Что значит согласовать причастия с существительными
Обновлено: 02.07.2024
В различных учебниках дают отличающиеся определения причастию. По одной методике это особая форма глагола, так как дает ответы на похожие вопросы. В других источниках – это самостоятельная часть речи. Для того, чтобы разобраться, посмотрим на причастия, образованные от глаголов.
- Изучать – изучающий , изучавший , изучивший.
- Проходить – проходящий , проходивший , прошедший.
- Мужской род, ед. число — Интересующий , знающий , восходящий , исполняемый .
- Женский род, ед. число — Интересующая , знающая , восходящая , исполняемая .
- Средний род, ед. число — Интересующее , знающее , восходящее , исполняемое .
- Множественное число — Интересующие , знающие , восходящие , исполняемые .
Определение причастия с примерами
Учитывая вышесказанное, сформулируем общее трактование понятия.
Причастие – это самостоятельная часть речи, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола и обозначающая признак предмета по действию.
Для лучшего понимания темы рассмотрим несколько примеров. Возьмем глагол в настоящем времени и преобразуем его. Сделать это можно с использованием суффиксов -ущ- ( -ющ- ), -ащ- ( — ящ- ), -ем- (реже -ом- ), -им- .
Примеры причастий
- Щекочет – щекоч ущ ий , щекочущая , щекочущее , щекочущие .
- Колется – кол ющ ий , колющая , колющее , колющие .
- Учит – уч ащ ийся , учащаяся , учащееся , учащиеся .
- Смотрит – смотр ящ ий , смотрящая , смотрящее , смотрящие .
- Проверяет – проверя ем ый , проверяемая , проверяемое , проверяемые .
- Весит – вес ом ый , весомая , весомое , весомые .
- Мнит –мн им ый , мнимая , мнимое , мнимые.
С помощью других суффиксов можно узнать, о прошедшем времени: -вш- , -ш- , -енн- , ( -нн- ), -т- .
- Молчал – молча вш ий , молчавшая , молчавшее , молчавшие .
- Замёрз – замерз ш ий , замерзшая , замерзшее , замерзшие .
- Увидел – увид енн ый ,увиденная, увиденное , увиденные .
- Прочитал – прочит анн ый , прочитанная , прочитанное , прочитанные .
- Сжал – сж ат ый , сжатая , сжатое , сжатые .
Вид причастия определяет, какой суффикс будет использоваться. Эти примеры показывают, как они составляются из глагола, но показывают признак предмета, как прилагательное.
Синтаксическая роль находится в зависимости от того, в какой форме слово применяется в предложении. Полная форма или причастный оборот, состоящий из нескольких слов, выступают определением. Примеры:
- Пролившаяся из стакана вода стекала со стола.
- Прочитанный роман лежал на полке .
- Отремонтированные в прошлом году стены выглядели новыми .
- Приготовленное на огне мясо манило гостей своим ароматом .
- Собака , поедающая корм из миски, рычала , когда к ней подходили .
Причастие бывает обозначено в предложении, как сказуемое. Чаще всего это краткие формы причастий, находящиеся в составе сказуемого. Примеры:
- Цветы были выращены на подоконнике .
- Задания были выполнены в черновике .
- Откройте ставни, и комната будет озарена светом .
- Яблоки снаружи казались поспевшими , но внутри были зелеными .
Признаки прилагательного у причастия
В русском языке эти части речи обладают сходствами.
- Род, число и падеж определяется по существительному. Например, текущая вода, текущий сок, текущее молоко, текущие ручьи .
- Возможность склонения . А именно, изменять по родам, падежам и числам. Например, дышащий, дышащего, дышащим .
- Краткая форма . К основе добавляется окончание, зависящее от рода. Причастия мужского рода будут без окончания ( раздет, сломан ), в женском – а ( раздет а , сломан а ), в среднем – о ( раздет о , сломан о ).
- Синтаксическая роль . В предложении они могут быть обозначены как определения или входить в состав сказуемого. Краткая форма будет сказуемым. ( Ручка забыта на столе ). Полная форма будет определением. ( На столе лежит забытая ручка ). Оно может быть обозначено, как подлежащее. ( Смотрящий следил за нами внимательно ).
Как отличить причастие от прилагательного
Из-за похожих вопросов, задаваемых к рассматриваемым частям речи, часто возникает путаница.
Отличие в том, что прилагательное образовалось от существительного, а причастие – от глагола.
Как отличить причастие от отглагольного прилагательного
В русском языке есть также определение отглагольного прилагательного. Его можно назвать прилагательным с основой глагола. Оно образовано от причастия, утратившего глагольное управление. Для определения нужно помнить о суффиксах с привязкой ко времени. В некоторых случаях придется посмотреть на контекст предложения. Это могут быть очень похожие слова, но в случае причастия будет суффикс -енн- ( -нн- ), а в отглагольном прилагательном – суффикс -ен- . Пример:
- Краш енн ые краской стены – это стены, которые покрасили краской, значит это причастие.
- Краш ен ые стены – нет контекста, указывающего на связь с глаголом, значит это отглагольное прилагательное.
Только в предложениях и словосочетаниях можно отследить этот контекст.
- В чашке лежали рез анн ые ножом овощи. Рез ан ые овощи положили в тарелку.
- Морож енн ое в холодильной камере мясо долго сохраняет свои свойства. Морож ен ое мясо стоит дешевле, чем охлажденное.
- На вешалке висело нош енн ое вчера платье. Девушка не хотела надевать нош ен ое платье.
- Краш енн ые краской волосы уже потеряли свой блеск. Краш ен ые волосы отличаются от натуральных.
Признаки глагола у причастия
Рассмотрим схожесть со свойствами глагола.
- Догорающая свеча – свеча, которая догорает.
- Идущий сверху – тот, который идет сверху.
Возвратность показывает направленность действия на что-либо или кого-либо, а слово будет оканчиваться на -ся. Остальные будут невозвратными.
- В аэропорту мы встретили улыбающихся нам гидов.
- Заступающиеся за дочь родители пожаловались на обидчика.
- Человек, излечившийся от болезни, по другому смотрит на мир.
- Позвонивший нам агент навязчиво предлагал свои услуги.
- Ушедший поезд нельзя было остановить.
- Звонящий человек нам не представился.
- Никто не слышал звонивший в то время телефон.
- Мы долго смотрели на уходящий поезд.
Для определения времени нужно узнать, деятельность выполняется сейчас или уже выполнена в прошлом.
- Настоящее время причастий: изучающий, смотрящий.
- Прошедшее время: изучавший, изученный, смотревший.
- Категория действительного и страдательного залога .
Эти виды причастий рассмотрим подробнее следующим шагом.
Действительные причастия
Если кто-то или что-то производит действие, то относящееся к нему причастие будет действительным. Например, ребенок, слома вш ий игрушку или ребенок, лома ющ ий игрушку . Действительный залог легко определить по суффиксу. В настоящем времени — ущ — ( — ющ — ), — ащ — ( — ящ — ), в прошедшем времени — вш — , -ш- . Примеры: вед ущ ий , чару ющ ий , стро ящ ий , чита вш ий .
Страдательные причастия
Примеры : ведомый, очарованный, построенный, читаемый .
Краткая форма : ведом, очарователен, построен, читаем .
Как отличить страдательные причастия от глагола
Иногда можно допустить ошибку, приняв причастие за глагол. Это бывает в тех случаях, когда страдательный залог находится в составной части именного сказуемого. Для того, чтобы определить часть речи, необходимо задавать вопрос отдельно к каждому слову в предложении.
Эти здания были построены (каковы?) в прошлом веке.
Автомобиль едва видим (каков?) в тумане.
Морфологический разбор причастия
Для осуществления морфологического разбора составим план, основанный на рассмотренных ранее особенностях.
Определяем общие признаки, как части речи
- Часть речи, от которой образовалось причастие.
- На какой вопрос отвечает?
- Начальная форма (преобразовать слово в мужской род, единственное число).
Определяем морфологичекие признаки
- Постоянные (залог, вид, время, возвратность).
- Непостоянные (полная или краткая форма, падеж для полной формы, число, род для единственного числа.
Определяем синтаксическую роль
Примеры морфологического разбора
Рассмотрим два предложения и сделаем морфологический разбор.
Все поле было усыпано яркими цветами мака.
Улетевшего попугая уже невозможно было поймать.
Задание. Найдите причастия в следующих предложениях
- Наступившая осень принесла с собой холод и дожди.
- В это время городской автобус был переполнен людьми.
- Взволнованная молодая мама пыталась успокоить плачущего ребенка.
- Огромный стол, покрытый белоснежной скатертью, занимал почти всю комнату.
- Птицы, собирающиеся в стаи, готовятся к отлету в дальние края.
Тест на усвоение материала
Для того, чтобы проверить, как вы разобрались в теме, ответьте ещё на несколько вопросов.
Различаем в предложении второстепенные члены — согласованные и несогласованные определения. Выясним, что такое согласованные и несогласованные определения в русской грамматике.
В предложении, кроме грамматической основы, могут быть второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее или сказуемое. Подлежащее поясняют, как правило, определения.
Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак, свойство или качество предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?
В предложении определение поясняет слово с предметным значением, которое может быть выражено именем существительным, местоимением или словом любой части речи в значении существительного.
В зависимости от того, словом какой части речи выражено определение, какой вид подчинительной связи существует между главным словом и зависимым, в синтаксисе русского языка различают согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения
Согласованные определения так называются, потому что они связываются в предложении с подлежащим или второстепенными членами подчинительной связью согласования.
Согласованное определение стоит в том же падеже, числе и роде, что и определяемый им член предложения.
Согласованными определениями являются, как правило, слова следующих частей речи и формы слов:
- прилагательные;
- местоимения-прилагательные;
- порядковые числительные;
- причастия одиночные и с зависимыми словами (причастный оборот).
Вижу твой жребий на светлом челе (А. С. Пушкин)
Жребий (какой?) твой (и. п., ед. ч., м. р. притяжательного местоимения).
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени ( К. Паустовский).
В этом предложении имеются согласованные определения, выраженные именами прилагательными:
- стихи (сущ. в форме им. п. мн. ч.) какие? самые мягкие и трогательные ( форма им. п. мн. ч. превосходной степени прилагательного);
- поэтами (т.п., мн. ч.) какими? русскими (т.п., мн. ч.).
По реке несло желтоватую пену , похожую на сбитый белок (К. Паустовский).
- пену какую? желтоватую (в. п., ед. ч., ж. р.);
- пену какую? похожую на сбитый белок (в. п., ед. ч.)
Будем иметь в виду, что необособленные и обособленные определения, выраженные оборотами с главным словом в виде прилагательного или причастия, являются одним членом предложения — согласованным определением.
Яркими полосами уходят вдаль сизые , покрытые ночной росой озими.
Озими (какие?) сизые, покрытые ночной росой — согласованные однородные определения, выраженные прилагательным и причастным оборотом.
Сквозь прищуренные веки он [кот] наблюдал за прыгающими по земле птицами, но те держались на безопасном расстоянии (М. Пришвин).
- сквозь веки (в. п., мн. ч.) какие? прищуренные (в. п. мн.ч. причастия);
- за птицами какими? прыгающими по земле — согласованное определение, выраженное причастным оборотом;
- на расстоянии каком? безопасном (п.п. ед.ч. ср.р. прилагательного).
Несогласованные определения
Несогласованные определения не совпадают по грамматической форме с опредеделяемыми существительными (местоимениями и пр.). Они связываются с главным словом подчинительной связью управления, реже способом примыкания.
Несогласованные определения выражаются словами разных частей речи, например:
1. существительным, местоимением в форме косвенного падежа с предлогом или без него
На поверхности воды плавали огромные тёмно-зеленые л истья белых кувшинок .
В этом предложении, кроме согласованных определений ( огромные темно-зеленые листья, белых кувшинок) укажем ряд несогласованных, связанных с существительным способом управления:
- на поверхности (п.п. ед.ч. ж.р.) чьей? воды (р. п. ед. ч. ж. р.);
- листья (и.п. мн.ч.) чьи? кувшинок (р. п. мн. ч.).
Всё его лицо было невелико, худо, в веснушках (И. С. Тургенев)
Лицо чье? его (притяжательное местоимение в форме р. п. ед. ч.)
2. Несогласованное определение — синтаксически неделимое словосочетание (существительное и прилагательное, существительное и числительное)
Гардероб (какой?) черного дерева был огромных размеров (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Мальчик (какой?) лет двенадцати выбежал гостям навстречу.
3. В роли несогласованного определения выступает простая форма сравнительной степени прилагательного
Одна из девушек, (какая?) постарше , на меня едва обратила внимание (А. П. Чехов).
4. Несогласованное определение — наречие
В окна (какие?) нараспашку залетал игривый летний ветерок и стал надувать парусом занавески.
5. Неопределенная форма глагола (инфинитив) поясняет существительное
Стремление (какое?) побеждать , считают современники, было основным качеством полководца А. Суворова.
Простая форма сравнительной степени прилагательного, наречие и инфинитив присоединяются к главному слову способом примыкания.
Таблица с примерами
Согласованные определения | Несогласованные определения |
---|---|
Обычная школьница | Школьница из Москвы |
Затаенная улыбка | Улыбка невзначай |
Скромное желание | Желание путешествовать |
Крупную шишку | Шишку с чешуей |
Задумчивый взгляд | Взгляд исподлобья |
Наша девочка | Девочка в футболке |
Упражнение
Проверим себя и укажем в следующих предложениях согласованные и несогласованные определения.
Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
Она росла на небольшой поляне, прямая и стройная береза с белым стволом, с пахучими, лаковыми листочками (Н. Вагнер).
Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и желтыми отсветами скал, струился над нами (К. Паустовский).
В шуме ветра слышался как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка (С. Т. Аксаков).
Строгое лицо его было грустно и насмешливо, как у разочарованного (А. П. Чехов).
Пройдя немного, я выбрался к небольшой речке с забавным названием Незнайка, уселся на бережок и закинул удочку (Г. Скребицкий).
Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении ( Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании ( красное яблоко, деревянный стол ).
Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи.), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах.
1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):
Врач зашла в палату (некорр.). – Врач Тихонова вошла в палату (корр.).
Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:
Алёна, мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.
Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.
3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.
Толпа людей шумели и волновались (некорр.). – Толпа людей шумела и волновалась (корр.).
Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) – Родня невесты не очень любила жениха (корр.).
Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.
Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.
Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.
Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.
1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.
2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:
С пригорка было видно две заснеженных вершины.
Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.
- Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
- Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.
Из этого правила есть несколько исключений, когда сказуемое может употребляться во множественном числе:
- Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
- Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
- Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными: Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
- Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.
Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.
Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.
Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:
- правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
- правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
- время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
- залог причастий (действительный или страдательный)
Обращаем внимание на то, что в предложении с причастным оборотом может быть допущены не одна, а две или даже три ошибки.
Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.
Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.
Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово:
о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.
Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.
Тип, самый лёгкий
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.
В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.
Приведём исправленный вариант :
Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью;
Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.
Тип, труднее
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.
Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.
В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?
Приведём исправленный вариант :
Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.
Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно.
Тип, ещё сложнее
Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию. Думаем о смысле!
Сравним два предложения:
Шум моря (какого?), будившЕГО меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.
Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.
Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.
Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня. Медведь может преследовать. Это верный вариант.
Тип, вариантный
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру
Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:
Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.
В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.
Аналогично верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок, пойдёт в подарок.
Или Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок, пойдёт в подарок.
Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.
ПРИМЕЧАНИЕ: такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)
Читайте также: