Наличие легальной оппозиции какой политический режим

Обновлено: 28.06.2024

Основные понятия: политический режим, демократический политический режим, тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим.

Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.

Политический режим

  • Уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов.
  • Структурированностью правящей элиты.
  • Состоянием отношений с бюрократией (чиновничьим аппаратом).
  • Развитостью общественно-политических традиций, господствующих в обществе, политическим сознанием и поведением.
  • Доминирующим в обществе типом легитимности
  • Стабильность политической власти.
  • Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений.
  • Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты

Политические режимы

Линии сравнения

Типы режимов

Демократический (демократия)

Недемократический

Тоталитарный (тоталитаризм)

Авторитарный (авторитаризм)

1. Социальная база

Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности

Опора на массовые движения люмпенизированных (от нем. Lumpen — лохмотья) слоев населения

Опора на традиционные социальные институты — бюрократию (от фр. bureau — бюро, канцелярия и гр. kratos — власть), армию, церковь

2. Государственное устройство

Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путём жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни

3. Партийная система

Господство одной партии

Правящая партия огосударствлена

Её деятельность ограничена жёсткими рамками

5. Правовой принцип

Разрешено всё, что не запрещено законом

Запрещено всё, что не разрешено законом

Разрешено всё, кроме политики

6. Права и свободы граждан

Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан

Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

7. Отношение людей к власти

Участие граждан в её формировании

Показное слияние с властью

Отчуждение от власти рядовых граждан

Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер

Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жёсткая производственная дисциплина

Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой

Существует единственная обязательная официальная идеология

Доминирует официальная логия, но допускается наличие других идейных течений

10. Карательные органы

Строго подчиняются закону

Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны

Важный элемент государственного аппарата

Непосредственная, плебисцитарная и представительная демократия

От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Понятие политического режима.

Признаки политического режима.

Тоталитарный режим (понятие и основные признаки).

Авторитарный режим (понятие и основные признаки).

1) Понятие политического режима.

Политический режим - это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности. Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

2) Признаки политического режима.

Политический режим определяется следующими признаками:

степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;

характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;

положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

типом политического поведения; характером политического лидерства;

учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;

мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

3) Тоталитарный режим и его признаки

Тоталитарный режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом, власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Признаки тоталитарного режима:

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

4) Понятие и основные черты авторитарного режима

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

Характерные черты:

концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

отсутствие огромного репрессивного аппарата;

разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.

Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Признаки демократического режима:

— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— существование гражданского общества с его развитой структурой;

— реальное осуществление правового государства;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— легитимность государственной власти;

— “ силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

— во всех сферах общественной жизни господствует закон;

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Характеристика

Демократический

Авторитарный

Тоталитарный

Посттоталитарный

Султанистский

Политический

Ответственный плюра лизм

Ограниченный, безответ ственный плюрализм; может быть слабая оппозиция

Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть)

Нет (партия все еще формально монополизи рует власть)

Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка

Социальный и экономический плюрализм

Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики

Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмешательства

Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности

Нет четко разработанной руководящей идеологии

Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию

Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются привер женность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагмати ческий консенсус

Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии

Мобилизация

Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции

Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев

Экстенсивная мобилиза ция в большое число созданных режимом организаций; мобилиза ция основана на энтузиазме

Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддер живает необходимые конформизм и покорность

Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанными султаном

Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно

Власть лидера (малой группы правителей) огра ничена вполне предсказу емыми, но плохо определенными нормами

Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизма тического; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации

Лидерство сильно персонифицировано; отсутствуют рациональ но-легальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.

Основными причинами возникновения государства являются:

2) появления частной собственности на продукты и орудия труда;

3) классовое расслоение общества.

Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и т. д.).

Типичные признаки монархии:

1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;

3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).

При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) признание народа формально-юридическим источником власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) – совместно президент и парламент.

Политический режим — это система средств и методов реализации политической власти, которая определяет степень свободы и правовое положение личности.

↑ Признаки политического режима

  • степень участия народа в механизме формирования политической власти;
  • соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • гарантированность прав и свобод личности;
  • степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе;
  • тип политического поведения граждан;
  • характер политического лидера;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений и т. п.

↑ Типы политических режимов

В зависимости от принципов организации общественной жизни выделяют три основных типа политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократию.

Помимо основных политических режимов, некоторые политологи также выделяют и другие типы, которые в современном мире играют роль дополнения к уже установившемуся, либо как определенный этап в развитии государства, находящегося в кризисном или переходном периоде:

  • аристократия (власть знатных, избранных).
  • олигархия (форма аристократии, при которой власть в государстве принадлежит небольшому кругу лиц, роду, семье и группе, захватившей власть).
  • деспотизм (правитель обладает абсолютной властью и является не только главой государства, но и господином своих подданных).
  • диктатура (политический режим, при котором правитель осуществляет свою власть прямым, директивным способом).
  • тирания (более жесткая форма диктатуры, отличительной особенностью которой являются насильственные и жестокие методы осуществления власти).
  • охлократия (власть толпы, настроения которой могут постоянно меняться, в результате чего с ее помощью осуществляются государственные перевороты).
  • бюрократия (правление несменяемых чиновников).
  • теократия (власть духовенства, жречества).

↑ Тоталитаризм

Тоталитаризм представляет собой форму диктатуры, при которой особую роль играют государство и идеология. Тоталитаризм возник в результате развития таких процессов, начавшихся в конце XIX в., как вступление человечества в индустриальную стадию развития, рост разделения и специализации индустриального труда, усложнение социальных отношений. Все это потребовало усиления роли государства как регулятора общественных отношений.

↑ Признаки тоталитаризма

  • господство одной партии;
  • диктат одной идеологии, отсутствует плюрализм;
  • монополия на СМИ;
  • милитаризация общественной жизни;
  • монополия на средства вооруженной борьбы;
  • террористический контроль со стороны политической полиции;
  • централизованная система контроля и управления экономикой;
  • абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию;
  • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, нет гарантий их реализации;
  • полный разрыв между нормами конституции, законов и общественно-политической жизнью, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства;

↑ Авторитаризм

Авторитаризм характеризуется неограниченной властью одного или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности и обществу, и занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

При авторитаризме допускается плюрализм в политическом мышлении (однако он должен быть ограниченным и контролируемым), признается многообразие экономических и культурных интересов, режим не стремится осуществлять тотальный контроль за обществом. При проявлении реальной политической конкуренции за власть или при неповиновении населения используется сила. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Процесс передачи власти при авторитаризме осуществляется насильственно, посредством волевого введения элиты на руководящие посты, т.е. такой режим не является легитимным.

Существуют следующие типы авторитарных режимов (согласно типологии Д. Берг-Шлоссера):

  • Традиционно абсолютистские монархии: отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц;
  • Традиционные авторитарные режимы олигархического типа: власть сконцентрирована в руках нескольких влиятельных семейств;
  • Гегемонистский авторитаризм новой олигархии: выражает интересы компрадорской буржуазии;
  • Военные режимы;
  • Теократические режимы.

↑ Признаки авторитаризма

  • носителем власти является один человек или группа лиц;
  • власть элиты не ограничена законом;
  • власть централизована и неподконтрольна обществу;
  • политической равнодушие и безучастие масс, слабая политическая информированность;
  • политическая оппозиция запрещена, однако существует многопартийность;
  • применение силы при управлении обществом (принуждение и насилие касаются только открытых противников строя);
  • опора в социальных конфликтах на армию и другие силовые структуры;
  • отказ от тотального контроля над обществом и невмешательство в неполитические сферы;
  • ущемлены основные политические права и свободы граждан;
  • выборы и реформы проводятся под контролем и часто носят формальный или фальсифицированный характер;

↑ Демократия

Демократический режим – форма правления, при которой органы верховной власти избираются из народа и действуют в интересах народа; при таком режиме создаются условия для подлинной свободы личности, ее творчества и самовыражения во всех сферах деятельности.

Государственно-правовой, или политический режим — это совокупность методов, способов и средств реализации государственной власти, отражающих ее содержание и характер. Это функциональная и динамическая характеристика политической системы.

Политический режим и политическая система тесно взаимосвязаны между собой. Политический режим включает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в реализации политической власти. Политическая система показывает, как государственная власть реализуется на практике, как функционируют политические институты.

Понятие политического режима является основным для формирования представления об основополагающих системах власти. Политический режим обуславливает реализацию принципов организации устройства общества.

Виды политических режимов:

  • демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей;
  • авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается;
  • тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии;
  • переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота;
  • чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера.

Демократический политический режим

При демократическом режиме население участвует в формировании государственной власти, ее осуществлении посредством прямой и представительной демократии (референдум и выбираемые представительные органы).

Признаки демократического режима:

  • прямое и непосредственное участие народа в формировании представительных органов;
  • решение принимается большинством граждан с учетом интересов меньшинства;
  • реализация принципа разделения властей;
  • существование гражданского общества с развитой структурой;
  • полное подчинение государственных органов праву;
  • выборность и сменяемость государственных органов власти;
  • легитимность государственной власти;
  • провозглашение и гарантия государством прав и свобод человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды демократии: демократия участия (в управлении страной участвует все население); демократия многовластия (в стране функционирует большое количество центров политической активности); демократия сообществ (за каждым человеком сохраняется его культурная и национально-религиозная самостоятельность).

Силовые структуры (органы безопасности, полиция, вооруженные силы) находятся под контролем общества, их деятельность полностью регламентируется законом.

Тоталитарный политический режим

В централизованном государстве действует одна идеология, признанная официальной, которая ограничивает демократические права и свободы граждан. Государственные органы власти формируются правящей партией и ее лидером, контролируются все сферы общественной жизни.

Признаки тоталитарного режима:

  • всеохватывающая государственная власть, глобальное господство над общественной жизнью;
  • централизация государственной власти, во главе которой находится диктатор и его окружение;
  • господство одной партии, запрет оппозиционно настроенных сил;
  • монопольный государственный контроль над экономической сферой, средствами массовой информации, религией, культурой и т.д., вплоть до мотивов поступков людей и контроля личной жизни;
  • доминирующим методом управления является принуждение, насилие, террор;
  • права и свободы граждан носят формальный, декларативный характер, гарантии их реализации отсутствуют;
  • экономической основой является крупная собственность;
  • наличие одной официальной доминирующей идеологии, практически полное устранение плюрализма;
  • отсутствие сформированного гражданского общества и правовой государственности.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим занимает промежуточное место между демократическим и тоталитарным политическими режимами. Он либеральнее, мягче, чем тоталитаризм, но антинароднее, жестче, чем демократический режим.

Авторитарный режим — это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (партией, классом, элитной группой) при минимальном участии народа. Основной характеристикой режима является авторитаризм как метод управления и властвования, как разновидность общественных отношений.

Признаки авторитарного режима:

  • полное отстранение населения от формирования государственной власти;
  • концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от рычагов государственной власти; сосредоточение государственной власти в руках правящей элиты, преобладание интересов элиты;
  • устранение властью оппозиции, борьба с любыми проявлениями недовольства политическим режимом;
  • доминирование противоправных решений;
  • внедрение постановлений и решений властных органов происходит с применением насилия, при помощи военно-полицейского аппарата.

При авторитарном режиме полностью отсутствует принцип разделения властей. Часто президент, исполнительные органы подчиняют себе все иные органы, наделяются различными законодательными и судебными полномочиями. Действие принципов выборности органов государственной власти, должностных лиц, подконтрольности и подотчетности их населению сведено на нет или значительно сужено.

Читайте также: