Что является правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации

Обновлено: 25.06.2024

Медиация востребована сегодня в сфере образовании всех уровней: от начальной школы до университета. Особое место занимает школьная служба медиации (примирения), целью деятельности которой является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтных ситуаций. Задачами деятельности школьной службы являются: проведение примирительных встреч для участников школьных конфликтов, обучение школьников, педагогов, родителей методам урегулирования межличностных конфликтов. В состав школьной службы входят ученики и педагоги школы.

Если у вас возник конфликт с одноклассником или педагогом, если у вас проблемы с родителями, вы подрались или вас оскорбляют и т.д., всегда можно обратиться с заявлением к куратору школьной службы для урегулирования спора или конфликта.

В школьной службе можно разрешать споры, а также конфликтные ситуации между детьми, педагогами, родителями, администрацией школы, детьми и педагогами, педагогами и родителями. Для разрешения данных споров можно обращаться к кураторам школьной службы в учебном учреждении.

Медиация

Деятельность школьной службы медиации основывается на принципах:

  • добровольности участия спорящих (конфликтующих) сторон в процедуре урегулирования конфликта;
  • конфиденциальности, предполагающей обязательство членов Службы и участников конфликта не разглашать сведения, полученные в ходе переговоров. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении;
  • нейтральности и независимости медиаторов. Членам Службы запрещается принимать сторону кого-либо из участников конфликта, выяснять вопрос о чьей-либо виновности.

Медиация в школе

Активно развивается в школах Республики Беларусь школьная медиация, где в роли посредников выступают сами школьники. Учителя и психологи стараются в детские споры не вмешиваться и ориентируют юных медиаторов на самостоятельность. На помощь они приходят лишь в сложных ситуациях или когда конфликт возникает между взрослыми (учителями, родителями, администрацией).

Очень важно, чтобы в разрешении споров были задействованы сами дети и чтобы их учили медиации. В противном случае медиация конфликтующим школьникам попросту будет не интересна.

Школьники-медиаторы, прошедшие специальное обучение, помогают как одноклассникам, так и другим учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в школе.

Школьная медиация

Школьный медиатор в процессе приватного разговора с обеими сторонами, должен выявить настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.

Безусловно, что обучение школьников медиации – важно и нужно. Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиации, дети учатся уважать себя, ценить других, в них воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в школе поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые решения.

Медиация учит их умению занимать активную жизненную позицию. И всему этому самое время учиться в школе!

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ

Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.

У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.

ЧТО ШКОЛЬНИКИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

  • Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
  • Помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении.
  • Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.

Отношения в классе

Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
  • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
  • Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
  • Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ

  • Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
  • Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
  • Происходит восстановление душевного равновесия в школе.
  • Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
  • Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
  • Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
  • Укрепляется роль школьного самоуправления.

Медиация в школе, возникла как ответ на современное развитие общественных отношений и необходимость внедрения и активного применения новых форм разрешения конфликтов. Форм использующих в качестве основного механизма их урегулирования добровольное волеизъявление сторон, направленное на устранение причин спора, восстановление нарушенного субъективного права.

Медиация в школе

Практика показывает, что решение по спору, урегулированному сторонами добровольно, исполняется ими быстрее и активнее, без необходимости применения законных мер принуждения.

Немаловажную роль в развитии института медиации, как альтернативного способа разрешения конфликта, играет процесс интеграции метода в повседневную практику школьной жизни.

Направленный не столько на урегулирование конкретных конфликтов, сколько на их предотвращение, обучение учащихся навыкам разрешения споров путем активных переговоров. Направленный на воспитание правосознания и интеграцию подростков во взрослую жизнь.

Понятие медиации

ФЗ об альтернативной процедуре урегулирования споров

Само явление медиации, как способа достичь конструктивного решения с участием независимого и беспристрастного посредника, используется человечеством давно.

Стоит отметить, что медиация в школе начала использовался российскими педагогами в воспитательном процессе задолго до принятия закона.

Правовой акт о медиации в достаточном объеме регламентирует процедурные вопросы организации процесса медиативных переговоров. Он определяет правовое положение метода в системе способов защиты гражданских прав, устанавливает сферы его применения.

Суть медиативного способа урегулирования спора заключается в предоставлении сторонам максимальных возможностей для принятия решения самостоятельно. Без участия стороны, обладающей полномочиями арбитра, постановляющей решение своей волей.

С этой целью закон вводит между сторонами фигуру посредника (медиатора). Задачей которого является обеспечить сторонам возможность выслушать друг друга, понять и договориться.

Медиатор не принимает решения, но способствует его достижению.

Принципы медиации

Основу метода составляет принципы добровольности и сотрудничества. Заставить человека вступить в медиативные переговоры нельзя, понудить сотрудничать тоже.

Только самостоятельное принятое стороной спора решение позволяет запустить механизм и достичь главной цели – разрешить конфликт.

В этом состоит и одно из основных отличий медиации от разрешения спора в судебном учреждении.

Сфера применения медиации

Закон ограничивает возможность применения медиативных процедур. Прибегнуть к разрешению разногласий путем организованных и контролируемых переговоров можно только, если они вытекают из гражданских, семейных или трудовых отношений (за исключением коллективных трудовых споров).

В иных правоотношениях такой способ урегулирования конфликтов неприменим. Вторым ограничением является узкий состав участников спора.

Это возможно только, если предметом спора являются взаимоотношения его участников. Если спор затрагивает интересы третьих лиц или публичные отношения, медиация неприменима.

Медиаторы

Закон не ограничивает персональный состав участников медиативной процедуры. Прибегнуть к помощи посредника могут, как юридические, так и физические лица.

Однако к посредникам закон предъявляет требования, различающиеся от характера деятельности посредника (непрофессиональная или профессиональная).

Медиатором может быть только физическое лицо.

Непрофессиональный посредник должен отвечать следующим требованиям:

  • быть совершеннолетним и обладать полной дееспособностью;
  • не иметь судимостей.

К профессиональным посредникам предъявляются следующие дополнительные требования:

  • возрастной ценз увеличивается до двадцати пяти лет;
  • наличие любого высшего образования;
  • наличие дополнительного образования в сфере медиации.

Государственные и муниципальные служащие не могут выполнять обязанности медиатора.

Препятствиями к участию медиатора в урегулировании спора служат родственные отношения с одной из сторон или наличие личной заинтересованности в исходе переговоров.

Указанные особенности правового регулирования медиации следует учитывать при организации школьной службы медиации, установлению правил разрешения конфликтов медиативными способами, проведении процедур разрешения споров.

Специфика школьной медиации

Специфика школьной медиации

Анализ положений закона № 193-ФЗ показывает, что внедрение в школьную практику процедуры медиации, именно как альтернативного способа разрешения конфликта, возможно с определенными оговорками.

Первое препятствие – сфера применения.

Например, закон не предусматривает участия медиатора в споре, вытекающем из отношений, регулируемых законодательством об образовании. Следовательно, конфликт между родителями и администрацией школы не может быть решен через процедуру медиации по смыслу закона №193-ФЗ.

Таким образом принимая решение, может ли школьная служба медиации оказать помощь обратившимся сторонам, надо в первую очередь исходить из характера спорных правоотношений.

Второе , не вызывает сомнения возможность участия в споре школьников. Как через своих законных представителей, так и, в определенных случаях, самостоятельно. Однако привлечение их в качестве медиаторов невозможно.

Третье , остается открытым вопрос правового положения школьной медиативной службы. Должно ли учебное заведение включать в свой устав положение об осуществлении соответствующего вида деятельности. Будет ли школа, как юридическое лицо, признаваться организацией, оказывающей услуги по медиации.

Необходимо ли педагогам, привлеченным к процессу, получать дополнительное образование, как профессиональным медиаторам.

К сожалению, действующие нормативные акты, которыми регулируется медиация в школе не дают полноценного ответа на эти вопросы.

Сказанное дает основания рассматривать медиацию в школе скорее, как образовательный и воспитательный процесс, чем как реальный способ разрешения конфликтов, а положения закона №193-ФЗ применять с особой осторожностью.

Организация службы медиации

Основным руководящим документом, на который следует ориентироваться при организации работы по созданию службы медиации в школе, являются Рекомендации Минобрнауки № ВК-54/07вн от 18.11.13 г.

Понятия “школьная медиация” и “служба школьной медиации”

Служба медиации в школе

В основе метода лежат принципы, получившие закрепление в 193-ФЗ, методики, разработанные отечественными и зарубежными учеными.

Служба представляет педагогическое объединение, действующее по принципу добровольности участия, и не являющееся структурным подразделением образовательного учреждения.

Школьную службу примирения можно рассматривать как педагогическое и (или) детское объединение. В некоторых городах (например, в Волгограде) службы примирения организованы как методические объединения педагогов.

Цели и задачи служб школьной медиации

Деятельность службы не рассматривается как самостоятельная, оторванная от воспитательного и образовательного процессов. Наоборот, служба призвана активно влиять на них, создавать условия для безопасного и гуманного школьного пространства. Упреждать конфликты, оказывать подросткам реальную помощь.

Для достижения этой цели перед службами школьной медиации ставится решение следующих конкретных задач:

Служба не должна ограничиваться работой только с детьми, немаловажной задачей является воздействие на взрослых, с целью популяризации конструктивного медиативного подхода к разрешению конфликтов.

В повседневной деятельности сотрудники медиативной службы должны:

  • вести просветительскую работу;
  • разрешать разногласия;
  • предупреждать конфликты и препятствовать их распространению.

Через участников этих групп идеология переговорного способа разрешения споров распространяется на других учащихся.

Задачей педагогов является:

  • управление, координация действий учеников, вступивших в группу,
  • помощь им в урегулировании конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Одновременно должна вестись воспитательная работа по другим направлениям.

Педагогическая и правоприменительная практика выработала и иные подходы к организации и проведению медиативных процедур. Исследователи, помимо классической медиации, ориентированной на решение проблемы, выделяет также иные действенные подходы, например:

  • трансформативную медиацию,
  • нарративную,
  • экосистемную,
  • фасилитативную
  • и оценочную.

Образовательное учреждение не ограничено в выборе каким-нибудь одним подходом.

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

К основным нормативным актам, по которым регламентируется медиация в школе, относятся:

основные нормативные акты, регламентирующие процессы медиации в школе

Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

Работа по организации медиативной службы в школе должна включать в себя решение следующих задач:

  • информирование участников образовательного процесса о создании объединения;
  • мотивацию педагогов и учеников к участию в работе службы;
  • общественное обсуждение деятельности нового объединения;
  • разработку документации;
  • обучение участников медиативному подходу;
  • налаживание связей с государственными и муниципальными учреждениями и органами, решающими аналогичные задачи.

Организация деятельности медиативного объединения предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  • семинаров, конференций, собраний с целью информирования учащихся, родителей и педагогов о создании службы медиации;
  • вводного семинара для преподавателей и воспитателей;
  • мотивационного собрания родителей и учеников.

Результатом выполнения этих мероприятий должно являться создание инициативной группы, будущего костяка создаваемого объединения.

На втором этапе организации медиативной службы проводиться обучение участников медиативного процесса, с этой целью можно:

Третьим этапом новой службе придается официальный статус:

  • создание службы согласовывается с органами управления школой, предусмотренными ее уставом;
  • утверждается положение о службе;
  • разрешаются вопросы обеспечения ее деятельности.

На четвертом этапе организуется взаимодействие службы с другими школьными подразделениями, органами общественного контроля, охраны правопорядка, опекой, проводится фактическая апробация взаимодействия между ними, осуществляется первичная оценка работы нового объединения.

Заключительным этапом становления школьной медиативной службы является формирование групп равных, с разбивкой учащихся по возрастным категориям, и непосредственная реализация воспитательной медиативной программы.

Типовые документы по медиации


Ни законодательные акты, ни рекомендации Минобрнауки не содержат обязательного перечня документации, ведение которой должно осуществляться в службе школьной медиации.

Многолетней практикой внедрения медиативного подхода в образовательный процесс был выработан следующий примерный перечень, включающий в себя не только внутренние документы, но и документы о сотрудничестве со сторонним организациями:

Приведенный перечень далеко не полный. Каждое учебное учреждение может дополнить или изменить его.

Медиация в школе – заключение

При всех недостатках правового регулирования медиации в рамках образовательного процесса, сам метод, как новая воспитательная технология, заслуживает самого пристального и внимательного изучения.

Необходимость внедрения в систему образования программ обучения конструктивному способу решения конфликтов не вызывает сомнений.

Преимущества мирного и добровольного разрешения конфликтов на местах перед административным или судебным способами очевидны.

Будет ли медиация в школе пустым звуком и простой формальностью или займет достойное место, зависит от школы, учителей и родителей.

Формы и методы психологической работы по формированию основ ЗОЖ* и профилактике употребления ПАВ**

ВЕБИНАР: Нарушение привязанности в детском возрасте: методы диагностики и психологической коррекции

Скоро

Служба школьной медиации: из опыта практической работы

Автор

/module/item/name

Медиация: введение в понятие

Медиация в школах Санкт-Петербурга

Появилась в 2014 году, на десять лет позже, чем в других регионах России. Используя опыт коллег, специалисты Санкт-Петербурга в короткие сроки, менее чем за два года, организовали службы медиации в каждой школе, разработали и запустили программы обучения медиации, начали развивать медиацию ровесников.

В настоящее время школьная медиация в Санкт-Петербурге оформилась в самостоятельное направление воспитательной работы. Школьная медиация в Санкт-Петербурге развивается, опираясь на традиции петербургской психологической и конфликтологической школы, яркими представителями которой являются Станислав Михайлович Емельянов, Наталья Владимировна Гришина, Ольга Викторовна Аллахвердова, Александр Дмитриевич Карпенко, Елена Никитична Иванова.

Развитие школьной медиации основывается на принципах добровольности и равных возможностей. В работе служб задействуются все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя.

Создание служб школьной медиации в образовательных учреждениях и процесс обучение будущих медиаторов (взрослых и детей) предполагает, не только передачу технологий и организационных схем деятельности. Чрезвычайно важную роль при этом играет трансляция ценностных представлений и концепций, которые образуют фундамент для формирования культуры коммуникации и безопасности образовательной среды.

Трудности развития школьных служб медиации

На этапе становления Службам школьной медиации не хватает подготовленных специалистов, уверенности и опыта, существует страх ошибиться.

Затем следует этап интеграция Службы в систему учебно-воспитательной работы школы, на котором возникают проблемы с разграничением областей деятельности воспитательной службы, психологической службы и СШМ, преодолением консерватизма педагогических коллективов в способах урегулированию школьных конфликтов, а также трудностей в распространении информация о конфликтах, которая часто просто не доходит до специалистов Служб школьной медиации.

На этапе поддержания эффективной деятельности Служб школьной медиации возникают трудности, связанные со сменой поколений специалистов, набором и обучением взрослых и ребят, передачей накопленного опыта.

В тоже время опрос подтвердил вклад Служб в развитие коммуникативной и конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса и, как следствие, в повышение безопасности школьной среды.

Служба школьной медиации Василеостровского района Санкт-Петербурга

Итогом первого года стало создание профессионального сообщества специалистов в области школьной медиации и его оформление в Районное методическое объединение Служб школьной медиации (РМО СШМ). Были разработаны программы обучения для педагогов, лекции для родителей, программы работы с детьми.

Результаты опроса представителей Служб школьной медиации из регионов стали очень важной основой для планирования нашей деятельности, мы учли опыт и трудности коллег и выбрали приоритетными направлениями своей деятельности:

  1. Популяризацию и массовое просвещение по вопросам школьной медиации всех участников образовательного процесса.
  2. Развитие форм и методов внедрение школьной медиации в школах района.

Итогом второго года работы стало внедрение образовательные программы для детей, создание в нескольких школах Клубов медиаторов-ровесников, организация и проведение районных соревнований школьных команд, исследования по теме, совместные проекты со Службами школьных медиаторов других районов.

Что обеспечивает устойчивость Служб школьной медиации?

Наш опыт показывает, что:

  1. Деятельность служб школьной медиации невозможна без поддержки администрации школы, поскольку службе нужно выделить место для проведения медиаций, собраний команд школьников-медиаторов, руководителю службы необходимо пройти обучение, а затем иметь в своем расписании время для работы в службе.
  2. Медиация привлекательна своей новизной, актуальностью и базовыми принципами (добровольность, конфиденциальность, равноправие участников, нейтральность медиатора вызывают доверие к службе).
  3. Устойчивость служб школьной медиации во многом, обеспечивается личной мотивацией и заинтересованностью педагогов и учащихся в результатах работы службы.

Программы развития медиации ровесников

Программы начали проводиться в школах района в 2015-16 учебном году. Для их проведения в школе должна быть сформирована команда заинтересованных школьников, освоивших основы медиативного подхода и готовых систематически, как правило, один раз в неделю, собираться для разбора конфликтов и проведения учебных медиаций.

Медиация между учениками, где медиатором является ровесник, может быть использована для урегулирования конфликтов, возникающих в случаях обзываний, распускания слухов, угроз, ссор, а также порчи или кражи личного имущества, потасовок и драк.

Но, основной целью внедрения школьной медиации является создание такой атмосферы и таких условий в школе, чтобы у ребят не возникало необходимости уходить из школы для выяснения отношений. Каждый учащийся должен иметь возможность обратиться за помощью в урегулировании конфликта в Службу медиации своей школы и выбрать медиатора, с которым ему было бы удобно решать свою проблему – взрослого или кого-нибудь из школьников.

Таким образом, в рамках деятельности Службы школьной медиации для ребят создаются условия, в которых они приобретают собственный опыт урегулирования конфликтов сначала на занятиях с классом, потом на школьных соревнованиях, потом в качестве члена СШМ – на районных Турнирах школьных команд медиаторов, затем на межрайонных соревнованиях. Также ребята могут пройти подготовку по программам медиаторов-ровесников и стать школьным медиатором.

Членство в Службе школьной медиации позволят выбрать интересующие направления работы и проявить себя в школьных исследованиях, в творческих работах по разработке логотипа службы, созданию видеоролика, буклета о деятельности службы и пр.

Участие ребят в программах Службы школьной медиации развивает навыки, важность которых в жизни сложно переоценить. Во-первых, это навыки общения: понимание границ, контекста общения, понимание разницы между межличностными и объектными типами отношений и осознанное поддерживание именно межличностных отношений. Во-вторых, личностные навыки: самоконтроль, способность действовать в ситуациях неопределенности (генерировать идеи, анализировать ситуации, принимать решения). В–третьих, навыки урегулирования конфликтов: использование оптимальных стратегий поведения в конфликте, способность видеть в конфликте возможности для решения проблем, лежащих в его основе.

Этим летом наши старшеклассники имели возможность работать в летних лагерях на территории нескольких школ района в качестве помощников вожатых. Среди них были и члены СШМ. Мы опросили ребят, как они урегулируют конфликты в детских группах. Результаты опроса выявили существенные различия в ответах старшеклассников – членов СШМ:

В целях реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей и разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад "Алёнушка" создана служба примирения (медиации).


Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т. д.).Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.


Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.



Служба медиации это:

  • Разрешение конфликтов силами детского сада.
  • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • Профилактика ранней дезадаптации.

Способы и средства медиации:

При разрешении конфликтов существуют разные способы:

- Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).

- Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).

- Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).

- Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).

- Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

- Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.


Понедельник 13:00-16:00
Вторник 13:00-16:00
Среда 13:00-16:00
Четверг 13:00-16:00
Пятница 13:00-16:00

Правовая основа деятельности Службы медиации.

Федеральный уровень

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ст. 9) № 124-ФЗ от 24.07.98 года

Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

Федеральный закон N 194-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст27 п.2)

Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. №1662 - р (действующая редакция от 08.08.2009 № 1121-р)

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных Министерством просвещения РФ (Протокол заседания Правительственной комиссии от 25.09. 2019 г. №19-23)

Читайте также: