Что значит обеспечить контроль

Обновлено: 02.07.2024

2) создание учебной ситуации с помощью специальных учебных задач, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности;

3) обеспечение учебной рефлексии;

4) обеспечение контроля результатов обучения.

Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.

Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.

Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.

Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.

Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.

В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.

В общем, контроль включает в себя три составляющих:

  1. Проверка — это процесс, в ходе которого устанавливается факт наличия или отсутствия знаний и умений и уровень их овладения;
  2. Оценка — это процесс и результат, в ходе процесса устанавливается соответствие между достигнутым результатом и желаемой целью, а результат фиксируется в форме окончательного суждения о качестве и степени овладения знаний и умений или выражается в форме отметки или баллов;
  3. Учет — это фиксация результатов оценочной деятельности в соответствующих документах (классном журнале, дневнике учащегося, учетной тетради учителя).

Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой.

Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда.

Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.

Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели;

Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах;

Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Проверка несет в себе три основные функции:

  • контролирующую, суть которой в выявлении состояния (наличие, отсутствие, степень усвоения) всех видов результатов обучения.
  • обучающую, состоящую в умении учителя таким образом организовать проверку, чтобы она принесла пользу каждому обучающемуся.
  • воспитывающую, состоящую в приучении учеников к систематической работе. Проверка дает возможность выработать критическое отношение к своей работе, помогает верно провести оценку своих сил, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и др., умение организовать свое время.

Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще — в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.

Виды проверки:

  1. Предварительная — проверка начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН, связанных с предстоящей деятельностью.
  2. Текущая проверка — это систематическая проверка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
  3. Тематическая проверка осуществляется по итогам пройденной темы в целом.
  4. Рубежная — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
  5. Итоговая проверка проводится в конце изучения дисциплины или учебного года и служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся предметных ЗУН.

Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.

Классификация форм контроля по традиционной технологии обучения

Классификация современных форм и методов контроля

Портфель обучающегося.

Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.

Устная контрольная работа.

Обучающимся раздается 5 — 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

Инновационный диктант.

Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

Дифференцированная проверочная работа.

Отгадывание кросснамберов.

Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся

Основное преимущество бригадного способа зачета — четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.

Тестовые задания.

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения — мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Виды тестов и функции теста

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.

Проведение текущего контроля в инновационной форме

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им данного предмета.
После аттестации и в конце четверти каждому ученику выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.

Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.

Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.

Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.

Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.

Защита проекта, деловые игры

Современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментом в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. При выборе формы проверки знаний нужно учитывать возраст обучающихся.

Информатика — это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять разнообразные формы проверки знаний.

Функция управленческого контроля ориентирована на подведение итогов реализации управленческого цикла, оценку качества, экономичности и целесообразности выполнения каждой функции управления и, самое главное, определение состояния разрешения управленческой проблемы, ради чего, собственно, вся эта работа и выполнялась. Контроль завершает управленческий цикл, и на этом этапе невозможно внести в него какие-либо коррективы, мы можем лишь констатировать, анализировать и делать выводы, которые могут пригодиться в дальнейшем.

Система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами, и реальными показателями деятельности организации.

Для создания действительно эффективного управленческого контроля нужна такая система, которая могла бы прежде всего своевременно сообщать о необходимости упреждающих корректирующих действий. Если нет возможности упреждать проблемы и отклонения, то контроль становится действенным лишь тогда, когда по его итогам или в его ходе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления. Взгляд в прошлое все-таки лучше, чем непринятие никаких действий.

  • Чему мы научились?
  • Что в следующий раз следует делать иначе?
  • В чем причина отклонений от намеченного?
  • Какое воздействие оказал контроль на принятие решений?
  • Было ли воздействие контроля позитивным или негативным?
  • Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?
  • ошибка руководителя при выборе путей решения проблемы, делегировании, мотивации;
  • небрежно проведенный инструктаж, приведший к ошибкам и лишней трате времени:
    • сознательное сопротивление группы исполнителей, саботирующих реализацию решения и плана;
    • недостоверная информация о ходе выполнения решения и т. п.

    Чтобы система контроля была эффективной и минимизировались отрицательные психологические последствия, ее необходимо периодически оценивать. Критериями такой оценки могут быть:

    1. Выполнение задач контроля — контроль должен определять совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать своевременному устранению отклонений, выработке эффективных решений. Для оценки системы контроля по этому критерию необходимо дать ответ на следующие вопросы:
      • спроектирована ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения?
      • предоставляет ли система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках.

    2. Экономичность контроля — следует оценить расходы, связанные с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; затраты на персонал и технику контроля.

    3. Эффект влияния на людей — необходимо выяснить, вызывает ли у работников применяемая система контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции. Для повышения эффективности контроля и избежания его отрицательного влияния на людей рекомендуется:

    • устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
    • обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;
    • устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;
    • избегать чрезмерного контроля;
    • вознаграждать за достижение стандартов.

    Система контроля характеризуется определенной целенаправленностью. Это свойство системы проявляется в том, что все элементы и звенья контроля служат общей цели — обеспечению эффективного управления.Важно выделить еще одну характерную черту контроля как системы. Контроль является информационной системой, включающей сбор, обработку, хранение и передачу контрольной информации.

    Люди являются неотъемлемым элементом контроля, что требует обязательного учета их поведения. Только знание того, что работа контролируется, часто стимулирует людей к качественному и эффективному ее выполнению.

    Вместе с тем отрицательные последствия контроля часто являются побочными результатами его влияния на поведение людей, например:

    • Поведение, ориентированное на контроль, которое формируется в связи с тем, что сотрудники организации знают, что их ошибки и успехи в тех областях, где руководство установило стандарты и последовательно выполняет процедуру контроля, служат основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому подчиненные обычно делают то, что начальство хочет видеть при проверке. Они всячески заостряют внимание на работе в тех областях, где проводится контроль, и пренебрегают своими обязанностями там, где измерения не проводятся.
    • Получение непригодной информации, которое является следствием того, что контроль может побуждать людей выдавать организации непригодную информацию. Например, предлагая новый проект, менеджеры переоценивают объем необходимых ресурсов. Если высшее руководство по привычке уменьшает объем финансирования по сравнению с заявкой, то завышение заявок увеличивает вероятность получать средства как раз в нужных размерах.

    Технология процесса контроля

    Контрольная деятельность может быть осуществлена лишь при наличии планов и организационной структуры. План организации и планы подразделений содержат те оценочные стандарты, по которым и возможно определить качество и эффективность выполненной работы. Основные этапы процесса контроля:

    • конкретизация оценочных нормативов (стандартов);
    • сопоставление фактических результатов с нормативами;
    • выработка и предложение практических корректирующих рекомендаций.

    Первый этап. Стандарты (оценочные нормативы) — это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Они должны иметь временные рамки, в которых должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Установление стандартов позволяет сопоставить реально сделанную работу с запланированной.

    Достаточно легко установить стандарты для величин, поддающихся количественному измерению, но многие цели не поддаются количественному выражению напрямую. В этом случае необходимо найти их косвенное выражение через другие показатели.

    Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе необходимо предпринять следующие действия:

    • определить масштаб допустимых отклонений;
    • измерить результаты;
    • оценить полученную информацию о достигнутых результатах;
    • сравнить результаты работы с установленными стандартами.

    Система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Для этого руководство устанавливает масштаб допустимых отклонений. Если обнаруживаются отклонения, не выходящие за рамки этого масштаба, то такие отклонения не вызывают тревоги.

    Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля — измерение результатов, позволяющее установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Здесь важно правильно выбрать единицу измерения, определить частоту измерений. Все это определяется спецификой вида деятельности, подлежащей контролю.

    • невмешательство в работу если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеющиеся отклонения невелики (не превышают масштаб допустимых отклонений), то лучше ничего не предпринимать;
    • устранение отклонений если фактические результаты имеют значительные отклонения (превышающие масштаб допустимых отклонений), то следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям;
    • изменение стандартов если в процессе реализации плана становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично (пессимистичны) и требования стандартов выполнить практически невозможно (чрезвычайно легко), то в таких случаях стандарты пересматриваются в сторону понижения (повышения).

    Принципы и типы управленческого контроля

    • конкретизация наиболее важных исходных факторов;
    • построение модели контроля;
    • особое внимание динамике модели;
    • постоянная корректировка выбранных исходных факторов;
    • оценка расхождения между планируемым и фактическим;
    • определение возможных корректирующих действий.

    Контроль не является вопросом доверия или недоверия к сотрудникам. Это обязательный компонент системы управления, который реализуется в обязательном порядке при соблюдении ряда принципов:


    Контроль (организационный/управленческий контроль) – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей; постоянное сравнение, что есть, с тем, что должно быть.

    В роли субъекта контроля (или его инициатора) выступает контролирующее звено. В зависимости от ситуации в качестве такого звена могут выступать: учредители (собственники) организации; акционеры; топ-менеджеры; линейные руководители различного уровня; специализированное подразделение организации или специально выделенный работник, государственные органы, общественные организации (например, профсоюзы), а также межгосударственные органы и международные организации [10, 34].

    Объект контроля – это сама организация, внутри которой контролю подвергаются происходящие в ней процессы или отдельные элементы системы (подразделения организации, её филиалы, отдельные работники) [10, 34].

    Предметом контроля могут стать технические характеристики, количество и качество продукции, служебные документы, настроение и поведение людей, степень удовлетворённости работой, информационные и финансовые потоки и т.д. [34].

    В системе управления контроль выполняет функции, представленные в табл. 5.1.

    Широкий спектр функций контроля в управлении организацией обуславливает разнообразие его видов, основная часть которых классифицирована в табл. 5.2.

    Таблица 5.1

    Основные функции контроля в системе управления организацией

    Содержание функции контроля

    установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений

    сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта

    изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов

    создаёт основу для предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров

    обеспечивает установление и поддержание обратной связи

    указывает, на что нужно обращать особое внимание

    по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание

    на основе полученных результатов, состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них

    способствует сохранности ресурсов

    Составлено по: [11].

    Таблица 5.2

    Основные виды контроля в системе управления организацией

    Содержание видов контроля

    В зависимости от соотнесения времени с исполняемым управленческим решением

    осуществляется до фактического начала работ и используется применительно к трем видам ресурсов: человеческим, материальным и финансовым. В области человеческих ресурсов этот контроль проводится при приеме людей на работу и при перемещении работающих на новые должности.

    Контроль осуществляется посредством анализа профессиональных знаний и практических навыков, а также деловых и личностных качеств работников на предмет их соответствия предъявляемым требованиям. Для того чтобы обеспечить производство качественными материальными ресурсами (материалами, полуфабрикатами, оборудованием и др.), на промышленных предприятиях проводится их обязательный предварительный контроль. Он состоит в выработке стандартов минимально допустимых уровней качества и проведении физических проверок соответствия поступающих ресурсов этим стандартам. Контролируется также уровень запасов материальных ресурсов, чтобы не допустить остановки производства из-за их отсутствия. Основным средством такого контроля финансовых ресурсов является составление и использование бюджета – документа, устанавливающего баланс и распределение доходов и расходов

    осуществляется непосредственно в процессе проведения работ. Контролирующей инстанцией является руководитель, а объектами контроля – его подчиненные. Контроль заключается в регулярной проверке работы подчиненных с выявлением отклонений от намеченных планов и инструкций, обсуждении возникающих проблем и путей их преодоления. В системе текущего контроля активно функционируют как прямая информационная связь (данные, поступающие от объектов контроля к руководителю), так и обратная связь (данные, поступающие от руководителя к объектам контроля)

    проводится после того, как работа выполнена; либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении заранее установленного периода времени фактические результаты сравниваются с требуемыми. Заключительный контроль выполняет две основные функции: дает руководителю информацию, необходимую для правильного планирования аналогичных работ в будущем (чтобы избежать ошибок, допускавшихся ранее); позволяет получить данные для обеспечения надлежащей мотивации к труду (фактические результаты труда в сравнении с требуемыми)

    По объёму вопросов, охватываемых контролем,
    и его масштабу в управлении организацией

    охватывает все основные направления, линии, участки деятельности (объём контроля) одного (организации, подразделения работника) или одновременно нескольких (масштаб контроля) объектов

    по субъекту контроля, он затрагивает лишь одно направление, какую-либо линию или сторону организации (подразделения, работника); специальный контроль также могут осуществлять соответствующие подразделения аппарата управления (кадровое, финансовое и т. д.)

    нацелен на собственную деятельность субъекта управления; является непременным условием эффективной деятельности работника

    В зависимости от того, входят ли субъекты контроля
    в состав контролируемой системы или нет

    осуществляют представители вышестоящей организации – материнской компании, управляющей структуры холдинга и т.д., а также государственных контролирующих органов, общественных организаций, международных структур

    осуществляют должностные лица, которым контрольные полномочия определены по должности или делегированы соответствующими субъектами управления (руководители предприятий и филиалов, руководители и работники подразделений, для которых контроль – служебная обязанность)

    По направленности контроля

    направлен на решение соответствующих задач организации и непосредственно связан со стратегическим планированием и управлением, предполагает оценку и регулирование деятельности организации с позиции выполнения долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой.

    Тактический (или административный)

    призван обеспечивать систематическое слежение за выполнением текущих задач, программ, планов.

    осуществляется с периодичностью, характерной для оперативного планирования, в большинстве случаев ежедневно. Его задача – непрерывное обеспечение выполнения плановых заданий.

    По виду деятельности

    выступает в форме бюджетного контроля, анализа рентабельности, анализа относительных показателей деятельности, анализа использования инвестиций и т. д.

    включает в себя контроль последовательности выполнения операций, контроль загрузки мощностей (распределения работ), контроль выполнения производственных графиков и т.д.

    базируется на анализе возможностей сбыта, доли рынка, соотношения между затратами на маркетинг и сбытом и т. д.

    По предмету: контроль технологии, организации процессов, условий труда, информации, документационных потоков и т.д.

    По стадии жизненного цикла объекта: контроль при подготовке объекта к функционированию, вводе его в эксплуатацию, свёртывании деятельности объекта и т. д.

    С учётом стадии производственного процесса: входной контроль, операционный, готовой продукции, транспортирования продукции или её хранения и т. д.

    Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

    Найдено определений: 27 контролировать

    Осуществлять контроль I 1., подвергать контролю.

    КОНТРОЛИ́РОВАТЬ - глаг., нсв., употр. сравн. часто

    Морфология: я контроли́рую, ты контроли́руешь, он/она/оно контроли́рует, мы контроли́руем, вы контроли́руете, они контроли́руют, контроли́руй, контроли́руйте, контроли́ровал, контроли́ровала, контроли́ровало, контроли́ровали, контроли́рующий, контроли́руемый, контроли́ровавший, контроли́рованный, контроли́руя; св. проконтроли́ровать; сущ., с. контроли́рование

    1. Если вы контролируете какую-либо работу, деятельность, процесс и т. п., значит, вы следите за ходом их выполнения, качеством, результатами и т. п.

    Контролировать качество продукции. | Технологам необходимо контролировать температуру в помещении. | св.

    Наш специалист проконтролирует исполнение вашего заказа на полиграфическом предприятии.

    2. Если вы контролируете кого-либо, значит, вы следите за тем, чтобы этот человек выполнял то, что нужно, что требуется.

    Контролировать учеников в школе. | Проконтролировать ребёнка.

    3. Тот, кто контролирует какую-либо организацию, территорию, ситуацию и т. д., имеет право принимать в их отношении все важные решения.

    4. Если человек контролирует себя, свои эмоции, поступки и т. п., значит, он следит за тем, что он говорит и делает, не позволяет себе необдуманных слов и действий.

    К концу вечера он уже совсем себя не контролировал. | Нужно учиться контролировать свои чувства.

    КОНТРОЛИ́РОВАТЬ, контролирую, контролируешь, несовер. (к проконтролировать), кого-что. Проверять, наблюдать за правильностью чьих-нибудь действий или прав, держать контроль над кем-чем. Контролировать билеты у пассажиров. Контролировать служебную работу. Рабочие должны контролировать работу кооперации.

    КОНТРОЛИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несовер., кого (что). Осуществлять контроль или надзор. К. учащихся. К. чью-н. работу. К. какую-н. территорию.

    | совер. проконтролировать, -рую, -руешь; -анный (осуществить контроль).

    КОНТРОЛИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; нсв. (св. проконтроли́ровать). кого-что. Осуществлять контроль (1 зн.) или надзор. К. чью-л. работу. К. учащихся. Правительственные войска контролируют положение. К. выполнение принятых решений. Необходимо к. свои чувства, поступки (отдавать себе отчёт в своём поведении, поступках и т.п.).

    ◁ Контроли́роваться, -руется; страд. Контроли́рование, -я; ср.

    -рую, -руешь; несов., перех.

    Подвергать контролю (в 1 знач.); проверять.

    Контролировать чью-л. работу.

    контроли́ровать, -рую, -рует

    надзирать, ревизовать, проверять, осматривать, наблюдать, удостоверять, осуществлять контроль, сличать

    Syn: проверять, удостоверять, осуществлять контроль, сличать

    контролировать, -ся - предотвращать отклонения. проконтролировать.

    контролировать выполнение => зависимость, контроль

    контролировать действия => зависимость, контроль

    контролировать деятельность => зависимость, контроль

    контролировать исполнение => зависимость, контроль

    контролировать использование => зависимость, контроль

    контролировать качество => зависимость, контроль

    контролировать параметр => зависимость, контроль

    контролировать процесс => зависимость, контроль

    контролировать работу => зависимость, контроль

    контролировать ситуацию => зависимость, контроль

    контролировать ход => зависимость, контроль

    из нем. kontrollieren (уже в 1598 г.; см. Шульц - Баслер 1, 388) или, как и последнее, из франц. contrôler.

    КОНТРОЛИРОВАТЬ, КОНТРОЛЕРОВАТЬ contrôler. Проверить. Сл. 18. Повинен контролеровать (то есть пересмотреть, или прочесть) все очистки, росписи, записки. УВМ 290. Обязанностию квартианной команды было, за живущими в своих домах казаками .. блюсти строго.. Смотр их назывался контроль квартианский, а самое деяние контролировать. Ян. 1804 2 188. Мы с вами - люди свободные, и никто не смеет контролировать наше поведение. Бобор. Дельцы. // ОЗ 1872 9 1 159. < Кондуктор> идет по вагону контролировать билеты. Чехов Ну, публика. Забелло и я решились последовать примеру Франклина и условились между собою, чтобы каждый из нас вел подобный журнал и потом контролировал один другого. Макаров Восп. 7 68. В сущности говоря, весь вопрос о контроле сводится к тому, кто кого контролирует, т. е. какой класс является контролирующим и какой контролируемым. Ленин 25 317. // БАС-1. Контролировать служебную работу. Рабочие должны контролировать работу кооперации. Уш. 1934. По внутритеатральным рассказам я узнала, что Охлопков "контролировал" своих актрис по части туалетов. Как он "пропустил" эти два зеленых - остается загадкой. Т. Доронина Дн. актрисы. // НС 1997 12 199.

    2. С рубежа 1980-90 гг. контролировать стало обозначать не проверку, а обладание, управление. Образец же отыскивается в английском языке, где control значит именно "руководство, управление" в первую очередь. РР 1997 3 42. И хотя на этот раз (не то что в бредовые ночные выходы) я себя вроде бы контролировал. тем более мне показалось странным. что слышу .. разговор. В. Кантор Рождеств. история. // Октябрь 2002 9 56.

    3. жарг. Обеспечивать безопасность. "Маяки" и "атасники" из групп прикрытия <рулетки> контролируют ситуацию вокруг. ЛГ 25. 6. 1997. Контролироваться. Советский государственный аппарат - самый демократический аппарат в мире. Он создан народом, контролируется народом и служит ему верой и правдой. Известия 5. 10. 1951. Контролирование я, ср. Контролирование ведения отчетности месткома. БАС-1. Я опять на том стою, что контроля нет. Самоконтролирования нет! Умерения своих страстей и похотей. нет-с. Вот поэтому и хорошо бы автобиографии в обязательное употребление ввести.. Тогда и хотел бы сделать какую-нибудь пакость - не могу, потому что обязан отменить о ней в своем журнале-биографии. ОЗ 1875 9 1 44. - Лекс. Ян. 1804: контролировать; САН 1847: контроли/ровать; Сл. 18: контролировать 1804, контролеровать 1715; Даль-1: контроли/роваться; БАС-1: контроли/рование.

    Читайте также: