Что значит кодификация русского права

Обновлено: 02.07.2024

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации (в форме инкорпорации или кодификации). С 1649 по 1696 г. (начала единоличного правления Петра I) было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. ежегодно издавалось в среднем около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последовательно.

Поэтому уже в период правления Петра Первого начинается работа по собранию всех действующих нормативных актов с целью их систематизации и кодификации. Эта задача возлагалась на специально создаваемые органы ( Палата об уложении 1700-1703, Уложённая комиссия 1720-1725). Однако Император и Правительство колебались в решении вопроса, кодифицировать ли русское право или реципировать европейское право. В связи с этим проекты нового уложения не получали одобрения и не вступали в юридическую силу.

В 1725 г. был закончен проект очередного уложения, получивший одобрение императора, но так и не вступивший в силу в результате начавшейся после смерти императора дворянской реакции. Он включал четыре книги: 1) “0 процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих“; 2) “О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах“; 3) “0 злодействах, какие штрафы и наказания следуют“; 4) “О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии“ (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании). Всего было сто двадцать глав и две тысячи статей. Источниками этой кодификации были: Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Начавшаяся после смерти Петра I дво­рянская реакция изменила отношение к кодификационной работе и ее целям. В плане юридической техники наметился поворот от кодификации (обновления) законодательства к его систематизации.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

а) утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод военно-уголовного законодательства;

б) утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент или Устав коллегиям, охватывавший всю сферу нового административного законодательства;

в) Пункты о вотчинных делах 1725 г. (свод законов, относящихся к частному праву).

Следует отдельно рассмотреть кодификационные комиссии при Елизавете и Екатерине Великой. Дело в том, что обе императрицы исходили из точки зрения, что к делу кодификации следует привлечь выборных представителей от сословий. С этой целью комиссии, которые созывались от дворянства, купечества, городских жителей и в некоторых случаях от черносошенного крестьянства, напоминали рудименты Земского Собора. По стечению обстоятельств работа этих комиссий окончились ничем. Они распускались ввиду начала войны. Уложенная комиссия времен правления императрицы Елизаветы была распущена из-за вступления России в Семилетнюю войну с Пруссией, а уложенная комиссия при Екатерине Великой была распущена ввиду нападения на Россию Турции в 1761 году.

Последняя, 13 комиссия имела форму Второго отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии и была образована в 1826 году. Николай 1, вступая на престол, поклялся, что закончит все дела, начатые его братом. Он вернул из ссылки графа Сперанского и поручил ему возглавить комиссию.

План графа Сперанского

Сбор всех нормативных актов, изданных с 1649 по 1826 годы. Эта часть плана была выполнена комиссией к 1830 году. Это собрание актов в 45 томах получило название Полного Свода Законов Российской Империи.

Из массы обнародованного материала ПСЗРИ выбрать нормы, которые являются действующими. Предполагалось устранить устаревший материал, а также устранить противоречия между разными законами. Эта часть плана также была выполнена к 1832 году, когда были изданы 15 томов Свода Законов Российской Империи. С юридико-технической точки зрения это был инкорпорационный свод.

Издание Гражданского кодекса по образцу французского гражданского кодекса 1804 года (эта часть плана Сперанского была отклонена императором Николаем 1).

В 1835 году по решению Государственного Совета 15 томов СЗРИ были объявлены единственным действующим источником правом на территории Российской Империи.

В 40-е годы 19 столетия граф Сперанский занимался кодификацией военного и морского права Российской Империи. Были изданы Свод законов военных и свод морских законов Российской Империи в 6 и 4 томах соответственно. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Право не стояло на месте, поэтому в 1848 году происходит полное переиздание СЗРИ, именуемое вторым изданием СЗРИ с учётом развившегося законодательства. С 1859 году – правительство переиздаёт по необходимости отдельные тома СЗРИ. В 1881 году к 15 томам СЗРИ было решено прибавить 16-й том. В него вошли судебные уставы императора Александра 2. В начале 20-го века создаётся новое Уголовное уложение (вступило в силу в 1903 году). Работа над новым гражданским уложением закончилась созданием к 1916 году проекта Гражданского Уложения Российской Империи, не вступившим в силу из-за революции. Впоследствии на его основе в 1922 году будет создан Гражданский кодекс РСФСР.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

В системе законодательства традиционно центральное место занимают кодифицированные акты. Их особенности и значение находятся в нескольких плоскостях. С одной стороны, они должны выполнять роль фундамента, основы законодательства. На основе их норм возникают текущие законы и подзаконные акты. С другой стороны, эти акты принимаются особым способом, получившим название кодификация.

Кодифицированная форма используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую меру концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.

Особенность кодифицированных актов состоит в том, что они занимают центральное место в отрасли или институте права. Эту роль кодифицированный акт выполняет в силу того, что он содержит всю или основную массу соответствующих норм, например Жилищный кодекс РФ. Для обширных отраслей права кодекс (например, Гражданский кодекс РФ) выполняет роль фундамента, основы иных актов, которые возникают только на основании его разрешения или указания. Эти положения очень высоко поднимают планку требований к кодифицированным актам. Современные акты, и не только положения, уставы, но и кодексы, не выдерживают такого уровня требований.

Текущее и кодифицированное законодательство отличается своими целями. При текущем правотворчестве законодатель ставит своей целью решение назревших конкретных вопросов политической, экономической, культурной жизни, тогда как при кодификации – кроме того, цель состоит в упорядочивании ранее изданных норм по всему кругу вопросов данной отрасли законодательства. Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, определенная степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, твердо сложившуюся группу, обладающую свойствами отрасли права.

Кодифицированные акты создаются с использованием специфических правил законодательной техники. Они характеризуются большим объемом (например, в четырех частях Гражданского кодекса РФ содержится 1551 статья), сложной структурой, внутренней согласованностью и высоким уровнем обобщенности нормативных предписаний.

Процедура кодификации более емкая и продолжительная, нежели обычный правотворческий процесс. В идеальном варианте эти работы включают ревизию действующего законодательства по предмету кодификации с целью выявления норм, требующих отмены или изменения. Таким образом, одновременно осуществляются два процесса: принятие нового акта и приведение иных актов в соответствие с ним. Вследствие соблюдения указанных условий результат кодификации действует достаточно продолжительный период времени, обеспечивая устойчивость общественных связей.

Таким образом, кодифицированные документы выделяются в системе нормативных правовых актов по содержательным и процессуальным основаниям.

Виды кодифицированных актов достаточно разнообразны: положение, устав, модельный закон, основы законодательства, кодекс, правила и др.

Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, системы однородных органов, организаций.

Устав — это комплексный нормативный акт, регулирующий правовое положение определенных органов и организаций либо ту или иную форму государственной деятельности.

Устав может выполнять роль учредительного документа, в котором формулируются основные нормы, определяющие правовой статус ряда субъектов Российской Федерации, структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

Модельный закон — вид кодифицированного акта, который представляет собой типовой документ, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.

ЗАКОН ГЛАСИТ –

на заседании Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 27 октября 1998 года

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении в субъекте Российской Федерации и другими законами субъекта Российской Федерации определяет порядок отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления субъекта Российской Федерации (далее – депутатов, депутата).

Статья 1. Право отзыва

1. Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.

Модельный закон может использоваться для унификации, достижения максимального единства правовых систем, государственных образований, входящих в состав федерации, государств – участников конфедерации.

Сфера регулирования модельных законов достаточно широка. Разрабатываются подобные документы разными органами и лицами, в том числе учеными, научными коллективами, органами государственной власти, экспертными и аналитическими организациями, внутригосударственными и международными инстанциями.

Особую разновидность кодифицированных федеральных законов образуют основы законодательства, основы, основные принципы. Основы законодательства – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий общие принципы регулирования тех или иных общественных отношений, наиболее существенные условия их применения. Поскольку основы законодательства представляют собой разновидность кодифицированных актов, то это предъявляет особые требования к их содержанию, объему и сфере регулирования, направленности на объединение действующих норм.

В основах объединяются такие общие, обязательные для территории всей страны правовые положения, на основе которых и во исполнение которых принимаются законы и иные нормативные правовые акты.

Наличие основ в советском государстве предопределялось тем, что правовое регулирование разделялось на два уровня. На общегосударственном уровне принимались основы законодательства Союза ССР и республик, а союзные республики в их развитие принимали кодексы. Например, Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик (1991 г.) развивались в общесоюзных уголовных законах о воинских и государственных преступлениях, а затем – в уголовных кодексах союзных республик.

Как правило, основы законодательства создавали базис отрасли права, например, Основы законодательства о земле (1990 г.) содержали принципиальные положения земельного законодательства, жилищного законодательства – жилищного права. Но были и другие основы, предмет правового регулирования которых составляли общественные отношения, имеющие в момент их принятия большое общегосударственное значение, например Основы законодательства об аренде (1989 г.), об индексации доходов населения (1991 г.) и некоторые другие.

Таким образом, основы законодательства – это федеральный закон, устанавливающий основополагающие, принципиальные, общие положения по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами Российской Федерации. В системе права у основ имеется особое предназначение. Вокруг них формируются отрасли, реже – институты права. Основы выполняют отраслеобразующую роль путем установления основных принципов регулирования, важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере. Есть основания полагать, что дальнейшее совершенствование государственного устройства, федеративных отношений, правотворческих процедур окажет воздействие на основы законодательства. Они займут подобающее им место концептуальных документов по предметам совместного ведения.

Отраслевые кодексы регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.).

Комплексные кодексы систематизируют нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены компетенцией, общими принципами регулирования (Лесной кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют кодексы материальные (Гражданский кодекс РФ) и процессуальные (Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ). Большая часть кодексов описывает необходимое, желаемое, допустимое поведение. В таком положительном подходе правонарушения представляют собой несоблюдение правовых норм положительного содержания (Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ). Некоторые кодексы, наоборот, имеют исключительно репрессивный характер. Они описывают недопустимое, противоправное поведение и устанавливают меры юридической ответственности (Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

Особую важность для характеристики кодексов играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования данного акта.


Вы узнаете о Русской Правде, Судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном Уложении, Своде законов Российской Империи, множестве Основных законов и нормативных актов СССР, Конституции РФ 1993 года и основных документах современности.

Оглавление

  • Предисловие от издателя
  • Русская Правда. В начале всех начал…
  • Судебник Ивана III 1497 года. Подкрепление централизации
  • Судебник Ивана IV: эпоха юридических новаций
  • Соборное уложение. Новая династия – новые законы
  • Свод законов Российской Империи. Попытка кодификации
  • Судьба Свода законов Российской Империи

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От Русской Правды до наших дней. Краткая история отечественного права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Свод законов Российской Империи. Попытка кодификации

Приблизиться к достижению поставленных целей сколько-нибудь существенно удалось лишь при императоре Александре I, который поручил руководство работами своему приближённому — реформатору М. М. Сперанскому. Новое дыхание процесс обрёл с преобразованием в 1810 году Комиссии составления законов в учреждение при Государственном совете и назначением Сперанского её директором и государственным секретарём.

Ощутимый импульс процесс получил с восшествием на престол Николая I, который видел своей главной задачей упрочение государственного строя и наведение порядка в государственной администрации. Самодержец прислушался к мнению М. М. Сперанского, предлагавшего разработать проекты гражданских, уголовных, полицейских и хозяйственных законов, а также осуществить издание полного собрания имевшихся законов в хронологическом порядке и приступить к составлению гражданского и уголовного уложений.

Николай I уделил первостепенное внимание собиранию и приведению в порядок существовавших на ту пору законов. Именно такая задача была поставлена перед созданным для этой цели Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Руководить этой структурой был поставлен действительный статский советник М. А. Балугьянский. Фактическое же руководство кодификационными работами осуществлял М. М. Сперанский. Он-то и обозначил два главных направления деятельности — разработку Свода законов и создание Полного собрания законов.

Обилие правовых актов и их рассредоточенность по многим ведомственным архивам, как и отсутствии полных реестров изданных законов, существенно осложняло работу. Однако к 1 марта 1830 года эта, без преувеличения — эпохальная, деятельность увенчалась долгожданным результатом. Полное собрание законов Российской империи было выпущено двумя собраниями. В первое из них были включены изданные до 12 декабря 1825 года (дня вступления на престол Николая I) акты, а во второе — те акты, что изданы после названной даты.

Параллельно с подготовкой Полного собрания законов осуществлялась и деятельность, необходимая для последующего составления Свода. Поистине титанические усилия, приложенные к созданию исторических сводов (гражданских и других законов), явились предисловием к работе над систематическим сводом законов.

Показательны приёмы, применённые при работе над Сводом. Так, его составление представляло собой распределение разного рода узаконений по предметам правового регулирования. И они представляли собой статьи, составившие в совокупности каждый из томов Свода. Правда, статьи не всегда были дословным изложением положений нормативных актов, а подчас содержали дополнения из иных актов, но по той же проблематике. Это отличало приведённый в Своде текст от текстов оригинальных документов.

Другое отличие состояло в проведении редакторской правки первоначальных текстов: неясность или устаревший характер терминологии при этом устранялись, но смысл, главным образом, сохранялся. При этом работа кодификаторов заключалась не столько в воспроизведении источников, сколько в толковании действующего права. Осовременивание текстов нередко имело результатом даже формулирование правовых норм на основе малопонятных устаревших текстов.

Особо следует сказать о ревизии подготовленных частей Свода. Потребность в ней возникала в связи с необходимостью убедиться в полноте и точности изложения переработанного материала. Естественно, отменённые законы не должны были попасть в Свод. Из примерно 2000 замечаний М. М. Сперанский принял около 500, после чего в течение 1832 года было осуществлено полиграфическое исполнение документа.

Вступление в силу Свода законов состоялось 1 января 1835 года.

Градация гражданских законов по Сперанскому предполагала деление этих правовых актов на определительные и охранительные. Ими были объединены нормы материального и процессуального права. Первую группу составили законы, в которых определялись права и обязанности в области семейных отношений, общие и особенные законы об имуществах. А вторую — законы о порядке взысканий по бесспорным делам, судопроизводстве и о мерах гражданских взысканий.

Целям обеспечения доступности законодательства, как их понимал М. М. Сперанский, служило упрощение поиска нормативного материала в сочетании с модернизацией и совершенствованием законодательства. Было произведено укрупнение основных подразделений систематического собрания законов. Полученные в результате такого подхода основные отделы практически полностью соотносились с отраслями права — государственным, административным, гражданским, уголовным и т. д. Более того, принятая при работе над Сводом законов система позволила распределить законодательство в соответствии с отраслями управления и экономики. Государственные и гражданские законы были разделены на восемь книг, которые в свою очередь состояли из 15 томов.

Неполнота Свода была видна и М. М. Сперанскому и обусловлена тем, что в законодательстве не были урегулированы многие сферы общественных отношений, а целый ряд правовых норм не вошёл в Полное собрание законов. Целый ряд узаконений последнего оказался вне томов Свода (это церковные законы, законы о народном просвещении, о государственном контроле и др.). Недостаточно проработанным оказался раздел гражданского законодательства (в том числе — о завещаниях, об опеке и попечительстве, о правоотношениях между супругами и по целому ряду других вопросов). Не вполне понятно было, как выстраивать правоотношения, порождённые полицейскими и финансовыми нарушениями, и некоторые иные.

Не были разграничены в Своде законов понятия нормативного и ненормативного правового акта, в него были включены некоторые технические правила, не относимые к правовым нормам. Юридический язык документа страдал неопределённостью, а некоторые статьи — излишней многословностью.

В ІХ-Х вв. в Киевской Руси существовала система устного обычного права. Вследствие недостатка источников, невозможно определить точно, какой именно была эта система права до XI века.

В условиях родового строя поведение восточных славян (впрочем, как и других народов) регулировалось обычаями. По мере развития государственности некоторые нормы обычного права, которые можно было использовать в интересах государства, постепенно стали трансформироваться в нормы государственного, писанного права. Но далеко не все нормы обычного права признавались государством. Общины вели с ним многовековую борьбу за свои права и свободы. Государство подавляло многие обычаи, особенно языческие, но не могло их сломить и в критические моменты своей истории опиралось на самоустроительный потенциал и самоорганизую шее начало общинного права.

Обычное право легло в основу всех правовых источников Киевской Руси, но были и заимствования, связанные с международными контактами.

Важнейшими источниками (и памятниками) истории государства и права данного периода являются договоры Руси с Византией. Начальная русская летопись сообщает, что в X в. Русь заключила с Византией четыре договора; в 907, 911, 945, 971 годах. Летописец пересказал текст первого договора и привел полный текст трех последних.

С XI века Древнерусское государство под влиянием Византии включается в общий для христианского мира процесс юридического оформления правовых отношений, который принято называть кодификацией. Языческие традиции, славянское обычное право и особенности страны не позволили простого заимствования чужих норм, возник сложный комплекс обычного и кодифицированного юридического быта.

Важнейшими памятниками и источниками ХІ-ХІІ веков являются:

  • Русская Правда;
  • Церковные уставы и Уставные грамоты;
  • Кормчие книги;
  • летописи (которые хоть и не являются юридическим документом, но все же дают огромный материал о развитии государственности и права Киевской Руси).

Остановимся подробней на этих документах. Основным источником права изучаемого периода является Русская Правда – это сборники норм обычного права, законов и судебных решений Киевской Руси. Русская Правда дошла до нас в большом количестве списков, между которыми есть множество различий как по содержанию правовых норм, так и по системе их расположения. Это является свидетельством того, что кодификация на Руси проходила несколько раз. Единства научных взглядов о происхождении Русской правды не достигнуто. Сегодня все списки Русской Правды принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда, Сокращенная Правда.

Краткая Правда является древнейшей редакцией и состоит из двух частей:

  • Правды Ярослава (10-30-голы XI в.);
  • Правды Ярославичей (50-70 годы XI в.).

Основным источником Правды Ярослава было обычное право, которое было подтверждено Ярославом и его законодательством. Точно определить дату начала написания Краткой Правды невозможно, можно указать лишь десятилетие.

Правда Ярославичей имела своим источником уже не нормы обычного права, а законодательную и судебную практику князей (нормы обычного права, узаконенные Правдой Ярослава, были дополнены). В окончательный вариант Краткой Правды вошли нормы, время написания которых не установлено, и постановления князя Ярослава, не вошедшие в состав Правды Ярослава. Следовательно. Краткая Правда была не механическим соединением правовою материала, а сборником права Киевского государства XI века.

Наряду с вопросом о происхождении основных редакций Русской Правды, в научной литературе спорным остается вопрос об официальном и неофициальном происхождении этого документа. Здесь существует несколько точек зрения:

  • Русская Правда – это официальный кодекс права Древнерусскою государства;
  • Русская Правда – это частный правовой сборник;
  • Русская Правда – это церковный сборник по внецерковным делам.

В любом случае, Русская Правда является важнейшим памятником феодального права. В ней зафиксированы попытки кодификации древнерусского права на протяжении нескольких столетий.

Важнейшими памятниками законодательной деятельности являются: Церковные уставы и Уставные грамоты, среди которых можно выделить:

  • Устав князя Владимира;
  • Устав князя Ярослава.

Устав князя Владимира в первоначальном виде не сохранился. Последующие редакции содержат много дополнений, но основу этого документа составляют подлинные постановлений князя Владимира. В частности – о даровании церкви десятины (десятой части всех княжеских доходов); об освобождении церковных людей от подсудности княжескому суду; об отнесении ряда дел к церковному суду; о предоставлении церкви права надзора за правильностью мер и весов.

Устав князя Ярослава хоть и дошел в большем числе списков, в подлиннике также не сохранился. Сохранившиеся списки носят следы позднейших дополнений и изменений текста. В основном, постановления этого Устава устанавливают наказания за преступления, входившие в компетенцию церковного суда.

Церковные уставы имеют важное значение среди источников права, гак как знакомят нас с отношениями государства и церкви, с правами духовенства, с делами и лицами, подлежащими ведению и суду церкви, а также знакомят нас с теми правовыми нормами, которые не нашли своего отражения в Русской Правде.

Источник – глава из учебного пособия:

Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.

Читайте также: