Что значит первоначальные права

Обновлено: 02.07.2024

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Гражданский кодекс предусматривает два вида перемены лиц в обязательстве: переход прав кредитора к другому лицу, то есть замена кредитора, и перевод долга – замена должника (гл. 24 ГК РФ). В любом из этих случаев должны соблюдаться права как новых, так и предыдущих кредиторов и должников. На обеспечение защиты их прав и направлено Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" (далее – Постановление). К наиболее важным разъяснениям Суда можно отнести следующие.

Уступка требования (§ 1 гл. 24 ГК РФ). Под уступкой требования понимается переход прав, принадлежащих на основании обязательства первоначальному кредитору (цеденту), к новому кредитору (цессионарию) по договору (п. 1 ст. 382, п. 1 ст. 388 ГК РФ). К договору об уступке требования применяются положения гражданского законодательства о соответствующем виде сделки, отметил ВС РФ. Так, при уступке требования по договору купли-продажи цедент, который в этом случае является продавцом, должен передать требование свободным от прав третьих лиц (по смыслу п. 1 ст. 460 ГК РФ). В случае неисполнения им этой обязанности цессионарий (покупатель), который не знал и не должен был знать о наличии прав третьих лиц, вправе требовать уменьшения цены или расторжения договора (абз. 3 п. 1 Постановления).

По общему правилу, новый кредитор может получить меньше прав, чем было у первоначального – в случае уступки права требования в части (п. 2-3 ст. 384 ГК РФ). Уступить же ему больше прав, чем имеет сам, первоначальный кредитор не вправе. Однако объем прав цессионария все же может увеличиться – в связи с его особым правовым положением, например если на него распространяются нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", считает ВС (абз. 2 п. 4 Постановления).

Составить договор цессии вам поможет сервис "Конструктор правовых документов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ

Поскольку закон позволяет уступать не только уже существующее, но и будущее требование (ст. 388.1 ГК РФ), Суд посчитал нужным разграничить такое будущее требование, которое переходит к цессионарию с момента возникновения, и требование, по которому не наступил срок исполнения (например, требование займодавца о возврате займа до наступления срока возврата), – оно передается в момент заключения договора об уступке (абз. 2 п. 6 Постановления). Причем если впоследствии уступка будущего требования не состоялась из-за того, что уступаемое право не возникло, цедент несет ответственность за неисполнение договорных обязательств. Аналогичное правило действует и в случае невозможности перехода требования по причине того, что оно прекратилось или принадлежит другому лицу – цедент также не освобождается от ответственности за неисполнение договора, отметил ВС РФ (п. 8 Постановления).

Целый раздел Постановления посвящен допустимости уступки требования, в частности – без согласия должника на переход требования к другому кредитору. Оно, напомним, требуется только в прямо предусмотренных законом случаях (например, п. 2 ст. 388 ГК РФ) и при включении соответствующего условия в договор, но и в этом случае признать сделку по уступке недействительной непросто (п. 2 ст. 382, п. 3 ст. 388 ГК РФ).

Тем не менее, если уступка требования по неденежному обязательству без согласия должника делает его исполнение более обременительным, должник вправе исполнить данное обязательство цеденту, отметил Суд (п. 15 Постановления). В случае, когда переход требования не признан обременительным для должника, но требует от него дополнительных затрат, соответствующие расходы должны возмещаться цедентом и цессионарием солидарно.

Помимо перечисленного, в Постановлении уточняются также порядок надлежащего уведомления должника об уступке требования и особенности предъявления возражений должника против требований новых кредиторов.

Перевод долга (§ 2 гл. 24 ГК РФ). Согласно закону перевод долга производится – с согласия кредитора – по соглашению между первоначальным должником и новым должником. В обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен также по соглашению между кредитором и новым должником, который принимает на себя обязательство первоначального должника (п. 1 ст. 391 ГК РФ).

При этом возможны два варианта перевода долга по обязательству сторон, связанному с предпринимательской деятельностью (п. 26 Постановления):

  • кумулятивный – первоначальный и новый должники отвечают перед кредитором солидарно;
  • привативный – первоначальный должник выбывает из обязательства.

В случае, когда из соглашения сторон непонятно, какой вариант перевода долга ими согласован, ВС РФ предлагает исходить из презумпции выбытия должника (п. 27 Постановления). Если же неясно, о чем договорились новый должник и кредитор: о кумулятивном переводе долга или поручительстве, следует считать их соглашение договором поручительства.

Процессуальные вопросы. Поскольку смена лиц в материально-правовых отношениях предполагает процессуальное правопреемство, ВС РФ дал ряд разъяснений, касающихся перемены лиц как в период рассмотрения спора в суде, так и на стадии исполнительного производства.

Также Суд отметил, что содержащаяся в договоре первоначального кредитора и должника арбитражная оговорка сохраняет силу при смене кредитора, а обязательный досудебный порядок считается соблюденным в том числе в случае, когда претензия была направлена должнику первоначальным кредитором до уведомления о состоявшемся переходе права, а исковое заявление подано новым кредитором (п. 31-32 Постановления).

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно времени и порядка возникновения права. Многие ученые утверждают, что право возникло вместе с государством в силу одних и тех же причин. Однако, несмотря на то что процессы их формирования шли параллельно и были синхронизированы, это разные явления общественной жизни. Право – это система правил поведения, а государство – это система органов. Они удовлетворяют разные потребности человеческого сообщества в организации совместной жизни. Следовательно, и причины их возникновения не могут быть тождественными (хотя полного противопоставления здесь не может быть). Государственная власть возникла из первобытнообщинной организации власти, а право – из социальных норм доклассового общества. Кроме того, процесс возникновения права занял более продолжительный период времени. Представляется, что существуют два основных комплекса причин и условий в процессе возникновения права.

Второй, социально-управленческий комплекс тесно связан с первым. Он выражается в заинтересованности нарождающейся политической власти и господствующих социальных групп в том, чтобы нормы, регулирующие основополагающие отношения, выражали бы прежде всего их волю, динамичнее реагировали на изменения общественной жизни и защищали бы их корпоративный интерес.

Кроме того, в условиях расслоения общества и дифференциации интересов обострилась проблема установления единого порядка и предотвращения конфликтных ситуаций. Согласованные и обеспеченные принудительной силой решения помогали избегать конфликтов и определяли наиболее целесообразное и справедливое поведение людей в наиболее значимых и повторяющихся ситуациях. В большинстве случаев сама выработка общеобязательных норм носила для населения мистический характер. Она осуществлялась как бы от имени и за счет сверхъестественных сил. Господствующая социальная группа, уничтожая первобытное равенство, поддерживала эту мистику, обожествляя свою власть и создаваемые властью нормы. При этом большое значение приобретала правовая символика, которая, выражаясь в чувственных образах, физических и реальных знаках, была доступна для восприятия, бросалась в глаза, поражая воображение людей.

Возникновение права, как и возникновение государства, имело весьма продолжительную эволюционную историю. Под влиянием социально-экономических и политических факторов происходило аккумулирование и формальное закрепление таких свойств нарождающихся традиций, как устойчивость и характерность, повторяемость и неизменность утверждающих преемственность, стабильность и передовой опыт в различных сферах повседневной жизни. Так осуществлялось постепенное деление единых мононорм на отдельные разновидности. Укрепляющееся государство брало под свою опеку и защиту некоторые обычаи, формируя тем самым обычное право.

Обобщая практику правового регулирования, государство создавало абстрактные образцы поведения в типичных, повторяющихся жизненных ситуациях. На место некогда преимущественно использовавшихся запретов, определявших взаимоотношение индивида с сообществом, приходили позитивные обязывания. При дифференциации мононорм большинство социальных запретов переместились в сферу религии и морали, а те, которые приобрели юридическую значимость, изменили социальную направленность. Из средств, обеспечивающих сплоченность и выживаемость первобытного коллектива, они превратились в средство обеспечения привилегий господствующих индивидов. Весьма активно расширялось использование дозволительного способа регулирования. Если запреты и обязывания обеспечивали сохранение общины и выражали преимущественно ее интерес, то дозволения выражали преимущественно интерес участника общественных отношений.

В процессе применения обычаев родовыми, общинными судами возникли прецедент и юридический договор как результат компромиссного решения жизненной ситуации.

Дальнейшее развитие права во многом определялось спецификой доминирующих форм собственности и ролью государства в повседневной жизни общества. Если в странах Азии и Древнего Востока господствующее положение занимала коллективная, государственная собственность, а деспотическое государство являлось проводником политики религиозных объединений, то основным источником, и формой существования правовых предписаний были религиозно-нравственные трактаты. Эти предписания зачастую носили казуальный характер и нуждались в адаптации к новым условиям жизни с помощью толкования религиозными деятелями и установлений монарха.

В странах с развитой формой частной собственности относительно независимым равным положением собственников, требующих согласования интересов, возникло не только сильное государство с преимущественно республиканской формой правления, но и право достигло такой степени формализации и совершенства, что некоторые его образцы используются и в современных условиях (римское частное право).

Таким образом, возникновение права стало возможным лишь при достижении обществом определенного уровня экономического и социального развития. Его появление стало своеобразной реакцией на социализацию и рационализацию общественных отношений, дальнейшее развитие которых стало невозможным без достижения определенного состояния организованности, порядка и нормативно-ценностного закрепления перспектив совершенствования социальной системы на основе согласования многообразных интересов. Следовательно, право возникает из объединения равных при координирующей власти сильнейшего. Его основной идеей становится обеспечение и защита общих интересов против возможной угрозы со стороны частного интереса. Для этого необходимо:

• наличие общих, жизненно значимых интересов и ценностей, обусловливающих совместное, согласованное поведение по достижению взаимоприемлемых индивидуальных и коллективных целей;

• взаимный обмен достоверной информацией об интересах и намерениях сторон;

• воздержание сторон от несогласованного применения силы и действий, имеющих существенное значение для достижения поставленных целей;

• использование опыта подобного общения, а также средств и процедур, способствующих достижению консолидированного решения;

• привлечение властного беспристрастного арбитра к установлению и обеспечению равного масштаба, общего правила поведения, рассчитанного на систематическое, общеобязательное использование в аналогичных жизненных ситуациях. Такую правоустановительную деятельность властных органов (народное собрание, государство) следует отличать от деятельности третьих лиц при установлении консенсуса между сторонами социального конфликта, чьи мнения (не будучи обязательными) лишь помогают прийти к взаимоприемлемому соглашению.

Отметим признаки, отличающие право от обычая.

1. Обычаи создавались всем обществом и выражали его волю, право же формируется или санкционируется государством, выражая сбалансированную волю общества, индивида и его объединений.

2. Обычаи коренились в сознании людей, право же имеет особые текстовые, письменные формы существования и специальные процедуры их создания и реализации (хотя первоначально в качестве текстовых знаков права использовались ритуальные действия и предметы, имеющие символическое значение).

3. Основным и наиболее доступным способом регулятивного воздействия обычая был односторонний запрет (табу). Право же детально регулирует отношения, предоставляя права и возлагая обязанности на их участников.

4. Для обычаев была характерна синкретичность, т. е. они выступали формой религиозных, моральных и иных требований. Право же отделилось от иных социальных норм.

5. Обычаи охранялись всем обществом и соблюдались добровольно. Право поддерживается мерами государственного воздействия. В связи с этим возникновение государства во многом объясняется общественной необходимостью обеспечить функционирование новой системы нормативного регулирования.

Таким образом, формирование права завершилось осознанием отдельными лицами своих субъективных прав, обеспеченных корреспондирующими обязанностями и возможностями их защиты на основе объективно существующих общеобязательных норм. О наличии права свидетельствовало существование особой конструкции, в которой отражалось типичное социально значимое поведение с определенными последствиями, выражающими ценностную оценку этого поведения. Это поведение обеспечивалось первоначально самим обществом (к примеру, остракизм), затем постепенно эти функции стало выполнять государство.

Для точности и стабильности регулирования отношений возникшее право облекалось во внешних, письменных формах своего бытия. Однако так же, как нельзя ставить знака тождества между произведением искусства и материалом, из которого оно сделано, так же нельзя отождествлять право и юридический акт, несмотря на их органическое единство.

Правово́й обы́чай — сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Значительную роль правовой обычай играет в международном праве.

Содержание

Понятие

Правовые обычаи есть особая разновидность общегражданских обычаев (к которым принято относить обычаи делового оборота и другие обычаи, обыкновения и заведенный порядок), действующих в обществе. Их содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения.

Появление обычного права в обществе было обусловлено определенными социально-экономическими и культурными предпосылками.

Существуют различные теории происхождения обычно-правовых норм в человеческом обществе, которые сводятся к определению их авторами наличия или отсутствия детерминирующей роли государства в процессе зарождения правового регулятора в обществе. Первое направление связывает возникновение обычного права с периодом распада первобытного строя и становления государства. Такой позиции придерживались видные российские ученые дореволюционного периода Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и другие. В настоящее время эту теорию развивают российские ученые-этнографы В. П. Алексеев, А. И. Першиц, а также ученые-юристы А. Б. Венгеров, С. С. Алексеев и другие.

Взаимосвязь государства и права несомненна, однако этот феномен, наблюдаемый в современной действительности, не означает невозможности возникновения права ранее возникновения государства, поскольку в догосударственном обществе уже существовала достаточно развитая нормативная система регуляции обычно-правового характера. А государство нашло лишь адекватные формы закрепления и интерпретации права в интересах господствующих сил [1] .

Для распознания нормы обычного права и установления ее содержания необходимо выделить внутренние формы обычного права, которые можно назвать способами выражения норм обычного права и классифицировать на две группы: способы выражения норм обычного права в виде актов автономной воли участников гражданско-правовых отношений и судебные способы. К первой группе относятся общественные или народные формы выражения норм обычного права (пословицы, поговорки, предания). Более важным способом в пределах данной группы является договор, в особенности, примерные условия договора, которые могут применятся в качестве правовых обычаев, а также своды унифицированных обычаев и правил.

Формы санкционирования государством обычных норм

Данный вид санкционирования имеет тенденцию права – как закона приходить на смену обычаям. Замена обычаев государственно-правовыми нормами может производиться по-разному. В одном случае – это санкционирование обычая, при котором правило остается прежним, но становиться юридическим. В других случаях, государственно-правовая норма, приходя на смену обычаю, вносит определенные уточнения (без изменения сути и содержания), делающая конкретное правило более четким. И еще один вариант, когда правовая норма появляется как синтез нескольких обычаев. Таким образом, последовательная замена обычаев, превращает их в положительное право [3] .

Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В наше время это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.

При этом этой форме санкционирования присуще следующее: санкционирование может носить достаточно, общий характер, когда в Конституциях государств есть ссылка на обычай как источник права; когда в специальных нормативных актах имеются разрешения законодателя в определенных правоотношениях руководствоваться местными обычаями; а так же когда диспозитивная норма допускает использование правовых обычаев в случаях, если нет соответствующего законодательства, то есть обычай носит субсидиарный характер [4] .

Наряду с санкционированием норм обычного права, государство в случае необходимости и целесообразности может предоставить защиту тех обычаев, которые лежат в не правовой сфере. В данном случае обычай превращают в закон и обеспечивают его применение соответствующей санкцией.

Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. В случае, когда суды систематически применяют ту или иную норму обычного права, такая норма превращается в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, которая со временем может сложиться, например, в систему английского общего права.

Надо оговориться, что дальнейший генезис государства сузил санкционирующую роль судов либо вообще ее устранил. Это связано с тем, что государства, во-первых, не применяют такой источник права как правовой обычай, во-вторых, в высших по юридической силе нормативно-правовых актах признают его полноправным источником права, либо, в третьих, допускают ссылки на обычное право в действующем законодательстве. Таким образом, обычай, применяемый судом, уже является санкционированным государством.

Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

Молоток судьи

Определение права — что это

Это понятие имеет как минимум два значения:

  1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
  2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

Право это..

Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование.

Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

  1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством, они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
  2. Право нормативно, то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
  3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
  4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются, как только возникает данная ситуация.
  5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

Принципы права

Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

  1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
  2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
  3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
  4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
  5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

Отрасли и институты в системе права

Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня:

Система права

Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

Классифицируют 10 отраслей права:

  1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
  2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
  3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
  4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
  5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
  6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
  7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
  8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
  9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
  10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

Институты права

Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

Например, в гражданском праве выделяют институты:

  1. Наследования
  2. Дарения
  3. Проведения игр и пари

Нормы в системе права

Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

Классических элементов правовой нормы три:

    часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

Нормы права

Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

Виды норм права

Источники права

Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

  1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
  2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
    1. Законы
    2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.

    Правовые источники в нашей стране

    В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

    Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция, это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

    Время и закон

    Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

    Классификация нормативно правовых актов (источников права)

    Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

    Дифференциация нормативных актов

    Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

    Что такое правовые отношения

    Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

    Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

    1. правомерным, т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
    2. неправомерным, если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

    Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

    Кодексы РФ

    Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

    У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

    Читайте также: