территорий Польше, превратить Россию в католическую страну).

Лжедмитрий I

Лжедмитрий I и поляки

Да — чтобы прийти к власти Лжедмитрий I действительно вынужден был прибегнуть к услугам иностранцев, проспонсировавших его план овладения царским троном. (Ниже см. датированную 21.08.1604 долговую расписку от тогда ещё царевича Дмитрия о получении у польского магната Юрия Мнишека четырех тысяч злотых).

Лжедмитрий I - таким ли уж плохим царем он был?

Почерк Лжедмитрия I

То есть обвинение Лжедмитрия I в предательстве интересов России также несостоятельно.

Во внешней политике Лжедмитрий I проявить себя не успел. Но его внешнеполитические планы известны – они были весьма амбициозны. Предвосхищая будущие действия царевны Софьи и царя Петра I, он хотел навсегда покончить с постоянными набегами на южные земли России и для этого готовился к войне с Крымским ханством и Турцией, захвату Азова с устьем Дона; намеривался отбить у шведов Нарву.

Может Лжедмитрий I проводил неправильную внутреннюю политику? Утверждать это, не поворачивается язык.

Исторические факты указывают на обратное: Лжедмитрий I тяготел к прогрессивной внутренней политике. Вообще, большинство его идей были весьма оригинальны для начала XVII века. Фактически Лжедмитрий I попытался войти в историю как смелый и решительный реформатор, своими возрениями в значительной степени опережавшим ту эпоху. Судите сами…

Впервые за всю историю российской государственности Лжедмитрий I стал бороться с коррупцией. Взяточничество (мздоимство) было запрещено им законодательно. На пойманных взяточников накладывали крупные штрафы.

Лжедмитрий I - таким kb e; gkj[bv wfhtv jy ,sk&

Супруга Лжедмитрия I

Лжедмитрий I хотел быть ближе к простому народу (такого желания не проявлял ни до, ни после него ни один русский царь). Для этого он позволил всем простым людям писать себе (то есть царю) челобитные и сам лично разбирался с ними. Также он установил приёмные дни, в которые встречался с простыми людьми из народа, выслушивал их просьбы и старался помочь им, решал их споры. С этой же целью он любил ходить по Москве и лично общаться со своими подданными, чтобы из первых уст знать их нужды. (Подобная практика была очень необычна и для того, и даже для последующего времени. Вспомните 9 января 1905 года (ХХ век!) – в Санкт-Петербурге народ мирно пошёл с петицией к царю Николаю II, но не дошёл до него, так как был расстрелян царскими войсками и изрублен шашками выполнявших полицейские функции казаков).

Он первый (да и, пожалуй, последний) из русских царей, который старался учесть интересы не только высших сословий (то есть знати), но и народных низов.

Например, в отличие от своего предшественника царя Бориса Годунова, который в период своего правления, только ужесточал крепостное право (рабство), Лжедмитрий I смягчал его.

В частности, он запретил передавать холопство по наследству. При Годунове человек, продавший себя в холопы (по сути, в рабы), после смерти своего господина переходил вместе со всем имуществом, которым владел, в собственность его наследникам. Мало того, все потомки такого холопа автоматически тоже становились холопами. Лжедмитрий I своим указом отменил эту практику и теперь со смертью господина холоп получал свободу. Продаться в кабалу человек мог только сам, дети холопа рождались свободными.

Он отпустил на волю холопов, продавших себя в кабалу, в голодные годы (при Борисе Годунове таких лет было немало).

Он разрешил крепостным крестьянам беспрепятственно уходить от своего помещика, если тот в голодные годы отказывался кормить их.

Он предоставил беглым крепостным крестьянам право считаться свободными, если их помещики не смогли изловить их в течение пяти лет.

Он постановил: если беглый крестьянин приходил к новому господину и тот предоставлял ему кров и начинал кормить, то старый господин терял на этого крестьянина все права. (Борис Годунов, наоборот, в 1603 году, во время свирепствовавшего в стране жуткого голода, аннулировал право крестьян в Юрьев день уходить от одного помещика (скупого), к другому, то есть более щедрому, подкармливавшего своих крестьян и спасавшего их от голодной смерти).

Не забыл Лжедмитрий I и о служилых людях (стрельцах, чиновниках) – жалованье им было увеличено в два-три раза. Многим находившимся у него на службе дворянам он увеличил поместья.

Лжедмитрий I отменил смертную казнь для всех жителей страны (очень гуманный поступок для той эпохи, когда в ходу были самые жестокие казни: колесование, четвертование, сжигание на костре и т.д.) и телесные наказания для дворян. (Он, вообще, был принципиальный противник пролития крови без острой на то необходимости. Скорей всего, поэтому им была сохранена жизнь дочери к тому времени почившего в бозе царя Бориса Годунова — Ксении; хотя, руководствуясь политической целесообразностью, ему выгодней было её убить).

Лжедмитрий 1

Лжедмитрий I, Федор и Ксения Годуновы, патриарх Игнатий, Марина Мнишек – эти имена первыми приходят на ум, когда мы вспоминаем о тяжелейшем для Российского государства периоде Смуты, когда трон буквально шатался под натиском самозванцев, народ бедствовал, а главы соседних государств присматривались к российским территориям, размышляя, нет ли возможности несколько увеличить количество своих земель за счет не имеющей возможности сопротивляться, раздираемой внутренними противоречиями Руси.

Лжедмитрий 1

Кто такой Лжедмитрий Первый

Однажды в польских землях появился слух, будто нашелся царевич Димитрий, которому удалось уйти от кровавой расправы, запланированной над ним Борисом Годуновым в Угличе. Некий молодой человек, ныне известный нам под именем Лжедмитрий I, а тогда просто один из служащих сандомирского воеводы Юрия Мнишека, утверждал: он имеет кровное родство с Рюриковичами, являясь родным сыном Марии Нагой – супруги Ивана Грозного.

Насколько это могло быть правдой – никто не знал. Кто придумал такую оригинальную легенду – история умалчивает. Ясно, что московским боярам, недовольным правлением Бориса Годунова, эта история оказалась на руку. Они стали всячески поддерживать идею о чудесном спасении царского отпрыска и бегстве его в польские земли.

Полякам также понравилась мысль о возможности похода на Москву и утверждении господства над огромной Русью.

Так беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев (он же – Лжедмитрий Первый) заручился мощной поддержкой сильных мира сего и, возможно, не осознавая, что является лишь марионеткой в чужих руках, отправился на Русь, чтобы занять московский престол.

Есть разные версии о происхождении Лжедмитрия. Некоторые отождествляют его с честолюбивым итальянским священнослужителем или сыном Стефана Батория (который, кстати, публично признал, что детей у него не было), иные склонны считать, что Лжедмитрий в самом для спасенный царевич. Но самой правдоподобной остается все-таки версия о монахе Чудова монастыря. Самозванец знал русскую грамоту, но писал с ошибками, польский же язык не знал вовсе. Был более-менее знаком с историческими событиями, хорошо разбирался в тонкостях православия.

Для наибольшей убедительности Лжедмитрий после вторжения в Россию призвал к себе мать Дмитрия Марию Нагую, которая сразу же признала в нем сына. Что заставило женщину пойти на такой шаг? Вероятно, угрозы или обещания.

На Москву

Будучи в Польше, самозваный царь щедро раздавал посулы своим сторонникам. Его целью было привлечение к себе большого количества единомышленников. Полякам он обещал земли – Новгород и Псков, которые должны были отойти во владение Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, а также уверял, будто Русь станет католической. В Марину Мнишек, эту гордую красавицу, единственной страстью которой, по словам Пушкина, было честолюбие, Лжедмитрий Первый влюбился очень быстро. После воцарения беглого монаха она должна была стать его законной супругой.

Итак, раздав обещания польскому королю и его приближенным, Лжедмитрий вышел в поход на Москву. В то время еще жив оставался Борис Годунов, очень желавший получить самозванца в свои руки.

Лжедмитрий проходит Путивль, Крпомы, Рыльск. Калуга сдалась ему без боя, калужане поддержали лжецаря, надеясь, что с его приходом Смутное время закончится – в России установится мир, власть сосредоточится в одних руках.

Отследить продвижение войска Лжедмитрия можно по карте. В конце концов он, потеряв немало своих воинов в крупном сражении под селом Добрыничи, вошел в столицу. В это время Борис Годунов скончался, а чуть позже были убиты его супруга и сын Федор. Так что победа осталась за Дмитрием.

Правление Лжедмитрия

Воцарение Лжедмитрия состоялось в 1605 году, в июне. Тогда же на архиерейском соборе произошло избрание патриархом всея Руси Игнатия – таким образом Лжедмитрий пытался получить поддержку церкви. Игнатий повенчал самозванца на царство.

Внешняя политика

Внешнюю политику никак нельзя считать удачной. Правда, он пытался начать компанию по отвоеванию Азова, однако неуспешно. Он попробовал искать помощи у польского короля и у папы Римского, но из-за того, что не смог выполнить обещания по раздаче земель и обращении Руси в католичество, поддержки не получил. Никто не поддержал поход.

Единственное его достижение на поприще внешней политики – Лжедмитрий сделал Россию открытой для въезда, что было по тем временам настоящим новаторством. Такой свободы не знало ни одно государство.

Внутренняя политика

Чуть лучше обстояли дела по отношению к внутреннему правлению страной. Внутренняя политика в царствование Лжедмитрия претерпела изменения: были возвращены из ссылки бояре и князья, отправленные туда Борисом; служилым людям удвоили жалованье; помещикам раздавали большие наделы.

Лжедмитрий пытался создать положительное впечатление и у крестьян: он разрешал им уходить к другому помещику, если тот, у кого они числились, плохо их кормил. Царь боролся со мздоимством. Лично принимал подданных с челобитными по всем вопросам, установив для этого специальные приемные дни.

При новом царе активно чеканили монету – это была копейка Лжедмитрия. Чеканка шла на трех дворах. Деньги постоянно требовались царю для раздачи милостей и выплаты долгов прежнего правителя.

Конец царствования. Смерть

Несмотря на то что Лжедмитрий всеми силами старался привлечь народ и знать на свою сторону, его ждала страшная кара за вторжение в Россию с армией интервентов – смерть. Биография самозванца – всего 25 лет. Даты от вступления на престол до смерти – всего 11 месяцев, с июня 1605 по май 1606. Но событий за это время в ней было немало: бегство из монастыря, обретение известности, воцарение на российском престоле, женитьба на знатной красавице – казалось бы, все, чего только мог пожелать человек, даже гораздо менее взысканный судьбой.

Расплата оказалась ужасной. Лжедмитрия убили, причем казнь свершилась не по закону – случился отчаянный самосуд толпы. В среде высших бояр созрел заговор против самозванца.

В мае 1606 года на него совершили нападение в покоях дворца. Дмитрий попытался бежать, выпрыгнув из окна. В результате падения он сломал ногу, разбил грудь и оказался лишенным возможности сопротивляться. Бояре пытались сдержать народ, однако ничего не вышло: разъяренная толпа, уверенная в том, что все беды пришли на Русь с этим самозванцем и его полячкой-женой, буквально растерзала Лжедмитрия.

После этого тело еще долго таскали по улицам, глумились, надевали на него маски. Захоронили царя на кладбище в могиле для нищих. Однако вскоре пошли слухи, будто по ночам мертвец выходит из могилы и устраивает разные беды: пожары, убийства, распространяет эпидемии. Народ вытащил тело, сжег его, а прахом выстрелил из Царь-пушки в сторону Польши.

Так был убит царь Дмитрий, настоящее имя которого – Григорий. Его век оказался коротким. Жене Лжедмитрия удалось спастись, чтобы через некоторое время вновь попытать счастья в качестве русской царицы, только теперь уже супруги Лжедмитрия Второго, Тушинского вора (такое презрительное прозвище дал следующему самозванцу народ).

Свержение и гибель Лжедмитрия были закономерны. Какими бы побуждениями он ни руководствовался, этот лжецарь привел на Русь полчища иноземцев, грабивших и разорявших села и города, творивших произвол и убийства.

Безусловно, личность бывшего монаха очень интересна для исследователей – необходимо обладать такими личными качествами, как отвага, бесстрашие и явная склонность к авантюризму, чтобы суметь в несколько месяцев проделать путь от монастыря до престола.

Но вряд ли Лжедмитрий заслуживает от потомков положительной характеристики: этот царь принес на Русь много бед, к тому же он открыл целую череду Лжедмитриев, которые 20 лет подряд сотрясали и ранили Русь, способствуя упадку, хаосу и разгулу беззакония.

Читайте также: