Что такое право общество государство

Обновлено: 15.05.2024

Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.

В обществе существуют нормы:

  • правовые,
  • религиозные – соблюдаются только верующими людьми,
  • этические нормы – нормы культурного поведения,
  • эстетические нормы – отражают законы красоты,
  • технические, санитарные и многие другие.

2.Что такое право и каковы его признаки?

Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).

Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.

Признаки права:

  • системность и упорядоченность(законы чётко кодифицированы, приведены в систему по отраслям права или по иному другому признаку);
  • нормативность(имеет нормативное закрепление) – норма права;
  • всеобщность и общеобязательность;
  • формальная определённость(то есть существуют соответствующие документы);
  • регулятивность(право регулирует наиболее важные отношения);
  • государственная санкционированность и обеспеченность (право создаётся государством и им же обеспечивается, контролируется в обществе).

3.Каковы функции права?

Функции права – это направления воздействия права на общество.

Специально-юридические:

  • закрепляющая— закрепляет основы существующего строя;
  • регулирующая— вносит порядок в общество, регулирует поведение и деятельность людей;
  • обязывающая— обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общества;
  • воспитательная— способствует воспитанию, развивая чувство справедливости и добра;
  • оценочная– является критерием правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Общесоциальные:

  • политическая – правовое регулирование всех политических процессов и отношений в обществе;
  • культурно-историческая— сохранение духовных ценностей, передача их из поколения в поколение (справедливость, права человека, демократия и др.);
  • воспитательная– воспитывает, развивая чувство справедливости и добра, необходимости строить отношения по правовым нормам;
  • экономическая – юридически обеспечивает надёжность экономической деятельности;
  • информационная— информирует о нормах поведения и деятельности людей в обществе.

4.В чём сходство и отличие права от морали?

Сходство права и морали:

  • являются сводом правил, норм;
  • главная задача – регулировать общественные отношения.

Отличие права от морали.

  • Право устанавливается государством, мораль формируется в процессе развития общества.
  • Правовые нормы формально выражены, то есть имеются соответствующие юридические документы; нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов.
  • В праве выражена воля государства, в нормах морали отражено общественное мнение.
  • Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали — совесть.
  • Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.
  • Право регулирует только основополагающие стороны общественной жизни; мораль регулирует все стороны поведения человека, в любой ситуации (например, отношение к старшим, к женщине и другие).

5.Что такое правовая норма и каковы её виды?

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

Виды правовых норм в зависимости от назначения:

  • Регулятивные – содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
  • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.

  • Обязывающие— предписывают лицам совершать определенные положительные действия (обязанность палить налоги, охранять природу и т.д.)
  • Запрещающие– нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия (это те же запрещающие знаки дорожного движения).
  • Управомочивающие– содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека (например, право на труд, на участие в выборах и др.)

Виды правовых норм по форме предписания:

  • императивные– от правил которых отступать нельзя (это обязывающие и запрещающие нормы);
  • диспозитивные– могут быть изменены по усмотрению сторон, (это управомочивающие нормы).

Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев и обладающее высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты— это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия(например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия(в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

6.Какова структура нормы права?

Структура нормы права:

  • диспозиции – само правило поведения;
  • гипотезы – указания на условия применения норм;
  • санкции– неблагоприятные юридические последствия за неисполнение или нарушение правовой нормы.

Подсказка: если. то…, иначе…

Пример:

  • Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза),то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), иначе, в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).

7.Что такое источники права и каковы они?

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Источники права:

  • Правовой обычай– это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

8.Что такое система права и каковы её элементы?

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права.

  • Норма права– это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права— совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права– это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

9.Что такое правовая система?

Правовая система охватывает:

  • систему права,
  • источники права,
  • правосознание,
  • юридическую науку в целом,
  • юридическую практику как практику правотворчества.

Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.

10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?

Виды правовых систем.

Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).

  • Основной источник права – нормативный акт.
  • Высшей юридической силой обладает конституция.
  • Источники права – нормативные акты, договоры, в некоторых случаях правовые обычаи.
  • Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права.
  • Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права.
  • Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы.

Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).

  • Построено на религиозных источниках.
  • Общественные отношения регламентируются религиозными нормами.

Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).

  • Правовая система чрезвычайно идеологизирована;
  • право декларирует и формально закрепляет власть народа, социальное равенство и справедливость.
  • Роль государства в такой системе — всеобъемлюща.
  • На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата.
  • Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Общественное объединение -некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1 Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 240 – 247.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

3.Боголюбов Л. Н. , Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень – М.: Просвещение, 2018. – С. 190 – 200.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государство является основным институтом политической системы общества. Человечество давно задумывалось над вопросом, как подчинить государство праву. Такое государство сегодня называют правовым. Понятие правовое государство ввел Иммануил Кант. Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Верховенство права означает подчинение закону всех граждан, должностных лиц, организаций и самого государства. Законы в правовом государстве должны быть правовыми, то есть гуманными, справедливыми, закреплять естественные, неотъемлемые права каждого человека.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод человека – еще один признак правового государства. Он предполагает, что все права и свободы человека должны быть не только провозглашены, но и гарантированы самим государством.

Установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства. Ответственность государства в том, что оно обязуется гарантировать соблюдение прав человека, а ответственность личности в том, чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять свои обязанности.

Принцип разделения властей означает независимость , строгое разграничение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Для того, чтобы воспрепятствовать сосредоточению власти в руках одного органа, существует специальная система сдержек и противовесов. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция РФ, объявив разделение властей одной из основ конституционного строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. К примеру, Государственная Дума может выразить правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать президенту отрешением от должности, а президент, со своей стороны, может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.

Признаки гражданского общества

  • Самодеятельность и инициатива граждан
  • Высокий уровень политической культуры
  • Ответственность граждан за происходящее в стране
  • Признание ценности прав и свобод личности

В социальной сфере – это семья, общества по интересам, профессиональные союзы, национальные общества и другие. В экономической сфере люди объединяются главным образом для удовлетворения материальных потребностей. В этой подсистеме создаются различные производственные, торговые и другие организации, например союзы предпринимателей, фермеров, частные банки и другие. В духовной сфере люди объединяются в различные объединения для удовлетворения потребностей в образовании, творчестве, религии. Например, к институтам гражданского общества в этой сфере относятся церковь, союзы писателей, композиторов, негосударственные СМИ и так далее. В политической сфере, удовлетворяющей потребности людей в участии управлением государства, действуют такие институты, как органы местного самоуправления, партии, общественно-политические объединения.

Какие же задачи выполняет гражданское общество?

  1. Способствует социализации граждан, обладая независимыми от государства средствами и санкциями, заставляющими человека исполнять социальные нормы;
  2. Защищает интересы граждан от незаконного вмешательства государства;
  3. Способствует гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Важным институтом развитого гражданского общества являются общественные объединения -некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Они могут создаваться в виде общественных организаций, общественных движений, политических партий, общественных фондов. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

  1. Стремление не к завоеванию политической власти (в отличие от политической партии), а к воздействию на власть; стремление заставить ее выполнить свои требования;
  2. Не имеет строгой организационной структуры;
  3. Идеологическая пестрота: не требует идеологического единения участников;
  4. Имеет очень широкую социальную базу (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, конфессиональных и других групп).

Выделяют следующие типы общественных движений:

  1. По отношению к существующему строю: консервативные; реформаторские; революционные.
  2. По демографическому признаку: женские, студенческие и другие.
  3. По масштабам: международные; национальные; региональные.
  4. По методам: легальные, нелегальные;
  5. По целям: этнополитические; экологические; антивоенные и другие.

Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была насыщенной и счастливой.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Найдите в приведенном списке элементы, характеризующие гражданское общество

Варианты ответа:

1) политические партии;

4) министерство образования.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.

В обществе существуют нормы:

  • правовые,
  • религиозные – соблюдаются только верующими людьми,
  • этические нормы – нормы культурного поведения,
  • эстетические нормы – отражают законы красоты,
  • технические, санитарные и многие другие.

2.Что такое право и каковы его признаки?

Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).

Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.

Признаки права:

  • системность и упорядоченность(законы чётко кодифицированы, приведены в систему по отраслям права или по иному другому признаку);
  • нормативность(имеет нормативное закрепление) – норма права;
  • всеобщность и общеобязательность;
  • формальная определённость(то есть существуют соответствующие документы);
  • регулятивность(право регулирует наиболее важные отношения);
  • государственная санкционированность и обеспеченность (право создаётся государством и им же обеспечивается, контролируется в обществе).

3.Каковы функции права?

Функции права – это направления воздействия права на общество.

Специально-юридические:

  • закрепляющая— закрепляет основы существующего строя;
  • регулирующая— вносит порядок в общество, регулирует поведение и деятельность людей;
  • обязывающая— обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общества;
  • воспитательная— способствует воспитанию, развивая чувство справедливости и добра;
  • оценочная– является критерием правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Общесоциальные:

  • политическая – правовое регулирование всех политических процессов и отношений в обществе;
  • культурно-историческая— сохранение духовных ценностей, передача их из поколения в поколение (справедливость, права человека, демократия и др.);
  • воспитательная– воспитывает, развивая чувство справедливости и добра, необходимости строить отношения по правовым нормам;
  • экономическая – юридически обеспечивает надёжность экономической деятельности;
  • информационная— информирует о нормах поведения и деятельности людей в обществе.

4.В чём сходство и отличие права от морали?

Сходство права и морали:

  • являются сводом правил, норм;
  • главная задача – регулировать общественные отношения.

Отличие права от морали.

  • Право устанавливается государством, мораль формируется в процессе развития общества.
  • Правовые нормы формально выражены, то есть имеются соответствующие юридические документы; нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов.
  • В праве выражена воля государства, в нормах морали отражено общественное мнение.
  • Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали — совесть.
  • Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.
  • Право регулирует только основополагающие стороны общественной жизни; мораль регулирует все стороны поведения человека, в любой ситуации (например, отношение к старшим, к женщине и другие).

5.Что такое правовая норма и каковы её виды?

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

Виды правовых норм в зависимости от назначения:

  • Регулятивные – содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
  • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.

  • Обязывающие— предписывают лицам совершать определенные положительные действия (обязанность палить налоги, охранять природу и т.д.)
  • Запрещающие– нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия (это те же запрещающие знаки дорожного движения).
  • Управомочивающие– содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека (например, право на труд, на участие в выборах и др.)

Виды правовых норм по форме предписания:

  • императивные– от правил которых отступать нельзя (это обязывающие и запрещающие нормы);
  • диспозитивные– могут быть изменены по усмотрению сторон, (это управомочивающие нормы).

Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев и обладающее высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты— это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия(например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия(в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

6.Какова структура нормы права?

Структура нормы права:

  • диспозиции – само правило поведения;
  • гипотезы – указания на условия применения норм;
  • санкции– неблагоприятные юридические последствия за неисполнение или нарушение правовой нормы.

Подсказка: если. то…, иначе…

Пример:

  • Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза),то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), иначе, в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).

7.Что такое источники права и каковы они?

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Источники права:

  • Правовой обычай– это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

8.Что такое система права и каковы её элементы?

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права.

  • Норма права– это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права— совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права– это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

9.Что такое правовая система?

Правовая система охватывает:

  • систему права,
  • источники права,
  • правосознание,
  • юридическую науку в целом,
  • юридическую практику как практику правотворчества.

Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.

10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?

Виды правовых систем.

Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).

  • Основной источник права – нормативный акт.
  • Высшей юридической силой обладает конституция.
  • Источники права – нормативные акты, договоры, в некоторых случаях правовые обычаи.
  • Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права.
  • Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права.
  • Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы.

Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).

  • Построено на религиозных источниках.
  • Общественные отношения регламентируются религиозными нормами.

Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).

  • Правовая система чрезвычайно идеологизирована;
  • право декларирует и формально закрепляет власть народа, социальное равенство и справедливость.
  • Роль государства в такой системе — всеобъемлюща.
  • На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата.
  • Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Читайте также: