Что является нравственным стержнем патриотизма духовность правовая культура

Обновлено: 28.06.2024

воспитание социальной культуры через формирование патриотизма, почтения и любви к окружающим, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания, жалости и уважения к другому человеку;

внедрение наиболее эффективных методик духовно-нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность.

Автор: Наталия Викторовна Куцова

Автор: Заместитель директора по УВР - Сазонова Наталья Викторовна

Старший воспитатель - Куцова Наталия Викторовна

Музыкальный руководитель – Шушвалова В.Ю.

Юридический адрес: 344000, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 64

Чтобы ни творилось в мире,

все равно останутся вечные ценности:

милосердие, добро, любовь – всё то,

что помогает выжить всему человечеству и

каждому человеку в отдельности.

Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедея тельности человека, социума.

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у ребенка не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм.

Сегодня очень важно у детей развивать духовные ценности.

В ходе реализации проекта нами были, поставлены цели и задачи, определены целевые ориентиры, выбраны социальные партнеры, составлен план мероприятий, разработан диагностический инструментарий.

Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с со циумом. За дверьми образовательных организаций огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы.

Проект вовлекает детей в мир добра и любви, который становится для них достижимым и реальным. В рамках проекта организовываются праздники, конкурсы, досуги, развлечения и благотворительные акции. В рамках проекта дети становятся участниками различных культурных мероприятий, они учатся выражать себя в искусстве, общаться и дружить, любить свой край,родину .

В дошкольном учреждении стало традицией организация и проведения различных мероприятий по патриотическому и духовно -нравственному воспитанию.

Нами предложена модель духовно-нравственного воспитания старших дошкольников, объединяющего всех субъектов образовательного пространства (педагогов, родителей, детей, общественные организации) и оптимально раскрывающего интегративные возможности изобразительной, познавательной, социальной, коммуникативной деятельности (занятия, праздники, конкурсы, концерты ) в достижении детьми 4 - 7 лет целевых образовательных ориентиров, соответствующих ФГОС ДО.

Проект по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста

Сроки реализации: долгосрочный

Вид проекта : творческий

Возраст детей : 4-7 лет

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители, социальные партнеры

Направление проекта : патриотическое и духовно- нравственное воспитание детей .

Дошкольники России , какими гражданами они будут?

Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое воспитание строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущем у, необходима прочная база, которой являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов и обусловили необходимость разработки путей и средств решени я проблемы воспитания духовно-нравственных качеств у детей, что и отразилось в инновационной основе органи зации деятельности образовательного учреждения , открыло перспективы для подлинной организации духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.

Инновация проекта в том, что он направлен на воспитание гражданина, современного национального идеал а - высоконравственного , творческого , компетентного гражданин а России , принимающего судьбу Отечества как свою личную , осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны , укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Новизна заключаетс я в разработке и апробации новых условий ( дистанцион ного ) взаимодействия участников проекта по патриотическому духовно-нравственному воспитанию и открытости – включение новых социальных партнеров.

При составлении данного проекта использовались с ледующие нормативно-правовые документы :

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС)

воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении

тратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования.

Инновационный проект разработан на основе:

1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

2 . О пыта практической деятельности ОУ по данному направлению.

Ресурсное обеспечение проекта

В ОУ созданы достаточные материально-технические условия для реализации задач, п оставленных данным проектом. В ОУ имеются музыкальный зал, тематический мини-музей, физкультурный зал.

Имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника , интерактивные доски, проектор ы, экраны, средства наглядности, сенсорная комната.

Использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

Функционирование инстаграма ОУ - освещение реализации проекта, мероприятий.

Цель проекта: Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России , принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, гражданина , через формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравствен ных и социокультурных ценностей, в сотрудничестве с родителями воспитанников и социальных партеров.

с социальными партнерами

формирование чувства доброты, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь;

воспитание социальной культуры через формирование патриотизма, почтения и любви к окружающим, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания, жалости и уважения к другому человеку;

внедрение наиболее эффективных методик духовно-

нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность.

получение знаний о духовных качествах личности;

формирование моральных норм;

обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

умение выражать чувства сопереживания, добра и долга

к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе

правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Показатели, по которым отслеживается

эффективность реализации программы социализации воспитанников

высокая посещаемость мероприятий и участие в конкурсах воспитанников;

самостоятельность и инициативность в деятельности;

гибкость и креативность мышления (умение реагировать в нестандартных ситуациях);

динамика детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Главное направление проекта – создание в ОУ для детей условий, способствующих творить добро для всех ;

- воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, дошкольным группам , улице, городу через все виды детской деятельности;

- формирование чувства привязанности к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие интереса к народным традициям, обычаям, промыслам;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;

- формирование нравственно-патриотических чувств посредством озн акомления детей с народными промыслами донского края ;

- развитие заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.


В статье описан опыт работы по духовно - нравственному и патриотическкому воспитанию в школе. Патриотическое воспитание в школе идет со дня основания школы с 1955 года, Духовное воспитание новое для школы направление с 2015 года.

Содержимое разработки

Мишарина Л.А.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Актуальность вопроса состоит в том, что наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Люди перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Основной целью является воспитание компетентного, ответственного и инициативного гражданина Республики.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков.

То, что в школах Луганской Народной Республики введен курс основы православной культуры, свидетельствует о том, что настало время изменить как в себе так и в детях, приходящих к нам, отношение к культуре, свое отношение ко всему происходящему в обществе.

Отсюда вытекает задача школы - формирование личности, проникнутой духом родной культуры.

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории государства, готовности служить Отечеству.

Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ государства ЛНР.

Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

Развитие форм ученического самоуправления.

С целью воспитания настоящего гражданина Республики, готового всегда повести за собой в школе работает школьное самоуправление под руководством Президента школы. Это и день самоуправление и проведение мероприятий под эгидой Президента – традиционный велопробег, смотр строя и песни., организация работы в классах. Традицией школы стало посвящение первоклассников в однокашники, которое проходит на линейке 1 сентября. Традиционными для школы стали и поздравления с Днем пожилого человека, концерты – сюрприз В деле воспитания подрастающего поколения большую помощь оказывают родители, являясь не только зрителями, но и участниками всех школьных мероприятий.

Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся.. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача

Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II « О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики

Гражданское образование:технологии, интерактивные формы работы

О.А. Северина. Волгоград: Учитель 200176 – 319 с.

Храм души.Открой. Прочти. И стань другим – Стихи – притчи Захаров Сергей. Луганск:СПД Резников- 2015- 104с.

В начале третьего тысячелетия важнейшей проблемой духовной жизни нашей страны является возрождение традиционных духовных ценностей и идей, среди которых основополагающей была и остается идея патриотизма. В современных российских условиях, когда изменениями охвачены практически все сферы социально-экономической, политической и духовной жизнедеятельности, пожалуй, только она, став материальной силой, может способствовать осуществлению надежды на возрождение национальных ценностей и традиций российского общества, на выход нашей страны из состояния затянувшегося поиска основ своего существования.

1

Смысловое наполнение данного понятия может зависеть от конкретно-исторических условий жизни общества, его классов, политики господствующих групп, их целей и задач. Так, в период Французской буржуазной революции1789 — 1794 гг. патриотами называли себя сторонники республики в противовес монархистам. В России же после Октябрьской революции 1917 г. большевики считали патриотами только тех, кто любил исключительно социалистическое Отечество, разделял классовые интересы и поддерживал политические устремления пролетариата.

Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества. Патриотизм был и остается характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Патриотические идеи начали формироваться еще в древности, в период распространения православия на Руси и борьбы с многочисленными иноземными захватчиками. История России, можно сказать, — это история русского патриотизма. Две трети своего существования наша Родина вела упорную борьбу за сохранение своей независимости. В этих условиях патриотизм стал естественной государственной идеологией.

Защита Отечества у народов России издревле рассматривалась как высшая обязанность человека. Общественное сознание россиян давно и прочно связало воедино патриотизм и выполнение воинского долга по защите Родины. Российские офицеры и солдаты всегда были носителями патриотической идеи бескорыстного, самоотверженного служения Отчизне. Российские воины по праву считаются самым патриотичным слоем нашего общества, а патриотизм — душой Русской армии.

Конец XVII — начало XVIII вв., когда в результате петровских реформ были созданы новая система государственного управления, регулярные армия и флот России, можно считать началом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров, солдат и матросов на фундаменте патриотической идеологии, которая с самого начала формировалась Петром Великим как государственная идеология.

С позиций нашей духовно-исторической традиции и с учетом целей воинского воспитания патриотизм нуждается в разносторонней трактовке. Патриотизм -это чувство любви и гордости за свое Отечество; общественный, нравственный и политический принцип, регулирующий отношение человека к Родине; совокупность эмоций, идей и действий, направленных на прогрессивное развитие своей Отчизны; отношение определенного субъекта к Отечеству; идеология и психология преданности Отечеству; готовность защищать его даже ценой собственной жизни; духовная ценность, причем — одна из базовых ценностей общегосударственного уровня; критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу, духовной цивилизации; морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение; вектор практического поведения личности. Патриотизм -это фундаментальная основа национальной безопасности России. Для военнослужащих он является также фактором выбора военной профессии, критерием профессиональной пригодности и, что особенно важно, источником духовно-нравственных сил.

Новые российские реалии стимулируют возрождение патриотической идеи как духовной опоры общества, важнейшей составляющей общенациональной идеологии, фундаментальной основы обеспечения национальной безопасности.

2

Итак, патриотизм — суть фундаментальная основа обеспечения национальной безопасности. Что же базируется на этом фундаменте?

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

Проблема духовной безопасности российского общества как состояние защищенности всей совокупности ценностей духовной культуры и способности противостоять внешним и внутренним угрозам становится сегодня особенно актуальной и рассматривается в качестве одного из важнейших условий обеспечения национальной безопасности, духовно-нравственного оздоровления общества и Вооруженных Сил России.

В настоящее время рядом аналитиков выделена система обстоятельств, которые непосредственно указывают на необходимость и значимость осмысления основных угроз духовной безопасности российского общества. Особого внимания заслуживает анализ ситуации, сделанный ведущим отечественным ученым в области осмысления проблем духовной безопасности доктором философских наук, профессором П.И. Чижиком. Остановимся на некоторых моментах его исследования.

Сегодня сложилась ситуация, когда, с одной стороны, духовный иммунитет российского общества значительно ослаб, а с другой — количество источников духовных опасностей и угроз российскому обществу неуклонно возрастает. Угрозам духовности российского общества соответствуют целенаправленные действия конкретных носителей враждебных намерений (начиная с иностранных разведывательных служб и кончая криминальными группировками). Существует два основных вида угроз духовности — внешний и внутренний. Они реализуются ие только во взаимной связи, но и на достаточно высоком уровне скрытности по отношению к тем объектам, на которые направлены. Многие из них способны в значительной степени дестабилизировать функционирование духовных ценностей российского общества, личности и государства, а значительная часть как внешних, так и внутренних угроз-, носит ярко выраженный разрушительный характер. Многие угрозы нацелены на то, чтобы устранить из сознания и мировоззрения граждан чисто российское, направлены на отчуждение духовных ценностей от их носителей.

Угрозу можно определить как актуализированную форму природной и социальной опасности в процессе ее превращения из возможности в действительность, внутреннюю готовность и возможность ряда субъектов причинить ущерб другим субъектам. Внешние угрозы российскому обществу традиционно исходят от представителей других стран и народов, явно или скрытно пытающихся реализовать свои амбиции, специально разработанные программы по пропаганде и распространению значимого для них образа духовной жизни и мышления, а также духовных ценностей и ориентиров. Внешние угрозы направлены, как правило, не против всего содержания духовности общества и личности, а на конкретные ее элементы и признаки. Угроза трудно выполнима, если она достаточно очевидна для большинства населения и вызывает у него активное противодействие. Практика показывает, что большинство внешних угроз формируется и реализуется, как правило, в ходе специальных кампаний и операций с целью дестабилизации или изменения отдельных сфер духовной жизни. Манипулирование сознанием граждан чаще всего имеет политическую, социально-этническую и религиозно-атеистическую направленность.

Угрозы в политической сфере (сознанию и мировоззрению субъектов) могут быть направлены против существующего, но неугодного для субъектов воздействия политического строя и режима в стране, или на такое изменение политического сознания граждан, в результате которого они, например, поддержали бы вредную для них, но выгодную для небольшой группы, политику правительства. Создаются угрозы членам политических партий, руководству страны, а также простым гражданам. Угрозы политическому содержанию духовности общества и личности продолжают оставаться наиболее распространенными и активно реализуются.

Внешние угрозы весьма скрытно осуществляются в отношении духовности этнических общностей для ослабления ориентации на единое государство — Российскую Федерацию — и разжигание сепаратизма. Внешние угрозы многонациональной духовности российского общества формируются и реализуются в тесной связи с внутренними угрозами. Поэтому выявлению подлинных источников и субъектов инициации сепаратистских идей, возвеличивания духовной культуры одной этнической общности в противовес принижению духовной культуры конфликтующей или даже неконфликтующей этнической общности в средствах массовой информации и науке уделяется пока недостаточно внимания. Следует особо подчеркнуть, что наиболее терпимо к духовной жизни других народов относится русский народ. Возможно, поэтому его духовность чаще подвергается фальсификации и различным нападкам.

Внутренние угрозы носят чрезвычайно разнообразный характер. Как правило, они не связываются с существованием или пониманием врага в лице какого-то субъекта, но с восприятием опасных действий, наносящих ущерб духовности общества и личности их связывать необходимо.

Каково же содержание реально существующих внешних и внутренних угроз, опасных для нашего духовного мира? Внутренним источником таких угроз стали, к сожалению, некоторые средства массовой информации.

Сегодня многие российские СМИ, по сути, — основной инструмент психологической обработки людей в интересах немногих или отдельных индивидуумов, внедрения в общественное и индивидуальное сознание идей и установок, ценностей и ориентации, несовместимых с потребностями и интересами, чаяниями и надеждами каждой личности. Таким образом внедряются установки и стереотипы, чуждые нравственному человеку или социальной общности. Очень часто многие россияне оказываются не в состоянии разобраться в действительной ситуации, в осознании степени угрозы их собственной духовности. Объект воздействия как бы добровольно теряет духовную самостоятельность, социальную ориентацию и оказывается подчиненным интересам других субъектов.

Внешние угрозы духовной безопасности для каждого гражданина России и в целом для общества в силу объективных и субъективных причин стали сегодня более благоприятными для их инициаторов, чем в недавнем прошлом. Внешние силы, предпринимая настойчивые и активные действия по психологической обработке российских граждан, реализуют их на достаточно высоком уровне скрытности и изощренности. Более того, значительно возросли их возможности по формированию и осуществлению подобных угроз.

В этом плане, в качестве реальной внешней угрозы духовности значительной части россиян, в том числе и военнослужащих, можно рассматривать информационную и духовно-психологическую экспансию средств массовой информации ряда зарубежных стран, в первую очередь США. Через российские СМИ духовно-культурное поле России интенсивно насыщается чуждыми ценностями. С помощью отдельных программ телевидения осуществляется широкомасштабная духовная агрессия, целью которой является смена духовного менталитета нации, деформация национального сознания, разрушение первооснов отечественной культуры.

Сегодня, образно говоря, видно невооруженным глазом, что совершается массированная языковая иностранная экспансия, нацеленная на разрушение первооснов русской духовной культуры. Следствием этого является постепенное насаждение чувства ущербности, неполноценности у определенной части граждан России как носителей русской культурной традиции.

В качестве интегральной угрозы следует рассматривать процесс, обостряющий реализацию свободы совести российских граждан. Российская Федерация в настоящее время является не только многонациональным, но и многоконфессиональным государством. Сегодня в России по официальным данным насчитывается более 60 религиозных направлений и конфессий. Традиционными и наиболее распространенными для России остаются православие, ислам и буддизм.

Сегодня во многом оказался деформированным сам механизм производства, распространения и потребления духовных ценностей. Опыт решения задач всестороннего и гармоничного развития личности, сохранения и развития традиций отечественной культуры, поддержания высокого уровня духовности граждан во многом утрачен. Почти все отрасли массового духовного производства ориентируются, если называть вещи своими именами, на удовлетворение низменных потребностей человека.

Изучение состояния развития современного российского общества показывает, что угрозы духовной безопасности его гражданам исходят практически из всех сфер общественной жизни. У многих людей утеряно ясное представление о собственной значимости, долговременных целях, о должном, о ценностях, произошел кризис идентичности, борьба интересов принимает жестокий, часто криминальный характер, исключающий компромиссы.

Особым негативным фактором, серьезно дестабилизирующим правосознание и нравственность россиян, выступает организованная преступность и коррупция. По некоторым данным, в РФ оргпреступность контролирует более 40 процентов валового национального производства, под ее влиянием находится более 40 тысяч хозяйственных предприятий, в том числе свыше 500 госпредприятий и столько же банков. Преступные группировки, по оценкам специалистов МВД России, давно поделили сферы своего влияния и осуществили вхождение во властные структуры. Достаточно острой для российского общества является также проблема, связанная с распространением и потреблением наркотических средств.

Угрозы внутри российского общества для духовной безопасности его субъектов существуют и со стороны экстремизма разного толка. Помимо религиозного, особенно опасен этнический духовный экстремизм, нарушающий установленный столетиями баланс духовных культур народов.

Национальная безопасность России не может быть надежно обеспечена без участия общества, состоящего из граждан-патриотов, укрепляющих традиционные для нашей страны духовно-нравственные ценности. Значит, возрождение нашей патриотической идеи и воспитание людей, готовых созидать во имя Родины и надежно защитить Отечество от внешних и внутренних угроз — важнейшая задана государства. Государства, которое само должно быть патриотичным по самой своей сути.

Говорова Ирина Евгеньевна


Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Системный кризис, который затронул российское общество в наибольшей степени оказал воздействие на духовную сферу и прежде всего различные аспекты политического сознания. Существующий в стране на сегодняшний день духовно-нравственный уровень молодежи и студенчества в целом далеко не благополучный. Еще происходит процесс вымывания национальных духовных традиций и устоев. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых гражданами принципов и норм жизни, не всегда присутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Одной из важнейших задач, заявленных на государственном уровне является создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в стране. В Положении об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам подчеркивается необходимость укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи [5].

Постановлениями Правительства РФ выражена суть политики патриотического воспитания как вектора становления нравственной основы формирования активной жизненной позиции граждан [3] и возрождения духовно-нравственных ценностей российского общества.

Образования является, пожалуй, самой всеобъемлющей после семьи сферой, которая в большей степени влияет на воспитание молодежи, а следовательно, ответственна за ее духовно-нравственное становление. Духовно-нравственное воспитание и развитие молодежи явилось основополагающим аспектом в Национальной доктрине образования РФ на период до 2025 года, в которой стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества.

Посредством государственной политики в области образования Доктриной определены цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, включая:

  • преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
  • создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.

В связи с этим на первый план образования в РФ выносятся:

  • историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
  • разностороннее и своевременное развитие молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
  • формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  • свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и
  • гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • служение Отечеству;
  • уважение к родителям;
  • уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • стремление к истине;
  • толерантность, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • эстетическое и этическое развитие;
  • экологическое сознание.

Хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению нравственные и моральные устои позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений, что обеспечивает успешное развитие страны в современных условиях.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом учебно-воспитательного процесса.

Ситуация, сложившаяся в России в ходе реформаторских процессов, привела к ломке прежней системы ценностей. Следовательно, на качественно новом уровне должны рассматриваться проблемы духовных и нравственных ценностей студенчества.

Каковы же основные пути гражданско-патриотического воспитания?

Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая прежде всего создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Создание и функционирование социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся в образовательных организациях осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Формирование и развитие базовых национальных ценностей невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности образовательной организации, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Компетентностный подход в гражданско-патриотическом воспитании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов, и может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

  • исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;
  • компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;
  • компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;
  • коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;
  • учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Поскольку духовно-нравственное развитие синтезирует комплекс гражданско-патриотических, моральных ценностей и базируется на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для его становления не может быть решена средствами только традиционного образования (дисциплины и курсов социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому новые стандарты построены на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Введение образовательных стандартов нового поколения обусловлено не только научно-экономическим развитием страны, но и существующими проблемами в духовно-нравственном уровне нации. Заложенные во ФГОС общие и профессиональные компетенции для дисциплин всех циклов и профессиональных модулей стали базовой основой целостности системы гражданско-патриотического воспитания на протяжении всего срока обучения. Реализация требований федеральных государственных стандартов позволяет более полно осуществлять процесс гражданско-патриотического и духовного воспитания, а следовательно, и выполнять государственную задачу по духовно-нравственному развитию российского общества.

Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).

Дисциплины социально-гуманитарного цикла дают обучающимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Эти дисциплины должны и являются основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны с другими дисциплинами и с внеаудиторной деятельностью обучающихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни образовательной организации. В этом плане учебное занятие может и должно стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательной организации, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.

Патриотическое воспитание – это своего рода социальный проект для всей образовательной организации. Демократический уклад образовательной организации, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно обретение обучающимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Значительную роль в гражданско-патриотическом воспитании и духовном развитии обучающихся играет привнесение в жизненный уклад опыта участия студентов в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесного взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, социальными и общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью такого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Основным субъектом воспитания является личность преподавателя, которая выступает и в роли объекта воспитания. Преподаватель, осуществляя функцию коррекции и сопровождения процесса социализации и самовоспитания студентов, должен обеспечивать качество взаимодействия участников педагогического процесса, в первую очередь – в аспекте реализации духовно-нравственного потенциала патриотического воспитания студенчества. При этом не только самому быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у обучающихся.

Эффективность образовательной деятельности по формированию активной гражданской позиции, патриотизма, духовности студентов может быть выражена в решении следующих педагогических задач:

  • проектирование образовательной среды как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста;
  • разработка и обоснование модели гражданского воспитания (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики;
  • акцентирование и обогащение патриотической проблематики в содержании психолого-педагогических, общегуманитарных и специальных учебных дисциплин;
  • разработка критериев и показателей эффективности патриотического воспитания и диагностического инструментария для отслеживания динамики становления ключевых гражданских компетентностей студентов.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на патриотическое воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Проблемы духовных и нравственных основ патриотического воспитания молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. В целом российская молодежь высказывается за создание гражданского демократического общества, строительство нового государства. В последние годы вместе с положительными тенденциями в экономике наблюдаются патриотические настроения молодежи, в том числе студенческой.

Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.

Духовное и экономическое возрождение России предъявляет новые требования к профессиональному образованию, к подготовке гармонично развитой и духовно богатой личности. Это возможно при каждодневном сочетании и взаимообогащении общечеловеческих и национальных традиций в воспитании студентов, что, несомненно, сказывается на интеллектуальном потенциале общества, утверждает и развивает гуманистическое предназначение профессионального образования.

Читайте также: