Что является первостепенной обязанностью рабов аллаха

Обновлено: 02.07.2024

Поступок и упование

Следующий аят продолжает излагать истину таваккула на Аллах а :

По исламскому представлению все происходит согласно воле Аллаха и Его предустановлению. Это предустановление воплощается на земле посредством деятельности человека.

Всевышний Аллах сотворил каждое дело вместе с его причиной. Если осуществится причина, то будет достигнут результат.

Так как это все время повторяется, люди стали считать, что основным фактором достижения результата является осуществление его причины. Но они позабыли, что создателем и их самих, и причин является Всевышний Аллах.

В действительности же все происходит по воле и желанию Всевышнего Аллаха. В аяте эта истина разъясняется на примере сражения:

Да сбережет нас Сам Аллах от такого исхода!

И только тогда они избавятся от недуга ожидать чего-либо от кого-либо, кроме как от Аллаха.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

Следовательно, дабы отличить, выявить верующего следует помянуть Всевышнего Аллаха. Те люди, сердца которых при упоминании Аллаха пребывают в трепете, в страхе перед Ним, являются истинными муминами — верующими. То есть, к примеру, если скажут, что некое деяние является повелением Аллаха и его следует выполнять, то человек, принявшийся за совершение этого деяния, страшась Аллаха, и есть верующий.

То есть человек, у которого укрепляется и увеличивается вера, когда читаются аяты Аллаха, является верующим. Человек, на сердце которого воздействует чтение Куръана, чья вера усиливается при чтении Куръана, является верующим.

То есть те, которые возвра щ аются только к Аллаху, только на Его довольство нацеливаются, молят о защите только Его, только Его просят об удовлетворении потребностей, только к Нему испытывают склонность и придерживаются твердого убеждения, что если Он пожелает, то случится, если не соизволит — нет, они являются истинными верующими — муминами.

Однако это не значит, что нужно бездействовать, сторонясь мирских дел и не изыскивая, не изучая их причин. Истинный верующий совершает свои поступки, предварительно запланировав их, детально продумав и подготовив различные образующие причины. Но в то же время он не полагается лишь на предпринятые меры. И он не станет считать результат следствием идеи, плана и предпринятых мер. Напротив, при любых обстоятельствах он полагается только на Аллаха. Считает, что результат — от Аллаха.

Всевышний Аллах в Своем аяте сказал:

То есть что бы ни настигло нас, настигнет от Аллаха. Что предустановил и предписал для нас Всевышний Аллах, то нам и суждено увидеть. Но ясно одно — Всевышний Аллах предписал нам победу, наш исход будет благополучным. Трудности и страдания, встречающиеся нам на пути достижения этой самой победы, являются средствами, ведущими нас к победе. Подобным образом Всевышний Аллах испытывает нас.

Он всегда помогает нам. Он всегда охраняет, оберегает нас.

Да, пусть они полагаются только на Всевышнего Аллаха. Верование в предопределение и предустановление Аллаха и совершение Ему таваккула не противоречат приготовлениям и стараниям. Напротив, они являются исполнением повелений Аллаха. Те, которые не исполняли повелений Аллаха и не прилагали своих усилий, никогда не совершали таваккул — не полагались на Аллаха.

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

Это неизменная истина. Во все времена, во всех местах верующие полагаются только на Аллаха. Никому другому! И да пусть их сердца не повернутся к другому, помимо Него. Пусть они не просят ни помощи, ни защиты ни у кого другого, помимо Всевышнего Аллаха.

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

В этом священном аяте нашл а свое отражение главная причина совершения таваккула на Аллах а , упования на Него в каждом случае, прошения Его позволения во всем, мольбы к Нему и ожидания от Него помощи и поддержки.

В то же время, этот смысл излагается в удивительном стиле — в виде отрицающего вопроса.

Эй вы, неверные, скажите-ка, и почему бы нам не полагаться на Господа своего?!

Разве не является целью жизни в этом мире обретение счастья в обоих мирах?!

Разве не нужно было находить путь достижения этого счастья? Всевышний Аллах указал нам этот путь.

По Его милости мы нашли свой путь к счастью. И теперь ничто не воздействует на нас. И мы с твердостью пойдем по этому пути.

В этом отношении мы не станем колебаться, и не станем расслабляться.

Всевышний Аллах в нижеследующем аяте сказал:

Сколько бы ни старался шайтан, сколько бы ни наущал он, никогда не сможет сбить с праведного пути человека, имеющего веру в Аллаха. Ибо душа верующего привязана к Аллаху. А привязанная к Аллаху душа не подвергнется ни наущению, ни смятению.

Верующие, совершающие таваккул на Аллаха, полагающиеся только на Него, никогда не станут оборачиваться в другую сторону. Именно поэтому шайтан не властен над теми, кто верует в Аллаха и полагается только на Него.

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

Вечно живым и бессмертным является только Единый Аллах! Раб Аллаха должен уповать только на Него Одного, опираться на Него. Это и есть самое надежное упование. Ибо все, кроме Аллаха, умрет, исчезнет. Опирающийся и полагающийся на другого, кроме Аллаха, станет полагаться на непостоянное и ненадежное. Но это еще не все. Также Единственным достойным восхвалений за наделение рабов благами является только Сам Всевышний Аллах. Ибо нет другого наделяющего благами, кроме Него. Проявляющие неблагодарность к Нему и воздающие хвалу кому-либо другому, помимо Него, совершают великий грех. Именно поэтому верующий раб должен всегда поминать Всевышнего Аллаха пречистым от всех недостатков. Не делающие этого неверные совершают великую ошибку. Все, что они делают, делают себе во вред. В конечном итоге они непременно ответят за совершенные ими грехи перед Всемогущим Всевышним Аллахом. Потому что:

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

Для достижения прекрасных, ценный и вечных благ, уготовленных при Аллахе, необходимо быть представителем общины, вобравшей в себя следующие качества.

Вера является сутью и основой вышеупомянутых качеств, присущих верующему. И вообще, вера является основой всех прекрасных качеств в мире.

При отсутствии веры не будет ни малейшего прока от всех других положительных качеств.

Если нет веры, то мир и все, что есть в нем, невозможно воспринимать правильно.

Если нет веры, то представление о мире и все действия в нем будут абсолютно неверными.

Поэтому невозможно совершать благие деяния без веры, даже если они совершатся, то ввиду того, что они были совершены без какой-либо основы, ради корыстных целей, они не будут включены в книгу благих деяний.

Представления человека о жизни, о мире, и то, как он распоряжается вещами в этой жизни, могут быть правильными только при наличии веры. По этой самой причине, для того чтобы все было по-настоящему прекрасным, необходима вера.

И по этой же самой причине в качестве главного качества общины, достойной овладеть прекрасными и вечными благами при Аллахе, упоминается вера.

Наличие таваккула на Аллаха.

После наличия веры, вторым качеством общества, достойного обладать прекрасными и вечными благами при Аллахе, является таваккул на Аллах а . Во всем полагаться только на Всевышнего Аллаха.

А это есть истинное единобожие — тавхид. Верующий мусульманин и в своих мыслях, и в упоминаниях, и в своих представлениях уповает только на Самого Аллаха, полагается на Него. И нет у него другой опоры, помимо Всевышнего Аллаха.

Полагаться в чем-либо на другого, помимо Аллаха — значит наносить ущерб тавхиду, что ведет к ширку. Именно поэтому полагаться во всем только на Аллаха, опираться на Него считается самым важным качеством после иймана — веры.

Однако некоторые люди недостаточно хорошо осознают смысл таваккула и неправильно интерпретируют упоминающие о нем аяты и хадисы. Можем привести пару примеров.

Передается от Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали Тирмизи, Ахмад и Хаким.

Исходя из содержания этого хадиса некоторые люди приходят к мнению, дескать, наделивший уделом птицу Всевышний Аллах наделит уделом и нас, нужно всего лишь пребывать в состоянии таваккула на Него. В действительности же, данный благородный хадис подразумевает совершенно противоположный смысл.

В этом благородном хадисе речь идет о том, что если рабы Аллаха станут совершать истинный таваккул Всевышнему Аллаху, станут искренне полагаться на Него, то непременно Он наделит их уделом, подобно тому, как наделяет не имеющих при себе каких-либо припасов птиц, которым удел дается по необходимости.

Если подумать, каждая просыпающаяся утром птица испытывает голод, ее брюшко совершенно пустое. И при этом у нее нет никаких запасов пищи, и нет у нее на примете никаких источников удела.

Однако каждый день она вылетает из своего гнезда в поисках удела. И через определенное время можно увидеть, как она летит обратно с наполненным брюшком.

Положение всех животных в мире точно такое же. И если люди будут по-настоящему совершать таваккул Всевышнему Аллаху, то Он непременно наделит их уделом из Своего сокровенного. Только для этого нужно, чтобы люди прилагали необходимые старания-усилия, подобно птице, покидающей свое гнездо и прилагающей старания-усилия ради поиска своего удела.

Всевышний Аллах не преподносит готовый удел даже птицам и насекомым, если они, сидя на месте, сами не прилагают нужных усилий, чтобы найти его.

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали два шейха и Тирмизи.

Пояснение. Значит, чтобы быть в числе тех, кто водворится в рай без расчета, необходимо обладать четырьмя качествами.

То есть тот, кто не требует совершения в отношении кого-либо рукйа времен джахилии, состоящей из приравненных к ширку деяний, и кто не придерживается убеждения, что разрешенная Исламом рукйа дает исцеление сама по себе, а верует, что исцеление приходит только от Всевышнего Аллаха.

Здесь также подразумевается одно из убеждений времен джахилии, согласно которому люди в целях исцеления некоторые раны на теле прижигали раскаленными предметами, в том числе и раскаленным клеймом. При этом люди верили, что прижигание клеймом исцеляет от недугов и тем самым допускали ширк в отношении Всевышнего Аллаха. Тот, кто относится к умме Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, должен непоколебимо верить, что исцеление недуга, как и само его появление, — от Аллаха.

Тот, который во всем полагается только на Всевышнего Аллаха.

Человек, вобравший в себя все вышеупомянутые четыре качества, окажется в числе семидесяти тысяч, которые войдут в рай без произведения расчета за деяния.

Само понятие рабства существует с незапамятных времен. Однако оно практиковалось в исламском мире совершенно иначе, чем в остальном мире. Даже в более поздние времена, спустя столетия после прихода Ислама, немусульмане практиковали рабство самым варварским образом. Американское рабство было одним из худших форм рабства, которому люди были свидетелями. Рабов не считали за людей, и они не имели никаких прав. Этот вид рабства был очень похож на те формы рабства, которые практиковались до Ислама (среди арабов) во времена невежества (джахилийи). Ислам явился настоящим благословением для человечества — и очевидно, что рабам были даны права, которых они не имели нигде в остальном мире.

Помимо того, что Ислам дал рабам права, он также сделал шаги по направлению искоренения рабства вообще, как практики. Из истории известно, как рабы были угнетены в неисламском мире. Их унижали не только словесно (морально), но и физически. Хозяин мог нагружать раба непосильной работой и заставлять его работать целый день подряд. Рабы носили рваную и поношенную одежду. Рабов кормили остатками пищи, еды было мало, и она была плохого качества. Некоторые из них (рабов) вообще никогда не получали мяса или фруктов, которые ели их хозяева. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, пришедший с Божественным Откровением, запретил подобную практику. Хозяевам было запрещено угнетать своих рабов, они должны были кормить их тем, что едят сами, и одевать их в такую же одежду, которую носят сами.

Передается от аль-Ма’рура:

С приходом Ислама и его распространением среди людей рабство получило в целом новый смысл. Если вы имели раба, то это больше не означало, что вы приобрели животное, которое можете угнетать, заставляя его работать целый день, как осла, и в конце дня дать ему какие-нибудь остатки еды, которых ему еле-еле хватит, чтобы не умереть. Ислам ясно дал понять каждому своему последователю, что человек, который является рабом, тем не менее, брат мусульманину, и поэтому он имеет права, которые мусульманин обязан соблюдать. Ислам учит, что и рабы, и хозяева равны перед Всевышним Аллахом и, если мусульманин имеет брата в своей власти, он должен быть уверен, что его брат получит все права, которые даны ему в Исламе.

В других хадисах придается важность предоставлению рабу образования и обучению его хорошим манерам, как подчеркивается Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, в следующем хадисе:

Передается от отца Абу Бурда:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Три человека получат двойную награду:

Здесь показана не только важность обучения раба, но также сделаны шаги к искоренению рабства. Хорошо известно, что человек, принадлежащий к людям Писания, получит двойную награду за принятие им Ислама. Подобно этому. такая же награда положена человеку, который освободит свою рабыню и женится на ней, после того как даст ей образование и обучит ее хорошим манерам. Таким образом, рабство искоренялось в исламском мире.

Мусульманам также запрещено было заставлять своих рабынь заниматься проституцией, чтобы зарабатывать на них деньги таким образом. Был случай, когда девушку-рабыню одного ансара заставляли это делать, после чего был ниспослан аят, касающийся подобных поступков:

В исламской истории можно найти множество свидетельств, которые показывают нам, что к рабам относились также, как к другим людям. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас, что рабы и свободные люди равны между собой. Во времена невежества люди не желали стоять рядом с рабом, в то время как мусульмане во время молитвы стояли рядом с ними, показывая тем самым единство и равенство всех мусульман перед Всевышним Аллахом. Биляль был одним из первых рабов, принявших Ислам. Его мучили язычники, чтобы он оставил Ислам и вернулся к язычеству, однако он не оставил Ислам и продолжал держаться учения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он был первым человеком, стоявшим на крыше Каабы и провозглашавшим оттуда азан (мусульманский призыв к молитве). Другие (новые) свидетельства равенства и того, что рабов рассматривали как людей, видны из того, что множество хадисов, которые были переданы рабами и освобожденными рабами: эти хадисы считаются правдивыми, и им следуют миллионы мусульман во всем мире сегодня. Это значит, что свидетельства рабов также рассматривались и принимались. Мы можем также видеть из предания (мусульманской истории), что рабы не только стояли плечом к плечу с другими мусульманами во время молитвы, но даже руководили молитвой.

Из Корана каждый может ясно увидеть, что женщины-рабыни и мужчины-рабы, принявшие Ислам, лучше свободных женщин и мужчин из неверующих. Мусульманам рекомендуется женить своих детей на рабах или рабынях мусульманах, а не на свободных людях из язычников:

Важность освобождения рабов множество раз подчеркивалась Аллахом через Своего последнего и заключительного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если неверующий отпускал на волю своих рабов до того, как принять Ислам, то он будет вознагражден за свои добрые дела, сделанные им еще до принятия Ислама. В Исламе утверждается, что все благие дела, сделанные ради Всевышнего Аллаха будут вознаграждены, а все, что было сделано по другим причинам, таким, как известность, состояние, не будет вознаграждено в будущей жизни. Освобождение рабов находится среди тех благих дел, которые вознаграждаются, даже если были сделаны перед принятием Ислама.

Аллах через Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркивает пользу освобождения рабов. Однажды к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек, говоря, что он имел супружеские отношения с женой во время поста и просил указания по этому вопросу. Первый (возможный) способ искупления (этого поступка), о котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему, было освобождение раба.

Передается Абу Хурайрой:

В те времена раб мог принадлежать одновременно двум людям. В таком случае, если один хозяин хотел освободить свою долю в собственности этого раба ради Аллаха, то сказано, что один собственник (хозяин) должен был выплатить оставшуюся долю (другому собственнику), чтобы освободить раба полностью. Однако если он не мог сделать этого, оставшаяся сумма могла быть (точно) рассчитана, и раб имел право отработать и выплатить требуемую сумму за свою свободу другому собственнику.

Далее в Коране замечено, что людям разрешалось жениться на рабынях. Если человек не мог жениться на свободной женщине по различным причинам, то чтобы не допустить его до прелюбодеяния (попадания в грех), Коран призывает его жениться на рабынях:

Такой человек мог жениться на рабыне, получив разрешение у ее хозяина. Это был еще один пример того, что Аллах гарантировал рабам свободу, поскольку посредством брака раб становился свободным.

Нет сомнения, что Ислам поощрял освобождение рабов. Однако кто-то может спросить: если рабство — это социальная болезнь, почему Ислам не запретил эту практику вообще? Во-первых, рабство в Исламе было совершенно иным и практиковалось в иной форме, отличной от других его форм у тех, кто не следовал его руководству. Во-вторых, рабство не могло быть запрещено в те дни (по нескольким причинам). Ислам не позволял продавать свободных людей как рабов, поэтому большинство рабов были людьми, захваченными в плен в войнах, которые вели немусульмане против мусульман. Из-за отсутствия тюремной системы было очень важно держать этих людей как рабов. Если этим людям было бы позволено жить на свободе, они могли бы объединиться и не только попытаться напасть на мусульман, но пытаться убить сподвижников или даже самого Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В рабстве эти люди были рассеяны (разъединены), им не давали объединиться и напасть на мусульман.

Ислам не устанавливал рабства, хорошо известно, что рабство практиковалось в мире задолго до прихода Ислама. В реальности, Ислам установил такие правила, что в конечном итоге рабство было бы уничтожено полностью. Множество наград было обещано тем, кто освобождал рабов. Аллах давал людям все стимулы, чтобы освобождать рабов, которые в конечном итоге уничтожили бы рабство полностью. Другой хадис выглядит следующим образом:

Передается Абу Хурайрой:

Ислам учит своих последователей уважать всех людей, независимо от их цвета кожи, расы и имущества. Рабам были даны права, о которых не слышали в других обществах. Ислам дал им защиту и призвал людей относиться к ним как братьям, давать им есть то, что они едят сами, и одевать их так, как одеваются сами.

Библия тоже говорит о рабах и устанавливает законы об отношении к ним:

С приходом Ислама к рабам стали относиться как к людям, а не как к личному имуществу. Более того, в Исламе утверждается, что когда-нибудь люди не будут более совершать это действие (держать людей в рабстве), и поощряется освобождение рабов. Освобождение рабов поощрялось по самой ничтожной причине. Если было солнечное затмение, людям рекомендовалось освобождать рабов, если было лунное затмение, людям рекомендовалось освобождать рабов. Таким образом, можно видеть, что мусульмане поощрялись к освобождению рабов по любой причине. Ислам дал защиту рабам и проложил направление к тому, чтобы рабство в конечном итоге было искоренено полностью.

Читайте также: