Изучение истории древнего мира призвано обеспечить формирование чего

Обновлено: 30.06.2024

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2012.

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.

— формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

— воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

— формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

Авторская программа А.А. Вигасина не регулирует перечень дидактических единиц, как это было ранее. Поэтому распределение количества часов, отведенных на изучение курса, на изучение той или иной темы, было распределено самостоятельно в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма 2012-2013 года.

IV. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

— овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

— способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

— способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

— готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

— читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение:

— различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

— соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

— различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

— выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

— излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

— определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

— использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

— способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

— способность выделять главное в тексте и второстепенное;

— способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

— способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).

— способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

— способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

— способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

— способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

V. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

(разные издания)

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Автор: Рукавишникова Марина Виталиевна

Организация: МОУ Васильевская средняя школа

Населенный пункт: Ивановская область, с. Васильевское

Формирование исторических понятий на уроках истории Древнего мира

Школьное историческое образование за последние годы претерпело значительные изменения. Но, независимо от меняющихся учебников, принятых стандартов и появления новых подходов к изучению исторического материала нельзя исключить главного – учитель продолжает работать над формированием исторических понятий у школьников. Чтобы ученик мог свободно оперировать историческими терминами, умело разбираться в происходящих событиях, анализировать их, делать выводы, уметь сравнивать, обобщать, одного механического заучивания недостаточно.

Необходим творческий подход к организации деятельности по формированию у детей исторических понятий. Творческая деятельность школьников позволяет проникать в суть вопроса, вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к уроку. Благодаря правильно организованной творческой деятельности ученик учится преодолевать трудности. В результате такой работы происходит развитие психики ребенка, формируется отношение личности к окружающему миру, а самое главное — происходит формирование творческой, незаурядной личности.

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности, различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.

Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют такие виды творчества как: литературное, художественное, научное, музыкальное, помогающие раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.

Направленное на развитие творческих способностей обучение строится на следующих принципах:

  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности в обучении;
  • принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения;
  • принцип единства и оптимального сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Цель – создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития школьников, формирование коммуникативных и социальных навыков через использования возможностей игровой и проектной деятельности, различных видов творчества, развитие эмоциональной сферы.

  1. Способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке.
  2. Способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом.
  3. Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории.
  4. Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).
  5. Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.
  6. Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своей страны и всего человечества.

Для этого предполагается изучение исторических явлений и фактов, не затрагиваемых при изучении основного курса истории Древнего мира.

Конечный результат работы – создание учебно-методического пособия взаимообучения, призванного обобщить результат работы и использовать его на уроках истории в качестве дополнительного материала.

Программа учебной деятельности по истории разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2010 год);
  2. требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  3. Фундаментального ядра содержания общего образования;
  4. Примерной программы основного общего образования по истории
  5. программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
  6. идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Методы и приемы обучения, воспитания и развития, используемые на занятиях по истории в 5 классе.

  1. Открытие новых знаний. Совместное обсуждение целей и задач предстоящей работы, практической значимости полученных результатов.
  2. Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить задуманные образы, почувствовать себя первооткрывателем. Также используемый метод способствует формированию художественного вкуса, ученики получают возможность реализации своего творческого потенциала.
  3. Театральные и ролевые игры позволяют моделировать жизненный опыт людей. Также данная форма занятий позволяет развить способность взаимодействия друг с другом, находить выход из сложившейся ситуации. Театральная деятельность направлена на развитие творческих способностей, фантазии, чувств и эмоций. Способствует формированию коммуникативных, организаторских и иных умений и навыков.
  4. Интеллектуальные игры являются эффективным средством развития памяти, активизации мыслительных процессов, способствуют умению решать нестандартные задачи, находить выход из сложных ситуаций. Также игра формирует такие качества как командный дух, взаимопомощь и взаимовыручка, помогает ориентироваться в стрессовой ситуации.
  5. Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.
  6. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
  7. Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.

Азы ремесла.

Опережающее домашнее задание. Изначально человек использовал природные материалы для создания предметов труда и быта, школьникам предлагается изготовить глиняный горшок, пользуясь технологией древнего человека. Данное задание позволит больше узнать о жизни и быте древнего человека, о том, что его подтолкнуло к использованию глины в качестве материала для посуды и строительства, какие этапы прошло человечество в овладении секретами гончарного искусства, что способствовало прогрессу в данной области и какие это имело последствия для дальнейшего развития человеческого общества. При изучении греческой керамики, а также майолики этрусков учащиеся сравнивают с ними свои изделия, делая выводы об усложнении гончарных технологий, развитии искусства.

Письмо из прошлого. Появление и развитие письменности.

Уроки основываются на активной деятельности самих учеников. На занятии школьникам раздают образцы клинописи, иероглифов с параллельными буквами. В ходе занятия предлагается на заготовленных глиняных или пластилиновых табличках написать собственное имя, название предмета. Учащиеся должны сформулировать закономерность перехода к буквенным алфавитам, должным образом оценить важность профессии писца и вообще образования.

На одной параллели.

Урок основан на проектах, подготовленных учениками. Им предлагается проанализировать материал о древнейшей истории России, выстроить параллели со Всемирной историей. Создание петроглифов на Алтае и Урале – пещера Альтамира, пирамиды Гизы – комплекс Аркаима, греческие города-полисы – Дербент и северное причерноморье.

Копилка древностей. Коллекция нумизмата.

Урок посвящен истории появления денег. Школьники, при наличии, приносят образцы денежных знаков. Формулируются причины и этапы появления денег. Выдвигаются предположения, что и почему могло выполнять роль денег в земледельческих и скотоводческих обществах, выделение единого денежного эквивалента – золота.

Машина времени. Виртуальные экскурсии.

Данный вид индивидуальных творческих проектов дает возможность учащихся рассказать о тех исторических событиях, предметах, личностях, которые остаются за рамками школьной программы, но вызывают живой интерес школьников. В курсе истории древнего Египта – цивилизация гиксосов; Индия и Китай – научные и бытовые открытия (компас чай, шахматы, шелк, бумага); древнейшая и древняя Греция – загадка Атлантиды, посещение Акрополя и театра; древний Рим – вилла патриция, искусство мозаики, экскурсия по улицам Помпей.

Формулировать темы занятий целесообразно в виде проблемных вопросов или заданий. Данный прием направлен на развитие критического мышления, формирует аналитические навыки, помогает сформулировать свое отношение к различным историческим явлениям и процессам.

Список литературы

1. Примерная программа Основного общего образования по истории

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089

4. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897)

5. ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413

6. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2013

7. История. Введение в историю: 5 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Н. Майков.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана- Граф, 2013

8. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.

9. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2013.

историческое-развитие

Цель преподавания дисциплины:

- сформировать у студентов целостное представление об истории Средних веков, ее место и влияние на дальнейшее историческое развитие;

- дать сведения об основных тенденциях и узловых моментах истории с V по ХV века;

- научить определять характерные черты локальных моделей развития, важнейших путей эволюции регионов и субрегионов на примере исторических процессов Средневековья;

- способствовать воспитанию патриотизма.

Рекомендуется изучение всей литературы по каждой теме программы в такой последовательности: сначала учебный материал, затем – источники, помещенные в хрестоматиях по истории средних веков, а также монографии, статьи историков-медиевистов (в том объеме, что будут рекомендованы в программе курса, на лекциях и в списке литературы к учебнику).

Для ознакомления с памятниками литературы эпохи средневековья полезно обратиться к учебникам по истории зарубежной литературы (Средние века и Возрождения), а также хрестоматиям по истории зарубежной литературы (любые последние издания).

Особое внимание следует обратить на последовательность изучения истории стран Западной Европы X-XV вв.

история-Средневековья

Наиболее подробно следует остановиться на характеристике государства франков, что сложилась на территории современной Франции. Франки представляют исключительный интерес для изучения феодальных отношений, поскольку они формировались у франков в V-IX вв. в наиболее классическом виде. Далее нужно рассмотреть, чем была в целом феодальная Западная Европа в XI ст., то есть к концу раннего средневековья. Для этого необходимо выявить главные черты феодального строя Западной Европы в IX-XI вв. и на примере Франции, Англии, Германии и плотно связанной с историей последней Италии, выяснить особенности развития главных западноевропейских стран. После чего следует ознакомиться со своеобразной историей ранней Византийской империи, государства, которая была расположена на границах Запада и Востока и признавалась наследницей Римской империи до VII ст., а также сохраняла устойчивые античные традиции во всех сферах жизни.

Изучение классического развитого средневековья XI-XV вв. нужно начать с характеристики возникновения и развития средневековых городов в Западной Европе. Это был очень важный рубеж формирования феодализма, связанный с окончательным обособлением ремесла от сельского хозяйства. Развитие западноевропейских городов, их торговли имели влияние на международные отношения XI-XIII вв., что нашло отражение в крестовых походах на Восток.

Страны периода развитого феодализма необходимо разделить на две основные группы:

1. Страны в которых феодальные отношения сформировались в классическом виде, и где до XIII века были преодолены раздробленность, созданы централизованные государства, а затем сословные монархии до конца XV в., что переросли в мощные абсолютные, неограниченные монархии (Франция, Англия, Испания и Португалия).

2. Страны, что не смогли в XIII–XIV вв. преодолеть раздробленность и превратиться в централизованные государства (Германия, Италия).

В частности к этой группе стран относится и поздняя Византия, где формирование феодальных отношений было затруднено рядом факторов, в частности, вмешательством центральной власти и огромного чиновного аппарата, существовавшие со времен поздней античности. Византия не смогла противостоять внешней экспансии турок-османов, которая началась уже с XIII века, и к середине XV века прекратила существовать как самостоятельное независимое государство.

Отдельно нужно рассмотреть темы общего характера, которые касаются Церкви и ее организации, еретических движений и, наконец, особенности культуры стран Западной Европы.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- обобщить достижения и исторический опыт стран Западной Европы и Византии в V-XV ст.

История-средних-веков

Над изучением дисциплины работали: Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. и др.

Этап контроля и коррекции

В практике развивающего обучения, как и при традиционном подходе, разделяют контроль поурочный и по итогам изучения больших разделов того или иного курса (и всего курса в целом), но организация учебной деятельности отличается здесь рядом существенных особенностей.

В качестве дополнительного средства контроля (как домашние задания) могут использоваться многочисленные тесты, кроссворды и графические задания, широко представленные в нашем сборнике дидактических материалов.

Что касается контроля по итогам изучения разделов курса, то здесь обязательный неформализованный устный опрос (зачет) желательно дополнить жестко формализованным письменным контролем, выстроенным по определенной схеме. При этом следует учитывать ряд содержательных и формальных требований.

В содержательном отношении мы ориентировались на необходимость проверки уровня усвоения учащимися следующих компонентов:

знание основных событий, исторических деятелей, исторической географии, памятников духовной и материальной культуры изученного периода;

овладение новыми понятиями и терминами;

понимание причинно−следственных связей и сущностных особенностей изученных явлений и процессов.

Учитывались также и следующие требования к форме заданий:

возможность выполнения и проверки в сжатые сроки;

вариативность (наличие как минимум двух вариантов, приблизительно одинаковых по сложности и объему);

сравнительное разнообразие (очевидно, что выполнение подряд большого количества однотипных заданий, как это имеет место во многих сборниках, резко понижает мотивацию и результативность).

Рекомендуемое время выполнения заданий − 30 минут. По результатам контроля выявляются недочеты предшествующей учебной деятельности и проводится коррекционная работа.

Контрольные задания " Жизнь первобытных людей"

1. Изобретение земледелия и скотоводства.

2. Лук и бумеранг.

3. Новые способы охоты.

4. Огонь и усовершенствование орудий труда.

5. Совершенствование жилища и одежды.

Задание № 2. Выберите, что обогащало знать.

2. Охота на крупных животных.

3. Приношения родичей.

Задание № 3. Определите последовательность событий.

2. Появление неандертальцев.

4. Появление питекантропов (обезьянолюдей).

5. Расселение человека по всей планете.

Задание № 1. Выберите характерные особенности рода.

1. Власть вождей и старейшин.

2. В его состав входили тысячи человек.

3. Взаимопомощь родственников.

4. Собрание случайный людей.

5. Четкое разделение обязанностей.

Задание № 2. Определите, что умел делать человек в древнем каменном веке.

1. Добывать огонь.

2. Заниматься земледелием и скотоводством.

3. Заниматься ремеслом и торговлей.

4. Охотиться и собирать дикорастущие плоды.

5. Изготовлять орудия труда.

Задание № 3. Определите последовательность событий.

1. Быстрое развитие ремесла.

2. Начало земледелия и скотоводства.

3. Появление знати.

4. Распад родовых общин, появление излишков.

5. Таяние ледника.

Ответы . Задание № 1. I - 3,4,5. II - 1,3,5.

Задание № 2. I - 1,3,5. II - 1,4,5.

Задание № 3. I . 1 − 1; 2 − 3; 3 − 4; 4 − 2; 5 − 5.

II . 1 − 3; 2 − 2; 3 − 5; 4 − 4; 5 − 1.

Контрольные задания "Народы и государства Древнего Востока"

Задание № 1. Определите время событий (правильно указанные века − 2%, тысячелетия − 1%).

1. Возникновение буддизма.

2. Возникновение Персидской державы.

3. Объединение Междуречья Саргоном.

4. Религиозные преобразования в Египте.

5. Строительство Великой стены.

Задание № 2. Чем знамениты перечисленные люди?

Задание № 3. Где находились перечисленные города?

Задание № 4. Богами каких стран были .

Задание № 5. Определите последовательность периодов истории (расставьте периоды по порядку).

1. Персидское завоевание.

2. Ассирийское завоевание.

3. Возвышение Вавилона при Навуходоносоре.

4. Возвышение Вавилона при Хаммурапи.

5. Шумерский период.

Задание № 6. Дано 5 слов. Выберите, по вашему мнению, лишнее. Обоснуйте выбор.

Религия древнего Междуречья.

Задание № 7. Определите понятия и термины.

Задание № 8. Выберите причины развития мореплавания в Финикии.

1. Неблагоприятные условия для земледелия.

2. Объединение страны.

3. Развитие ремесла и торговли.

4. Строительство каналов и дамб.

5. Удобное географическое положение.

Задание № 9. Выберите особенности буддизма.

1. Власть правителя не должна иметь ограничений.

2. Жизнь − бесконечная череда перевоплощений.

3. Спасения может достичь любой человек.

4. Учение об умирающих и воскресающих богах.

5. Целью человека должно стать достижение нирваны.

Задание № 10. Выберите признаки нома.

1. Небольшая территория с естественными границами.

2. Несколько сельских поселений.

3. Правителя и его слуг избирал народ.

4. Правитель получал власть по наследству и назначал слуг.

5. Центр − город, в центре города − дворец и храм.

Задание № 1. Определите время событий (правильно указанные века − 2%, тысячелетия − 1%).

1. Возникновение конфуцианства.

2. Завоевание Вавилона персами.

3. Образование Египетского государства.

4. Приход индоариев в Индию.

5. Расцвет и гибель Ассирийской державы.

Задание № 2. Чем знамениты перечисленные люди?

Задание № 3. Где находились перечисленные города?

Задание № 4. Богами каких стран были .

Задание № 5. Определите последовательность периодов истории (расставьте периоды по порядку).

4. Возникновение китайского государства.

Задание № 6. Дано 5 слов. Выберите, по вашему мнению, лишнее. Обоснуйте выбор.

Задание № 7. Определите понятия и термины.

Задание № 8. Выберите возможные причины гибели первых городов Индии.

1. Вспышка заразных болезней.

2. Изменение климата и течения реки.

3. Нашествие кочевников.

4. Наступление моря.

5. Персидское завоевание.

Задание № 9. Выберите особенности конфуцианства.

1. Государство − большая семья.

2. Есть единый Бог − создатель мира.

3. Люди должны соблюдать ритуалы.

4. Правитель страны − бог.

5. Правитель обязан быть строгим, но справедливым.

Задание № 10. Выберите признаки государства.

2. Налоги и поборы с населения.

3. Возникает только в долинах рек.

4. Управление из центра.

5. Управление с помощью чиновников.

Ответы

I . 1 − VI − V вв., 2 − VI в., 3 − XXIII в., 4 − XIV в., 5 − III в.

II . 1 − VI − V вв., 2 − VI в., 3 − XXXI в., 4 − XV в., 5 − VIII − VII вв.

I . 1 − самый могучий царь Древней Индии, принял буддизм.

2 − легендарный правитель Урука.

3 − последний могущественный царь Ассирии.

4 − египетский фараон, захороненный в Великой пирамиде.

5 − первый император Китая, создатель Великой стены.

II . 1 − китайский император, основатель династии Хань.

2 − еврейский пророк и вождь, возглавивший исход из

3 − основатель буддизма.

4 − египетский фараон-завоеватель, дошедший до Евфрата.

5 − правитель Вавилонии, создавший первый свод законов.

I . 1 − Китай; 2 − Междуречье; 3 − Индия; 4 − Финикия; 5 − Египет.

1 − Палестина; 2 − Индия; 3 − Египет; 4 − Ассирия; 5 − Междуречье.

1 − Египет; 2 − Индия; 3 − Египет; 4 − Междуречье; 5 − Междуречье.

1 − Египет; 2 − Ассирия; 3 − Междуречье; 4 − Египет; 5 − Междуречье.

I . 1 − 5; 2 − 3; 3 − 4; 4 − 2; 5 − 1.

II . 1 − 3; 2 − 5; 3 − 4; 4 − 1; 5 − 2.

3 − единственная из перечисленных монотеистическая религия; или 2 − единственная из перечня мировая религия.

2 − указывает на положение в обществе (все остальные − на занятия).

1 − части населения Древней индии, отличавшиеся правами и обязанностями.

3 − поселение в чужих землях.

5 − обряд, церемония.

II . 1 − письменное правило, установленное государством.

2 − ступенчатый храм.

3 − знак-рисунок, обозначавший слово или слог.

4 − правитель в Древнем Египте.

5 − государственный служащий.

Контрольные задания " Древняя Греция"

Задание № 1. Определите время событий (правильно указанный год − 2%, век − 1%).

1. Гибель последнего эллинистического государства.

2. Законодательство Драконта в Афинах.

3. Марафонский бой.

4. Начало восточного похода Александра Македонского.

5. Начало Олимпийских игр.

Задание № 2. Где находятся (или находились) перечисленные города?

Задание № 3. Чем знамениты перечисленные люди?

Задание № 5. Определите последовательность периодов истории (расставьте периоды по порядку).

1. Пелопоннесская война.

2. Поход Александра Македонского на Восток.

3. Расцвет Афинского города-государства.

4. Установление господства Македонии в Греции.

5. Эллинистические царства.

Задание № 6. Дано пять слов. Выберите лишнее. Обоснуйте выбор.

Задание № 7. Определите понятия и термины.

Задание № 8. Выберите возможные причины гибели первых греческих государств.

1. Вторжение персидской армии.

2. Вторжение первобытных племен.

3. Истощение сил в длительной войне.

4. Междоусобные войны.

5. Стихийные бедствия.

Задание № 9. Выберите особенности развития Спарты в VI V вв. до н. э.

1. Военный образ жизни, постоянная боеготовность.

2. Значительное развитие ремесла и торговли.

5. Рабы − собственность всех граждан.

Задание № 10. Выберите характерные признаки полиса.

Большая роль орошаемого земледелия.

Власть правителя неограниченна.

Население делится на свободных граждан,

неполноправных и рабов.

Небольшая территория с естественными границами.

Центр − город, в центре − торговая площадь и храм.

Задание № 1. Определите время событий (правильно указанный год − 2%, век − 1%).

1. Битва при Херонее.

2. Начало Великой колонизации.

3. Саламинский бой.

4. Преобразования Солона в Афинах.

5. Правление Перикла в Афинах.

Задание № 2. Где находятся (или находились) перечисленные города?

Задание № 3. Чем знамениты перечисленные люди?

Задание № 5. Определите последовательность периодов истории (расставьте периоды по порядку).

1. Великая колонизация.

2. Греко-персидские войны.

3. Гомеровская Греция.

4. Могущество Критского царства.

5. Могущество Микен.

Задание № 6. Дано пять слов. Выберите лишнее. Обоснуйте выбор.

Задание № 7. Определите понятия и термины.

Задание № 8. Выберите причины Великой греческой колонизации.

1. Вторжение первобытных племен.

3. Недостаток земли.

4. Развитие ремесла и торговли.

5. Стихийные бедствия.

Задание № 9. Выберите особенности развития Афин в VI V вв. до н. э.

1. Власть аристократии.

2. Высокий уровень развития науки и искусства.

4. Распространение рабства иноземцев-варваров.

5. Слабое развитие ремесла и торговли.

Задание № 10. Выберите характерные признаки эллинистических государств.

1. Возникли в результате завоевания.

2. Демократический строй.

3. Монархический строй.

4. Победители и побежденные слились в единый народ.

5. Народы продолжали жить по своим обычаям.

Ответы

I . 1 − 30 г.; 2 − 621 г.; 3 − 490 г.; 4 − 334 г.; 5 − 776 г.

II . 1 − 338 г.; 2 − 774 г.; 3 − 480 г.; 4 − 594 г.; 5 − 443−430 гг.

1 − Египет; 2 − материковая Греция; 3 − материковая Греция; 4 − Малая Азия; 5 − Сицилия (Италия).

1 − Крит; 2 − северное побережье Черного моря; 3 − Малая Азия; 4 − Малая Азия; 5 − северное побережье Черного моря.

2 − поэт-крестьянин, считался соперником Гомера.

3 − скульптор, впервые рассчитавший соотношение частей человеческого тела.

4 − философ, первым ставший изучать внутренний мир человека.

5 − преобразователь Афинского государства.

2 − философ, предположивший существование атомов.

3 − оратор, противник союза с Македонией.

4 − скульптор, создатель знаменитых статуй богов.

5 − александрийский ученый, основатель геометрии.

I . 1 − бог подземного мира.

3 − богиня любви.

4 − бог торговли.

II . 1 − богиня охоты.

2 − богиня мудрости и победы.

4 − бог кузнечного дела.

5 − верховный бог.

I . 1 − 2; 2 − 4; 3 − 1; 4 − 3; 5 − 5.

II . 1 − 4; 2 − 5; 3 − 3; 4 − 1; 5 − 2.

I . 5. Философия − стремление к истине (все остальное относится к сфере искусства, а искусство − самовыражение творца).

II . 5. Философия − размышление о мире (все остальное относится к сфере науки, т.е. к изучению мира).

I . 1 − главная торговая площадь.

2 − знатные люди, знать.

3 − не-эллины, по мнению греков находившиеся на низкой ступени развития.

4 − рабы в Спарте, совместная собственность спартиатов.

5 − единоличная власть одного человека, незаконно захваченная им.

II . 1 − власть народа.

2 − иногородние жители полисов, не имели прав граждан.

4 − изгнание опасных для демократии лиц путем голосования.

5 − греческий город-государство, объединение граждан.

Контрольные задания " Древний Рим"

Задание № 1. Какие события произошли в указанные годы?

3. 133, 123 гг. до н. э.

Задание № 2. Выберите народы, подпавшие под власть римлян в эпоху расцвета Империи.

Задание № 3. Чем знамениты перечисленные лица?

Луций Юний Брут − .

Задание № 4. Выберите, что обязательно было в древнеримском городе в период расцвета Империи.

Задание № 5. Определите последовательность периодов истории (расставьте их по порядку).

1. Борьба Рима и Карфагена.

2. Борьба Рима за господство в Италии.

3. Гражданские войны в Риме.

4. Преобразования Гракхов.

5. Царский период.

Задание № 6. Дано пять слов. Выберите лишнее. Обоснуйте выбор.

Задание № 7. Определите понятия и термины.

Задание № 8. Выберите причины падения Римской республики.

1. Борьба плебеев и патрициев.

2. Вторжение варваров.

3. Восстания рабов.

4. Распри среди граждан.

5. Создание наемной армии.

1. Возможность продвижения по службе для не-римлян.

2. Города и городская жизнь.

3. Демократические порядки.

4. Страх перед общим врагом (варварами).

5. Хозяйственные связи, дороги, деньги.

Задание № 10. Выберите характерные признаки христианства.

1. Вера в спасительную силу обрядов и обычаев.

2. Вера в Бога, единого в трех лицах.

3. Знатные и богатые люди обязательно попадут в рай.

4. Проповедь ко всем народам без различий.

5. Спасение достигается не богатством и знатностью, а добродетельностью.

Задание № 1. Какие события произошли в указанные годы?

Задание № 2. Выберите народы, подпавшие под власть римлян в эпоху расцвета Империи.

Задание № 3. Чем знамениты перечисленные лица?

Гай Юлий Цезарь − .

Задание № 4. Выберите, что обязательно было в древнеримском городе в период расцвета Империи.

Здание городского правления.

Задание № 5. Определите последовательность периодов истории (расставьте их по порядку).

1. Борьба солдатских и сенатских императоров.

2. Превращение христианства в государственную религию.

3. Падение Западной Римской империи.

4. Расцвет Империи.

5. Установление Империи.

Задание № 6. Дано пять слов. Выберите лишнее. Обоснуйте выбор.

Задание № 7. Определите понятия и термины.

Задание № 8. Выберите причины распространения христианства в

I - II вв. н. э.

1. Обещание рая за добродетельную жизнь.

2. Проповедь ко всем народам.

3. Покровительство императоров.

4. Разочарование в прежних богах.

5. Успехи иудаизма.

Задание № 9. Выберите тех, кто активно поддерживал сохранение императорской власти в Риме ( I - II вв.).

Читайте также: