Что значит я имею право

Обновлено: 30.06.2024

Лишь только тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой.

Какое внутреннее ощущение у Вас возникают, когда звучат слова закон, право, юриспруденция, суд, свидетель, доказательства?Ощущение и эмоции более негативные, нежели положительные, а поскольку негативного кругом и так много, иметь дело с новыми проблемами совсем не хочется. Когда надеваешь белый халат и погружаешься в свою работу, немедицинские, в том числе, юридические проблемы кажутся столь далекими, а необходимость вникать в них столь эфемерной, что если в руки попадает книга о правах, неизбежно задаешь себе вопрос – а надо мне это? С другой стороны, голос разума говорит – Так ведь это не о праве вообще и не о законах в целом, речь идет о твоих правах, о законах, написанных для тебя, о тех самых по которым живешь и работаешь каждый день. Хорошо живешь? Хорошо работаешь? Знаешь ты их, свои права, только честно? - Нет. - Понимаешь, зачем они, откуда взялись, почему все чаще и чаще звучат эти слова и обсуждаются эти проблемы, а беспорядка и беззакония вокруг что-то не становится меньше? - Нет. - Умеешь ли дать не эмоциональную, а беспристрастную оценку тому, что вокруг тебя происходит и назвать вещи корректно и своими именами? - Нет. - Чувствуешь, что начальники самых разных уровней часто тебя вводят в заблуждение, а ты ничего не можешь аргументированно возразить, ощущая непонимание и бессилие? - Да. Если такое положение устраивает, то лучше взять детектив, он очень хорошо успокаивает нервы, затягивая в мир примитивных иллюзий. Если же есть желание лучше разобраться в окружающем и быстро изменяющемся мире, стоит поговорить о праве.

Несправедливость. Так можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в общественной и в государственной оценке врачебного труда. Давайте вслушаемся в слово. Не-с-прав-ведливость. То есть кто-то действует, не ведая права (чужого права), очень часто и не ведая права своего. Поэтому стоит начать с простого – со значения и смысла некоторых слов. Первое из них –право.

Право.Оказывается, что одним и тем же термином определяется, по меньшей мере, три разных явления.

Право (1-е значение) – наукаправо, она же в русском языке (словарь Даля)правословие, она жеправоведение, она жеюриспруденция. На последнем термине стоит остановиться как на наиболее предпочтительном для обозначения этой науки, особенно, если сделать его перевод с английского.Prudens – благоразумие, осторожность,juris – справедливый. То естьсправедливоеблагоразумиеилиблагоразумнаясправедливость. Пожалуй, это наиболее верное представление о сущности той системы человеческих знаний, которую с этого момента договоримся называть неправо, аюриспруденция. С одной оговоркой – нельзя забывать о том, что существовала юриспруденция тоталитарных государств (фашистская Германия, СССР, Никарагуа, Северная Корея) - это совсем другая наука, наука, обеспечивавшая властный запрос на поиск и обоснование необходимости наказывать тех, кто смел иметь свой взгляд на действительность, взгляд, отличающийся от официально устанавливаемого. Но в общемировом масштабе это действительно наука о благоразумном и справедливом жизнеустройстве, о критериях и способах обеспечения нормальности отношений людей и организаций в обществе и в государстве.

Право(2-е значение)– это свод документированных правил, это законодательство, являющееся результатом деятельности мировой юридической науки, юристов конкретного государства, законодательных и иных правотворческих органов, уполномоченных создавать нормативно-правовые акты. Законодательство – это совокупность общеобязательных правовых норм, к которым мы обращаемся при необходимости понять должную, рекомендуемую или запрещенную модель своего (или чужого) поведения по отношению к другим лицам или поведения этих других (физических лиц, юридических лиц, государств) по отношению к нам. Это так называемоеобъективноеправо, которое в дальнейшем будем называтьзаконодательство. Сегодня российское законодательство включает в себя несколько десятков тысяч нормативно-правовых актов. Все они опубликованы, общедоступны, имеются в печатной и электронной формах, однако из всех них в практике врачу приходится обращаться примерно к десятку ключевых документов.

Право(3-е значение).Самое интересное для не юриста. Это именно таterraincognita, которой в основном и посвящена настоящая книга. Выражаясь юридическим языком, речь в ней преимущественно будет вестись осубъективное праве, точнее осубъективных правахилиправомочияхконкретного субъекта правоотношений – врача. То есть о том, что обычно называютмое право (права), его право (права), ее право (права). В дальнейшем словомправобудет называться только конкретное право конкретного субъекта. Для права как науки будет использоваться понятиеюриспруденция, для права объективного – терминзаконодательство.

Что же значат слова я имею право? Это один из кардинальных вопросов правопонимания, в первую очередь, ввиду своей сугубой практичности. Ответ на этот вопрос содержит в себе три составляющие.Я являюсь правообладателемилияимею право(в отличие отя нуждаюсь,я хочуилия могу) означает, что:

(а) в конкретном нормативно-правовом акте (законе или подзаконном акте) или в договоре, заключенном мноюили вмоюпользу определена (сформулирована и записана) модельмоегоповедения, признаваемая государством и обществом как целесообразная и возможная, модель социальной активности, направленной намоевыживание и развитие, форма моейсоциальной активности, при которой не нарушаются закон и права других лиц;

(б) существует конкретное лицо (отныне стоит запомнить новый термин - правообязанноелицо), которое обязано (должно) предпринять конкретные действия вмоем интересе, то естьв направлении, способствующим реализации мною имеющегося у меня права. Это значит, что я обладаю властной функцией по отношению к данному лицу, поскольку оно в силу закона или договораобязано действовать для меня;

(в) отказ правообязанного лица действовать в моем интересе или попытки любых лиц, воспрепятствовать использованию мною права, являются основанием для их принуждения уполномоченными должностными лицами и государственными органами (в частности, органами государственного управления, надзора, контроля, прокуратурой, судом и т.д.) к действиям в направлении реализации моего права. При этом названные должностные лица и государственные органы не просто могут, а в силу требования статьи 2 и статьи 18 Конституции России* именнообязаны осуществить меры по принуждению правообязанного лица к обеспечению признания, соблюдения и защиты моего права (*Конституция России, Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием).

Иными словами, существование у человека конкретного права означает наличие у него возможности решить некую свою социальную проблему (задачу) путем привлечения к этому процессу вполне определенных (правообязанных) лиц. Отказ этих лиц от действий в качестве правообязанных (по реализации данного права) является незаконным и наказуемым в порядке дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или даже уголовной ответственности.

Итак, с сугубо утилитарных и упрощенных, но в то же время юридически корректных позиций, наличие у человека права означает обладание им определенным социальным ресурсом в виде деятельности в его интересах (а) правообязанных лиц и (б) уполномоченного защищать его право административного и принудительного аппаратов государственной власти.

После таких оптимистичных сведений вполне естественно возникает желание иметь максимально полное представление о том, а какими же правами обладает человек, ибо становится понятным, что чем больше у него прав, тем большее количество стоящих перед ним проблем могут быть решены, причем решены не в одиночку и вопреки чужой воле, а при активном участии других лиц и при обеспечении, если на то возникнет необходимость, государственного их принуждения к выполнению действий в его интересах.

Права эти определены (установлены, сформулированы):

1. В законодательстве (законах, указах Президента, постановлениях Правительства, приказах Минздрава, распоряжениях Губернатора и т.д.);

2. В сделках совершенных, в договорах заключенных лично гражданином или иными лицами в его пользу;

3. В правовых актах уполномоченных должностных лиц (приказы, распоряжения, постановления);

4. В судебных решениях (если таковые имели место), вынесенных в пользу конкретного субъекта или группы лиц (физических или юридических);

5. В международных договорах и международных конвенциях, ратифицированных Российской Федерацией.

Следующий вопрос, который неизбежно возникает, опять-таки достаточно меркантильный, но абсолютно здравый – а как бы сделать так, чтобы прав у меня было как можно больше, а обязанностей - как можно меньше. Если бы это удалось, то, исходя из вышесказанного, будет (а) больше новых жизненных возможностей, (б) больше правообязанных лиц, (в) больше государственных органов и должностных лиц, заставляющих этих правообязанных лиц не лениться и действовать в моих интересах. Ответ на этот вопрос, конечно, есть и он вытекает из сказанного выше. Каждый из нас, действительно, имеет минимум пять путей к увеличению количества своих прав:

1. Изменение своего социального статуса на иной (гражданский, должностной или профессиональный) в котором прав становится больше (простейшие эволюция: рядовой = > офицер, подчиненный = > руководитель, медсестра = > врач);

2. Заключение в свою пользу договора, в котором сформулированы новые права, они же - обязанности для второй стороны договора (правообязанного лица);

3. Инициирование в свою пользу односторонней гражданско-правовой сделки, в силу которой возникают новые права (получение наследства, дара, благодарности, пожертвования и т.п.);

4. Инициирование вынесения в свою пользу судебного решения, устанавливающего или подтверждающего существование того или иного права;

5. Издание нового правового акта (приказ, распоряжение и т.п.) уполномоченным лицом (например, главным врачом, председателем Комитета, губернатором, министром, председателем Правительства, Президентом), который предоставляет новое право конкретному лицу или лицам (физическим или юридическим);

6. Принятия муниципальным Советом, Законодательным собранием Субъекта Федерации, Государственной Думой, Президентом, международным сообществом (Совет Европы, например) нового нормативно-правового акта (постановления, закона), улучшающего исходный социальный статус конкретного человека или группы (в том числе, профессиональной или социальной) лиц.

1. Абсолютное большинство названных самымиобразованнымилюдей просто не знают своих наиболее существенных личных прав, а пользуются в жизни лишь тем, что им предлагают их начальники. По этой причине они скорее являются группой лиц в обществе не столько образованных, сколькохорошопрофессиональнообученных определенному ремеслу;

2. Большинство из тех, кто все-таки знает о существовании у них неких прав, просто не умеют своевременно и грамотно формулировать свои правомерные притязания и не владеют навыками действий по их практическому претворению в жизнь;

3. Большинство из тех, кто способен грамотно сформулировать и в нужном направлении адресовать свои притязания, не выдерживают, сталкиваясь в жизни с непониманием (коллег и начальников), а также с сопротивлением ответственных должностных лиц (вплоть до сопротивления со стороны обязанных защищать нарушенные права представителей правоохранительных и судебных органов);

4. Результатами такого организованного сопротивления для борцазаправдунередко являются потеря душевного спокойствия, иногда работы, проблемы с дальнейшим трудоустройством, что в отсутствие финансовых резервов у бюджетника и бывшего советского человека ставит его перед дилеммой –торжество справедливости или голод. Выбор понятен.

Почему так? Во-первых, из-за элементарной правовой неграмотности (причем не только рядовых граждан, но и ответственных за обеспечение и защиту прав государственных людей). Во-вторых, из-за исторически обусловленного неумения большинства граждан и профессионалов совместно (корпоративно) охранять, защищать и отстаивать свои права. В-третьих, из-за неконтролируемой государственной властью теневой экономической деятельности, выглядящей для рядовых граждан пока более привлекательной, нежели борьба за справедливость, нередко, с этой самой властью. В итоге, призванныесеять гуманное, разумное, доброе и вечноесферы образования и медицинской помощи становятся коррумпированными социальными институтами нашего государства. Почему власти здесь достаточно лояльны к теневой деятельности? Потому, что каждое действующее право работника государственной организации – это дополнительные затраты бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Бюджет ограничен, а потенциальных лиц с правомерными притязаниями немало. Поэтому неформальная, но в жизни реальная задача почти каждого ответственного лица органов исполнительной власти - действовать праведными и неправедными мерами, но так, чтобы не создать перерасхода бюджета. В условиях правового государства подобная позиция государственного чиновника невозможна, в условиях России, только что вышедшей из тоталитарно-административных правил отношений со своими гражданами, и движимой государственным интересом, а не интересом своих граждан, пока повседневна. Стоит привести некоторые иллюстрации к вышесказанному.

Иллюстрация вторая. Из сферы здравоохранения. С того же 1996 года у медицинских работников, имеющих риск заразиться вирусом иммунодефицита человека (риск означает сочетание профессионального контакта с кровью и фактов имевшегося уже попадания в данное учреждение ВИЧ инфицированных пациентов) появилось право на специальную доплату*. В первую очередь, речь идет о хирургах, работающих в медучреждениях, которые неоднократно, то есть два и более раза в год, оказывают медицинскую помощь таким больным. Все эти медицинские работники имеют право на 20% доплату к должностному окладу.

1. Установить с 1 апреля 1996 г. работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, надбавку за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки), определенного на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, сохранив для них действующие условия оплаты труда.

Выплата надбавок производится за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на здравоохранение).

Вам приходилось видеть хотя бы одного хирурга, который в соответствии с этим Постановлением получает законную доплату? Автору задавать вопросы на эту тему приходилось многим. Ответы были совершенно аналогичны вышеприведенным.

Вы знаете, кто от вашего имени несколько раз в году подписывает Тарифное соглашение и уполномочен вами и вашими коллегами в этой форме защищать ваши права? Его подпись на этом документе как представителя медицинского сообщества (обязательной стороны соглашения) означает, что докторов устраивает та сумма, которую платит государственная система страхования за каждую медицинскую услугу. Есть подпись – значит доктора данного Субъекта Федерации согласны, нет подписи – значит, нет соглашения, значит, тарифы должны пересматриваться в соответствии с конкретными замечаниями и предложениями профессионалов. Необходимо заметить, что все три стороны данного соглашения равноправны. Это значит, что правовая сила подписи (или ее отсутствия, то есть отказа) под соглашением представителя Медицинской ассоциации равна таковым председателя Комитета по здравоохранению и Президента Ассоциации страховых медицинских организаций.

Читайте также: