Государство общество личность как социально юридические и философско правовые категории

Обновлено: 28.06.2024

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития.

Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же прав периода Второй мировой войны или эпохи диктатуры пролетариата в России.

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства или подданства, суть которых выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, интересы которых и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями.

Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

На основании изложенного в главе третьей, можно сделать следующий вывод: сущность и назначение государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления и интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). При этом важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития является характер взаимоотношений государства и личности.

Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Раскрыто понятие, признаки, функции государства. Имеется множество различных определений государства. В соответствии с различными подходами, понятие государства может употреблять в юридическом смысле (как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация), в социологическом смысле (как социологическая общность, социальная реальность), как живой, естественный организм и как система норм, политически организованное общество.

В общем виде можно сказать, что государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Выделяют следующие основные признаки государства: наличие отделенной от общества публичной власти; разделение населения на территории; взимание налогов и сборов. Государство обладает суверенитетом (как внутренним и внешним), государственным аппаратом, аппаратом принуждения. Только государство издает нормы, обязательные для всех граждан данного государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, вытекающие из роли государства в общественной жизни. Функции государства делятся по различным основаниям. Самой распространенной является классификация функций государства на внутренние и внешние.

2. Охарактеризована сущность государства. В юридической и политологической литературе существуют различные теории и концепции, объясняющие природу и сущность государства (естественно-правовая, теологическая, договорная, теория насилия, психологическая и многие другие) и назвать какую-то одну из них в качестве единственно верной до сих пор невозможно.

Поэтому для ответа на вопрос о сущности государства необходимо обратиться к факторам, лежащим за пределами собственно государства и, тем не менее, решающим образом влияющие на него. Среди этих факторов, прежде всего, необходимо выделить социальный, экономический, политический, культурный.

3. Рассмотрено социальное назначение государства и соотношение государства, общества и личности. Государство – это политическая часть общества, его элемент. Оно занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. При этом важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития является характер взаимоотношений государства и личности.

Сущность и назначение государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления и интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).

Социальное назначение государства заключается в том, что это организация политической власти, призванная представлять интересы народа.

Таким образом, считаем, что поставленные задачи решены, и цель курсовой работы достигнута.

1. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права. Учебник / М.И. Абдуллаев. – СПб: Питер, 2003. - 396 с.

2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

3. Григонис, А.П. Теория государства и права. Курс лекций / А.П. Григонис. – СПб: Питер, 2002. – 317 с.

4. Клименко, А.В. Теория государства и права. Учебное пособие / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Мастерство, 2002. – 219 с.

5. Лазарев, В.В. Теория государства и права. Учебник / В.В. Лазарева. – М.: Спарк, 200. – 511 с.

6. Любашиц, В.Я. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.Я. Любашиц. – Ростов – н/Д: Феникс, 2002. – 510 с.

7. Малько, А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 300 с.

8. Морозова, Л.А. Теория государства и права. Учебник / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.

9. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права. Учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма – Инфра-М, 2001. – 539 с.

10. Политология: курс лекций / отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2003. – 530 с.

11. Сырых, В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.М. Серых. – М.: ЮД Юстицинформ, 2002. – 529 с.

12. Теория государства и права / отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. – М.: Питер, 2004. – 360 с.

13. Теория государства и права. Учебник для вузов / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – 640 с.

14. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – 771 с.

15. Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2000. – 320 с.

16. Хропанюк, В.Н Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Юристъ, 2003. – 456 с.

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – С. 224.

1 Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – С. 60.

1 Теория государства и права / Отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. – М.: Питер, 2004. – С. 96.

1 Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – С. 64.

1 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. Учебник. – М.: Норма – Инфра-М, 2001. – С. 109.

1 Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Юристъ, 2000. – С. 67 - 69.

1 Политология: Курс лекций / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2003. – С. 206.

1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – С. 147.

1 Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. – СПб: Питер, 2003. - С. 41.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 54374
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Абдулазизов Т.Г. Влияние политического фактора на право гражданского общества // История государства и права. 2011. № 9.

Алексеев С.С. Философия права. М., 2000.

Аникевич А.Г. Диалектическое единство гражданского общества и государства // Философия права. 2011. № 1.

Баранов П.П., Шпак В.Ю., Несмеянов Е.Е. и др. Философия права: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2002.

Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: Краткий словарь. СПб. 2000.

Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. 2010. № 6.

Величко А.М. Церковь и государство их отношения в современную эпоху // Философия права. 2011. № 4.

Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. № 4.

Гермаш Т.А. Государственная власть и бизнес в России: новая модель взаимодействия // Философия права. 2011. № 1.

Голубцов В.Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности // Журнал российского права. 2010. № 10.

Гончаров В.В. Роль и место политических партий в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти Российской Федерации // История государства и права. 2008. № 24.

Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

Гревцов Ю.И., Хохлов Е.Б. О юридико-догматических химерах в современном российском правоведении // Правоведение. 2006. № 6.

Гриб В.В. Историческая роль и значение общественных формирований в России в развитии гражданского общества // История государства и права. 2010. № 10.

Гринева Л.В. К вопросу о рефликсии правосознания в формировании правового государства // История государства и права. 2011. № 5.

Иванова О. М., Оль П. А.Взаимная ответственность личности и государства как основополагающий принцип социально-правового государства // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост.: Н.С. Нижник, Н.А. Чекунов; Под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2003.

Карчевская Н.И., Семенова О.В. Теоретико-правовые закономерности гражданского общества. СПб., 2010.

Карчевская Н. И. Гражданское общество как предпосылка и условие формирования правового государства // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.

Кулакова Ю.Ю. Трансформация современных государств: теория и практика // История государства и права. 2010. № 13.

Лысенко Г.В. Общественные организации как субъекты гражданского общества // Философия права. 2011. № 4.

Макаренко В.П. Аналитическая философия права: концепции проблемы // Правоведение. 2002. № 6.

Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002.

Малахов В.П. Основы философии права: Учебное пособие для вузов. М., 2005.

Малахов В.П. Философия права. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., Издательство: Юнити-Дана, 2007.

Маликова А.Х. Эволюция теории и практики правового и социального государств и их соотношение в историческом развитии // Государство и право. 2009. № 10.

Мамут Л. С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права. 2006. № 12.

Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. 2004. № 7.

Мартышин О.В. Последние изменения политической системы Российской Федерации в контексте теории государства и права // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы IV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 24 декабря 2004г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

Марченко М.Н. Теория правового государства в системе других государственно-правовых теорий // Государство и право. 2011. № 8.

Моисеев С.В. Философия права: Курс лекций. Новосибирск, 2004.

Музыканкина Ю.А. Методологические проблемы научного знания о юридической ответственности государства перед человеком // История государства и права. 2010. № 8.

Огнева М.В. Характеристика системы принципов современного правового государства // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3.

Орлова О.В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни // Государство и право. 2007. № 7.

Остапенко А.С. Право граждан на объединение как форма политико-правового участия в публичной власти // Философия права. 2009. № 4.

Паламарчук В.М. Справедливость как принцип правоприменения в правовом государстве // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3.

Редько А.А. Политическая система общества и правовая политика // Философия права. 2009. № 2.

Романенко В.Б. Институционально-правовые формы легитимации институтов гражданского общества в условиях трансформирующейся политической системы // Философия права. 2010. № 3.

Ромашов Р. А. Ценностные детерминанты социального правового государства // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост.: Н.С. Нижник, Н.А. Чекунов; Под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2003.

Рыбаков О.Ю. Проблема взаимоотношений человека и государства в теории правовой политики // Правоведение. 2011. № 2.

Рыбаков О.Ю., Тихонова С.В. Проблема взаимоотношений человека и государства в теории правовой политики // Правоведение. 2011. № 2.

Саркисова Н.А. Государство в политической системе обществ переходного периода // История государства и права. 2009. № 4.

Смирнов И.В. Ответственность в контексте теории правового государства // История государства и права. 2007. № 9.

Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост.: Н.С. Нижник, Н. А. Чекунов; Под ред. Д. И. Луковской. СПб., 2003.

Сошникова Т.А. Правовые проблемы повышения роли профессиональных союзов в управлении государственными и общественными делами, защите трудовых прав работников // Государство и право. 2005. № 4.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р. А. Ромашова. СПб., 2005.

Умиев А.И. К вопросу современного понимания правового государства // История государства и права. 2007. № 1.

Философская культура в правоведении: Учебно-методическое пособие. Барнаул, 2004.

Хевсаков В.В. Многонациональный народ Российской Федерации – субъект непосредственной демократии: проблемы теории // Государство и право. 2008. № 2.

Чекунов Н. А.Социальное правовое государство: вопросы теории и практики // Правоведение. 2003. № 4.

Чукин С.Г., Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. М., 2002.

Шершнева-Цитульская И.А. Правовой статус религиозного объединения: понятие и виды // Государство и право. 2005. № 3.

Яценко О.В. Институт парламентского контроля как фактор формирования правового государства // Философия права. 2010. № 2.

Государство - организация публичной, политической, суверенной власти, распространяющая свои веления на население на закрепленной за ним территории, использующая право, взимающая налоги и имеющая аппарат принуждения.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных, неперсонифицированных норм, установленных и охранаяемых государством и направленных на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.) В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений. Исходя из своих убеждений и научных взглядов, либералы, демократы, анархисты с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций определяют хар-р соотношения между этими важнейшими социальными институтами.

В системе ценностей демократического общества на первом месте должна стоять личность. Личность с точки зрения психологии и философии - это субъект общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития.

Следовательно, не каждого человека можно считать личностью. Понятие "личности" является более узким по сравнению с понятием "человек".

Проблема личности обширна и многогранна, имеет разные аспекты. Важнейший из них - юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества.

В правовой системе государства личность занимает центральное место и выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса.

К личности обращены юридические предписания. От нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.

Правовое понятие личности сводится к тому, что она МБ субъектом правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным.

В наши дни реальность правового статуса человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти.

Правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.

Общеизвестно, что страны с различным уровнем экономического развития или различными историческими традициями и культурным наследием имеют собственные представления о правах человека и, что естественно, по-разному реализуют их на практике. Большой проблемой для мирового сообщества является разработка универсальных норм и концепций в вопросах обеспечения прав и свобод человека.

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

либеральная (право выше государства);

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

· во внутренней организации государства;

· в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юр. предпосылки для эффективной работы всех звеньев гос. машины.

Читайте также: