Что значит осуществлять мониторинг

Обновлено: 16.06.2024

Мониторинг изменений законодательства – важный компонент профилактики юридических рисков любого бизнеса. Мониторинг особенно актуален для компаний энергетики, поскольку они вынуждены осуществлять свою деятельность в крайне неустойчивой правовой среде.

Мониторинг изменений законодательства – совокупность организационных мер, направленных на установление фактов издания нормативных правовых актов (включая их изменение или отмену), регулирующих отношения, связанные с деятельностью компании.

Нормативный правовой акт (НПА) – любой затрагивающий деятельность компании документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм – общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.

Факторы эффективности мониторинга

Эффективность мониторинга определяется системной реализацией в компании следующих последовательных действий:

  • непосредственно мониторинг;
  • анализ результатов мониторинга и информирование менеджмента;
  • ознакомление сотрудников с результатами мониторинга;
  • корректировка бизнес-процессов сообразно результатам мониторинга;
  • внутренний контроль за соблюдением измененных нормативных требований.

Как показывает практика немаловажным фактором эффективности мониторинга является его качественная регламентация . Она требует скрупулезного описания на уровне ЛНА компании всех ключевых аспектов реализации мониторинга, четкого распределения компетенции между структурными подразделениями компании в части мониторинга и обеспечения ознакомления сотрудников с его результатами.

Результативность мониторинга напрямую связана с использованием в компании современных инструментов его автоматизации , позволяющих организовать:

Как правило, в качестве основы для этого используется корпоративный интранет-портал, корпоративный сайт, мобильные приложения.

Средства автоматизации мониторинга повышают его доступность, обеспечивают простоту ознакомления сотрудников с результатами мониторинга и в конечном итоге способствуют повышению его эффективности.

Кураторы мониторинга

Ответственной за мониторинг (в зависимости от организационной структуры компании) как правило назначается юридическая либо GR-служба компании. Данная функция может возлагаться и на комплаенс-подразделение.

В силу созвучности задач мониторинга и задач, традиционно выполняемых вышеуказанными подразделениями, наделение их функцией мониторинга представляется оправданным.
Но здесь важно учитывать, что мониторинг не должен ограничиваться лишь только работой курирующего подразделения. Эффективность мониторинга требует вовлеченности в этот процесс всех подразделений компании. Такая вовлеченность необходима как на стадии оценки последствий нормативных изменений и выработки рекомендаций по их учету (здесь может потребоваться участие экспертов от сбытового, экономического блоков, бухгалтерии и др.), так и на стадиях информирования сотрудников о состоявшихся изменениях, а также контроля за соблюдением в компании измененных нормативных требований.

Содержание мониторинга

К контуру мониторинга целесообразно отнести следующие факты:

  • издание нового НПА;
  • внесение изменений в действующий НПА;
  • признание НПА утратившим силу.

Можно выделить федеральный и региональный уровни мониторинга.

Федеральный уровень предполагает мониторинг НПА федеральных органов государственной власти.

Его следует осуществлять на ежедневной основе посредством изучения новостных лент (содержащих информацию об издании НПА) как минимум следующих интернет-ресурсов:

Контур мониторинга федерального уровня желательно ограничить следующими НПА:

  • федеральные конституционные законы,
  • федеральные законы,
  • акты Президента РФ,
  • акты Правительства РФ,
  • акты федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень предполагает мониторинг НПА органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так же как и мониторинг федерального уровня, региональный мониторинг целесообразно осуществлять на ежедневной основе посредством изучения новостных лент (содержащих информацию об издании НПА) как минимум следующих интернет-ресурсов:

Крайне важно обеспечить оперативность информирования сотрудников о результатах мониторинга (о выявленных фактах, относящихся к области мониторинга). Такое информирование целесообразно производить в срок не позднее 1 рабочего дня с момента выявления того или иного факта.

Желательно, чтобы информация о выявленном факте сопровождалась, как минимум, следующими сведениями:

  • наименование изданного НПА;
  • веб-ссылка на текст изданного НПА;
  • дата вступления в силу НПА.

Обязательным атрибутом эффективного информирования является предоставление сотрудникам разъяснений и комментариев, содержащих анализ последствий, рисков издания НПА для компании, а также рекомендаций по их профилактике или минимизации.

Такие комментарии могут быть подготовлены экспертными подразделениями компании и предоставлены сотрудникам уже после их информирования о самом выявленном факте, относящемся к области мониторинга.

В заключение следует отметить, что важнейшим условием результативности мониторинга является неукоснительность реализации мер, направленных на адаптацию бизнес-процессов компании происходящим нормативным трансформациям.

В такой парадигме мониторинг должен выступать источником обязательной корректировки бизнес-процессов, направленной на соблюдение требований закона, причем безотносительно к сиюминутным эффектам от его нарушения. Это будет способствовать формированию в компании позитивной бизнес-культуры , основанной на неприятии любого рода нарушений, и в конечном итоге объективируется в устойчивой системе профилактики рисков .

Несоблюдение же этого параметра может превратить мониторинг в неэффективный процесс, бесполезно отвлекающий ресурсы компании.

Систематическое наблюдение за каким-л. процессом в целях его изучения, анализа, оценки и прогноза на будущее.

Є англ. monitoring monitor 'контролировать, проверять'.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от англ. наставлять, советовать, контролировать, проверять)

1) сбор информации средствами массовой коммуникации;

2) систематическое наблюдение за чем или кем-либо и прогноз развития ситуации.

Современный экономический словарь. 1999

(от лат. monitor - напоминающий, надзирающий)

непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от англ. monitoring , от лат. monitor — тот, кто напоминает, предупреждает) — слежение за какими-либо объектами или явлениями. В самом широком смысле — многоцелевая информационная система, основные задачи которой — наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды под влиянием антропологического воздействия с целью предупреждения о создающихся критических, катастрофических ситуациях, вредных для здоровья людей, животного и растительного мира и т. д.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов

Комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека.

Словарь экономических терминов

(от лат. monitor - напоминающий, надзирающий)

непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления.

Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR

постоянное изучение прессы на предмет активности конкурентов и самого Клиента, обзоров рынка. Позволяет оперативно и своевременно реагировать на текущую ситуацию, получать максимальную информацию о конкурентах.

Словарь экологических терминов и определений

система регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее параметров окружающей среды, имеющих значение для человека (программа ЮНЕСКО. 1974 г.).

Основными функциями мониторинга являются: контроль за качеством атмосферного воздуха, воды, почвы и других компонентов биосферы; определение основных источников загрязнения и т. п. Мониторинг различают по масштабам обобщения информации: глобальный, национальный, региональный, локальный; по методам ведения: биологический (с помощью биоиндикаторов), дистанционный (авиационный, космический); по объектам наблюдения: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, растительности, животного мира, здоровья населения). Информацию собирают гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические станции, заповедники (в виде летописи природы), ведомства (в виде кадастров природных ресурсов) в соответствии с заранее установленным графиком в определенных пунктах и в определенный период времени с использованием сопоставимых методов измерения и сбора данных.

Термины атомной энергетики

система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды или её структурных элементов в связи с воздействием определённого фактора или группы факторов (отдельные химические соединения, ионизирующие и электромагнитные излучения, шумы, пыль и т.п.).

Словарь терминов МЧС

комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека ; 2) наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы) с целью контроля и прогноза ее состояния, а также охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью космических, воздушных, наземных и морских средств; З) слежение за каким-либо объектом или явлением; в приложении к среде жизни - слежение за ее состоянием и предупреждением о создающихся критических ситуациях (повышение загазованности воздуха сверх ПДК и т.п.), вредных или опасных для здоровья людей, других живых существ‚ сообществ, природных и антропогенных объектов (в том числе сооружений); 4) система регулярных длительных наблюдении в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. На общенациональном и региональном уровнях организация М. возложена на соответствующие исполнительцые органы и регламентируется соответствующими законодательными актами и постановлениями. Основными функциями М. являются контроль качества атмосферного воздуха, воды, почвы и др. компонентов л:андшафта; определение основных источников загрязнения; прогнозирование состояния качества основных компонентов ландшафта и т п.

, слежение за какими-либо объектами или явлениями, в т. ч. биологического характера. Мониторинг биологический – это слежение за природными и антропогенными процессами, протекающими в биоценозах и на более высоких уровнях биологической организации, с целью выявления изменений, возникающих при взаимодействии живого с факторами внешней среды (колебания численности популяций, накопление тяжёлых металлов в организмах и др.) и изучения ответных реакций всех биологических уровней на эти воздействия (изменение климата, разрушение биоценозов, заболевания организмов и др.).

Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы) с целью контроля и прогноза ее состояния, а также охраны. Различает глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью космических, воздушных, наземных и морских средств.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

процесс отслеживания состояния системы или явления.

см. также Информационный мониторинг

Энциклопедический словарь

наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью телевизионных изображений, фотографий, многоспектральных снимков и т. д., получаемых с космических аппаратов, а также путем сбора данных с наземных и морских станций. Космический мониторинг позволяет оперативно выявлять очаги и характер изменений окружающей среды, прослеживать интенсивность процессов и амплитуды экологических сдвигов, изучать взаимодействие техногенных систем. Служба мониторинга создана во многих странах; 1988 организован Всемирный центр мониторинга охраны природы (ВЦМОП).


К XXI веку человек достиг многого: его окружают дороги, высотки, автомобили, функциональные устройства. Эти вещи, однако, не могут полностью отстранить людей от природы, могучая и непокорная, она всегда будет оказывать влияние на общество. Человеку остается лишь научиться предсказывать ее поведение и в соответствии с ним выстраивать свои планы. В этих целях специально был создан мониторинг окружающей среды.

А мониторинг окружающей среды что такое?

Если же речь идет о мониторинге окружающей среды (далее – МОС), то ясно – объектом исследования в этом случае будет являться природа и ее состояние, а также изменения, происходящие в ней как естественным путем, так и в качестве отклика на деятельность человека.

Измерение силы шума

Откуда пришло это понятие

Официально, что такое мониторинг окружающей среды, решили в 1971 на заседании ЮНЕСКО перед Стокгольмской конференцией ООН 1972 года, которая как раз и была посвящена этому вопросу. Именно тогда впервые использовали данный термин.

ЮНЕСКО - родоначальник мониторинга окружающей среды

Однако в мире профессиональное отслеживание колебаний в климате, погоде, ее явлениях производилось еще задолго до этого – около ста с небольшим лет. К ним относятся всем известные метеорология, сейсмология и иные виды наблюдений и измерений. В наше время спектр исследований стремительно расширяется, растет количество измеряемых параметров, развивается сеть специальных станций. Вместе с этим существует утверждение занимающихся мониторингом окружающей среды о том, что эти мероприятия попутно усложняют проблемные вопросы, требующие незамедлительного разрешения.

Мониторинг один или их несколько?

Мониторинг бывает самый разнообразный, для создания целостной картины о данном предмете нелишним будет знакомство с его различными видами.

Основываясь на целях и объектах, выделяют санитарно-гигиенический, экологический и климатический мониторинги.

1. Санитарно-гигиенический прежде всего занимается мониторингом загрязнения окружающей среды и сопоставлением ее качества с гигиеническими нормативами ПДК (предельно допустимыми концентрациями), выявленными для защиты, здоровья и охраны благоприятной среды жизнедеятельности населения.

2. Экологический мониторинг играет свою важную функцию в глобальной системе контроля окружающей среды. Концентрируется в первую очередь на возобновляемых ресурсах и анализирует антропогенное воздействие на экосистемы и их отклик на раздражитель в виде человека. Это основная цель данного вида мониторинга. Задачей же является исследование типичных, наиболее распространенных ответных эффектов не отдельных организмов, а их сообщества (экосистемы).

Оценка качества воды

Этот вид мониторинга включает в себя следующие разновидности контроля:

- За атмосферным воздухом. Он характеризуется тем, что комплекс программных наблюдений направлен на накапливание данных для последующей их оценки и использования в качестве основы для прогнозирования возможных изменений в будущем.

- За гидросферой. Его особенность в том, что здесь происходит наблюдение за положением дел в водах разного уровня, речь идет о поверхностных и подземных.

- За землями (почвами). Наблюдения осуществляются за состоянием земельного покрова и составом почв, в соответствии с чем принимаются решения о мерах по защите земли от негативного воздействия внешних факторов.

Мероприятия по восстановлению земельного покрова

- За радиацией. Соответственно, оцениваются статус и конъюнктура радиационного фона.

3. Климатический мониторинг – экослужба, занимающаяся, как водится, контролем и прогнозом изменений и колебаний климата. Он походит на экологический, но предмет его ведения находится в рамках не всей биосферы, а только в той части, что влияет на формирование климата. Это, как известно, атмосфера, поверхностные воды, снежные массы и т. д. Климатический мониторинг тесно соприкасается с гидрометеорологическими наблюдениями.

Можно привести и иные классификации мониторинга.

Так, в зависимости от масштабов выделяют:

  • Биосферный, он же еще глобальный. В его рамках осуществляется слежение за общими всемирными процессами в биосфере планеты в целях предсказания и предупреждения о возникающих чрезвычайных ситуациях и экстремальных угрозах.
  • Импактный. Работает на менее масштабном уровне – локальных точках (район или даже предприятие). Сообщает о влияниях антропогенного характера (промышленных объектов или отдельных источников) и чрезвычайных положениях (при возникновении катастроф, аварий, бедствий, эпидемий).
  • Биологический. Узконаправленные наблюдения за биологическими ресурсами – растениями и животными. Для этих мер используются биоиндикаторы. Исследования же проводятся на территориях заповедников или в иных природоохранных зонах.

Осуществление мониторинга окружающей природной среды

Необходимым условием высококачественного управления свойствами окружающей среды является правильная организация системы мониторинга.

Система МОС включает четыре основных блока:

  1. Наблюдение (подразумевается получение данных об общем состоянии объектов, находящихся под наблюдением). Они осуществляются с определенной периодичностью, через четко установленные интервалы времени, что очень важно для получения полной и ясной картины. Наблюдения могут производиться как отдельными станциями (точечно), так и их целой сетью. Для того чтобы отделить друг от друга антропогенные и естественные (природные) модификации, необходимо хранить данные за прошедшие годы для сравнения с предыдущими показателями. Это даст возможность более точного расчета интенсивности процессов и предсказания их последствий.
  2. Оценка настоящего состояния. Информация, полученная из предыдущего этапа, анализируется специалистами, которые способны с высокой точностью определить степень ухудшения или, наоборот, благополучности состояния объекта, установить причины этого, наметить тенденции последующего варьирования его состояния.
  3. Прогноз состояния. На этом этапе не только предполагается будущее, но и осуществляются попытки подкрепления гипотез определенными доказательствами (расчетами, показателями и т. д.).
  4. Оценка прогноза. Полученные результаты снова подвергаются оценке, а затем доносятся до аудитории в том или ином формате.

Контроль скорости ветра

ГЭМОС

Органы власти, ответственные за страну, более всех озабочены состоянием экологии, именно они организуют мероприятия по изучению и охране природы, дабы обеспечить гражданам комфортные условия жизни. Такую деятельность в правительственных структурах принято называть государственным мониторингом окружающей среды (ГЭМОС).

Правовое регулирование ГЭМОСа

Кроме того, регулирующие статьи о МОС имеются во всех природно-ресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы санэпидемнадзора осуществляют свою работу по социально-гигиеническому мониторингу, на основании Положения о таком мониторинге.

Кто осуществляет экологический мониторинг в России

Законодатель исчерпывающе установил субъекты, организующие и осуществляющие экологический мониторинг окружающей среды в России. Прежде всего, всю систему уполномоченных органов возглавляет Правительство Российской Федерации. В его структуре находятся Минприроды РФ, Минсельхоз РФ и подведомственные им федеральные службы по мониторингу окружающей среды и агентства, компетентные в рассматриваемой области. Например, к таковым относятся: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; центром по мониторингу окружающей среды и гидрометеорологии является одноименная Федеральная служба Российской Федерации, относится сюда и Рыбнадзор, а также другие правительственные органы власти.

Что такое мониторинг окружающей среды в РФ

На государственном уровне ГЭМОС обозначается, во-первых, в качестве комплексной системы наблюдения за природной средой и ее состоянием, оценивания и прогноза его изменений под воздействием факторов естественного и антропогенного свойства. И во-вторых, как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами федеральной государственной власти и властями субъектов.

Из истории

Мероприятия по ГЭМОС начались в 30-е годы еще в СССР. Тогда в связи с проблемой водопотребления актуальны были исследования и контроль поверхностных и подземных водоемов.

В 50-е годы проводились первые испытания ядерного оружия, поэтому необходимым стало выявлять и организовывать борьбу с радиационным загрязнением природной среды.

1972 год ознаменован созданием ряда специальных организаций, ведомств и служб, выполняющих сходные функции экологического мониторинга, поэтому их сохранение в обновленной России посчитали нецелесообразным. Поэтому в 1993 году была создана Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ), а в качестве основной цели было поставлено обеспечение безопасности и охраны окружающей природы. Задачами выступали наблюдение, хранение и обработка сведений о статусе окружающей среды, а также исследование и комплексный анализ выявленных данных и последующее информирование граждан и заинтересованных лиц в данной сфере. Однако и эта попытка оказалась слабой, система мониторинга окружающей среды дожила лишь до 2003 года. Поскольку ее концепция остановилась в развитии, и цель не была достигнута. На сегодняшний день имеется новое решение Правительства РФ об организации и осуществлении ГЭМОС.

Функции экологического мониторинга в РФ

Среди большого их количества можно выделить основные:

  • Осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды в местах нахождения факторов антропогенного влияния.
  • Анализ, оценка и выявление тенденций модификаций состояния природной среды под воздействием как биологических, так и антропогенных явлений.
  • Обеспечение нужд государства в целом, его должностных лиц, организаций и граждан полной, компетентной, достоверной информацией о состоянии природной среды. Это важно, поскольку является необходимым для предотвращения или уменьшения отрицательных последствий неблагоприятных изменений.

Сбор данных для тестирования качества воздуха

Особенности организации ГЭМОС в РФ

Некоторая советская закалка России привела к строительству ГЭМОС, деятельность которого регламентирована строжайшим образом. В нашей стране действуют принятые еще во времена СССР ГОСТы (государственные стандарты), СанПиНы (санитарные нормы и правила), РД (руководящие документы) и ОНД (общесоюзные нормативные документы). Государственный экологический мониторинг окружающей среды производят с помощью специальных наблюдательных станций, соединенных в сеть, и информационных ресурсов государственного фонда данных (далее – ГФД). Названные элементы являются частями ЕГСЭМ.

Государственный фонд данных

Для осуществления более качественного и мобильного мониторинга большое значение имеет ГФД. Надо сказать, что до 2013 года в стране контроль за окружающей средой осуществляло множество компетентных органов. Как следствие, исследовательские данные были разрозненно законсервированы в местах локации министерств, служб и ведомств, а их взаимообмен затруднен.

Заседание Правительства РФ

Спасением было создание такого ценного ресурса, как фонд. Это единая информационная система, куда стекаются все данные, полученные в ходе мониторинга, что, конечно, решило вышеуказанную проблему.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Что такое мониторинг?

Мониторинг ( от лат. monitor – предостерегающий) – самостоятельная функция управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. (Шишов С.Е., Кальней В.А.) Мониторинг в научной литературе рассматривается как способ исследования реальности, используемый в различных науках и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством предоставления своевременной и качественной информации

Мониторинг в образовании – это многоуровневая система диагностических и аналитических процедур, повторяющихся с определенной периодичностью.

hello_html_3e7e93e6.jpg

Виды мониторинга

1. Виды мониторинга определяют по целям.

Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.

Базовый выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.

Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач:

· проблемный функционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временными рамками;

· проблемный развития завершается после решения задачи, хотя количество параллельно существующих проблем может быть достаточно большим; его основная особенность - динамичность, когда вопросы качества, инструментария и всей его системы должны решаться в узких временных рамках.

Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.

2. Виды мониторинга по основаниям экспертизы.

Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.

Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.

Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.

Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.

Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.

3. Виды мониторинга по уровням управления:

Принципы мониторинга.

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый - объективность информации; сам процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация, предоставляемая учебным заведениям, также должна быть конкретной и полезной для руководства ОУ.

Второй - сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третий - адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

Четвертый - прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Можно добавить пятый принцип - целевого назначения, который предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.

hello_html_7e1b6392.jpg

Система мониторинга результатов обучения

Все основные характеристики системы оценки результатов обучения (основные подходы к разработке инструментария, характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся перед этой системой. В большинстве случаев перед системой оценки результатов обучения ставится основная цель - получение объективной информации о функционировании системы образования.

Системы оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:

*оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;

*оценка уровня образовательных достижений класса, школы с целью оценки деятельности учителей или школы, усовершенствования процесса преподавания и обучения;

*мониторинг образовательных достижений выборочной совокупности учащихся в масштабе отдельных регионов или страны в целом с целью оценки качества обучения и тенденций развития.

Основы построения системы мониторинга результатов обучения.

В определении подходов к построению системы мониторинга результатов обучения особую роль играют следующие ключевые вопросы:

1.C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться?

2.Насколько объективными, надежными и валидными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация?

3.Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов?

4.Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?

Основные подходы в оценке образовательных достижений

Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся:

критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт). В данном случае оценка конкретного ученика не зависит от того, какие результаты получили другие ученики. Результат будет показывать соответствует ли уровень достижений данного ученика социально-культурным нормам, требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором - дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен).

ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.

нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит учитель, то его оценка чаще всего субъективна, т.к. свои оценки он делает относительно среднего уровня подготовки класса.

При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости от того, что понимается под стандартами: достижение определенных целей образования, освоение определенного содержания учебного предмета или достижение определенных уровней подготовки.

Современные тенденции в оценке результатов обучения

1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку:

от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;

от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;

от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;

внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);

изменение значения понятия "знающий" и "умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.

2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:

значимая для учащихся оценка;

использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);

основное внимание к комплексным умениям;

включение заданий с несколькими правильными ответами;

ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;

оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.

3. Изменение характера оценки, проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время).

4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.

5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:

*оценка умений работать в коллективе;

*оценка результатов групповой работы.

Критерии анализа системы оценки результатов обучения

1.До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны знать и уметь учащиеся, и на каком уровне.

2.Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения.

3.Требования к уровню подготовки учащихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы использования результатов, должны быть одинаковыми для всех учащихся.

4.Инструментарий для оценки достижения стандартов должен быть валидным по отношению к образовательным стандартам.

5.Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с другой необходимой релевантной информацией.

6.Учителя должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки.

7.роцедура оценки и результаты должны быть понятны всем (учащимся, учителям, родителям, управленцам и другим пользователям)

8.Используемая система оценки должна постоянно усовершенствоваться.

На основании вышесказанного, для организации системы мониторинга в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки учащихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях; более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников школы (например, заданий со свободно-конструируемыми ответами, практических заданий и др.); более широкое привлечение учителей в процесс контроля за образовательными достижениями; использование технологии разработки тестов в рамках современной теории тестов; создание механизмов обеспечения качества разработки тестов; организация общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки тестов, используемых для аттестации учащихся и мониторинга качества образования.

Нецелесообразно использовать подходы или технологии, от которых отказывается большинство развитых стран (например, использовать только тесты с закрытыми заданиями или с небольшим количеством открытых заданий, использовать только авторские тесты для системы мониторинга, использовать результаты тестирования только для аттестации, сравнивать результаты /тестируемых/ с помощью неоткалиброванных тестов и др.)

Читайте также: