Что является в мире идеалом современного права

Обновлено: 01.06.2024

АННОТАЦИЯ:
Существует ли идеал правового общества как культурная ценность, невзирая на отсутствие его публичного оглашения?

В коммунистическом идеале ничего не говорится также о законе. Хотя закон в советском обществе присутствовал, существовал он больше для властей, чем для людей. А рядовые граждане обходились без закона: они старались быть послушными любому проявлению власти как добрый сын послушен своему заботливому отцу. То есть, советские люди довольствовались одной лишь моралью, не нуждаясь по-настоящему в законе.

Конечно, в политической реальности, послушание опиралось не только на добрую волю, но и на страх; а власть использовала не только доброе слово, но и пистолет. Однако в идеале всё обстояло именно так, как описано.
Насколько этот идеал утопичен – второй вопрос. Главное, что он был и есть!

Идеологи коммунизма тоже считали свои идеи опирающимися на знание, и, может быть, с большим основанием, так как учитывали уже имевшийся на тот период исторический опыт осуществления либеральных лозунгов. Тем не менее, коммунистический идеал также невозможен без трансценденталии, как и либеральный.
Такой негласной, но подразумеваемой трансценденталией выступает в коммунизме единая МОРАЛЬ; Мораль как таковая, очищенная от временных и локальных особенностей, якобы присущая Человеку от рождения как существу общественному по природе, – ровно так же как просветители предполагали наличие у человека прирождённого естественного разума как частички Разума Вселенной.

По контрасту, спросим себя: А какова функция государства в правовом обществе? И как оно здесь должно было бы умаляться вплоть до полного упразднения?

Очевидно, что как представитель всеобщего Разума буржуазное государство, по идее, должно в каждом случае проводить границу, преступая которую частное разумение перестаёт быть согласным с Разумением всеобщим.
Эта операция в любом частном случае осуществляется локальным судом, руководящимся в своих решениях постановлениями Общего Суда, или Парламента, который, обобщая частные случаи, проводит общие границы, или издаёт законы. Последние представляют собой опубликованные судебные речи, говорящие о том, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ делать в том или ином типическом случае приватного общественного быта.

Итак, что же необходимо должно быть, чтобы осуществлялась цель отмирания государства в правовом обществе?
Иными словами, что необходимо для того, чтобы насильственное принуждение к исполнению закона и законного решения суда сделалось ненужным?

Ответ очевиден: Безусловная добрая воля каждого индивидуума к отысканию и соблюдению границ Всеобщего Разума, или к познанию и соблюдению Закона, прежде всего (!).

Может быть, это и есть тот самый искомый нами идеал, проекцией которого является концепт правового общества?
Допустим, так оно и есть. Роль идеала в строительстве коммунизма очевидна и бесспорна. Спрашивается: а в жизни либерального общества как успешного проекта играет ли идеал какую-либо роль?

Всякий идеал является положительной ценностью и служит источником позитивной личной жизнетворной энергии. С этой точки зрения невозможно игнорировать значимость идеала в жизни любого общества.
Однако, идеологи либерализма привыкли опираться на отрицание. В частности, на отрицание государства и церкви как деспотии, тирании, угнетения, душителей свободы автономного естественного разума и т. д.

Между тем, хитрость либерального общественного устройства состоит в том, что идеал Закона как высшей ценности спрятан там в протестантской религии. И, благодаря этому, политологи позволяют своей мысли быть свободной от аналогичного идеала в качестве творящей общественной силы. Ведь, в лице протестанта они уже имеют готовым человеческий материал, нужный для построения правового общества.

Одновременно, отрицательная ценность свободы ведёт к своеволию и правовому нигилизму: порождает общество тотальной коррупции.

Сказанное даёт основание призвать всех россиян, желающих жить в правовом обществе, проникнуться идеалом закона как высшей ценности.
Тем более, что в религиозном плане осознанное следование закону должно как будто возвращать имярека на дорогу, ведущую в Рай.

Ведь, если держать на уме, что общественный закон говорит, чего нельзя делать, т. е. является заповедью (точно так, как физический закон говорит о том, чего не может быть, т.е. является запретом) – и вспомнить, что первые люди изгнались из Рая через нарушение заповеди, или первого закона, то становится ясно, что особое внимание ко всякой заповеди как поведение, противоположное соблазнению к её нарушению, является поведением обратным тому, что привело Адама и Еву к потере благодати, и, значит, позволяет надеяться на её вновь-обретение.

Столь же далеко отстоит любовь к ближнему от бытовой небрежности и анархии, поскольку реальное исполнение закона в коммунальном быту сопряжено с соблюдением ПРАВИЛ любой деятельности, начиная с правил безопасности.
Нельзя любить ближнего и не любить правила.
Таким образом, для того чтобы стать христианином и осуществить любовь к ближнему в виде правового общества, нам нужно стать немножко "немцами" — что русскому не по нраву!
А увенчать башню нашего идеала могла бы приверженность процедуре. Поскольку соответствие закону всех административных решений и всех гражданско-правовых актов призвана гарантировать именно ПРОЦЕДУРА их принятия и исполнения.
Недооценка процедуры в гражданском быту и непонимание её назначения и значения является одним из недостатков российской ментальности, также мешающей нам быть правовым обществом.

Тип: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

  • раскрыть сущность и значимость для международного права Всеобщей декларации прав человека;
  • сформировать ценностные ориентации и убеждения, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества;
  • воспитание правовой культуры учащихся;
  • воспитание уважительного отношения учащихся к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
  • воспитание чувства ответственности за свои действия.

Оборудование: мультимедийная установка; мультмедийная презентация, текст Всеобщей декларации прав человека на каждой парте.

I. Вводное слово учителя

– Каждый человек наделён правами. Но не все люди знают, какими правами они обладают. Большинство людей знает, что они имеют право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Но ведь кроме этих прав существуют и многие другие. Когда права человека плохо известны людям, могут возникнуть такие нарушения прав человека, как дискриминация, нетерпимость, несправедливость… После злодеяний и многочисленных человеческих жертв Второй мировой войны, в 1948 году была подписана Всеобщая декларация о правах человека ООН, чтобы обеспечить общее понимание того, что же такое права человека. Она является фундаментом для построения мира на основе свободы, справедливости и мира.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа с учащимися

– Что такое права человека?
– Какие права имеете вы и ваши родители?
– В каких документах провозглашаются права и свободы человека и гражданина?

III. Изучение нового материала

1. Задание на выявление причинно-следственных связей

2. Рассказ учителя об истории принятия Всеобщей декларации прав человека (Приложение 1, слайды 2-5)

Вторая Мировая война преподнесла человечеству трагический и очень важный урок. Стало очевидно, что ужасы геноцида и войны могут повториться, если не начать разговор об универсальных правах, которые должны принадлежать всем людям, независимо от места рождения, социальных, культурных, религиозных и прочих отличий. После создания Организация Объединенных Наций члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе Второй мировой войны. Мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права каждого человека везде и всегда. Задуманный ими документ, который позднее стал Всеобщей декларацией прав человека, рассматривался на первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946 году. Ассамблея рассмотрела проект декларации об основных правах человека и свободах и направила его Экономическому и Социальному Совету для передачи на рассмотрение Комиссии по правам человека. Комиссия по правам человека состояла из 18 членов, представлявших различные политические, культурные и религиозные традиции. Председателем Редакционного комитета являлась Элеонора Рузвельт, вдова американского президента Франклина Д. Рузвельта. Вместе с ней работали Рене Кассэн (Франция), составивший первый проект Декларации; докладчик Комитета Шарль Малик (Ливан); заместитель Председателя Пэн Чун Чан (Китай); и Джон Хамфри (Канада), директор Отдела по правам человека Организации Объединенных Наций, который подготовил набросок Декларации. Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке окончательного проекта участвовало свыше 50 государств-членов. В своей резолюции 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались при голосовании, но ни одна страна не проголосовала против.

3. Задание на сравнение (рефлексия)

Вывод: Декларация является частью Международного билля о правах человека; Конституции РФ составлена на основе Декларации и провозглашает основные права и свободы человека, утвержденные в ней.

4. Работа с источником по группам

IV. Закрепление изученного материала

V. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся

Общий вывод по теме сначала пытаются сделать учащиеся, затем учитель обобщает все сказанное и подводит итог (Приложение 1, слайд 24).

Идеальные конструкции – это своего рода идеал; то, к чему следует стремиться современным государствам и обществам.

Мартышин писал, что четыре основных типа понимания права подразделяются на две реальные (два вида позитивизма) и две отвлеченные, идеальные конструкции (теория естественного права и философское понимание права).

Теории естественного права выводят право из божественной воли, природы человека и общества или разума. Считается, что естественное право не зависит от государства, возникло до него и существует рядом с ним и над ним. Оно представляет собою критерий оценки позитивных законов, но само по себе оно вовсе не всегда обеспечивается законами с характерной для них возможностью принудительного исполнения.

Можно говорить о двух смыслах естественного права: историческом и метафизическом:

У Т. Гоббса и у этнологов речь идет о явлении, характерном для определенного исторического этапа.

Магистральная линия – метафизическое понимание естественного права как вечного спутника человечества и воплощения справедливости.

Под естественным правом (в метафизическом смысле) всегда понималась справедливость.

У естественного права тот же источник, что и у самых ранних представлений о справедливости, т.е. мифы и священные писания разных народов, обычаи, так как ествественное права всегда отождествлялось со справедливостью.

В ходе английской революции сложилось новое понимание естественного права как неотчуждаемых прав личности. Оно нашло законодательное воплощение в таких важнейших исторических до-кументах, как Декларация независимости США (1776), французская Декларация прав человека и гражданина (1789). В XX в. во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека и положениях большинства действующих конституций эта концепция естественного права получила мировое признание.

Сегодняшнее понимание естественного права, истоки которого восходят к XVII–XVIII вв., несет в себе элементы как новизны, так и преемственности. Иными словами, концепция неотчуждаемых прав – это не отрицание прежних пониманий естественного права (нормы, соот-ветствующие природе человека, веление здравого разума), а их иное выражение; те же разумные нормы определяются через права человека.

Противники естественно-правовой школы полагают, что нормы естественного права представляет собой всего лишь моральные суждения, что они подменяют право моралью.

Теории естественного права исходят из сложного взаимодействия между естественным и позитивным правом, из возможности несоответствия позитивного закона естественному, что отмечали еще софисты и стоики. Это означает реальность отступления законодателя от естественного права, которое в данном случае в самом деле приобретает характер нравственной обязанности. Несоответствие позитивного права естественному, т.е. справедливости, неминуемо ставит проблему неповиновения, спорную с юридической точки зрения в связи с обязательностью закона и более простую в моральном плане.

Философский подход к праву представляет собой попытку опреде-ления сущности права. В этом его отличие от формальной констатации наличия правовых норм, сводимой обычно к пониманию источников права.

Задача философского подхода – выявить общий принцип, который должен быть положен в основу правового регулирования.

1)философский – идея права

2)формальный – система права в отличие от его идеи – вполне реальное явление

Формальный и философский взгляд, или подход, находятся в разных сферах. Первый концентрируется на положительных законах, второй на природе (или идее) права. Можно заключить, что формальный подход – удел обывателей и юристов, а философский – мыслителей и тех, кто призван заниматься правотворчеством.

Соловьев: Право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства. Определение соловьева соответствует Канту.

Философский подход к праву иногда относят к теориям естественного права, тем самым не признавая за ним самостоятельно значения. Такого мнения придерживался даже В.С. Соловьев.

Философский подход к праву сближает с естественно-правовыми концепциями, то, что он носит идеальный характер, исходит из того, ка-ким право должно быть. В то же время он лишен конкретности, детализации. Нормы естественного права представляют собой четкие правила поведения. Философский подход не содержит конкретных норм. Он абстрактен, умозрителен, как подобает философии. Именно поэтому философский подход применим к любой теории и любой системе права.

Философский подход к праву представляет собой основу законодательства и применения права, он незаменим при оценке, толковании и совершенствовании юридических норм.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и стано­вятся объектом оценки.

Ценности выражают убеждения и пред­почтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие нераз­ложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспри­нимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохра­нению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точ­ного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые счи­тают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории цен­ность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать осо­бенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценно­стной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности назы­вается оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мо­раль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, ис­полнение, использование и соблюдение права) представляют со­бой области человеческой деятельности ярко выраженного оце­ночного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о цен­ностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода свя­зано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксио­логическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религи­озных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие по­ступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеа­лы, цели, социальные институты. Они являются правовыми цен­ностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценно­стей , которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными прин­ципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, де­мократия, порядок, безопасность, мир.

Наряду с ними существу­ют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные цен­ности одновременно являются идеалами и осуществляются ре­альной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и пра­вотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека так­же приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выра­жает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей со­вокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Вместе с тем отметим, что, во-первых, раз­ные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правово­го инструмента каждый раз определяется конкретно историче­ски. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста дея­тельности субъектов права, организационных сил, соответствую­щих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых со­стояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются но­вые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различ­ным субъектам права в виде субъективных прав новое простран­ство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, что­бы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья дру­гих людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундамен­тальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духов­ной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренче­ские ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценно­стей являются относительно самостоятельными.
Правовые ценности представляют собой вид духовных цен­ностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей.

Их основной и специфической функцией является регу­лятивная функция . Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Пра­вовые ценности составляют элемент системы социального (соци­ально-политического) управления обществом. При этом они яв­ляются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко вы­раженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраня­ются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функ­циональной особенностью — имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, во­левого выбора социальными (правовыми) субъектами объектив­но существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные фор­мы бытия ценностей:

  • общественные целевые ценности и идеалы;
  • предметно-воплощенные ценности;
  • личностные (или экзистенциальные).

Этот момент выражается в ориен­тации человека на образцы должного, на ценности, на основе ко­торых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.

В то же время ошибочно было бы отождествлять обществен­ный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не ох­ватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в со­став которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческо­го в человеке, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность.

Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосозна­нию глубокую личностную окрашенность. Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и вы­ступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершен­ствования личности, как форма реализации активности, творче­ства человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, варварства и несправедливости.

Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

Предметно-воплощенные ценности. Сами правовые идеа­лы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и зако­нах. Они входят в правовую нормативность как ведущий эле­мент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов пра­ва, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений проис­ходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, но­вые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеала­ ми переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

Личностные, экзистенциальные ценности. Личностные ценности представляют собой идеальные представления о бла­гах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной мере как авто­ритетные и обязательные установки ее сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обя­зательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направ­лено и против других людей. То, что выбирают люди, что дела­ют для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, за­висит от духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Правовые ценности по своему характеру являются деонтически­ ми и служат для создания, воспроизводства и укрепления соци­ального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельно­сти общества и человека выступает и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправед­ливости.

Анализ природы правовых ценностей и их иерархии , а также выявление ценности права позволяет перейти к обоснова­нию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.

Читайте также: