Почему идеи лютера были поддержаны по всей германии но были резко осуждены папой римским

Обновлено: 04.07.2024

XV–XVI века были для Европы временем религиозных исканий. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных людей. Находилось всё больше смельчаков, склонных к самостоятельным размышлениям, к сомнениям во всём, что ещё недавно казалось незыблемым, в том числе и в вопросах веры. Этих энергичных и предприимчивых людей не устраивали средневековые идеалы смирения и аскетизма, они не хотели смотреть на земную жизнь лишь как на приготовление к жизни загробной. Оставаясь верующими, они испытывали потребность в вероучении, которое оправдывало бы такую позицию. А католические идеалы вызывали всё больше критики, нередко продолжавшей и развивавшей традиции средневековых ересей.


Карикатура на Католическую церковь. Изображающая Антихриста в папской тиаре. XVI в.

Католическую церковь было за что критиковать. Современники высмеивали и обличали корыстолюбие, невежество, чревоугодие священников и монахов. Всеобщее недовольство вызывали огромные богатства Церкви. Предметом зависти дворян были её обширные земельные владения. Экономным горожанам всё меньше нравились пышное церковное убранство и дорогостоящие церковные обряды. Правители хотели установить в своих государствах контроль над Церковью и воспользоваться её богатствами. Этому противились папы, претендовавшие на главенство над светской властью. Кроме того, в Рим поступали колоссальные доходы, получаемые со всех католиков Европы: плата за церковные должности, десятина, плата за исполнение обрядов… Папский двор купался в роскоши, папы и кардиналы пировали, охотились. Многие брали взятки, за деньги в Риме можно было приобрести любую должность и получить отпущение любых грехов. Несоответствие между образом жизни служителей Церкви и тем, что они проповедовали, вызывало возмущение верующих и части духовенства.


Религиозная процессия на площади Св. Марка в Венеции. Художник Д. Беллини


Какие семь таинств признаёт католицизм? (Вспомните из курса истории Средних веков или выясните из литературы.)

Недовольство Церковью нарастало по всей Европе. Началась Реформация – широкое движение за реформу (обновление) Католической церкви, охватившее в XVI в. многие европейские страны.

Реформация зародилась в Германии, и это не случайно. Ни в одной другой стране Европы к началу XVI в. не накопилось столько противоречий. В отличие от многих европейских стран (Англии, Франции, Испании), в Германии, составлявшей основную часть Священной Римской империи, в это время сохранялась политическая раздробленность. Раннее развитие капитализма во многих отраслях промышленности причудливо сочеталось здесь с отсталостью деревни, в которой сохранялись традиционные отношения между крестьянами и сеньорами.

Идеи объединения страны, ограничения произвола князей, усиления императорской власти и других перемен буквально витали в воздухе. Но многочисленным проектам реформ неизменно противостояли те силы, которые не были в них заинтересованы, и прежде всего семь курфюрстов – наиболее могущественных князей, имевших право выбирать императора. По сути, в стране все враждовали со всеми. Князья не давали усилиться императору и в то же время притесняли простых дворян; дворяне, бессильные перед волей князей, отыгрывались на крестьянах и горожанах, жестоко страдавших от их произвола. И только в одном – в недовольстве Католической церковью – сходились все слои немецкого общества. В раздробленной Германии у слабой императорской власти не было сил противиться притязаниям пап. В немецких землях Церковь сильно зависела от Рима и отправляла туда огромные суммы.


Папа Римский Лев Х – противник Реформации. Художник Рафаэль

Мартин Лютер против Папы Римского

Сын разбогатевшего рудокопа Мартин Лютер (1483–1546) учился в университете и подавал блестящие надежды, но затем бросил учёбу и ушёл в монастырь, стремясь найти там путь к спасению души. Позже он стал священником и доктором теоло?гии, проповедовал в церкви города Ви?ттенберга. После долгих размышлений Лютер пришёл к выводу, что милостью Божьей будет оправдан лишь искренне верующий, а те внешние проявления благочестия, которых Церковь требует от верующих, не имеют никакого значения для спасения души.


Мартин Лютер. Художник Л. Кранах Старший


Идея Лютера об оправдании верой имела важные последствия, которые он и сам осознал не сразу. Ведь если человека спасает вера, то нужно ли посредничество Церкви во главе с Папой? Церковь должна лишь наставлять людей в религиозной жизни, помогать им понять Библию. Имущества у неё быть не должно, а то, что есть, следует секуляризи?ровать, т. е. передать светским властям. Священники, по Лютеру, ничем не отличаются от обычных людей, и в их безбрачии нет никакого смысла. И тем более не нужны монахи…

Признавая в делах веры авторитет только Священного Писания, Лютер, вопреки нормам католицизма, подчёркивал, что сочинения отцов Церкви, решения пап и соборов не имеют обязательной силы. Зато Библия должна быть доступна каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь. Лютер перевёл Библию на немецкий язык, и его перевод считается замечательным памятником немецкой словесности XVI столетия.


Церковь в Виттенберге, где проповедовал Мартин Лютер

Взгляды Лютера, и особенно его идея оправдания верой, легли в основу различных религиозных реформаторских направлений в Германии и за её пределами.


Чем отличается лютеровское понимание путей спасения души от католического?

В 1520 г. Папа Римский издал особый документ – бу?ллу с угрозой отлучить немецкого бунтаря от Церкви. В ответ Лютер публично сжёг один из экземпляров буллы. Множилось число сторойников реформ и среди бюргеров, и среди дворян, и даже среди князей. Их поддержал и саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, во владениях которого жил Лютер.

Весной 1521 г. дело Лютера рассматривалось на Во?рмском рейхстаге в присутствии императора Карла V. Лютер вновь отказался отречься от своих взглядов. Император встал на сторону Папы и добился того, что рейхстаг (парламент) резко осудил новую ересь.

Между тем сторонники Лютера от слов переходили к делу. Возбуждённые проповедниками толпы уничтожали в церквах иконы – в результате погибли многие шедевры средневекового искусства. Лютер осудил такие действия: он считал, что Реформацию следует проводить только мирными средствами и что заниматься этим должны власти, а не простой народ.

Однако Лютер не мог контролировать события. Начатое им дело привлекло очень многих, но каждый понимал его учение по-своему. В Реформации появились разные направления, выражавшие интересы различных слоев общества. Сам Лютер оказался сторонником умеренного течения, стремясь опереться на князей и городские власти. Но были и приверженцы решительных действий, связывавшие реформу Церкви с переустройством общества в целом.


Мартин Лютер перед императором Карлом V на рейхстаге в Вормсе

Крестьянская война в Германии

Идеи Реформации быстро распространялись в народе. Многие считали, что земные порядки, противоречащие Божественным установлениям, следует изменить. Среди сторонников народной Реформации выделялся То?мас Мю?нцер (ок. 1490–1525). Сначала он поддержал Мартина Лютера, но затем стал его непримиримым врагом.


Мюнцер полагал, что частные интересы людей должны быть подчинены целому – Божественному замыслу. Понять его способны лишь те, кто действует в интересах всего общества. Это – трудовой народ, ремесленники и пахари. Взяв власть в свои руки, они установят на земле царство справедливости. А раз мирным путём им власть не отдают, значит, надо вести вооружённую борьбу против препятствующих воплощению Божественного замысла господ и властей.

Эта проповедь прозвучала на фоне резкого обострения отношений между сеньорами и крестьянами. Сеньоры в это время стремились повысить свои доходы за счёт простых земледельцев, возрождая старые повинности и вводя новые. В ответ крестьяне организовывали заговоры против господ. Все заговоры были раскрыты, но сыграли немаловажную роль в подготовке нового восстания, самого крупного в истории страны.

Однако созвать съезд и обсудить эту программу крестьянам не удалось. Оправившись от первоначальной растерянности, власти разбили повстанцев и во Франконии, и в Тюрингии, где восставших возглавлял сам Мюнцер. В мае 1525 г. превосходящие силы князей взяли штурмом укреплённый лагерь восставших у Франкенха?узена. За подавлением восстания последовали жестокие расправы над его участниками, был казнён и Мюнцер. Считается, что в Крестьянской войне погибло около 100 тыс. человек. Положение крестьянства в целом ухудшилось, его сословное неравенство сохранилось.

Подавление крестьянского восстания стало поражением народной Реформации, а также сторонников реформ среди бюргерства и части рыцарства. Было закреплено всевластие князей, и объединение Германии надолго отодвинулось. И всё же Крестьянская война осталась в истории как символ борьбы народа за свободу.

Дальнейшие судьбы лютеранства

Мартин Лютер резко осудил повстанцев и Томаса Мюнцера, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом. В то же время их чрезвычайно привлекали идеи секуляризации и главенства государя над Церковью. Они перешли на сторону Реформации и присвоили себе церковные владения. Даже великий магистр Тевтонского ордена распустил орден, секуляризировал его земли и принял титул герцога Прусского. Главой Церкви в каждом княжестве становился его государь.

Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера – лютеране – заявили протест. Они утверждали, что в делах веры мнение большинства не может быть навязано меньшинству. С этого времени их стали называть также протеста?нтами. Позже этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.

К тому времени Реформация давно перешагнула границы Германии. Число сторонников Лютера множилось всюду. По инициативе королевской власти Реформация по лютеранскому образцу была проведена в Англии, в Дании с подвластными ей Норвегией и Исландией, в Швеции с подвластной Финляндией. В каждой из этих стран Церковь возглавил монарх. Таким образом, к середине XVI в. лютеранство возобладало в нескольких европейских странах.

Реформация в Европе в XVI в. и крестьянская война в Германии



Найдите на карте основные области Крестьянской войны: юго-запад (Швабию), Франконию, Тюрингию, Тироль. Найдите города Хайльбронн и Франкенхаузен. Найдите страны и области, где победило лютеранство.

В первой половине XVI в. в Европе началась Реформация – широкое движение за обновление Католической церкви, охватившее почти всю Европу. Расколов Церковь, Реформация дала начало новым направлениям в христианстве. Народная Реформация потерпела поражение в ходе Крестьянской войны в Германии, лютеранство же победило в ряде стран Европы.


Теология (от гр. theo?s – Бог и l?gos – слово) – то же, что богословие: систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.


• 1517 – начало Реформации в Германии.

• 1524–1525 – Крестьянская война в Германии.

• 1555 – Аугсбургский религиозный мир.

(Из речи Мартина Лютера на Вормском рейхстаге)

1*. Как вы думаете, почему Реформация началась именно в Германии?

2. Можно ли считать случайностью то, что Реформация началась с тезисов против индульгенций?

3. Почему в Реформации появились разные направления?

4. Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?

5. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

6. Каковы были итоги Реформации к середине XVI в.?

1. Опираясь на материал учебника, докажите, что Реформация назревала во всей Европе, а не только в Германии.

2. Определите, как связаны с идеей Лютера об оправдании верой следующие положения его тезисов:

1) требование секуляризации церковного имущества;

2) осуждение монашества;

3) осуждение паломничества;

4) сокращение числа церковных таинств;

5) отрицание авторитета папских булл и церковных соборов.

3. Определите, какие из приведённых высказываний принадлежат М. Лютеру, а какие – Т. Мюнцеру. Найдите различия во взглядах двух реформаторов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии Причины РеформацииXV–XVI века были для Европы временем религиозных исканий. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных

§ 55. Крестьянская война 1773 – 1775 гг

§ 55. Крестьянская война 1773 – 1775 гг Положение крестьян. Известно стремление императрицы убедить всех, особенно иностранных корреспондентов, что страна при её правлении процветает, а народ живет в достатке и благоденствии. Показательны два письма Екатерины: одно

Вторая Крестьянская война

Вторая Крестьянская война Формально она началась в 1930 году – ответ крестьян на проводимую Иосифом Сталиным политику коллективизации. О ее масштабах и количестве активных участников журналисты и историки спорят до сих пор. Одни утверждают, что она представляла большую

Крестьянская война

Крестьянская война тайпинов

Крестьянская война тайпинов Эта форма вначале оказалась традиционной для Китая, т.е. такой, в которой почти не была заметной антииностранная, антизападная линия недовольства. Даже напротив, чуждые традиционной структуре западные христианские идеи сыграли чуть ли не

§2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И. БОЛОТНИКОВА

§2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И. БОЛОТНИКОВА Если о Василии Шуйском практически нет солидных работ, поскольку основные события шли как бы без него и часто против него, то о крестьянской войне и Иване Исаевиче Болотникове (ум. в 1608) написано много книг и

Крестьянская война в Германии

Крестьянская война в Германии Протестное общественное движение, вызванное обострением социально-экономических и политических противоречий в Германии на протяжении XV – начала XVI в., достигло своей кульминации во время крестьянской войны 1524–1525 гг. Первые выступления

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ Нападение крестьян на рыцаряРеформация, начатая Лютером, нашла своих сторонников во всех слоях населения Германии. Интересно, что каждый находил в ней что-то свое и подстраивал религиозные идеи Лютера, зачастую искажая их, под свои чаяния.

Крестьянская война (1524—1525 гг.)

Крестьянская война (1524—1525 гг.) Общественное движение и социальная борьба в Германии конца XV — начала XVI в. достигли своей кульминации в Крестьянской войне 1524—1525 гг. Одна из ее причин — ухудшение экономического,социального и правового статуса крестьян, особенное

Коллективизация и крестьянская война

24. К чему привела Реформация в Германии?

24. К чему привела Реформация в Германии? Реформация была первым актом выступления нового, зародившегося в недрах феодального общества буржуазного сословия против феодальных порядков.Реформация началась в духовной сфере, с выступления буржуазии против католицизма –

31. Крестьянская война под руководством Пугачева

31. Крестьянская война под руководством Пугачева Начало и ход крестьянской войны. Первыми восстали казаки на реке Яик (теперь река Урал). Царское правительство лишало уральских казаков их вольностей, облагало их обременительными налогами, стремясь превратить казаков в

6. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

6. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ Великие географические открытия изменили жизнь европейского общества, причем были опровергнуты некоторые церковные догмы. Открытия ученых также вносили свой вклад в опровержение церковных учений о мироздании. В XVI в. под влиянием открытий,

7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.)

7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.) Уровень социально—экономического и политического развития Германии к началу XVI в. уступал только Нидерландам и Англии. Рост городов обусловливал интенсивную деятельность сельского хозяйства, которое стало приносить больше

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии Причины РеформацииXV–XVI вв. были для Европы временем духовного обновления. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных

Читайте также: