Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня какая отрасль права

Обновлено: 01.06.2024

Судья Свободненского городского суда Амурской области Бородина И.Р.

при секретаре Сефербековой Д.Р.

с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Исмаиловым Т.Г.,

лица, привлекаемого к административной ответственности, Клипиковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.22 КоАП РФ, в отношении:

Клипиковой Ольги Владимировны, -- года рождения,

ранее к административной ответственности не привлекалась,

В Свободненский городской суд поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ, в отношении Клипиковой О.В.

Клипиковой О.В. вменяется, что -- в --, находясь в качестве члена избирательной комиссии с правом решающего голоса на избирательном участке --, расположенном по адресу: --, --, выдала гражданину ФИО1 бюллетень для голосования, который проголосовал за свою жену ФИО7, которая не находилась в данный момент на избирательном участке --, тем самым Клипикова незаконно выдала бюллетень для голосования ФИО1

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Клипикова О.В. пояснила, что вину в указанном правонарушении не признает, в момент выдачи бюллетеня ей казалось, что подпись за получение поставила ФИО8

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Исмаилов Т.Г. в судебном заседании просил привлечь Клипикову О.В. к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ и назначить ей наказание в пределах санкции указанной статьи.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 5.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекущая наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.22 КоАП РФ, выражается в выдаче членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с п. 4 ст. 64 Федерального закона, каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

Согласно п. 5 ст. 64 Федерального закона, бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума (п. 6 ст. 64 Федерального закона).

Согласно п. 8 ст. 64 Федерального закона бюллетень заполняется избирателем, участником референдума.

Суд критически относится к письменным объяснениям, данным ФИО12, ФИО13, Клипиковой О.В. --, поскольку данные объяснения противоречат установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам и опровергаются совокупностью исследованных доказательств и расценивают их как способ защиты и оказание помощи в защите Клипиковой О.В.

Кроме того, пояснения ФИО12, ФИО13, ФИО3 в части того, что ФИО1 и ФИО8 -- приходили на участок голосования вместе, не опровергают факт того, что ФИО1 был получен бюллетень, и он расписался в книге списка участников голосования на странице -- за свою жену ФИО8

Исследованные в суде доказательства являются допустимыми и достоверными, поскольку они взаимно согласуются между собой, не противоречат друг другу, при их получении не были допущены нарушения КоАП РФ, судом установлены источники получения этих доказательств.

Данные доказательства в их совокупности являются достаточными для установления вины Клипиковой О.В. в совершении рассматриваемого административного правонарушения.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что Клипикова О.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не нарушен.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, обстоятельств исключающих производство по делу, судьей не установлено.

При назначении наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершённого правонарушения, личность Клипиковой О.В., которая ранее не привлекалась к административной ответственности.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья признает совершение административного правонарушения впервые, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьёй не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Это предполагает соразмерность деяния и назначаемого за него наказания. Следовательно, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначаемого административного наказания. Иначе цели административного наказания, указанные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционного права каждого на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Это будет противоречить Конституции Российской Федерации и сущности института юридической ответственности, указанной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

На основании ч. 2.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании, Клипикова О.В. работает --, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 5.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

Признать Клипикову Ольгу Владимировну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.22 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Указанную сумму штрафа в соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ необходимо оплатить в течение 60 суток с момента вступления настоящего постановления в законную силу, по следующим реквизитам:

Номер счета получателя платежа – 40101810000000010003, банк получателя: Отделение Благовещенск г. Благовещенск

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд, в порядке установленном главой 30 КоАП РФ, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Настоящее постановление также может быть обжаловано в кассационном порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, в Девятый Кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).

Судья И.Р. Бородина

Постановления судов по ст. 5.22 КоАП РФ

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.22 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.

2. Федеральные законы, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается. Такое требование преследует цель, с одной стороны, исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а с другой - не допустить фальсификации результатов выборов (референдума).

Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.

В случае если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии (комиссии референдума), выдавшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня для голосования делается соответствующая отметка в списке избирателей, участников референдума, а испорченный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в одном из следующих действий члена комиссии:

а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.

4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.

5. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Имеются в виду цели перечисленных противоправных деяний.

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено в том числе при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.

7. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи является гражданин, обладающий либо не обладающий правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигший 16-летнего возраста.

8. Данное деяние может быть совершено только умышленно, с целью незаконно проголосовать вместо другого лица.

9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

РФ – это демократическое государство, в котором используется республиканская форма правления, что указывается в первой статье Конституции. Благодаря такому строю обеспечивается равность прав всех граждан, которые могут самостоятельно выбирать на руководящие должности кандидатов путем открытого голосования.

Каждый гражданин имеет право баллотироваться на какие-либо посты независимо от возраста, социального положения, финансового состояния или иных факторов, если у него имеется нужное образование.

При занятии какого-либо поста необходимо осуществлять власть в соответствии с многочисленными требованиями и условиями. Если же какие-либо лица пользуются разными действиями, которые создают препятствие для осуществления избирательных прав россиян, то это является уголовно наказуемым преступлением.

Неправомерное получение бюллетеня

Данное преступление регулируется положениями статьи 142.2. УК. В качестве предмета нарушения выступает незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, которые применяются во время голосования.

К особенностям такого преступления относится:

  • члены комиссии выдают гражданам бюллетени для оставления своего голоса вместо законного избирателя;
  • у некоторых лиц появляется возможность проголосовать дважды или большее количество раз;
  • часть 2 ст. 142.2. УК содержит информацию о мерах ответственности за передачу бюллетеней посторонним лицам, а не избирателям;
  • если такое деяние совершается группой граждан по предварительному сговору или с созданием организованной группы, то это приводит к повышенной ответственности за преступление;
  • в качестве отягчающего обстоятельства выступает наличие прямого умысла, который заключается в приверженности определенной партии и желании незаконным образом помочь кандидату или получить материальную выгоду.

Справка! Состав преступления считается формальным, а преступниками или правонарушителями выступают члены избирательной комиссии, которые пользуются своим служебным положением, чтобы достичь поставленных политических целей. Обычно такие деяния совершаются за денежное вознаграждение.

Сведения из Конституции

Основные данные об избирательных правах граждан РФ содержатся в Конституции. К самой значимой информации относится:

Внимание! Хотя по закону любой гражданин может претендовать на пост Президента, но на практике для этого нужно обладать крупной суммой для проведения избирательной компании, подготовить большое количество документации, набрать подписи от потенциальных избирателей, а также выполнить множество других действий.

В России голосование проводится тайно, поэтому граждане не должны отчитываться кому-либо о том, за кого они проголосовали. Активное избирательное право представлено возможностью баллотироваться на какой-либо пост. Участие в выборах представлено пассивным правом.

Информация об избирательных правах россиян содержится не только в статьях Конституции, но и в других нормативных актах. К ним относится ФЗ №67, КоАП и УК. На основании ст. 32 Конституции у каждого человека имеется право выбирать какого-либо претендента на пост.

При этом предоставляется возможность становиться участником референдума, касающегося какого-либо важного вопроса для страны. Исключением выступают недееспособные граждане, а также лица, находящиеся в тюрьме или иных исправительных учреждениях.

Какие положения УК защищают права россиян

Существует несколько статей УК, в которых перечисляются наказания для преступников, нарушающих избирательные права граждан. Основные сведения содержатся в ст. 141 УК. По ней предусматриваются меры ответственности за создание препятствий для осуществления избирательных прав или функционирования комиссий. Сюда же относится нарушение тайны голосования.

За такие деяния предусматривается:

  • штраф до 80 тыс. руб., который может заменяться санкцией, которая равна доходу за полгода;
  • суд может назначить наказание в виде обязательных работ на 360 часов или исправительных работ на 1 год.

Во второй части данной статьи перечисляются квалифицирующие признаки, которые влияют на выбранный способ наказания.

К отягчающим обстоятельствам относится совершение преступления группой лиц или использование служебного положение, а также наличие доказательств подкупа, физического принуждения, обмана или угроз. При наличии таких обстоятельств выбирается наказание в виде тюремного срока на 4 года. Это обусловлено нарушением избирательных прав, гарантируемых Конституцией.

Виды ответственности

Если правонарушители без законных оснований выдают бюллетени посторонним лицам или пользуются неправомерно полученным документом, то за эти действия предусматриваются наказания по ст. 142.2 УК.

К основным мерам ответственности относится:

  • Член комиссии выдает гражданину или нескольким лицам бюллетени для голосования без законных оснований, что позволяет людям оставлять свои голоса несколько раз. За такие действия назначается штраф от 200 до 500 тыс. руб. Такой крупный штраф может заменяться зарплатой за период от 18 месяцев до трех лет. Судья при рассмотрении обстоятельств дела может воспользоваться наказанием, представленным принудительными работами на 4 года или тюремным сроком на этот же период.
  • Получение от члена комиссии бюллетеня на незаконных основаниях, что позволяет проголосовать дважды или большее количество раз. За такие действия предусматривается штраф от 100 до 300 тыс. руб., который заменяется зарплатой преступника за срок от 1 до 2-х лет. Судьи часто выбирают в качестве наказания принудительные работы или тюремный срок на 3 года.
  • Если вышеуказанные деяния совершаются группой граждан, по предварительному сговору или организованной группой, то применяются более жесткие меры наказания. К ним относится денежная санкция в размере от 400 до 700 тыс. руб., которая по судебному решению заменяется доходом преступников за срок от 2 до 4-х лет. Иногда судья за такие противоправные действия назначает обязательные работы на период до 480 часов или исправительные работы на срок до 2-х лет. Нередко применяются принудительные работы на 5 лет, а при наличии отягчающих обстоятельств выбирается тюремный срок на 5 лет.

Важно! Во время судебных разбирательств учитываются все особенности выявленного преступления, поэтому при наличии смягчающих обстоятельств судья может воспользоваться положениями КоАП, но при отягчающих моментах применяются наиболее жесткие меры ответственности.

При рассмотрении таких дел судья требует представления доказательств вины конкретных лиц. Для этого используются документы, видеозаписи или аудиоролики. Нередко такие преступления фиксируются обычными гражданами, которые пользуются своими телефонами или видеокамерами на избирательных участках.

Иногда вовсе люди, получающие предложение проголосовать повторно по незаконно полученному бюллетеню, сообщают о таких нарушениях представителям правоохранительных органов.

Случаи нарушения

Ежегодно после проведения голосования суды рассматривают дела, имеющие отношение к нарушению избирательных прав. Некоторые такие случаи относятся к незаконной выдаче или использованию бюллетеней.

Но судебная практика показывает, что обвинительные приговоры выносятся крайне редко, поскольку отсутствуют доказательства преступлений, а также выявляются смягчающие обстоятельства, например, некоторых граждан вводят в заблуждение, а также применяется обман или шантаж.

К наиболее громкому случаю относится учет незаконно заполненных бюллетеней на выборах Президента РФ в 2018 году. Такие преступления были выявлены благодаря качественной системе видеонаблюдения. Обнаружение противоправных деяний привело к тому, что результаты голосования на некоторых участках были отменены.

К еще одному известному случаю относятся выборы губернатора Пензенской области 13 сентября 2020 года. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело, связанное с фальсификацией результатов голосования, поскольку член комиссии подтасовал итоги, для чего для расчета использовались неучтенные и заполненные бюллетени.

Полезное видео

О нарушении избирательного права дополнительная информация в видео:

Заключение

Каждый совершеннолетний гражданин имеет право на активное или пассивное избирательное право, если он представлен дееспособным человеком и не находится в местах лишения свободы. Но иногда права и свободы граждан нарушаются недобросовестными членами избирательной комиссии или другими гражданами.

За противоправную выдачу или использование бюллетеней предусматривается серьезная уголовная ответственность, представленная не только штрафом, но и исправительными или обязательными работами, а также тюремным сроком на срок до 5 лет.

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.22 КОАП РФ

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"

Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е.

Комментируемая ст. 5.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Объектом правонарушений по ст. 5.22 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с проведением избирательной кампании, подготовкой и проведением референдума.

Объективную сторону правонарушения по ст. 5.22 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в:

а) выдаче членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ);

б) получении в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 5.22 КоАП РФ);

в) совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 5.22 КоАП РФ).

Порядок проведения голосования установлен ст. 64 Закона N 67-ФЗ, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах.

Согласно п. 8 ст. 64 Закона N 67-ФЗ бюллетень заполняется избирателем, участником референдума.

Из диспозиции ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ следует, что субъектом правонарушения в первых двух случаях является член избирательной комиссии, комиссии референдума. При этом выдавать избирателям (участникам референдума) бюллетени для голосования имеют право только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (п. п. 22, 23 ст. 29 Закона N 67-ФЗ).

Незаконная выдача бюллетеня может быть совершена только умышленно.

Из диспозиции ч. ч. 2 и 3 ст. 5.22 КоАП РФ следует, что субъектом правонарушения является физическое лицо - гражданин, который обратился в избирательную комиссию, комиссию референдума избирательного бюллетеня за получением бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования.

Правонарушение по ч. ч. 2 и 3 ст. 5.22 КоАП РФ может быть совершено только умышленно.

Задайте вопрос юристу:

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 5.22. КоАП РФ:

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.

2. Федеральные законы, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается. Такое требование преследует цель, с одной стороны, исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а с другой - не допустить фальсификации результатов выборов (референдума).

Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.

В случае если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии (комиссии референдума), выдавшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня для голосования делается соответствующая отметка в списке избирателей, участников референдума, а испорченный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в одном из следующих действий члена комиссии:

  • а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
  • б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
  • в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.

4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.

5. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Имеются в виду цели перечисленных противоправных деяний.

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено в том числе при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.

7. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи является гражданин, обладающий либо не обладающий правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигший 16-летнего возраста.

8. Данное деяние может быть совершено только умышленно, с целью незаконно проголосовать вместо другого лица.

9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Читайте также: