Что значит согласовать причастия с существительными

Обновлено: 02.07.2024

В различных учебниках дают отличающиеся определения причастию. По одной методике это особая форма глагола, так как дает ответы на похожие вопросы. В других источниках – это самостоятельная часть речи. Для того, чтобы разобраться, посмотрим на причастия, образованные от глаголов.

  • Изучать – изучающий , изучавший , изучивший.
  • Проходить – проходящий , проходивший , прошедший.
  • Мужской род, ед. число — Интересующий , знающий , восходящий , исполняемый .
  • Женский род, ед. число — Интересующая , знающая , восходящая , исполняемая .
  • Средний род, ед. число — Интересующее , знающее , восходящее , исполняемое .
  • Множественное число — Интересующие , знающие , восходящие , исполняемые .

Определение причастия с примерами

Учитывая вышесказанное, сформулируем общее трактование понятия.

Причастие – это самостоятельная часть речи, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола и обозначающая признак предмета по действию.

Для лучшего понимания темы рассмотрим несколько примеров. Возьмем глагол в настоящем времени и преобразуем его. Сделать это можно с использованием суффиксов -ущ- ( -ющ- ), -ащ- ( — ящ- ), -ем- (реже -ом- ), -им- .

Примеры причастий

  • Щекочет – щекоч ущ ий , щекочущая , щекочущее , щекочущие .
  • Колется – кол ющ ий , колющая , колющее , колющие .
  • Учит – уч ащ ийся , учащаяся , учащееся , учащиеся .
  • Смотрит – смотр ящ ий , смотрящая , смотрящее , смотрящие .
  • Проверяет – проверя ем ый , проверяемая , проверяемое , проверяемые .
  • Весит – вес ом ый , весомая , весомое , весомые .
  • Мнит –мн им ый , мнимая , мнимое , мнимые.

С помощью других суффиксов можно узнать, о прошедшем времени: -вш- , -ш- , -енн- , ( -нн- ), -т- .

  • Молчал – молча вш ий , молчавшая , молчавшее , молчавшие .
  • Замёрз – замерз ш ий , замерзшая , замерзшее , замерзшие .
  • Увидел – увид енн ый ,увиденная, увиденное , увиденные .
  • Прочитал – прочит анн ый , прочитанная , прочитанное , прочитанные .
  • Сжал – сж ат ый , сжатая , сжатое , сжатые .

Вид причастия определяет, какой суффикс будет использоваться. Эти примеры показывают, как они составляются из глагола, но показывают признак предмета, как прилагательное.

Синтаксическая роль находится в зависимости от того, в какой форме слово применяется в предложении. Полная форма или причастный оборот, состоящий из нескольких слов, выступают определением. Примеры:

  • Пролившаяся из стакана вода стекала со стола.
  • Прочитанный роман лежал на полке .
  • Отремонтированные в прошлом году стены выглядели новыми .
  • Приготовленное на огне мясо манило гостей своим ароматом .
  • Собака , поедающая корм из миски, рычала , когда к ней подходили .

Причастие бывает обозначено в предложении, как сказуемое. Чаще всего это краткие формы причастий, находящиеся в составе сказуемого. Примеры:

  • Цветы были выращены на подоконнике .
  • Задания были выполнены в черновике .
  • Откройте ставни, и комната будет озарена светом .
  • Яблоки снаружи казались поспевшими , но внутри были зелеными .

Признаки прилагательного у причастия

В русском языке эти части речи обладают сходствами.

  1. Род, число и падеж определяется по существительному. Например, текущая вода, текущий сок, текущее молоко, текущие ручьи .
  2. Возможность склонения . А именно, изменять по родам, падежам и числам. Например, дышащий, дышащего, дышащим .
  3. Краткая форма . К основе добавляется окончание, зависящее от рода. Причастия мужского рода будут без окончания ( раздет, сломан ), в женском – а ( раздет а , сломан а ), в среднем – о ( раздет о , сломан о ).
  4. Синтаксическая роль . В предложении они могут быть обозначены как определения или входить в состав сказуемого. Краткая форма будет сказуемым. ( Ручка забыта на столе ). Полная форма будет определением. ( На столе лежит забытая ручка ). Оно может быть обозначено, как подлежащее. ( Смотрящий следил за нами внимательно ).

Как отличить причастие от прилагательного

Из-за похожих вопросов, задаваемых к рассматриваемым частям речи, часто возникает путаница.

Отличие в том, что прилагательное образовалось от существительного, а причастие – от глагола.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

В русском языке есть также определение отглагольного прилагательного. Его можно назвать прилагательным с основой глагола. Оно образовано от причастия, утратившего глагольное управление. Для определения нужно помнить о суффиксах с привязкой ко времени. В некоторых случаях придется посмотреть на контекст предложения. Это могут быть очень похожие слова, но в случае причастия будет суффикс -енн- ( -нн- ), а в отглагольном прилагательном – суффикс -ен- . Пример:

  • Краш енн ые краской стены – это стены, которые покрасили краской, значит это причастие.
  • Краш ен ые стены – нет контекста, указывающего на связь с глаголом, значит это отглагольное прилагательное.

Только в предложениях и словосочетаниях можно отследить этот контекст.

  • В чашке лежали рез анн ые ножом овощи. Рез ан ые овощи положили в тарелку.
  • Морож енн ое в холодильной камере мясо долго сохраняет свои свойства. Морож ен ое мясо стоит дешевле, чем охлажденное.
  • На вешалке висело нош енн ое вчера платье. Девушка не хотела надевать нош ен ое платье.
  • Краш енн ые краской волосы уже потеряли свой блеск. Краш ен ые волосы отличаются от натуральных.

Признаки глагола у причастия

Рассмотрим схожесть со свойствами глагола.

  • Догорающая свеча – свеча, которая догорает.
  • Идущий сверху – тот, который идет сверху.

Возвратность показывает направленность действия на что-либо или кого-либо, а слово будет оканчиваться на -ся. Остальные будут невозвратными.

  • В аэропорту мы встретили улыбающихся нам гидов.
  • Заступающиеся за дочь родители пожаловались на обидчика.
  • Человек, излечившийся от болезни, по другому смотрит на мир.
  • Позвонивший нам агент навязчиво предлагал свои услуги.
  • Ушедший поезд нельзя было остановить.
  • Звонящий человек нам не представился.
  • Никто не слышал звонивший в то время телефон.
  • Мы долго смотрели на уходящий поезд.

Для определения времени нужно узнать, деятельность выполняется сейчас или уже выполнена в прошлом.

  • Настоящее время причастий: изучающий, смотрящий.
  • Прошедшее время: изучавший, изученный, смотревший.
  1. Категория действительного и страдательного залога .

Эти виды причастий рассмотрим подробнее следующим шагом.

Действительные причастия

Если кто-то или что-то производит действие, то относящееся к нему причастие будет действительным. Например, ребенок, слома вш ий игрушку или ребенок, лома ющ ий игрушку . Действительный залог легко определить по суффиксу. В настоящем времени — ущ — ( — ющ — ), — ащ — ( — ящ — ), в прошедшем времени — вш — , -ш- . Примеры: вед ущ ий , чару ющ ий , стро ящ ий , чита вш ий .

Страдательные причастия

Примеры : ведомый, очарованный, построенный, читаемый .

Краткая форма : ведом, очарователен, построен, читаем .

Как отличить страдательные причастия от глагола

Иногда можно допустить ошибку, приняв причастие за глагол. Это бывает в тех случаях, когда страдательный залог находится в составной части именного сказуемого. Для того, чтобы определить часть речи, необходимо задавать вопрос отдельно к каждому слову в предложении.

Эти здания были построены (каковы?) в прошлом веке.
Автомобиль едва видим (каков?) в тумане.

Морфологический разбор причастия

Для осуществления морфологического разбора составим план, основанный на рассмотренных ранее особенностях.

Определяем общие признаки, как части речи

  • Часть речи, от которой образовалось причастие.
  • На какой вопрос отвечает?
  • Начальная форма (преобразовать слово в мужской род, единственное число).

Определяем морфологичекие признаки

  • Постоянные (залог, вид, время, возвратность).
  • Непостоянные (полная или краткая форма, падеж для полной формы, число, род для единственного числа.

Определяем синтаксическую роль

Примеры морфологического разбора

Рассмотрим два предложения и сделаем морфологический разбор.

Все поле было усыпано яркими цветами мака.

Улетевшего попугая уже невозможно было поймать.

Задание. Найдите причастия в следующих предложениях

  1. Наступившая осень принесла с собой холод и дожди.
  2. В это время городской автобус был переполнен людьми.
  3. Взволнованная молодая мама пыталась успокоить плачущего ребенка.
  4. Огромный стол, покрытый белоснежной скатертью, занимал почти всю комнату.
  5. Птицы, собирающиеся в стаи, готовятся к отлету в дальние края.

Тест на усвоение материала

Для того, чтобы проверить, как вы разобрались в теме, ответьте ещё на несколько вопросов.

Различаем в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны — согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния. Выясним, что такое согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния в рус­ской грамматике.

В пред­ло­же­нии, кро­ме грам­ма­ти­че­ской осно­вы, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое. Подлежащее пояс­ня­ют, как пра­ви­ло, определения.

Определение — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак, свой­ство или каче­ство пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? кото­рый? чей?

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, кото­рое может быть выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным, место­име­ни­ем или сло­вом любой части речи в зна­че­нии существительного.

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи выра­же­но опре­де­ле­ние, какой вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи суще­ству­ет меж­ду глав­ным сло­вом и зави­си­мым, в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные определения.

Способы выражения определения

Согласованные определения

Согласованные опре­де­ле­ния так назы­ва­ют­ся, пото­му что они свя­зы­ва­ют­ся в пред­ло­же­нии с под­ле­жа­щим или вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния.

Согласованное опре­де­ле­ние сто­ит в том же паде­же, чис­ле и роде, что и опре­де­ля­е­мый им член предложения.

Согласованные определения

Согласованными опре­де­ле­ни­я­ми явля­ют­ся, как пра­ви­ло, сло­ва сле­ду­ю­щих частей речи и фор­мы слов:

  • при­ла­га­тель­ные;
  • местоимения-прилагательные;
  • поряд­ко­вые числительные;
  • при­ча­стия оди­ноч­ные и с зави­си­мы­ми сло­ва­ми (при­част­ный оборот).

Вижу твой жре­бий на свет­лом челе (А. С. Пушкин)

Жребий (какой?) твой (и. п., ед. ч., м. р. при­тя­жа­тель­но­го местоимения).

Самые мяг­кие и тро­га­тель­ные сти­хи, кни­ги и кар­ти­ны напи­са­ны рус­ски­ми поэта­ми, писа­те­ля­ми и худож­ни­ка­ми об осе­ни ( К. Паустовский).

В этом пред­ло­же­нии име­ют­ся согла­со­ван­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные име­на­ми прилагательными:

  • сти­хи (сущ. в фор­ме им. п. мн. ч.) какие? самые мяг­кие и тро­га­тель­ные ( фор­ма им. п. мн. ч. пре­вос­ход­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • поэта­ми (т.п., мн. ч.) каки­ми? рус­ски­ми (т.п., мн. ч.).

По реке нес­ло жел­то­ва­тую пену , похо­жую на сби­тый белок (К. Паустовский).

  • пену какую? жел­то­ва­тую (в. п., ед. ч., ж. р.);
  • пену какую? похо­жую на сби­тый белок (в. п., ед. ч.)

Будем иметь в виду, что необособ­лен­ные и обособ­лен­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные обо­ро­та­ми с глав­ным сло­вом в виде при­ла­га­тель­но­го или при­ча­стия, явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — согла­со­ван­ным определением.

Яркими поло­са­ми ухо­дят вдаль сизые , покры­тые ноч­ной росой озими.

Озими (какие?) сизые, покры­тые ноч­ной росой — согла­со­ван­ные одно­род­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ным и при­част­ным оборотом.

Сквозь при­щу­рен­ные веки он [кот] наблю­дал за пры­га­ю­щи­ми по зем­ле пти­ца­ми, но те дер­жа­лись на без­опас­ном рас­сто­я­нии (М. Пришвин).

  • сквозь веки (в. п., мн. ч.) какие? при­щу­рен­ные (в. п. мн.ч. причастия);
  • за пти­ца­ми каки­ми? пры­га­ю­щи­ми по зем­ле — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­част­ным оборотом;
  • на рас­сто­я­нии каком? без­опас­ном (п.п. ед.ч. ср.р. прилагательного).

Несогласованные определения

Несогласованные опре­де­ле­ния не сов­па­да­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме с опре­де­де­ля­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми и пр.). Они свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния, реже спо­со­бом примыкания.

Несогласованные определения

Несогласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи, например:

1. суще­стви­тель­ным, место­име­ни­ем в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа с пред­ло­гом или без него

На поверх­но­сти воды пла­ва­ли огром­ные тёмно-зеленые л истья белых кув­ши­нок .

В этом пред­ло­же­нии, кро­ме согла­со­ван­ных опре­де­ле­ний ( огром­ные темно-зеленые листья, белых кув­ши­нок) ука­жем ряд несо­гла­со­ван­ных, свя­зан­ных с суще­стви­тель­ным спо­со­бом управления:

  • на поверх­но­сти (п.п. ед.ч. ж.р.) чьей? воды (р. п. ед. ч. ж. р.);
  • листья (и.п. мн.ч.) чьи? кув­ши­нок (р. п. мн. ч.).

Всё его лицо было неве­ли­ко, худо, в вес­нуш­ках (И. С. Тургенев)

Лицо чье? его (при­тя­жа­тель­ное место­име­ние в фор­ме р. п. ед. ч.)

2. Несогласованное опре­де­ле­ние — син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние (суще­стви­тель­ное и при­ла­га­тель­ное, суще­стви­тель­ное и числительное)

Гардероб (какой?) чер­но­го дере­ва был огром­ных раз­ме­ров (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Мальчик (какой?) лет две­на­дца­ти выбе­жал гостям навстречу.

3. В роли несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния высту­па­ет про­стая фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного

Одна из деву­шек, (какая?) постар­ше , на меня едва обра­ти­ла вни­ма­ние (А. П. Чехов).

4. Несогласованное опре­де­ле­ние — наречие

В окна (какие?) нарас­паш­ку зале­тал игри­вый лет­ний вете­рок и стал наду­вать пару­сом занавески.

5. Неопределенная фор­ма гла­го­ла (инфи­ни­тив) пояс­ня­ет существительное

Стремление (какое?) побеж­дать , счи­та­ют совре­мен­ни­ки, было основ­ным каче­ством пол­ко­вод­ца А. Суворова.

Простая фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го, наре­чие и инфи­ни­тив при­со­еди­ня­ют­ся к глав­но­му сло­ву спо­со­бом примыкания.

Таблица с примерами

Согласованные опре­де­ле­нияНесогласованные опре­де­ле­ния
Обычная школь­ни­цаШкольница из Москвы
Затаенная улыб­каУлыбка невзна­чай
Скромное жела­ниеЖелание путе­ше­ство­вать
Крупную шиш­куШишку с чешуей
Задумчивый взглядВзгляд испод­ло­бья
Наша девоч­каДевочка в футболке

Упражнение

Проверим себя и ука­жем в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные определения.

Вслед за чемо­да­ном вне­сен был неболь­шой лар­чик крас­но­го дере­ва с штуч­ны­ми выклад­ка­ми из карель­ской бере­зы, сапож­ные колод­ки и завер­ну­тая в синюю бума­гу жаре­ная кури­ца (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

Она рос­ла на неболь­шой поляне, пря­мая и строй­ная бере­за с белым ство­лом, с паху­чи­ми, лако­вы­ми листоч­ка­ми (Н. Вагнер).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух, напол­нен­ный сол­неч­ным дымом и жел­ты­ми отсве­та­ми скал, стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

В шуме вет­ра слы­шал­ся как буд­то отда­лен­ный плач мла­ден­ца, а ино­гда вой голод­но­го вол­ка (С. Т. Аксаков).

Строгое лицо его было груст­но и насмеш­ли­во, как у разо­ча­ро­ван­но­го (А. П. Чехов).

Пройдя немно­го, я выбрал­ся к неболь­шой реч­ке с забав­ным назва­ни­ем Незнайка, усел­ся на бере­жок и заки­нул удоч­ку (Г. Скребицкий).

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении ( Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании ( красное яблоко, деревянный стол ).

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи.), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах.

1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

Врач зашла в палату (некорр.). – Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

Алёна, мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

Толпа людей шумели и волновались (некорр.). – Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) – Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.

Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.

Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.

Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.

1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.

2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:

С пригорка было видно две заснеженных вершины.

Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.

  1. Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
  2. Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.

Из этого правила есть несколько исключений, когда сказуемое может употребляться во множественном числе:

  • Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
  • Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
  • Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными: Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
  • Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.

Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.

Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:

  • правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
  • правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
  • время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
  • залог причастий (действительный или страдательный)

Обращаем внимание на то, что в предложении с причастным оборотом может быть допущены не одна, а две или даже три ошибки.

Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.

Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.

Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово:

о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.

Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.

Тип, самый лёгкий

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.

В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.

Приведём исправленный вариант :

Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью;

Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.

Тип, труднее

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.

Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?

Приведём исправленный вариант :

Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.

Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно.

Тип, ещё сложнее

Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию. Думаем о смысле!

Сравним два предложения:

Шум моря (какого?), будившЕГО меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.

Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.

Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.

Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня. Медведь может преследовать. Это верный вариант.

Тип, вариантный

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру

Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:

Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.

В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.

Аналогично верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок, пойдёт в подарок.

Или Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок, пойдёт в подарок.

Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.

ПРИМЕЧАНИЕ: такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Читайте также: