Что значит право на жизнь ребенка

Обновлено: 18.05.2024

Каждый гражданин Российской Федерации обладает целым комплексом прав: право на собственность, право на свободу слова, право на гражданство и др. Даже такой маленький гражданин, как ребенок, тоже имеет свои права, но часто об этом не задумывается.


Отличие прав детей от прав взрослых

Чтобы понять это отличие, необходимо рассмотреть два понятия. Первое – это правоспособность. Быть правоспособным значит иметь все права, предусмотренные Конституцией РФ, причем правоспособностью человек обладает с рождения. Второе понятие – это дееспособность. Как раз дееспособным ребенок не является, так как она наступает с совершеннолетия, а значит и некоторыми правами ребенок сможет обладать только с этого момента, например, избирательное право.

ПРАВА РЕБЕНКА В РОССИИ С РОЖДЕНИЯ ДО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ

А многие ли из вас знают о своих конституционных правах?
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, которая устанавливает основные права граждан.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вместе с тем, права детей немного отличаются от прав взрослых.
Чтобы понять, в чём заключается это отличие, надо знать значение двух юридических слов: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь все те права, которые предусмотрены Конституцией РФ, она возникает у каждого человека с момента рождения.

Дееспособность - это способность совершать определенные действия для приобретения и использования всех конституционных прав в полном объеме. Дееспособность возникает только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.

Например, ребенок не обладает избирательным правом; он не может самостоятельно получить кредит, выехать за границу, управлять автомобилем.
Поэтому до наступления совершеннолетия дети большую часть своих прав реализуют через родителей (законных представителей).

Так какими же правами обладает ребенок? Можно выделить следующие основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ:

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит.

Данное право подразумевает под собой запрет на произвольное лишение человека жизни, а также ответственность государства за обеспечение охраны жизни. В связи с этим, государством принимаются меры, направленные на защиту жизни каждого человека, например, путем установления уголовной ответственности.

Жизнь детей является наивысшей ценностью, поэтому все законы, принятые во исполнение Конституции РФ, направлены в первую очередь охрану жизни детей, создание благоприятных условий для их проживания.

ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Право на свободу составляет фундамент всех индивидуальных прав, является главной ценностью права и критерием правового государства

Защита личной свободы - физической и психической неприкосновенности - есть ограждение от зависимости, давления и принуждения.

Свобода заключается в возможности жить по-своему, по собственному самовыражению, делать все, что не приносит вреда другому человеку, а также в отсутствии препятствий к совершению действий. Свобода является противопоставлением всякому рабству и неволе, физическому и духовному насилию и принуждению.

Так, торговля детьми, их похищение и эксплуатация, в том числе рабский труд детей, в Российской Федерации запрещены. За совершение таких действий также установлена уголовная ответственность.

Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами.

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Поэтому согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Так, например, образовательные учреждения тоже должны создавать необходимые условия, обеспечивающие охрану здоровья детей во время образовательного процесса.

Кроме того, согласно действующему законодательству несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет вправе самостоятельно принимать решение о согласии на медицинское вмешательство или об отказе от него.

ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Из положений Конституции РФ следует, что каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Детство и семья находятся под защитой государства.

Семья, материнство, отцовство и детство являются социальными ценностями общества.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется государством, общественными объединениями, системой нравственных ценностей, сложившихся в обществе.

Забота о семье, материнстве, детстве, отцовстве означает создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав.

Воспитание ребёнка в семье является приоритетным. Каждый ребенок имеет право на заботу со сторону родителей. Государством принята целая система социальных мер поддержки семей, в которых воспитываются дети (например, поддержка многодетных семей).

Никто не может просто так забрать ребенка у родителей и разрушить семью.

Однако иногда в силу жизненных обстоятельств у ребенка может не быть своей семьи и родителей. В связи с этим, государством предусмотрена возможность устройства детей в другую семью (например, посредством усыновления, установления опеки, устройства в приёмную семью).

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Каждый ребенок имеет право на образование.

Согласно Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Получение основного общего образования обязательно, поэтому родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Чтобы каждый ребенок мог получить образование, законодательством предусмотрены:

-различные виды образовательных учреждений, в том числе образовательные учреждения для детей-инвалидов;

-многообразие форм обучения, в том числе самообразование, семейное образование, домашнее обучение;

-возможность использования образовательных технологий, в том числе дистанционное и электронное обучение;

-меры социальной поддержки и стимулирования, например, в предусмотренных Законом случаях обеспечение транспортом, питанием и местами в общежитии, выплата стипендий, материально помощи и т.д.

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.).

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, право ребенка на жилище, как правило, обеспечивается его законным представителем.

Лицам, которые не имеют жилья и возможности приобрести его самостоятельно, государством предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договорам социального найма, предоставления субсидий, жилищных сертификатов и т.д.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И НАСЛЕДОВАНИЯ

Каждый вправе иметь имущество в собственности, в том числе и ребёнок.

Сейчас многие дети являются собственниками квартир, приобретенных в долях родителями, полученных в дар или по наследству.

Право частной собственности, например на ту же самую квартиру, охраняется законом.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Помимо этого государством предусмотрен особый механизм охраны имущественных прав детей.

Так, например, родители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделки по отчуждению квартиры, принадлежащей ребенку.

Право на получение наследства гарантировано детям. Они вправе получать наследство, как по закону, так и по завещанию.

Кроме того, несовершеннолетние дети в случаях, установленных законом, имеют право на обязательную долю в наследстве.

Необходимо отметить, что в целях соблюдения конституционных прав в России законодательством предусмотрен целый механизм их реализации и защиты.

Чтобы права любого человека, в том числе и ребёнка, не нарушались, Конституцией РФ гарантируется государственная защита таких прав.

Обеспечение прав детей в настоящем – это залог стабильного развития и процветания России в будущем.

Защиту прав детей осуществляют, в первую очередь, их родители (законные представители), а также: органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, государственные и муниципальные учреждения, общественные объединения и правозащитные организации.
Помимо этого, в России уже длительное время существует Уполномоченный по правам ребёнка, деятельность которого направлена только на защиту прав детей.
Конституцией РФ предусмотрено, что осуществление человеком своих прав не должно нарушать права других лиц.

Таким образом, главным условием при реализации своих конституционных прав является уважение прав других людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка,

посвященный принятию очень важного документа – Конвенции

о правах ребенка.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас,

пытаясь уберечь от неприятностей, старается создать все необходимые для вашего развития условия, пытается защитить ваши интересы и права?

Конечно, ваши родители, ведь семья – важная часть общества.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государ-

ственные организации, которые главной своей задачей считают за-

щиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Ор-

ганизация Объединенных Наций). Она возникла после второй ми-

ровой войны, которую развязала фашистская Германия, и в резуль-

тате ее погибло несколько десятков миллионов людей, было

разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира

осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав

человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня

человечество обладает таким мощным атомным оружием, что ес-

ли бы началась новая мировая война, то при помощи этого страш- ного оружия может быть уничтожено все человечество. Чтобы

предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объеди-

нились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей

задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему

где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни

дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

У вас также как и у взрослых есть свои интересы и потребности. Вот эти обстоятельства и были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка.

В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на се-

бя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии,

образовании и всестороннем развитии. ( Показ книги.)

В Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

- Но для начала давайте выясним, кого можно назвать этим сло-

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое

- Но ведь ребенок сам по себе еще мал! Как он может узнать

что-то о своих правах!

Вот сегодня и целью нашего классного часа является, познако-

мить вас с некоторыми правами, которые имеют дети. Для этого я попрошу выйти сюда моих помощников. (Двое ребят)

Учитель: Вот, например, первое право – ПРАВО НА ЖИЗНЬ.

( Прикрепить к доске.) В Конвенции так и сказано: «Главное право

ка, если он уже родился на свет?

2 помощник: Выходит, что можно. Вот, например, много - много

лет назад в Древней Греции было такое государство – СПАРТА.

Звучит воинственная музыка. Выбегают два спартанца.

1 спартанец: Спарта – воинственное государство! Наши воины

захватывают другие страны и присоединяют к

своей, поэтому главное требование, которое предъ-

являют правители Спарты к новорожденным детям,-

это чтобы они были абсолютно здоровы!

1 помощник: Ну, это понятно!Вашей стране нужны только воины-

сильные, смелые, готовые переносить тяжести воен-

ного похода. А какова же судьба малышей, которые

2 спартанец: Каждого новорожденного ребенка внимательно ос-

матривают и определяют его судьбу. Если ребенок крепкий, его оставляют жить.

2 помощник: А если слабый?

1 спартанец: Его участь ужасна. Такого ребенка сбрасывают в

2 помощник: Вот горе-то! Неужели не жалко?

2 спартанец: Таковы суровые законы нашей древней и великой

1 помощник:А сейчас так поступить с ребенком никто не имеет

права, потому что это запрещает Конвенция.

2 помощник:Разве можно так бесчеловечно поступать? Ведь

нередко бывало, что человек рождался слабым,

а потом начинал закаляться и вырастал здоровым

и крепким. И даже среди тех, кто стал потом из-

вестным военачальником, такие случаи бывали.

Учитель: Ты совершенно права, и пример тому – жизнь

знаменитого русского полководства Александра

Васильевича Суворова. ( Показывает портрет).

Он родился слабым, хилым ребенком, но уже с

детства решил, что будет военным. Суворов стал

закаляться, заниматься спортом. Например, он летом

и в любую погоду плавал, старался как можно боль-

ше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.

1 помощник: Верно. И в результате Суворов окреп так, что в воен-

ных походах ночевал вместе с солдатами, лежа на

земле, и не простужался.

Учитель: Суворов был настоящим героем. Под его командо-

ванием русская армия не проиграла ни одного

сражения. (Показ репродукции картины Сурикова

картине старый солдат с восхищением смотрит на

любимого полководца и словно говорит молодым

солдатам: « Стыдно трусить, когда рядом с нами

2 помощник: А в наших любимых книжках мы тоже можем

найти примеры, чтобы применить статью Конвен-

ции о праве ребенка на жизнь?

Учитель: Конечно, давайте позовем сюда нашу Сказочницу.

Учитель: Уважаемая Сказочница, есть ли среди ваших историй

такие, к которым можно было бы применить законы

о правах ребенка?

Сказочница: Как не быть! Вот, например, у А.С.Пушкина есть

произведение, которое называется « Сказка о царе

Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре Гви-

Помните, какими стихами начинается сказка?

И что произошло потом?

Верно, после свадьбы царь Салтан уехал на войну,

а без него у царицы родился мальчик. А завистники

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

И царь прислал письмо с приказом: «Ждать царева

ха с поварихой и сватьей Бабой Бабарихой похитили

письмо царя и подложили вместо него другое- с пра-

казом о том, чтобы бояре царицу вместе с сыном в

бочке бросили в синее море.

Учитель: Вот какую жестокую расправу придумали от завист-

ти к царице и ее маленькому сыну- надумали ли-

шить их жизни! А ведь по международному закону

никто не имеет права лишить жизни другого чело-

века, тем более ребенка.

Сказочница: А кто помог царевичу Гвидону и его матери? Чем

Верно, князь Гвидон спас Царевну Ледебь, а она

потом оплатила ему добром.

Учитель: А в наше время кто заботится о жизни ребенка?

Верно, государство, родители, учителя, врачи, мили-

ционеры. А вот лишить ребенка жизни не имеет пра-

во никто! Да, так записано в Конвенции по правам

ребенка, и все обязаны этот закон исполнять.

Сказочница: А сказка про Маугли вам известна? Как вы думае-

те, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с

дикими зверями, ребенком, имеющим равные с про-

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое

Сказочница: Маугли не умеет говорить человеческим языком

Он может лишь издавать нечленораздельные звуки.

Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запе-

реть его в клетке и общаться с ним, как с животным.

Каждый ребенок , даже в чем-то неполноценный, должен жить

в условиях, не унижающих их достоинство. ( Ст.23)

Сказочница: Опекун всемирно известного Гарри Поттера пере-

хватывает и читает письма, адресованные мальчику

нарушает ли он при этом его права?

Право на тайну переписки. ( Ст. 16)

Учитель: Спасибо тебе Сказочница. А мы продолжим дальше

знакомиться с правами ребенка.

В конвенции говорится, что каждый ребенок имеет

право на имя. У каждого из вас есть имя.

Это имя дается ребенку при рождении. Фамилию, имя,

отчество записывают в специальный документ- (Как

он называется?) свидетельство о рождении. Там же за

писывают место и дату рождения, сведения о родите-

лях. Это первый документ ребенка. Он говорит не толь-

ко о факте появления ребенка, но и о том, что этот но-

вый человечек является гражданином страны, которая

обязана заботиться о его благополучии.

( Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь?)

Следовательно, о вас заботится правительство России.

( Врываются два разбойника)

1 разбойник: Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчи-

ков и девочек сидит в этом зале!

2 разбойник: Давай их всех запихнем в мешок и отнесем в темный

1 разбойник: А кто в мешок лезть не захочет, тех мы защекочем.

2 разбойник: А может быть, эти ребята сами поймут, как им хоро-

шо у нас будет? (Детям.) Пойдемте с нами? Мы вас

будем конфетами угощать и на машине катать.

1 разбойник: (детям). Пойдемте?

Учитель: Что, что такое?!

Кто это здесь наших ребят грозится в темный лес?

Кто их сманивает конфетами и обещаниями на маши-

Разбойники: (струсив). Мы-ы-ы…

Учитель: А разве вы не знаете, что есть международный закон,

по которому все должны защищать детей?

Вы хотели нарушить их права и силой утащить куда-

то? Значит, вы преступники? Мы вас сейчас в мили-

Разбойники: Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убега-

Учитель: Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда осторожны.

Не слушайте чужих людей, если они вдруг предложат

вам пойти с ними. Это могут быть преступники, кото-

рые только притворились добрыми и хорошими.

А то доброй старушкой прикинутся и просят жалобно:

Никогда незнакомых людей не слушайте!

Да, а если кто-то попытается утащить вас силой, то

Помните, в Конвенции записано: « Никто не имеет права похищать детей, издеваться над ними или заставлять выпол-


В преддверии праздника наших деток — Дня Защиты детей, мне хочется затронуть тему ЗАЩИТЫ детей. Ведь День Защиты Детей — это не просто посвятить день детям, купить мороженое, покатать на каруселях, подарить подарок и пр., что в принципе тоже неплохо. Однако нельзя забывать истинный смысл праздника. Мы должны обеспечить защиту интересов и прав ребенка. Мы взрослые несем ответственность за детей! Наша наиглавнейшая задача — обезопасить их жизнь. И соблюдать их права.


Все мы знаем, что у ребенка есть права. Но все ли их соблюдают и признают? А может кто-то и вовсе услышал впервые?

В США в 1989 году Генеральной ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка . Основная цель Конвенции — призвать общество и государство решать проблемы по защите детей, обеспечить им оптимальные условия жизни, дать образование и охранять здоровье.

Конвенция предусматривает равные и одинаковые права всех детей Земли. Вот ее основные положения:

  • Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
  • Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
  • Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
  • Ребёнок имеет право на образование.
  • Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
  • Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
  • Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Итак, согласно закону, ребенок — это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. 18 лет — во всем мире признано возрастом совершеннолетия, когда ребенок становится взрослым человеком, полностью несущим ответственность перед собой и государством.

В первую очередь, ребенок имеет право на жизнь!

Еще, будучи маленькой клеточкой в мамином животике, малыш награждается главным правом — правом на жизнь. Дорогие будущие родители! Не лишайте деток этого права!

Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье

Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.

У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Ребенок имеет право на общение с родственниками

Вне зависимости от совместного или раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение и с папой и с мамой, а также и со всеми остальными родственниками, включая бабушек и дедушек, теть и дядь, братьев и сестер.

Ребенок имеет право на защиту

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок имеет право на защиту от насилия и злоупотреблений со стороны родителей. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, и насильственного принуждения к труду, а также труду в опасных и вредных условиях, наносящих вред здоровью.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.


Ребенок имеет право иметь и выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.


У ребенка, как и у взрослого человека предусмотрено право свободы слова!

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, а также национальность и гражданство

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами или не основано на национальном обычае.

Фамилия ребенка, как правило, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами.

Ребенок также имеет право поменять свое имя и (или) фамилию. Кстати, вот тут есть много информации о выборе имени, как по месяцу рождения, так и по личным предпочтениям.


Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Каждый ребенок имеет право на образование!

Данное право подразумевает получение базы знаний детьми вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания. Каждый ребенок имеет право на всестороннее развитие согласно его интересам.


Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь

Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.


Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг

Дети имеют право на отдых и досуг согласно их возрасту и здоровья.


Мы, взрослые, не имеем права требовать от своих детей чего-то в силу того, что они наши дети. Они нам ничего не должны. Зато мы обязаны обеспечить ребенка здоровым питанием, возможностью крепкого сна, одеждой, нужными медикаментами, образованием, защитой от злых людей и нарушения прав, заботой и любовью!


На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: "Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка,

посвященный принятию очень важного документа – Конвенции

о правах ребенка.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас,

пытаясь уберечь от неприятностей, старается создать все необходимые для вашего развития условия, пытается защитить ваши интересы и права?

Конечно, ваши родители, ведь семья – важная часть общества.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государ-

ственные организации, которые главной своей задачей считают за-

щиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Ор-

ганизация Объединенных Наций). Она возникла после второй ми-

ровой войны, которую развязала фашистская Германия, и в резуль-

тате ее погибло несколько десятков миллионов людей, было

разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира

осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав

человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня

человечество обладает таким мощным атомным оружием, что ес-

ли бы началась новая мировая война, то при помощи этого страш- ного оружия может быть уничтожено все человечество. Чтобы

предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объеди-

нились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей

задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему

где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни

дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

У вас также как и у взрослых есть свои интересы и потребности. Вот эти обстоятельства и были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка.

В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на се-

бя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии,

образовании и всестороннем развитии. ( Показ книги.)

В Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

- Но для начала давайте выясним, кого можно назвать этим сло-

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое

- Но ведь ребенок сам по себе еще мал! Как он может узнать

что-то о своих правах!

Вот сегодня и целью нашего классного часа является, познако-

мить вас с некоторыми правами, которые имеют дети. Для этого я попрошу выйти сюда моих помощников. (Двое ребят)

Учитель: Вот, например, первое право – ПРАВО НА ЖИЗНЬ.

( Прикрепить к доске.) В Конвенции так и сказано: «Главное право

ка, если он уже родился на свет?

2 помощник: Выходит, что можно. Вот, например, много - много

лет назад в Древней Греции было такое государство – СПАРТА.

Звучит воинственная музыка. Выбегают два спартанца.

1 спартанец: Спарта – воинственное государство! Наши воины

захватывают другие страны и присоединяют к

своей, поэтому главное требование, которое предъ-

являют правители Спарты к новорожденным детям,-

это чтобы они были абсолютно здоровы!

1 помощник: Ну, это понятно!Вашей стране нужны только воины-

сильные, смелые, готовые переносить тяжести воен-

ного похода. А какова же судьба малышей, которые

2 спартанец: Каждого новорожденного ребенка внимательно ос-

матривают и определяют его судьбу. Если ребенок крепкий, его оставляют жить.

2 помощник: А если слабый?

1 спартанец: Его участь ужасна. Такого ребенка сбрасывают в

2 помощник: Вот горе-то! Неужели не жалко?

2 спартанец: Таковы суровые законы нашей древней и великой

1 помощник:А сейчас так поступить с ребенком никто не имеет

права, потому что это запрещает Конвенция.

2 помощник:Разве можно так бесчеловечно поступать? Ведь

нередко бывало, что человек рождался слабым,

а потом начинал закаляться и вырастал здоровым

и крепким. И даже среди тех, кто стал потом из-

вестным военачальником, такие случаи бывали.

Учитель: Ты совершенно права, и пример тому – жизнь

знаменитого русского полководства Александра

Васильевича Суворова. ( Показывает портрет).

Он родился слабым, хилым ребенком, но уже с

детства решил, что будет военным. Суворов стал

закаляться, заниматься спортом. Например, он летом

и в любую погоду плавал, старался как можно боль-

ше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.

1 помощник: Верно. И в результате Суворов окреп так, что в воен-

ных походах ночевал вместе с солдатами, лежа на

земле, и не простужался.

Учитель: Суворов был настоящим героем. Под его командо-

ванием русская армия не проиграла ни одного

сражения. (Показ репродукции картины Сурикова

картине старый солдат с восхищением смотрит на

любимого полководца и словно говорит молодым

солдатам: « Стыдно трусить, когда рядом с нами

2 помощник: А в наших любимых книжках мы тоже можем

найти примеры, чтобы применить статью Конвен-

ции о праве ребенка на жизнь?

Учитель: Конечно, давайте позовем сюда нашу Сказочницу.

Учитель: Уважаемая Сказочница, есть ли среди ваших историй

такие, к которым можно было бы применить законы

о правах ребенка?

Сказочница: Как не быть! Вот, например, у А.С.Пушкина есть

произведение, которое называется « Сказка о царе

Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре Гви-

Помните, какими стихами начинается сказка?

И что произошло потом?

Верно, после свадьбы царь Салтан уехал на войну,

а без него у царицы родился мальчик. А завистники

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

И царь прислал письмо с приказом: «Ждать царева

ха с поварихой и сватьей Бабой Бабарихой похитили

письмо царя и подложили вместо него другое- с пра-

казом о том, чтобы бояре царицу вместе с сыном в

бочке бросили в синее море.

Учитель: Вот какую жестокую расправу придумали от завист-

ти к царице и ее маленькому сыну- надумали ли-

шить их жизни! А ведь по международному закону

никто не имеет права лишить жизни другого чело-

века, тем более ребенка.

Сказочница: А кто помог царевичу Гвидону и его матери? Чем

Верно, князь Гвидон спас Царевну Ледебь, а она

потом оплатила ему добром.

Учитель: А в наше время кто заботится о жизни ребенка?

Верно, государство, родители, учителя, врачи, мили-

ционеры. А вот лишить ребенка жизни не имеет пра-

во никто! Да, так записано в Конвенции по правам

ребенка, и все обязаны этот закон исполнять.

Сказочница: А сказка про Маугли вам известна? Как вы думае-

те, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с

дикими зверями, ребенком, имеющим равные с про-

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое

Сказочница: Маугли не умеет говорить человеческим языком

Он может лишь издавать нечленораздельные звуки.

Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запе-

реть его в клетке и общаться с ним, как с животным.

Каждый ребенок , даже в чем-то неполноценный, должен жить

в условиях, не унижающих их достоинство. ( Ст.23)

Сказочница: Опекун всемирно известного Гарри Поттера пере-

хватывает и читает письма, адресованные мальчику

нарушает ли он при этом его права?

Право на тайну переписки. ( Ст. 16)

Учитель: Спасибо тебе Сказочница. А мы продолжим дальше

знакомиться с правами ребенка.

В конвенции говорится, что каждый ребенок имеет

право на имя. У каждого из вас есть имя.

Это имя дается ребенку при рождении. Фамилию, имя,

отчество записывают в специальный документ- (Как

он называется?) свидетельство о рождении. Там же за

писывают место и дату рождения, сведения о родите-

лях. Это первый документ ребенка. Он говорит не толь-

ко о факте появления ребенка, но и о том, что этот но-

вый человечек является гражданином страны, которая

обязана заботиться о его благополучии.

( Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь?)

Следовательно, о вас заботится правительство России.

( Врываются два разбойника)

1 разбойник: Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчи-

ков и девочек сидит в этом зале!

2 разбойник: Давай их всех запихнем в мешок и отнесем в темный

1 разбойник: А кто в мешок лезть не захочет, тех мы защекочем.

2 разбойник: А может быть, эти ребята сами поймут, как им хоро-

шо у нас будет? (Детям.) Пойдемте с нами? Мы вас

будем конфетами угощать и на машине катать.

1 разбойник: (детям). Пойдемте?

Учитель: Что, что такое?!

Кто это здесь наших ребят грозится в темный лес?

Кто их сманивает конфетами и обещаниями на маши-

Разбойники: (струсив). Мы-ы-ы…

Учитель: А разве вы не знаете, что есть международный закон,

по которому все должны защищать детей?

Вы хотели нарушить их права и силой утащить куда-

то? Значит, вы преступники? Мы вас сейчас в мили-

Разбойники: Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убега-

Учитель: Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда осторожны.

Не слушайте чужих людей, если они вдруг предложат

вам пойти с ними. Это могут быть преступники, кото-

рые только притворились добрыми и хорошими.

А то доброй старушкой прикинутся и просят жалобно:

Никогда незнакомых людей не слушайте!

Да, а если кто-то попытается утащить вас силой, то

Помните, в Конвенции записано: « Никто не имеет права похищать детей, издеваться над ними или заставлять выпол-

Читайте также: